Эффективная терапия посттравматического стрессового. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства Под редакцией

Так ли эффективна online skype психотерапия, как традиционная психологическая помощь?

Д о сих пор, сама тема психотерапии онлайн, вызывает противоречивые высказывания, скептицизм и даже откровенное отрицание, как в академических кругах, так и среди практикующих психологов. При этом бурный рост практики психологической помощи в интернете не позволяет оставаться в стороне.
Пожалуй, самый главный вопрос, который интересует потенциальных клиентов и ряд психологов с психотерапевтами – это насколько эффективной является психотерапия онлайн, по сравнению с традиционными методами (лицом к лицу) психологической помощи?

Забегая вперед, скажу, что большинство опубликованных исследований на тему эффективности онлайн психологической помощи, говорят о сопоставимых результатах успешности, как если бы клиенты работали очно со своими терапевтами. Поэтому можно сделать вывод, что терапия на основе интернета , в среднем, также эффективна или почти столь же эффективна, как терапия лицом к лицу.

На сегодняшний день проведено несколько сотен исследований, в которых приняло участие несколько десятков тысяч человек. И нет основания не доверять полученным данным. Это заключение основано на многих всесторонних обзорах эффективности психотерапии, таких как исследования Сообщений Потребителей (см. Seligman, 1995), и мета-исследованиях, проведенных Смитом и Glass (1977), Wampold и его коллегами (1997), а также Luborsky с коллегами (1999).
В этой статье я изложил обобщенные данные исследований.

Вопросы эффективности online психологической помощи.

Главными вопросами, на которые авторы исследований последовательно пытались ответить:
может ли вообще терапия, осуществленная онлайн, быть эффективной;
могла ли терапия быть проведена эффективно (то есть, достигнуть ее терапевтических целей) через интернет;
– было ли это столь же эффективно, как традиционная терапия;
– и как различные методы и переменные, связанные с терапией онлайн, затрагивали эффективность?

В каком возрасте эффективна online психотерапия?

Среди четырех категорий возрастных групп показатели эффективности терапии online в группе взрослых среднего возраста (19-39 лет) был выше, чем со старшим возрастом или младшими клиентами. Но и этот фактор может быть обусловлен более низким уровнем использования навыков, связанных с интернетом. Поэтому есть данные успешной психологической помощи детям и старикам.

Что эффективнее: индивидуальная online терапия или групповая?

П ока, данные говорят в пользу . И хотя этот перевес незначительный, но вероятнее всего, он обусловлен необходимостью человеку одновременно сосредотачиваться на нескольких источниках информации (несколько окон в мониторе), как следствие, более низкая концентрация, а также эмоциональная напряженность во время сеанса, из-за ситуации психологической небезопасности.
В любом случае, групповую онлайн терапию и смело можно рекомендовать как способ решения разнообразных проблем.

С какими проблемами эффективна online психотерапия?

В исследованиях пациентов лечили от разнообразных проблем и психологических дистрессов (иногда связанных с медицинскими проблемами типа болей в пояснице или головных болей). Их смогли классифицировать и объединить в восемь специфических проблем. Так посттравматические стрессовые расстройства (PTSD), имели наибольший эффект от онлайн терапии, потеря веса получила наименее эффективную терапию.

Выводы: online помощь лучше подходят для терапии проблем, которые являются более психологическими по своей природе то есть, имеют дело с эмоциями, мыслями и поведением, и меньше подходят для проблем, которые являются прежде всего физиологическими или телесными (хотя они, очевидно, имеют также психологические компоненты).

Краткий перечень исследований эффективности online психотерапии.

Супружеские проблемы (Jedlicka и Jennings, 2001), сексуальные проблемы (Зал, 2004), аддиктивное поведение (Stofle, 2002), тревога и социальная фобия (Przeworski и Newman, 2004) и расстройства пищевого поведения (Grunwald и Busse, 2003); а также групповую терапию в лечении разнообразных проблем (например, Barak & Wander-Schwartz, 2000; Colo`n, 1996; Przeworski & Newman, 2004; Sander, 1999).

Б. Клейн, К. Шендлей, Д. Остин, С. Нордин Пилотажное исследование программы «Паника Онлайн» как самоуправляемой терапии Панического Расстройства
С.Дж. Линтон, Л. Фон Кнорринг, Л.Г. Ост Компьютер-базированная Когнитивно-Бихевиоральная терапия тревожных расстройств и депрессии

Стоит ли обращаться за online психологической помощью?

Как видите, практически нет никаких серьезных доводов против онлайн терапии. Обращаться ли к традиционным формам работы с психологом лицом к лицу, или , решать вам. Если у вас есть возможность регулярно встречаться в кабинете психолога, стоит предпочесть этот вариант. Если такой возможности нет, или вариант онлайн помощи позволяет существенно сэкономить деньги и время, конечно, стоит прибегнуть к помощи интернета.

Как любое новое явление в жизни, требуется время, чтобы признать новые формы и методы работы. Когда-то и появившуюся групповую терапию профессиональное сообщество не хотело признавать, называя ее «психоанализ для бедных», однако, со временем, выяснилось, что групповая терапия – это совершенно другая форма психотерапии.

Важно быть грамотными в вопросе лечения межпозвонковой грыжи, и знать не только, как снять боль, но и как сохранить позвоночник максимально здоровым, понимать, чего категорически нельзя делать при появлении болей в спине, чтобы избежать осложнений, а также знать, что нужно предпринять в обязательном порядке.

Межпозвонковая грыжа - одно из распространенных и потенциально опасных заболеваний, так как при его развитии происходит повреждение позвоночника в непосредственной близости от нервных корешков и спинного мозга, через который проходят нервные импульсы от всех органов к головному мозгу. В этом - причина осложнений, которые могут приводить к ограничению движений, нарушению работы жизненно важных органов, а иногда и к параличу.

Межпозвонковая грыжа часто возникает у людей работоспособного возраста (20-50 лет), обрекая их на временную нетрудоспособность, а иногда и на инвалидность!

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

биофизик, действительный член академии медико-технических наук Федоров В.А.

Что такое межпозвонковая грыжа? Стадии

Межпозвонковая грыжа – это заболевание, которое вызвано разрушительными изменениями в тканях межпозвонкового диска, расположенного между позвонками. Межпозвонковый диск, благодаря своему устройству, выполняет роль своеобразной амортизационной подушки, обеспечивающей позвоночнику пружинистость, смягчающей и гасящей ударные нагрузки при ходьбе, беге, прыжках и пр.

Межпозвонковый диск состоит из пульпозного ядра гелеобразной консистенции, и фиброзного кольца вокруг него, которое удерживает этот гель внутри. Функцию амортизации выполняет пульпозное ядро, которое (у взрослого) на 70% состоит из воды. Оно также содержит углеводы, обладающие способностью быстро связывать и «отдавать» воду.

При наличии нагрузки на позвоночник (например, при ходьбе) пульпозное ядро уплощается и уменьшается в размерах до 2 раз, так как из него выталкивается вода. При снижении нагрузки вода возвращается в ядро, оно восстанавливает размер и форму.

Межпозвонковой грыже, как правило, предшествуют дегенеративные изменения фиброзного кольца: оно теряет свою плотность (его структура становится более рыхлой, между волокнами появляются промежутки, возникают разрывы отдельных волокон без нарушения целостности всего кольца).

