Прохождение Mass Effect: Andromeda - Исследования, чертежи, крафтинг, сканирование и добыча. Mass Effect Andromeda — исследуем и крафтим Mass effect andromeda научные данные млечного пути

Mass Effect Andromeda — это в первую очередь война, экшен, шутер. С каждой следующей планетой враги становятся все сильнее, так что к встрече с ними надо готовиться. Можно, конечно, довольствоваться исключительно дропом, но лучше изучать и создавать более качественную броню, оружие, модификации и модули для транспортного средства. Эта справочная заметка также предназначена для начинающих игроков Mass Effect Andromeda.

В игре придется заниматься технологиями трех видов. Исследования млечного пути относятся к технологиям колонистов, исследования Хилиуса — это технологии инопланетян, обитающих в Андромеде, а исследования Реликтов — это все что создали древние цивилизации.

Постигать новые технологии — достаточно на время убрать оружие и достать сканер клавишей G, затем навести «прицел» на предмет, который становится оранжевым или красным (в зависимости от цветовой палитры) и просканировать. Данные о технологиях автоматически заносятся в память. Разгуливать часами с включенным сканером и осматривать каждый миллиметр — не требуется. Игра подскажет вам звуковым сигналом, если где-то поблизости находится нечто, что можно исследовать.

На карте планеты обозначены области, где можно добыть минералы
Вездеход «Кочевник» доступен не на всех планетах. С его помощью можно добывать ресурсы…
Разработанный предмет попадает в коллекцию доступных.

Создать броню высокого уровня можно лишь при развитии персонажа

Чертежи и крафт

Чертежи и крафт в Mass Effect Andromeda создаются в научных центрах. Они доступны и на корабле, и в наземных базах. Все предметы в этих центрах сортируются по уровням: чтобы получить доступ к следующему уровню, надо изучить и создать предыдущий. Каждый новый предмет потребует определенное количество ресурсов. Каких и сколько можно увидеть при выборе соответствующего рецепта. Большинство предметов создаются из «обычных» ресурсов. Их вы собираете на поверхностях планет, а иногда из аномалий в космосе. Иногда, впрочем, требуются редкие ресурсы. Одновременно с созданием предметов, можно сразу добавить модификаторы.

Материалы

Как уже говорилось, материалы вы собираете на планетах. Они, например, «растут» в укромных местах и вы можете натолкнуться на них гуляя на поверхности планет. На тех планеты, где доступен вездеход «Кочевник», источник ресурсов обозначается на карте. Когда вы подъезжаете к точке добычи, количество ресурсов обозначается на графике. Надо лишь выбрать такое место, где ресурсов максимальное количество. Там и запускается дрон. Ресурсы доступны и при орбитальном сканировании. В некоторых системах обнаруживаются аномалии. Если теперь включить сканер и смещать его по стрелке, то можно наткнуться на аномалию. Запустив зонд в зону аномалии, вы наткнетесь на ресурсы, минералы или на некоторые утерянные исследования.

Разработчики добавили в Mass Effect: Andromeda продвинутую систему крафта, позволяющую создавать массу разнообразных вещей. Однако для изготовления предметов необходимы ресурсы, причем, в весьма немалых количествах. Вы можете добыть их на изведанных планетах, найти их в закрытых контейнерах или приобрести у торговцев. В данном руководстве мы расскажем, вам, где можно достать те или иные ресурсы и для чего они могут понадобиться.

Распространенные ресурсы

Канистры с Омни-гелем – можно найти на побежденных изгнанниках из Млечного Пути или получить путем разбора их оружия и брони. Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев.

Железо – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на Элаадене (Заубрей), Ракаэльмо (Чивки), Ра Муронди (Ваалон).

Алюминий – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на Momairus (Rohvir) и Pas-76 (Saajor).

Бериллий – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на Воелде (Нол), Кадаре (Говоркам) и Хонсу (Пифей).

Медь – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на Грогорне (Заубрей).

Кремний – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на H-047с (Ремав) и Элаадене (Заубрей).

Сплав кеттов – можно получить с трупов кеттов или путем разбора их оружия и брони. Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Со 100-процентной вероятностью этот материал может быть найден на Кадаре (Говоркам).

Графит – обнаруживается с помощью орбитального сканирования и добывается при помощи «Кочевника». Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев. Залежи этого материала находятся на астероиде (Заубрей – просканируйте систему) и Элаадене (Заубрей).

Ангаранские медитационные кристаллы – могут быть найдены в областях, которые пользуются популярностью у представителей расы ангара. Вы также можете приобрести этот ресурс у определенных торговцев.

Нераспространенные ресурсы

Где найти Уран?

Уран (U) представляет собой самый редкий из всех необычных ресурсов и становится доступен игрокам лишь на поздних этапах игры. Мы пока не смогли найти торговца, у которого его можно будет купить, но слышали, что он продается за 110 кредитов. Вы можете обнаружить его, используя орбитальное сканирование различных миров или исследуя планеты на «Кочевнике». Впервые нам удалось обнаружить уран на Ремаве (Remav) или H-047C. Эта «планета» становится доступной после проведения допроса Вэна Терева в четвертой миссии «Охота на архонта» (на корабле будет показана кат-сценка, в которой команда «Бури» начнет обсуждать Ремав – разрушенный золотой мир).


Оказавшись на поверхности планеты, поезжайте на юго-восток от места посадки корабля к кратеру Перегрин. Внутри купола вы найдете достаточное количество урановых узлов, из которых можно получить несколько сотен единиц урана. Вы также можете найти немало урана при выполнении пятой миссии «Путешествие в Меридиан» , когда вы приземлитесь в городе Ремнантов, в системе Чивки. Парочку узлов можно отыскать в Хи-Ташире (Khi Tashira).

