Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Возрастная особенность опорно-двигательной системы у детей

Среди четко выраженных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата грудных детей на практике встречается большое число нестойких, переходящих нарушений, которые вызывают беспокойство родителей. Это пяточная и пяточно-вальгусная установка стоп у новорожденного, кажущееся плоскостопие, асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах, варусное (О-образное) искривление ног, беспорядочное движение рук, ограничение отведения ножек согнутых в тазобедренных и коленных суставах и др.

Чтобы отличить патологическое состояние от нормального необходимо знать особенности развития ребенка, его двигательные возможности.

Так, нефиксированная пяточно-вальгусная установка стоп, как правило, бывает вследствие внутриутробного прижатия ее, и быстро проходит после рождения. Гимнастика и массаж , прибинтовывание к тылу стопы мягкого ватного валика ускоряет процесс восстановления нормальной функции стоп.

Отсутствие при нагрузке у грудного ребенка, свойственного взрослым продольного свода подошвенной поверхности стоп еще не свидетельствует о наличии плоскостопия, т.к. свод формируется на протяжении первых лет жизни, а до этого выражено слабо благодаря толстому жировому слою на подошвенной поверхности. При этом надо следить, нет ли условий, способствующих образованию плоскостопия (ожирение, лишний вес, слабость мышачно-связочного аппарата, в том числе рахитического происхождения, деформации коленных суставов и стоп). Во всех этих случаях предупредительными мерами будут гимнастика, массаж, ограничение нагрузки, ношение ортопедической обуви и др.

Что касается варусной (О-образной) деформации нижних конечностей, то она характерна для новорожденных и со временем проходит, но при малейшем усилении кривизны необходимо принимать профилактические меры (снижение нагрузки на нижние конечности, борьба с тучностью ребенка, проведение противорахитических мероприятий, массаж, гимнастика, ванны).
Ручками ребенок в норме беспорядочно двигает, но беспорядочные движения рук у правильно развивающегося ребенка должны стать целенаправленными уже к 2-3 месяцам.

Часто у новорожденных и грудных детей выявляется асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах. При этом следует обращать внимание не на складки на бедрах и их количества, а на ягодично-бедренные и подколенные складки, которые при вывихе и подвывихе бедра располагаются асимметрично на разном уровне. Опыт показал, что почти у 80% детей асимметрия кожных складок на бедрах не сопровождается дисплазией (недоразвитие) тазобедренных суставов и только и у 20% сопутствует дисплазия.

В норме отведение бедра при согнутых ножках у детей первых месяцев жизни достигается до 80-90`. Ограничение отведения в этом возрасте может зависеть от повышенного тонуса приводящих мышц, чем от анатомичеких изменений в тазобедренном суставе. Такое физиологическое повышение мышечного тонуса у детей первых месяцев жизни создает картину ограничения движения в различных суставах, в том числе и тазобедренного. Но если оно ограничено и невозможно больше чем до положения 70-75`, такой ребенок должен быть осмотрен и взят на лечение у ортопеда , как подозрительный по дисплазии. При этом надо проверить устойчивость (стабильность) тазобедренных суставов. Хруст и щелчок в области тазобедренного сустава или (обоих суставов) показатель нестабильности сустава или выскальзывания головки бедренной кости из суставной впадины (вывих или подвывих бедра). В этих случаях обязательно назначается лечение. Сводиться оно к широкому пеленанию: две пеленки складываются несколько раз и прокладываются между ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах и отведенными на 70-80` (подобное пеленание может быть рекомендовано всем детям, т.к. в этом положение тазобедренные суставы лучше развиваются и оно физиологично в первые дни жизни ребенка).

Задержка развития статокинетических функций ползанья, сидения, вставание на ноги нередко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуально и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен. Однако в этих случаях, при отсутствии признаков какого-то заболевания, как и при рахите следует назначить общий массаж, гимнастику, ванны, проверить полноценность питания и режим ребенка.

Эти и многие другие беспокойства родителей наилучшим образом разрешаются при профилактических осмотрах у ортопеда и невропатолога в первые месяцы жизни.

Т.Я. Мацкеплишвили - ортопед высшей категории, Кандидат медицинских наук ГУ НЦЗД РАМН

Значение опорно-двигательного аппарата .

К опорно-двигательному аппарату относятся мышцы и кости. Скелет выполняет опорную, защитную функции, функцию движения, кроветворения и участвует в обмене веществ, особенно минеральном (кости являются депо солей Р, Са, магния, железа и т.д.). Мышцы, прикрепляясь к костям, при сокращении перемещают их относительно друг друга, что обеспечивает движение. Мышцы выполняют опорную функцию, поддерживают определенное положение тела.

Защитная функция мышц заключается в том, что они входят в состав стенок, которые ограничивают полости тела и защищают внутренние органы от механического повреждения. В процессе онтогенеза мышцы стимулируют созревание ЦНС. В период эмбриогенеза развивающийся организм получает ограниченное количество раздражений. При движении плода раздражаются рецепторы мышц и импульсы от них идут в ЦНС, а это дает возможность нервным клеткам развиваться. То есть ЦНС направляет и стимулирует рост и развитие мышц, а мышцы влияют на формирование структуры и функции ЦНС.

Химический состав, развитие, строение и соединение костей. Кость является органом, так как она обладает всеми характерными для него признаками: имеет определенную форму, строение, функцию, развитие, положение в организме и построена из нескольких тканей, преимущественно костной. Химический состав кости взрослого человека: вода - 50%, неорганические вещества - 22% , органические вещества, которые в совокупности называются оссеином - 28% (в том числе жир, коллаген, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Кость новорожденного характеризуется большим количеством воды, кроме этого кости детей имеют больше оссеина, который придает кости упругость и эластичность. Кости людей старшего поколения имеют большее количество неорганических веществ, что придает кости хрупкость и ломкость.

Костный скелет взрослого человека насчитывает 203 - 206 костей, а ребенка - 356.

Кость в своем развитии проходит три стадии:

1) соединительнотканную, или перепончатую (3-4 недели внутриутробного развития);

2) хрящевую (5-7 недель внутриутробного развития);

3) костную (точки окостенения появляются с 8-ой недели внутриутробного развития).

Эти 3 стадии проходят почти все кости и тогда они называются вторичными костями. Но есть кости, которые проходят только 1 и 3 стадии, тогда они называются первичными костями. К ним относятся: кости свода черепа, большинство костей лицевого черепа, средняя часть ключицы.

