Бессознательное. Психологическая характеристика бессознательного

Психика - это сложный комплекс, который работает по определенным закономерностям. Как составляющие этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и сверхсознательного уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем низших, средних или высших уровней психики нет. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человека. Мы не разделяем мнения, что сознание является самым высоким уровнем развития психики. Это просто такой уровень, который отвечает за конкретные формы и виды взаимодействия с собственной психикой и внешним психическим.

Итак, сознание является особой формой психической деятельности ориентированной на отражение и преобразование действительности. Она представляет собой такую функцию человеческой психики, суть которой - в адекватном, обобщенном, целенаправленном активном отражении, осуществляемой в символической форме, и творческом преобразовании внешнего мира, его сравнении с предыдущим опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и способности стать как бы со стороны, то есть анализировать себя и свое сознание.

Через сознание обеспечивается предыдущая построение действий и предсказания их последствий, в контроле поведения и управлении ею, в способности личности справляться в окружающем материальном мире, в собственной духовной жизни.

Актуально осознанным является лишь тот смысл нашей психики, который предстает перед личностью как предмет, на который непосредственно направлено то или иное его действие.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Сознание привлекается к этому объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые задачи, те, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, в данный момент можно решить только на сознательном уровне.

ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательный уровень) - это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то на протяжении жизни "вышли" из сознания, оказываются в соответствующих ситуациях как бы автоматически, без четкого и понятного осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознать.

Действительно, в обычных ситуациях человек совсем не задумывается, что то, что она видит, - это не собственно внешний мир, а зрительный образ внешнего мира. Иначе говоря, человек не осознает собственного процесса восприятия. В этом нет необходимости: человек приспособлена действовать благодаря своим зрительным образам, отношение между образом того или иного предмета и самим предметом, действием с ним является устойчивым, и его используют в процессе регуляции поведения, деятельности автоматически.

Но когда привычное отношение по тем или иным причинам нарушается, включается процесс осознания.

В подсознании хранится весь пережитый опыт, который имеется в сознании в это время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нерешенными конфликтами, волнующие субъекта. Итак - проникнуть в подсознание можно только с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминаний, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и тому подобное. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познания.

Подсознательные процессы и явления реализует специфическую функцию человеческой психики, суть которой - в эффективном регулировании ее отношений с действительностью, что находится за порогом сознания.

Подсознательные процессы выполняют определенную защитную функцию: лишают психику от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Подсознательное как психическое явление можно характеризовать не только отрицательно - в смысле чего-то неосознанного (скрытого в данный момент, но способного при определенных условиях оказаться в сознании или обреченного навсегда оставаться невыявленным). Оно имеет положительную особенность: это специфическое отражение, что имеет свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и со с сознанием и действием, воздействуя на них и чувствуя их влияние на себе.

Рассмотрим некоторые из структурных элементов подсознательного. Например, мы чувствуем, что влияет на нас. Но далеко не все, что влияет, становится при этом фактом сознания. Значительную часть наших ощущений мы не осознаем, и она остается подсознательным. Если бы на каждый влияние человек реагировал осознанно, она не справилась бы с этим, поскольку не способна мгновенно переключаться с одного воздействия на другой или удерживать в фокусе своего внимания практически бесконечные раздражители.

Механизмы психической автоматизации лишают сознание постоянного наблюдения и ненужного контроля за каждым фрагментом действия.

Подсознательное оказывается в той информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти как опыт. Из всей суммы имеющихся у нас знаний в каждый конкретный момент в центре сознания оседает лишь небольшая их часть. О некоторых знания, хранящиеся в памяти, люди даже не подозревают. Однако специальные исследования показали, что в регулировании поведения человека значительную роль играют впечатления, полученные в раннем детстве и заложены в подсознании.

Иногда о человеке говорят: "Она сделала это неосознанно"; "Она не хотела этого, но так случилось" и другие. Часто мы обращаем внимание на то, что те или иные мысли возникают у нас бы "сами по себе", сформированными, неизвестно как и откуда.

Явления человеческой психики очень разнообразны. И далеко не все из них охватывает сфера сознания и даже подсознания. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь или на уровень сознания, или на уровень сверхсознательного, или на бессознательный уровень.

Бессознательное (бессознательный уровень) - это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики И полностью лишают Индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влиянии на поведение, поступки и деятельность.

Бессознательное - это такое психическое, которое прямо никогда не становится сознательным, хотя постоянно влияет на поведение и деятельность человека.

Бессознательное не является чем-то мистическим, его не стоит представлять как иррациональную, "темную" силу, затаилась в глубинах психики человека. Это вполне нормальная часть психики, особый уровень психической деятельности.

В отличие от сознания, бессознательное не предусматривает предварительной мнимой построения действий, проектирование их результатов и постановки цели.

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. Иногда, осуществив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно так.

Формой проявления бессознательного является и так называемая психологическая установка. Этот психический феномен представляет собой целостное состояние человека, который выражает динамическую определенность ее психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общую склонность к действию, устойчивую ориентацию на определенные объекты, сохраняется до тех пор, пока ожидания человека оправдываются.

Оказывается бессознательное и в других психических процессах. Даже мысленно человека может происходить на бессознательном уровне. Что касается воображения или таких явлений, как интуиция и творчество, то они без участия бессознательных компонентов просто невозможны.