Уран используется для создания следующих предметов:

  • Броня Маверик (Maverick)
  • Броня Ремнантов

Кадмий

Является одним из наиболее популярных материалов. Вы сможете приобрести его у обычного торговца на станции «Нексус». Стоимость кадмия в среднем составляет 97 кредитов. Мы также слышали, что его можно добыть на Кадаре, в системе Говоркам (Govorkam) и Воелде (Нол). Согласно информации из кодекса, кадмий без проблем ищется при орбитальном сканировании или пешем исследовании.

Кадмий используется для создания целой кучи различных вещей:

  • Сеты брони (Кетт, Первопроходец)
  • Пистолеты (Rozerad, Зарядник и M-5 Phalanx)
  • Дробовики (Яд, N7 Крестоносец, M-23 Катана)
  • Оружие ближнего боя (Вакарш Кеттов, Карфалон Кеттов)

Литий

Именно этот материал используется для созданий батарей. Данный ресурс пригодится вам для реализации множества самых различных инженерных проектов, однако достать его будет нелегко. К сожалению, мы не смогли найти торговцев, занимающихся его продажей, но вам удастся добыть линий путем бурения гигантских ледяных столбов, расположенных на Воельде (система Нол).

Литий применяется в целой куче чертежей:

  • Дробовики (N7 Пиранья, Скаттер, Хэш)
  • Пистолеты (Скорпион, N7 Орел, Carnifex, Ushior)
  • Оружие ближнего боя (Биотический усилитель, Молот Крогана, Электрический фиран)
  • Штурмовые винтовки (N7 Валькирия, Песчаная буря, Чистильщик)
  • Снайперские винтовки (Черная вдова, Тень, Резец)

Флюорит

Является минералом, который на Земле используется для создания линз. Его можно приобрести у обычного торговца в «Нексусе» или на торговой площадке «Бури». Вы сможете также отыскать флюорит на различных планетах, а точнее на Элаадене (Заубрей).

Вам понадобится этот материал, если вы решите создать:

  • Броню «Инициатива»
  • Снайперские винтовки (Ишарай, Раптор)
  • Дробовики (карабин Регар, Адепт)
  • Штурмовые винтовки (Циклон, М-96 Матток, Токин)
  • Пистолеты (М-25 Шершень, N7 Ураган)
  • Оружие ближнего боя (меч Азари, Крио Гантлет Ремнантов)

Никель

Этот материал можно добывать на планете Хаварл (Havarl), находящейся в системе Фароанга (Faroang). Это довольно опасное местечко, поэтому будьте осторожны. Покупка этого ресурса в магазине – более разумное решение, поэтому мы обязательно добавим места продавцов никелем, как только отыщем их. С помощью данного материала можно создать следующие предметы:

  • Броня Гиперзащитника
  • Оружие ближнего боя (Омни Блэйд, Ангаран Фираан)
  • Дробовики (Рузад, Охан)
  • Штурмовые винтовки (Залкин, P.A.W., М-27 Сокол)
  • Снайперские винтовки (Гадюка, Покоритель, Naladen, N7 Доблесть)
  • Пистолеты (Талон, Sidewinder, М-3 Хищник, Эквалайзер)

Иридий

Нам пока не удалось найти его залежи на планетах, однако в кодексе отмечается, что иридий можно отыскать как с помощью орбитального сканирования, так и пешего исследования миров. Впрочем, его можно запросто приобрести в торговой площадке «Бури». Из этого ресурса создаются следующие вещи:

  • Броня N7
  • Комплект брони Ангара

Редкие ресурсы

Титан

Вы можете приобрести титан у обычного торговца на «Нексусе» и у ряда других поставщиков, обитающих в различных уголках галактики. Впрочем, дешевле всего заняться его самостоятельной добычей на таких планетах как Кадара (Говоркам) и H-047c (Ремав) или на Комете Джаровбе (Сааджор).

Вот некоторые чертежи, для реализации которых требуется титан:

  • Ангарский комплект брони
  • Броня Сверхзащитника
  • Броня Инициативы
  • Броня Первопроходца

Платина

Ее можно приобрести у некоторых торговцев, а также заполучить с помощью добычи на определенных планетах. Огромные залежи этого материала имеются на Хаварле (Фароанг). Чуточку поменьше можно отыскать на Воелде (Нол) и H-047c (Ремав).

Платина используется для создания следующих вещей:

  • Брони Маверик
  • Брони N7

Ванадий

К счастью, вы сможете отыскать немало ванадия практически в самом начале игре, а точнее на Эосе. Добыть этот ресурс с помощью «Кочевника» можно также на Кадаре. На этих планетах, кстати, наверняка имеются торговцы, продающие данный ресурс. С помощью него создаются многие виды оружия.

Жидкие мешки Эйроха

Хоть жидкие мешки Эйроха и не являются слишком редкими материалами, однако для их получения вам придется охотиться на диких Эйрохов. Иногда эти предметы появляются у некоторых поставщиков, поэтому стоит посещать разных торговцев время от времени.

С помощью данного материала крафтятся следующие предметы:

  • Броня Кеттов
  • Снайперская штурмовая винтовка

Ультра редкие ресурсы

Нулевой элемент

Самый редкий материал в игре. Является своеобразной пасхалкой к оригинальной трилогии, так как именно благодаря нему в Млечном пути стали возможны путешествия на сверхсветовой скорости. Если вам повезет, то вы сможете найти его у некоторых торговцев, но, скорее всего, для этого вам понадобится перк «Связи на Черном Рынке». Нулевой элемент также иногда выпадает с технологий Реликтов.