Структурная единица кости называется остеоном или гаверсовой системой. Остеон — это система костных, концентрически расположенных пластинок вокруг канала, в котором проходят сосуды и нервы (гаверсов канал). Остеоны образуют в своей совокупности компактное вещество кости, расположенное под надкостницей, тонкой пластинкой, которая покрывает кость сверху. Под компактным веществом располагается губчатое вещество кости. Оно имеет перекладины, образующие единую балочную систему, обеспечивающую равномерное распределение сил нагрузки на всю кость.

Костная ткань , как и любая другая соединительная ткань, состоит из клеток (их три вида: остеоциты, остеобласты и остеокласты) и межклеточного вещества (в его состав входят коллагеновые волокна и неорганические соли).

Надкостница - это соединительнотканная пластинка, которая состоит из двух слоев: фиброзного (наружного) и камбиального (внутреннего). Камбиальный слой представлен остеобластами, которые формируют кость во время роста организма, то есть осуществляют рост кости в толщину. Через надкостницу осуществляется питание и иннервация кости. Надкостница покрывает почти все кости, кроме плоских костей черепа.

По форме различают длинные, короткие, плоские и смешанные кости. Длинные и короткие кости в зависимости от внутреннего строения, а также от особенностей развития можно подразделить на трубчатые и губчатые.

Рост кости в длину осуществляется за счет замены хрящевой ткани костной. Этот процесс называется процессом окостенения. Он может идти двумя путями: энхондрально - точки окостенения появляются внутри хряща, и перихондрально - точки окостенения появляются на поверхности хряща. В эпифизах, коротких костях, в отростках костей окостенение осуществляется по энхондральному типу, а в диафизах - по перихондральному. Рост длинных костей начинается с появления в средней части диафиза очагов окостенения (костная манжетка), которые образуются за счет деления остеобластов. Костная манжетка растет по направлению к эпифизам. Одновременно внутри кости остеокласты создают костную полость путем лизиса хрящевой середины.

Для нормального роста костей и их формирования необходимо полноценное питание: пища ребенка должна содержать в достаточном количестве соли Р и Са, витамина А (недостаток сужает сосуды надкостницы), С (при его недостатке не формируются костные пластинки), Д (при недостатке нарушается обмен Р и Са).

Соединения костей подразделяют на две основные группы: непрерывные соединения - синартрозы и прерывные соединения - диртрозы.

Синартрозы - это соединения костей с помощью соединительной ткани (хрящевой или костной). Эти соединения малоподвижны или неподвижны. Они встречаются там, где угол смещения одной кости по отношению к другой невелик. В зависимости от ткани, соединяющей кости, все синартрозы делятся на: синдесмозы - кости соединяются с помощью волокнистой соединительной ткани (фиброзной); синхондрозы - кости соединяются с помощью хряща; синостозы - неподвижные соединения с помощью костной ткани. Диартрозы - это прерывные подвижные соединения, для которых характерно наличие четырех основных элементов: суставной капсулы, суставной полости, синовиальной жидкости и суставных поверхностей.

Возрастные особенности скелета человека

Позвоночник.


Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому. Первая волна усиленного роста происходит от рождения до 2 лет, затем рост немного замедляется, затем в возрасте 7-9 лет начинается вторая волна усиления роста, третья волна приходится на период полового созревания.

Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. К 7 годам дуги закрываются. Полное срастание отростков позвонков с телом позвонков осуществляется в возрасте 18-24 лет.

Физиологические изгибы позвоночника появляются: шейный лордоз - 2,5-3 месяца, грудной кифоз - в 6 месяцев, с момента первых шагов -9-10 месяцев - поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Сначала изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам.

Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму - сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам.

Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет.

Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития, затем в 8-11 лет появляются вторичные ядра окостенения. Слияние костных частей ребра происходит в 18-19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет.

Скелет конечностей начинает окостеневать на 2-3 месяце внутриутробного развития. Ключица - проходит только первую и третью стадии развития: процесс начинается на 6-ой неделе внутриутробного периода и к моменту рождения ключица полностью костная за исключением грудинного конца.


Лопатка полностью окостеневает к 16-18 годам.

Кости запястья и предплюсны становятся оформленными только к 7 годам, окостеневают к 12.

Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 11 годам.

У мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек.

Ядра окостенения костей таза появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев утробного периода. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а окончательное окостенение приходится на 25 лет. Половые различия формы таза появляются после 9 лет.

Череп начинает дифференцироваться на 2-ом месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения ядра окостенения имеются во всех костях черепа, но их срастание происходит в постнатальный период.

Различают три периода развития черепа после рождения: 1- период роста преимущественно в высоту (от рождения до 7 лет); 2-период относительного покоя (от 7 до 14 лет); 3- период роста преимущественно лицевого черепа (от 14 до окончания роста скелета - 20-25 лет). Висцеральный (лицевой) череп у ребенка относительно мал (недоразвиты челюсти), составляет 1/8 часть мозгового (у взрослого Vi). Лобная и клиновидные пазухи отсутствуют, верхнечелюстная (гайморова) - имеет вид горошины.

У новорожденного швы (непрерывное соединение костей черепа) имеют вид соединительнотканной прослойки, которая окостеневает после 30 лет. Углы костей черепа к моменту рождения также хрящевые. Между ними существует пространства, заполненные соединительной тканью. Эти участки называют родничками. Всего их шесть: лобный - самый большой (от 2,5 до 5 см) - располагается между лобной и теменными костями, зарастает на втором году жизни; затылочный располагается между теменными и затылочной костями, имеет размер до 1 см и зарастает на 2-3 месяце после рождения; клиновидные (пара) и сосцевидные (пара) роднички зарастают либо во внутриутробном периоде развития, либо сразу после рождения. Первые располагаются между лобной, теменной и височной костями, вторые - между затылочной и височной костями.

Возрастные особенности скелетной мускулатуры

Формирование скелетных мышц происходит на очень ранних этапах развития. На восьмой неделе внутриутробного развития различимы уже все мышцы, а к десятой неделе развиваются их сухожилия. Связь первичной закладки с соответствующими нервами обнаруживаются уже на втором месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на четвертом месяце внутриутробного развития.

Созревание мышечных волокон связано с увеличением количества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увеличением числа ядер. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем - мышцы верхней конечности и в последнюю очередь - мышцы нижней конечности. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей.

