Гормональные нарушения и половая принадлежность. Половая принадлежность и самоидентификация ребенка

Половая принадлежность это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов. В наиболее широком смысле пол - это комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивид как мужской либо женский организм. Пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия: если с женской половой клеткой соединяется сперматозоид, несущий женскую хромосому, зачинается девочка, если же сперматозоид несёт мужскую хромосому, зачинается мальчик. Раздельнополость - самый первый, самый обязательный и самый глобальный феномен сексуальности человека. Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивида полное соответствие анатомического строения половых органов, мужских и женских пропорций тела (рост, соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожного жирового слоя и т. д.), полового самосознания (т.е. ощущения себя представителем определённого пола) и, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Абсолютная норма предполагает однозначную направленность всех компонентов перечисленного рода без единого исключения, впрочем, в сексологической практике наблюдается крайняя вариативность состава человеческой популяции, послужившая основой для выделения и рассмотрения при исследовании пола таких абсолютно самостоятельных категорий и понятий, как трансвестизм, транссексуализм, гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность.

Такое многообразие проявлений пола определяется сложностью механизмов его детерминации, в основе которых лежит система иерархических отношений, охватывающих диапазон от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнёра.

Становление данной системы начинается с детерминации генетического пола, определяемого набором половых хромосом. Генетический пол в свою очередь обусловливает гонадный (либо настоящий) пол, идентифицируемый по основному показателю половой принадлежности - гистологическому строению половой железы. Истинным его называют потому, что, определяя гаметный пол, т.е. способность половой железы образовывать сперматозоиды либо яйцеклетки, гонады тем самым выявляют роль данного индивида в процессе воспроизведения. Вместе с этим гонадный пол определяет также и гормональный пол, т.е. способность половой железы секретировать специфические половые гормоны. Уровень и доминирующая направленность гормональных воздействий определяют морфологический (либо соматический) пол (фенотип) субъекта, т.е. строение и развитие его внутренних и наружных половых органов, включая проявления вторичных половых признаков. Социально-психологическое воздействие на половую принадлежность индивида начинается с гражданского (акушерского), т.е. определяемого иным лицом, пола. Гражданский пол определяет пол воспитания (от выбора формы одежды, причёски и игр до использования наказаний за несоответствующее сексуальное поведение), тем самым формирует половое самосознание, которое в свою очередь определяет играемую индивидом половую роль, прежде всего подбор партнёра.

Определённый интерес вызывает соотношение полов, которое не выражается ожидаемым статистическим соотношением 1:1. Большая часть ученых едины во мнении, что мужских зачатий больше, чем женских. Приводимые различными авторами данные колеблются от 180 до 120 зачатий мальчиков на 100 зачатий девочек. При вторичном соотношении полов при рождении в большинстве стран на 1 000 000 рождений число мальчиков превосходит 510 тысяч, тогда как девочек меньше - 490 тысяч. В начале 1980-х годов во всём мире мужчины составляли 50,2процентов населения, женщины49,8процентов (в СССР соответственно 47процентов и 53процентов в 1987 г.). Следует помнить, что впрочем нередко слова "пол" и "секс" отождествляются, впрочем они имеют разное значение. Термин "пол" употребляется по отношению к явлениям, связанным с дифференцировкой и различием мужчин и женщин, тогда как термин "секс" имеет отношение к личности, психологическим особенностям взаимоотношений и эротическим чувствам.

Принадлежность к полу

Теперь представьте, что вы поменяли пол. Если вы мужчина, представьте, что теперь вы женщина, а если вы женщина, то представьте, что теперь вы мужчина. (…) Как изменилось теперь ваше тело? (…) Начните действительно сознавать свое новое тело. Особенно те части, которые претерпели изменения. (…) Если вы не желаете делать этого, то это нормально. Но не говорите себе: «Я не могу делать это», а скажите: «Я не буду этого делать» - и затем добавляйте и проговаривайте слова, которые приходят в голову. Делая это, у вас могут появиться некоторые идеи о том, что вы избегаете, отказываясь совершить эту инверсию. (…) Как вы чувствуете себя в этом новом теле? (…) Как изменится ваша жизнь? (…) Что вы будете делать иначе теперь, когда ваш пол изменился? (…) Что вы чувствуете по поводу всех этих изменений? (…) Продолжайте исследовать свой опыт бытия существом противоположного пола некоторое время. (…)

