Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Дионисиат

Монастырь Дионисиат

Обитель Дионисиат считается пятой по чести в афонской иерархии. Дионисиат, посвященный святому Иоанну Предтече, стоит на юго-восточном побережье полуострова между монастырями Григориат и святого Павла. Дионисиат построен на узкой полосе отвесного камня, на высоте 80 метров над уровнем моря. Из-за этого обитель иногда называют «Неа Петра» (Новая скала).

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке. Точная дата неизвестна: примерно около 1370 или 1375 года обитель основал преподобный Дионисий Корис из селения Корисос около Кастории. На место, где следовало построить монастырь, преподобному Дионисию указал столп света.

Преподобный Дионисий начал строительство сам, но так как его собственных средств было недостаточно для завершения работы, его брат Феодосий, митрополит Трапезундский, обратился за помощью к правителю Трапезундской империи – императору Алексею III Комнину. Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на императора, что он назвал его «ангелом, посланным Богом с благой вестью о спасении» и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли «монастырем великого Комнина». В обители до сих пор хранится трехметровый царский хрисовул – хартия с императорской золотой печатью. Император кроме других пожертвований передал преподобному Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную евангелистом Лукой.

Вскоре после окончания работ на монастырь напали пираты. Они захватили в плен большинство монахов и держали их до тех пор, пока император и святой Дионисий не собрали деньги для выкупа.

Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 году, и, таким образом, он начал самостоятельную жизнь на Афоне. С обителью связана жизнь святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV века и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился.

В 1535 году после страшного пожара правители Византии и Молдо-Валахии помогли восстановить монастырь. Также ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов и сильнейший снегопад 1600 года.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжелым испытанием стало время греческого восстания 1821 года – в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покинуть монастырь.

Массивное каменное здание монастыря опоясано вдоль ряда келий хрупкими деревянными балконами, зависшими над простирающимся далеко внизу морем. Собор монастыря Дионисиат посвящен святому Иоанну Предтече – это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Поскольку монастырь стоит на узкой полоске скалы, постройки размещены очень компактно. Из-за этого в храме темно даже днем, так как соседние здания загораживают окна.

Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Цорзисом, художником критской школы. Они были написаны Цорзисом в 1546 – 47 годах в традиции Феофана Критского. В храме замечательный деревянный иконостас, отделанный золотом, с тонкой, богатой деталями резьбой. В трапезную, расписанную монахами Даниилом и Меркурием, ведет великолепная резная дверь. Большое впечатление производят фрески XVI века с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Эти фрески изображают картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы. Там есть изображения некоего «космического луча». Впервые на эти фрески обратили внимание солдаты и офицеры немецких войск во время оккупации 1941 года. Их поразила точность этих изображений.

В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: в честь Пресвятой Богородицы на хорах, святых Архангелов, евангелиста Иоанна Богослова, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и Победоносца Георгия, святителя Николая, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, и преподобного Дионисия – основателя обители. По дороге к Агиу Павлу находится костница, а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено в византийскую эпоху, о чем свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века. Вне монастыря 18 церквей.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В конце подъема от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов.

Главная святыня обители Дионисиат – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Приветствие Богородицы», или «Акафистная», вылепленная из воска и мастики. По преданию, этот образ Матери Божией был одним из тех семидесяти, которые написал евангелист Лука. Считается, что это тот самый образ, с которым в 626 году Патриарх Сергий во время нашествия авар и славян совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. Так же, во время освобождения Константинополя от крестоносцев, эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога.

Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество.

В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис.

В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

В обители также хранятся и другие святыни: часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, часть десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апостолов Иасона и Сосипатра, святого Дионисия Ареопагита, святителей Иоанна, епископа Колонийского, и Григория, епископа Акрагантийского, святых Космы и Дамиана, священномучеников Власия и Антипы, святителей Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Фотия,

Патриарха Константинопольского, великомучеников Артемия и Пантелеймона, священномучеников Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мученика Христофора, мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, великомученицы Варвары, апостола Луки, святой Параскевы, мучениц Кириакии, Фомаиды, благоверной царицы Феофании, святого Иоанна Милостивого, первомученика архидиакона Стефана, миро великомученика Димитрия Солунского, кровь великомученика Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. И еще одна чудотворная икона – святого Иоанна Крестителя, уцелевшая после пожара.

Также внимания заслуживают резное распятие из слоновой кости X века, священные сосуды и облачения.

В монастырской библиотеке хранятся 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

Сегодня в монастыре живут 50 монахов. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Монастырь Дионисиат стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Святого Павла и Григориат. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV века. Общение со святым Дионисием произвело сильное впечатление на императора Алексия III Комнина, который с радостью помог святому в строительстве монастыря. Впоследствии обитель поддерживали щедрыми вкладами императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии. Патриарх Антоний IV в 1389 году официально даровал монастырю именование Патриаршего.

С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего здесь монашество в середине XV века.

В 1535 году после опустошительного пожара, правители Византии и Молдо-Влахии помогали восстановить обитель.
Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Стены собора украшены великолепными фресками известного мастера критской школы Цорзиса, писанными в 1546 году.

Наружные фрески трапезной тоже покрыты уникальной росписью, которая представляет из себя удивительное пророчество. Созданные в XVII веке фрески изображают апокалипсические картины войн века XX, в том числе - атомные бомбы, бомбоубежища, самолёты-истребители, огнемёты. Изображён на этих фресках и некий космический луч, с которым человечество до настоящего времени не знакомо.

Монастырю принадлежат 14 небольших храмов и часовен, 7 келий и ферма.
В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики. Предание гласит, что эта икона была создана самим апостолом Лукой и что именно эту икону патриарх Сергий или один из его епископов обносил вокруг Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.

