Алгоритм проведения антропометрии у детей грудного возраста. Сроки контроля методом антропометрии

Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.



Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

Антропометрия – это определение физического развития человека путем измерения тела и его частей. Антропометрия включает определение массы тела пациента, роста, окружности грудной клетки и др.

Определение роста взрослого человека

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение роста необходимо для определения физического развития пациента, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза и др.), а также для подбора соответствующих размеров одежды.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Ростомер, который состоит из площадки, вертикальной стойки с сантиметровыми делениями, горизонтально расположенной планшетки, передвигающейся вдоль вертикальной стойки.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Помочь пациенту снять обувь и правильно встать на площадку: пятки, ягодицы, лопатки и затылок прикасаются к стойке ростомера; голову держать прямо (чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаз были на одной горизонтальной линии).

2. Опустить планшетку ростомера на голову пациента и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до нижнего края планшетки.

3. В некоторых случаях пациентам измеряют рост сидя, тогда к полученным цифрам прибавляют расстояние от скамейки до пола.

4. Сообщить пациенту результат измерения.

5. Помочь пациенту сойти с площадки и записать результат в принятую документацию (в графе «особые отметки»).

Определение массы тела пациента

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Определение массы тела необходимо для определения физического развития человека, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза, пищеварительной системы, сердца, почек и др.), а также для проведения расчета лекарственных препаратов, расчетов питания (особенно детям) и контроля динамики отеков.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Медицинские весы, правильно расположенные и хорошо отрегулированные.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Объяснить пациенту сущность данного исследования: производится без верхней одежды и обуви, после посещения туалета (для определения динамики отеков: утром, натощак, в привычной одежде).

2. Проверить регулировку весов: открыть затвор, расположенный над панелью, и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в нулевом положении, должен совпадать с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

IV. АЛГОРИТМ.

1. Помочь пациенту снять обувь и осторожно встать в центр площадки весов.

2. Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево до тех пор, пока оно не встанет вровень с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

4. Сообщить пациенту результаты. Помочь ему сойти с площадки весов.

5. Записать результат в принятую документацию (в графу «особые отметки», температурный лист).

Измерение окружности грудной клетки

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение окружности грудной клетки играет определенную роль в диагностике заболеваний легких.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Сантиметровая лента.

III. АЛГОРИТМ.

Сантиметровую ленту накладывают вокруг грудной клетки, сзади по нижним углам лопатки, а спереди по IV ребру. Руки пациента должны быть опущены, дыхание спокойное; измерение проводят при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе (отмечается в температурном листе).

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Все поверхности, с которыми соприкасался пациент, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорной извести (хлорамин, эсан).

ПРОФЕССИОГРАММА № 11

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ СТАЦИОНАРА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Так как приемное отделение является одним из наиболее насыщенных отделений по проходимости количества пациентов, риск возникновения внутрибольничной инфекции самый высокий, поэтому необходимо обеспечить определенные мероприятия по предупреждению развития внутрибольничных инфекций.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Промаркированные емкости для протирания поверхностей и мытья пола для каждого подразделения отдельно;

Дезинфицирующие растворы:

1% р-р хлорамина 3% р-р хлорной извести

3% р-р хлорамина 1% р-р хлорной извести

Ветошь для протирания поверхностей и пола;

Промаркированные швабры для каждого подразделения приемного отделения.

III. АЛГОРИТМ.

1. В каждом помещении приемного отделения проводится текущая и заключительная влажная уборка. Уборочный инвентарь каждого помещения маркируют и хранят в отдельном помещении. Текущая влажная уборка проводится 3 раза в день 1% раствором хлорной извести (1:10 Эсан). Заключительная уборка проводится 1 раз в 7 дней 3% раствором хлорной извести. Частота проведения уборок зависит от проходимости пациентов через приемное отделение (более 40 человек в сутки – влажную уборку каждые 2 часа, а заключительную – через 3 дня).

2. После осмотра каждого пациента все поверхности, с которыми он соприкасался, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина.