Но мы советуем вам попросту заняться его добычей путем орбитального сканирования планет и использования «Кочевника». Отыскать нулевой элемент можно на Воелде (Нол), Элаадене (Заубрей) и Pas-77 (Сааджор). Стоит также проверить аномалии на краю системы Чжэн Хэ (Zheng He) и за пределами четвертой орбиты в системе Сабенге (Sabeng). С помощью этого элемента можно скрафтить массу отличного оружия.

В этом разделе собраны все типы ресурсов, которые используются для крафтинга оружия, брони и усилений.

Минералы - самые распространенные металлы и элементы, которые используются для научных исследований и разработок. Лучшее средство добычи необработанных минералов - горнодобывающая система "Кочевника".

Технические материалы - являются «расовыми» базовыми материалами, которые почти всегда необходимы при создании предмета. Технологическое происхождение оружия или брони легко определяется базовым техническим материалом.

Биоматериалы - анатомические части диких животных, используемые, как правило, при создании оборудования технологического типа Элей. Также можно приобрести у торговцев.

Минералы

Где найти: Райдер может добывать большинство видов минералов с помощью омни-инструмента почти в любом месте. Планеты, перечисленные в этой колонке, обладают богатым запасом, который также можно добывать с использованием рудного дрона, вызванного из "Кочевника".

Минералы Описание Где найти
Алюминий (Al) Ценный немагнитный легкий металл, полезный в строительстве и производстве, несмотря на его относительно низкую температуру плавления. Эос, Кадара
Бериллий (Be) Идеальный металл для легкой конструкции в самых различных областях применения. Используется в качестве легирующего элемента. Воелд, Кадара
Кадмий (Cd) Металл, часто используемый при конструировании электронных компонентов и в сложном производстве. -
Медь (Cu) Благородный металл с высокой проводимостью, что делает его полезным для различных целей. Воелд, Кадара
Нулевой элемент (Ez) Электрически стимулированный Нулевой элемент создает поля «эффекта массы». Это основа многих современных технологий, в том числе быстрых межзвездных путешествий. Воелд, Элааден
Флюорит (F) Минерал, используемый для создания точных научных линз, а также в других сферах. -
Графит (C) Кристаллический углеродный минерал является электрическим проводником и полезной частью многих производственных процессов. Эос, Элааден
Иридий (Ir) Твердый, сверхплотный металлический элемент, обладающий высокой устойчивостью к нагреву и коррозии. -
Железо (Fe) Распространенный металл, который можно обнаружить во многих планетарных ядрах. Широко используется для различных инженерных целей. Эос, Элааден
Литий (Li) Полезный легкий металл, используемый в различных инженерных приложениях, включая автомобильные батареи, радиационные экраны и производство высококачественной стали. -
Магний (Mg) Легкий и прочный металл. Сплавы магния являются неотъемлемой частью многих сложных структур Инициативы. H-047c
Никель (Ni) Коррозионностойкий переходный металл, пригодный для производственных целей. Хаварл
Платина (Pt) Ковкий благородный металл с многочисленными вариантами применениями в промышленности. Также имеет значение в культурном наследии среди людей. Хаварл, Воелд, H-047c
Кремний (Si) Полуметалл, используемый в производстве электроники и изготовлении керамических соединений. Элааден, H-047c
Титан (Ti) Крайне прочный металл, жизненно необходимый для производства компонентов космических кораблей и другого оборудования. Кадара, H-047c
Уран (U) Тяжелый радиоактивный элемент, ценный в ядерных технологиях, а в его истощенном состоянии для бронетехники. -
Ванадий (V) Редкий металл, который можно использовать для производства различных строительных сплавов. Эос
Технические материалы
Технические материалы Описание Где найти
(выпадает после убийства)
Кристалл Ангара По-видимому, хрупкий кристалл, который используется ангара для создания электромагнитных полей. Поле взаимодействует с ангаранской биологией, но имеет и другие применения. Ангара/Роекаар
Кеттский сплав Кетты используют в производстве ряд незнакомых сплавов. В настоящее время Инициатива не способна реплицировать большинство из них. Кетты
Емкость с омни-гелем Полурасплавленная смесь сплавов и синтетических полимеров, используемых в технологиях Млечного Пути для быстрого производства. Изгнанники
Полимер Реликтов Синтетический полимер Реликтов невероятной прочности и электропроводности, созданный неизвестными способами. Реликты
Биоматериалы
Биоматериалы Описание Где найти
(выпадает после убийства)
Железа эйроха Железы эйроха содержат жидкость, используемую для суспендирования тонких электронных компонентов. Стандартная синтетическая альтернатива находится в крайне дефицитном состоянии. Эйрох, Демон
Ядро Реликтов Компактное ядро схем Реликтов и силовых элементов имеет ограниченную возможность саморемонта. При правильном применении, оно могло бы «встроить» подобную технологию в другие устройства. Архитектор Реликтов
Видимые пластины Ткани этих животных пластин могут быть превращены в целый ряд адгезивов и смазок, что намного дешевле производства синтетических эквивалентов. Адхи, Эйрох, Таург, Галорн
Волокна чешуи Эти чешуйки покрыты необычным натуральным волокном, похожим на шелк паука. Их можно обработать химическим способом, чтобы создать прочный и эластичный материал. Халлирион, Рилкор
Волокна оболочки Кератиноподобная структура образует основу оболочки для некоторых существ. Если реплицировать этот биополимер, то он может оказаться полезным при производстве элементов прочной брони. Кэркин, Дралл, Таург, Ехидна
Мягкий хитин Хитин некоторых существ Элея постоянно укрепляется и восстанавливается колониями микроорганизмов. Исследование может привести к прорывам в технологии производства материалов. Плевун, Шемрис, Паллад

Дата публикации: 21.03.2017 13:38:12

Пусть и не получила самые высокие баллы от критиков, игра не является столь уж плохой. Возможно, кто-то ждал большего, возможно, кому-то не понравились какие-то изменения, но говорить в этом гайде мы будет совершенно о другом.