Среди святынь монастыря - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и святителя Иоанна Милостивого, мощи свт. Нифонта, святого апостола Луки, святой Параскевы, святого мученика Антипы, святого Власия из Армении, святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, мученицы Фомаиды.
Здесь подвизались святые Дионисий и Домеций, мученики Макарий и Иоасаф, святой Леонтий Мироточивый, святой Филофей, мученики Геннадий, Иосиф, Христофор и Павел, святительНифонт, патриарх Константинопольский и святой Никодим Святогорец.

Библиотека монастыря содержит 1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000 книг, включая бесценные инкунабулы. Сегодня братия насчитывает около 50 монахов.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023687
  • Факс - (+30) 2377023686
  • Телефонный центр - (+30) 2377023688
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023272
  • Представительство монастыря в Салониках -
  • Факс -
  • Престольный праздник – Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня
  • Дата основания – 1370-1374 года
  • Иерархическое место – 5/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона –Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.
  • Общежительный строй монастыря с – 1805 года, Благословение Патриарха Каллиника Ε′
  • Игумен – Священно Архимандрит Пётр (1989)
  • Количество монахов – 45 монастырских, 8 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 8 Келий, 1 Кафисма

История и современность

Дионисиа́т (греч. Μονή Διονυσίου; также Неа Пе́тра - букв. «Новая скала») - один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне Афонского полуострова; основан в XIV веке святым преподобным Дионисием из селения Корисос (около Кастории), и назван его именем. Монастырь освящён в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Византийский период

Дионисиат расположен на юго-западном побережье и построен на непреступной скале, на высоте 80 м над уровнем моря. Он был основан в середине XIV века преподобным Дионисием. Преподобный монашествовал в окружении учеников в местечке под названием Пальос Продромос, но после явившегося ему видения спустился ближе к морю, чтобы основать монастырь похожий на крепость, способный противостоять набегам пиратов, от которых уже пострадали монастыри Симонопетра и Пантократор. Здесь, на вершине скалы, Дионисий основал обитель под названием Нэа Петра (Новый Камень) около 1362 года. На пожертвования и собственные средства ему удалось построить башню и стены, но он так и не смог завершить строительство монастырского комплекса.

Его брат Феодосий, игумен монастыря Филофей, бал захвачен в плен турками, но после его освобождения удостоился чина митрополита Трапезунды. Дионисий отправился в Трапезунду, и при ходатайстве своего брата был представлен императору Алексею Комнину III (1350-1390). Император сделал щедрое пожертвование и назначил ежегодную субсидию на содержание монастыря. Дионисий, в свою очередь, должен был присвоить монастырю название «Великого Комнина», но и по сей день монастырь известен как Дионисиат.

После своего возвращения Дионисий с новыми силами приступил к строительным работам, заложив здания келий, главного храма и водопровода. В 1378 году ему снова пришлось отправиться в Трапезунду, а когда он вернулся, он обнаружил монастырь, разграбленный турецкими пиратами, более того, все монахи были взяты в плен. Дионисию снова пришлось отправиться в путь, чтобы найти, выкупить монахов и вернуть их в обитель. Во время одной из своих поездок в Трапезунду он скончался, предположительно в 1386 году. На посту игумена Дионисия сменил его преемник Дометий.

Турецкое владычество

Этот монастырь сыграл особую роль в пробуждении интереса правителей стран Дуная к Святой Горе, вследствие своих связей с преподобным Нифоном. Бывший патриарх Нифон, после того как оставил свой трон и удалился от дел в Валахии, обосновался в этом монастыре, как простой, никому не известный монах. Личность его была впоследствии, конечно, раскрыта, а его останки, после смерти переправлены в Валахию. Правители Молдавии также не обделили вниманием Дионисиат и способствовали процветанию обители, благодаря чему со временем она занимает прочное четвертое место в иерархии монастырей Святой Горы. Перепись 1808 года относит к Дионисиату 58 монахов, из которых 46 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь построен на огромной скале, на высоте 80 м над уровнем моря, на юго-западном побережье полуострова. Впечатление крепости от монастырского комплекса усиливается при виде скалистого ландшафта. Громоздкие и тяжёлые здания подступают к величественной башне, находящейся на севере. Войдя в монастырь, путник оказывается на узком дворе, в центре которого расположился главный храм. Вследствие ограниченности территории, крепостная стена, окружающая обитель, перегружена различными пристройками, проходами и галереями. Гостиница монастыря находится в северном крыле монастырского комплекса.

Главный храм, посвящённый Рождению Иоанна Предтечи, был завершён в своём сегодняшнем виде около середины XVI века (1537- 1547) и заменил ранее существовавший храм меньших размеров. Фрески храма принадлежат кисти великого Джорджи. Храм возвышается в самом центре внутреннего двора, украшенный пятью куполами. В отличие от других святогорских храмов, этот храм имеет некую архитектурную особенность: в его восточной части, по обеим сторонам от центральной ниши, образуются два дополнительных помещения, имеющих округлую форму внутри здания и восьмиугольную снаружи; они также украшена куполами.

В правом нефе храма сохранились ктиторские изображения воеводы Петра Рареша и его отпрысков.

Резной деревянный иконостас датируется началом XIX века, но некоторые иконы были созданы гораздо раньше. В другой части храма сохранились иконы предыдущего иконостаса, изображающие Иисуса Христа и Богородицу, а также большой крест.

Монастырь располагает 8 часовнями на своей территории и 6 за ее пределами. Особо стоит отметить купольный храм Богородицы, пристроенный к главному храму. Здесь хранится старейшая икона Богородицы.

