Что входит в осмотр гинеколога? Инструментальные методы исследования в гинекологии.

Во время гинекологического осмотра врач оценивает состояние органов репродуктивной системы. Женщина может пройти данную процедуру в рамках очередной медицинской комиссии или же по рекомендации лечащего врача, если у неё имеются специфические симптомы, такие как необычные выделения из влагалища или боли в области таза.

Гинекологический осмотр обычно продолжается всего несколько минут. Гинеколог проверяет на наличие любых отклонений вульву (внешние половые органы), влагалище, шейку матки, яичники, матку, прямую кишку и таз.

Во время процедуры врач также может провести , то есть взять образец клеток шейки матки для их проверки на раковые или предраковые изменения.

Содержание статьи:

Зачем нужно проходить гинекологический осмотр?

Гинекологический осмотр может проводиться в рамках очередной медицинской комиссии или же как диагностическая мера при наличии соответствующих симптомов

Женщина может нуждаться в гинекологическом осмотре в следующих случаях.

Для оценки своего гинекологического здоровья. Гинекологический осмотр часто входит в число стандартных процедур, которые проводятся с целью определения потенциальных признаков кист яичников, миом матки, начальных стадий рака, а также инфекций, передающихся половым путём. Кроме того, гинекологический осмотр всегда проводится во время беременности женщины.

При диагностике медицинских состояний. Врач может предложить женщине пройти процедуру, если она сталкивается с гинекологическими симптомами, например, с болью в области таза, необычными выделениями из влагалища, изменениями в структуре кожи, влагалищными кровотечениями или проблемами мочевыделительной системы. Гинекологический осмотр помогает врачу установить причину этих симптомов. Врач может предложить женщине дополнительные диагностические процедуры или же сразу назначить курс лечения.

Какие заболевания можно выявить при гинекологическом осмотре?

Гинекологический осмотр можно использовать для оценки и диагностики ряда состояний организма.

Примерный список таких состояний включает:

  • инфекции, передающиеся половым путём, например, гонорея, сифилис, трихомониаз, вирус папилломы человек и хламидиоз;
  • бактериальный вагинит;
  • инфекции мочевыводящих путей;
  • аномальные маточные кровотечения;
  • миомы;
  • кисты яичников;
  • бесплодие;
  • синдром поликистозных яичников (СПКЯ);
  • ректальные кровотечения;
  • опухоли на половых органах;
  • генитальные бородавки;
  • беременность;
  • внематочная беременность.

Как нужно готовиться к гинекологическому осмотру?

Женщина не должна делать ничего особенного для подготовки к гинекологическому осмотру. Для собственного комфорта она может запланировать осмотр на тот день, когда у неё не будет . Кроме того, женщина будет чувствовать себя уверенней, если перед началом процедуры опорожнит мочевой пузырь.

Если у женщины имеются вопросы касательно проведения процедуры или её результатов, она можете записать их на листок бумаги, а затем взять его с собой на встречу с врачом.

  • секса;
  • спринцевания;
  • использования тампонов;
  • использования противозачаточных пен, кремов и желе;
  • использования медицинских кремов для влагалища.

Чего следует ждать от гинекологического осмотра?

Женщина укладывается на спину и располагает ступни ног или на краю стола, или на специальных подставках

Гинекологический осмотр врач, как правило, проводит в своём кабинете в течение нескольких минут. Женщину могут попросить сменить одежду. Кроме того, конфиденциальность процедуры может быть обеспечена специальным щитом, который размещается над талией. Перед проведением гинекологического осмотра врач может послушать, как работает тело и лёгкие пациентки. Иногда врачи также выполняют проверку живота, спины и груди.

Что происходит во время гинекологического осмотра?

Женщина ложится на стол таким образом, что её спина остаётся прижатой к столу, а ноги находятся или по углам стола, или опираются на специальные подставки. Затем врач попросит пациентку подвинуть тело ближе к концу стола и позволить коленям опуститься, открыв доступ к половым органам.

Спекулум - инструмент, по форме напоминающий клюв утки. Некоторые женщины жалуются на дискомфорт при его введении во влагалище

Обычно во время гинекологического осмотра выполняются следующие процедуры.

  • Внешний визуальный осмотр. Сначала врач посмотрит на вульву женщины, проверит её на наличие раздражений, покраснений, чрезмерной чувствительности, язв, отёков или других отклонений.
  • Внутренний визуальный осмотр. Затем врач применит спекулум - пластический или металлический инструмент, напоминающий клюв утки. При помощи этого устройства он отведёт друг от друга стенки влагалища, чтобы увидеть влагалище и шейку матки. Перед введением в тело врач может немного подогреть спекулум, чтобы сделать процедуру более комфортной для женщины. Введение и выведение спекулума у некоторых женщин вызывает чувство дискомфорта. Для того чтобы его максимально снизить, женщина должна попытаться расслабиться. Однако если во время введения инструмента возникает боль, пациентка должна немедленно рассказать об этом врачу.
  • Тест Папаниколау. Если гинекологический осмотр включает проведение теста Папаниколау (Пап-тест или мазок Папаниколау), то перед удалением спекулума врач введёт во влагалище небольшую палочку, чтобы собрать образец клеток шейки матки для дальнейшего изучения их на рак или предраковые изменения.
  • Физический осмотр (пальпация). Поскольку органы малого таза, включая матку и яичники, нельзя увидеть с наружной стороны тела, врачу необходимо прочувствовать или прощупать живот и таз с целью их проверки. Для этого он вводит во влагалище два смазанных и одетых в перчатку пальца одной руки, а второй рукой мягко надавливает на органы с наружной стороны нижней части живота. В рамках данной процедуры врач проверит размер и форму матки и яичников, отметит любые болезненные участки и необычные образования. После проверки влагалища врач введёт один смазанный и одетый в перчатку палец в прямую кишку и проверит её на чрезмерную чувствительность, образования и другие отклонения.

Хороший гинеколог рассказывает пациентке о том, что он (или она) собирается делать на каждом шаге гинекологического осмотра, поэтому обычно во время проверки женщины не сталкиваются с сюрпризами. Если же врач молчалив или немногословен, женщина сама может попросить его предоставлять подробную информацию.

Что происходит после гинекологического осмотра?

Когда гинекологический осмотр будет завершён, женщина сможет одеться. Затем врач обсудит с ней результаты проверки.

Результаты гинекологического осмотра

Если во время гинекологического осмотра врачом будет выявлено что-то необычное, он немедленно расскажет об этом женщине. Для получения результатов мазка Папаниколау может потребоваться несколько дней. Врач обсудит с женщиной следующие шаги, подскажет необходимые методы диагностики и порекомендует лечение, если таковое потребуется.

В средние века гинекология хотя и возродилась, но попала под влияние мистицизма и лженаучных представлений. Медицина и, в частности, акушерство и гинекология в этот период довольно слабо развивались, как и вся медицинская наука и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви и средневековой религии
. Религия насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата "о Непорочном Зачатии", церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т. д. всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки и гинекологии.