По мере развития повреждений в фиброзном кольце пульпозное ядро начинает перемещаться из центра диска к периферии.

Различают несколько стадий развития грыжи:

  1. Пролабирование диска - незначительное смещение ядра (на 2-3 мм.), фиброзное кольцо смещается наружу, но целостность его не нарушается;
  2. Протрузия диска – смещение пульпозного ядра на 4 мм и более;
  3. Экструзия диска или пролапс (собственно, грыжа) – нарушение целостности фиброзного кольца с выходом пульпозного ядра в позвоночный канал;
  4. Секвестрация диска – пульпозное ядро теряет связь с позвонками, фрагментируется и смещается по позвоночному каналу.

Симптомы межпозвонковой грыжи

Основным симптомом межпозвонковой грыжи является боль, и именно боль заставляет людей обратиться к врачу. Часто боль в спине может быть просто мышечной болью, не связанной с давлением на нервный корешок.

Как правило, боль возникает резко и усиливается при движении в соответствующем сегменте позвоночника. Чаще всего поражается поясничный отдел, как подверженный наибольшим нагрузкам. Реже - грудной, при возникновении грыжи в этом отделе больные часто жалуются на очень сильные боли, напоминающие чувство «кола в спине».

Однако боль не всегда сопровождает грыжу, особенно на ранних этапах её возникновения.

Симптомы межпозвонковой грыжи различаются в зависимости от того, в каком направлении происходит выпячивание и выпадение пульпозного ядра.

Заболевание протекает в непосредственной близости от спинного мозга и отходящих от него корешков, поэтому могут наблюдаются также другие симптомы, связанные с нарушением проводимости нервных путей:

  • снижение кожной чувствительности;
  • снижение тонуса мышц в конечностях и ухудшение движений в них;
  • ослабление сухожильных рефлексов (непроизвольных движений конечностей при ударе по сухожилию, например, под коленной чашечкой);
  • нарушения работы внутренних органов; например, при грыже в поясничном отделе страдает работа кишечника, мочевого пузыря, органов половой сферы;
  • головокружения, ухудшение памяти, перепады артериального давления - при грыже в шейном отделе.

При межпозвонковой грыже в некоторых случаях могут развиваться тяжелые осложнения , такие как:

  • Радикулопатия (корешковый синдром, устаревшее название - радикулит) связан с давлением грыжи на нервный корешок.
  • Сдавление спинного мозга, вызванное сужением позвоночного канала грыжей, отеком тканей, нарушением кровоснабжения, а, иногда, и прямым механическим сдавлением.
  • Сдавление артерии, питающей спинной мозг - острое или нарастающее постепенно - приводящее к гибели нервных клеток.
  • Пережатие вен, отводящих кровь от позвоночника , что приводит к выраженному отеку, сдавлению спинного мозга.

Все эти осложнения чреваты нарушением работы спинного мозга, атрофией (усыханием) мышц. При осложнениях грыжи в поясничном отделе могут страдать внутренние органы, возникать недержание кала, мочи, импотенция. В крайних случаях могут отказать почки и другие жизненно важные органы, а также при пережатии сосудов в шейном отделе может нарушиться кровоснабжение мозга и наступить гибель.

Одним из самых опасных осложнений является синдром конского хвоста - сдавление пучка нервных волокон, отходящих на уровне первого поясничного позвонка. Это может приводить к мгновенному развитию паралича нижних конечностей, отказу работы органов таза и гибели пациента.

Разрушения в фиброзном кольце быстро не восстанавливаются, поэтому при возникновении грыжи основная нагрузка ложится на мышцы спины. Ослабленные грыжей межпозвонковые диски плохо фиксируют позвонки. Организм никак не может допустить повреждения такого жизненно важного органа, как спинной мозг, находящегося в позвоночном столбе, поэтому мышцы усиленно начинают центрировать ось позвоночника . Мышцы также пытаются компенсировать недостаток амортизации, которую ранее выполнял межпозвонковый диск (диски).Неподготовленные мышцы плохо центрируют спинномозговой канал, особенно если уже имеются другие проблемы в позвоночнике () или мышцы были ранее не тренированы из-за малоподвижного образа жизни. Даже не очень большая нагрузка может вызвать осложнения. Наиболее опасны толчки и резкие движения.

Эффективные меры №1. Максимально защититься от дополнительных перегрузок мышц и позвоночника:

Мышцы испытывают колоссальную нагрузку в новых условиях. Наличие ранее имевшихся проблем в позвоночнике () и сама грыжа могут серьезно ухудшать их работу, так как нарушено питание и передача нервных импульсов. Мышцы могут быть просто не подготовлены, так как ранее были не тренированы из-за малоподвижного образа жизни. В этой ситуации часто возникает мышечный спазм. Из-за мышечного спазма пережимаются сосуды, клетки мускулатуры перестают получать полноценное питание и гибнут, а на их месте разрастается соединительная ткань. Возникают спайки и рубцы - все это приводит к нарушению осанки. Таким образом создаются условия для развития повторных случаев болезни (рецидивов) и возникновения новых очагов повреждения.

Из-за усиленной работы клетки мышечных тканей гибнут быстрее. Избыток погибших клеток может возникнуть также из-за того, что пульпозное ядро при «вытекании» пережало сосуды, и пораженная область лишилась питания. Реакцией организма на такое скопление погибших клеток является отек (необходимая мера для очистки тканей). Однако отек сдавливает близлежащие сосуды, ухудшает питание мускулатуры, гибель клеток прогрессирует. Но главная проблема заключается в том, что погибшие клетки выводятся только с лимфой через лимфатические сосуды, а движение лимфы обеспечивается, в свою очередь, сократительной активностью мышц (даже в состоянии их покоя). Когда мышцы уже переутомлены, к руг замыкается : для снятия отека нужен активный лимфоток и активность мышц, а мышцы уже перегружены и из-за отека лишены питания и не могут восстановиться.

Отек особенно быстро нарастает во время длительного лежания, например, во время сна, так как общая мышечная активность снижена и ее недостаточно для обеспечения лимфотока в нужном объеме, чтобы очистить ткани в пораженной области. Поэтому лучше избегать постельного режима. В течение дня желательно не принимать надолго лежачего положения и не занимать фиксированные позы на длительное время. Гораздо полезнее двигаться - но с осторожностью, чтобы не возникали новые болезненные ощущения. Ночной сон желательно прерывать каждые 3 часа на 15 минут, чтобы походить или сделать упражнения, лежа в постели.

Необходимо улучшить питание (кровоснабжение) мышц спины. Мышцам необходима ресурсная подпитка, чтобы они смогли справляться с новой для них нагрузкой по поддержанию позвоночника в условиях грыжи.

Первопричина развития межпозвонковой грыжи

Как уже было сказано, межпозвонковая грыжа начинает развиваться из-за того, что фиброзное кольцо, составляющее часть межпозвонкового диска, становится дряблым, неплотным, пульпозное ядро вместе с диском начинает «выплывать». Это вызвано недостатком питания межпозвонкового диска. Почему оно ухудшается?