Трапезная монастыря не могла быть построена в своем привычном месте, напротив главного входа в храм, поэтому она находится на юго-западе от храма и имеет непривычную форму неправильный буквы Т. Фрески, которыми расписана трапезная, показывают влияние критской школы на иконописцев XVI и XVII века. Врата трапезной украшены барельефами. Галерея, соединяющая трапезную и главный храм, расписана сценами Откровения. Ограниченная территория внутреннего двора не способствовала строительству купели.

Монастырь располагает в семью кельями в Карьесе и на близлежащих территориях. Келья Святого Стефана используется как представительство. Участок, принадлежащий монастырю, под названием Моноксилитис, славится своим вином.

Сегодня в монастыре живут 50 монахов.

Библиотека монастыря содержит 804 рукописи и более 4 000 печатных книг. Самая старая рукопись датируется IX веком (Афонский кодекс Дионисиев).

Путеводитель по монастырю

Вход в монастырь находится в восточном крыле и украшен галереей с куполом и фреской Рождества Честного Иоанна Предтечи 1837 года, перед которой всегда горит лампада. Врата находятся в северном крыле.

Двор небольших размеров и представляет собой в сущности 3 прохода вокруг главного храма обители. Вследствие не крупного масштаба внутреннего двора также отсутствуют купель. При входе справа располагается источник XIX века. В отличие от других источников в монастырях, украшенных в соответствии с традициями восточного искусства, украшение этого источника следует классическим строгим мотивам.

Башня встроена в северное крыло и датируется 1520 годом. Это четырехугольное и четырехэтажное сооружение высотой 24 м. Башня была отреставрирована несколько лет назад и на сегодняшний день здесь располагается библиотека.

В восточном крыле находится колокольня. Это трехэтажное сооружение с встроенными часами с западной стороны - одна из старейших построек всего монастыря. Внизу колокольни располагался старый главный вход в монастырь.

Главный храм обители построен прямо в скале. Это удивительный храм с пятью куполами, выкрашенный в пурпурный цвет и украшенный позолотой. Длина здания 28 м, ширина - 18, а высота до вершины центрального купола составляет 20 м. Храм был построен в период с 1535 по 1547 год и был расписан в этот же период на средства воеводы Петроса Рареса (1527-1528), который изображается на фреске правого нефа вместе со своей семьёй.

Внешний притвор храма выступает над скалой и растянулся на всю ширину главного храма и часовни Богородицы Акафистной. На фресках изображаются 24 икоса (части) акафиста и житие мучеников и святых.

Притвор весь украшен фресками, которые, также как и фрески главного храма, были очищены в 1995 году. Над главным входом в храм изображается сцена под названием Недреманное Око. Изображения Гостеприимство Авраама и Три отрока в пещи огненной символизируют Святую Троицу. Пол притвора, также как главного храма, выложен белыми и чёрными прямоугольными плитками из мрамора конца XIX века.

Крыша притвора поддерживается двумя колоннами. Створки царских врат представляют собой выдающийся пример византийского искусства резьбы по дереву.

Главенствующее изображение Иисуса Христа Вседержителя на центральном куполе окружено изображениями Иерархии Ангелов с Богородицей и Иоанном Предтечей.

На северной стене изображаются 5 святых мучеников. Святые воины изображаются не в доспехах, а в одеяниях знатных вельмож. Эти фрески - работа великого художника Джорджи. Небольшие различия в передаче лиц приводят к выводу, что над фресками работали также и ученики великого живописца из его мастерской.

На правой колонне перед иконостасом находится главная икона монастыря - . Рядом с колонной - искусно выполненный проскинитарий 1707 года. На колонне за троном находится икона " ", спасённая из пожара 1535 года. На этой же колонне находится икона Богородицы работы священнослужителя Иммануила Скордилиса. Напротив, на левой колонне, находится икона Богородицы Животворящий Источник 1669 года.

Отдельного внимания заслуживает светильник внушительных размеров с двадцатью четырьмя лампадами и двумя уровнями святых и ангелов. Конструкция светильника является одной из старейших на Святой Горе и датируется 1600 годом; здесь могут разместиться 72 лампады и 12 маленьких двухсторонних икон.

Резной позолоченный иконостас был создан из дерева в 1796 году, позолота была добавлена позднее в 1803 году. Примечательной особенностью этого иконостаса является искусное украшение растительным орнаментом.

Старый иконостас 1553 года был создан на средства воеводы Александра. На сегодняшний день сохраняются лишь части этого иконостаса, которые были помещены за новым сооружением. Рядом с входом в часовню Богородицы сохранилось также Распятие старого иконостаса. Изображения 12 праздников на иконостасе датируются XVI столетием и относятся к ярким примерам Критской Школы. Новейшие иконы были созданы в XIX веке в период с 1805 по 1818 год.

Икона Собор Архангелов была написана святым мучеником Иосифом Зографом. Крупные иконы Христа и Богородицы датируются XVI веком и происходят из старого иконостаса. Икона Иоанна Предтечи, созданная в начале XVII века, украшена рельефным серебряным нимбом.

В алтарной части располагается икона Божьей Матери Млекопитательницы, происходящая из Румынии, а также чудотворная икона Иоанна Предтечи с полуострова Халкидики. Здесь же в алтарной части находится мощевик Святого Нифона и его посох.