В период классического средневековья, когда в западной Европе господствовала схоластика и в университетах занимались главным образом компиляцией и комментариями отдельных рукописей древних авторов, ценное эмпирическое наследие античного мира сохранили и обогатили врачи и философы средневекового Востока (Абу бакр ар - рази, ибн Сина, ибн Рушд и другие.

И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины и медицина. История сохранила нам имена византийских врачей орибазия, Павла (из Эгины) и др., которые продолжали развивать наследие своих предшественников. При этом акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей - мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок - повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, "Бабки" призывали на помощь - хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса. Остальные, несостоятельные роженицы, удовлетворялись помощью "Бабки" и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное невежественное пособие. Не приходится удивляться, что при такой помощи, при несоблюдении элементарных требований гигиены смеанатомияртность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины под постоянным страхом смерти жили. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей.

Только эпоха ренессанса дала новый виток в углублении и систематизации всех наук и здания научной гинекологии. Новое направление в медицине появилось в трудах парацельса, везалия и др. Новаторы прогрессивного течения стремились развивать медицинскую науку на основе опыта и наблюдения. Так, один из крупнейших врачей - реформаторов эпохи возрождения парацельс (1493-1541) отверг учение древних о четырех соках человеческого тела, считая, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Великий анатом а. везалий (1514-1564) исправил ошибку Галена в отношении сообщений между левым и правым отделами сердца и впервые правильно описал строение матки женщины. Другой знаменитый анатом итальянец Габриель фаллопий (1532- 1562) подробно описал яйцепроводы, получившие его имя (фаллопиевы трубы.

В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. В ХVI веке появились первые атласы - пособия для акушерок. Следует перечислить ученых, которые внесли значительный вклад в развитие гинекологии и акушерства.

Евстахий (1510-1574), римский профессор анатомии очень точно описал строение женских половых органов, основываясь на массовом вскрытии трупов в госпиталях.
Аранций (1530 - 1589), ученик визалия, вскрывая трупы беременных женщин, он описал развитие человеческого плода, его связь с матерью. Одну из основных причин трудных родов он видел в патологии женского таза.
Боталло (1530-1600) описал кровоснабжение плода.
Амбруаз паре (1517-1590) - знаменитый французский хирург и акушер, восстановил и усовершенствовал забытый способ поворота плода на ножку. Он рекомендовал использовать быстрое освобождение содержимого матки для остановки маточного кровотечения. Им впервые был изобретен молокоотсос.
Траутману принадлежит достоверно успешное производство кесарева сечения на живой роженице.

Гинекологическая хирургия возродилась несколько ранее: как отдел чистой хирургии, она отделилась от акушерства ещё в средние века. Работы европейских анатомов 16-17 веков (Т. бартолина, Р. граафа и др.) Содержат описание физиологического строения женщин. Уже в следующем веке гинекология как самостоятельная наука оформилась.

В эпоху возрождения развитие научной анатомии (а. везалий, Дж. Фабриций, Г. фаллопий, б. Евстахий) и физиологических знаний создали предпосылки для развития научного акушерства и гинекологии. Первое в западной Европе обширное руководство "О Женских Болезнях" ("De Mulierum Iiffeclionibus") составлено в 1579 г. Луисом меркадо (Mercado, Luis, 1525-1606) - професором университета г. Толедо (Испания.

Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Амбруаза паре, который вернул акушерству забытую операцию поворота плода на ножку, ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel - Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее принимались только женщины; обучение длилось 3 месяца, из них 6 недель отводилось на практические занятия.

Бурно развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Были предложены оригинальные методы удаления абсцессов из полости малого таза, пластика женских половых органов. Под это влияние также и акушерство попало. Впервые Чемберленом (шамберленом), а позже - Л. гейстером было предложено использование акушерских щипцов при сложных родах.

Разрабатывались новые диагностические методы, позволявшие определить правильность, срок течения родов, а также состояние плода. Изучались такие анатомические понятия, как размеры таза, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов, и соответственно быть готовым ко всем неприятностям. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило более детально изучить строение женских половых органов, на основе которых стали складываться начальные представления о функции различных отделов репродуктивного тракта. Стали усовершенствоваться операции аборта, хотя церковь сильно мешала этому.

В XIX столетии вводится в систему обучение акушерско - повивальному делу в специальных школах. Однако наряду с этим сохраняются представления о характере патологических процессов, возникающих в женских половых органах, а также о их физиологических направлениях. Область физиологии и патологии женских половых органов настолько расширилась, что она выделилась в отдельную медицинскую дисциплину - гинекологию. В соответствии с этим появляется новая специальность - врачей - гинекологов. К ним переходит также хирургическое лечение женских болезней; возникает оперативная гинекология. Открываются гинекологические клиники, а в больницах - гинекологические отделения.

Акушерства и гинекологии. Акушерство и гинекология

Гинекология (от греч. гинеко- - женщина и -логия - изучение) - отрасль медицины, изучающая заболевания, характерные только для организма женщины, прежде всего - заболевания женской репродуктивной системы. Большинство врачей-гинекологов на современном этапе также являются акушерами. Теснейшим образом гинекология связана с акушерством, изучающим явления в женском организме, относящиеся к беременности и родам, от момента зачатия до конца послеродового периода; близко стоит она так же к хирургии и другим отделам практической медицины, - нервным, внутренним болезням и т. д.; выдающиеся представители гинекологии были в громадном большинстве в то же время акушеры или хирурги; но половая жизнь женщины так сложна, столь влияет на отправления всех органов её организма, и патологические изменения её половой сферы так многочисленны и разнообразны, что гинекология сама собой выделилась в отдельную науку. Акушерство - область гинекологии, наука, занимающаяся теоретическими и практическими вопросами беременности, родов и родовспоможения. Ранее в акушерство входил уход за новорождённым, в настоящее время выделившийся в неонатологию.

Акушерство и гинекология

Акушерство (отфр. accoucher – помогать при родах) – учение о беременности, родах и послеродовом периоде и гинекология (от греч. gyne, gynaik (os) – женщина; logos – учение) – в широком смысле слова – учение о женщине, в узком смысле – учение о женских болезнях – являются древнейшими отраслями медицинских знаний. До XIX в. они не разделялись, и учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении.

Первые сведения о родовспоможении и женских болезнях содержатся в медицинских текстах древнего Востока:, китайских иероглифических рукописях, египетских папирусах («гинекологический папирус» из Кахуна, XIX в. до н. э., и папирус Г. Эберса, XVI в! до н. э.), вавилонских и ассирийских клинописных табличках,(II-I тысячелетия до н. э.), индийских аюрведических текстах. В них говорится о женских болезнях (смещении матки, опухолях, воспалениях), диететике беременных, нормальных и осложненных родах. В самхите известного хирурга древней Индии Сушруты упоминается о неправильном положении плода в матке и операциях поворота плода на ножку и на головку, а в необходимых случаях – об извлечении плода путем плодоразрушающих операций.