В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц, У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее - жевательные мышцы. К концу первого года жизни интенсивность развития падает на мышцы спины и конечностей Мышцы верхних конечностей имеют к моменту рождения большую массу по отношению к массе тела, чем мышцы нижних конечностей. В 12-16 лет наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц, поэтому мышцы становятся длинными и тонкими и подростки выглядят длиннорукими и длинноногими. В 15-18 лет идет активный рост мышц в поперечнике.

Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет

Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.

Страница 1
Лекция 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

План

1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц


1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

Один из видов приспособления организма к окружающей среде –

передвижение его в пространстве. Эту функцию в организме выполняет

аппарат движения, который в процессе эволюции позвоночных достиг

определённого совершенства. Однако локомоторная функция современного человека не достигла такой силы, как у хищников или птиц. Связано это с цивилизацией человеческого общества и техническим прогрессом, который дал человеку необходимые механизмы для приспособления к условиям существования.

Аппарат движения принято делить на пассивную (скелет) и активную (мышцы) части, которые сообща выполняют в организме опорно-двигательную функцию. Костный скелет человека насчитывает 203 – 206 костей. К костям прикрепляются скелетные мышцы, при сокращении которых происходит перемещение тела в пространстве, отдельных частей относительно друг друга и сохраняется устойчивость при различных положениях.

Костная ткань состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. Они определяют физико-химические свойства костной ткани (твёрдость и упругость). В состав кости входят оссеин – органическое вещество и неорганические вещества – соли кальция, фосфаты, соединения магния, кальция, фтора. Кость человека прочнее гранита и превосходит упругость дуба.

Во внутренних полостях костей скелета содержится красный и жёлтый костный мозг. Жёлтый костный мозг играет важную роль в обменных процессах, красный костный мозг осуществляет кроветворение.

У зародыша на ранних стадиях развития формируется

соединительнотканный скелет, который со второго месяца внутриутробного развития заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребёнка от хорды остаётся только студенистое ядро межпозвоночных дисков. С третьего месяца внутриутробного развития в скелете происходит закладка костных элементов. К рождению ребёнка точки окостенения имеются почти во всех костях.

Окостенение скелета человека – очень длительный процесс, он продолжается многие годы после рождения. Сроки завершения окостенения для разных костей различны, но для отдельно взятой кости они постоянны. Это явление имеет важное значение для суждения о норме в развитии и о возрасте человека. Например, позвонки человека окостеневают в 20 – 25 лет, а кости кисти – к 12 – 15 годам.

Молодые трубчатые кости растут в длину за счёт замещения хрящевой ткани костными клетками по краям верхней и нижней частей диафизов. Рост костей в толщину происходит путём замещения поверхностного слоя хрящевой ткани диафизов. Эпифизы костей ребёнка окостеневают к десятилетнему возрасту. Большинство костей скелета развивается путём замещения хряща костной тканью. Исключением является развитие большинства костей черепа, где, минуя хрящевую стадию, костные клетки закладываются в соединительной ткани. Темпы роста скелета зависят от ряда условий: питания ребёнка, деятельности желез внутренней секреции, перенесённых заболеваний. Стимулирующим фактором роста костей и процессов окостенения является дозированная физическая нагрузка. Несоблюдение гигиены физических нагрузок может вызвать задержку роста.

Изменения в строении костной системы человека происходят и после

достижения физиологической зрелости. Так, в старости нарушается баланс между минеральными и органическими веществами, кости становятся хрупкими.

Соединения костей обусловливают подвижность частей скелета или прочную неподвижность. Различают два вида соединения костей: непрерывное (неподвижное) и сустав.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: череп, скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка), скелета нижних и верхних конечностей. В процессе эволюции скелет человека претерпел существенные изменения. В связи с прямохождением и трудовой деятельностью вертикальный позвоночный столб имеет четыре изгиба. Позвонки по размеру увеличиваются в направлении сверху вниз. Грудная клетка имеет форму уплощённой трапеции. Верхние конечности осуществляют трудовые процессы, нижние конечности

выполняют функцию опоры и движения. Существенно изменились функции и строение пояса верхних конечностей.

Череп имеет два отдела мозговой и лицевой. Развитее всех костей черепа начинается с соединительнотканной стадии. Затем кости основания черепа проходят последовательно хрящевую стадию и стадию окостенения.

К концу второго месяца внутриутробной жизни в соединительной ткани костей черепа формируются очаги окостенения. Слияние очагов происходит в период внутриутробной жизни, но между костями черепа остаются участки соединительной ткани – роднички. Различают лобный, затылочный, передние и задние боковые роднички по углам теменных костей. Такое соединение позволяет краям костей черепа зрелого плода сближаться, облегчая проход через родовые пути. Большая часть родничков зарастает на втором месяце после рождения, лишь лобный родничок к полутора годам.

В процессе онтогенеза кости черепа претерпевают значительные

изменения. Лобная кость новорожденного состоит из двух половин, сращение которых начинается на шестом месяце после рождения, а заканчивается к концу третьего года жизни. Затылочная кость состоит из четырёх частей, соединённых пластинками хряща. Сращение начинается на втором году жизни, а заканчивается на всех участках к 16 – 17 годам. Клиновидная кость срастается к восьми годам, решётчатая к шести, височная кость срастается из трёх частей ещё до рождения ребёнка, но окончательно оформляется к 13 – 14 годам.

Кость верхней челюсти парная и растёт активно до 7 лет. С 7 до 12 лет в

основном увеличивается размер полости носа. Нижняя челюсть, срастаясь на третьем месяце, к двухлетнему возрасту приобретает окончательную форму, однако продолжает изменяться в зрелом, пожилом и старческом возрасте.

Соотношение лицевого и мозгового черепа у новорожденного равно 1:8, у двухлетнего ребёнка – 1:6, у пятилетнего – 1:4, у десятилетнего – 1:3, у взрослого мужчины – 1:2. В течение первого года жизни ребёнка череп растёт равномерно. От одного года до трёх лет наблюдается активный рост задней части черепа. К 2-3 – летнему возрасту увеличиваются лицевой отдел и кости основания черепа, достигая размеров костей взрослого человека. Период от рождения до 7 лет – наиболее активный период роста черепа. От 7 лет до полового созревания растёт в основном свод мозгового черепа, достигая размеров черепа взрослого человека. После 13 лет растёт лобная часть мозгового отдела и лицевой череп, приобретая зрелые формы и половые признаки.