Несколько советов, раскрытых в этом материале, помогут вам как на начальных этапах, так и при дальнейшем планировании развития персонажа и всей колонизационной миссии.



Не хватайтесь сразу за весь дополнительный контент на Эосе

Игра не говорит об этом прямо, но как только вы закончите исследовать Убежище на Эосе, атмосфера начнет постепенно очищаться от надоедливого заражения радиацией, покрывающего большую часть карты. Случится это не сразу – нужно дойти до определенного сюжетного момента, но после этого вы сможете без получения постоянного серьезного урона изучить практически все уголки карты.

Не пытайтесь найти весь побочный контент как только попадете на планету, это специальное ограничение, которое сделано разработчиками не для того, чтобы бросить вам вызов, но чтобы оградить от выполнения заданий раньше времени. Естественно, некоторые миссии можно попытаться выполнить сразу, но это того не стоит.

Кроме этого позже на планете появятся дополнительные миссии, так что лучше будет все выполнить сразу, сэкономив время на путешествиях. Более того, игра раскрывается более полно, как только вы немного продвинетесь по основному сюжету.



Не сильно заморачивайтесь с исследованиями и крафтом

В целом, пройти Mass Effect: Andromeda можно совсем не изучая новое оружие и броню, но если планируете заняться этим, лучше подождите до более поздних этапов игры. Так вы будете более точно представлять, что вам нужно – например, вы поймете, что больше всего вам нравятся биотические способности, и на них как-раз и сделаете упор.

Причина этому – весьма ограниченный запас материалов и очков исследований. Так что если вы решитесь исследовать и создавать все возможные варианты экипировки первого уровня, к концу игры найти ресурсы для чего-то более внушительного может оказаться весьма проблематично. Особенно это касается исследований на ветке технологий Млечного Пути. Очки для их проведения заработать весьма сложно, но там есть очень интересные виды экипировки, которые особенно понравятся фанатам серии.

В любом случае, большую часть вещей из меню крафта можно получить в качестве лута или купить в магазинах. Цель крафта в том, что вы можете применять всевозможные улучшения в процессе создания экипировки. Так, созданное вами оружие пятого уровня будет значительно лучше аналогичного, продаваемого в магазине или полученного иными способами.

Еще одна причина вернуться к крафту немного позже – подождать, пока вы освоитесь в обширном мире игры и разберетесь во всех механиках. Просто последуйте совету – оставьте крафт и исследование новой экипировки на более поздние этапы прохождения.



Как правильно прокачивать героя

Главное в самом начале полностью разобраться в возможностях прокачки умений. Все, что имеет круглую иконку, является активными навыками, занимающими один из трех слотов. Это значит, что любой такой скилл займет одно из трех доступных мест в выбранном профиле, а для активации умения нужно будет нажать специальную кнопку.

Умения с треугольниками рядом – пассивные способности, действующие постоянно. В сочетании с информацией выше не сложно сделать вывод, что следует сконцентрироваться на развитии трех активных навыков. Остальные очки лучше потратить на пассивные способности, которые будут работать в поддержку вашего стиля игры.

Ваши активные навыки также должны дополнять друг друга. Хорошим вариантом будет использовать пару способностей, которые готовят врага к комбо, и третью, активирующую его. Узнать, какие умения относятся к подготовительным, а какие активируют комбо, можно из их описания.

После в бою вы сможете легко проводить комбинации, готовя врага к комбо одной способностью и выполняя его другой.



Не прокачивайте сразу много классов

Разработчики Mass Effect Andromeda представили игрокам возможность не привязывать главного героя лишь к одному классу, но позволить переключаться между ними, словно в многопользовательском режиме. По факту же использование такого подхода только сделает вас слабее – до шестого уровня развития способность требует очень много очков прокачки, и наличие двух-трех умений максимального уровня значительно лучше десятка начального уровня.

Это же касается и профилей (классов) – лучше выбрать одно направление (нападение или защита) и прокачивать два из трех направлений (боец, техник или биотик), выбрав три активных навыка и дополняя их пассивными способностями на оставшиеся очки.

Если же вы понимаете, что напортачили, всегда можно полностью перепрокачать главного героя на нижнем этаже медицинского отсека на «Буре».



Пробуйте новое оружие в действии перед разбором или продажей старого

В Mass Effect Andromeda очень много оружия, и даже в одном классе они очень отличаются один от другого. И это значит не только вес, размер обоймы или огневая мощь, но их использование совершенно разнится. Если необходимо, можете с лучшим оружием в различных классах.

Например, одна из штурмовых винтовок не стреляет, как обычно, но требует определенного времени на зарядку после нажатия кнопки стрельбы до непосредственно выстрела. После этого нужно снова ждать заряда. Купив такое оружие, привыкнув к использованию другого и разобрав прошлое, вы можете быть не очень рады новинкой.



Ненужную экипировку лучше разбирать, чем продавать

Хотя кредиты в Mass Effect: Andromeda и имеют значительно большее значение, нежели это было в прошлых играх серии, их все равно можно собрать достаточно благодаря всему барахлу, находимому во время выполнения заданий. Такие предметы не занимают место в инвентаре и их легко продать в один клик при посещении магазина. Но возьмите на заметку – некоторый такой «мусор» может быть интересно изучить перед продажей, особенно фанатам серии – в них есть много пасхалок и забавных отсылок.