«Гиппократов сборник» содержит ряд специальных работ: «О природе женщины», «О женских болезнях», «О бесплодии» и др., в которых приведены описания симптомов болезней матки и методов удаления опухолей при помощи щипцов, ножа и раскаленного железа. Древние греки знали и о кесаревом сечении, однако производили его только на мертвой женщине с целью извлечения живого плода (согласно мифологии, так был рожден бог врачевания Асклепий). Заметим, что первые достоверные сведения об успешной операции кесарева сечения на живой роженице относятся к 1610 г., ее произвел немецкий акушер И. Траутман (I. Trautmann) в г. Виттенберг. В заключительный период истории древней Греции – эпоху эллинизма, когда александрийские врачи начали производить анатомические вскрытия, занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную профессию. Так, известным акушером своего времени был ученик Герофила Деметрии из Апамеи (II в. до н. э.). Он изучал развитие беременности, причины патологических родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы. Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н. э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.

В Средние века гинекология хотя и возродилась, но попала под влияние мистицизма и лженаучных представлений. Медицина и, в частности, акушерство и гинекология в этот период довольно слабо развивались, как и вся медицинская наука и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви и средневековой религии. Религия насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата “о непорочном зачатии”, церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т. д. Всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки и гинекологии.

И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины и медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и др., которые продолжали развивать наследие своих предшественников. При этом акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, “бабки” призывали на помощь-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса. Остальные, несостоятельные роженицы, удовлетворялись помощью “бабки” и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное невежественное пособие. Не приходится удивляться, что при такой помощи, при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей.

История развития гинекологии. Древний мир

История медицины указывает, что в древнейшие времена развитие акушерства, гинекологии и хирургии шли рядом; в книгах Моисея, у Пророков, в Талмуде и т. д. имеются ясные сведения о повивальных бабках, месячных, женских болезнях и способах их лечения. Судя по книгам Гиппократа, познания по гинекологии были в то время (400-е года до н. э.) довольно обширны, а при гинекологических исследованиях и тогда прибегали к пальпации и ручному диагнозу; приемы ручного исследования считались необходимыми для определения смещения, выпадения и наклонения матки, присутствия опухолей, и страданий маточной шейки и рукава. В древние времена употребляли уже и гинекологические инструменты; так при раскопках Помпеи найдено трёхстворчатое рукавное зеркало, раскрывавшееся посредством винта, о рукавном зеркале упоминает Павел Эгинский. Способы лечения женских болезней практиковались в древние времена - местные: подкуривания, спринцевания, пессарии, банки, припарки, примочки и пр.; и внутренние: слабительные, рвотные, специальные для женщин травы и коренья и пр.

Гинеколог в средневековье. Акушерство и гинекология в Средние века

В Средние века гинекология хотя и возродилась, но попала под влияние мистицизма и лженаучных представлений. Медицина, и, в частности, акушерство и гинекология развивались довольно слабо в силу того, что наука находилась под влиянием церкви и религии. Религия насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата "о непорочном зачатии". Всякое инакомыслие преследовалось и порой сопровождалось изгнанием из родной страны и инквизицией.

В период классического средневековья, когда в Западной Европе господствовала схоластика и в университетах занимались главным образом компиляцией и комментариями отдельных рукописей древних авторов, ценное эмпирическое наследие античного мира сохранили и обогатили врачи и философы средневекового Востока (Абу Бакр ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие).

И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались различные научные дисциплины и медицина. Однако акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях, когда роженице и плоду угрожала опасность, прибегали к помощи опытного хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. Стоит отметить, что воспользоваться помощью хирурга имели возможность преимущественно роженицы состоятельного класса. Роженицам же более низкого происхождения приходилось обходиться помощью "бабок". Как известно, средние века характеризовались бедственным санитарно-гигиеническим положением. Таким образом, не приходиться удивляться, что при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде принимала огромные масштабы.

Родоначальником акушерства в европе в середине XVIII века считается. Средние века

Медицина в этот период была под сильным влиянием религии, поэтому развивалась довольно слабо. Церковь насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии». Всякие критические высказывания по поводу подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки. И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины, в том числе медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и других, которые продолжали развивать наследие своих предшественников.

Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие появляться с XI века. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие. Господствующей формой идеологии в то время была религия, пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения, что все возможные знания уже преподаны в Священном Писании.

Однако, хотя в раннем и среднем периодах феодализма (с V по X век и с XI по XV век) религия и схоластика являлись тормозом в развитии науки, среди врачей находились такие, которые не только учились по книгам Гиппократа, Сорана, Цельса, Павла, но и продолжали изучение природы и ее явлений. И все же акушерство оставалось на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешением по-прежнему занимались бабки повитухи. Только в самых тяжелых случаях, когда роженице и плоду угрожала смерть, повитухи призывали на помощь мужчину-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к женщинам состоятельным. Остальные удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду либо амулет. Не приходится удивляться, что при такой помощи при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Исправление неправильного положения плода путем поворота - это великое достижение древности - было забыто или не использовалось большинством врачей.

Основоположник гинекологии в России. Развитие отечественного акушерства и гинекологии

В России возникновение акушерства относится к середине 18 в., однако этому предшествовал многовековой донаучный период. Помощь во время родов обычно оказывалась знахарками и повитухами (повивать - означало принимать младенца), которые располагали лишь случайными сведениями и примитивными навыками. Первые законоположения, касающиеся деятельности повивальных бабок, были изданы Петром I и вызывались экономическими интересами государства (огромная детская смертность, снижение рождаемости). Состояние родовспоможения волновало передовых людей России, находило отражение в их трудах. Так великий русский ученый М.В. Ломоносов в письме "О размножении и сохранении российского народа" (1761 г.) считал необходимым "сочинить наставления на российском языке" по повивальному искусству, организовать "богодельные дома" для незаконнорожденных детей. Значительная роль в подготовке повивальных бабок и преподавания акушерства принадлежит выдающемуся организатору военно-медицинского дела и здравоохранения в России П.З. Кондоиди (1720 - 1760 гг.). По его предложению был издан Сената, в соответствии с которым в 1757 г. в Москве и Петербурге были открыты первые "бабичьи" школы по подготовке повивальных бабок. Преподавание в школах состояло из трехлетнего теоретического курса повивального искусства и практических занятий, велось на немецком и русском языках. П.З. Кондоиди создал при Медицинской канцелярии первую в стране публичную медицинскую библиотеку, добился разрешения направлять русских врачей за границу для совершенствования и подготовки к преподавательской работе. Первые родовспомогательные учреждения в России были открыты в Москве (1764 г.) и Петербурге (1771 г.) в виде повивальных отделений на 20 коек. Основоположником отечественного акушерства является Н.М. Максимович - Амбодик (1744-1812 гг.). Им написано первое руководство по акушерству на русском языке, "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" (*1764 - 1786 гг.). Он ввел преподавание акушерства на русском языке, занятия проводил у постели рожениц или на фантоме, внедрил в практику акушерские щипцы. В 1782 г. ему первому из русских врачей, было присвоено звание профессора акушерства. Будучи ученым - энциклопедистом, он оставил фундаментальные работы по ботанике и фармакогнозии, основал русскую медицинскую терминологию.