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Позвоночник – основной функциональный стержень туловища человека – состоит из позвонков, между которыми находятся прослойки хрящевой ткани – межпозвоночные диски. Межпозвоночные диски играют роль буферов при нагрузке. Выделяют пять отделов позвоночника: шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4 – 5 позвонков. Длина позвоночника мужчины – 73-75 см, женщины – 69-71 см. С возрастом длина позвоночника вследствие атрофии межпозвоночных дисков уменьшается приблизительно на 6 – 9 см.

У ребёнка в раннем возрасте крестцовый отдел позвоночника состоит из

пяти отдельных позвонков. Окостенение хрящевых межпозвоночных дисков начинается в 13 – 15 лет и длиться до 25 лет.

Позвоночник новорожденного не имеет чётких изгибов. На третьем месяце после рождения, когда ребёнок начинает держать голову, становится заметным шейный изгиб – лордоз, выпуклой стороной направленный вперёд. В 5 -6 месяцев формируется грудной кифоз, выпуклой стороной обращённый назад. К 9 – 13 годам формируется поясничный лордоз и крестцовый кифоз. К 18 – 25 годам естественные изгибы позвоночника окончательно сформированы.

Грудная клетка образована 12 парами рёбер, соединённых с позвонками. Впереди рёбра соединяются с грудиной. Формирование и рост скелета грудной клетки связаны с функциональным состоянием организма. У новорожденных форма грудной клетки более округлая. С возрастом происходит опускание передней части рёбер и грудная клетка принимает форму трапеции. Истинные рёбра (с 1 по 7) самостоятельно соединяются с грудиной, ложные (8 – 9) хрящевыми концами срастаются между собой, образуя рёберную дугу. Два последних ребра лежат свободно в мышцах стенки живота.

Точки окостенения возникают на восьмом месяце внутриутробной жизни в теле ребра. В 10 – 11 лет точки окостенения возникают в головках рёбер. К 22 годам процесс окостенения завершается. Грудина – плоская кость, состоящая из рукоятки, тела и мечевидного отростка. К верхней части рукоятки грудины присоединяются ключицы и хрящевые части 1 ребра. Остальные рёбра соединены с телом грудины. У новорожденного грудина состоит из нескольких частей. В 17-18 лет начинается и к 35 годам заканчивается сращение частей грудины.

Грудная клетка защищает расположенные внутри неё органы – сердце,

лёгкие, крупные кровеносные сосуды. К костям грудной клетки прикрепляются дыхательные мышцы. Изменения в строении грудной клетки наблюдаются у детей с плохо развитой мышечной системой, больными лёгкими (впалая грудь). У детей, страдающих рахитом, часто происходит смещение грудины относительно рёбер (куриная грудь).

Скелет верхней конечности состоит из костей плечевого пояса (лопатка и

ключица) и свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть).

Скелет пальцев образован фалангами. Их окостенение начинается ещё на ранних стадиях эмбриогенеза.

Скелет нижней конечности, соответствуя вертикальной статике, служит опорой телу и средством его передвижения. Нижняя конечность состоит из пояса (тазовые кости, соединённые сзади крестцовым отделом позвоночника) и свободной конечности (бедро, голень, стопа). Срастание костей начинается в шестилетнем возрасте и заканчивается у девочек в 12 – 15 лет, а у мальчиков в 13 – 16 лет. Подвздошная кость, соединяясь с боковой поверхностью крестца, образует практически неподвижное соединение. Соединение тазовых костей и крестца образуют прочную структуру – таз. Таз разграничивают на большой и малый. Граница проходит по линии лобковых костей и крестца. В строении таза отражены половые различия: женский таз шире и короче, угол соединения лобковых костей около 90-100°, а у мужчин 70-75°. Нижнее отверстие таза у женщин больше. Эти отличия связаны с детородной функцией и проявляются в 8 -10 летнем возрасте.

К моменту рождения человека эпифизы трубчатых костей конечностей, некоторые губчатые кости предплюсны и надколенник – хрящевые. Окостенение происходит в отдельных костях в различные сроки: бедренных костей – к 18 годам, костей голени – к 18-20, надколенника – к 16-17 годам. Окостенение костей стопы у девушек завершается к 16 -18 годам, а у юношей к – 18 – 20.

Возрастные изменения в строении скелета имеют значение для

характеристики физического развития ребёнка. По изменениям в строении кисти и стопы можно определить возраст ребёнка, начиная от одного года и до полового созревания.
2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц

Мышечная ткань человека представлена тремя типами: сердечная мышца, гладкие мышцы и скелетные мышцы, которые прикрепляются к костям скелета, очерчивая наружные формы человеческого тела.

В организме человека около 600 мышц. Мышцы – очень активно

функционирующий орган с интенсивными обменными процессами, богато снабженный кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Каждая мышца имеет: сухожильную головку, которой крепится к кости, - это начало мышцы; тело (или брюшко), образованное мышечными волокнами; сухожильный конец (или хвост), с помощью которого мышца крепится к другой кости. Обычно хвост является подвижным местом прикрепления, а головка неподвижным.

По месту расположения различают мышцы головы, шеи, спины и груди, живота, верхних и нижних конечностей. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость.

Проводимость и сократимость. Возбуждение и сокращение мышц происходит в ответ на импульс из центральной нервной системы. Нервные импульсы проходят в область контакта нервного окончания и мышцы, приводя в движение миофибриллы мышечных волокон, и мышца сокращается.

Сокращаясь, она выполняет работу, пропорциональную её силе. Сильная мышца содержит большее количество волокон. Сила мышцы зависит от особенностей прикрепления её к костям скелета. Соединение костей и мышц являются определёнными рычагами движения, в которых мышца может развить тем большую силу, чем дальше от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется.

В разные возрастные периоды мышцы растут с неодинаковой скоростью.

Наиболее интенсивный рост их связан с началом самостоятельной

двигательной активности ребёнка. Так к двум годам масса мышц достигает 23 – 24% массы тела, к восьми – 28, к пятнадцати – 33, к восемнадцати – 44%. Увеличение массы мышц происходит в основном за счёт увеличения поперечного сечения мышечных волокон, растёт и количество миофибрилл.

