Что такое абстрагирование. Что такое абстрагирование – метод, приём или мышление

Сегодня статья будет не очень обычной. Вообще – я планировал опубликовать статью о контейнерах, которые есть в . Тема интересная, надо будет обязательно ее разобрать. Но днем я решил написать совершенно о другом. Мне стало очень интересно – что же такое абстракция и абстрагирование.

Тема эта мне пришла на ум тогда, когда я услышал разговоры начальников наших. Они разговаривают не так, как с простыми программистами. Как-то по другому. Абстрактно. Так что и я решил про это узнать более подробно.

У слова абстракция есть несколько трактовок, но перечислить их надо будет обязательно:

«Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование.

Теоретическое обобщение как результат абстрагирования.

Что-л., утратившее определенность, конкретность, реальность.»

Спасибо Википедии.

Есть еще несколько трактовок слова абстракция, но нам будет достаточно знать три вышеописанных. Так что двинемся дальше.

Именно абстрактное мышление позволяет выявить существенные свойства объекта наблюдения. Но это мышление приходит от чувств, то есть - нужно попытаться понять (прочувствовать) объкт наблюдения. После такого прочувствования можно выделить самое главное. Именно для того, чтобы лучше выделять самые главные свойства объектов - я и решил более подробно изучать абстракцию и абстрагирование. В процессе работы над разработкой автоматизированной системы (в самом начале) - важно отвлечься от несущественных ее элементов и сконцентрироваться на самых главных. Это получается не всегда, но если получится - то будет очень хорошо!

Процесс абстрагирования можно обозначить так:это мыслительный процесс, при котором из некоторого множества свойств объекта мы выбираем только некоторые - и полностью концентрируемся на них. А если грубо сказать, то процесс абстрагирования можно приравнять к мечтанию. Тогда, когда мы мечтаем - мы представляем себе только что-либо одно и делаем с этим все, что захотим. Как было сказано, абстрагирование - это мыслительный процесс, результатом абстрагирование может быть только мысль, а не что-то материальное.

Есть два подхода к абстрагировании:

Абстрагирование эмпирической психологии - такое учение говорило о абстрагировании, как только о чувственном;

Абстрагирование реалистической психологии - наоборот, убирало из этого процесса чувственное, говорило, что абстрагирование порождается мыслью.

Примеры абстрагирования - гору можно представить в форме тетраэдра. Человека - в совокупности его элементов (кости, мышцы и тд). Кстати, абстрацией является алгоритм (который очень популярен в программировании).

Да, немного сумбурная статья получилась. Пожалуй, абстракция и абстрагирование - это более сложные понятия, в начале написания данной статьи я думал, что они проще. Так как я программист, то у меня есть абстрактное мышление. Я с детства мог концентрироваться только на некоторых свойствах объекта (забывая о остальных). Но надо как-то улучшить этот процесс, чтобы можно было полностью контролировать его. Так что, с сегодняшнего дня - буду учиться этому. Как я почитал в интернете - есть специальные упражнения, которые помогают абстрактно мыслить. Попробую их найти. Следите за обновлениями - будет очень интересно!

Абстрагирование - это способ замещения некоторого чувственно данного объекта его мысленным конструктом, моделью, образом (абстрактным объектом). Это замещение осуществляется с помощью двух мыслительных процедур: 1) посредством фиксации только некоторых наблюдаемых свойств чувственно данного объекта и отвлечения от остальных его свойств как «несущественных» в данном познавательном контексте; 2) путем объективации выделенного содержания и придания ему статуса самостоятельного существования, независимого от других свойств наблюдаемого объекта и самого объекта. Результаты абстрагирования называются абстрактными объектами или абстракциями. Необходимо отметить, что содержание многих абстракций, особенно научных, может «поставляться» не только чувственной ступенью познания, но и рациональной. Например, конструктивной деятельностью воображения («продуктивного воображения», по Канту) и мышления, либо аналитической деятельностью мышления, когда могут создаваться абстракции от абстракций различной степени общности. Если на начальной стадии эмпирического познания в науке методом образования общих понятий является фиксация отдельных свойств и отношений содержания чувственного опыта («дерево», «стол», «тяжелый», «тяжесть», «громкий», «светлый», «цвет», «свет» и т.д.), то на зрелой стадии эмпирического познания используется уже метод мысленного конструирования «абстракций от абстракций». С его помощью переходят от менее общих абстракций к абстракциям более общим, вплоть до наиболее общих понятий науки и философии. Например: «береза -> дерево -» растение», или «пять -> натуральное число -» число», или «повторение -» последовательность -> закон» и т.д. Одной из главных