Становление акушерства и гинекологии, как самостоятельных клинических дисциплин. Акушерство и гинекология в эпоху Средневековья и Нового времени

В период классического Средневековья в Западной Европе господствовала схоластика и в университетах занимались главным образом компиляцией и комментариями отдельных рукописей древних авторов. Около пятнадцати столетий длился период притеснения прогрессивной мысли в медицине. Многочисленные войны средневековья способствовали развитию хирургии, академическая схоластическая медицина была бесполезной во время боевых действий, там были нужны врачи, способные накапливать опыт хирургической деятельности, использовать и передавать его другим. Однако именно в этот период стали возникать первые университеты, которые занимались подготовкой врачей, окончательно сложилась больничная форма медицинской помощи.

Ценное эмпирическое наследие античного мира сохранили и обогатили врачи и философы средневекового Востока. О медицине доисламского периода средневековой арабской истории известно мало. В дальнейшем она, как и вся культура арабского мира, развивалась в соответствии и в рамках идеологии ислама, достигнув в IX-X вв. наивысшего расцвета. Арабские и среднеазиатские врачи обогатили практическую медицину новыми наблюдениями, диагностическими приемами, средствами терапии. В литературном наследии арабских и среднеазиатских врачей содержится много вполне рациональных рекомендаций по гигиене и питанию беременных женщин, уходу за новорожденными и грудными детьми, их вскармливанию.

В России не только в селе или городе, но и в столице царские и боярские жены рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух, уровень медицинских знаний который был невысок. Иностранные врачи, приглашаемые в Москву к царскому двору, акушерскими умениями тоже владели плохо. Многие из них ехали в Московию с целью личной наживы.

Бабками-повитухами, или повивальными бабками, на Руси называли женщин, помогающих роженице. В большинстве случаев они приглашались при трудных родах, в легких же случаях их приглашали после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) новорожденного. Также бабки-повитухи исполняли с давних времен установленные обычаи и заговоры.

В эпоху Возрождения развитие научной анатомии и физиологических знаний создало предпосылки для развития научного акушерства и гинекологии. Оба эти направления с древних времен и до XIX в. не разделялись, учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении. Первое в Западной Европе обширное руководство «О женских болезнях» («De mulieram affectionibus») составлено в 1579 г. Луисом Меркадо. - профессором университета в Толедо (Испания). Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Амбруаза Паре, который, не получив врачебного образования и не имея врачебного звания, стал хирургом и акушером при дворе короля. Великий француз дал новую жизнь повороту плода на ножку после нескольких сотен лет забвения и возобновил практику кесарева сечения при смерти роженицы. Паре ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel-Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее поначалу принимались только женщины; обучение длилось три месяца, из них шесть недель отводилось на практические занятия. Учениками А. Паре были выдающийся французский хирург и акушер Ж. Гийемо (1550-1613) и очень популярная в свое время акушерка Л. Буржуа (1563-1636) - автор книги «О плодородии, бесплодности, родах и о болезнях женщин и новорожденных» (1609).

Искусство родовспоможения, или акушерство, имеет древние истоки. Мы предлагаем читателю совершить небольшой экскурс в историю. Возможно, многое в акушерстве прошлого покажется безнадежно устаревшим. Но не стоит забывать о том, что новое - это зачастую хорошо забытое старое...

Современная поза для родов (в положении лежа) впервые была использована во Франции в XVII веке. Считается, что все началось с Луи XIV, который хотел, спрятавшись за занавеской, увидеть рождение ребенка у одной из любовниц, для чего женщину во время родов положили на спину.

А если вспомнить всю историю человечества, то до XIX века женщины в Голландии, например, рожали на специальных акушерских стульях. Их прототипом было родоразрешение на коленях, что в XVI-XVII веках часто практиковалось в Европе. В Голландии женщин, на коленях у которых разрешалась роженица, называли «живыми акушерскими стульями». В Америке практиковалось положение роженицы на боку во втором периоде родов. Во многих странах (например, в Средней Азии) живы предания о родоразрешении женщин на корточках. А у ацтеков богиня деторождения изображена в виде женщины, сидящей на корточках, с родившейся и находящейся между ногами головкой младенца.

Первобытно-общинный строй

Можно предполагать, что в период матриархата посильная помощь роженице оказывалась женщиной, старшей в семье. Не исключено, что в то далекое время женщина рожала и без всякой помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Подтверждением могут служить быт и нравы некоторых туземных племен Бразилии, где до сегодняшнего дня женщины рожают именно так. Приручение диких животных и переход к пастушеству привели к доминирующему положению в семье мужчины - матриархат сменился патриархатом. При постоянном общении с животными пастуху приходилось оказывать помощь животным в случае тяжелых родов. Опыт лечения животных со временем был перенесен и на людей.

Есть мнение, что первобытные врачеватели умели даже проводить операции. Вот как описывает один из путешественников кесарево сечение, которое он наблюдал в семье аборигенов Центральной Африки (некоторые тамошние племена до сих пор живут по законам первобытнообщинного строя): «20-летняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшную стенку, так и самую матку; один ассистент с большим искусством прижег раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь вся жидкость. Только после всего этого были соединены края раны при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевываний получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа».

Рабовладельческий строй

Известными в настоящее время памятниками медицинской литературы той эпохи являются различные египетские папирусы, в том числе «гинекологический папирус» из Кахуна (XXX векдо н. э.), китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э.), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.), индийская книга «Аюр-веда» («Знание жизни») в нескольких редакциях (IX-III века до н. э.).

На фоне общего развития человеческого общества, в связи с развитием наук и общей медицины, получает дальнейшее развитие и акушерство. Впервые возникают вопросы о причине трудных родов, появляются рациональные приемы родоразрешения.

У разных народов древнего мира познания в акушерстве были различными. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). С древних времен у китайцев сохранялась традиция проводить роды в сидячем положении. У древних египтян существовало особое сословие женщин, помогавших роженицам. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (бу-ду-ду-ка) и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызывал рвоту, предполагалась беременность, в противном случае беременность отсутствовала. Своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой беременной женщины и следили за прорастанием. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень - мальчик. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

В Китае при оказании помощи роженице повитухи часто пользовались амулетами и особыми манипуляциями, но некоторые применяли и акушерские инструменты, точные сведения о которых до нас не дошли.

Акушерские познания древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Известно, что для определения беременности они заставляли женщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит, беременность существовала.