Найденное же оружие лучше не продавать, и после того, как вы решите, что оно вам более не понадобится (прочитайте прошлый совет), откройте инвентарь и разберите его. Так вы получите дополнительные ресурсы для крафта, часть из которых найти весьма непросто. Так что если что-то находите, что можно разобрать – не поленитесь подобрать и пустить на материалы. Вполне возможно, что они пригодятся вам в будущем, даже если сейчас не нужны.

Еще один плюс – разбирать предметы можно прямо посреди миссии, так что ненужная экипировка не будет занимать место в инвентаре.



Не забывайте о весе экипировки

По ходу прокачки главного героя вы будете получать возможность нести больше экипировки – до четырех типов оружия и расходников. Вполне может быть желание использовать все слоты, но подумайте, стоит ли.

Ветераны Mass Effect должны и так знать это, но повторимся – вес имеет значение. Каждое экипированное оружие добавляет суммарный вес, и чем он выше, тем дольше становится перезарядка ваших не оружейных способностей. Так что чем больше хотите использовать абилок, тем меньше навешивайте пушек на героя. Если же хотите таскать с собой внушительный арсенал, приготовьтесь к долгой перезарядке.

В общем, мы бы не рекомендовали полностью загружать героя оружием – именно способности делают бои эффектыми и интересными, так что просто подберите хорошее оружие. И, кстати, некоторые улучшения оружия могут как повышать, так и понижать его вес.



Не забывайте про ближний бой и расходники

Еще одно хорошее нововведение Mass Effect: Andromeda – наличие слота под холодное оружие. Вы начинаете с омни-инструментом, но не забудьте воспользоваться возможностью улучшить и этот слот экипировки. Новое холодное оружие часто можно найти среди остального лута, а также скрафтить. Так можно получить как более мощный омни-инструмент, так и элементально-усиленные мечи или молоты.

Кстати, меч Азари, возможно, является лучшим оружием ближнего боя. Особенно полезным оружие ближнего боя будет для биотиков.

Что касается расходников, то они заменяют некоторые из доступных ранее только определенным классам умения. Тут и замораживающие или поджигающие патроны, и всевозможные бонусы для буста здоровья или щитов. Они никак не влияют на вес, так что берите по максимуму, открывайте дополнительные слоты на «Буре» и используйте во время сражений. Они вполне могут изменить исход самого сложного сражения в вашу пользу.



Имейте что-то для пробивания вражеских щитов

Щиты – настоящее спасение для вас и ваших компаньонов, но они и большая проблема, если ими экипированы ваши противники. Как и вы, враги могут быстро перезарядить их, убежав и спрятавшись за укрытием.

При этом многие могущественные умения практически не дают эффекта против щитов. Подумайте о том, чтобы взять хотя бы одно активное умение, нацеленное на уничтожение щитов, и хорошо развивайте его в этом направлении. Если не хотите тратить ценный слот под специализированную абилку, оружие с высокой скорострельностью поможет весьма быстро разобраться со щитами.

Если же хотите быть богом в противостоянии особо сильным противникам со щитами – купите специальные боеприпасы и используйте их активно в боях. Сбивайте щит, переключайтесь на мощное оружие и добивайте жертву. Можете также подпалить или наложить любой другой дот на оппонента.



И еще возьмите что-то против брони

Пусть броня врагов и не доставляет так много проблем, как щиты, она все равно весьма мешает быстро уничтожить врагов. Броня в игре представлена полоской желтого цвета, как здоровье красной или щиты синей.

Броня также является практически полной противоположностью щитам. Что эффективно против одного, очень плохо работает против другого. Для максимального урона по бронированным целям используйте оружие с высокой скорострельностью. Также неплохо работает огненное оружие, вроде огнемета.

Также здесь пригодятся расходники – заморозка и поджигание помогут быстро исчерпать эти проклятые желтые полоски у врагов.



Передвижение в боях теперь важнее, чем раньше

Оригинальная трилогия Mass Effect постепенно переходила к необходимости отсиживаться в укрытиях, здесь же все меняется. Главное быть мобильным и использовать правильные моменты для совершения атаки.

Укрытия теперь работаю динамически, и их использование не требует от игрока дополнительных действий – достаточно просто подвести героя к месту у укрытия. Может показаться немного странным для пользователей, которые привыкли к прошлой схеме управления, но быстро привыкаешь.

Помните также, что здоровье, щиты и биотические щиты восстанавливаются значительно быстрее в укрытии.

Если же щиты у вас не истощились, старайтесь перемещаться по зоне почаще. Используйте прыжковый ранец, зависание в воздухе и рывок – все это не просто эффектные нововведения, но и полезные инструменты ведения боя.



Посещайте «Бурю» и «Нексус» после важных сюжетных событий

Это должно быть и так понятно для любого, кто ранее играл в Mass Effect, но если это ваша первая РПГ от BioWare, примите во внимание – посещайте важных NPC после выполнения каждой серьезной сюжетной миссии или открытия новой планеты.

Определенные диалоги с членами группы не могут быть активированы до определенного сюжетного момента, и если вы хотите открыть миссии лояльности или продвинуться в романтических отношениях, общайтесь с персонажами регулярно. Иногда о возможности дальнейшего развития будет сообщено через личное сообщение на «Буре», но не всегда. Так что не поленитесь поговорить с каждым членом группы после каждого задания.