У грудных детей развиваются, прежде всего, мышцы живота, позже –жевательные. К концу первого года жизни растут мышцы спины и конечностей. В период полового созревания вслед за трубчатыми костями увеличиваются в длину сухожилия, подростки выглядят голенастыми и длиннорукими. Рост мышечных волокон продолжается до 25 лет и зависит от двигательной активности.

Сила мышц имеет также и возрастные аспекты. Незначительная в раннем детстве, в 4 – 5 лет сила мышц нарастает в отдельных мышечных группах. Совершенствуется координация движений, детям доступны сложные двигательные акты. Особое значение приобретает в этом возрасте координация движений нижних конечностей: в три года ребёнок начинает подпрыгивать на месте, немного отрывая ноги от земли. В шестилетнем возрасте он совершает прыжки, до тринадцати лет оформляется дальность и высота прыжка.

У ребёнка 7 – 10 лет статические нагрузки вызывают быстрое утомление, а кратковременные динамические упражнения даются легко. В связи с этим следует постепенно вырабатывать у детей статические навыки. Особое значение приобретает сохранение осанки. Нарастание мышечной силы у девочек происходит к 10-12 годам, а у мальчиков – в 13-14 лет. Но в возрасте 15 лет девочки уступают мальчикам в силе мышц. Увеличение массы и нарастание силы мышц замедляются к 20 – 25 годам.

Выносливость – это способность ребёнка к длительному выполнению какого – либо рода деятельности. Слабая выносливость детей младшего возраста проявляется во всех видах деятельности. Только с 11-12 лет дети становятся более выносливыми. К 14 годам выносливость составляет - 50%, а к шестнадцати – 80% от уровня выносливости взрослых.

Чередование умственного и физического труда, подвижные игры до

занятий, физкультурные паузы во время уроков повышают работоспособность учащихся.
страница 1

Опорно - двигательный аппарат состоит из скелета (костей), мышц, связок и суставов. Эти структуры образуют полости для внутренних органов, защищают внутренние органы, а также обеспечивают двигательные ак кти.

Скелет (рис, 24) образует структурную основу тела, определяет его форму и размеры. В скелете взрослого человека насчитывается более 200 костей, которые прежде всего выполняют опорную функцию и являются своеобразными рычага ямы при осуществлении двигательных актов. Вместе с этим кости активно участвуют в процессах обмена веществ: накапливают минеральные соли и, при необходимости, снабжают их организма (в основном соли кальция и фосфора). В костях также содержится кроветворная ткань - красный костный мозозок.

Кости содержат примерно 60% минеральных веществ, 30% органических компонентов (в основном белок оссеин и тела костных клеток-остеобластов) и 10% воды. Такая соединение веществ в строении костей обеспечения ечуе им значительную прочность (в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита) и большую упругость, эластичность и вязкость (в 9 раз превышает вязкость свинца). Кости характеризуются значительным за пасом надежности (например, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1,5 тонны). У детей трубчатые кости растут в длину за счет хрящей между концами костей (эпифизов) и их телом (диафизом), а в то вщину - за счет поверхностной ткани - надкостница. Плоские кости растут во всех направленияхмках

только за счет надкостницы. На момент окончания роста тела человека хрящи во многих костях заменяются на костную ткань. Развитие скелета у мужчин заканчивается в 20-24 года, а у женщин - в 17-21 год

Отдельные кости и даже части скелета созревают в разные периоды. Так, до 14 лет окостенением охвачено только средние части позвонков, тогда как другие их отделы остаются хрящевыми и только в 21-23 г года они полностью становятся костными. К этому же периоду в основном завершается окостенение и большинства других костей скелетету.

Важным этапом в развитии скелета человека является формирование и закрепление сгибов позвоночника (рис 25), которые делятся на те, которые направлены выпуклой стороной вперед и называются лордоза (имеют место в обла. Асти шеи и поясничного отдела позвоночника) и такие, которые направлены назад и называются кифоз (грудной и крестцовый отделы позвоночника). Наличиеть

лордозов и кифозов необходимое явление, обусловленное прямостоячей позой человека при. Стоян и хождении, это также нужно для поддержания равновесия тела и обеспечения функции амортизации при передвижении, стр рыбках и др. сагиттальной (при взгляде со стороны) сгибы позвоночника появляются с момента, когда дети начинают поднимать голову, садиться, вставать и ходить (в возрасте до и года). К 5-6 годам сгибы позвоночника мало фикс. Ован и если ребенок ложится, то чаще всего эти изгибы исчезают (выравниваются). Закрепление сгибов позвоночника происходит постепенно: до 7-8 лет формируются только шейный и грудной изгибы, а в 12-14 лет - лор доз поясничного отдела позвоночника и кифоз крестцового отдела позвоночника. Окончательное закрепление лордозов и кифозов завершается с окостенением позвонков позвоночника (17-20 лет). Во фронтальной проекции (при взгляде спереди или сзади) нормально развитый позвоночник должен быть равенівним.

отклонения от нормальной формы позвоночника могут быть: выпрямленный позвоночник, когда недостаточно развиты лордозы и кифозы по причинам, например, мало подвижности ребенка; лордотичний или кифатичний позвоночник, ко оли увеличены, соответственно, лордозы или кифозы. Изгибы позвоночника влево или в право обусловливают сколиотическую форму позвоночника. Формы позвоночника создают соответствующие формы осанки (осанки) тела: нормальную, выпрямленную лордотичну, кифатичну (сутулую) или сколиотическойну.

Вместе с формированием позвоночника у детей развивается и грудная клетка, которая приобретает нормальную цилиндрической формы, как у взрослых, примерно в 12-13 лет, а дальше может до 25-30 лет увеличиваться лишь за раз мерам отклонениями в развитии формы грудной клетки чаще всего бывают: коническая форма (сужена вверх) и уплощенная форма (уменьшенные переднее-задние размеры) различные отклонения от развития нормал ьних форм позвоночника и грудной клетки могут негативно влиять не только на осанку тела, но и нарушать нормальное развитие внутренних органов, ухудшать уровень соматического здоровья"я.

К отклонений форм позвоночника и грудной клетки у детей могут приводить неправильное сидение за партой или столом (изгиб в сторону, низкие наклоны над партой или лягання на край стола и др.), неправильная поз за при стоянии и ходьбе (опускания одного плеча ниже второго, опускание головы, сутулость), физические перегрузки, особенно подъема и перенос тяжелых вещей, в том числе, в одной руке. Для проф илактикы и предотвращения отклонений в развитии скелета туловища необходимо соблюдать гигиенические требования работы за столом (партой) и гигиены физических нагрузок. Нормальному развитию позвоночника и грудной к. Литин в большой степени способствуют рациональные физические упражнения. Специальные физические упражнения могут быть также одним из эффективных мер устранения отклонений развития скелета, в том числе саммита, скол иозу да иа ін.