В Древней Индии особого сословия повитух не было - помощь роженице могла оказать любая опытная в этом деле женщина; в случаях тяжелых родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого, либо по каким-то другим причинам акушерские познания у врачей Индии были большими, чем у египтян, китайцев и евреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии положили начало изучению акушерства и первыми предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он рекомендует производить поворот на ножку и на головку.

Древняя Греция

Греческие врачи практиковали по всем специальностям, акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери своим отцом Аполлоном.

Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась, как это было и в Индии, к врачу-мужчине.

Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, но и занимались прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности на ранних сроках не преследовалось. Эту операцию до- пускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод еще не имеет сознания. Какими средствами производился аборт - неизвестно.

Если по каким-то причинам роды должны были быть негласными, акушерки производили родоразрешение у себя на дому (естественно, это стоило очень дорого). В родоразрешении на дому у акушерки можно видеть прообраз родильного дома. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, беременность они определяли по ряду объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Но наряду с этим они прибегали и к довольно нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной: наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху - мальчиком.

Древний Рим

У римлян существовали религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков. Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа - бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки - Утерина и богини деторождения - Диана, Ки-бела, Юнона и Мена. Больше того, специализация «божественной» акушерской помощи у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях (когда первыми рождаются ножки или ягодички), а также при поперечных положениях - Постверта. Дети, родившиеся вперед ножками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.

Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран и Гален. Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины-акушерки (повитухи). Врач приглашался только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след своей деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до нашего времени. В ней Аспазия осветила ряд вопросов, в частности о гигиене беременности, об уходе за больной при выкидыше, об исправлении смещенной матки, о расширении вен наружных половых органов, о кандиломах, грыжах. В книге изложены показания и методы обследования матки и влагалища путем пальпации и с применением влагалищного зеркала.

Средние века

Медицина в этот период была под сильным влиянием религии, поэтому развивалась довольно слабо. Церковь насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии». Всякие критические высказывания по поводу подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки. И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины, в том числе медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и других, которые продолжали развивать наследие своих предшественников.

Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие появляться с XI века. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие. Господствующей формой идеологии в то время была религия, пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения, что все возможные знания уже преподаны в Священном Писании.

Однако, хотя в раннем и среднем периодах феодализма (с V по X век и с XI по XV век) религия и схоластика являлись тормозом в развитии науки, среди врачей находились такие, которые не только учились по книгам Гиппократа, Сорана, Цельса, Павла, но и продолжали изучение природы и ее явлений. И все же акушерство оставалось на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешением по-прежнему занимались бабки повитухи. Только в самых тяжелых случаях, когда роженице и плоду угрожала смерть, повитухи призывали на помощь мужчину-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к женщинам состоятельным. Остальные удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду либо амулет. Не приходится удивляться, что при такой помощи при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Исправление неправильного положения плода путем поворота - это великое достижение древности - было забыто или не использовалось большинством врачей.

Эпоха Возрождения

В то время как католическая церковь феодального периода была величайшим тормозом на пути прогресса, буржуазия периода зарождения капитализма была особенно заинтересована в развитии наук, в частности естествознания. Новое направление в медицине появилось в трудах Парацельса, Везалия и др. Новаторы прогрессивного течения стремились развивать медицинскую науку на основе опыта и наблюдения. Так, один из крупнейших врачей-реформаторов эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) отверг учение древних о четырех соках человеческого тела, считая, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Великий анатом Везалий (1514-1564) впервые правильно описал строение матки женщины. Другой знаменитый анатом итальянец Габриель Фаллопий (1532-1562) подробно описал маточные трубы, получившие его имя (фаллопиевы трубы).

В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. Следует перечислить ученых, которые внесли значительный вклад в развитие гинекологии и акушерства. Римский профессор анатомии Евстахий (1510-1574) очень точно описал строение женских половых органов, основываясь на массовом вскрытии трупов в госпиталях. Аранций (1530-1589), ученик Везалия, вскрывая трупы беременных женщин, описал развитие человеческого плода, его связь с матерью. Одну из основных причин трудных родов он видел в патологии женского таза. Боталло (1530-1600) описал кровоснабжение плода. Амбруаз Паре (1517-1590) - знаменитый французский хирург и акушер - восстановил и усовершенствовал забытый способ поворота плода на ножку, применяемый при поперечном положении плода. Он рекомендовал использовать быстрое освобождение матки от содержимого для остановки маточного кровотечения, им же впервые был изобретен молокоотсос. Немецкий хирург Траутман одним из первых успешно провел кесарево сечение на живой роженице в 1610 году.

В XVI веке появились первые атласы-пособия для акушерок. Бурно развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Были предложены оригинальные методы удаления абсцессов из полости малого таза, восстановительная операция, производимая при выпадении матки. Под это влияние попало также и акушерство. Впервые Чемберленом (Шамберленом), а позже - Гейстером было предложено использование акушерских щипцов при сложных родах. Изучались такие анатомические понятия, как размеры таза, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов и, соответственно, быть готовым к возможным осложнениям. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило более детально изучить микростроение женских половых органов, на основе которых стали складываться начальные представления о функции различных отделов репродуктивного тракта.

Развитие акушерства в России

Акушерство на Руси зародилось в период родового строя у древних славян, о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь, которого называли «балий» или «ведун», то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение. Акушерская техника была своя в каждой местности и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, бабка-повитуха не только принимала роды, но и была необходимой помощницей в крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка. Жизнь матери и ребенка находились в прямой зависимости от ее таланта, интуиции и опыта. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи.

В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство; в то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу.

Во время родов роженицу окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же никогда не вмешивались в процесс родов. Задачи повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались» роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного изнеможения последней, подвешивала ее за руки, встряхивала, разминала ей живот. При этом чем более бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и знающей она считалась.

Только Петр I издал законы, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые до этого не подвергались никакому контролю. В 1704 году был издан указ, запрещавший под страхом смертной казни убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам.

Для увеличения народонаселения несколько позже Петр I организовал первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов.

В 1771 году при воспитательном доме в Петербурге был основан Родильный госпиталь для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. Родильный госпиталь и Повивальное училище были объединены в единое Родовспомогательное заведение, в котором действовали отделения для бедных рожениц, для незаконно рождающих, а также «секретное отделение» для подследственных, сифилитичек и др.

Среди русских акушеров и гинекологов было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили признание как у нас, так и за рубежом. Однако в России было всего 12 акушерских кафедр. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений и даже вне медицинского наблюдения, и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени.

Так, в 1903 году 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи. Но даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, несмотря на то что к концу XIX века в городе было уже достаточное количество родильных домов и врачей, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением акушерок. Городские и районные родильные дома были предназначены в основном для бедноты. Только после революции 1917 года родильные дома стали основным местом родов. Безусловно, то, что широкие массы получили доступ к медицинской помощи, спасло жизни многих женщин.