3. Санпропускник после санитарной обработки пациента необходимо обработать:

1) Ванна промывается горячей водой с моющим средством, после чего обрабатывается 3% раствором хлорамина в течение 15 мин, затем раствор смывают с применением моющего средства, затем проточной водой;

2) Все предметы, которые применялись при санитарной обработке, подвергаются обработке и дезинфекции:

Ножницы промывают под проточной водой со щеткой и мылом и погружают в этиловый спирт 70% на 30 мин. и хранят в сухом виде;

Гребешок и расчески промывают под проточной водой со щеткой и мылом, дезинфицируют в 3% растворе хлорной извести при полном погружении на 30 минут;

Мочалки промывают под проточной водой и кипятят 20 мин;

Использованные полотенца после осушивания кожных покровов пациента помещают в клеенчатый мешок с маркировкой «грязное белье», затем отправляют в прачечную.

3) Все поверхности санпропускника обрабатываются 1% раствором хлорной извести. Уборочный инвентарь (швабра, ветошь, ведро) дезинфицируют в 1% растворе хлорной извести в течение 30 мин, затем ополаскивают под проточной водой, высушивают и хранят здесь же.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Соблюдение санэпидрежима в приемном отделении проводится согласно приказу № 288.

ПРОФЕССИОГРАММА № 12

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПАЦИЕНТА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Санитарная обработка проводится для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.

II. ПОКАЗАНИЯ.

Строго по назначению врача.

III. ОСНАЩЕНИЕ.

Емкости с маркировкой «чистые мочалки», «использованные мочалки», мыло, шампунь, полотенце, ножницы, расчески, водный термометр, пеленки, комплект чистой одежды, обработанная обувь.

IV. ПОДГОТОВКА.

- Медсестра одета по форме, клеенчатый фартук;

- пациента : в смотровой санпропускника пациента раздевают и составляют опись одежды в 3-х экземплярах (в историю болезни, к вещам пациента, пациенту). Осматривают кожные покровы, «волосистые» участки тела. При необходимости проводят обработку на Ф-20;

- санпропускника : исключить сквозняки, Т воздуха = 24-25 о С.

V. АЛГОРИТМ.

Полная санитарная обработка

1. Медсестра заполняет ванну до половины холодной водой, а затем горячей, чтобы не было скопления паров в помещении.

2. Температура воды не должна превышать 36-37 о С.

3. Пациента погружают в воду, придерживая его в положение «сидя», чтобы вода покрывала 2/3 тела. Область сердца должна быть свободна от воды.

4. Если позволяет состояние пациента, он может помыться сам, но медсестра во время принятия гигиенической ванны пациентом не оставляет его одного, следит за его общим состоянием и помогает ему помыться.

5. Особое внимание нужно обратить на места большего скопления пота и грязи (подмышечные впадины, под молочными железами у женщин, жировые складки, паховые складки, межпальцевые пространства).

6. Продолжительность ванны – 15-20 мин.

7. После того, как пациент помылся, медсестра помогает ему выйти из ванны. Он становится на деревянную подставку, которая покрыта чистой сухой пеленкой.

8. Кожные покровы пациента обсушивают теплым полотенцем или теплой чистой простыней;

9. Пациент надевает чистое белье, медсестра остригает ногти (по необходимости) на руках и ногах, помогает пациенту расчесать волосы, помогает обуться.

10. Медсестра сопровождает пациента в лечебное отделение.

Методика проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Физическое развитие является лабильным показателем, который легко изменяется под воздействием разнообразных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Как совокупность признаков, которые характеризуют состояние здоровья организма на разных возрастных этапах, уровень физического развития является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Поэтому оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

2. Конкретные цели:

  • Продемонстрировать порядок действий при пользовании разными видами приборов для измерения массы.
  • овладеть навыками и техникой проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;
  • классифицировать приборы для измерения длины тела детей разного возраста
  • заполнить соответствующую документацию после измерения массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;

3. Базовый уровень подготовки.

Определять закономерности изменений пропорций тела у детей разного возраста

2. Латинский языкПрименить терминологию с латинской основой3. Нормальная физиологияПрименять соотношение основных параметров физического развития (размеров) в процессе онтогенеза

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Ориентировочная карта для самостоятельной работы над учебной литературой при подготовке к практическому занятию

— индивидуальное развитие организма2. Антропометрия — совокупность методов и приемов измерения тела3. Ростомер — прибор для измерения длины тела.

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Определение понятия «физическое развитие».

2. Виды приборов для измерения массы тела и длины тела.

3. Техника проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка.

4. Заполнение графиков для оценки физического развития ребенка: соотношения длины тела к возрасту; массы тела к возрасту; соотношение длины тела к массе тела, определение ИМТ (индекс массы тела).