Также стоит возвращаться в Нексус и прогуливаться по основным локациям – старайтесь посетить доки, комнату управления и даже зоны Гипериона. Даже если вы полностью закончили изучение зоны, в ней могут появиться новые задания.



Улучшайте «Кочевник» и правильно используйте его

В новом «Кочевнике» появилось несколько новых функций, которых не было у знакомого вам транспорта из оригинальной трилогии. Хотя и на этот раз можно застрять где-то в ущелье, если ездить не очень осторожно.

Также помните, что «Кочевник» можно и нужно улучшать в исследовательском центре. Получить больше чертежей для улучшения можно у Ангаранского инженера на базе повстанцев после достижения определенной точки в сюжетной линии. Самые полезные улучшения – ускорение и шестиприводный режим, переключение режимов тяги и дополнительная защита после выхода из транспорта.

Новый проект BioWare принес целую галактику для исследования, но чтобы быть готовым принять обязанности первопроходца, стоит ознакомиться с нашим гайдом по одиночной игре .

Несмотря на то, что игра во многом не оправдала ожиданий рядовых геймеров, в нее все равно играют тысячи, десятки тысяч людей. Даже не самая качественная анимация и местами скучноватый игровой процесс не смогли задвинуть громкий тайтл, озаглавленный культовой плашкой «Mass Effect».

Так что, если вы собираетесь в ближайшее время записаться на следующий корабль-ковчег, летящий по направлению к галактике Андромеды, то вам наверняка будет полезно узнать, с чем вы столкнетесь в этом месте, чужом для людей и других рас Альянса.

Забудьте о побочном контенте на планете Эос (до поры)

С самого начала планета Эос встречает игрока очень радиоактивной средой: перемещение возможно лишь на относительно небольших пространствах, а выход за их пределы быстро убивает персонажа и всю его команду. Поэтому если не хотите испортить себе впечатление от исследования второй планеты в игре, то покиньте ее сразу, как только пройдете основное задание по очистке атмосферы.

Не бойтесь, что пропустите что-то: все интересные места останутся в целости и сохранности и будут ждать вашего возвращения.

После прохождения основной миссии улетайте с планеты и продолжайте идти по основному сюжету, а через некоторое время вновь посетите Эос. Благодаря вашим действиям эта планета больше не пытается вас убить. Во всяком случае не так сильно, как раньше. Вы без труда сможете исследовать всю локацию без урона от радиации, а игра перестанет отталкивать странными решениями команды разработчиков.

Не торопитесь с исследованиями и крафтом

Если вы играете на нормальном уровне сложности, то и вовсе не будете нуждаться в исследовании новых технологий и создании экипировки, однако на высоких сложностях, особенно на «Безумии», Mass Effect: Andromeda может показаться довольно трудной.

Но даже в таком случае не торопитесь тратить очки исследований и ценные ресурсы, ведь они в игре довольно сильно ограничены, и потому стоит хорошо обдумать, как эффективно их использовать. Например, некоторые виды брони дают бонусы к биотическим умениям, и она будет для вас бесполезна, если вы, скажем, техник. Разумеется, никто не мешает создавать гибридный класс, но поначалу «растекаться по древу» не рекомендуется, если выставлена высокая сложность.

Особенно это касается технологий Млечного пути. Исследования в этой ветке наиболее ценные в игре из-за малого количества доступных очков. При этом именно в этой ветке сосредоточены многие очень хорошие предметы. Например, броня N7, знакомая многим по оригинальной трилогии о капитане Шепарде.

Похожая ситуация и с крафтом. Большая часть снаряжения, которое можно создать, на самом деле без особых проблем покупается у игровых торговцев и находится в контейнерах, разбросанных тут и там. На чем действительно стоит сосредоточить свое внимание при крафте предметов, так это на улучшения оружия, так как далеко не всегда можно быстро найти нужные «примочки» у ближайшего торговца, ведь типов оружия в Mass Effect: Andromeda предостаточно.

Еще одна причина не тратить ресурсы на создание стартовых предметов: вы все равно их смените на поздних этапах. И так как сложности начнутся именно на них, стоит приберечь ресурсы, чтобы встретить их в полной боевой готовности.

Не тратьте очки навыков понапрасну

Важная особенность ролевой системы Mass Effect: Andromeda заключается в том, что в бою персонаж может использовать только 3 активные способности. В игровых меню они помечены «кругами», в то время как пассивные способности - «треугольниками».

Из-за лимита в три активных умения нужно очень тщательно продумывать трату очков навыков, которые персонаж получает, набирая уровни. Самый оптимальный вариант - по максимуму развить три активных умения из одной и той же ветки. Как правило, навыки одного типа (бой, техника, биотика) лучше комбинируются между собой, с ними проще достичь синергии и выполнять комбо-атаки.

Остальные очки вложите в пассивные способности. Они действуют всегда и при любых обстоятельствах.

Разумеется, никто не мешает «вкачать» больше активных умений под разные боевые ситуации. На поздних этапах система профилей может быть очень полезна. Но поначалу старайтесь не тратить очки навыков на все подряд.

Используйте систему профилей с умом

В какой-то степени этот совет является продолжением предыдущего. В Mass Effect: Andromeda игрок может создавать боевые профили, в каждом из которых может быть свой набор активных умений. Переключение между ними позволяет менять билд персонажа «на лету» и адаптироваться под изменения на поле боя.

Игра никак не ограничивает вас в подборе навыков для создания профилей, но это не отменяет того, что в игре есть эффективные билды и не очень. Наиболее полезны те умения, которые позволяют проводить так называемые комбо-связки, а они, в свою очередь, проще всего делаются с помощью умений из одной и той же ветки.