В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести П. 3. Кондоиди (1710-1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению, дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения разрешалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, но и всю страну.

Из-за недостатка ассигнований «бабичьи» школы в Петербурге и Москве были открыты только в 1757 году, когда правительство нашло возможным отпускать на «бабичье дело» по 3000 рублей ежегодно каждой из этих школ. При наборе учениц в школы встретились большие трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была произведена регистрация проживающих в Петербурге и Москве бабок, то их оказалось в Петербурге 11, а в Москве - 4. Кроме того, в Петербурге было 3 и в Москве - 1 бабка, которые могли практиковать только под надзором более опытной. Таким образом, на два крупных столичных города Российской империи оказалось всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Но все же школы начали свою работу. Многие родильницы, среди которых практиковали ученицы, были так бедны, что не в состоянии были платить за самые необходимые лекарства. П.З. Кондоиди нашел разрешение и этого вопроса. По его представлению в 1759 году Сенат принял решение, чтобы по рецептам акушеров из столичных аптек отпускались бесплатно для неимущих родильниц и новорожденных младенцев необходимые лекарства и вещи за счет остаточных сумм, определенных Сенатом для «бабичьего дела».

Самым выдающимся представителем русского акушерства является Н. М. Амбодик-Максимович (1744-1812), заслуженно названный «отцом русского акушерства». Н. М. Амбодик был ученым-энциклопедистом. Ему принадлежит заслуга создания медицинской русской терминологии. Он был автором нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического). Им было написано первое оригинальное русское руководство по акушерству в б частях с превосходным атласом «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Это было лучшее пособие до середины XIX столетия. В нем Н. М. Амбодик подробно осветил все вопросы акушерства на современном ему уровне знаний, а также коснулся некоторых элементов гинекологии (анатомии, физиологии, патологии женского организма и гигиены женщины).

Родзал в... бане

Русская баня была неотъемлемой составной частью быта. Там часто и принимали роды. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась стерильным пространством с бактериологической точки зрения. Кроме того, это было отдельное помещение, в отличие от других, переполненных, в которых жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного.

Консультант: Елена Андреева. Врач акушер-гинеколог 1-й категории, медико-генетический центр, г. Гомель

Лечение женских заболеваний известно с древних времен. Однако у многих народов в связи с культурными особенностями к женщине не допускался мужчина-лекарь. В то же время женщина не могла получить медицинское образование. Таким образом, долгое время у арабов, монголов и ряда других народов излечением женских болезней занимались женщины-знахарки. Вопреки мнению ряда наших современников, народная медицина отнюдь не владеет секретами излечения любых заболеваний. Более того, невежество, непонимание элементарных вещей, связанных, например, с гигиеной, приводило к тому, что некачественное лечение только усугубляло заболевание.

Напротив, другие народы вполне признавали право мужчины-лекаря лечить женщину, в том числе от специфически женских недомоганий. Еще древние египтяне владели некоторыми приемами лечения, позволявшими им бороться с гинекологическими заболеваниями. В Древней Греции, благодаря знаменитому Гиппократу и его ученикам и последователям, тоже умели лечить женские болезни. Для диагноза использовали как пальпацию, так и ручное исследование, с помощью которого определяли наличие опухолей, выпадение и наклонение матки и т. д. Для лечения могли применять спринцевание, подкуривание, банки, припарки и многое другое. Лекарственные средства изготавливали из трав и кореньев. При раскопке Помпей был даже найден гинекологический медицинский инструмент – трехстворчатое рукавное зеркало.

В Средние века ситуация изменилась. В Европе медицина долгое время находилась в руках христианской церкви поэтому общество не видело ничего плохого в том, чтобы допустить к лечению женщины образованного мужчину-монаха, давшего обет отказаться от плотских вожделений. Однако суеверия и мистицизм оказывали на развитие гинекологии негативное влияние. Согласно христианской традиции, Ева, праматерь всех женщин, совершила первый грех, поддавшись на уговоры змея в Эдемском саду и попробовав запретный плод. Как следствие, специфически женские болезни порой рассматривались как особые наказания, посланные женщине свыше, например, за распутство. Поэтому нередко монахи, вместо того, чтобы применять лекарственные средства, пытались бороться с болезнью с помощью молитв. В результате больная чувствовала себя только хуже, что, в традициях эпохи, могло трактоваться, как признак чрезвычайно серьезной греховности, с которой не могут справиться даже такие святые люди, как монахи.

Только в эпоху Возрождения в Италии начала развиваться по-настоящему научная . Немалое влияние на этот процесс оказала арабская медицина, которая на тот момент во многих областях была более развитой, чем европейская. Кстати, нужно заметить, что в некоторых областях арабского мира порой даже разрешалось обучение женщин-врачей, что также способствовало развитию гинекологии.

И все же окончательно гинекология оторвалась от мистики и суеверий только в XVIII-XIX веке. Именно с этого времени и начинается ее бурное развитие и совершенствование. В эти столетия научная гинекология .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Педиатрический факультет

Кафедра медицины и социально-гуманитарных наук

Курсовая работа

«Акушерство и гинекология Древней Греции»

Выполнила работу

студентка 1 курса 135 группы

Тимошина Дарья Федоровна

Научный руководитель

Стерхов Дмитрий Владимирович

Москва 2014

Введение

Моя работа посвящена одной из важнейших и интереснейших областей медицины Ї гинекологии, а также неразрывно с ней связанным проблемам акушерства. Важной (и интересной, собственно говоря) эта тема является потому, что ни один человек на Земле не способен ее избежать. Мы все когда-то появились на свет. И в этом нам помогли профессиональные врачи, избравшие своей деятельностью изучение сути женщины и ее уникальной способности производить на свет детей.

Хотя как наука гинекология была всерьез воспринята и отделена лишь в восемнадцатом веке, зародилась она много, много раньше.

Еще в первобытное время женщина пыталась сама облегчить роды или в этом ей помогал кто-то из племени. Со временем за роженицами стали наблюдать все тщательней, потому что с развитием общества ценность человеческой жизни и осознание своего наследия прочно вошло в сознание людей, становившихся цивилизованными и социально открытыми. Во многих странах возникала наука родовспоможения: Древний Рим, Древняя Индия, Древний Китай и другие, наиболее продвинутые в лечебном деле.

Мне бы хотелось рассмотреть истоки акушерской и гинекологической деятельности в одном из древнейших очагов мировой культуры, который дал нам множество полезных и актуальных даже на сегодняшний день знаний, в том числе и по исследуемой мной теме. Проследим развитие искусства родовспоможения на всей протяженности истории Древней Греции.

Для начала стоит разобрать, что же означают сами понятия «акушерство» и «гинекология», а также откуда они появились.