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса верхних конечностей, включающий две лопатки и две ключицы, и скелета свободной верхней конечности. Последняя в свою очередь состоит из плечевой кости, к костей перед плеччя (локтевой и лучевой) и костей кисти (8-й костей зап "ястка, 5-й костей п" ястка и костей фаланг пальцев: большой палец - 2, остальные пальцы-по 3 фаланги).

Скелет нижних конечностей состоит из костей тазового пояса и костей свободной нижней конечности. Тазовый пояс, в свою очередь, образуют крестцовая кость (пять крестцовых позвонков срастаются), копчик и т три пары тазовых костей (по две подвздошных, ягодичных и лобковых). У новорожденного ребенка кости тазового пояса соединяются хрящамми.

С 5-6 лет начинается сращивание позвонков крестцового отдела позвоночника и костей таза, которое завершается в 17 - 18 лет. До этого возраста очень опасно детям прыгать с большой высоты (более 0,7-0,8 м), в особенно девушкам, так как это может привести к смещений костей таза и их неправильном росту. В результате могут возникать различные нарушения развития органов малого таза, а у девушек, как будущие х женщин, еще и осложнения при беременности и при рождении ребенка. К аналогичным последствиям может привести также поднятие и перенос тяжелых вещей (до 13-15 лет - более 10 кг), или постоянное использован ния девушками до 13-14 лет обувь на высоком каблуке (опасная высота подбора обуви для детей не более 3 смсм).

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, малой и большой костей голени и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны (7 костей), плюсны (5 костей) и фаланг пальцев ((такие, как и на руке). Все кости стопы соединены прочными связями и при нормальном развитии сама стопа приобретает вогнутый формы склепа, обеспечивающий эффект пружины (амортизатора) и связанное с прямоходин нием человека. Стопа в форме склепа значительно уменьшает толчки тела при ходьбе, беге и переносе грузов. У новорожденного ребенка склепа (свода) стопы нет и она плоская. Склеп стопы формируется одновременно с началом ом хождение ребенка и окончательно закрепляется в 14-16 лет. При длительном стоянии, сидении, переносе значительных грузов, при использовании узкого и перегревая стопы обувь, при прыжках с высоты бил ьше им связки стопы у детей могут растягиваться и тогда стопа редуцийно уплощается. Человек с плоскими стопами быстро устает при ходьбе и стоянии, уменьшает показатели скорости бега, прыжков и, ф актично, является определенным инвалидом. Предотвратить уплощение стопы позволяют хождение босиком (особенно по песку, или гальке), физические упражнения для закрепления связок стопы, умеренные прыжки, бег, занятия двигательными с портивнимы игрищами, использование удобной обуви. Оценить состояние стопы можно путем получения отпечатка стопы на полу или на бумаге (например, мокрой стопы на листе газеты). На рис 26 приведены формы стопы с разной степенью уплощение. Наличие уплощение стопы можно объективно оценивать плантографичною методике. В. А. Яралова-Яраленда. Для этого на.. Для цього на

отпечаток стопы наносят две линии (рис 27):. АВ, соединяющей середину пятки с серединой основания большого пальца и. АС, соединяющей середину пятки со вторым между пальцевым промежутком

Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы не доходит до линии. АС, или только доходит до нее то констатируется нормальная стопа (И), если контур отпечатка находится между линиями. АВ и. АС, то стопа сплощ щена (II), а если контур отпечатка стопы доходит только до линии. АВ то стопа плоская (III). Скелет верхних и нижних конечностей у детей развивается до 18-20 лет. С 6-7 лет у мальчиков и у девочек почин аються интенсивные процессы окостенения мелких костей запястья, но с 10-12 лет начинают возникать половые различия в скорости процессов окостенения: у мальчиков эти процессы замедляются и окорока ениння задерживается на 1-1,5 года. Окостенение фаланг пальцев у большинства детей заканчивается в 11-12 лет, а запястья в 12-13 лет с чем связано, например, закрепление окончательного почерка письм а. Не сформирована кость руки детей быстро устает (например, при длительной физической нагрузке, или письме). Вместе с этим умеренные и доступные физические движения способствуют развитию и даже до поры, затр имують процессы окостенения. Например, игра на музыкальных инструментах задерживает окостенение костей флангов пальцев и они длительное растут в длину - вырастают так называемые"пальцы пианистаніста".

Скелет головы у человека называется черепа и объединяет два отдела: мозговой и лицевой. Череп состоит около из 23 костей, у ребенка соединяются хрящами, кроме нижней челюсти, которая имеет сустав. Основн ними костями мозгового отдела черепа является нечетные лобная, клиновидная, решетчатая и затылочная кости, а также парные теменные и височные кости. В лицевой отделе черепа парными костями есть слезные, нос ове, скуловые (скулы), верхнее челюстные и небные, а не парными - нижняя челюсть и подъязычная кость. Наиболее быстро кости черепа растут в первый год жизни, с этого же периода хрящевые соединения ки сток постепенно начинают заменяться на костную ткань - идет рост костей путем образования швов. С возрастом у ребенка значительно изменяются пропорции частей черепа: у новорожденного ребенка мозговой отд ил в 6 раз больше лицевого, тогда как у взрослого человека всего в 2-2,5 раза. Рост костей черепа совершается в 20-25 роки років.

Пропорциональность развития отдельных частей скелета оценивают по показателю соотношения высоты головы и роста человека. Для новорожденного она составляет приблизительно 1:4; в 2 года - 1:5; в 6-9 лет - 1:6; у у взрослых - 1:7.

Мышечная система человека состоит из трех типов мышц: мышц скелета, мышц сердца и гладких мышц внутренних органов и сосудов. Активной частью опорно - двигательного аппарата является скелетные мышцы, зага альная количество которых в организме около 600.

Общая схема расположения скелетных мышц в организме человека приведена на рис 28 по форме мышцы бывают широкие (например, поверхностные мышцы туловища, живота), короткие (между позвонками позвоночника), длинные (мягкие"мышцы конечностей, спины); круговые (мышцы вокруг рта, глаз, вокруг отверстий - сфинктеры и т д). По функции различают мышцы - сгибатели, разгибатели; приводя или отводя; поворачивая внутрь или внешзовні.