Это значит, что логичнее всего сделать по одному профилю на каждый архетип: солдат, техник и биотик. В каждом из них соберите по три максимально развитых способности, а все остальные вложите в пассивные умения.

Если вы поторопились и «раскидали» очки навыков беспорядочно и теперь вам не хватает очков для создания действительно эффективных профилей, то вернитесь на свой корабль, «Бурю» и воспользуйтесь специальной перераспределительной станцией. Она находится на нижнем уровне, в медицинском отсеке.

Всегда пробуйте новое оружие, прежде чем отказаться от старого

В Mass Effect: Andromeda представлен очень обширный арсенал самого разного вооружения. Есть почти все образцы из прошлых частей, а также абсолютно новые виды оружия.

Каждый «ствол» обладает уникальным набором характеристик, а также анимациями перезарядки в бою. И вот тут есть очень «тонкий» момент: далеко не всегда цифры позволяют понять, как именно оружие поведет себя в бою.

Например, карабин «Мотыга» обладает внушительным уроном от одного выстрела, но из-за низкой скорострельности подойдет далеко не каждому игроку. Дело в том, что выяснить это можно только в бою.

При этом менять снаряжение посреди миссии обычно нельзя, и из-за этого вы можете угодить в очень щекотливую ситуацию: через две минуты трудный бой с «боссом», а у вас в руках палка, которая по тех-паспорту мощная, а не деле ее попросту неудобно использовать в этой ситуации.

Чтобы избежать таких казусов, всегда пробуйте новое оружие, прежде чем отказаться от старого. Конечно, тут многое решает привычка, но даже более слабое, но привычное оружие, может быть полезней, чем необкатанная новинка.

Часто лучше разобрать ненужные предметы, чем продавать их

Как уже было отмечено выше, в Mass Effect: Andromeda количество ресурсов для крафта ограничено, из-за чего к созданию предметов стоит подходить серьезно. Отчасти поэтому стоит также подумать, стоит ли продавать оружие или броню, которые оказались вам не нужны.

Так как большую часть времени игрок проводит в малоисследованных местах, где нет толковой инфраструктуры, условная ценность игровых денег, кредитов, гораздо ниже, чем в прошлых частях серии. Торговцы встречаются не так уж и часто, а постоянно возвращаться на станцию Нексус нет особого смысла: у тамошних «воротил» скудный ассортимент.

Поэтому часто лучше разобрать ненужные предметы, чем продавать их. Это гораздо быстрее - достаточно нажать одну-единственную кнопку, а в награду вы получите не бесполезные кредиты, а ценные ресурсы, которые нужны почти всегда.

Кстати, разбирать можно не только оружие или броню, но еще и улучшения для оружия. Они в игре разделены по эффективности на классы от 1 до 5, поэтому если вы только что сменили апгрейд на любимом оружии на тот же, но более качественный, то старый можете смело разбирать - он вам уже не понадобится.

К тому же разбор предметов позволяет освободить место в инвентаре, которое ограничено 50 слотами. Не забывайте об этом!

Помните о весе оружия, он влияет на откат способностей

Когда вы улучшите персонажа, добавив возможность носить больше оружия (до четырех видов), не торопитесь вооружаться до зубов, ведь вес снаряжения играет очень важное значение в Mass Effect: Andromeda.

Дело в том, что время восстановления активируемых умений пропорционально «загрузке» персонажа. Речь идет не о количестве предметов в глобальном инвентаре, а только о снаряженном оружии. Поэтому если ваш персонаж наносит большую часть урона с помощью активных способностей, то перевес при взятии 3 или 4 «пушек» сильно уменьшит эффективность.

Именно поэтому биотики обычно снаряжены одним-единственным пистолетом или, на худой конец, дробовиком. Им не нужны ни штурмовые винтовки, ни массивные пулеметы, ни снайперки, так как основной урон они наносят биотическими умениями и их комбо-связками.

Не забывайте о ближнем бое и «расходниках»

В Mass Effect: Andromeda оружие ближнего боя выделено в отдельный предмет, который по ходу игры можно менять. Благодаря этому через некоторое время ваш первопроходец может стать настоящим «мясником», вооружившись опасным оружием ближнего боя и подобрав специальный набор способностей.

Поначалу у вас будет только базовый омни-инструмент, который едва ли позволит эффективно расправляться с врагами на ближней дистанции. Однако не игнорируйте возможность улучшения или замены этого оружия. Например, специальное оружие биотика просто великолепно при правильном подборе умений, а в ветках солдата и стража есть улучшения, позволяющие увеличить урон в ближнем бою до 140%!

Не забывайте также о расходуемых предметах. Это могут быть усилители патронов с различными эффектами вроде возгорания или заморозки, восстановители щитов, коробки с боеприпасами и даже разрушительный заряд «Кобра» - ультимативное решение любых проблем в бою.

Ну и самое вкусное: расходники не влияют на ваш вес, а значит никак не ограничивают скорость отката способностей.

Всегда старайтесь иметь что-то для снятия вражеских щитов

Конечно, щит - ваш самый лучший друг в Mass Effect: Andromeda, но дружит он не только с вами, но и с некоторыми противниками. И тогда сбитие щитов может доставить много проблем, ведь они хорошо «впитывают» урон и могут постепенно восстанавливаться, если противник найдет укрытие и не будет получать урон в течение некоторого времени.

Вдобавок к этому щит (синяя полоса выше здоровья) позволяет врагам избегать эффектов от многих способностей. Например, биотический толчок не сдвинет противника с места, если тот под щитом. К тому же многие способности наносят по щитам только часть своего номинального урона.