У детей и подростков межпозвонковые диски получают питание и кислород непосредственно из сосудов, к ним подходящих, которые, однако, к 18-20 годам перестают функционировать. У взрослого человека питание дисков (а также выведение отходов из клеток) осуществляется путем диффузии - «проталкивания» веществ через микроскопические каналы в хряще, покрывающем тело позвонка.

Необходимым условием доставки питательных веществ, кислорода и воды через хрящи до клеток межпозвонкового диска (а также позвонков) является слаженная и динамическая работа мышц спины и диска:

  • Только при физическом напряжении создается достаточной кровоток для полноценного питания позвоночника, а также обеспечивается лимфоток и венозный отток для очистки тканей хряща, позвонков, межпозвонковых дисков от погибших клеток.
  • Именно во время движения в самом позвоночнике возникают перепады давления, что обеспечивает «всасывание» и «выталкивание» веществ в пульпозном ядре.

Из этого следует, что межпозвонковый диск начинает постепенно разрушаться еще задолго до возникновения грыжи по трем основным причинам:

  • мышцы не работают динамично, то есть речь идет о гиподинамии (малоподвижном образе жизни ),
  • мышцы не работают слаженно, что свидетельствует о .
  • на мышцы и диск воздействует чрезмерная нагрузка, превышающая текущие возможности организма (профессиональный спорт, изнурительная или чрезмерная физическая работа, профессиональные разрушающие факторы и т.п.).

Гиподинамия

Малоподвижный образ жизни опасен тем, что:

Мышцы позвоночника расслабляются и не обеспечивают достаточного притока крови, питательных веществ и кислорода к позвонкам.

  1. Из-за недостатка движений в позвоночнике ухудшается диффузия (прохождение) питательных веществ, кислорода и воды через хрящи к дискам. В результате гибнут клетки, пульпозные ядра обезвоживаются.
  2. Из-за ухудшения лимфотока погибшие клетки начинают скапливаться в позвонках и дисках, препятствуя восстановлению.
  3. При сидячей работе (образе жизни) непременным условием в профилактике и лечении заболевания является постоянное микро изменение самой «сидячей» позы. Это необходимо чтобы работали разные группы мышц, а не одни и те же, так как иначе они перенапрягаются. Такое изменение обеспечивается при сидении на качающейся (динамической) опоре. Человек интуитивно меняет свою позу так, чтобы обеспечить устойчивое положение на стуле. Соответственно постоянно меняются группы работающих мышц.

6 причин, по которым стоит включить фонирование в лечение межпозвонковой грыжи:

  1. Фонирование способствует очищению тканей в поврежденном участке позвоночника от погибших клеток и продуктов распада благодаря стимуляции лимфотока. А это необходимое условие для восстановления.
  2. Происходит стимуляция кровотока , благодаря чему улучшается питание клеток мышц, позвонков, спинного мозга. Также активируется транспорт питательных веществ и воды в хрящевую пластинку и межпозвонковые диски , что необходимо для питания их клеток и эластичности.
  3. Улучшается отток венозной крови от пострадавшего участка из-за чего снижается отек и сдавление спинного мозга, нервов и сосудов.
  4. Улучшается проведение импульсов по нервным волокнам , что доказали , проведенные в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте. В результате восстанавливается работа систем нейромышечной амортизации и предупреждается развитие повторных случаев болезни.
  5. Фонирование улучшает работу почек , что способствует восстановлению водно-электролитного баланса крови и улучшению работы всех мышц. Также стимулируется работа надпочечников и повышается выработка гормонов, активизирующих восстановительные процессы в организме.
  6. Фонирование позвоночника способствует выходу родоначальных стволовых клеток , которые могут преобразовываться в любую функциональную ткань (в том, числе, хрящевую). Патент РФ №2166924.

Важно, что фонирование помогает избавляться от боли - эффективность метода была доказана исследованием, проведенным в рамках подготовки кандидата медицинских наук Т. И. Якушиной. Из 52 пациентов с остеохондрозом и грыжей у 45 человек (86,5%) применение позволило:

  • уменьшить боль и снять мышечный спазм на 4-й день лечения
  • восстановить кожную чувствительность на 7-8 день;
  • улучшить двигательную активность на 10-11 день.

Динамика болевого синдрома в результате виброакустического воздействия

На схеме видна динамика уменьшения болевых проявлений, которая наблюдалась в ходе лечения с применением фонирования аппаратом " ".

Эффективность лечения разными методами физического воздействия

Примечание: ВАВ - виброакустическое воздействие; ВАВ+ИК - виброакустическое и инфракрасное воздействие при помощи аппарата " "; Магнит - магнитное воздействие.

Существует вероятность, что Ваш лечащий врач может не знать о данном новом современном методе лечения (фонировании) и соответствующих приборах, поэтому перед тем, как идти на прием, предлагаем распечатать с информацией о противопоказаниях и методике лечения межпозвонковой грыжи.

Заключение

Таким образом, фонирование на сегодняшний день является современным медицинским методом, который:

  1. Имеет доказанную эффективность на уровне 80-93% , подтвержденную российскими и европейскими научными исследованиями.
  2. Решает все основные задачи лечения межпозвонковой грыжи: позволяет очистить ткани от погибших клеток, активировать восстановительные процессы, снять отек, улучшить питание спинного мозга, мышц, межпозвонковых дисков.
  3. Эффективен в устранении болевого синдрома и повышении качества жизни пациентов.
  4. Способствует профилактике повторных случаев болезни , т.к. помогает восстановлению работы системы нейромышечной амортизации (улучшает проводимость импульсов по нервам, положительно влияет на работу всех мышц)., с доставкой по всей России и зарубеж.

По завершении острого периода заболевания, когда боль пройдет, на первый план в восстановлении межпозвонкового диска выходит регулярная лечебная физкультура . Именно она должна вернуть прежнее здоровье и подвижность позвоночнику.

Больной должен прислушиваться к своему организму и исключать упражнения, которые вызывают новые болезненные ощущения в поврежденном межпозвонковом сегменте. Одним из наиболее эффективных способов обеспечить нетравматическую физическую нагрузку является плавание , так как в воде на организм не действует сила тяжести и одновременно задействуется большое количество мышц.

Нужно обязательно учитывать, что наиболее действенным будет только комплексное лечение

Про психологические травмы у нас пишут много, но обычно как-то неконкретно. Что такое психологическая травма, почему она психологическая, почему травма — понять решительно невозможно.

Просто — «у всех есть психологические травмы, всем надо лечиться». На самом же деле всё гораздо интереснее. Психологические травмы, может быть, есть и у всех, а вот во что-то серьёзное они переходят сравнительно редко. Это серьёзное называют ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и именно ПТСР на самом деле является объектом внимания психологов. Все остальные «психологические травмы» проходят сами, как насморк. Чуть подольше, конечно, но — сами.

Другое дело, ПТСР. Вот, цитирую книгу: «В исследовании Бреслау с соавт. (Breslau et al., 1991) показано, что приблизительно у 25% людей, переживших травматическое событие, впоследствии развивалось ПТСР, повлекшее примерно у 9% длительное заболевание. Норрис (Norris, 1992) обнаружил ПТСР на уровне 5%, в то время как Резник с коллегами сообщают о наличии ПТСР среди 9% женщин, у 12% из которых ПТСР был хроническим. Оценки всей популяции также показали высокий уровень ПТСР. В Национальном исследовании заболеваемости Кесслера с соавт. (Kessler et al., 1995) было обнаружено, что ПТСР в течение жизни наблюдается у 8% взрослого населения» .