4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии

1. Овладеть техникой взвешивания детей в возрасте до 1 года и старше 1 года.

2. Овладеть техникой измерения длины тела детей разного возраста.

3. Овладеть техникой измерения окружности головы и грудной клетки;

4. Овладеть техникой заполнения графиков для оценки физического развития.

Содержание темы: Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВООЗ считает одним из самых эффективных мероприятий, которые осуществляются медицинскими работниками относительно снижения уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста.

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела и тому подобное) и биологического созревания ребенка в разные периоды возраста, весомый критерий оценки состояния здоровья и возрастных норм развития, особенно в период раннего детства.

Физическое развитие детей — это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и работоспособность. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона обитания и тому подобное.

Антропометрия совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка — это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

— испарение влаги с кожи и при дыхании;

— мумификация пуповинного остатка;

— недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

— рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

— относительным голоданием;

— отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

Графики физического развития

У каждого ребенка должен быть свой график, согласно которого осуществляется оценка физического развития и с учетом ее результатов проводится адекватное медицинское наблюдение.

Для девочек и мальчиков графики физического развития разные и для удобства могут иметь разные цвета. Важно использовать график физического развития ребенка для соответствующего пола, поскольку мальчики и девочки развиваются по-разному.

На каждом графике начерчены кривые. Кривые, на графике физического развития ребенка, помогают в интерпретации показателей физического развития ребенка.

Линия, обозначенная 0 на каждом графике, является медианой, которая представляет среднее значение. Другие линии определяют стандартные отклонения, которые указывают на отдаленность показателя физического развития от стандарта.

Линии стандартных отклонений (СО) на графике физического развития ребенка имеют позитивное (1, 2, 3) или негативное (M1, M2, M3) значение.

График длина тела / рост/ возраст

В зависимости от возраста ребенка измеряется стандартный показатель длины или роста. Длина тела в горизонтальном положении ребенка (лежа) измеряется у детей в возрасте 0-2 года, рост в вертикальном положении ребенка (стоя) у детей в возрасте от 2-5 лет. Значение показателя длины тела / роста для данного возраста показывает, какую длину тела/рост приобрел ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель помогает обнаружить детей с задержкой роста и слишком высоких для своего возраста. Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств.

На графике, на горизонтальной оси откладываются значения возраста, а на вертикальной оси — значение длины / роста тела в сантиметрах. Возраст ребенка определяется в полных неделях от рождения до 3 месяцев; в полных месяцах – от 3 до 12 месяцев; и в полных годах и месяцах – в дальнейшем.

Для того, чтобы нанести значение длины тела / роста для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение полных недель, месяцев или лет и месяцев. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). Например, если ребенку 5,5 месяцев, значения наносят на отметку 5 месяцев (а не между 5 и 6 месяцами).

2) На вертикальной оси отложить значение длины тела / роста. Точки значения следует ставить на или между горизонтальными линиями. Например, если длина тела ребенка составляет 60,5 см, нанесите значение в клеточку между горизонтальными линиями.

3) После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, необходимо соединить точки прямой линией для того, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

4) Проверьте, правильно ли нанесены точки на график, и, в случае необходимости, повторите антропометрические измерения. Например, длина тела ребенка не должна быть меньше, чем значение длины тела при предыдущем осмотре. В этом случае, одно из измерений было осуществлено неправильно. Поэтому необходимо четко придерживаться методики проведения антропометрии.

График масса тела/возраст

Значение массы тела для данного возраста

Для того, чтобы нанести значение массы тела для данного возраста следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значений следует ставить на вертикальной линии (но не между вертикальными линиями).

На вертикальной оси отложить значение массы тела. Точки значений следует ставить на горизонтальную линию.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, соединить их между собой прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График соотношения масса тела/длина тела / рост/возраст

График соотношения массы тела к длине тела / росту помогает в выявлении детей с очень низкой массой тела и детей с высоким соотношением массы к длине тела / роста, что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения.

На этом графике, на горизонтальной оси откладываются значения длина тела ребенка или рост в сантиметрах, а на горизонтальной оси – масса в килограммах.

Для того, чтобы нанести на график значение соотношения массы тела к длине тела / роста следует:

На горизонтальной оси отложить значение длины тела или роста. Точки значения следует ставить на вертикальной линии. Необходимо округлять значение к ближайшему целому сантиметру.