Часовня Богородицы Акафистной пристроена слева от притвора. Это сооружение с одним единым помещением и куполом. Изначальные фрески были покрыты новым слоем изображений в 1890 году. Здесь, в правой части искусного иконостаса находится икона . Икона украшена ризой из серебра с позолотой 1786 года. Эта икона считается самой старой чудотворной иконой Святой Горы, иногда она источает миро. Это бесценное сокровище и особое благословение Божьей Матери монастырю. Считается, что это та самая икона, которую держал в своих руках Патриарх Сергий, шествующий крестным ходом вокруг стен столицы Византийской империи, моля об упокоении душ воинов, защищающих Константинополь от нашествия иноземных захватчиков в 624 году, в то время как император Ираклий отсутствовал в военном походе против персов. Богородица совершила свое чудо, и весь флот врага был потоплен ужасным штормом. На обратной стороне иконы сохранилось изображение передачи образа императором Алексеем третьим Комниным преподобному Дионисию в 1374 году. Икона была выкрана пиратами, но после очередного шторма в море, Богородица явилась предводителю пиратов и выразила свое желание навсегда остаться в монастыре. Тут же образ стал источать миро и устрашенные пираты вернули икону в монастырь, а два из них даже стали монахами. Часовня открыта ежедневно, а по большим праздникам икона переносится в главный храм обители, где устанавливается в особый проскинитарий слева от царских врат.

Над притвором располагаются часовни преподобного Дионисия 1960 года и Архангелов, построенная в тоже время, что и главный храм и расписанная фресками конца XVI начала XVII века. Фрески были созданы монахами иконописцами Меркурием и Германом. В стенах монастыря располагаются также часовни Святых Бессребреников на скале под главным храмом, с фресками XVII века, покрытыми новым слоем изображений XIX столетия румынским иконописцем; Святого Иоанна Богослова с уникальным иконостасом и фресками, датируемыми с XVI по XVII век; Святого Николая в колокольне с фресками XVII века; Святого Иоанна Златоуста 1695 года; Святого Нифона 1783; Святого Георгия 1609 года рядом с предыдущей, с фресками иконописца монаха Даниила; а также Святого Нектария. Рядом с хранилищем икон недавно была создана часовня Святого Никодима Святогорца, в иконостасе которой можно разглядеть детали XV века, а также икону Иисуса Христа с архангелами XV века и икону Богородицы, периода правления Палеологов.

Храм на кладбище посвящен Всем Святым и находится левее монастыря на тропе ведущей в монастырь Святого Павла. Храм датируется, вероятно, эпохой основания самого монастыря. Это небольшой храм без притвора, украшенный фресками 1627 года. Большинство сцен относится к жизни Богородицы, поэтому, вероятно, храм изначально был посвящен именно Божьей Матери. Костница обители находится под храмом. Южнее храма расположилась могила Святого Нифона со сценой его успения.

Трапезная монастыря находится в южном крыле, напротив главного храма обители. Очертание трапезной напоминают букву Т. Часть трапезной, параллельная главному храму, является самой старой. Фрески изображают сцены Евангелия и сцены из жизни Иоанна Предтечи. Также изображается Второе Пришествие и святые Дионисий и Нифон. Южная часть трапезной была пристроена позднее, в 1568 году на средства Александра Лепушнина и Роксандры. Эта часть также украшена фресками и завершается конхой, где изображается Тайная вечеря. На восточной стене изображаются Иерархи в монашеских одеяниях, а на противоположной стене - святые мученики сентября и октября. На этой же стене находятся два больших изображения 1603 года: Собор небесных сил бесплотных, Падение светоносного ангела и Небесная лестница. У Западный колонны находится амвон, созданный в 1727 году, украшенный растительным мотивом.

Перед трапезной находится крытый проход с украшенной деревянной крышей, ведущий до притвора главного храма. Проход украшен фресками XVI века, изображающими Доброго самаритянина, Апостола Павла, Моисея на горе Синай, Даниила в клетке со львами, а также успение преподобного Ефрема. Здесь же изображается 21 сцена Апокалипсиса, что является древнейшим законченным циклом изображений этой темы на всём Востоке. Поражает смелость в изображении и передаче такого чувства, как ужас. Многие считают эти сцены пророческими, замечая на этих фресках, также как на соответствующих изображениях монастыря , современные события, как, например, последствия ядерного взрыва, форму гриба. На 8 сцене существует изображение с архангелами в полный рост. Именно здесь остановился излеченный архангелами племянник великого героя балканских войн, Душмана, бывший одержимым демоном в 1913 году.

Богатству фресок не уступает коллекция переносных икон, рукописей и других реликвий. В хранилище икон, которое располагается над трапезной, сохраняются многие переносные иконы периода с XIV по XIX век. Многие из них являются работами иконописцев монастыря Даниила и Меркурия, начала XVII века. Особого внимания заслуживает двухсторонняя икона XIV века, изображающая императора Алексея III Комнина, которого благословляет сам Христос, в то время, как император держит в своей руке макет храма вместе с Иоанном Предтечей. На обратной стороне изображаются четыре святых Трапезунды.

В монастыре одна из самых богатых библиотек на Святой Горе. В конце XVI начале XVII века здесь, в обители, действовала мастерская переписи рукописей scriptorium. Здесь хранятся около 1100 рукописей, свитков и кодексов. Особой известностью пользуется императорское Евангелие, кодекс 587, одиннадцатого столетия с восьмьюдесятью миниатюрами. Обложка украшена серебром с позолотой и изображениями. Всего в библиотеке хранится около 10000 книг.

В ризнице хранятся небывалые сокровища: вышитые золотой нитью одеяния священников, а также крест, подаренный монастырю Еленой Палеолог, матерью Константина Палеолога, ставшей монахиней в 1448 году, взявшей имя Ипомони (Терпение). Здесь же хранится небольшое изображение распятия, датируемое X веком, выполненное на пластине из слоновой кости. Это удивительный пример великого искусства византийской миниатюры. Стоит обратить внимание также на резную деревянную обложку рукописи XIII века с изображением церковных праздников, пророков и апостолов, где в общей сложности изображаются 270 лиц.