«философских тайн» процесса абстрагирования, ставшей одной из причин идеализма, была онтологизация, или объективирование содержания различных абстракций, особенно абстракций высокого уровня («абстракций от абстракций»). В результате абстракциям более высокого уровня неправомерно придается статус, равнозначный объективному статусу менее общих абстракций, из которых они были получены, а иногда и объективному статусу самой материальной действительности. В логике и методологии науки эта познавательная ситуация известна как проблема отношения вещи и ее свойств, или как проблема «вещь - свойство - отношение». Правильное решение этой проблемы состоит в понимании того, что категории «вещь», «свойство» и «отношение» - это абстракции разных уровней, что абстракция «вещь» является исходной по отношению к абстракциям «свойство» и «отношение». Хотя различение онтологического статуса абстракций весьма полезно, необходимо, однако, помнить, что любое такое различение всегда относительно и конкретно, а его целесообразность и правильность в каждом конкретном случае зависят как от познавательных задач, так и от конструктивной свободы мышления и возможностей языка. Необходимость и методологическую эффективность различения абстракций разных уровней убедительно продемонстрировал в свое время в отношении языка математики видный британский философ, математик и логик Б. Рассел. Он разработал семантическую теорию типов (или уровней) математических абстракций для теории множеств, распределив все основные понятия этой теории, такие как «множество», «элемент множества», «свойство множества», «множество нормальных множеств», «множество множеств», «множество всех множеств», но различным уровням абстрактности (абстракции нулевого уровня - имена объектов, абстракции первого уровня - имена свойств объектов, абстракции второго уровня - имена свойств свойств объектов и т.д.). Рассел показал, что распределение абстракций теории множеств по разным уровням позволяет избежать образования в этой теории предикативных функций, т.е. таких функций, элементом которых является сама эта функция. Это делает невозможным образование в теории множеств таких предикативных понятий, как «множество множеств» или «множество всех множеств». Наличие последних неизбежно приводило теорию множеств к логическим парадоксам типа парадокса «наибольшего кардинального числа» или «множества всех множеств», или к формулированию семантических парадоксов типа «лжец». Именно не различение в философии и теоретическом естествознании абстракций разных уровней лежало в основе возникновения таких неверных концепций, как энергетизм, релятивизм, тепловая смерть Вселенной, а также философского иррационализма, разного рода социальных утопий типа коммунизма, технократизма и т.п. Все эти концепции основаны на отождествлении онтологического статуса объекта и его свойств и придания свойствам объектов самостоятельного и первичного по отношению к ним онтологического статуса.

Необходимо помнить, что любая абстракция (понятие) и любая концепция (а последняя состоит из определенного множества абстракций) всегда имеет ограниченную сферу своей применимости или, лучше сказать, своей эффективной и корректной применимости. Это касается и всех философских концепций и теорий. Дело в том, что любой отдельный объект, не говоря уже о реальности в целом, имеет (как показывает опыт познания, в том числе и научного) неограниченное число свойств, аспектов, отношений как внутри себя, так и во взаимодействии с другими объектами. Любые же понятия именно благодаря своей определенности имеют ограниченное содержание и, как следствие, конечную разрешающую силу по отношению к «высвечиванию» тех или других сторон познаваемой с их помощью действительности. В литературе по логике и методологии науки ограниченная сфера эффективной (и разумной) применимости любых понятий получила название «интервал абстракции» |6]. С позиций интервального подхода любые попытки объявить какое-либо конкретное (всегда конечное по своему содержанию) описание познаваемого объекта абсолютно полным, универсальным или единственно адекватным являются методологически неправомерными. К этому, правда, надо добавить, что как отдельная абстракция, так и теория не являются и абсолютно адекватным, абсолютно истинным описанием объекта даже в своем интервале, так как ни одно понятие не обладает абсолютной определенностью своего содержания. Все понятия и теории так или иначе всегда опираются в своем содержании на некую интуитивную и не до конца артикулируемую основу, имеющую контекстуальный характер и статус «неявного знания» (неважно при этом - личного или коллективного). В развитии физического познания эта ситуация гносеологической неполноты любой теории была четко зафиксирована в квантовой механике Н. Бором введением принципа дополнительности в отношении корпускулярного и волнового описания поведения электрона и других элементарных частиц. В математике это стало фактом после доказательства К. Геделем принципиальной неполноты любых формализованных представлений математических теорий. Из признания ограниченной области применимости любой абстракции и теории следуют два важных методологических вывода: 1) необходимо фиксировать для каждого понятия и теории конкретную область их эффективной применимости; 2) необходимо считать вполне естественным и закономерным явлением в развитии науки плюрализм научных построений, оказывая всемерную поддержку процессу пролиферации научных концепций и теорий как важнейшему ресурсу развития науки и повышения ее информационной емкости в целом (П. Фейерабенд). При этом важно еще раз подчеркнуть, что ограниченную область своей эффективной применимости имеют не только конкретно-научные абстракции, но и все философские понятия, включая самые общие категории (мир, объект, субъект, сознание, бытие, система, материя и др.).