Теперь вернитесь обратно и войдите в контакт со своим реальным телом. (…) Сравните опыт бытия собой и существования в теле другого пола. (…) Что вы пережили, будучи человеком другого пола? (…) Испытывали ли вы нечто такое, чего не испытываете сейчас? (…) Были эти переживания приятными или неприятными? (…) Продолжайте исследовать свой опыт еще некоторое время. (…) Что вы чувствуете по поводу этих изменений? (…) Продолжайте изучать свои переживания в течение некоторого времени. (…)

Из книги Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях автора Эстес Кларисса Пинкола

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Раздельное по полу обучение: история и современность В контексте проблем гендерной социализации особый интерес представляет рассмотрение организации такой практики обучения, при которой мальчики и девочки обучаются раздельно: в школах для мальчиков и для девочек.В

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Не шуметь на скрипящем полу Обратили ли вы внимание на свои движения, когда вы пытаетесь тихо пройти по скрипящему полу? Ноги стараются прижать паркет и приглушить скрипение. Тело перемещается медленно, стремясь весить как можно меньше и уменьшить шум. В этом процессе

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 30. Байка «Папа на полу» Одна молодая женщина рассказала о проблеме в их семье. Ребенок всегда (начиная с самого рождения) плохо спал. Но если он лежал в постели вместе с матерью, то высыпались и она, и он. Чтобы дать маме выспаться, отец стал ложиться на полу перед кроватью,

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Как деньги и принадлежность к различным слоям общества влияют на наше восприятие жестокости При объективном взгляде на ситуацию трудно не согласиться с тем, что петушиные бои причиняют птице меньше страданий, чем наша ненасытная потребность в курином мясе. Можно

автора

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Медитация «лежа на полу» Правильно лежать на полу вы тоже можете научиться у Марины Геннадьевны. Как и в медитации сидя, здесь нужно определённым образом правильно направить чувства вдоль позвоночника. Это трудно и долго объяснять письменно, лучше поучиться правильно

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Хрупкость принадлежности к полу Один из важнейших факторов привлекательности группы состоит в том, что она дает мальчику не только чувство взрослости, но и ощущение мужественности. Дело в том, что у многих мальчиков ощущение принадлежности к мужскому полу довольно

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

ПОЛОВОЙ АКТ НА ПОЛУ АКТОВОГО ЗАЛА Групповой секс - отличное времяпрепровождение для любителей сачкануть. Д.Е. Один мой знакомый по имени Саша как-то раз пошел из любопытства в такой клуб, а потом поведал, как было дело. Рассказ своего приятеля я записала на магнитофон,

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Принадлежность и преданность Третий вид привязанности также появляется в раннем детстве - если всё идет правильно. Близость с кем-то подразумевает отношение к этому человеку как к своей собственности. Для маленького ребенкабыть привязанным к кому-то или чему-то -

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Принадлежность Как-то раз тюрьму одной страны посетил тамошний король, чтобы побеседовать с заключенными. Каждый из них просил освободить его на том основании, что он невиновен. Вдруг король заметил молчаливого, удрученно сидящего в углу заключенного.Король приблизился

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Из книги автора

Из книги автора

Культурная и этническая принадлежность: что делает клиента непохожим на других? Ниже мы дадим краткий обзор тех широких категорий, которые образуют то, что мы называем разнообразием. Во-первых, это культура, включающая образ жизни людей, в том числе орудия их труда,

Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол Указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: Генетическим полом , определяющимся нашими половыми хромосомами, и Анатомическим полом , включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие Гендер Охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины Маскулинность (мужественность) и Фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.

Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем Гендерные предположения . Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина Противоположный пол , поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.