Частицы Мощей

Величайшей святыней монастыря является правая рука Иоанна Крестителя и Предтечи Господня, которую он возлагал на голову Спасителя во время крещения в реке Иордан Иисуса Христа. Частица Пояса Пресвятой Богородицы которую монахи Дионисиатского монастыря обменялись с монастырём Ватопед в замен отдав палец правой руки Иоанна Крестителя.

Мощевик в виде Храма где храниться мощи Святого Нифона (1515 год), размер мощевика (42Х30Х42 см. тяжесть 20 кг), сделан из серебра, золота и эмали. Подарок воеводы Неагое Басараб (1512-21), превосходная работа трансильванского искусства, является маленькой копией Храма построенного воеводой в честь Святого Нифона в Монастыре Кортя Деаргес недалеко от Бухареста. В этом Храме храниться Честная Глава Святого и правая рука.

В искусно сделанном серебряном мощевике находится Миро Великомученика Димитрия, правая рука Святой Матроны Хиополитисы и самый маленький бумажный хирограф Псалтири на Святой Горе Афон размеры которого (8Х5,5 см.)

В 1768 году пиратами была украдена честная Глава Иоанна Крестителя в то время когда монахи монастыря перевозили мощи на подворье монастыря Дионисиат в Святого Евстратия. Сегодня Честная Глава Святого находиться на почетном месте в мечете в Дамаске, Сирия.

Также хранятся Честные Главы Мученицы Девы Кириаки (Воскресенье), Святой Фомаиды Целомудренной, Григория Епископа Акрагандинского, Петра Священномученика, Великомученика Меркурия, Святой Царицы Феофании.

Также частицы мощей Святых Василия, Афанасия, Григория Богослова, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Неофита Еглистского, Филофея Дионисиатского, Дионисия Ареопагита, Якова Брата Божиего, Григория Паламы, Якова Перса, Стефана Первомученника и Архидиакона, Трифона, Никиты, Артемия, Арефа. Новомученников (пострадавшие после падения Константинополя 1453, при туркократии) Георгия Иоаннинского, Феодора Византийца, Геннадия Дионисиатского, Димитрия Триполитсиотского, Полидора, Афанасия Солунского.

С наступлением Нового 2013 года мы бы хотели познакомить Вас с интересным и редким материалом. Апокалипсис. Фрески афонского монастыря Дионисиат. Материал для нашего сайта переведен с греческого в конце 2012 года.

Закончился двенадцатый год второго тысячелетия от Рождества Христова. Смутное время. В декабре прошедшего года ждали конца света. Многие из нас, православных христиан, перед лицом суеверий, охвативших весь мир, с сомнением смотрели на календарь. Но вот перешагнули мы и этот очередной рубеж сомнений.

На вопрос о конце света один афонский монах ответил мне коротко:

«Христос же ясно сказал: дня и даты конца света НИКТО не знает. Если это 21-12-12, то Христос ошибся. Вот вкратце и вся глупость этого суждения.»

монастырь Дионисиат, святая гора Афон

Фрески Дионисиата. Апокалипсис.

Чудесные сцены из Апокалипсиса относятся приблизительно к середине 16-го века и представляют собой древнейший полный цикл на всем Православном Востоке. Он состоит из 21 сцены, и большинство из них подвергались позднейшей переписке. Они занимают оставшуюся часть двух узких стен и почти всю южную стену. Цикл начинается с 12 сцен справа от главного входа к западу, а остальные 9 сцен расположены слева от входа в восточной стороне.

Эти сцены иллюстрируют текст одноименной последней книги Нового Завета (и всего Священного Писания), которая несет особое дуновение Пресвятого Духа. Эта книга содержит описание жизни Церкви, ее преследование, возрождение человека, воссоздание тварного мира, отношения верующих и неверующих и вечная слава. Также она повествует о последних ударах, которые падут на нераскаявшееся человечество, а также о появлении и об окончательном сокрушении антихриста. Но центральной идеей является явление Христа в сопровождении небесных сил, то есть второе пришествие, конечное воскресение, за которой последует перелом, единение верующих со Христом и непрерывная, но в конце-концов победоносная борьба Христа и Церкви против богопротивных сил. Первые главы (1-3) евангелист начинает с пересмотра настоящего состояния Церкви своего времени и отправляет 7 писем к стольким же Церквям Малой Азии.

Росписи приковывают взгляд зрителя и производят особое впечатление, приводят в трепет любого, смотрит ли на них специалист-исследователь или простой верующий. Поэтому мы думаем, что здесь стоит привести их подробное описание.

Все сцены вместо надписей сопровождают один, два или больше стихов, написанных большими буквами из соответствующего текста (Апокалипсиса) сверху и снизу.

1-я сцена: явление Иисуса Иоанну (1, 9-20)

Христос является евангелисту Иоанну и диктует ему Апокалипсис. Его присутствие говорит о важности и подлинности книги. Он изображен на облаке почти во весь рост и анфас с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд, символы епископов церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Апокалипсиса в форме письма. Ниже сидит исступленный Иоанн, его кресло поднялось в воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен ко Христу.

первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

Надпись: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (1, 9-13)

На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов

2-я сцена: Небесная литургия, книга и агнец (4, 1-5, 14)

Изображен Бог-отец на престоле, которого несут ангелы и окружают четыре крылатых символа евангелистов, которые несут 6 крыльев и многочисленные черные знаки (очи) на теле и на крыльях. Над головой центральной фигуры Господа небесных чинов изображены 7 факелов, «семь духов Божьих», которые символизируют Святой Дух и полноту его энергий, а далее радуга, о которой идет речь в тексте. Она считается символом мира между Богом и людьми. Слева и справа стоят 24 пресвитера, по 12 с каждой стороны: они сидят на престолах, молятся и славословят Бога с гуслями и фимиамом. Они отождествляются с небесными ликами (или множеством святых). Одновременно они поклоняются агнцу, стоящему на двух задних ногах «семирогому агнцу», который символизирует Христа и который пытается открыть тайно запечатанную книгу, находящуюся в ногах Божьих.

