Казанский собор описание архитектуры. История строительства

На фото: Казанский собор вскоре после освящения

История Казанского собора в Санкт-Петербурге насчитывает несколько перестроек здания.

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже - деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена . И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Император России Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.


Саша Митрахович 22.01.2016 11:32


«С каким невыразимым восторгом я встретила счастливое утро, когда я узнала, что государыня вошла в столицу и провозглашена главой империи Измайловским полком, который проводил ее в Казанский собор среди огромного собрания войск и граждан, готовых принести ей обет подданства».


Саша Митрахович 09.01.2017 11:43


Видимо, как раз благодаря своему невольному участию в воцарении Екатерины II старый собор Рождества Богородицы был особенно неприятен Павлу I, и он, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового . Справедливости ради надо сказать, что этого требовали и объективные обстоятельства: на главной улице столицы скромный Богородице-Рождественский собор смотрелся уже слишком невзрачно.

В конкурсе на лучший проект собора приняли участие виднейшие архитекторы своего времени — Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Жан Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен . Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора. Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта.

Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора


Саша Митрахович 09.01.2017 11:50


Подготовка к строительству началась в ноябре 1800 года, спустя восемь дней после утверждения проекта Воронихина. «Для построения Казанской церкви» составилась особая комиссия, были определены сроки возведения здания (три года) и расходная смета. Тут же начали подготавливать строительную площадку, на месте которой стояло одиннадцать частных домов. Их владельцев переселили, выдав каждому из казны по пятьсот рублей. Сумма вполне достаточная для обзаведения хозяйством, и, однако, интересно сравнить ее с годовым жалованьем, положенным Воронихину, — 3000 рублей.

После расчистки площади полным ходом пошло рытье рвов, откачка воды из Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), укрепление сваями капризного петербургского грунта. Словом, дело подвигалось быстро. И уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Стройка продолжилась в заданном Павлом I темпе — порой она не останавливались даже в ночное время.

Работа, связанная с Казанским собором, кипела не только в Петербурге. Шла ломка камня неподалеку от Гатчины (это был так называемый пудостьский камень, который часто путают с пудожским), ломали мрамор в Олонецкой губернии, гранит под Выборгом. Сотни рабочих — в большинстве своем простых крестьян — не покладая рук созидали одно из величайших зданий эпохи.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; начались, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.


Саша Митрахович 09.01.2017 11:59


В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи , переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.

Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.

Архитектор и скульптор Казанского собора

История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре. Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.

Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня. Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы - точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века. В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.

Из интересных фактов о церкви Рождества Святой Богородицы стоит упомянуть, что она считалась «придворной». На ее открытии лично присутствовала сама императрица Анна Иоанновна, а в 1773 году здесь венчался будущий император Павел I. Также в ней регулярно проводились торжественные молебны в честь побед российских войск над наполеоновской армией в 1812 году.

На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра. Даже проекты знаменитых зодчих - Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других - Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина. Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.

В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова. Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной - алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта. Колонны установлены 4 рядами.

Строительство грандиозного собора длилось 10 лет, причем на него было затрачено не менее 5 млн. рублей. После завершения строения император наградил его создателя почетным орденом св. Владимира 4-й степени.

После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:

В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев. Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву - главнокомандующего вражеской армии. В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова - истинного героя своего Отечества.

Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов - лидер одной из групп народнического толка.

В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.

В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.

Внешний облик собора и стиль архитектуры

Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую - северную - часть строения, выходящую на проспект, парадной.

Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.

Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады. С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов. Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал - известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.

Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.

У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.

Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:

  • Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
  • Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.

Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии. Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода - нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство. В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.

Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.

Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII - начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.

Из барельефов внутри до наших дней дошли только два: «Взятие под стражу» Рашетта и «Несение креста» Щедрина. Остальные обрушились уже спустя 2 года после победы над французами и были заменены фресками и масляными картинами.

Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. Главная святыня - лик Казанской Богоматери - находится с левой стороны от Царских Врат.

Режим работы и экскурсии в собор

Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье - с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.

Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.

Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.

Публикации раздела Архитектура

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе .

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.info

Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург

Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых . Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери - она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II , здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847

Федор Алексеев. Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. 1811

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского , святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.





