На вертикальной оси нанести значение массы. Точки значения ставить на или между горизонтальными линиями.

После нанесения показателей соотношения массы тела к длине тела / росту за два или более осмотров, соединить точки прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График индекс массы тела/возраста

Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга на избыточный вес и ожирение.

Как правило, график ИМТ для данного возраста показывает результаты, похожие с результатами графика соотношения массы к длине тела /роста ребенка.

На этом графике на горизонтальной оси откладываются значения возраста в полных неделях, месяцах, или годах и месяцах.

На вертикальной оси откладывается ИМТ.

Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела разделить на рост в квадрате (кг/м 2). Показатель роста необходимо перевести в метры. Результат вычислений округлить к десятым.

Для того, чтобы нанести на график показатель индекса массы тела ребенка для данного возраста, следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). На вертикальной оси отложить значение ИМТ. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию или между линиями.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров соединить их прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

Материалы для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

  1. По каким параметрам проводится оценка физического развития?
  2. Что такое «физическое развитие» ребенка?
  3. Что такое антропометрия?
  4. Техника измерения массы тела, длины тела и окружностей головы и грудной клетки.
  5. Какая средняя масса тела новорожденного ребенка?
  6. Что такое «физиологическая убыль массы тела» ?
  7. Соотношение показателей окружности головы и грудной клетки
  8. Графики физического развития. Цель их ведения. Правила заполнения.

2. Тесты для самоконтроля

1.Взвешивание ребенка при поступлении в стационар проводят с целью определение:

А. В какое отделение госпитализировать. В. В какой дозе назначить лекарства.

С. Вид питания. D. Конституционального типа ребенка.

Е. Правильно ли организовано питание дома.

2. Средняя масса тела новорожденного мальчика составляет (в граммах):

А. 3000 – 3100 В. 3100-3200 С. 3200-3400 D. 3400-3600 Е. 3600-3900

3. Укажите массу, которая указывает на недоношеность (в граммах):

А. 3000 В. 2900 С. 2800 D. 2600 Е. 2400

4. Укажите на какой день жизни восстанавливается масса тела у новорожденного ребенка при идеальном типе восстановления:

А. 2-3 В. 3-4 С. 4-5 D. 6-7 Е. 7-10

5. Укажите все правильные ответы:

Основные причины физиологической убыли массы тела новорожденного:

А. Гиперальдестеронизм

В. Становление лактации у матери.

С. Потеря воды через кожу и легкие при дыхании

D. Мумификация пуповинного остатка

Е. Выделение мекония и мочи.

6. Физическое развитие – это:

А. Динамичный процесс роста (увеличение длины и массы тела).

В. Биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

С. Динамичный процесс роста (увеличение длины, массы тела, отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

D. Результаты измерения антропометрических показателей.

Е. Обозначение биологического возраста ребенка.

  1. Взвешивание новорожденных детей в стационаре проводят:

А. После каждого кормления. В. Утром и вечером. С. 1 раз в сутки в любое время.

D. 1 раз в 3 дня. Е. 1 раз в неделю.

  1. На физическое развитие влияют:

А. Биологические факторы. В. Социальные факторы.

С. Биологические и социальные факторы. D. Политические факторы.

Е. Все перечисленное.

  1. У доношенного новорожденного ребенка соотношения окружности головы и окружности грудной клетки:

А. Одинаковые. В. Приблизительно одинаковые.

С. Преобладает окружность головы. D. Преобладает окружность грудной клетки.

10. К основным параметрам физического развития относят:

А. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

В. Массу тела, длину тела, окружность грудной клетки и окружность головы.

С.Жизненную емкость легких, массу тела, длину тела.

D. Частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

Е. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В С Е Е В, С, D,Е С В С С В

Задачи для самоконтроля:

1. В приемное отделение детского стационара поступил ребенок 6 месяцев с диагнозом острый бронхит. Медицинской сестре нужно провести антропометрические измерения. Определите последовательность ее действий.

2. В роддоме мать новорожденной девочки, которая родилась с массой тела 3150 г, на 3 день ее жизни узнала, что масса тела ребенка составляет 2950 г. Мама была очень обеспокоена. Что нужно объяснить матери ребенка

Эталоны ответов:

1. Во-первых, установим массу тела ребенка: на лоток весов положим пеленку, ребенка выкладываем на весы головой на широкую часть лотка. Отмечаем значение массы тела ребенка вместе с пеленкой, после чего массу пеленки нужно отнять.