Надпись: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (4, 2-3)

3-я сцена: Четверо всадников (6,1-8)

Четыре всадника изображены в построении устремляющимися на испуганных людей. Они различаются между собой цветом коней, головным убором, одеянием и оружием, которое они держат в правой руке: первый на белом коне носит царский венец и поднимает лук (символ победы, власти и царства), второй рыжий носит шапку и держит меч, третий вороной держит весы и сеет голод по земле. А четвертый бледный. Кажется, что последний выходит прямо из открытой пасти адского зверя, поражая копьем (трезубцем) падших на землю людей и сея везде смерть. Одновременно тот же зверь в нижней левой части иконы изрыгает пламя из пасти, усиливая и дополняя дело смерти» и других всадников.

Надпись: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (6,2).

третья и четвертая сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

4-я сцена: Открытие пятой печати (6, 9-11)

Шесть ангелов разворачивают длинную белую ткань сверху и сзади столообразного жертвенника, чтобы обернуть в ней нагих мучеников, находящихся в нижней части изображения. Под жертвенником можно различить мертвые тела еще шести мучеников, одного рядом с другим. Вероятно, речь идет об антиминсе, то есть о ткани, покрывающей Святой Престол, без которой невозможно совершить православную литургию. В нее вшиты мощи святых и мучеников.

Надпись: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (6,9).

5-я сцена: Снятие шестой печати (6, 12-17)

В верхней части изображены два облака, перекрещивающиеся между собой, которые окружают и луну, красную как кровь, и солнце в тот момент, как оно темнеет. В нижней части изображены разрушенные сильным землетрясением городские стены. Люди, испуганные всем происходящим, прячутся группами в пещерах – горных прибежищах. Разрушение мира сопровождается звездным дождем. Звезды с огнями падают на город и скалы.

Надпись: + И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и луна сделалась как кровь и звезды небесные пали на землю (4, 12-14).

6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (7, 1-12)

Сначала изображается ангел на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12.000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца».

Надпись: + И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (7, 1-2).

7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (8,1-13)

Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море.

Надпись: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (8,2-5)

8-я сцена: Пятая труба (9, 1-12)

Справа верху изображен трубящий ангел, обращенный к центру, тогда как большую часть композиции занимает построенный из равной величины камней «кладезь бездны» со звездой и человеческим ликом (головой) в дыму, поднимающемся из колодца в виде гриба. Из-за дыма солнце и луна затемнены, тогда как люди внизу пали мертвыми. Одновременно с небес падают многочисленные крылатые чудища (саранча) с человеческими головами, царскими венцами и хвостами с жалом, предназначенным, чтобы жалить людей, не носящих печать Божию на челе.

Надпись: Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, и помрачилось солнце, и из дыма вышла саранча, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы (9,1-4).

9-я сцена: Шестая труба (9, 13-21)

За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий ангел. В нижней части изображены 4 ангела суда, а вместе с ними алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей. Они уничтожают людей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Две темы разделяются облаками, образующими гирлянду.

Надписи: = Ветхий деньми. – в другом месте – И пятый ангел вострубил и сказал: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате, чтобы умертвить третью часть людей, число конного войска было две тьмы тем (9, 13-16)

(на нимбе с крестом у Иисуса): Сущий

10-я сцена: Ангел с раскрытой книгой (10, 1-11)

В 10-й сцене изображается видение Иоанна, согласно которому ему предстает ангел, который передает ему раскрытую книгу с заповедью «съесть ее». Голова ангела окружена круглым нимбом, из которого исходят лучи, тогда как его ноги, похожие на «столпы огня», ступают одна по морю, а другая по суше. Одновременно он поднимает левую (вместо правой) руку в виде клятвенного жеста: «воздел он десницу к небесам и клялся Живущим во веки веков». Над ангелом изображена радуга с тремя разноцветными полосами, зеленой, красной и желтой. Иоанн с левой и нижней части композиции немного приклоняет колени и двумя руками с явным трепетом берет книгу у ангела.

Надпись: И видел я другого ангела сильного сходящего с неба, облаченного облаком, над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные (10, 1)

(над нимбом Иоанна): Святой Иоанн Богослов

(на двух страницах раскрытой книги): Возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед (10, 9).

11-я сцена: Измерение храма (11, 1-7)

Изображение еще одного видения Иоанна – измерение им самим внутренней части храма в Иерусалиме по повелению небесного голоса. Иоанн изображен держащим в протянутых руках жезл, которым он измеряет вертикальные поверхности храма. Рядом с ним изображен каштаново-рыжий крылатый зверь с короной на голове и раскрытой пастью. Он игриво движется в левую сторону, где стоят два мученика, которых он грозится убить. Согласно надписям, речь идет о Енохе и пророке Илье, которые не познали смерти, а были взяты на небо, и которые явятся свидетелями во дни антихриста. В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и престолом, сокрытым под разукрашенным пологом.

Надпись: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3)

(над нимбом Иоанна): Иоанн, (над двумя мучениками): Енох Илия

12-я сцена: Жена и дракон (12, 1-17)

Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно отцам она олицетворяет Богородицу или Церковь. Она облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полукруг. Напротив нее на правой стороне изображен семиглавый дракон. Он взбешен, и из его пасти исходит водная река, чтобы потопить женщину, а его хвост поднимается вверх по всей поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку, тогда как одновременно два ангела с дубиной и мечом нападают на дракона над его головами. Одновременно два других ангела на облаках поднимают Христа-младенца в полотне на небеса, где виден пустой разукрашенный престол.