ПТСР действительно серьёзная проблема, но встречается она далеко не у всех. Вот у вас, например, его, скорее всего, нет.

Это нетрудно заметить самостоятельно (ещё одна цитата): «ПТСР характеризуется постоянным переживанием симптомов, которые включают (1) повторяющиеся и навязчивые воспоминания о событии, (2) повторяющиеся сны о событии, (3) такие действия, как если бы событие происходило вновь, (4) интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматическом событии или символизирующей его, и (5) физиологическую реактивность на стимулы или ситуации, которые напоминают о событии.

Расстройство также предполагает симптомы избегания и эмоционального оцепенения. Они могут включать (1) усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров о событии; (2) усилия по избеганию деятельности, мест или людей, которые ассоциируются с событием; (3) неспособность вспомнить о важных аспектах события; (4) заметное снижение интереса к тому, что раньше доставляло удовольствие; (5) ощущение отчужденности, отстраненности от других людей; (6) ограничение спектра эмоциональных переживаний; и (7) чувство сокращенной жизненной перспективы, сопровождающееся значительным недостатком планирования будущего.

Завершают картину симптомы возбуждения, которые не наблюдались до травматического события. Это могут быть следующие симптомы: (1) трудности с засыпанием или плохой сон, (2) раздражительность или вспышки гнева, (3) затруднения с сосредоточением внимания, (4) повышенный уровень настороженности, гипербдительность, постоянное ожидание опасности или повторного переживания ситуации, угрожающей жизни, и (5) гипертрофированная реакция на испуг» .

Подавляющее большинство людей, приходящих к психологам не демонстрируют и половины этих симптомов. Так что спешу утешить — психологических травм у вас нет.

Если же говорить о самой книге, то она хоть и старенькая, но всё равно — отличная. Авторы-составители подошли к делу предельно серьёзно. Первые сто страниц — это рассказа о том, как книга готовилась, что в неё попало, что нет, почему и так далее. Люди писали не с потолка, а обобщали опыт исследований.

Причём, как добросовестные исследователи, всё время указывали — здесь была нарушена методология, здесь маленькая выборка, тут такой косяк, здесь эдакий. В общем, видно, что проделана гигантская работа.

К сожалению, книга несколько устарела и уже не может служить максимально достоверным справочником. Но это нормально — наука не стоит на месте, да и в самой книге авторы указывали, что они дают лишь срез актуальный на момент подготовки книги, и надеялись, что их работу будут ещё уточнять и уточнять. Так и получается.

Как помогает психотерапия, с помощью каких механизмов психотерапевт добивается желаемых изменений в мышлении и поведении пациента? В литературе описывается несколько факторов лечебного действия, называемые по-разному разными авторами. Мы рассмотрим сборную классификацию, составленную на основе описанных R.Corsini и B.Rosenberg (1964), I.Yalom (1970), S.Kratochvil (1978). Одни из рассматриваемых факторов характерны и для индивидуальной и для групповой психотерапии, другие - только для групповой.

1. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Другие обозначения этого механизма - "чувство общности " и "участие в группе" - говорят о том, что этот фактор наблюдается в групповой психотерапии и отсутствует в индивидуальной.

Универсальность означает, что проблемы пациента - универсальны, в той или иной степени они проявляются у всех людей, пациент не одинок в своих страданиях.

2. АКЦЕПТАЦИЯ (ПРИНЯТИЕ).S.Kratochvil называет этот фактор "эмоциональной поддержкой". Этот последний термин закрепился в нашей психотерапии.

При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание климата психологической безопасности. Безусловное принятие пациента наряду с эмпатией терапевта и его конгруэнтностью является одной из составляющих позитивного отношения, которое стремится построить терапевт. Эта "триада Роджера", о которой уже говорилось, имеет огромное значение в индивидуальной терапии и не меньшее в групповой. В самой простой форме эмоциональная поддержка индивида проявляется в том, что терапевт (в индивидуальной терапии) или участники группы (при групповой психотерапии) слушают его и пытаются понять. Далее следует принятие и сочувствие. Если пациент является членом группы, то его принимают без оглядки на его положение, его расстройства, особенности его поведения и его прошлое. Он принимается таким, каков есть, с собственными его мыслями и чувствами. Группа позволяет ему отличаться от других членов группы, от норм общества, никто его не осуждает.

В известной степени механизм "эмоциональной поддержки" соответствует фактору "сплоченности" по I.Yalom (1975). "Сплоченность" можно рассматривать как механизм групповой психотерапии, тождественной "эмоциональной поддержке" как механизму индивидуальной психотерапии. Действительно, только сплоченная группа может предоставить члену группы эмоциональную поддержку, создать для него условия психологической безопасности.

Другим близким к эмоциональной поддержке механизмом является "внушение надежды" (I.Yalom,1975). Пациент слышит от других пациентов, что им стало лучше, он видит изменения, которые с ними происходят, это внушает ему надежду, что и он сможет измениться.

3. АЛЬТРУИЗМ. Положительный терапевтический эффект может оказывать не только то, что пациент получает поддержку и ему помогают другие, но также и то, что он сам помогает другим, сочувствует им, обсуждает вместе с ними их проблемы. Пациент, который приходит в группу деморализованным, неуверенным в себе, с чувством, что ничего сам не может предложить взамен, начинает вдруг в процессе групповой работы ощущать себя необходимым и полезным для остальных. Этот фактор - альтруизм - помогает преодолеть болезненную направленность на самого себя, повышает чувство принадлежности к остальным, чувство уверенности и адекватной самооценки.

Этот механизм специфичен для групповой психотерапии. Он отсутствует в индивидуальной психотерапии, ибо там пациент находится исключительно в позиции человека, которому помогают. В групповой терапии все пациенты играют психотерапевтические роли по отношению к другим членам группы.

4. ОТРЕАГИРОВАНИЕ (КАТАРСИС). Сильное проявление аффектов является важной составной частью психотерапевтического процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе не приводит к каким-либо изменениям, но создает определенную основу или предпосылки для изменений. Этот механизм является универсальным - он срабатывает и в индивидуальной и в групповой психотерапии. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение пациентам и всячески поддерживается и психотерапевтом, и участниками психотерапевтической группы.

По мнению I.Yalom, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Эмоциональное отреагирование подкрепляется специальными приемами в психодрамеи в "группах встреч" ("энкаунтре-группах"). В "группах встреч" часто стимулируют злость и ее отреагирование путем сильных ударов по подушке, символизирующей противника.

5. САМОРАСКРЫТИЕ (САМОЭКСПЛОРАЦИИ). Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психотерапии. Групповая психотерапия стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний и переживаний. В процессе психотерапии пациент раскрывает самого себя.

Для того чтобы лучше понять механизм самоэксплорации и описываемый ниже механизм конфронтации в групповой психотерапии, обратимся к схеме J.Luft и H.Ingham (1970), известной в литературе под названием "окно Джогари" (от имен авторов - Джозера и Гарри), которая наглядно передает отношения между сознательными и бессознательными областями психики в интерперсональных отношениях.

