Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Сонники: к чему снится детский сад

Какой образ возникает перед мысленным взором, когда вспоминаешь детский сад? Чаще всего - шумный многоголосый ребячий улей.

У людей, посещавших сие заведение в детстве, остались разнообразные впечатления. Нередко они исподволь формируют и неожиданные сюжеты сновидений.

Много-много питомцев

К чему снится детский сад с детьми? Детский сад естественным образом ассоциируется со множеством ребятишек. Если их много и в сновидении, это предвещает полосу сюрпризов , кстати говоря, они могут быть не всегда приятными.

Более «щадящее» толкование говорит о наступлении игривого настроения, когда взрослому человеку захочется малость попроказничать.

Сонник Миллера обещает сновидцу мирное течение жизни, если вся эта детская масса занята спокойными делами - лепкой, рисованием, аппликацией, тихими играми.

Существует мнение, будто сон с детсадовцами подсказывает сновидцу, что ему требуется отдых от привычных забот, а иногда и пустой суеты.

Поэтому стоит взять тайм-аут, разобраться в повседневных делах и определить, насколько срочно решение каждого из них.

Ваше чадо уже давно выросло из дошкольного возраста, а детский сад с детьми взял да и приснился. К чему бы это? Скорее всего такой сон предупреждает, что вы при всем своем жизненном опыте и знаниях можете оказаться совершенно беспомощными в создавшейся ситуации.

Если садик с находящимися там ребятишками часто снится женщине, это может стать знаком того, что она вскоре забеременеет.

Полный детский сад малышей нередко видят во сне чрезвычайно занятые люди. И чем больше там бегает детишек, тем все больше заданий, поручений и хлопот ожидает сновидца в реальной жизни.

Если сновидение «отправило» вас в ясельную группу, то такой сюжет можно расценивать, как желание иметь ребенка.

Видеть детсад пустым

Согласно соннику, увидеть пустой детсад - хороший знак. Такой сон оповещает, что жизнь сновидца станет спокойной и уравновешенной, по крайней мере без стрессов.

Другой толкователь предполагает, что это знак нехватки ярких эмоций, «адреналиновая недостаточность», и советует заняться каким-нибудь экстремальным видом спорта.

Однако в поисках острых ощущений не стоит слишком увлекаться и тем более встревать в некие авантюры, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

В детском саду и за его пределами

Осенний и Весенний сонники как бы дополняют толкования друг друга. Первый полагает, что сюжет, в котором сновидец отводит своего малыша в сад, а тот упирается и идти не хочет, говорит о том, что родитель уделяет своему ребенку недостаточно внимания. А второй сонник высказывается однозначно: с родительскими обязанностями человек справляется не лучшим образом.

Интересно, что обратный процесс - забирать из детсада - абсолютно не связан с воспитательными моментами и родительскими заботами.

Такой сон настраивает спящего на профессиональные действия: для улучшения материального положения ему следует заняться повышением квалификации и вообще расти над собой, постоянно учиться чему-то новому, т.е. ни в коем случае не стоять на месте.

Снится воспитательница?

Образ детсадовской воспитательницы настраивает на то, что сновидцу следует приготовиться к чьим-то поучениям.

Другой вариант «воспитательского» сна предупреждает, что увидевшему такой сюжет не стоит рассчитывать, будто кто-то «прикроет» его ошибки : сам сделал - сам и расхлебывай.

Снится, будто группа малышей играет с воспитательницей. Согласно толкователю, образ указывает на то, что сновидец способен справиться с эмоциями и текущая ситуация у него под контролем.

Осенний сонник подходит реалистичнее: приснившийся воспитатель детского сада символизирует ни больше ни меньше как шалости детей наяву.

Сонные фантазии способны запросто «определить» в воспитатели самого сновидца. К чему снится работать в детском саду? Человек, увидевший себя в роли воспитателя, в реале видит свою персону состоявшейся личностью, готовой осчастливить окружающих знаниями и умениями.

Менее масштабное толкование предполагает, что сновидцу вскоре предстоит «повоспитывать» взрослого человека, отличающегося невежественностью и незнанием правил приличия.

Начальник детсада

Заведующая детским садом, как и вообще заведующая во сне, является символом перемен в личной жизни. Не исключено, что в скором времени на горизонте сновидца появится человек, который привнесет новый смысл в его существование.

Присутствие заведующей во сне женщины - символ того, что кто-то станет оказывать ей усиленные знаки внимания. А мужчину ждет встреча с девушкой мечты, способной стать настоящей хозяйкой в его доме.

Как видим, сонники не связывают «детсадовские» сны ни с каким явным негативом. Возможны какие-то изменения в жизни, наполненные различными событиями, может быть, и не явно радостными, а больше хлопотными. И от ваших действий будет зависеть, как вы одолеете все трудности и препятствия, не усложняя ситуации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

Сон как физиологический процесс на протяжении жизни человека проходит сложный путь формирования от поверхностного, прерывистого на первом месяце жизни, до более глубокого, концентрированного, в последующие годы. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы, сон некоторых (главным образом, легковозбудимых) детей часто остается не глубоким и в старшем возрасте. На фоне недостаточной глубины сна у детей могут развиться различные отрицательные привычки, которые в дальнейшем не так легко устранить.