Проблема определения и закрепления гендерной идентичности у ребенка в современном обществе становится все более актуальной. В том, что формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и системы ценностей являются необходимыми условиями процесса социализации личности, сомнений нет. Однако есть большие сомнения в том, как эту принадлежность формировать у ребенка и стоит ли вообще акцентировать его внимание на данном аспекте в раннем детстве.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

Гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

Гендер как выражение отношений власти,

Гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

Гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях - вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Маскулинная гендерная принадлежность

Определение гендерной принадлежности подразумевает отнесение индивида к тому или иному гендеру. Маскулинный тип отличается характеристиками, которые в обществе традиционно приписываются мужчинам:

Сильный,

Решительный,

Уверенный в себе,

Напористый,

Независимый,

Доминирующий и др.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

Женственность,

Отзывчивость,

Пассивность,

Мягкость,

Эмоциональность,

Уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем - неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная - личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга - их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

Женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

Женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

Молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине - роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек - на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества - воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать - это не по-мужски, а слезы - это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» - так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам - машинки, девочкам - куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень - куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик - «менее мальчиком».

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми - представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

Личность можно рассматривать как совокупность всевозможных индивидуальных особенностей, социально значимых черт, идентифицирующих человека как члена общества и характеризующих его персональные качества. На этом месте среднестатистический человек начинает путаться в терминах, полагая, что гендерная идентичность - это исключительно сексуальная ориентация, и если она отличается от общепринятой, то непременно подлежит исправлению. На деле всё несколько сложнее, и многие люди с удивлением обнаруживают в себе черты противоположного гендера, признавая это совершенно нормальным.

Определение гендерной идентичности человека

В первую очередь стоит отметить, что гендер - это не пол, а набор характеристик, дополняющих половое самоопределение. Поэтому половую принадлежность называют мужской и женской, а гендер, соответственно, маскулинным и феминным. Сомнений в половой принадлежности не бывает: она определяется физиологическими признаками, набором хромосом и соответствующим типом гениталий, тогда как гендерная идентичность - это характеристики, не привязанные к биологическим признакам.

Если рассуждать упрощённо, то именно гендер отвечает за реализацию «настоящих женщин» и «настоящих мужчин». Согласно стандартным стереотипным рассуждениям, представитель каждого пола должен отвечать неким идеальным представлениям общества о себе. Женщина обязана быть хрупкой, красивой, сексуально привлекательной, интересоваться сугубо воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, а мужчина традиционно представляется в роли добытчика, кормильца, воина и даже господина, наличие «правильного» внешнего вида обязательно. Откуда в каждом отдельном человеке появляется такое восприятие гендера?

Врождённое или приобретённое?

Сторонники теории «биология как судьба» настаивают на врождённости всех необходимых гендерных черт в каждом ребёнке. Любые отклонения от шаблона воспринимаются как извращение или болезнь. Однако становление гендерной идентичности во многом зависит от социума, и даже если ребёнок воспитывается исключительно в семье, он видит соответствующее поведение родителей и других родственников.

Если родители разочарованы тем, что родился ребёнок не того пола, о котором мечталось, может появиться полусознательное стремление «переделать» отпрыска под сложившийся в мечтах образец. Подобные случаи отмечаются не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Формирование гендерной идентичности происходит под давлением, причём чаще девочек воспитывают как мальчиков, чем наоборот. Во многом это обусловлено бытующей в нашем обществе установкой, что у настоящего мужчины обязательно должен родиться сын. Отсутствие ребёнка нужного пола побуждает отцов и матерей сублимировать, подстраивая «неудавшегося потомка» под какой-то умозрительный образец.

Детство сквозь призму гендера

В раннем детстве малыши не осознают ни половой, ни гендерной принадлежности, лишь к двум годам впитывая отличия между мальчиками и девочками. Внезапным открытием становится наличие или отсутствие пениса. Далее следует родительское объяснение, почему юбки и бантики можно носить исключительно, если пениса нет, а играть с машинками и пистолетиками, если он есть. Безусловно, гендерная идентичность ребёнка всегда опирается на полученные извне сигналы одобрения или порицания, закрепляется на подсознательном уровне. Замечено, что уже в детском саду малыши транслируют впитанные установки сверстникам и даже игрушки иногда выбирают не по собственным предпочтениям, а по принципу правильности для своей половой принадлежности.