Структурной единицей мышц является миофибрил, который представляет собой соклетие (объединения) нескольких десятков клеток, покрытых общей оболочкой. Активными элементами, обеспечивающими сократительную функцию ю мышц является миофиламенты (протофибрилы) в виде белков актина (длинные и тонкие волоконца) и миозина (короткие и в два раза более толстые, чем актин, волоконца). В гладких мышцах миофиламенты расположенного ни неупорядоченно и преимущественно по периферии внутренней поверхности миофибрил. В скелетных мышцах актин и миозин строго упорядочены специальным каркасом и занимают всю внутреннюю полость миофибрилив. Местные я, где волоконца актина частично входят. Между волоконцами миозина в микроскоп выглядят темными полосками, а другие частицы - светлыми, поэтому такие миофибрилы называются поперечно-разделенными. При сокращению ни мышцы волокна актина, используя энергию аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) продвигаются вдоль волоконец миозина, что и обусловливает механизм мышечного сокращения. Миозин при этом выполняет роль фермента мента аденозинтрифосфатазы, что способствует расщеплению. АТФ и удалению квантов энергии. Благодаря своей строения, гладкие мышцы сокращаются относительно медленно (от нескольких секунд до 2-5 минут) разделенными мышцы способны сокращаться очень быстро (за доли секундысекунди).

Сформированный скелетная мышца состоит из пучков в десятки тысяч миофибрил, покрытых общей оболочкой, которая называется фасцией. Места, где расположены непосредственно мышечные волокна, называются брюшка я мышцы. По краям брюшка обычно вырастают сухожильные отростки для прикрепления к костям или к другим мышц. Тот отросток, из которого мышца начинается, называется головкой, а противоположный - хвостом м"мышцы. Исходя из этого мышцы бывают 1-о, 2-х, 3-х и 4-х голове. Хвосты где каких мышц могут срастаться, образуя широкие сухожильные звена - апоневрозврозы.

Все мышцы в организме человека, в зависимости от расположения, делятся на мимические и жевательные мышцы лица, мышцы головы, шеи, спины, грудной клетки, живота и мышцы верхних и нижних конечностей

В процессе развития ребенка отдельные мышцы и мышечные группы растут неравномерно: сначала (в возрасте до одного года) ускоренно развиваются жевательные мышцы лица, мышцы живота и спины. В возрасте 1-5 лет наибы ильш интенсивно развиваются мышцы грудной клетки, спины и конечностей. В подростковый период ускоренно растут связи костей и сухожилия, а мышцы становятся длинными и тонкими, так как не успевают вырастать и в след за ростом длины тела. После 15-17 лет мышцы постепенно приобретают формы, свойственные взрослым. При физических тренировках развитие мышц может продолжаться до 25-32 лет, а сами мышцы мож ут приобретать значительных размерерів.

Важнейшим качеством мышц является их сила, которая зависит от количества мышечных волокон (миофибрил) на единицу площади перекладины мышцы. Установлено, что 1 см2 перекладины мышцы способен развивать усилие до 3 0 кг. Мышцы могут выполнять статическую или динамическую работу. При статической нагрузке определенные мышцы длительное время находятся в сокращенном (напряженном) состоянии, например, при упражнениях на кольцах, или при подъеме и удержании штанги. Статическая нагрузка требует одновременного сокращения многих мышц тела и поэтому вызывает быстрое утомление. При динамической работе отдельные мышцы сокращаются по очереди, а кты сокращения быстро меняются на расслабление и поэтому утомление наступает значительно медленнееьніше.

Нагрузка на мышцы является необходимым условием их развития и существования. Без работы мышцы испытывают атрофии (уменьшение, отмирание) и теряют работоспособность. Противоположный эффект дают физические тренировки, дл яки которым сила, выносливость и работоспособность могут значительно увеличиватьсясь.

Все мышцы человека, даже во время покоя и сна, частично напряжены, то есть находятся в определенном тонусе, что необходимо для поддержания работы внутренних органов, для сохранения форм и пространственной позы тел а. Тонус мышц обеспечивается непрерывными нервными импульсами от двигательных нейронов стволового отдела головного мозга (размещенные в красных ядрах среднего мозга). Поддержка постоянного тонуса скал етних мышц имеет большое значение для осуществления координации движений и обеспечения постоянной готовности мышц к активноститі.

У ребенка первого года жизни мышцы составляют всего 16% массы тела, в 3-5 лет - 23,3%, в 7-8 лет - 27% массы тела в 14-15 лет - 33%; в 17 мышц происходит как за счет увеличения их длины, так и за счет толщины волокон и увеличение количества мышечных миофибрил. У детей до 3-4 лет диаметр большинства скелетных мышц увеличивается относительно новорожденного в среднем в 2-2,5 раза; в 7 лет - в 15-20 раз, в 20 лет - в 50-70 раз. Вообще, мышцы человека могут расти до 30-35 рокиків.

Мышечная сила у детей до 3 лет небольшая, и только с 4-5 лет начинает постепенно расти. В 7-11 лет показатели мышечной силы детей еще остаются относительно низкими и поэтому силовые, а особенно статические и нагрузки приводят к быстрому утомлению. В этом возрасте дети более способны выполнять краткосрочные динамические упражнения на скорость и силлу.

Однако младших школьников следует постепенно приучать к поддержке статических поз, что особенно важно для создания и сохранения правильной осанки тела

Наиболее интенсивно мышечная сила как у парней так и у девушек нарастает в подростковом возрасте, а начинающие с 13-14 лет проявляются четкие половые особенности развития мышечной силы: у ребят она становится значительно больше, чем у девушек. Последнее следует учитывать при организации занятий физкультурой с девушками - подростками, ограничивающие интенсивность и тяжесть их нагрузкиь.

Нарастание силы в большинстве мышц продолжается до 25-26 лет, а в сгибателей - разгибателей конечностей - до 29-30 лет

Неравномерность развития силы различных групп мышц необходимо учитывать при организации физического воспитания и при привлечения детей к общественно - полезному труду

Важным функциональным показателем состояния нервно-мышечной системы считается скорость движений (одноактных или ряда тех, которые повторяются). Скорость одноактных движений особенно интенсивно растет в молодые дших школьников и в 13-14 лет приближается к уровню взрослых. С 16-17 лет темп роста этого показателя замедляется, но скорость движений продолжает постепенно расти, достигающие максимума в 25-30 ро ков. Следует отметить, что повышение скорости двигательных актов по возрасту связано с ростом скорости проведения нервных импульсов по нервам, а также с увеличением скорости передачи возбуждений в нервно - мышечных синапсах. Такой эффект обусловлен, соответственно, процессами миелинизации нервных волокон (аксонов) и увеличением количества синапсов и созреванием последниенніх.

