Кто знает что такое кустовое колье. Чем же отличается колье от ожерелья? Центральный элемент колье может быть выполнен из бусин или камней, или это могут быть всякого рода подвески - кулоны, медальоны, амулеты, кисти и тому подобное

«Сделать бусы, колье, ожерелье, браслет самостоятельно — мечта любой девочки… И она вполне осуществима!»

Здравствуйте, мои дорогие подписчики и посетители интернет-магазина украшений из натуральных камней, жемчуга и коралла. Извиняюсь за продолжительное молчание, но в преддверии Международного женского дня у меня появилось много заказов от моих постоянных покупателей, в том числе передовых оптовиков региона, и мне много надо сделать. Да-да, не удивляйтесь. В мире бус, колье и ожерелий это называется — в преддверии, хотя до 8 Марта еще больше месяца от сего дня. Как показывает практика, многие мужчины уже загодя решают купить бусы, колье или ожерелье своим любимым и родным дамам к 8 Марта. И это наверно правильно, поскольку сейчас украшения дешевле, а выбор многообразнее и свободнее.

Но сегодня я не об этом… Сегодня я хочу поставить акцент не на желании купить бусы или колье , а на желании сделать бусы или колье самостоятельно!

Многие дамы, посещающие бутики или интернет-магазины бус из натуральных камней, жемчуга, коралла, довольно часто задаются вопросом:
«- А могу ли я сама сделать себе такое индивидуальное украшение? Сэкономлю денег, да и приобрету некоторый опыт рукоделия!».

На это я Вам скажу:
«- Да! Конечно, любая девушка или женщина может и сама сделать своими руками незабываемое украшение из натуральных камней!».
И у нее это обязательно получится, если она будет внимательна, сосредоточена, аккуратна, и перед такой кропотливой работой ознакомится с теорией изготовления бусиков и браслетов. Да и вообще такое занятие является прекрасным хобби в свободное от домашних забот время, помогает отвлечься от насущных проблем, сосредоточиться на интересном.

Я с удовольствием сегодня расскажу, с чего начать и как сделать свое первое украшение. И даже если «первый блин комом» — ничего страшного, терпение и труд все перетрут, а точнее наоборот – помогут сотворить свое маленькое «бижутерное» чудо.

Итак, для начала необходимо определиться в общих чертах, что же Вам хотелось бы надеть? В каком тоне? Под какое платье? С открытым декольте или нет? Длинный или короткий экземпляр бус это будет? А может к этому платью больше подойдет колье из коралла? Или ожерелье из жемчуга? Посмотрите на мою Витрину. Она обязательно поможет Вам определиться с общим выбором композиции.

Далее, конечно же, предстоит поход в магазин (или можно сделать заказ в интернет-магазине) материала для изготовления бус. Для первого раза все же лучше пощупать материал самой, осмотреть его воочию. А уж потом по желанию сделать заказ из проверенной точки по интернету.

Давайте я Вам расскажу и покажу пример изготовления бус, на достаточно простом варианте – . Мы будем делать эти бусы в виде одной длинной нити. Здесь применяется принцип крепления элементов через узелок. Это украшение, как видно из названия, состоит из натурального камня . Длина у него – 120 см.

При варианте в одну нить замок у этих бус отсутствует. При желании хозяйки сделать вариант в 2-3 нити, как представлено на картинке, замок внедряется на последнем этапе, после сборки всех необходимых нитей (рядов).

Чтобы собрать это изделие, много труда и времени не потребуется. Главное – усидчивость и желание.

Вообще для изготовления любого из вариантов этих бус нам понадобится:
1) бусины розового кварца разного размера:
— основные бусины. В своем экземпляре я решила поставить 6 штук крупных овальных элементов длиной 3 см и шириной 2 см. А в Вашем могут быть любой другой формы – плоский круг, ромб или бусины неправильной формы.
— дополнительные бусины. У меня это будут шары: 16 мм – 6 шт., 12 мм – 12 шт, 6 мм – 12 шт.
— фурнитура: бижутерные шарики – 12 шт, трубочки с изгибом – 10 шт. и ранделы (вставки между бусинами) – 12 шт, замок (при необходимости). Цвет фурнитуры подбирается по желанию под драгоценный металл, который Вам более всего нравится (золото, платина, серебро), с учетом Ваших серег, колец и прочих украшений.
2) розовые нитки в тон камня, можно чуть ярче – берется в 3 раза больше длины бус! Если мы делаем бусы в 2-3 ряда – берем с аналогичным запасом;
3) бисерная игла (или очень тонкая длинная простая иголка – в зависимости от размера отверстий у камней);
4) маникюрные ножницы (или другие маленькие);
5) зажигалка;
6) вспомогательная нитка из капрона длиной 20-25 см.