Во-вторых, определяем длину тела ребенка: ребенка выкладываем на ростомер, головку ребенка плотно прижимаем к неподвижной планке ростомера. Голову фиксируем так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляем легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимаємо к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка.

2. Убыль массы тела у ребенка на 200 г (6 %) является физиологической и предопределена следующими факторами: испарение влаги с кожи и при дыхании; мумификация пуповинного остатка; недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни; рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов; относительным голоданием; отхождением мекония, мочи.

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка грудного возраста

Показания: Наблюдение за динамикой процесса роста, развития ребёнка

Противопоказания: Нет

Оснащение: Весы чашечные, горизонтальный ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина, пелёнка

Возможная проблема: Беспокойство ребёнка

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовить:

Чашечные весы;

Горизонтальный ростомер;

Сантиметровую ленту

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы тела:

Чашу весов протереть 0,5 % раствором хлорамина;

Постелить чистую пеленку,

Отрегулировать весы,

Закрыть затвор,

Посадить (положить) ребенка,

Открыть затвор,

Передвигать гири на планке пока он не станет вровень с контрольным пунктом,

Закрыть затвор,

По шкале определить массу,

Снять ребенка

2.2. Измерение роста:

Горизонтальный ростомер установить шкалой к себе,

Протереть 0,5 % раствором хлорамина,

Покрыть чистой пеленкой,

Уложить ребенка головой к неподвижной планке;

Нажать на колени, выпрямить ножки,

Подвижную планку подвинуть к ножкам, по шкале определить рост.

2.З. Измерение окружности головы:

Сантиметровую ленту помыть;

Спереди ленту положить на уровне надбровных дуг;

Сзади через затылочный бугор;

2.4. Измерение окружности груди:

Сантиметровую ленту помыть;

Протереть 0,5 % раствором хлорамина;

Раздеть ребенка до пояса;

Спереди ленту положить на уровне сосков;

Сзади на уровне нижних углов лопаток;

Опустить руки ребенка;

Определить по ленте величину.

Окончание манипуляции.

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №5

Алгоритм проведения антропометрии у детей старшего возраста.

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка старшего возраста

Показания: Измерение показателей в декретированные сроки

Противопоказания: Нет

Оснащение: Весы медицинские, ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина

Возможная проблема: Нет

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Предупредить ребенка.

1.2. Исследование провести натощак.

1.З. Предварительно опорожнить мочевой пузырь, освободить кишечник.

1.4. Раздеть до нижнего белья.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы:

Отрегулировать весы;

Закрыть затворку;

Поставить ребенка на середину площадки весов;

Открыть затвор;

Передвигал гири определить массу;

Закрыть затвор,

Спустить ребенка,



2. Измерение роста:

Раздеть ребенка;

Поставить, касаясь ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком,

Опустить планшетку к голове,

По шкале определить рост,

Обуть ребенка.

З. Измерение окружности головы

Сантиметровую ленту спереди положить на головы: уровне надбровных дуг;

Сзади через затылочный бугор,

Определить по ленте величину.

4. Измерение окружности груди

Спереди ленту положить на уровне сосков; груди:

Сзади - на уровне нижних лопаток;

Опустить руки;

Определить по ленте величину.

Окончание манипуляции.

3.1. Данные записать в историю развития ребёнка

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №6

Алгоритм измерения температуры тела.

Цель: Контроль состояния ребёнка

Показания: Назначение врача

Противопоказания: Воспалительные изменения кожи в подмышечной области

Оснащение: Термометр, часы, температурный лист, карандаш, дезраствор

Возможная проблема: Беспокойство ребёнка

Этапы:

Подготовка к манипуляции

1.1. Приготовить:

Термометр;

Температурный лист.

1.2. Объясните пациенту, как он должен вести себя во время термометрии.

1.3. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути опустился до отметки З 5

Выполнение манипуляции

2.1. Насухо протрите подмышечную впадину пациента.

2.2. Осмотрите подмышечную область пациента. При наличии в этой области воспалительного процесса нельзя проводить измерение температуры тела.