С возрастом у детей нарастает также скорость движений, повторяющихся. Наиболее интенсивно это качество развивается у младших школьников. В период с 7 до 9 лет средний ежегодный прирост скорости движений составляет является 0,3-0,6 движений в секунду (с). В период 10-11 лет темпы прироста скорости сложных движений замедляются (0,1-0,2 движений в с) и снова растут (прирост до 0,3 - ьна частота движений (до 6-8 движений за с) у мальчиков устанавливается в 15 лет, а у девушек - в 14 лет и далее с возрастом этот показатель почти не меняются. Считается, что увеличение частоты движений связано с нарастанием подвижности нервных процессов и с выработкой механизма более быстрого переключения мышц - антагонистов (сгибателей - разгибателей) от состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. Развитие д. идкости как одноактных, так и сложных двигательных актов у детей можно значительно специальными тренировками, если это делать именно в период младшего школьного возрастао віку.

Важное качество двигательных актов - это их точность, которая также значительно изменяется с возрастом: до 5 лет детям трудно осуществлять точные движения; в младший школьный период точность движений значительно возрастает и примерно с 9-10 лет дети способны выполнять движения с точностью на уровне взрослых. Овладение точностью движений связано с созреванием высших центров регуляции двигательных действий и с совершенствованием рефлекторных путей, а именно с процессами миелинизации нервных волокон. Вместе с развитием точности движений у детей развивается способность координировать уровень мышечного напряжения. У детей младшего школьного возраста это качество еще не достаточно развита, а окончательно формируется только в 11-16 лет. Развития точности движений и способности к статического напряжения мышц значительно способствуют овладению каллиграфическим письмом, выполнения сложных трудовых операций (работа с пластилином, выпиливания и др.), и специальные физические упражнения на уроках физической культуры, такие как гимнастика, настольный теннис, игры и упражнения с мячом"ячем.

Важным качеством физического развития детей является формирование их выносливости, в том числе, выносливости скелетных мышц"

Выносливость к динамической работе у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще остается очень низкой и только с 11-12 лет она начинает постепенно расти, достигая в 14 лет примерно 50-70%%, а в 16 лет - 80% той выносливости, имеют взрослые люд.

Выносливость к статическим усилиям у детей постепенно нарастает с 8 до 17 лет, причем у младших школьников это происходит наиболее интенсивно в 17-18 лет статическая выносливость достигает 85% таковой у дор рослых людей. Окончательно выносливость к динамических и статических усилий достигает максимума в 25-30 лет. Развития всех видедів

выносливости способствуют длительная ходьба, бег, плавание, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и др.)

Таким образом, развитие многих двигательных качеств у детей происходит в период младшего школьного возраста, что дает основания рекомендовать для этой категории детей как можно шире внедрять мероприятия цилесп прямованого влияния на развитие их двигательной активности, в том числе, путем организации специальных занятий на уроках физкультуры и во время спортивных тренировок.

Анатомия и физиология - это науки о строении и функциях человеческого организма. Знание основ анатомии и физиологии дает возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалии и пороки развития. Нормальным можно считать такое строение тела человека и его органов, когда функции их не нарушены.

Понятие «опорно-двигательный аппарат» объединяет кости, соединения костей (суставы) и мышцы. Функциями опорно-двигательного аппарата является не только опора, но и перемещение тела и его частей в пространстве. В этой связи опорно-двигательный аппарат разделяют на две части: пассивную и активную. В первом случае это кости и соединения костей, во втором - мышцы, которые благодаря способности к сокращению приводят в движение кости скелета.

Развитие человека, начавшееся с момента оплодотворения яйцеклетки, непрерывно и последовательно продолжается в течение всей его жизни. Несмотря на строгую последовательность наступления каждого этапа развития оно протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, не только количественная, но и качественная. В процессе развития каждый человек проходит все эти этапы (детство, подростковый и юношеский возраст, зрелый возраст и старость), но в зависимости от социальных условий и образа жизни эти периоды могут наступить раньше или позже, и иметь разную продолжительность .

Морфологическое и физиологическое развитие человека представляет собой единый процесс. Несмотря на это имеются более или менее четко очерченные периоды со специфическими качественными особенностями, характерными для этого периода жизни.

Организм ребенка на каждом этапе жизненного пути выступает как наиболее целесообразно сложившееся в процессе развития гармоничное целое с присущими ему особенностями.

Опорно-двигательный аппарат человека - это хорошо сбалансированная система с громадным запасом прочности. Скелет человека (около 200 костей) является опорой тела и всех его органов, позвоночник - опора скелета, мышцы (числом более 600) - опора движения.

Скелет человека представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине. Различают следующие части скелета: туловище, голова, верхние и нижние конечности.

Благодаря своей структуре скелет человека выполняет следующие функции:

  • - опорную (кости вместе с соединениями составляют опору всего тела, к
  • - которой крепятся мягкие ткани и органы);
  • - двигательную (соединения костей представляют собой рычаги, подвижно соединенные друг с другом и приводимые в движение мышцами);
  • - рессорную (суставные хрящи и другие костные конструкции смягчают
  • - толчки и сотрясения):
  • - защитную (состоит в образовании костной зашиты для жизненно важ
  • - ных органов - головного и спинного мозга, сердца, легких и т.д.) .

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями и химическим составом. Кости детей содержат больше органических веществ, чем неорганических, и обильнее снабжаются кровью. Одним из существенных отличий молодой кости является ее малая плотность и порозность, характерные не только для губчатого, но и для компактного вещества. Данные особенности строения новообразованной кости делают ее более упругой, эластичной и гибкой, менее твердой и хрупкой, легко поддающейся деформации.

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» .

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Опорно-двигательный аппарат ребенка дошкольного возраста еще только формируется. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается деформациям, которые могут затем закрепиться, образовать неправильную осанку.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате чего развивается плоскостопие.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению . Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей.

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения -- бег, лазание, прыжки -- стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.