Надпись: 12. И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (12, 1)

(справа и слева от женщины): Матерь Божия

13-я сцена: Два зверя (13, 1-8)

В центре композиции изображены два зверя один напротив другого. Один поднимается от земли и имеет вид ягненка, у которого два повернутых рога, что делает его похожим на барана. Другой выходит из моря. У него 7 голов со столькими же венцами и ужасным хвостом, который проходит под животом и достигает облаков. Первый зверь склоняет людей, стоящих слева внизу, чтобы они поклонились другому семиглавому рыжему зверю, и оба угрожают христианской общине. Наконец, оба зверя, антихрист и лжепророк, побеждаются и исчезают из истории.

Надпись: 13. И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем. И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим. И он заставляет всех людей поклоняться первому зверю (13, 1, 11-12)

(над головой ягненка): Антихрист.

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (14, 1-13)

Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символами четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона у своих ног. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (глава 5), показан здесь побеждающим. Он стоит на горе Сион и уже попрал силу Лукавого (глава 14).

Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (14,7).

(Раскрытая книга ангела): и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его (14, 7)

(Над развалинами): кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией + пал Вавилон великий (14, 8-10).

15-я сцена: Жатва и сбор винограда (14, 14-20)

Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий.

Надпись: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (14, 14).

16-я сцена: Семь ангелов с чашами гнева (15, 1-16, 21)

На верхней части росписи изображаются по всему пространству семь ангелов суда, каждый из которых опустошает чаши гнева Божия, слева, справа и внизу. Справа внизу изображен одноглавый крылатый зверь, который изрыгает в гневе три нечистых духа в виде лягушек. Он изрыгает их на группу из трех царей, которые стоят напротив него в нижнем левом углу.

Надпись: И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия (15, 1).

17-я сцена. Великая блудница и зверь (17, 1-18)

Изображена ступенчатая скала. На вершине зверь, несущий блудницу, движется влево. Блудница, как свидетельствует надпись, олицетворяет Вавилон, «мать блудницам и мерзостям земным» (17, 5). Или же она намекает нам на Древний Рим (семь холмов), символичный и совершенно условный город, центр отступничества и разврата, который царит повсюду с приходом антихриста. По другому толкованию она символизирует сборище неверного (падшего) народа Божьего.

Зверь, занимающий почти весь центр композиции, передан красно-коричневым цветом. У него 7 голов, 10 рогов и длинный хвост. На нем сидит женская фигура, обращенная немного влево. Они носит золототканую царскую одежду, распущенные волосы и корону из пяти частей, а в правой руке торжественно поднимает чашу, наполненную «мерзостями», держа ее за основание. Кажется, что зверь сгибается под ее тяжестью. В нижней части росписи стоят цари земные, взгляд которых обращен вверх, а руки воздеты в молитве.

Надпись: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (17, 1, 3)

18-я сцена: Падение Вавилона (18, 1-24)

В верхнем левом углу изображается ангел, летящий направо и проповедующий «пал, пал Вавилон, великий город». Можно различить город, преданный четырем огням, выходящим из зданий. Под ним второй ангел бросает в Евфрат большой камень, который уже выскользнул из его рук. В нижней части на первом уровне изображены 5 человек – царь и 4 купца. Они оплакивают разрушение города. Их движения направлены в разные стороны, а вещи брошены на земле.

Надпись: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; И воскликнул он: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (18, 1,2,11)

19-я сцена: Победа всадника на белом коне (19, 11-21)

Изображается столкновение двух групп всадников со шлемами: по цвету одежды они делятся на красных слева и белых справа. Во главе второй группы стоит небесный воин, или, как гласит надпись, «Слово Божие». Он появляется с драгоценным венцом на голове и держит длинный меч, который исходит из его уст. Это воинство обращает в бегство противника и ввергает его в озеро с огнем и серой, а белые хищные птицы, которых ведет ангел над облаками, падают с неба, чтобы разорвать побежденных, то есть трупы воинов безбожного воинства. Во время столкновения двух строев семиглавый дракон с рогами получает от белого всадника смертельный удар, и, побежденный, низвергается на скалы.

Надпись: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, и на голове Его много диадем. Имя Ему: «Слово Божие» (19, 11.13)

(над небесным всадником): Слово Божие.

20-я сцена: Ангел влачит закованного в цепи Сатану (20, 1-3)

Изображается ангел, который занимает почти все пространство росписи сверху вниз: в правой руке он держит большой ключ, чтобы открыть, а потом закрыть дверь бездны. Левой он держит конец красной цепи, которой он сзади связал руки Диавола, и ведет его в правую сторону. Дьявол черный и с рогами. Он шагает к пещере бездны, где он скованный будет заперт тысячу лет.

Надпись: + И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (20, 1-2).

21-я сцена: Новый Иерусалим (21, 1-27)

Этой сценой завершается цикл росписей на тему Апокалипсиса Иоанна, праздником радости завершаются и ужасные образы разрушения мира. Сверху справа изображен ангел Господень, обративший голову к восхищенному Иоанну, которому правой рукой он показывает на Новый Иерусалим со словами: «Се скиния Бога с человеками». Город занимает нижнюю часть композиции, от одной вертикальной плоскости до другой. Помимо зубчатых стен, различаются общественные и прочие здания. На возвышающихся башнях над каждыми воротами изображаются стоящие ангелы-стражи. Небесность образа передается испускающим лучи золотым треугольником Святой Троицы, который выходит из-за облаков и устремляется к городу. В действительности речь не идет о спуске с небес старого Иерусалима, но о «новом» царствии Божьем, где удел получат победители мира и страстей.

Надписи: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

(в верхнем правом углу): Святой Иоанн Богослов.