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, мои движения спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, я укладываю в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивается путем соответствующего подбора одежды.

Заранее я даю установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Дашенька, - уложила куклу спать...» и т.п.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Я ласковым, спокойным голосом также настраиваю на сон: «Какой Ванечка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди, ложись в кроватку».

Я слежу, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогаю укрыться одеялом, слежу, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.

Поскольку дети не все засыпают сразу, то я помогаю им заснуть: «Закрой глазки, Дашенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя поить особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым.

Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком уровне. Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна, не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5-10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.

Некоторые дети даже и при самостоятельном пробуждении нуждаются в еще более длительном переходе от сна к деятельности. Моя практика показывает, что в течение примерно получаса после подъема, указанного в режиме дня детского сада, как правило, все дети самостоятельно просыпаются (если они своевременно уснули). Поэтому, лучше всего дождаться, когда они проснутся сами. Если по той или иной причине возникнет необходимость разбудить ребенка, то я делаю это, по возможности, в фазе неглубокого сна.

Однако не следует позволять ребенку, который проснулся раньше других, слишком долго оставаться в постели. Он должен спокойно встать одеться, тихо, не разбудив спящих детей перейти в игровую, и там поиграть.

Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.

Не только родители, но и мы с вами должны формировать у детей положительное отношение ко сну как к отдыху, после которого можно активно играть, заниматься разнообразными интересными делами. Стремиться к тому, чтобы ребенок осознал необходимость и ползу сна. Объяснять ребенку, что при плохом сне он не сможет хорошо расти, быть веселым, легко и успешно заниматься, учится в школе и т.п. Воспитанию у детей положительного отношения ко сну способствует и умелая оценка их поведения (похвалить, когда ребенок быстро уснул).

С младшего возраста дошкольники начинают помогать взрослым в подготовке ко сну, в уборке постелей. Родители так же, как и мы должны постоянно поощрять самостоятельные действия детей при раздевании, одевании, проведении гигиенических процедур. Это не только развивает навыки самообслуживания у детей, но и определенным образом настраивает их.

Сон детей может легко нарушаться под влиянием различных причин, особенно если нет единства требований к его организации в дошкольном учреждении и дома. По этому поводу с родителями мы проводим кропотливую разъяснительную работу, так как многие из них недооценивают значение сна для здоровья и правильного развития ребенка.

Суточная потребность ребенка в сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.

Таким образом, организация сна один из ответственных моментов всего распорядка жизни детей, и, он требует большого внимания к себе со стороны нас воспитателей, родителей, создания всех условий, исключающих возможное его нарушения.

Таким образом, отход ко сну:

Укладываем детей спать сразу после еды, когда они еще не успели начать игру и немного «приторможены» оттоком крови к органам пищеварения;

Помещение проветрено, защищено от шума;

Разрешаем детям брать с собой в кровать любимые мягкие игрушки, так как уровень тревожности рядом с игрушечным зверьком падает и малыш засыпает спокойнее;

Читаем перед сном сказки – спокойные и умиротворяющие;

Желательно, чтобы у ребенка была специальная одежда для сна – пижама, а не те трусики и маечки, в которые он был одет во время бодрствования.

К сожалению, многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться. Укладывание их в постель – непростой процесс, как для нас педагогов, так и для самих воспитанников. Изменить отношение ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности поможет специальная методика.


Консультация на тему: «Дневной сон детей в детском саду».

Сон - это защита для нервной системы, возможность развития, роста, накопления сил, их восстановление, непременное условие жизни, столь же нужное, как вода и пища.

Ребенок не спит днем не потому, что не хочет, плохо засыпает вечером не потому, что не устал, а из-за того, что не созданы условия для сна (не продуманы бодрствование, питание, суточный режим; неудобные постель, одежда и т. д.). Но дети, так же как и взрослые, различаются по потребности в сне. Про своих детей вы должны знать, кто из них любит поспать, а кто наоборот, и регулировать организацию сна в группе.

В течение дня ребенок получает много впечатлений от окружающего мира, деятельная натура его требует усиленного движения, разнообразных игр, занятий. Все это приводит к быстрому утомлению нервных клеток коры головного мозга. Поэтому ребенок нуждается в покое не только ночью, но и в перерывах между интенсивной деятельностью среди дня.

В течение суток детям 3 лет надо спать 14-16 ч; 4-5 лет - 13 ч; 5-7 лет- 12 ч. Днем дети 3-4 лет спят 2 ч, 5-7 лет - 1 - 1,5 ч.

В детском саду надо расставлять кроватки на некотором расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель мог подойти к каждому ребенку, накрыть его или поправить одеяло, помочь принять удобное положение.