В истории философии и методологии науки издавна обсуждается вопрос о том, чем определяется характер абстрагирующей деятельности познания и содержание эмпирических (абстрактных) объектов и понятий. На этот вопрос были даны два альтернативных ответа, которые и поныне остаются предметом философских разногласий. Первый ответ известен как позиция сенсуализма и материализма. Эта позиция состоит в утверждении, что единственным фактором, детерминирующим содержание эмиирических понятий, является чувственный опыт (сенсуализм) или содержание «вещи в себе» (материализм): Аристотель, Дж. Локк, сторонники трактовки процесса познания как отражения. Второй ответ гласит: содержание эмпирических понятий и объектов детерминируется не только чувственным опытом субъекта и взаимодействием познающего сознания с миром объектов (миром «вещей в себе»), но и всей структурой сознания познающего субъекта. Она включает: а) некоторые априорные формы чувственного восприятия (пространство и время) и мышления (категории) как необходимые условия осуществления самого акта научного познания (Г. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль); б) накопленный ранее запас знаний, а также цели, задачи и установки познания (культурно-исторические концепции познания, деятельностная трактовка сознания, постструктурализм, постпозитивизм и др.); в) интуицию познающего субъекта как некий интеграл всего наличного опыта познающего сознания (Р. Декарт, А. Пуанкаре, Л. Брауэр, А. Гейтинг, Г. Вейль и другие). Гносеологической максиме сенсуалиста Дж. Локка - «В мышлении человека нет ничего, что бы раньше не содержалось в чувствах» - рационалист Г. Лейбниц противопоставил глубокий и неопровержимый ответ: «Кроме самого мышления». С нашей точки зрения более правы сторонники второго ответа, отрицающие сенсуа- листекую трактовку сознания познающего субъекта как tabula rasa («чистую доску»). Дело в том, что любому акту чувственного познания, по крайней мере в науке, всегда предшествует некоторое ранее накопленное рациональное знание. Можно, в принципе, согласиться с эпистемологической позицией таких философов, как Кант, Гуссерль и другие, которые утверждают, что бесструктурного сознания не может быть но определению, как не может быть бесструктурных вещей вообще, иначе о какой-либо их качественной специфике и идентификации говорить просто абсурдно. Видимо, и целостность сознания во всем богатстве его содержания, представленного интуицией, оказывает существенное влияние на формирование абстракций и особенно - на процесс сортировки всей информации на существенную, менее существенную, несущественную или вообще не имеющую никакого отношения к данной познавательной задаче. Антисенсуалистская теория эмпирического познания привела к разработке достаточно богатой архитектоники сознания познающего субъекта. Она включает в себя такие элементы, как априорное знание, категориальная апперцепция, когнитивная установка, предвосхищение, предпонимание, горизонт ожидания и т.д.