Церковь Рождества Богородицы

В начале XVIII века на северном берегу реки Кривуша (по руслу которой в дальнейшем нынешний канал Грибоедова) существовала березовая роща. Легенда гласит, что император Петр I распорядился беречь этот небольшой лесок, но работавшие на строительстве города мужики регулярно рубили березы для своих нужд. В конце-концов император осерчал, и приказал казнить виновных смертью. Лишь заступничество жены царя, Екатерины, спасло жизни порубщиков.

Забота царя все-таки не спасла рощу шумевшую прямо возле Невской першпективы. В 1733-1737 гг. на ее месте была построена церковь Рождества Богородицы. Этот храм сильно напоминал Петропавловский собор и находился на месте современного круглого сквера перед Казанским собором. Туристы, молодежь и гуляющие молодые мамы даже не подозревают, что под их ногами находится один из самых важных храмов Петербурга XVIII века. В Рождественскую церковь была перенесена икона Казанской божьей матери, что способствовало росту авторитета храма. Уже тогда это место называли Казанским собором. В нем совершали бракосочетания вельмож и августейших особ.

3 июля 1739 года в храме Рождества Богородицы была совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским». Дитем этого брака был несчастный Иоанн Антонович, первый и последний русский император Брауншвейгской династии… 28 июня 1762 года в этой же церкви Сенат, Синод , двор и гвардия присягнули на верность Екатерине II пришедшей к власти в результате дворцового переворота.

Екатерина II на ступенях Знаменской церкви в день переворота. Неизвестный художник

Исходя из этого, мы можем понять, что у Екатерины были причины любить эту церковь. В дальнейшем она осыпала храм Рождества Богородицы своими благодеяниями и не жалела средств на его украшение.

«Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем». «…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве» писал об этой церкви аббат Жоржель.

В Казанском соборе праздновали победы (например разгром турок под Фокшанами в 1789 году) и заключения мира. В 1774 году императрица обращалась к петербургскому архиепископу Гавриилу: «Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург». 20 сентября 1773 года в храме Рождества богородицы состоялось венчание будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной.

Строительство собора

По проекту Воронихина Казанский собор действительно сильно напоминал главный храм христианского Рима, но в тоже время имел ряд важных особенностей. Если колоннада собора Св. Петра была пристроена только через сто лет после завершения строительства храма, колоннады Воронихина были задуманы изначально и вписывали Казанский собор в ансамбль Невского проспекта. Петербургский храм получил и более легкий купол, чем то напоминавший парижские памятники - Дом инвалидов и церковь Женевьевы (Пантеон).

Мало кто обращает внимание, но то, что Казанский собор ассиметричен. Согласно православной традиции, алтарь храма должен был расположен на востоке, а вход на западе. Поэтому, главный вход в собор находится на Большой Мещанской улице, а не на Невском проспекте. Купол расположен не в центре, а сдвинут к востоку. Эту асимметрию скрывать колоннада.

Через восемь дней после утверждения проекта Воронихина, Павле I издал указ: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года комиссия составила расходную смету строительства в размере 2 843 434 рублей и обязалась построить собор за три года. Жалование Воронихина на время работ составило 3000 рублей в год.

План Казанского собора

Павел Петрович мечтал лично заложить Казанский собор, но 11 марта 1801 года императора призвал к себе Господь. Воронихин опасался, что строительство будет заморожено, но новый царь - Александр I разделял мысли своего отца, касательно значения нового храма. 27 август 1801 года в присутствие двора, император лично положил в основание Казанского собора первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Строительство храма началось.

Прежде всего, рабочие расчистили стройплощадку. Стоявшие на месте будущего собора 11 домов были снесены. Их владельцы получили компенсацию - 500 рублей каждому. Старый храм рождества Богородицы пока не трогали, он остался на месте до конца строительства собора. Серьезные проблемы вызвала откачка воды из близлежащего Екатерининского канала (Канала Грибоедова), которая заливала место стройки.

На отделку стен собора пошел знаменитый пудостьский камень, из которого было построено множество зданий и дворцов в Петербурге и его окрестностях. Гранит для колонн Казанского собора Воронихин нашел во время своего свадебного путешествия по Карельскому перешейку осенью 1801 года. Средневековыми инструментами гранит выламывали из скалы, грузили на корабли и везли в Петербург, где в мастерских на Конюшенной улице проходила их окончательная обработка. Всего одна колонна высотой 10,7 м обходилась казне в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 таких колон.