1. Открытая область ("арена") включает поведение, чувства и молитвы, которые известны как самому пациенту, там и всем остальным.
2. Область слепого пятна - то, что известно другим, но не известно пациенту.
3. Скрытая область - то, что известно только пациенту.
4. Неизвестное, или бессознательное - то, что не известно никому.

При самоэксплорации участник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой, или тайной области. Некоторые психотерапевты говорят о "самораздевании", которое они считают первичным механизмом роста в группе (O.Mowrer, 1964 и S.Jourard, 1964 - цит. по S.Kratochvil,1978). Человек снимает маску, начинает откровенно говорить о скрытых мотивах, о которых группа едва ли могла бы догадаться. Речь идет о глубоко интимной информации, которую пациент не каждому бы доверял. Кроме различных переживаний и отношений, связанных с чувством вины, сюда относятся события и поступки, которых пациент просто стыдится. До "самораздевания" дело может дойти только в том случае, если все остальные члены группы реагируют взаимопониманием и поддержкой. Существует, однако, риск, что если пациент раскроется и не получит поддержки, то такое "самораздевание" окажется для него болезненным и нанесет психическую травму.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ. У R.Corsini этот механизм называется "интеракцией". Обратная связь означает, что пациенту становится известным от других членов группы, как они воспринимают его поведение и как оно на них воздействует. Этот механизм, понятно, имеет место и в индивидуальной психотерапии, но в групповой психотерапии его значение во много раз увеличивается. Это, пожалуй, главный лечебный фактор групповой психотерапии. Другие люди могут являться источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна, находится в области слепого пятна нашего сознания.

Для большей наглядности воспользуемся снова окном Джогари. Если при самоэксплорации пациент раскрывает что-то другим из своей тайной, скрытой области, то при обратной связи другие открывают ему что-то новое о нем самом из области его слепого пятна. Благодаря действию двух этих механизмов - самоэксплорации и конфронтации - уменьшаются скрытая область и область слепого пятна, за счет чего увеличивается открытая область ("арена").

В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице. И все, кто вступает с таким человеком в контакт, не хотят указать ему на его недостатки, т.к. боятся показаться бестактными или обидеть его. А ведь именно эта неприятная для человека информация представляет для него материал, с помощью которого он мог бы измениться. В интерперсональных отношениях таких щекотливых ситуаций множество.

Например, человек, который имеет обыкновение много говорить и не понимает, почему люди избегают разговоров с ним, в терапевтической группе получает информацию о том, что его способ вербального общения очень нудный. Человек, который не понимает, почему многие относятся к нему недружелюбно, узнает, что его неосознаваемый иронический тон раздражает людей.

Однако не всякая информация о человеке, полученная от других, является обратной связью. Обратная связь надо отличать от интерпретации. Интерпретация - это толкование, объяснение, это наши мысли, рассуждения по поводу увиденного или услышанного. Для интерпретации характерно высказывания типа: "Я думаю, что ты делаешь то-то и то-то", а для обратной связи: "Когда ты делаешь то-то, я чувствую вот что..." Интерпретации могут быть ошибочными или могут представлять собственные проекции интерпретатора. Обратная же связь по сути не может быть неправильной: она есть выражение того, как один человек реагирует на другого. Обратная связь может быть невербальной, проявляться в жестах или в мимике.

Значительную ценность для пациентов представляет и наличие дифференцированной обратной связи. Не всякое поведение можно оценить однозначно - отрицательно или положительно,- оно воздействует по-разному на разных людей. На основе дифференцированной обратной связи пациент может научиться дифференцировать свое поведение.

Термин конфронтация часто применяют для отрицательной обратной связи. Г. Л. Исурина и В. А. Мурзенко (1976) считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психотерапевтическим фактором. Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия.

7. ИНСАЙТ (ОСОЗНАНИЕ). Инсайт означает понимание, осознание пациентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности с неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррективным опытом (см.ниже) и опытом нового поведения объединяется I.Yаlom (1970) в категорию интерперсонального научения.

S.Kratochvil (1978) различает три вида, или уровня, инсайта:
Инсайт N1: осознание связи между эмоциональными расстройствами и внутриличностными конфликтами и проблемами.
Инсайт N2: осознание собственного вклада в возникновение конфликтной ситуации. Это так называемое "интерперсональное осознание".
Инсайт N3: осознание глубинных причин настоящих отношений, состояний, чувств и особенностей поведения, коренящихся в далеком прошлом. Это "генетическое осознание".

С психотерапевтической точки зрения инсайт N1 является элементарной формой осознания, которая сама по себе не имеет лечебного значения: его достижение является только предпосылкой эффективного сотрудничества пациента в психотерапии. Наиболее значительны в терапевтическом отношении инсайты N2 и N3.

Предметом неустанного спора различных психотерапевтических школ является вопрос, достаточно ли одного только генетического осознания или, наоборот, только интерперсонального. S.Kratochvil (1978), например, придерживается мнения, что достаточно только интерперсонального осознания. От него можно прямо перейти к научению новым способам поведения. Генетическое осознание, с его точки зрения, может быть полезно в том, что подводит пациента к отказу от детских форм реагирования и замене их реакциями и отношениями взрослого человека.

Генетическое осознание - это исследование собственной истории жизни, которое приводит пациента к пониманию своих настоящих способов поведения. Другими словами, это попытка понять, почему человек стал таким, какой он есть. I.Yalom (1975) считает, что генетическое осознание имеет ограниченное психотерапевтическое значение, в чем сильно расходится с позицией психоаналитиков.

С определенной точки зрения инсайт можно рассматривать как следствие психотерапии, однако о нем можно говорить как о лечебном факторе, или механизме, так как он прежде всего является средством изменения малоадаптивных форм поведения и устранения невротических симптомов. При достижении этих целей он, как правило, всегда оказывается очень эффективным, но не обязательно необходимым фактором. В идеальном случае на основе глубокого осознания могут исчезнуть симптомы и измениться поведение. Однако отношения между осознанием, симптомами и поведением в действительности намного сложнее и менее наглядны.

8. КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Коррективный эмоциональный опыт представляет собой интенсивное переживание актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе прошлых тяжелых переживаний.

Это понятие ввел психоаналитик F.Alexander в 1932 году. Alexander считал, что так как многие пациенты перенести в детстве психологическую травму в связи с плохим отношением к ним родителей, то терапевту необходимо создать "коррективный эмоциональный опыт" для нейтрализации эффектов первичной травмы. Терапевт реагирует на пациента иначе, чем реагировали на него родители в детстве. Пациент эмоционально переживает, сравнивает отношения, исправляет свои позиции. Психотерапия проходит как процесс эмоционального перевоспитания.

Наиболее яркие примеры можно взять из художественной литературы: история Жана Вальжана из "Отверженных" В.Гюго и ряд историй из сочинений А.С.Макаренко, например эпизод, когда Макаренко доверяет все деньги колонии одному парню, бывшему вору. Неожиданное доверие, вступающее в контраст с более ранней обоснованной недоброжелательностью и недоверием, корректирует посредством сильного эмоционального переживания существующие отношения и меняет поведение парня.

При эмоциональном корректировании окружающие люди ведут себя иначе, чем может ожидать пациент с неадекватными формами поведения на основе своего ложного обобщения (генерализации). Эта новая реальность делает возможным повторную дифференциацию, то есть различение ситуаций, в которых данная реакция уместна или нет. Благодаря этому создаются предпосылки для разрыва порочного круга.