З. Поместить ртутный резервуар в подмышечную впадину так, чтобы (полностью соприкасался с кожей. Маленькому ребенку медсестра прижимает плечо к грудной клетке.

Ребенок старшего возраста удерживает термометр сам, прижимая плечо к грудной клетке.

4. Через 10 минут извлеките термометр и определите его показания.

Окончание манипуляции

3.1. Запишите показания термометра в температурный лист и лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).



3.2. Встряхните термометр и погрузите его в дезинфицирующий раствор.

3.З. Вымойте руки.

Манипуляция №7

Алгоритм применения грелки

Цель: Для согревания

Показания: недоношенность II степени

Противопоказания: Повышенная температура тела

Оснащение: Грелка резиновая, горячая вода 60 0 С, пеленки, часы, дезраствор для дезинфекции грелки

Возможная проблема: Перегревание, ожог кожи

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовьте всё необходимое

1.2. Налейте в грелку горячую воду (на 1/З ее объема).

1.З. Вытесните воздух из грелки.

1.4. Закрутите пробку.

1.5. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.

1.6. Оберните грелку пеленкой.

1.7. Объясните пациенту ход процедуры.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Положите грелку на нужную поверхность тела (грудным детям грелки кладут под ноги и сбоку туловища).

2.2. Через 5 минут проверить, нет ли перегревания тканей

2.3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). Перерывы 15 -20 минут

3. Окончание манипуляции:

3.1. Снимите и продезинфицируйте грелку.

3.2. Спросите больного о самочувствии.

3.З. Осмотрите кожу, на коже должно быть легкое покраснение. Укройте тепло больного ребенка.

3.4. Вымойте руки.

Примечание: при согревании недоношенных детей тремя грелками (под ножками, по бокам туловища) воду в грелках следует менять поочередно.

Контролировать температуру тела, избегать перегревания.

Манипуляция №8

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

наблюдение за динамикой физического развития.

II. ПОКАЗАНИЯ:

оценка физического развития.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Электронные весы.
  2. Горизонтальный ростомер
  3. Сантиметровая лента
  4. Пеленки
  5. Дез. раствор, чистая ветошь, емкость для использованной ветоши, 95% (70%) спирт.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните маме смысл манипуляции, получите информированное согласие.
  2. Вымойте руки гигиеническим способом, осушите.

Взвешивание:

  1. Уравновесить весы.
  2. Протереть весы дез. раствором.
  3. Включите электронную систему весов (до цифры 90 кг).

Выполнение процедуры:

  1. Положить на весы, сложенную в несколько раз чистую пеленку; взвесить ее (заметить вес на табло).
  2. Нажать на кнопки «0», затем «Т», чтобы вес пелёнки на табло был со знаком (-).
  3. Уложить ребенка на пелёнке.
  4. Заметить вес ребёнка на табло.
  5. Снять ребенка, положить его в кроватку или отдать матери.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат (не забыть вычесть вес пеленки) в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку со столика, обработать пеленальный столик дез. раствором.

Читайте так же про: Применение пузыря со льдом. Сестринский уход.

Измерение роста новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Протереть ростомер дез. раствором, постелить пеленку.
Выполнение процедуры:
  1. Ребенка, одетого в распашонку, уложите на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, ноги ребенка выпрямить в коленных суставах, к подошвам приложить поперечную планку ростомера
  2. По боковой планке со шкалой определить длину тела ребенка.
Окончание процедуры:
  1. Убрать пеленку, обработать ростомер дез. раствором.

Измерение окружности головы новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений
Выполнение процедуры:
  1. Ленту наложить на затылочный бугор сзади, спереди - на уровне надбровных дуг.
Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.

Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Раздеть ребенка.
Выполнение процедуры:

4. Наложить ленту сзади под нижними углами лопаток, спереди - на уровне сосков.

Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

ПРИМЕЧАНИЕ: оценить физическое развитие по центильным таблицам.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритмы манипуляций на КЭ

Персональный сайт Межениной Аллы Владимировны

  • Оценить адекватность питания ребёнка
  • Оценить физическое развитие

Оснащение:

  • Чашечные весы
  • Резиновые перчатки
  • Ёмкость с дезраствором, ветошь
  • Бумага, ручка

Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/родственникам цель исследования
    • Установить весы на ровной устойчивой поверхности
  2. Выполнение процедуры
    • Включить весы
    • На цифровом табло дождаться появления нулей
    • Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
    • Убрать руку, на табло появятся нули
    • Выключить весы
    • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
    • Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
    • Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
    • Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
    • Подождать, когда весы зафиксируют вес
    • Достижение достоверности результатов исследования
    • Снять ребёнка с весов
    • Снять пелёнку
  3. Завершение процедуры
    • Записать показатели массы тела
    • Убрать пелёнку с весов
    • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

Цель: Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью.