Чтобы избежать необходимости по несколько раз снимать щиты с одного и того же противника, всегда держите в своем арсенале что-то такое, что позволяет их снять за очень короткий срок, чтобы затем добить противника из основного оружия или с помощью способности.

Некоторые из последних как раз и задуманы, чтобы снимать щиты. Например, «Перегрузка» у техника. Она наносит большой урон щитам, но по здоровью или броне бьет слабо.

Если билд персонажа не имеет таких способностей, можно придумать кое-что еще. Например, использовать скорострельное оружие или использовать специальные «электрические» патроны, применив соответствующий «расходник».

Если у вас не получилось убить противника, пока тот без щита, то постарайтесь хотя бы задержать их восстановление. Лучше всего для этого подходит поджигающее оружие, но вообще сгодится любое средство, которое наносит урон в течение определенного времени, пусть даже он будет минимальным.

Пробивайте броню правильно

Щиты - это далеко не единственное препятствие к «тушке» противника. Некоторые виды врагов имеют бронирование, их здоровье окрашено в желтый цвет. Их немного, но бои с ними тоже бывают трудными из-за того, что броня отлично поглощает обычные повреждения.

В отличие от щитов, броня отлично держится против скорострельного оружия, поэтому для эффективной борьбы против бронированных целей лучше всего использовать тяжелые виды вооружения, которые стреляют редко, но метко. Это дробовики, снайперские винтовки и всевозможные гранатометы.

Также против брони очень эффективны способности, наносящий урон огнем. А если и их под рукой не оказалось, то можно воспользоваться зажигательными и крио-патронами.

Бой стал быстрее, чем когда-либо

Одно из важнейших изменений боевой системы Mass Effect: Andromeda - это заметно возросшая динамика. Персонаж двигается быстрее, а также может прыгать и совершать молниеносные скачки в любую сторону. Противники тоже стали куда более маневренными и подчас могут сократить дистанцию с вами за считанные секунды.

Старые тактические схемы устарели, и поэтому придется учиться заново, используя новые возможности. Старайтесь всегда быть выше своего противника, для этого запрыгивайте на высокие места. Помните, что противники редко «спавнятся» над вами, поэтому высота часто будет вашим спасением.

Каждая из враждебных фракций получила специальных юнитов, которые атакуют исключительно в ближнем бою. Это и «собаки» у кеттов и разбойников, и мелкие дроны у реликтов. Они могут доставить множество проблем, и чтобы не оказаться в неудобном положении, почаще оглядывайтесь по сторонам. Если видите противника, использующего ближний бой, совершайте скачок в противоположную от него сторону.

Скачки также могут быть очень полезны, когда в пылу перестрелки вам сняли щиты и начали снимать здоровье. В таком случае нужно как можно быстрее ретироваться, чтобы переждать опасность и восстановить щиты. Скачки в этом очень помогают, и опытный первопроходец сможет использовать их, чтобы почти мгновенно переместиться в укрытие.

Возвращайтесь на «Бурю» после каждого крупного задания

Этот совет едва ли будет полезен тем, кто играл в прошлые игры серии Mass Effect, но далеко не каждый новичок знает, что многие диалоги с персонажами привязаны к прогрессу основного сюжета.

Поэтому после прохождения очередного сюжетного задания не поленитесь вернуться на свой корабль, «Бурю», и пообщаться с членами команды. Они наверняка расскажут вам много всего интересного и, может быть, если вы будете достаточно обходительны, предложат вам завести роман.

Также не забывайте иногда возвращаться на станцию Нексус. Ее обитатели тоже периодически получают новые диалоговые реплики и побочные задания.

Улучшайте транспорт «Кочевник» и используйте его

Локации в Mass Effect: Andromeda куда больше, чем в , и далеко не всегда эффективно их исследовать, передвигаясь пешком. На планете Эос вы найдете гараж, а в нем - транспорт «Кочевник». С ним путешествия станут куда более быстрыми и веселыми.

К слову, у «Кочевника» есть очень полезные функции. Во-первых, нажав на правую кнопку мыши, вы задействуете режим повышенного сцепления, что, в свою очередь, в несколько раз повысит проходимость транспорт. Во-вторых, «Кочевник» может ускоряться нажатием на клавишу Shift и даже прыгать с помощью «Пробела».

Если вам понравился этот вездеход, то вы можете его улучшить, воспользовавшись исследовательским центром на «Буре». Соответствующие технологии можно получить, поговорив с инженером из расы Ангара. Он находится на базе повстанцев, которую вы обязательно посетите во время прохождения основной сюжетной линии.

Используйте ударные отряды и получайте бесплатный лут

Прибыв на Нексус, вы встретитесь с множеством персонажей, и успеете вдоволь с ними наговориться. Один из них, турианец, заведующий охраной станции, расскажет вам о системе ударных отрядов и даст доступ к интерфейсу управления ими.

Ударные отряды можно отправлять на специальные задания. В них нельзя участвовать самому, если только это не специальные миссии APEX для сетевой игры. Задания делятся по рангам на бронзовые, серебряные и золотые. Чем выше ранг, тем сложнее отряду выполнить задание, да и требуемое для этого время увеличивается.

В качестве награды за выполнение задания игрок получает специальные очки, с помощью которых можно улучшить отряд. Но куда важнее то, что каждое выполненное задание дает несколько контейнеров с бесплатным снаряжением.

Эти контейнеры - единственный способ бесконечного получения предметов, ресурсов и игровой валюты. Поэтому если не можете пройти игру дальше, то можете заняться «фармом» миссий для ударных отрядов. Рано или поздно вы получите достаточно предметов, чтобы усилить себя и все же пройти сложный участок.