Итак, сущность этого механизма состоит в том, что пациент в условиях психотерапевтической ситуации (будь то индивидуальная или групповая психотерапия) повторно переживает эмоциональный конфликт, который он до сей поры был не в состоянии разрешить, но реакция на его поведение (психотерапевта или членов группы) отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих.

Например, можно ожидать, что пациентка с сильным чувством недоверия и агрессивностью к мужчинам, возникших в результате ее переживаний и разочарований в прошлом, принесет это недоверие и агрессивность к пациентам мужского пола в психотерапевтичской группе. Эффективное воздействие здесь могут оказать неожиданные проявления со стороны мужчин: они не отстраняются от пациентки, не выказывают раздражения и недовольства, а, напротив, терпеливы, обходительны, ласковы. Пациентка, которая ведет себя в соответствии со своим прежним опытом, постепенно начинает осознавать, что ее первичные генерализованные реакции неприемлемы в новой ситуации, и она попытается изменить их.

Разновидностью коррективного опыта в группе является предложенное I.Yalom (1975) так называемое "коррективное повторение первичной семьи"- повторение семейных отношений пациента в группе. Группа напоминает семью: ее члены в значительной степени зависят от руководителя; участники группы могут соперничать между собой, чтобы снискать "родительское" расположение. Терапевтическая ситуация может вызвать ряд других аналогий с семьями пациентов, предоставить коррективный опыт и проработать неразрешенные в детстве отношения и конфликты. Иногда сознательно группой руководят мужчина и женщина, чтобы групповая ситуация как можно точнее имитировала семейную. Малоадаптивным отношениям в группе не дают "застыть" в жестких стереотипах, как это случается в семьях: они сравниваются, переоцениваются, пациента побуждают к проверке нового, более зрелого способа поведения.

9. ПРОВЕРКА НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ("ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ") И ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ СПОСОБАМ ПОВЕДЕНИЯ.

В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно осуществляется переход к приобретению старых. Психотерапевтическая группа предоставляет для этого целый ряд возможностей. Прогресс зависит от готовности пациента к изменениям, от степени его индентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера.

В закреплении новых реакций большую роль играет импульс со стороны группы. Социально неуверенный пациент, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. Более того, он этим не только не теряет симпатии своих товарищей, но его начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется, и пациент убеждается в его выгодах.

Если происходит изменение, то оно вызывает новый цикл интерперсонального обучения на основе продолжающейся об ратной связи. I. Yalom(1975) говорит о первом витке "адаптационной спирали", которая зарождается внутри группы, а потом выходит за ее пределы. С изменением неадекватного поведения повышается способность пациента налаживать отношения. Благодаря этому уменьшается его грусть, подавленность, растут уверенность в себе и откровенность. Другим людям это поведение нравится значительно больше, чем прежнее, и они выражают больше положительных чувств, что, в свою очередь, подкрепляет и стимулирует дальнейшие положительные изменения. В конце этой адаптационной спирали пациент достигает независимости и больше не нуждается в лечении.

В групповой психотерапии может применяться и систематически планируемое обучение - тренинг, основанный на принципах научения. Например, неуверенному пациенту предлагается "тренинг утвердительного поведения", в процессе которого он должен научиться настаивать на своем, утверждать свое мнение, принимать самостоятельные решения. Остальные участники группы при этом оказывают ему сопротивление, он же должен убедить всех в правильности своего мнения и одержать победу. Успешное выполнение этого упражнения вызывает одобрение и похвалу со стороны группы. Испытав удовлетворение, пациент попробует перенести новый опыт поведения в реальную жизненную ситуацию.

Подобным же образом в группе можно научиться разрешать конфликтные ситуации в виде "конструктивного спора", несогласия с установленными правилами.

При обучении новым способам поведения большую роль играет моделирование, имитация поведения других членов группы и терапевта. Это механизм лечебного действия I.Yalom (1975) называет "имитирующим поведением", а R.Corsini (1989) - "моделированием". Люди учатся вести себя, наблюдая поведение других. Пациенты подражают своим товарищам, наблюдая, какие формы их поведения группа одобряет, а какие отвергает. Если пациент замечает, что другие участники группы ведут себя откровенно, берут на себя определенный риск, связанный с самораскрытием, и группа одобряет такое поведение, то это помогает ему вести себя таким же образом.

10. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (ОБУЧЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЕМ).
В группе пациент получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных интерперсональных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь и интерпретации, которые пациент получает в отношении своего собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других.

Пациент проводит аналогию, обобщает, делает выводы. Он учится, наблюдая. Таким образом он познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу. Он многому научится, даже если сам не будет принимать активного участия.

Многие исследователи особенно подчеркивают значение наблюдения для положительного изменения. Пациенты, которые просто наблюдали за поведением других членов группы, использовали свои наблюдения как источник осознания, понимания и разрешения собственных проблем.

R. Corsini (1989) при изучении факторов лечебного действия психотерапии разделяет их на три сферы - когнитивную, эмоциональную и поведенческую. К когнитивным факторам автор относит "универсальность", "осонание", "моделирование"; к эмоциональным факторам - "акцептацию", "альтруизм" и "перенос" (фактор, основанный на эмоциональных связях между терапевтом и пациентом или между пациентами психотерапевтической группы); к поведенческим - "проверку реальности", "эмоциональное отреагирование" и "интеракцию" (конфронтацию). R.Corsini считает, что эти девять факторов лежат в основе терапевтического изменения. Когнитивные факторы,- пишет R.Corsini ,- сводятся к заповеди "познай себя"; эмоциональные - к "люби ближнего своего" и поведенческие - к "делай добро". Нет ничего нового под солнцем: этим заповедям философы учили нас на протяжении тысячелетий.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

В 1952 году английский психолог Hans Aysenck сравнил эффективность традиционной психодинамической терапии с эффективностью обычных медицинских методов лечения неврозов или с отсутствием лечения у нескольких тысяч пациентов. Результаты, полученные психологом, удивили и испугали многих терапевтов: применение психодинамической терапии не повышает шансов пациентов на выздоровление; фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72% против примерно 66%). В последующие годы Aysenck подкрепил свои выводы дополнительными свидетельствами (1961, 1966), поскольку критики продолжали уверять, что он ошибался. Они обвинили его в том, что он исключил из своего анализа несколько исследований, которые подтверждали эффективность психотерапии. В качестве контраргументов они приводили следующие: возможно, пациенты, не получавшие терапии, страдали менее глубокими расстройствами, чем те, кто получал ее; нелечебные пациенты могли на самом деле получать терапию у частопрактикующих психотерапевтов; врачи-терапевты, оценивающие состояние пациентов, не полуивших лечения, могли использовать иные не столь строгие критерии, чем психотерапевты, которые оценивали своих собственных пациентов. Возникло очень много споров о том, как интерпретировать результаты H.Aysench, и эти споры по казали, что необходимо выработать более надежные методы оценки эффективности.

К сожалению, работы по оценке эффективности все еще сильно отличаются по своему качеству. Кроме того, как указывают D. Bernstein, E. Roy et al. (1988), трудно точно определить, что имеется в виду под успешной терапией. Поскольку одни терапевты стремятся к изменению в области бессознательных конфликтов или силы эго, а других интересуют изменения в открытом поведении, то различные исследователи эффективности имеют и различные суждения о том, была ли терапия эффективна у данного пациента. Эти моменты надо иметь в виду, рассматривая исследования по общей эффективности психотерапии.

Обзоры последнего времени более оптимистичны, чем исследования H. Aysenck. Рядом работ опровергнута "нулевая гипотеза" H. Aysench и сейчас реальный процент спонтанного выздоровления колеблется от 30 до 45.

Используя специальную математическую процедуру, называемую мета-анализом ("анализом анализов"), Smith M. L. ,Glass G. V. , Miller T.J. (1980) сравнивали результаты 475 исследований, в которых сообщалось о состоянии больных, прошедших курс психотерапии и не получивших лечения. Главным выводом был следующий: среднестатистический пациент, прошедший психотерапию, чувствовал себя лучше, чем 80% тех пациентов, которые не получили терапии. Другие мета-анализы подтвердили это заключение. Эти обзоры показали, что если результаты всех форм психологического лечения рассматриваются вместе, то подтверждается точка зрения об эффективности психотерапии.

Однако критики мета-анализа утверждают, что даже такая сложная комбинация результатов, представляющая собой "ме шанину" хороших и посредственных исследований эффективности лечения различными методами, может вводить в заблуждение. По мнению критиков, эти исследования не отвечают на более важный вопрос: какие методы являются наиболее эффективными при лечении определенных больных.

Какой из основных психотерапевтических подходов является наиболее эффективным в целом, или какой из подходов предпочтителен при лечении конкретных проблем пациентов? Большинство обзоров не находит существенных различий в общей эффективности трех главных направлений психотерапии. Критики указывали, что эти обзоры и мета-анализ не достаточно чувствительны для определения различий между отдельными методами, но даже исследования, которые тщательно сравнивали психодинамическое, феноменологическое и бихевиоральное лечение, не нашли значительных различий между этими подходами, хотя отметили их преимущество перед отсутствием лечения. Когда же различия между методами определяются, то обнаруживается тенденция к выявлению более высокой эффективности поведенческих методов, особенно при лечении тревоги. Благоприятные результаты поведенческой терапии и привлекательность для многих психотерапевтов феноменологической терапии привели к тому, что эти два подхода становятся все более популярными, в то время как использование психодинамической терапии как доминирующего метода лечения - все менее популярны.

К оценке исследований эффективности психотерапии можно подойти с совершенно иных позиций и сформулировать вопрос следующим образом: корректны ли попытки измерения эффективности психотерапии?

В вопросе об эффективности психотерапии многие разделяют мнение, высказанное еще в 1969 году H.H.Strupp, Bergin A.E. (цит. по R. Corsini): проблема исследований в психотерапии должна быть сформулирована как стандартный научный вопрос: какие специфические терапевтические вмешательства вызывают специфические изменения у специфических пациентов в специфических условиях?

R. Corsini со свойственным ему юмором пишет, что "лучший и наиболее полный" ответ на этот вопрос он находит у C. Patterson (1987): прежде чем какая-либо модель, подвергаемая исследованию, может быть применена, нам необходимы: 1) таксономия проблем или психологических расстройств пациента, 2) таксономия личностей пациентов, 3) таксономия терапевтических техник, 4) таксономия терапевтов, 5) таксономия обстоятельств. Если бы мы создали такие системы классификации, то практические проблемы были бы непреодолимы. Допустим, что пять перечисленных классов переменных содержат по десять классификаций, тогда исследовательский проект потребует 10х10х10х10х10, или 100000 элементов. Из этого C.Petterson делает вывод, что нам не нужны сложные анализы множества переменных и нам следует отказаться от попытки точного изучения психотерапии, ибо это просто не возможно.

Психотерапия является искусством, основанным на науке, и, так же как в искусстве, здесь неприменимы простые измерения такой сложной деятельности.

Многие задаются вопросом, какая же психотерапия самая эффективная. И ответ, казалось бы, очевиден. Мы идем на курсы по психоанализу и нам говорят: «Психоанализ самое эффективное направление, только он лечит причины, а любые другие методы направлены лишь на коррекцию симптомов», на курсах по поведенческой терапии нам скажут: «Поведенческая терапия – самое эффективное направление, ведь у нас есть строгое теоретическое и эмпирическое обоснование», а когда мы придем в гуманистическое направление, нам скажут: «Главное это самореализация личности, а не симптом» и тоже будут правы. Как же обстоят дела на самом деле. На самом деле все очень неоднозначно, и проверить эффективность той или иной терапии не так просто, хотя бы из-за следующих проблем:

  1. Различные критерии здоровья в разных направлениях психотерапии (соответственно непонятно можно ли вообще оценивать поведенческую терапию той же меркой что и психоанализ).
  2. Долгосрочная и краткосрочная ориентация – разные направления могут быть эффективны в различной степени в зависимости от временной направленности. Один метод приносит лишь временный эффект, зато быстро, что и сказывается на результатах исследований, правда потом мы встречаем рецидив, и, наоборот, другой метод может не оказывать влияния на пациента годами, пока в конце концов не приведет к полному излечению.
  3. Сложность проведения исследований из-за их масштабности.
  4. Сложность сопоставления результатов терапии из-за посторонних факторов (например, мы не можем утверждать, что терапевт, которого мы оцениваем в рамках гештальт-терапии также компетентен в своем направлении, как терапевт, которого мы оцениваем в рамках исследования эффективности когнитивной терапии).

Существуют и другие сложности. Однако все же ряд исследований были проведены. Что же мы получили в результате. Наиболее ранние исследования были проведены Г. Айзенком. Айзенк всегда относился к психотерапии отрицательно, считая, что она лишена научных оснований. Для доказательства своего мнения он рассмотрел девятнадцать публикаций, касающихся результатов применения психотерапии, и пришел к шокирующему выводу: по различным данным, «улучшение» имело место в 39-77% случаев, а такой широкий размах не может не вызывать подозрения; явно здесь что-то было не так. Более того: объединив рассмотренные данные, Айзенк получил среднюю цифру в 66% - а потом привел свидетельства других исследований, согласно которым улучшение отмечалось у 66-72% невротиков, находившихся на стационарном лечении, но психотерапии не получавших.

Вывод Айзенка был следующим: нет доказательств того, что психотерапия ответствен­на за свой предполагаемый эффект; радикальным следствием из этого было заключение: всякая подготовка психотерапевтов впредь должна быть прекращена.

Однако с тех пор было проведено множество других исследований, более дифференцированных, которые все же указали, что психотерапия в целом эффективна, по крайней мере по сравнению с плацебо.

С тех пор появились многие сотни публикаций, посвященных результатам применения психотерапии; эти исследования чрезвы­чайно различаются по научному качеству, размеру обследованных выборок, использованным критериям улучшения, наличию или отсутствию групп сравнения; соответственно, и разброс полученных данных очень велик.