Зимой надо расставлять кровати так, чтобы дети не лежали головой у самых окон или у отопительных приборов. Для детей до 3 лет ставят кроватки длиной 120 см, шириной 60 см; высота ложа над полом переменная - 30 и 50 см. Для детей от 3 до 7 лет кроватки имеют следующие размеры: длина 140 см, ширина 60 см, высота ложа от пола - 30 см. Очень важно, чтобы постель ребенка была удобной, чтобы матрац или подстилка соответствовали размеру кровати, а подушка была довольно узкой, чтобы на ней помещалась голова, а не корпус ребенка, а по ширине она соответствовала ширине кровати. (На время дневного сна целесообразно постилать детям не матрац, а тонкую подстилку; одеяла должны быть также достаточно легкими.)

Постельное белье меняется один раз в неделю. Перед сном дети складывают свою одежду на стульчики, стоящие поодаль от кроваток, чтобы воспитатель в случае надобности мог подойти к каждому из них и помочь раздеться.

Если нет отдельной спальни, кроватки для дневного отдыха расставляют перед обедом в групповой комнате и обязательно убирают после подъема детей. Прежде всего надо освобождать от кроватей ту часть комнаты, где расположены игрушки, для того чтобы дети, одевшись, имели возможность начать играть.

Заведующий, наблюдая проведение сна, особое внимание обращает на следующее:

Как подготовлены детские постели (состояние ложа каждой кроватки, чистота постельного белья);

Умеют ли дети самостоятельно и последовательно раздеваться и одеваться; помогают ли друг другу, правильно ли складывают свою одежду;

Помощь взрослых и руководство воспитателя этим процессом;

Сколько времени занимает раздевание перед сном и одевание после него;

Хорошо ли проветрена комната, где спят дети;

Заботятся ли воспитатель и няня о здоровье детей;

Настроение детей перед сном; через сколько времени заснули дети; спокойно ли они спали; сколько детей проснулось раньше положенного времени;

Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей, поднимает ли их постепенно.

В случае если обнаружены какие-то неполадки, заведующий принимает необходимые меры, дает распоряжения завхозу и воспитателям.

Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками. Нужно приучить дошкольников лицо, шею, уши мыть каждый день утром и вечером, а руки - несколько раз в день по мере необходимости: перед едой или когда они грязные (после уборки в игровом уголке, мытья цветов, лепки из глины, игр с песком, пользования туалетом).

Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту детей (высота струи воды над уровнем опущенной и согнутой в локте руки около 10 см). Если при умывании детям приходится высоко поднимать руки, то вода затекает в рукава.

Кусок мыла должен быть таким, чтобы ребенок мог свободно взять его рукой; у каждого умывальника необходимо иметь две мыльницы с мылом. Длина детских полотенец не превышает 100 см.

Воспитатель должен организовать умывание так, чтобы не создавалось очереди. Он напоминает детям, чтобы они не забыли засучить рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек. Нужно обязательно следить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха.

Проверяя проведение умывания, заведующий детским садом отмечает:

Все ли подготовлено для проведения умывания: лежит ли на месте мыло, у всех ли детей есть полотенца, налита ли вода в умывальники (при отсутствии водопровода);

Чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись;

Тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем;

Длительность умывания.

После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны. Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей - не более 15 мин., у малышей 20-25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.

Советы по организации дневного сна.

Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры - потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.

Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Упражнения на расслабление мышц лица.

"Озорные щечки".

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Вибрация".

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

"Ленивая кошечка".

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

"Задуй свечу".

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".

"Слон".

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".

Упражнение на расслабление мышц ног.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Птички".

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле-вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Упражнения на расслабление мышц шеи.

"Любопытная Варвара".

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - вы¬дох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно!


Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Спать малыш должен в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает свежий воздух.
Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.
Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т. д. Малыши, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны.
Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели.
Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
В детском саду с ночными группами или круглосуточном воспитатель организует подготовку детей к ночному сну. Возвратившись с прогулки, дети умываются, ужинают, занимаются спокойными играми, рассматривают книги. Педагог может рассказать детям что-либо по их просьбе.
Укладывая детей спать, воспитатель проявит особую чуткость к ним: подойдет к каждому, заботливо укроет, так как в это время малыши обычно вспоминают дом, близких. Затем он передает дежурство ночной няне.
На другой день, узнав о том, как дети спали, и пожелав им доброго утра, педагог начинает подъем. Затем следует провести утреннюю гимнастику, умывание, после чего дети начинают одеваться.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.

Организация сна в детском саду

Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.

Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.

Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Спать малыш должен в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает свежий воздух.

Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки. Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т. д. Малыши, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.

После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны. Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей - не более 15 мин., у малышей 20-25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.

В детском саду с ночными группами или круглосуточном воспитатель организует подготовку детей к ночному сну. Возвратившись с прогулки, дети умываются, ужинают, занимаются спокойными играми, рассматривают книги. Педагог может рассказать детям что-либо по их просьбе. Укладывая детей спать, воспитатель проявит особую чуткость к ним: подойдет к каждому, заботливо укроет, так как в это время малыши обычно вспоминают дом, близких. Затем он передает дежурство ночной няне.

На другой день, узнав о том, как дети спали, и пожелав им доброго утра, педагог начинает подъем. Затем следует провести утреннюю гимнастику, умывание, после чего дети начинают одеваться. Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.