Эти фрески сделали в прошлом люди, живущие в монастыре и за его пределами, чтобы объяснить темы Апокалипсиса. Такие попытки продолжаются и по сей день, но не существует окончательного толкования этой книги. Чаще всего ее толкуют как рассказ о будущих событиях, принимая во внимание пророческий характер книги Апокалипсиса. Но в любом случае точное время исполнения предвидимых событий невозможно определить. Некоторые считали, что в ней изображается битва добра и зла, или что речь идет о столкновении двух миров, церковного и атеистического, или даже о крушении двух бесчеловечных систем, капиталистической и коммунистической, и о победе христианской культуры. Но несмотря на то, что всегда есть соблазн попытаться определить время исполнения пророчества, лучше бы дождаться исхода самого пророчества (как пишет Ириней). Вместе с тем надо было бы принять во внимание и сделать скидку на время создания книги Апокалипсиса. Это нужно для того, чтобы избежать или, по крайней мере, ограничить выстраивание фантастических теорий.

Специалисты создали вокруг этих росписей неразбериху, и окончательная позиция так и не была обозначена. Все это произошло по той причине, что такие существенные вещи, как богословский текст, время развития событий, ход всемирной истории и вечность не были учтены.

Мы полагаем, что настоящему их объяснению может способствовать только вера. По отношению к историческим, нравственным, богословским и мистическим расхождениям текста Апокалипсиса надо подходить с опаской и осторожностью. Не следует забывать, что евангелист Иоанн рассказывает и обозначает исторические события и лиц символически. Одновременно необходимо отдаляться от всякой субъективной трактовки текста. Надо использовать то, что установлено в православном учении нашей Церкви, которое мы обязаны сохранять неизменным. Не исключено, что живописцы, создавшие эту удивительную роспись, а также их помощники, знали это.

Заканчивая наш анализ мы подчеркнем три основных момента: 1) согласно завету самого Господа пророческое слово книги не должно быть скрыто, а должно читаться как можно более широкой аудиторией, 2) искусство передает сцены с этими событиями, чтобы напомнить нам текст и вынести его перед нашими глазами и 3) росписи на тему Апокалипсиса находятся за пределами храма, чтобы эсхатологично призывать монахов и паломников к постоянному поспешению и покаянию.

текст и иллюстации подготовлены к публикации специально для «ПравНовостей» Евгением.

Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света.

В обители хранится трёхметровый царский хрисову ́ л - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста.

Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия - стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец. Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Тзордзисом, учеником ведущего представителя критской школы Феофана, а трапезная - монахами Даниилом и Меркурием. В трапезную ведёт великолепная резная дверь. Большое впечатление производят на посетителей монастыря фрески XVI века, с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Выделяется фреска, изображающая последствия атомного взрыва. К сожалению, росписи нельзя фотографировать.

В конце подъёма от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов. В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: Похвалы Пресвятой Богородицы, Архангелов, св. Дионисия, свв. Бессребренников, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свт. Иоанна Златоуста, свт. Нифона, Георгия Победоносца, свт. Нектария Эгинского, прп. Никодима Святогорца. По дороге к Агиу Павлу находится костница , а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено ещё в византийскую эпоху, о чём свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века.

Судьба Динисиата уникальна в ряду святогорских монастырей тем, что за последние пять столетий обитель ни разу не пострадала от пожара. Ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов, и сильнейший снегопад 1600 года. Трудности также связаны с бурным водным потоком, спускающимся с гор весной и в периоды выпадения сильных осадков.

Период наивысшего расцвета монастырь пережил в XVI веке. На пожертвования игемонов из Молдавии и Валахии был построен пирг, водопровод, собор, восточные братские корпуса и шестиярусное крыло, выходящее на море. Паломникам следует обратить внимание на полиелей - один из древнейших на Афоне (1600). В храме много древних и чудотворных икон, а все три резные двери, соединяющие его с притвором, восходят к византийской эпохе и представляют собой уникальные произведения искусства.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжёлым испытанием стало время греческого восстания 1821 года - в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покидать монастырь. Сейчас в Дионисиате много монахов с Кипра, родом оттуда игумен монастыря о. Пётр и всегда приветливый архондаричный о. Павел.

В XX веке в обители подвизалось много замечательных старцев. Это и отец Гавриил (+1983), автор замечательного Афонского «Лавсаика» и множества других произведений, и о. Харалампий (его изображение вы можете видеть на фотографии) и, конечно, о. Феоклит Дионисиатский. Последний - один из крупнейших православных писателей и известных афонских старцев двадцатого столетия. Отец Феоклит родился в 1916 году, а в 1941 впервые прибыл на Святую Гору. Батюшка очень любил Россию. Всё время цитировал русских писателей, особенно, Достоевского. В 2006 году отец Феоклит преставился, но паломники могут увидеть домик, где он подвизался.

Паломникам полезно знать, что в Дионисиате они смогут воспользоваться тёплым душем (не в каждом монастыре на Афоне это доступно мирянам).

Престольный праздник обители - Рождество Иоанна Предтечи. В этот день монахи готовят уникальное коливо, пожалуй, лучшее на Афоне. Другие панигиры обители: Собор Иоанна Предтечи (20 января), преподобного Дионисия (8 июля), свт. Нифона (24 августа) и суббота на Пятой седмице Великого поста (Акафист).

Величание святому Нифонту (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 1996 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 1:22 мин. Размер 1.4 Mb)

Господи воззвах (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 2007 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:39 мин. Размер 5.4 Mb)

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

    Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Вход на колокольню

    Вход на колокольню

  • Колокольня

    Колокольня

  • Колокола

    Колокола

  • Вход в обитель

    Вход в обитель

  • Дверь в трапезную

    Дверь в трапезную

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря