Учимся во сне. Гипнопедия

В фильме "Большая перемена" Леонов во сне "записал на корочку" урок истории… Как сейчас помню: "В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной…" Записал Леонов на корочку не совсем то, что следовало, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Мое первое знакомство с обучением во сне

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь полусон и сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Почему это возможно

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении - но это уже о другом…

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Почему гипнопедия обычно не утомляет

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться… Начинающему может хватить 15 минут. Опытный может заниматься сколько угодно…

Двойная скорость

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости - двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Карточки, двойная ротация и обучение во сне

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если "карточки" перебирает и читает вслух компьютерная программа…

Компьютерные программы можно найти у нас на сайте в разделе Обучалок. Минисловарик выписывает незнакомые слова из текста в автоматическом режиме. Перетащил файл на словарик - готов словарь всех слов или только новых для вас слов. Загрузил словарь в Мнемокарточки - учишь себе во сне в режиме двойной ротации…

Я стараюсь не засыпать, при заучивании слов: я ловлю слова не только на слух, но и отслеживаю их написание. Делаю это вполне естественно в полудреме, время от времени открывая глаза. Как-то я заснул и, когда проснулся, подумал, что все забылось, что связь была потеряна… Но, когда вернулся к словам, распознал их к своему удивлению как уже знакомые.

Заучивание слов во время сна - трюк не простой. Но слушать радиопередачи сам бог велел.

Прослушивание радиопередач

Но оставим заучивание слов. Прослушание во сне радиопередач - прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне - в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Метод подходит тем, кто уже может читать без словаря, и при чтении понимает, о чем идет речь, пусть незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и всё на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR - 24 часа в сутки американского английского…

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках. На худой конец в приделах Москвы можно обойтись и обычным радио с хорошим приемом на средних волнах, но уже в Подмосковье качество приема снижается очень заметно. Наушники должны быть самого высокого качества - тут недопустимы никакие компромиссы.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу… То есть, полное понимание еще не присутствует. Иногда сновидение рисует картины по мотивам тех текстов, которые прослушиваются.

Если я чувствую, что достаточно наслушался - отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт "распознанного" текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный - раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

Продвижение в языке

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить…

Даже человек, способный читать без словаря, сначала при прослушивании не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем "распознанные" слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание…

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год… Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Уровни понимания

При прослушивании текста можно выделить 4 уровня понимания:

  1. Распознается фонетика
  2. Распознаются лексика и грамматика, но смысл не улавливается
  3. Все понимается, но не запоминается
  4. Все понимается и запоминается

Можно, конечно, сделать уточнения, на каждом уровне выделить подуровни…

Достаточно того, что во сне анализатор практикуется, обеспечивая понимание на уровне лексики и грамматики. Не рассчитывайте, что после прослушивания во сне вы научитесь говорить. Вы научитесь воспринимать на слух - не более того. Но и это умение вам пригодится.

Не во сне, так при засыпании

Даже если связь во время сна теряется совершенно, достаточно того, что засыпая вы слушали. Кто бы что ни говорил, если вы хотите освоить язык, вам рано или поздно предстоит слушать реальные радиопередачи. Перед сном - не плохое для этого время. И в полудреме неплохо, а можно и во сне.

Гипнопедия. В чем сила, сон?

Американские ученые сделали новое открытие, которое позволяет им утверждать, что человеческая память поддается трансформации во время сна. Так, например, она сглаживает неприятные воспоминания, выступая защитником здорового состояния человека. Опыты, которые проводились в последние годы, заставляют обратиться к давно забытым основам такой малоизвестной науки об обучении во время сна, как гипнопедия.

Из истории

Родоначальники гипнопедии были родом из СССР. Вспомните фильм «Большая перемена». Герой этого фильма старается изучать историю во время сна, а запоминает полную неразбериху, потому что его дочь переключает необходимую для прослушивания запись на спектакль. Появление этого эпизода в советском фильме не случайно: в середине прошлого века профессор Абрам Свядощ занимался исследованиями в области гипнопедии.

Аргументы «за» и «против» гипнопедии

Если советские ученые занимались изучением и развитием гипнопедии, то их западные коллеги в ХХ веке преуспели в критике данной науки. Более предметный эксперимент был проведен в 50-х годах, когда американцы Уильям Эммонс и Чарльз Саймон, используя электроэнцефалограмму, подтвердили факт запоминания во сне. Однако она показала, что, находясь в фазе глубокого сна, человек не способен ничего воспринять и запомнить, процесс запоминания возможен лишь отчасти и только в полудреме.

В 2000 году Александр Потапов проводил эксперимент над собой, который и описал в журнале «Невероятный мир». По его словам, так он изучал английский язык полгода, что дало некоторые результаты, а именно: улучшения были в чтении иностранного языка. Однако в течение всего эксперимента во сне он видел разные кошмары. Многие ученые выражают опасение, что гипнопедия может оказывать негативное влияние на психику.

Один из известных последователей гипнопедии с СССР, ученый Леонид Близниченко, настаивал на том, что во время сна мозг запоминает от 92 до 100% поступающей информации. Однако он был филологом, а не психиатром или физиологом. Его интересовала идея возможности обучения людей фонетике иностранного языка во сне. За основу он брал известный факт, что спящий человек реагирует на звуки даже в стадии глубокого сна. Так, мать всегда просыпается от плача своего ребенка, но не замечает во сне шум машин или громко работающий телевизор.

Выводами Близниченко заинтересовались ученые и создали экспериментальный класс в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище еще в 70-х годах. Инженеров обучали языкам во сне. Но это было лишь закреплением знаний, полученных ими на обычных занятиях. Результаты таких студентов-первокурсников впечатлили ученых, их способность усваивать слова и выражения улучшилась вдвое. Также все проблемы с фонетикой иностранного языка исчезли сами собой.

Мнение современников о гипнопедии

Современные ученые расходятся во мнении относительно гипнопедии, утверждая, что успех студентов Киевского училища основан на комплексном подходе. Использовать метод обучения во сне при отсутствии у студентов базовых знаний кажется им пустым делом. По крайней мере доказать эффективность такого подхода еще никому не удавалось. Однако, американские ученые продолжают настаивать: «во сне люди способны запоминать», но оговариваются «…не формулы или иностранные слова».

Как использовать сон для запоминания?

Наши современники, российские ученые, поставили такой эксперимент, повторить который может каждый из нас без каких-либо последствий для своего психического здоровья. В Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проверили влияние дневного сна на запоминание. Результат приятно удивил. Если позволить себе несколько минут сна после изучения иностранных слов, полученная информация усвоится в разы лучше.

В чем состоит польза сна для обучения?

Согласно исследованиям сон стимулирует умственную активность и улучшает способности мозга удерживать новые сведения с большей легкостью. В это сложно поверить, но факт неоспорим: даже сон длительностью 90 минут способен перезарядить ваш мозг таким образом, что он сможет легко закреплять новую лексику и основы грамматики. Получается, что чем чаще вы позволяете себе отдых, тем эффективнее работает ваш мозг, тем больше новых слов пополнит ваш словарный запас.

Ученые также проанализировали преимущества получения знаний непосредственно перед сном. Две группы людей, участвующих в эксперименте, получили список слов и выражений для запоминания. После изучения полученного списка, одна из групп отправилась спать, в то время как вторая группа продолжала бодрствовать. Слова из списка были воспроизведены обеим группам, а после опроса выяснилось, что группа, прослушивающая слова во сне, значительно лучше помнит слова и может их воспроизвести с большей легкостью, чем группа бодрствующих.

Что можно предпринять самостоятельно?

Проблема, с которой вы столкнетесь, решившись на обучение во сне, состоит в том, что вам потребуется посторонняя помощь, чтобы включать и выключать аудиозапись, контролировать процесс и информацию, которая к вам поступает. Однако есть метод, который вам под силу использовать, чтобы проверить, что вы получаете максимальный результат от обучения. Пробегайте глазами карточки со словами и выражениями непосредственно перед сном. Так вам удастся приучить себя учиться во сне.

Прослушивание телевизионных и радиопередач

Прослушиваниетелевизионных и радиопередач перед сном и во сне – это уникальная по своей простоте и эффективности практика. Если ваш уровень владения языка позволяет вам читать без словаря, понимая при этом содержание текста, хотя бы общую идею, данный метод может вам сослужить добрую службу.

Включите BBC. Трансляция канала продолжается круглосуточно. Пусть некоторые передачи и повторяются, но для вас важно не разнообразие текстов, а именно сама речь, ее звучание и интонация диктора. А повторение текстовых блоков поможет вам закрепить полученные данные.
Главное, обеспечить качество звучания. Пусть это будут наушники, как вам удобно, но звучание в них должно быть чистым, без помех. Во сне восприятие происходит на уровне звуков, словосочетаний, предложений.

Всем известно, что без аудирования не обойтись при изучении иностранного языка. Почему бы не разнообразить его обучением во сне. Если не останавливаться и не разбирать подробно особенности, которыми должна отличаться гипнопедическая речь, отметим основную ее характеристику: речь по сравнению с нашей обычной должна быть плавной во всех отношениях, иными словами без интонационных «взлетов и падений», без резкого ускорения или замедления темпа, без перепадов громкости. Что касается полосы частот такой речи, она значительно уже обычной (120-150 Гц), артикуляция должна быть четкой, в связи с этим фразы должны произноситься дольше на 10-15 процентов по сравнению с нормальной длительностью звучания. Иначе говоря, это та самая, любимая студентами монотонная речь, от которой все неизбежно засыпают и стихийно приобщаются к гипнопедии.

При подобном аудировании можно дифференцировать следующие уровни понимания:
— распознание фонетики;
— распознание грамматики и лексики без улавливания смысла;
— понимание без запоминания;
— понимание и запоминание.

Сон занимает примерно одну третью часть жизни человека. Большинство ученых сходятся во мнении, что сон обычного человека должен длиться 7-8 часов. Но бывают и исключения, например, истории известен тот факт, что знаменитый физик Никола Тесла спал всего 2 часа в сутки, при этом он добился больших успехов в науке. Но все же, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил на весь следующий день, большинство людей должны спать минимум 7 часов в сутки.

Если посчитать, сколько часов человек спит за свою жизнь, то от полученных цифр у трудоголиков глаза полезут на лоб, ведь это время можно потратить на работу, или обучение. Эта проблема начала беспокоить людей уже много веков назад. Известно, что в древней Индии и Китае монахи успешно применяли неизвестную технику обучения во время естественного сна. Всемирное научное сообщество активно заинтересовалось этим явлением только в начале ХХ века. В 1923 году в США Д.А Финней впервые провел официальные исследования на тему восприятия информации во время сна, результаты которых были опубликованы. Но результаты опытов были довольно неоднозначные. Процесс обучения во сне называли гипнопедией .

Через 13 лет интерес к гипнопедии пришел и в СССР. В 1936 году А.М. Свядощев занялся активными исследованиями возможности обучения человека во время естественного сна. Результаты первых экспериментов полностью были отрицательными — подопытные не помнили ничего из того, что им читали во время сна. Более того, подопытные, которых будили во время сна на небольшой промежуток времени, чтобы прочитать им короткий отрывок текста, полностью забывали все, что им было прочитано за несколько минут ночного бодрствования. Часто они даже не помнили, что просыпались ночью.

Через некоторое время стало понятно, что чтобы воспринимать информацию во время сна, участникам эксперимента необходимо предварительно пройти курс аутогенной тренировки. Испытуемые, прошедшие данный курс, собираясь спать, внушали себе, что они должны запомнить то, что им будут читать во время сна. Результаты у таких испытуемых стали положительными. Они стали запоминать то, что им было прочитано, пока они спали. Информация, услышанная подопытными во время сна, зачастую трансформировалась в сновидения, при этом испытуемый мог оказаться как непосредственным участником событий, происходящих в его сне, так и сторонним наблюдателем. Важную роль играли возраст и психофизические особенности конкретного испытуемого. Во время опытов А.М. Свядощева, у разных людей были различные результаты сеансов гипнопедии: некоторые испытуемые быстро забывали усвоенную во сне информацию, другие, даже спустя 8 лет, могли вкратце пересказать текст, который слышали во время сеансов гипнопедии. Одни подопытные чувствовали усталость после экспериментов, другие не чувствовали разницы между обычным сном и сеансами гипнопедии. Некоторые участники экспериментов лучше запоминали иностранные слова, другие – разного рода таблицы (в частности азбука Морзе усваивалась многими подопытными довольно быстро). Кто-то начинал запоминать информацию только на третий день экспериментов, а кто-то уже после первого сеанса смог пересказать услышанное ночью.

После А.М. Свядощева изучением гипнопедии занимались и другие ученые (Ч. Саймон, В. Райков), но вопрос о том, безопасно ли использовать методику обучения во время сна для психического и физического здоровья человека, не закрыт до сих пор. Также открыт вопрос о механике работы гипнопедии, ведь до сих пор до конца не ясно, как происходит запоминание услышанного во время сна, ведь мозг в это время не проявляет той активности, которая присутствует во время обычного чтения или прослушивания информации в состоянии бодрствования. Были предположения о том, что запоминание происходит благодаря так называемому «сторожевому пункту», но позже в научной среде стало преобладать мнение, что «сторожевой пункт» не может обеспечивать настолько сильную интеллектуальную работу, какая нужна для усвоения информации.

На данный момент известно, что гипнопедия не способна заменить классический процесс обучения, она может быть эффективна лишь для закрепления информации, которая была усвоена во время бодрствования.

С одной стороны, если станет доказано, что обучение во время сна безопасно для здоровья, и будет разработана действенная методика гипнопедии, это изменило бы жизнь человечества, ведь у каждого человека ежедневно стало бы примерно на 7 часов больше времени для получения информации, что, несомненно, ускорило бы развитие науки и общечеловеческого прогресса. Но с другой стороны, недостаточная изученность этого явления, слишком большая зависимость результатов от субъективных показателей индивида и возможность нанесения вреда психике не дают возможности массово использовать гипнопедию. Ведь, если размышлять логически, сон не может быть дан человеку просто так, и лишним в его жизнедеятельности он точно не является. Сон – необходимое состояние человеческого организма, в котором он должен находиться примерно 7-8 часов в сутки, а это значит, что без сна нормальная дееспособность человека невозможна. А если обучение во время сна все-таки возможно, то это явление обязательно будет изучено учеными, и, возможно, однажды мы сможем читать книги, учить стихотворения и изучать труды ученых непосредственно во время естественного здорового сна.

греч. hypnos - сон и paideia-обучение, воспитание) - методика преподавания (обучения) в состоянии естественного сна путем подсознательного восприятия спящими людьми воспроизводимых записей лекций, учебных материалов, текстов; практиковалась в нашей стране в 60-е и 70-е гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гипнопедия

гр. – сон и обучение) – система научно-практического знания об обучении человека во время сна, а также под гипнозом. На сегодня считается доказанным, что это возможно, особенно при изучении иностранного языка, математических формул, химической символики. Методы гипнопедии: внушения, тихий голос, магнитофонные записи, фоновая музыка. Сущность гипнопедии в усилении восприятия внушаемого материала и снятии конкурирующего воздействия посторонних раздражителей. Истоки гипнопедии лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги). Как научная дисциплина начала складываться в 30-е годы нашего столетия. В России впервые применена в 1936 году, после чего была надолго запрещена. Гипнопедическое обучение требует специальной технологии, учитывающей возраст обучающегося, степень его умственного и физического утомления, тип и вид памяти, интонации речи педагога и многое другое. На современном уровне развития гипнопедии обучение под гипнозом запрещено как мало изученный акт, очень редко используется также обучение в естественном сне. В быту элементы гипнопедии использовались всегда: например, клали книгу под голову на ночь, предварительно ее прочитав, включали на ночь магнитофонные записи с иностранной речью и др. Гипнопедические приемы заучивания используются в автодидактике.

Наверное каждый студент или школьник мечтал ничего ночью не учить, лечь спать спокойно перед экзаменом, а наутро поразить преподавателей глубиной своих знаний. Вряд ли кому-то это удавалось, но такие попытки были точно. Некоторые учёные даже разрабатывали свои теории обучения во сне. Обобщённое название всех этих теорий — гипнопедия.

Сначала обратимся к этимологии термина гипнопедия. Это слово состоит из двух частей и обе они греческого происхождения. Гипнос — сон (так в древнегреческой мифологии именовали бога сна), и Педия — обучение. Суммарно получается обучение во сне. Кстати, гипнопедией считается исключительно обучение во время естественного сна, обучение во время гипнотического, медикаментозного или электрического сна к гипнопедии не относится.

Я с этим понятием впервые столкнулся в школьные годы во время изучения немецкого языка. Один из героев переводного текста так учил уроки. А всем жителям бывшего СССР прекрасно помнится попытка Евгения Леонова изучать во время сна историю в великолепном фильме «Большая перемена».


Фото: vokrug.tv.

В реальной же истории есть сведения, что обучением во сне занимались буддийские монахи, а также индийские факиры и йоги. Причём спящим монахам их учителя начитывали тексты из сложных манускриптов с целью заучивания последних наизусть. Точно так поступали и йоги. Факиры у своих учеников подобным образом разрабатывали внимание, память и наблюдательность.

Не обошла стороной эта практика и благородное дело сыска. Эфиопским сыщикам (лебашам) во время сна подробно описывали приметы преступника, полагая, что так они лучше фиксируются в памяти.

Попытки применять гипнопедию в эпоху современности на научном уровне с использованием звуковых носителей предпринял некий Д. А Финней. Этот человек в 1923 году занялся обучением курсантов морского училища в Пенсаколе азбуке Морзе, пока курсанты спали. Ему вроде бы удалось добиться неплохих результатов, но затем деятельность в этой области была свернута.

Однако существует альтернативная версия, что никаких экспериментов в морском училище Пенсаколы в принципе не было, а все дальнейшие публикации об этом событии просто-напросто списаны из новеллы патриарха современной фантастики Хьюго Гернсбека.

В Советском Союзе в 1936 году к изучению гипнопедии приступил Абрам Свядощ (известный учёный в области сексологии, психотерапии и психиатрии), посвятивший гипнопедии одну из глав своей книги.

Свядощу удалось доказать. что преподавание во сне способствует изучению иностранных языков, формул точных наук и технических текстов.

Фото: koob.ru.

Позже идеи Свядоща начал развивать филолог Л. А. Близниченко, который в Киеве в 60-е годы обучал студентов подобным образом иностранным языкам. Были оборудованы специальные кабинеты для обучения студентов во сне. Правда студенты усваивали только слова, а вот грамматику и устную речь приходилось изучать обычным способом.

Обобщая свой опыт, Близниченко издал монографию, посвящённую гипнопедии, где рассматривались её проблемы и перспективы развития.

Продолжение следует…