Однако мета-анализ - тщательный обзор материалов с учетом их научного качества и методологических различий - все же пока­зывает, что свидетельства в пользу психотерапии более весомы. В 1975 году Лестер Люборски из Пенсильванского университета опубликовал детальный мета-анализ почти сотни контролируемых исследований; он пришел к выводу, что большинство работ свиде­тельствует о высокой пропорции пациентов, получивших пользу от психотерапии. В отличие от утверждений Айзенка, две трети исследований показали значимое улучшение состояния получавших лечение пациентов по сравнению с не получавшими. (Если исключить из рассмотрения случаи минимального вмешательства, то превосходство психотерапии над ее отсутствием станет еще бо­лее выраженным.)

Результаты проведенного в 1980 году еще более обширного мета-анализа 475 исследований, осуществленного другой группой исследователей и использовавшего широкий спектр оценок исхо­дов для сравнения пациентов, получавших психотерапию, с члена­ми контрольных групп, привели к однозначному выводу: терапия приносит пользу в большинстве (хотя и не во всех) случаев.

Однако один аспект, выявленный мета-анализом, обескуражи­вает: независимо от формы психотерапии, пользу от нее получают примерно две трети пациентов. Однако если каждая разновидность психотерапии оказывает действие в силу определенных причин - оп­ределяемых той теорией, на которой данная разновидность базиру­ется, - то как могут они все работать одинаково хорошо?

Объяснение этого яв­ления сводится к тому, что разные виды психотерапии имеют общие компоненты, в первую очередь - помогающие взаимоотношения между терапевтом и пациентом. Другие исследователи указывают на иные общие факторы: возможность оценить реальность в защищен­ном окружении, надежду на облегчение, порождаемую терапией, которая мотивирует пациента к изменениям.

В последние годы, впрочем, более тонкий анализ начинает предоставлять свидетельства того, что в лечении определенных нарушений одни виды психотерапии более эффективны, чем дру­гие.

Кроме того, выявлено превосходство поведенческой и когнитивно-пове­денческой терапии влечении панического синдрома и других про­явлений тревожности; когнитивной терапии - влечении социаль­ных фобий; групповой психотерапии - в лечении личностных нарушений; когнитивно-поведенческой и межличностной терапии или их обеих в сочетании с назначением антидепрессантов - в лечении депрессии.

Хотя были проведены многие сотни исследований исходов, ученые только недавно начали выделять причинно-следственные связи внутри терапии. Общие цифры, предоставляемые мета-ана­лизом, их не раскрывают. Кроме всего прочего, они усредняют результаты, полученные отдельными психотерапевтами. Последние исследования, в противоположность этому, начали связывать по­лученные результаты с самими терапевтами. Исследование Люборски с коллегами трех разных подходов к лечению наркотической зависимости показало, что выбор подхода менее важен, чем личные характеристики терапевта.

С другими исследованиями вы можете ознакомиться по ссылкам, мы же постараемся донести общую идею.

  1. Однозначно можно сказать, что наилучшие результаты показывает поведенческая терапия, а наихудшие психоанализ, так как психоаналитики умудряются в некоторых случаях еще и ухудшить состояние пациента.
  2. В целом отрыв, поведенческой терапии от других направлений не велик и вполне возможно, что связан он с исследованием терапии тех проблем, лечение которых наиболее эффективно именно с помощью поведенческой терапии. Например, при лечении шизофрении когнитивно-поведенческая терапии не показывает большей эффективности чем другие направления.
  3. Разные направления психотерапии по-разному эффективны в работе с разными расстройствами и типами клиентов (разным клиентам подходят разные направления).
  4. Большинство исследований, посвященных изучению эффективности психотерапии уже потеряли свою актуальность.
  5. На эффективность психотерапии в большей степени оказывают влияние общие терапевтические факторы, нежели сам метод. Сюда относятся: личность терапевта, личность пациента, особенности их взаимодействия, другие переменные.
  6. На эффективность психотерапии оказывают влияние внетерапевтические факторы и порой даже большее чем сам процесс терапии. Сюда относятся эффект плацебо, различные когнитивные искажения.

Стоит отметить что современная позиция по поводу эффективности психотерапии однозначна – наиболее эффективна та терапия, которая является наиболее комплексной. Например, многие авторы сходятся на том, что совмещение фармакотерапии и когнитивно-поведенческой терапии более эффективно, нежели раздельное их использование (хотя конечно, есть случаи, когда применение лекарств является противопоказанием для психотерапии). Также более эффективно комплексное средовое воздействие, когда клиента помещают в определенную среду, которая его меняет, нежели периодические индивидуальные встречи. Таким образом, более эффективным будет направление психотерапии, которые направлены на системную проработку личности, всех ее сфер: эмоциональной, когнитивной, поведенческой.

Заметим и другой момент, что все современные направления психотерапии постепенно приходит к данной концепции, т.е. они включают в себя различные элементы работы, направленные на различные сферы личности. Например, изначально поведенческая терапия включила в себя когнитивный компонент. Психоаналитики стали использовать гуманистические методы взаимодействия с клиентом. Гипноз стал использовать вместо прямых внушений регрессии и поиск причин проблемы.

Изначально можно обозначить только одно направлении которое включал в себя проработку практически всех компонентов личности – гештальт-терапию (отсюда, собственно и название направления, гешьтальт - целое). Однако в раннем варианте гештальт был более близок к психоанализу, отчего и низкая эффективность. Сейчас гештальт-терапия это нечто иное, сочетающее в себе работу с мышлением, эмоциями, поведением. Работа в гештальте направлена, как на текущий момент, так и на отыскание причины проблемы. В современной варианте в нее включена и коучинговая работа.

Основная же причина более низкой эффективности гештальта по сравнению с той же когнитивно-поведенческой терапией и гипнозом в ряде моментов. Гештальт активно использует трансовое состояние для отыскания причин болезни, однако, сами терапевты этого обычно не признают. Таким образом, отсутствует целенаправленное наведение данного состояния как в гипнотерапии, а, следовательно, и работа в нем менее эффективна. По сравнению с когнитивно-поведенческой терапией также есть ряд проблем. Это прежде всего отсутствие формализации терапевтических процедур, а отсюда и низкий уровень подготовки специалистов. Ну и еще одна причина – это отсутствие четкой теоретической и эмпирической базы. Почему-то гешьтатисты считают, что лучшей выбор в качестве теоретической базы – это теория гештальта и философские концепции экзистенциалистов. В то время, как сама терапия вполне ложиться на рациональные основы и включает в себя довольно сильный поведенческий компонент. Следует также отметить, что именно из гештальта когнитивно-поведенческая терапия взяла большинство техник. Также, наиболее современное направление когнитивной терапии (mindfulness – полнота сознания), как раз-таки и пришло к тому же концепту, что изначально предлагался гешьтальт-терапией – это безоценочное осознание.

Наиболее важное заключение состоит в том, что психотерапия в целом показывает не столь высокую эффективность при работе с психическими расстройствами. Как правило, с помощью психотерапии решается довольно ограниченный круг проблем. Наиболее быстро и эффективно решаются конкретные поведенческие проблемы (например, специфические фобии). Некоторые направления, направлены на формирование и изменение характера, но такая работа чаще всего длиться годами и редко приводит к результатам. Говоря, о психотических заболеваниях (когда нарушения кроются в функционировании мозга), здесь психотерапии в принципе неэффективна (она может быть эффективна только в том случае, когда психотический симптом вызван психологическими причинами). В таких случаях психотерапия является просто методом повышения социальной адаптации больного.