В терминах современной эпистемологии и философии науки две отмеченные выше альтернативы в трактовке природы образования абстракций на уровне эмпирического познания известны, с одной стороны, как концепция наивного реализма, а с другой - как противостоящая ей концепция предпонимания. Для наивных реалистов сознание познающего субъекта абсолютно прозрачно для воздействующего на него объекта и никак не опосредовано миром человеческой субъективности, накопленным субъектом знанием, в том числе и имеющимися у него теоретическими представлениями и идеями, окружающей познающего субъекта социокультурой и т.н. Точку зрения наивного реализма когда-то активно отстаивали и обосновывали французские материалисты XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гассенди и другие), позднее - позитивисты и некоторые представители марксистско-ленинской теории познания как отражения (Т. Павлов, Ф. Георгиев и другие). В современной западной эпистемологии точка зрения наивного реализма представлена сторонниками эволюционной эпистемологии, такими как Г. Фоллмер, Э. Ойзер и другие. Однако подавляющее большинство современных эпистемологов и философов науки не разделяют позицию наивного реализма по вопросу образования эмпирических понятий. Эту позицию резко критикуют сегодня представители других эпистемологических направлений: сторонники радикального конструктивизма (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, У. Матурана и другие), постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и другие), постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, Ст. Тулмин, М. Полани, П. Фейерабенд), социокультурной и деятельностной интерпретации результатов процесса научного познания (В. Лекторский, М. Мамардашвили, В. Библер, Н. Мотроши- лова, П. Гайденко и другие). Все они, так или иначе, но разделяют теорию «предпонимания», согласно которой познание любого фрагмента бытия, осуществляемого как индивидуальным, так и коллективным субъектом, всегда опирается на некоторое предшествующее знание. Предпо- нимание, в отличие от понимания, дорефлексивно и часто бессознательно, в его основе лежат некоторые объективные структуры, данные субъекту либо вместе с его генотипом, либо усваиваемые субъектом в процессе его обучения и социализации через язык и поведение. Структуру предпонимания образуют такие элементы, как «пред-мнение», «пред-рассудок», «нред-видение», «предвосхищение» и др. В своей главной функции пред- понимание выступает как соотнесение и оценка любого нового объекта, попадающего в горизонт жизненного мира субъекта, со всем имеющимся у познающего субъекта внутренним миром и жизненным опытом. Их содержание во многом определяет сам способ отношения субъекта к познаваемому объекту, постановку вопросов к объекту, тем самым во многом предопределяя и его истолкование.

Следующим методом эмпирического познания (после формирования эмпирических объектов и их именования с помощью соответствующих терминов) является описание наблюдаемых свойств и отношений объектов на определенном языке.

В жизни мы, бывает, слышим в той или иной ситуации: взгляни на вещи по-новому или абстрагируйся. А что это такое абстрагирование? Какое практическое значение в повседневной жизни имеет умение абстрагироваться? И как посмотреть на стандартную и вполне понятную ситуацию иначе? Как научиться абстрагироваться от человека, например, от мужа, коллег на работе, соседей? Попробуем разобраться.

Что такое абстрагирование?

Абстрагирование с латинского языка переводится как отвлечение . Но под этим понятием подразумевается не смена деятельности, а смена мышления – взгляд на привычные или незнакомые вещи под иным углом или с другой стороны. Слово абстрагироваться означает, что необходимо отойти от своей деятельности, чтобы беспристрастно понять ее, анализировать ее процессы и выявлять принципы.

Абстрагироваться — значит, в отпуске на берегу океана забыть про работу, быт и сосредоточиться на отдыхе

Мозг человека привык смотреть на вещи, ситуации, объединяя все имеющиеся у себя представление об этом объекте, не разделяя ее на составные части. Что такое абстрагирование? По определению психологии абстрагирование – это и есть отделение или даже отдаление одного составляющего от другого.

Для чего нужно умение абстрагироваться?

Прежде чем освоить методы абстрагирования, важно понять, что бывают ситуации, когда нужно избавиться от мыслей о мелочах, отбросить лишнее и ненужное и понять суть проблемы. А для этого надо отделить одно свойство от всех остальных.

Умение абстрагироваться помогает выделить только важное, необходимое на этот момент, отбросив в сторону сопровождающую шелуху

Умение абстрагироваться – это действенное , а также способов их достижения. Методика помогает при крайней занятости уметь отдаляться от отвлекающих и раздражающих факторов для решения сиюминутной задачи. Или, абстрагируясь, можно изучить необходимый материал, не анализируя и сопоставляя его с ранее уже изученным, что ускоряет сам процесс изучения. Эффективное и быстрое выполнение поставленной цели и задачи – это умение сосредоточиться, абстрагироваться в кратчайшие сроки.

Методы абстрагирования

  • Создаем шаблон . Любое свойство, характеристику объекта при тщательном рассмотрении, можно использовать как некий шаблон, образец. Это помогает при глобальных решениях и размышлениях. Данный образец станет неким подобием начальной точки, исходя из которой, рассматриваются иные свойства под другим углом.
  • Отождествляем . Рассматривая явление, ситуацию или вещь учитываешь только связывающие характеристики и свойства, отличительные же черты данного объекта не берутся во внимание.
  • Конкретизируем . Чтобы четко определить границы объекта и отделить его от всего другого, что схоже с ним или имеет обобщающие черты, фокусируйтесь на единственном определенном понятии, не учитывая остальные свойства, характеристики.
  • Группируем и обобщаем . В данном случае все внимание концентрируется как раз непосредственно на свойствах, которые характерны для определенного понятия. При такой систематизации создаются некие группы, независимые и отличающиеся как друг от друга, так и от других. Но, даже имея свои ключевые моменты, данные группы все же обладают схожими признаками и понятиями других подобных ему групп.