Оснащение:

  • набор для пеленания
  • набор для подготовки матери к кормлению
  • дезраствор, ветошь
  • бумага, ручка

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днём и вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.

  1. Подготовка к процедуре
    • Подготовить необходимое оснащение
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Надеть на ребёнка памперс и запеленать
    • Подготовить мать к кормлению грудью
    • Обработать весы дезраствором и подготовить их к работе
  2. Выполнение процедуры
    • Взвесить ребёнка
    • Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут
    • Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
    • Определить разницу полученных данных (до и после кормления)
  3. Завершение процедуры
    • Передать ребёнка матери или положить в кроватку
    • Протереть весы дезраствором
    • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
    • Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству

Цель: Обеспечить полноценное питание ребёнку.

Оснащение:

  • косынка, маска
  • мерная бутылочка (рожок)
  • стерильная соска с несколькими отверстиями
  • необходимое количество грудного молока или молочной смеси, температурой 36 – 370 С
  • ёмкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылок
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
    • Подготовить необходимое оснащение, подготовить ребёнка к кормлению
    • Вымыть и осушить руки
    • Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной жидкой пищи
    • Надеть соску на бутылочку.
    • Проверить скорость истечения смеси и температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава (жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями)
  2. Выполнение процедуры
    • Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом
    • Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью
  3. Завершение процедуры
    • Подержать ребёнка в вертикальном положении 2 - 5 минут
    • Положить ребёнка в кроватку на бок (или головку повернуть на бок)
    • Снять с бутылочки соску, промыть соску под горячей проточной водой, обезжирить в течение 30 минут в 2% растворе соды, подогретом до 500 С, промыть проточной водой
    • Соски поместить в кастрюлю «Для кипячения сосок» и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
    • Хранить в той же ёмкости под крышкой, слив воду
    • Бутылочки промыть под горячей водой и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания

Для доношенного ребёнка

  1. в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n - количество дней жизни
  2. суточное количество молока рассчитывается:
    • по формуле Финкельштейна – для детей до 10 – 14 дней – n х 70 (80), где коэффициент 70 – для детей с массой тела менее 3 200 г, коэффициент 80 – для детей с массой тела – более 3 200 г
    • объёмным способом – для детей с 2 недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела

Для недоношенного ребёнка

с рождения до 3 – го дня - суточное количество - 20 мл /кг.

Разовое количество:

  • 1 сутки – 5 – 10 мл
  • 2 сутки – 10 – 15 мл
  • 3 сутки – 15 – 20 мл

По формуле Роммеля – с 4 до 10 дня жизни:

Суточный объём – (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n – количество дней жизни - с 10 – го дня – 1/5 от массы тела

  • Туалет глаз
  • Туалет носа
  • Туалет пупочной ранки
  • Туалет естественных складок кожи

Оснащение:

  • кипячёная вода
  • стерильное растительное или специальное детское масло
  • ватные шарики, жгутики, марлевые салфетки,
  • детское мыло
  • раствор перекиси водорода 3%
  • спиртовый раствор бриллиантовой зелени 1%
  • палочки с ватным наконечником
  • стерильные пипетки
  • лоток для отработанного материала
  • пелёнка
  • чистый набор для пеленания

Туалет глаз:

  1. Выполнение процедуры
    • Подложить ладонь левой руки под головку ребёнка
    • Ватным тампоном, смоченным водой комнатной температуры, промыть глаза движением от наружного угла к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный ватный тампон)
    • Осушить глаза в той же последовательности отдельными ватными тампонами
  2. Завершение процедуры
    • Ватный шарик сбросить в лоток

Туалет носа:

  1. Выполнение процедуры
    • Ладонь левой руки положить на лоб ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа
    • Ватный жгутик (отдельный для каждого носового хода) ввести вращательными движениями в носовой ход и удалить
  2. Завершение процедуры

Туалет пупочной ранки:

  1. Выполнение процедуры
    • Поместить бутылочку с 3% раствором перекиси водорода в ёмкость с водой, температурой 30 – 32 градуса на 10 минут
    • Набрать в пипетку подогретый раствор
    • Выпустить каплю на тыл кисти (контроль температуры применяемого раствора)
    • Раскрыть пупочное кольцо указательным и большим пальцами левой руки
    • Закапать 2 – 3 капли раствора перекиси водорода
    • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» ватным шариком движением изнутри кнаружи
    • Сбросить ватный шарик в лоток
    • Палочку с ватным наконечником смочить в 1% спиртовом растворе бриллиантового зелёного
    • Развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и смочить дно ранки, не касаясь кожи, провернув палочку по часовой стрелке движением изнутри кнаружи
  2. Завершение процедуры
    • Ватные жгутики сбросить в лоток
    • Ребёнка оставить раздетым в течение 3 – х минут (для подсыхания раствора бриллиантовой зелени)

Туалет естественных складок кожи:

  1. Выполнение процедуры
    • Ватный тампон смочить в стерильном растительном масле (специальном детском масле)
    • Обработать складки в строгой последовательности: заушные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные
    • Паховые и ягодичные складки чаще загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
  2. Завершение процедуры
    • Одеть и запеленать ребёнка

Примечание:

При ежедневном уходе за недоношенным ребёнком его необходимо как можно меньше трогать и двигать. Полностью ребёнка не раздевают. Обнажают только ту часть тела, которая требуется для гигиенической манипуляции. При подмывании не нужно пытаться подмыть ребёнка целиком. Достаточно вытереть его ягодички ватой, смоченной в тёплой воде. Поскольку недоношенный ребёнок особенно подвержен различного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним ухаживал кто – то один из родителей.

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

Оснащение: стерильная марлевая лента, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, ветошь, дезраствор.

  1. Подготовка к процедуре
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Установить ростомер шкалой к себе
    • Протереть 2 – кратно ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки
    • Положить индивидуальную или стерильную пелёнку
  2. Выполнение процедуры
    • Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
    • Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
    • Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
    • Снять ребёнка, убрать пелёнку (Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте)
  3. Завершение процедуры
    • Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки

Цель: определение окружности головы и груди, контроль динамики данных показателей.

Оснащение: марлевая стерильная лента, сантиметровая лента.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  2. Выполнение процедуры
    • Для измерения окружности головы ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила через выступающую часть затылочного бугра, а спереди - по надбровными дугами
    • Для измерения окружности груди ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков
    • Свернуть ленту так, чтобы первые цифры (1 , 2 . . .) находились на ее внутренней поверхности, головку ленты взять в левую руку, а кончик в правую, подвести под головку или спинку и соединить руки на середине лба или груди, отметить данные.
  3. Завершение процедуры
    • Внести данные измерений в медицинские документы
    • Снять перчатки
    • Вымыть и осушить руки
  • соблюдение гигиены тела
  • обеспечение универсальной потребности быть чистым
  • формирование навыков чистоплотности
  • закаливание ребёнка

Оснащение:

  • Ванночка для купания
  • Пелёнка для ванны
  • Кувшин с водой для обливания ребёнка
  • Водный термометр
  • Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
  • Детское мыло
  • 5% раствор перманганата калия
  • Тёплая пелёнка
  • Набор для пеленания
  • Ведро кипячёной охлаждённой воды
  • Ведро горячей кипячёной воды

Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.

  • Купать ребёнка до кормления.
  • Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса.
  • Продолжительность купания 5 – 6 минут.
  • Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
  • С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю.
  • До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).
  • Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры
    • Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.
    • Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.
    • Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).
    • Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.
    • При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.
    • Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.
    • Водным термометром проконтролировать температуру.
    • Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.
    • Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:
      • включить обогревающую аппаратуру
      • согреть пелёнки и распашонки
      • закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха
  2. Выполнение процедуры
    • Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра
    • При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища
    • Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой
    • Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье
    • Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра
    • И только после этого освободить правую руку
    • Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности
    • Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь - паховые, ягодичные
    • Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая – на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы
    • Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями
  3. Завершение процедуры
    • После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки
    • Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 – 15 минут.
    • Через 10 – 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.

mejenina.ru

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

Выполнения измерения

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

Окончания процедуры

  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

www.idealkras.ru

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.


Гипоксия у новорожденных последствия симптомы