Гинекология (от греческого гхнбЯкб - женщина + льгпт - изучение) - отрасль медицины, изучающая заболевания, характерные только для организма женщины, прежде всего - заболевания женской репродуктивной системы. Крайне тесна связь гинекологии - более широкого понятия - с акушерством, ее более конкретным важнейшим направлением.

Общие сведения

Акушерство -- клиническая дисциплина, которая изучает физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием и беременностью, в родах и послеродовом периоде, а также разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорождённого.

Проще говоря, гинекология изучает весь организм женщины, а конкретно акушерство отвечает за сохранение и поддержание жизни, здоровья и общего состояния женщины и ребенка во время зачатия, беременности и самих родов, после чего врачи следят за малышом, пока он достаточно не подрастет и его состояние, как и состояние матери, не станет стабильно удовлетворительным.

Становление акушерства и гинекологии в Древней Греции

Греческая медицина, как и ее история, подразделяется на три периода:

· Крито-микенский (конец III - II тыс. до н. э.)

· Полисный (XI--IV вв. до н. э.)

· Эллинистический (IV--I вв. до н. э.)

Рассмотрим внимательно их особенности и уровень развития, но к периодизации очень уж привязываться не станем, так как развитие медицины не подчинено жестким ременным рамкам, а течет постепенно, логически исходя из последовательности открытий и привязываясь к датам лишь в случае обнаружения поворотных моментов выдающимися учеными тех веков (например, труды Гиппократа, о которых мы поговорим немного позднее).

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других.

Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось.

Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном. Само имя Асклепия означает "вскрытый", т.е. извлеченный вскрытием.

С самого начала три отрасли медицины: гинекология, акушерство и хирургия - находились в теснейшей связи между собой. Основными методами диагностики в то время были такие простые методы как пальпация и наружный осмотр. Таким способом можно было прощупать некоторые нарушения, как-то: опухоли, изменения в положении и структуре матки и так далее.

Естественно, при осмотре женщин возникали некоторые этические проблемы, к тому же, заниматься женскими болезнями, кровотечениями, родами было не очень престижно. Поэтому в этой области работали исключительно женщины.

Таких древних акушерок называли "перерезывателями пуповины" («omphalotomoi»). С ними советовались во время беременности и в первые месяцы после родов. Методы ведения рожениц были довольно грубыми - повитухи мяли и растирали роженице живот, а иногда прибегали и к более энергичным воздействиям - например, подбрасывали женщину на ложе. К мужчинам обращались лишь в случае крайней необходимости, при этом больная не показывалась врачу, а описывались лишь ее симптомы, что значительно ухудшало качество помощи.

На становление мировоззрения людей Древней Греции большое влияние оказывали религиозные и философские учения, что отражалось и на медицине; господствовал эмпиризм.

Так, если бог Асклепий разрешал заниматься медициной и благословлял это действие, решая, помочь врачу вылечить человека или умертвить больного, то ученые-философы высказывались о более конкретных проблемах. В частности, в то время в Греции в отличие от некоторых других стран, не преследовалось совершение абортов, поскольку многие ученые мужи (например, Аристотель) полагал, что плод не имеет сознания, но оживает лишь в момент соприкосновения с нашим миром.

К сожалению, до нас не дошли сведения, какими способами и средствами повитухи производили аборты. Лично я полагаю, что это были специальные настойки различных трав, убивающие плод и вызывающие очищение матки, как делалось позже в средневековой Англии, но доподлинно ничего не известно.

Для определения беременности руководились очевидными признаками. Такими были: тошнота, длительное отсутствие месячных, рвота, обильное слюноотделение. Помимо этого, прибегали и к явно абсурдным методам. Например, в глаза женщине пускалась пыль. Если она попадала в глаза, значит, женщина считалась беременной. Если женщина долго молилась о беременности и у нее хотя бы частично наблюдался один из признаков, считалось, что такая беременность стопроцентная и рекомендовалось особо крупно отблагодарить богов.

Роды могли проводиться как на дому у женщины, так и у акушерки. В некоторых случаях сам факт беременности можно было скрыть свободной одеждой и не выхождением на улицу, а роды принимались тайно за определенную и часто очень высокую плату.

Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху -- мальчиком. http://www.9months.ru/ginekologia/3154/akusherstvo-iz-glubiny-vekov

После появления ребенка отделяли от матери, очищали от последа и крови, а сама женщина еще какое-то время оставалась под присмотром.

Если ребенок был расположен неправильно то, к сожалению, в большинстве случаев это приводило к травмам или еще более тяжелым последствиям вплоть о гибели младенца, а иногда и женщины (при разрывах влагалища и обильном кровотечении из матки). Патологические кровотечения были не редки, чаще всего их пытались остановить, нажав на живот роженице и дав ей специальные настои, но помогала такая тактика не всегда.

Если задерживался послед, ребенка не отделяли, мать сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполненный водой, на мех Ї младенца, после чего мех прокалывался, вода медленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натягивая пуповину.

В дальнейшем путь акушерства и гинекологии постепенно становился полноценной отраслью медицины.

Так, известным акушером своего времени был Деметрич (II в. до н.э.). Он изучал развитие беременности, причины патологии родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы.

Другой александрийский врач, Клеофант, составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.

Выдающимся врачом древнегреческой медицины, внесшим огромный вклад в развитие акушерства, был Соран Эфесский (начало II века до н.э.). Он оставил после себя труд по акушерству и гинекологии, состоящий из четырех книг. Соран впервые в истории акушерства описал такой акушерский прием, как защита промежности, а среди осложнений послеродового периода Ї задержку последа в матке, которую он связывал либо с плотным прикреплением плаценты, либо со спазмом матки. «De mulierum morbis» - это одна из самых известных книг Сорана, которой вплоть до средних веков пользовались многие акушеры.

Не менее значимую роль сыграл в развитии акушерства римский врач греческого происхождения Гален.

Основные заслуги его в истории акушерства состоят в анатомическом описании половых органов и таза, в развитии эмбриологии, которой он увлекался всю жизнь.

Впрочем, наибольший вклад в это дело внес представитель Косской медицинской школы Гиппократ (460-377 гг.до н.э.).

Его труды произвели практически переворот во всей медицине, многие знания, почерпнутые из его работ, служат фундаментом для современных клинических школ.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая Ї ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений.

Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих». Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994. - С. 17

В главном его сборнике есть ряд специальных работ: "О природе женщины", "О женских болезнях", "О бесплодии", «О семени и природе ребенка".

В них находятся описания множества важнейших проблем того времени:

· симптомы болезней матки

· методы удаления опухолей при помощи щипцов, ножа и раскаленного железа

· описание протекания беременности и причин ее возникновения

· рассмотрение диагностики беременности

· описание патологии беременности и родов, таких как выпадение и обвитие пуповины

· действия при пузырном заносе

· истинная продолжительность беременности (4 раза по 10 нед, или 10 раз по 4 нед) Савельева Г.М., Кулаков В.И., Стрижаков А.Н. и др. Акушерство: Учебник: Изд-во «Медицина». 2000. - С. 15

· помощь при кровотечениях

· послеродовые параличи

· аномалии положения плода в матке

Также было описано еще множество других, не менее актуальных вещей. Впервые было представлено подробное описание или упоминание о многих акушерских операциях.