Абстрагирование похоже на медитацию: вам нужно отбросить всё лишнее и сконцентрироваться на чем-то одном (важном в данный момент)

Учимся абстрагироваться

Нередко задаваясь вопросами, как научиться абстрагироваться от негатива и проблем в обществе, как абстрагироваться от неприятных людей, люди ищут усложненные пути решения проблемы. Синонимами к «абстрагироваться» являются слова «отвлекаться», «отдаляться». Конечно, никто не говорит, что научиться отдаляться легко, процесс этот продолжительный и требует усилий . Но при желании и верной постановке цели научиться можно.

  • Попав в затруднительную ситуацию, человек теряется, мысли путаются, тяжело сконцентрироваться. И вы, наверняка, ни раз замечали, что спустя время до вас доходит, как лучше было поступить или сказать в тот момент. Дело в том, что вы спустя время, рассматриваете ситуацию со стороны . А чтобы вовремя суметь абстрагироваться в сложной ситуации, рассматривайте ее под таким углом, будто происходящее – происходит не с вами, а с другим человеком, или представьте, что вы смотрите фильм. Мысли встанут на свои места, и решение придет само.
  • Отключайтесь от внешних раздражителей . На деле это не так сложно. Представьте мешающие вам явление не как действие, которое можно прекратить, а в виде фонового шума, которое никуда не денется, и тогда мозг сам перестанет реагировать на них.
  • Всегда и во всех ситуациях выделяйте только важные моменты и аспекты . Для начала помечайте себе что-то в блокнотике, со временем вы научитесь систематизировать и классифицировать поток, и выделять основное мысленно, без записей.
  • Можно использовать таблицы и схемы, которые помогут систематизировать данные и научат выделять главное.
  • Чтобы сконцентрироваться на чем-то одном было проще, мысленно проговаривайте важный аспект или действие.
  • Научитесь ставить четкие и понятные цели . Это не должно быть что-то витиеватое или вокруг да около. Не думайте о способах достижения цели, лучше рассматривайте четко обозначенный итоговый результат, исходя от которого будет проще двигаться по направлению к желаемому.
  • Не выполняйте одновременно много задач и дел. Решайте проблемы по мере поступления , отделяйте важное от посредственного. Выполняйте любое действие последовательно.
  • Умение абстрагироваться заключается и в дисциплине, и четком режиме.

Знание, как абстрагироваться от ситуации поможет вам решить сложные дела за короткие сроки, видя суть самого вопроса.

​​​​​​​Абстрагирование (abstractio - отвлечение) - положение фокуса внимания человека, взгляд на ситуацию (человека, премет и пр.) из третьей позиции восприятия , постановка себя вне ситуации, над ситуацией. Абстрагирование осуществляется в два приема: с одной стороны, отвлекается от мелких, незначительных деталей, с другой стороны - концентрируется на более общих и более важных вещах.

Как метафора: можно рассматривать предмет вблизи - и будет заметно много маленьких деталей, а если предмет поставить подальше - мелкие детали видны не будут, но зато проще рассмотреть общие очертания и форму предмета.

Результат абстрагирования называется .

Понятийный ряд

Абстрагирование наоборот - это . Если абстракция - это удаление от изучаемого предмета, то конкретизация - это наоборот: приближение и выделение мельчайших деталей.

Например: Буду вести здоровый образ жизни - общие слова и абстракция.

Буду делать зарядку 15 минут в день и обливаться каждый день холодной водой - это конкретика.

Цели абстрагирования:

  • Отождествление, поиск общих черт . В этом случае из фокуса внимания выпадают те признаки, которые отличают один предмет (ситуацию, человека) от другого, а внимание сосредотачивается на том, что есть общего между ними.
  • Обобщение и систематизация . В этом случае наоборот, в фокус внимания попадают ключевые отличия, по которым можно разделить предметы на независимые и легко отличимые друг от друга группы. Например, у меня есть конкретная цель на день, но в месяце 30 дней и если обощить цель на каждый день - я получаю цель на месяц. Из месяцев складывается год - обобщим цели на месяц получаем цели на год и так далее.
  • Четкость и конкретика формулировок. В этом случае в фокусе внимания определенное понятие - и только то, что оно обозначает. Все остальное - оказывается за пределами внимания. Например, если я говорю слово «рост» - я имею ввиду только процесс количественных изменений, когда я говорю «развитие» - строго процесс качественных изменений. В этом случае задача абстрагирования разделить понятия: что обозначает что и где границы одного понятия, где - другого.
  • Создание образца. Если меня интересует определенное качество предмета, которое я беру за отправную точку, я сознательно выделяю его и довожу, утрируя, до «чистоты эквивалента». То есть я заведомо знаю, что в реальном мире такое качество существовать в чистом виде не может - но я сознательно ввожу его для того, чтобы был образец (или отправная точка, от чего исходим). Например, Евклид положил в основу своей геометрии первичные термины «точка», «прямая» и «плоскость», которых, в том смысле как их понимал Евклид, нет в реальном мире.