Иностранцы восхищались мастерством русских рабочих: «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна».

Но были и проблемы. В 1808 году при строительстве Казанского собора был выявлен перерасход в 832 000 рублей. Так же оказалось, что для завершения работ потребуется еще 1 352 384 рублей. Строителям пришлось отказаться от многих задумок Воронихина. Так, не была построена задуманная зодчим гранитная колоннада с северной стороны храма. Не были разбиты и три площади с северной, южной и западной сторон собора. Серьезно тормозили работы и споры между Воронихиным и Иваном Старовым, поставленным правительством контролировать постройку Казанского собора.

Разумеется, не о каком трехлетнем сроке строительства Казанского собора не могло быть и речи. Лишь 15 сентября 1811 года, спустя 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I новый главный храм Петербурга был торжественно освящен. Обряд освящения совершал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Спустя два года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы.

Внутри храма

Внутренне убранство Казанского собора соответствовало его роскошному внешнему облику.

Бабушка Д. Благово так описывала этот храм в начале XX века: «Казанский собор был отделан вновь, с серебряным иконостасом, сделанным из серебра, отбитого у французов, и все восхищались его великолепием. Икона Казанской Божией Матери, в богатейшей ризе из чистого золота, украшена очень крупными бриллиантами и жемчугом, частию из пожертвованных обеими императрицами; все это было тогда недавно сделано, и об этом много было разговоров. Показывали один очень крупный цветной камень - изумруд ли или синий яхонт - не припомню, принесенный в дар покойною княгиней Екатериной Павловной и который ценили очень дорого, а всю ризу оценили тысяч в четыреста ассигнациями, как тогда считали. По стенам развешано множество иностранных знамен, ключей от крепостей, взятых нашими войсками, и несколько фельдмаршальских жезлов, взятых в последнюю войну с французами, разорителями Москвы».

До 1829 года отделкой храма занимался Огюст Монферан. Посетителя Казанского собора сразу же окружал целый лес из 56 гранитных колонн коринфского ордера. Врата церкви были выполнены из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии. Иконостас храма был действительно изготовлен из трофейного французского серебра. К сожалению, в советское время он был утрачен

Как это обычно бывало в Петербурге, новый Казанский собор был одобрен не всеми. «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело», писал мемуарист и друг Пушкина Филипп Вигель. Но затем, постепенно, петербуржцы притерпелись к новому храму и даже стали хвастать им перед иностранцами как шедевром. «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь» спустя столетия отвечал клеветникам России Осип Мандельштам.

Строительство собора видевшегося Павлу I как оплот русской духовности против крамольных идей Великой Французской революции было завершено как раз вовремя. В 1812 году там перед отъездом в действующую армию молился Михаил Илларионович Кутузов. Заступничество Казанской божьей матери несомненно сыграло свою роль в борьбе с вольтерьянцами.

Похороны Кутузова в Казанском соборе. Гравюра

Бонапарт был повержен, а в апреле 1813 года в Казанский собор было доставлено тело умершего в походе Кутузова. Долго время считалось, что сердце Кутузова было захоронено отдельно от трупа фельдмаршала. Якобы Кутузов приказал оставить его «с армией» в городе Бунцлау. Но сейчас ученные знают, что все изъятые при бальзамирование останки Кутузова лежат в Казанском соборе, в специальном серебряном сосуде рядом с телом. Это установило вскрытие могилы проведенное в 1933 году.

Надгробие Кутузова окружает решетка, выполненная по эскизам архитектора собора - Андрея Воронихина. Над могильной плитой развешены трофеи - французские знамена, маршальские жезлы и ключи от взятых городов. Жители Нанси, Брюсселя и Ахена могут обращаться в Казанский собор за своими ключами. Фактически храм стал памятником воинской славы, куда до начала XX века несли воинские трофеи.

Службы в Казанском соборе

Казанский собор - это действующий православный собор, и в нем регулярно проводятся службы .

Дневные службы: 10:00, 18:00.
Воскресные службы: 07:00, 10:00, 18:00.

Замысел собора

Именно Павел Петрович, был тем человеком, которому пришла в голову мысль постройки нового Казанского собора. На это его подвигло многомесячное свадебное путешествие по Европе, в ходе которого великий князь с супругой осмотрел многочисленные архитектурные и художественные памятники Старого континента. Многое из увиденного в той поездке, Павле впоследствии скопировал в своих владениях - Гатчине и в Павловске .