Почему же тогда начинает «сбоить» гендерная идентичность подростков? Пубертатный возраст знаменуется не только очевидными изменениями телосложения. Начинается активный поиск себя, становление личности, а это требует подвергать сомнениям авторитетные мнения. Укоризненное замечание «ты же девочка» или «ты же мальчик», призывающее к определённой гендерной модели, вызывает вполне закономерное противодействие. Справедливости ради стоит отметить, что родители в своём стремлении во что бы то ни стало вырастить «правильного» ребёнка ударяются в нелепые крайности. Например, запрещают сыну заниматься танцами или музыкой, полагая это исключительно немужественными занятиями.

Типы гендерной идентичности

Согласно биологическим нормам, люди делятся строго на два пола - мужской и женский. Любые отклонения в данной сфере обусловлены генетическим сбоем. В известной мере это можно скорректировать современными медицинскими методами. Дальше начинаются исключительно социальные и культурные характеристики, которые могут отличаться в зависимости от страны и местных традиций. Так называемый «третий пол» - гермафродиты (при биологическом наличии половых признаков обоих полов) и люди с нетрадиционной гендерной идентичностью личности, признан юридически всего в десяти странах: Канада, Австралия, Великобритания, с некоторыми оговорками Германия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Индия, Непал и Бангладеш. Ещё несколько стран признают существование третьего пола культурной традицией, однако с точки зрения законодательства это некая сумеречная сторона жизни, на которой предпочитают не акцентировать внимание.

Изначально выделялось два гендерных типа: маскулинный, присущий мужчинам, и феминный, соответствующий женскому полу. Появившийся в сравнительно недавнем прошлом официально андрогинный тип представляет собой некое «среднее арифметическое» между основными двумя гендерными типами. Антропологи и социологи выделяют также бигендеров, трансгендеров, гендер-квиров и агендеров в отдельные категории. Возможно, это желание раздвинуть общепринятые рамки до их полного исчезновения и довести гендерную толерантность до недостижимого абсолюта. В обычной жизни бывает достаточно нескольких терминов без углубления в подробности.

Маскулинность

Маскулинная гендерная идентичность - это сочетание подчёркнуто мужского телосложения и выполнение мужской социальной роли, а также соответствующие черты характера, привычки, пристрастия и поведение. Кроме однозначно положительных характеристик, нормой для маскулинности считается агрессия, Иными словами, когда плачущему мальчику говорят «будь мужчиной», имеется в виду требование соответствовать шаблону, согласно которому мужчины не плачут, так как это исключительно женская привилегия.

Феминность

Феминная гендерная идентичность - это противоположность маскулинной, сочетание женственного телосложения и традиционной женской социальной роли, включая некие идеальные «женские» черты характера, привычки и наклонности. Интересно, что в обществе сквозь гендерную призму воспринимается буквально всё, начиная с цвета ползунков у младенца.

Если на мальчика надеть розовые колготки, заметная часть взрослых или спутают его с девочкой, или возмутятся, что родители хотят воспитать из него девчонку. Визуальный сигнал феминной идентичности - соответствующие женскому полу фасоны одежды или расцветки. Право носить яркую рубашку в цветочек маскулинному мужчине придётся доказывать кулаками. К счастью, мода время от времени настаивает на абсолютной толерантности и разрушении гендерных барьеров в выборе одежды.

Андрогинность

Интересно, что сама по себе андрогинность существовала во все времена, но считалась несколько предосудительной, как будто эта особенность гендерной идентичности - злонамеренное стремление андрогина ввести окружающих в заблуждение. В основном андрогинность опирается на визуальные сигналы - если у человека нет ярко выраженной маскулинности или феминности, сложно определить с первого взгляда, девушка перед вами или юноша. Маскировка усугубляется одеждой в стиле «унисекс» и соответствующим поведением.

Ярким примером можно считать Брюн, героиню из повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста», которую представили как «чадо покойного брата дю Барнстокра». Поведение и внешний вид Брюн не позволяли определить, какого, собственно, пола это существо, поэтому о нёй писали в среднем роде, пока не выяснилось, что это действительно девушка.