Во время исследований С. Гроффа выяснилось, что память человека, погруженного в состояние измененного сознания, ретроградно достигает дна глубокой бессознательности, которая открывает дальние горизонты в прошлое. Итак, бессознательное тесно связано с социальной психикой этноса (нации), которая отражает особенность и неповторимость национального характера, национальных чувств, национального сознания, национальной свободы, национальной гордости, национального достоинства, национальной совести и тому подобное. Социальная психика через свой коллективный бессознательный уровень существенно влияет на психологические особенности членов нации, проявления их индивидуальной психики. Именно она задает "программу" поведения каждого индивида (етнофора) и реализацию его социальных и национальных функций. Точнее, она «запускает» функционирования индивидуальной психики, вкладывая в нее свои паттерны, свои социально-психологические картины реальности.

Люди интуитивно и в состояниях измененного сознания чувствовали, включенных в некую глобальную мировую душу, есть какой-то глобальной звеном мировых событий. Поэтому факт включенности в мировые связи процессы, которые замыкаются в какой единства, существует везде и нигде (так же, как наша психика по нашего тела), рассматривается как принадлежность к чему-то единому, глобального, вечного. Итак, человеческую психику (психику отдельного индивида), и социальную психику (психику отдельных человеческих сообществ) мы должны понимать и изучать в связи с единством Вселенной.

Сверхсознание (сверхсознательного уровень) - содержит психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия.

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением" новой идеей, которая рождается словно от какого-то толчка изнутри, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те явления, которые называют пара психическими, и тому подобное.

Например, геомагнитные возмущения влияют на психические состояния людей и их поведение. Даже резкое изменение погоды "смена времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

Бессознательное в личности — загадочный феномен, на который обратили внимание еще древние философы. Обширному внедрению этого термина в и, теперь уже, в нашу повседневную жизнь мы обязаны Зигмунду Фрейду, основателю психодинамического направления в психологии.

Эта статья посвящена обзору уровней бессознательного. В ее основу легла первая концепция личности З. Фрейда, где он описывал разные слои бессознательного. Теперь же в психологии различаются понятия «бессознательное» и «личность». Бессознательное представляет из себя совокупность всех внутриличностных процессов, свойств и состояний, о существовании которых личность не отдает себе отчет.


Первый уровень: сознание

Несколько абсурдно включать сознание в статью о бессознательном, но не включить его сюда невозможно. Понятие о сознании — отдельная обширная тема, здесь у нас нет задачи говорить о сознании.

С точки зрения концепции уровней бессознательного, сознание — самый верхний пласт психики, «острие копья», передний край, которым психика встречается с миром.

З. Фрейд не уделял особенно много внимания сознанию в своих работах и отождествлял его с фокусом внимания личности.

У сознания есть его фокус (или центр) и периферия. В фокусе сознания всегда находится текущая деятельность человека. Предмет, на котором человек сконцентрирован непосредственно в данный момент времени.

Например, сейчас для вас в фокусе сознания находится чтение этой строки.

На периферию сознания попадают те явления, предметы или мысли, о которых мы тоже знаем в данный момент времени, но не сконцентрированы непосредственно на них.

Например, если чтение этой строки сейчас находится в фокусе вашего сознания, то смысл предыдущих нескольких строк уходит на периферию сознания.

Второй уровень: предсознательное

Предсознательное — это в некотором смысле служебный слой. Предсознательное защищает сознание от перегрузки. В предсознании содержатся те впечатления, которые в данный момент человек не осознает, но в любой момент может к ним обратиться.

Например, для вас начало этой статьи уже наверняка ушло в область предсознания: читая эту строку, вы не помните, что было в начале. Но если сосредоточитесь и поставите себе задачу вспомнить, у вас непременно получится.

В предсознательном находится весь неактуальный в данный момент опыт, который не несет в себе никакой травматичности. Согласно З. Фрейду, предсознательно служит своеобразным буфером между сознанием и бессознательным.

Третий уровень: вытесненное бессознательное

Условно названный нами «вытесненным», этот уровень бессознательного и является основным предметом внимания психодинамических концепций личности.

На третьем уровене бессознательного находятся такие компоненты психики, которые когда-то осознавались, но были вытеснены в область бессознательного в силу определенных причин.

Основная причина вытеснения в бессознательное заключается в том, что некий опыт для личности травматичен, непереносим, болезненен. Психика, не имея ресуров на интеграцию этого опыта, надежно вытесняет его. Степень этой надежности тоже может быть различной.

Данная область бессознательного, согласно З. Фрейду, наиболее обширна. Личностный рост и психотерапевтическая работа с личностью возможны за счет осознавания различных элементов психики, заключенных в этом слое.

Четвертый уровень: принципиально не осознаваемое бессознательное

Этот уровень бессознательного — самый глубинный пласт психических явлений, самый архаический и близкий к психофизиологическим и биологическим процессам в организме.

Строго говоря, явления этого уровня уже выходят за рамки понятия о личности и включены в функционирование психики на более древних уровнях.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех пси-хических процессах, состояниях и свойствах человека. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного - это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются нормальным звеном в общей системе психической поведенческой ругуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие - представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки - ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсоз-нательному.

Третий тип бессознательных явлений - это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационым процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного, к которому относят такие качества, потребности и интересы, которые человеком не осознаются, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях, как например, ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т. п. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Они возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия, т. е. противоречия между скрытым мотивом и целью.

Проблема бессознательного разрабатывалась Зигмундом Фрейдом (1856-1939), Карлом Юнгом (1875-1961), Эрихом Фроммом (1900-1980) и др.

По Фрейду, бессознательное - это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное - это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т. д. По Фрейду, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное включает в себя содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и содержание, которое присутствовало в сознании индивида, но было вытеснено из него в бессознательное. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного - поверхностный слой бессознательного, включающий в себя эмоционально окрашенные представления, образующий интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного - врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения (архетипы); 3) психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизне-деятельности играет социальное бессознательное, представляющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности(мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосозна-ваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов, который не имеет однозначного решения.