Неизгладимое впечатление на Павла произвел Рим и в особенности Собор Святого Петра. Любуясь на это прославленное творение итальянских зодчих и главный храм католического мира, великий князь заметил своим спутникам, что «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил».

Как гласит пословица, «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Отправить архиепископа Московского в Рим было непросто, но возвести подобие собора Св. Петра в России был вполне возможно. Об этом Павле задумался уже став императором. Местом для возведения грандиозного собора был выбран Петербург - город апостола Петра. Правда в столице уже был Петропавловский собор , и было решено новый храм посвятить Пресвятой Богородице.

Готовясь к строительству Казанского собора, император Павел преследовал и политические цели. К тому времени, Рим пал под натиском орд французских республиканцев, в Италии царил Бонапарт, святыни веры были осквернены санкюлотами с их богомерзкими идеями свободы, равенства и братства. В этой трагической ситуации, Россия могла предстать перед Европой оплотом веры и духовности. Новый собор как бы намекал, что центр веры переместился в Россию, откуда европейцам должно явиться освобождение.

Проект Казанского собора. Ч. Камерон

В 1799 году конкурс на проект нового храма был объявлен. В нем приняли участие выдающиеся петербургские архитекторы того времени: Чарльз Камерон, только что приехавший в Россию Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго. Самым сложным для зодчих, оказалось требование заказчика (т.е. императора) включить в комплекс собора колоннаду, подобно колоннаде собора св. Петра. «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме» - говорил царь. Первоначально Павлу понравился проект Камерона предусматривающий охват невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора. Правда колонный не выходили на Невский проспект. В ноябре 1800 года император приказал петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел».

Казалось, что помимо «Камероновой галереи» у нас будет еще «Камеронов собор», но в последний момент Павел изменил свое решение. Архитектором собора стал малоизвестный русский зодчий А.Н. Воронихин.

Андрей Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин родился в деревне Новое Усолье в 1759 году. Его семья являлась частной собственностью А.Г. Строганова, Президента Академии Художеств.

Способный юноша сызмальства обучался в иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, где его талант был замечен. В 1777 году Строганов отправил молодого человека учиться в Москву. Под руководством В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, Воронихин стал опытным зодчими, и в 1779 году перебрался в Петербург, чтобы стать крепостным архитектором Строгановых.

В крепостной зависимости Воронихин пробыл до 1785 года, когда он все-таки получил вольную. После этого мастер, на протяжение следующих пяти лет путешествовал по Европе изучая архитектуру, механику и математику. В 1797 году Воронихин получил звание профессора «перспективной живописи» Академии Художеств за картину «Вид картинной галереи в Строгановском дворце».

До 1800 года Андрей Никифорович был мало известен как архитектор. Большинство его ранних работ связаны с перестройкой интерьеров усадьбы Строганова. Почему же Павле I выбрал его для столь ответственного задания? По одной версии, свою роль сыграла неприязнь императора к Чарльзу Камерону, любимому архитектору Екатерины II. Есть точка зрения, что Воронихина горячо рекомендовал Павлу его покровитель А.Г. Строганов. Наконец, можно предположить, что патриотически настроенному императору импонировало русское происхождение Воронихина. Сохранился анекдот, как Строганов узнав о назначение Воронихина удовлетворено доложил императору:

Наконец, государь, нам не нужны иноземные таланты, у нас есть все свое.

В таком случае налейте-ка мне мадеры, - не без иронии заметил Павел.

В дальнейшем, Воронихин получил заказы и на постройку других важных объектов, среди которых самым известным было здание Горного института. 21 февраля 1814 года Андрей Воронихин скоропостижно скончался. Согласно городской легенде он был отравлен завистниками - создатель Казанского собора просто не мог умереть своей смертью.

Икона Казанской Божие матери

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 году. Эта икона, чудесным образом явленная в Казани 8 (21 по старому стилю) июля в 1579 году - одна из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков и Москва была захвачена. Но в 1612 году ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября (4 ноября по новому стилю) чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы стали общероссийскими.

С Казанской иконы Божьей матери было сделано несколько чудотворных списков, один из которых Петр I привез в Санкт-Петербург. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы, она была помещена в новом Казанском кафедральном соборе.

И в дальнейшем, Казанская икона Божьей матери использовалась «в военных целях». Перед ее образом в 1812 году молился М.И.Кутузов. Больше распространение получили сегодня рассказы о том, как образ Казанской Божьей матери использовался в годы Великой Отечественной войны при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда.

По непроверенным данным, маршал Жуков лично облетел линию блокады Ленинграда со святым образом и город выстоял. В решающий момент битвы за Сталинград советское командование и партийное руководство ВКП(б), устроили крестный ход с образом Казанской Божьей матери, что воодушевило обороняющихся на последний смертный бой.

200 лет истории

После освящения, Казанский собор зажил насыщенной жизнью. В 1825 году, перед храмом собрались огромные толпы зевак в связи со слухами о том, что мимо Казанского в Петропавловскую крепость повезут «попа с рогами». С большим трудом, властям удалось разогнать поверивших этой утке простаков. На следующий год, когда в Казанском соборе отпевали императора Александра I, прошла оперативная информация, что враги веры и престола заложили под святыню бочки с порохом, чтобы разом разделаться со всей династией Романовых. Жандармы долго обыскивали подземелья собора, пока не нашли две бочки с вином…

В 1837 году, к 25-летию изгнания Наполеона из России у Казанского собора были установлены памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли . Они сразу стали заметным дополнением архитектурного ансамбля Невского проспекта. Н.Г. Чернышевский писал про них: «Казанский собор… великолепен; к нему ведет с Невского такая же колоннада полукругом, как, помнится, в “Живоп. обозрении” у храма Петра в Риме. Перед нею стоят памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Ну, признаюсь, они довольно оправдывают насмешливые стихи и анекдоты про них; вообще статуи не произвели на нас благоприятного впечатления».

Со второй половины XIX века, подступы к Казанскому собору стали местом бурных событий. 6 декабря 1876 года у Казанского собора состоялась первая в истории России политическая демонстрация. Ядром этой акции были студенты и радикальные интеллигенты. Впрочем, акция продлилась недолго. Полиция и дворники быстро задержали первых русских демонстрантов, а прогуливавшаяся по Невскому проспекту публика даже не поняла в чем дело. «Одни строили догадки о приезде государя императора; другие предполагали, что «восстали поляки»; третьи полагали, что идет панихида по убитым в Сербии, а процессия устроена с целью объявления войны Турции; иным показалось, что кого-то переехал извозчик…»

Несмотря на фиаско, площадка между храмом и Большой Мещанской полюбилась демонстрантам. Митинги на этом месте проходили и до революции 1917 года, и в годы Перестройки и даже в недалеком прошлом (переместившись к памятнику Гоголю на Малой Конюшенной улице). Сегодня, правда, их нет, поскольку в стране, по-видимому, все хорошо.
Несмотря на бури бушевавшие за стенами храма, жизнь Казанского собора шла своим чередом.

Милиция арестовывает участника митинга у Казанского собора в конце 80-хх годов.

8 ноября 1893 года в нем отпевали П. И. Чайковского. 6 марта 1913 года во время празднования 300-летия Дома Романовых в Казанском соборе возникла давка, стоившая жизней как минимум 34 человек. В июле 1917 года, там же, прошло отпевание казаков, защищавших Временное правительство в ходе пробольшевистских демонстраций.

В целом, после революции, история храма развивалась довольно бурно. 24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея. Их выиграл епископ Гдовский Вениамин (Казанский). В дальнейшем подобные демократические эксперименты в нашей епархии не повторялись.

С 1922 года Казанский собор перешел в руки обновленческой церкви. После закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора он даже получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. Но дни храма были сочтены.

25 января 1932 года Казанский собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании собора был открыт Музей истории религии и атеизма. Это единственный музей в России, экспозиция которого полностью представляет историю возникновения и развития религий. В советское время расположенный в Казанском соборе Музей истории религии и атеизма был одним из самых популярных туристических объектов города. В это время с купола храма был снят крест и установлен шпиль.

В 1991 году Казанский собор был возвращен верующим. 25 мая 1991 года в нем возобновились богослужения. 30 апреля 1994 года на куполе храма был восстановлен крест. С 2000 года собор Божьей матери Казанской считается кафедральным храмом Петербургской и Новгородской епархии.