Гендерность и сексуальная ориентация

Вопреки распространённому заблуждению, понятие гендерной идентичности совершенно не связано с сексуальной ориентацией. Иными словами, феминный мужчина совершенно не брутальной наружности не обязательно является гомосексуалистом, а коротко стриженная культуристка в камуфляже не проявляет лесбийских наклонностей.

Понятие гендера связано в первую очередь с поведением и социальной ролью и только косвенно опирается на сексуальность. Таким образом, попытки пресечь «неправильную сексуальность» методом давления на визуальную составляющую гендерной идентичности не приносят никакого результата. При этом не стоит сбрасывать со счетов возможность комплексного влияния внешних факторов на развитие сексуальности. Сексологи утверждают, что ориентация выкристаллизовывается постепенно, каждый человек проходит уникальный путь становления личности, включая интимные предпочтения.

Кто такие бигендеры и трансгендеры

Бигендерность можно считать одним из вариантов победившей толератности по гендерному признаку в отдельно взятой голове индивидуума. Если человек берёт на себя некие социальные функции, не пропуская их через анализ стереотипов, мы получаем достаточно гармоничную и самодостаточную личность. В противостоянии гендерная у бигендеров побеждает целесообразность и умелое приложение талантов и склонностей. Мужчина может брать на себя женскую социальную роль, не считая при этом себя жертвой обстоятельств, женщина также прекрасно справляется с мужской ролью. В современном мире гендерные рамки несколько стёрлись, хрестоматийная «охота на мамонта» всё больше переходит из физической работы в умственный труд, и умелым добытчиком становится не обладатель мускулов и избытка тестостерона, а индивид с высокой степенью интеллекта. Половая принадлежность добытчика в данном вопросе не играет роли.

Другой вопрос, если имеет место трансгендерность, - это несоответствие биологического и гендерного самовосприятия. Если рассуждать упрощённо, то трансгендером можно назвать мужчину, предпочитающего женскую социальную роль, включая некоторые визуальные атрибуты. Если же он действительно чувствует себя женщиной «до мозга костей», а физическое тело не соответствует самоопределению, то речь идёт о транссексуальности. В гендерном смысле это не мужчина. Человек думает, как женщина, чувствует и воспринимает мир и себя исключительно с феминной позиции. Несоответствие биологического пола при этом рекомендуется исправлять посредством трансгендерного перехода. Однако не все люди, сменившие биологический пол, ощущают себя именно транссексуалами. Это достаточно запутанная ситуация, в которой много индивидуальных решений.

Сексизм как катализатор гендерной дисфории

Если формирование гендерной идентичности произошло с несовпадением по биологическим параметрам, это называют В это понятие включены все расстройства половой идентификации, которые в проекте Международной классификации болезней ориентировочно с 2018 года (МКБ 11) перенесены из раздела психиатрических расстройств в категорию сексологии. Это состояние может быть поверхностным и глубоким, в зависимости от степени неприятия собственного биологического пола.

Социологи и сексологи отмечают, что усугубить незначительную гендерную дисфорию могут проявления сексизма, особенно если они обрушиваются на ребёнка или подростка. Например, мачизм, как радикальная и агрессивная форма маскулинной модели, может демонстрировать откровенную мизогинию - в окружающее пространство транслируется идея о том, что всё, присущее женщинам, ущербно. Быть женщиной стыдно, а быть как женщина - ещё хуже. Сексистские высказывания могут привести ребёнка к логической цепочке: «Я не хочу быть презираемым объектом, быть мужчиной прекрасно, быть женщиной стыдно». Этот же принцип работает и в обратном направлении: если в окружении мальчика преобладают уничижительные характеристики в адрес мужчин, он подсознательно начинает желать принадлежать к «привилегированной» категории человечества. Биологический пол мешает этому, развивается расстройство гендерной идентичности.

Вопреки волнениям приверженцев традиционной модели патриархального общества гендерная толерантность вовсе не ведёт к хаосу и утере социальных и культурных ориентиров. Напротив, отсутствие радикального сексизма и агрессии снижает напряжение в обществе, уменьшает вероятность развития дисфории и способствует росту каждой отдельной личности.