Зачем нужно абстрагирование

Определение целей на жизнь

По жизни абстрагирование помогает задать общее направление, в рамках которого уже можно формулировать конкретные цели. Например, человек определяет для себя общее направление жизни (см. способы человеческой жизни) - а чем он будет заниматься - это уже вторично. Проще и правильнее начинать с выбора общего направления, а завершать конкретикой до мелочей и деталей.

Формирование эмоциональных состояний

Например абстрагироваться от сказки и жить реальностью , когда это необходимо или наоборот.

Исследования

Методы эмпирического и теоретического

¨ абстрагирование

¨ анализ и синтез

¨ индукция и дедукция

¨ моделирование и использование приборов

¨ исторический и логический методы научного познания

Понятие "абстрагирование" произошло от понятия "абстракция" (лат. abstractio - отвлечение). Абстрагироваться - это значит мысленно отвлечься от несущественных, частных свойств и связей предмета, с тем чтобы выделить существенные его признаки. Понятие "абстрактное" противопоставляется понятию "конкретное".

Абстрагирование носит в умственной деятельности человека наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

В практике исследования различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов.

Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к олучению результата (абстракции).

Примеры абстракции: шар, дом, море, дерево, дорога, воздух, газ, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер.

Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычле-наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Именно осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.п., идет подготовка абстракции (отвлечения), которая включает:

а) установление того, что является общим для многих предметов определенного класса;

б) установление независимости или слабой зависимости изучаемых
явлений от определенных факторов, которой можно пренебречь, и др.

Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования установленной ранее. Это и есть в собственном смысле абстрагирование или отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве "модели" первого.

Абстрагирование может применяться как к реальным, так и абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования. Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно). Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.

Например, постепенно отвлекаясь от все большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций:



мужчина ® человек ® живое существо ® материальный объект.

При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.

Результатом процесса абстрагирования, как уже отмечалось выше, являются абстракции. Основная их функция состоит в том, что они позволяют заменить в познании сравнительно сложное простым, помогают разобраться во всем бесконечном многообразии явлений действительности путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания и т.п.

В практике исследований наиболее широкое применение нашли абстракции следующих основных видов: абстракция отождествления, изолирующая абстракция, абстракция конструктивизации, абстракция актуальной бесконечности, абстракция потенциальной осуществимости.

Под абстракцией отождествления понимается образование понятия путем объединения в их особый класс, отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства. При этом обязательным является отвлечение от ряда индивидуальных свойств таких предметов.

Изолирующая абстракция - это выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов. примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия "надежность", "устойчивость", "управляемость", "растворимость" и т.д.

Между абстракцией отождествления и изолирующей абстракцией есть пределенная общность, поскольку в обоих случаях производится, по существу, изоляция некоторых свойств объектов.

Однако разница между ними существенная, и состоит она в том, что первом случае "изолируется" комплекс свойств объекта, а во втором - единственное его свойство.

Сущность абстракции конструктивизации состоит в отвлечении от зыбкости и неопределенности границ реальных объектов, в "огрублении" действительности. Это позволяет сформулировать по отношению к этой "огрубленной" действительности некоторые законы, понять ее "в первом приближении" с тем, чтобы двинуться в познании дальше, глубже. В результате такого движения исходное упрощение действительности снимается, мы обнаруживаем в ней новые, более точные границы, стороны, этапы и т.п.

Абстракция актуальной бесконечности - это одна из основных абстракций математики и логики. Сущность ее состоит в отвлечении от незавершенности (и незавершимости) процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

Абстракция потенциальной осуществимости тоже широко используется в математике и логике и состоит в отвлечении от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и времени. С этой точки зрения бесконечность уже выступает не как непосредственно данная, актуальная, а как потенциально осуществимая.