Однако Гиппократ, приверженец теории о четырех жидкостях тела (в периоды поздней античности и средневековья на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах), процесс оплодотворения яйцеклетки тоже целиком подвел к ней, в чем был не прав:

«Я утверждаю, что семя отделяется целиком из всего тела: из твердых и мягких его частей и из всеобщей влаги всего тела. Но есть четыре вида этой влаги, кровь, желчь, вода и слизь» Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994. - С. 226

Гиппократ первым понял процесс зачатия близнецов, чем предвосхитил многие предположения. Однако положения, на которые он при этом опирался, поверхностны и малочисленны, так что придя к верному выводу, мыслитель пронес в рассуждениях несколько неточностей.

Он описал единственное правильное положение плода в матке в конце беременности - головное предлежание (продольное положение плода с обращенной ко входу в малый таз головкой). Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормальное. Полагали, что до 7 месяца беременности плод в матке находится в тазовом предлежании, а затем поворачивается головкой вниз вследствие силы тяжести и в результате разрыва тяжей, удерживающих его в положении головкой вверх.

При «ненормальном» предлежании во время родов наблюдались сложности, причем если в определенных случаях (выпадение ручки) можно было что-то исправить (вправление), то в других случаях (застревание головки) прибегали к инвазивным методам (трепанация, отделение головы младенца).

Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Нужно, впрочем, отметить, что некоторое значение в процессе родов последователями Гиппократа придавалось также сократительной деятельности матки и брюшному прессу.

Очень важное место Гиппократ отвел послеродовому периоду, в частности, лохиальному очищению: «Действительно, когда она родила, у нее маленькие вены более текучи для месячных очищений; делает их текучими лохиальное (послеродовое) очищение и растворение тела…» Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994. - С. 619

«Если после родов нет очищения, то живот, селезенка и ноги опухают; имеется жар; озноб охватывает; боли чувствуются в пояснице, иногда даже во внутренностях; больная холодеет; чувствует жар; биение пульса слабое…» Там же. - С. 651

«Отцом медицины» так же отмечены некоторые полезные свойства растений и минералов. Например, широко использовались в гинекологии и акушерстве кровоостанавливающие свойства крапивы.

Гиппократ высказывался против прерывания беременности при помощи любых абортивных средств.

Дошедшая до нас клятва, которую должен был произносить любой врач, прежде, чем приступить к больным, и названная именем Гиппократа, гласит, наряду со всем: «… Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария…» Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994. - С. 87

Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Там же. - С. 121

Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции Ї ее высочайшим расцветом.

Впервые свое место по праву заняла анатомия (от греч. anatomeЇ рассечение). Ранее вскрывать трупы было запрещено из уважения к человеческому телу, к тому же, не хватало теоретических знаний, так что получалась замкнутая система.

По описанию Авла Корнелия Цельса, Птолемей II Филадельф (285--246 гг. до н.э.) разрешил отдавать ученым для вивисекции приговоренных к смертной казни преступников: сначала им вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали расположение и строение органов. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. учеб. заведений: Изд-во «Академия». 2004. - С. 146

Теперь, когда большинство ложных убеждений были опровергнуты, врачам предстояло по-новому взглянуть на человеческое тело и открыть в нем тайны болезней и здоровья.

Впервые стали допускаться попытки оперативного вмешательства при родах. Конечно, кесарево сечение все еще проводили исключительно на умерших женщинах (чем и будут заниматься вплоть до 16 века), однако несомненно, что более полное знание о женском теле помогали производить ребенка куда более эффективно и с меньшей опасностью как для матери, так и для младенца.

С тер пор, как Гиппократ писал свои труды, со времен завоевания Древней Греции римлянами прошло более пятнадцати веков, и все равно мы прибегаем к древним трактатам. Они служат нам фундаментальной опорой для текущих и будущих исследований. Безусловно, что-то мы отбрасываем, что-то изменяем, но медицина античного Средиземноморья и Греции того периода в частности - огромный пласт, внесший очень многое в современную медицину.

Именно тогда акушерство и гинекология приобрели свое весомое (но еще не окончательное) значение, научились определять болезни, связанные с репродуктивной системой, развили теорию о появлении плода.

плод тазовый кровотечение гиппократ

Список использованной литературы

1. Савельева Г.М., Кулаков В.И., Стрижаков А.Н. и др. Акушерство: Учебник: Изд-во «Медицина». 2000.

2. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994.

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. учеб. заведений: Изд-во «Академия». 2004.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Отличительные черты развития врачевания и медицинских знаний в различные периоды истории Древней Греции. Потомственный врачеватель Гиппократ. Определение состояния пациента по внешнему виду. Труды Гиппократа в основе развития клинической медицины.

    презентация , добавлен 18.04.2013

    Акушерство как древнейшая отрасль медицины, история ее развития. Становление акушерства и России. Краткий обзор гинекологических инструментов от первобытного строя до современности. Выдающиеся врачи, которые внесли огромный вклад в развитие акушерства.

    презентация , добавлен 22.12.2015

    История развития врачебного дела на ранних этапах рабовладельческого строя. Анализ деятельности древнегреческого врача Гиппократа. Храмовая медицина Древней Греции. Вклад римского медика Галена в анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, неврологию.

    презентация , добавлен 24.01.2017

    История развития медицины от древнейших времен до наших дней, врачевание в Древней Греции. Учение Гиппократа и его значение в становлении классической медицины, наиболее известные его труды. Особенности и яркие представители Александрийской медицины.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Акушерство и гинекология в Древнем мире, в Средние века. Необходимость реформ медицинского образования и акушерской помощи в России. Вклад отечественных ученых (А.Я. Крассовского, В.Ф. Снегирёва, Д.О. Отта) в развитие акушерско-гинекологической практики.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Аномалии положения и предлежания плода. Задняя позиция затылочного предлежания. Поперечное положение плода, тазовое предлежание, многоплодная беременность. Акушерские кровотечения в III триместре беременности. Преэклампсия и эклампсия – патофизиология.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Этические нормы и обязанности врачевателей Древней Греции. Формирование практической медицины в Косской, Кротонской, Книдской, Силицийской школах. Материалистические взгляды Гиппократа на происхождение болезней, его методы лечения переломов и растяжений.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Деятельность Д.О. Отта на посту руководителя института акушерства и гинекологии. Конец XIX века - чрезвычайно важный период в становлении акушерской и гинекологической науки в России. Выделение гинекологии в самостоятельную врачебную дисциплину.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Развитие акушерства в Древнем мире. История родовспоможения в России. Развитие повивального искусства на Древней Руси. Становление акушерства в России от Петра I до революции 1917 года. Основные принципы родовспоможения, акушерства в современной медицине.