1) На подложке из однотонного материала (ткань, бумага и т.п.) раскладываем перед собой наши элементы бус в нужном нам порядке согласно разработанному дизайну.

У меня здесь изображена только многократно повторяющаяся часть наших бус, но я рекомендую Вам разложить перед собой все элементы, как Вы себе представляете Ваше украшение.

2) Берем вспомогательную нить, вытаскиваем из нее (раскручиваем) 1 тонкую прядь, продеваем ее в бисерную иглу. У нас получился своеобразный вспомогательный инструмент!


Завязываем тонкую нить на два простых узла, продеваем в получившуюся петлю основную длинную нить бус и складываем основную нить пополам.


В нашем случае получится двойная основная нить длинной 180 см, продетая в петлю нити вспомогательной иглы.

3) Далее нанизываем наши элементы в порядке, как изображено на следующем фото (слева-направо).


Ну или же в том порядке, в котором задумали Вы!

4) Следующим элементом будет изогнутая трубочка, но чтобы в нее продеть нить, иголку нужно заменить. Поскольку вспомогательная нить у нас из капрона – двойной узел легко развязывается – достаточно потянуть за оба несвободных края.
Теперь вместо иглы с нитью на петле нам надо соорудить вспомогательную гибкую иглу. Ее сделать просто. Берем капроновую нить длиной 10 см, продеваем в нашу петлю, складываем оба конца вместе, поджигаем концы зажигалкой (максимум на 1 секунду), сдуваем пламя (тушим), и пока нить горячая – скручиваем оба конца и вытягиваем, образуя подобие иглы. Край этой иглы подрезаем под острым углом.

Внимание! Прошу быть крайне аккуратными с огнем и соблюдать правила противопожарной безопасности!
Есть вариант избавиться от огня и использовать вместо нити тонкую рыбацкую леску 0,20-0,30 мм. При этом концы у лески сваривать не обязательно, а при некотором материале лески они могут вообще не свариться. Но этот инструмент с леской подходит не всегда – все зависит от шероховатости отверстия и его диаметра. Экспериментируйте!

5) И таким образом нам необходимо на основную нить надеть все элементы бус.

6) Если на Вашем экземпляре предусмотрен замок, то одну его сторону необходимо установить сразу после набора всех элементов. Для этого продеваем в ушко замка петлю основной нити, набрасываем эту петлю на сам замок, и затягиваем в обратном направлении. Узелок далее прижимается первой бусиной или вставкой, и никуда не денется.





7) Теперь каждый камень бус мы должны закрепить своим узелком. Фурнитуру крепить узлами не обязательно, но при желании – не помешает. Это и называется вязанием бус через узелок.
Здесь важен сам узелок. Он вяжется как обычный узел, но с некоторой хитростью, позволяющей его затянуть прямо у камня, без какого-либо зазора.
Техника вязания узелка изображена на следующих фото.









Последним действием нам надо дозатянуть узелок, потянув за обе нити основной нити бус.
Важно! Предпоследний и последний элементы бус узелками не крепятся, т.к. узелки помешают закрепить вторую часть замка.

8) Крепление ответной части замка. Продеваем основную нить в ушко ответной части. Если ушка нет, как в нашем случае с кольцом – то продеваем в само кольцо.
Затем возвращаем основную нить, продевая ее сквозь последний элемент.
Здесь могут возникнуть сложности с толщиной отверстия, поскольку в обратном направлении идут еще 2 нити в дополнение к 2-м ранее продетым. В таком случае можно ограничиться закреплением замка одной нитью, а вторую оставляем перед последним элементом, как изображено на фото.



Надежность при этом пострадает незначительно (из собственного опыта).

9) И в оконцовке все последние элементы стягиваются воедино и крепятся:
— в первом случае с двойной нитью – петлей, аналогично вязанию узелка после элемента;
— во втором случае (при одинарной возвратной нити) – оба конца связываются простым узлом 2 раза;
— далее концы обрезаются и аккуратно прижигаются зажигалкой, не оставляя усов и ворса.

10) В случае, если у Вас в бусах не предусмотрен замок – оба двойных конца завязываются простым двойным узлом, обрезаются и аккуратно прижигаются.

Вот такой несложный, кропотливый, но интересный процесс – изготовление бус своими руками.

Желаю Вам сделать бусы такими, какими Вы их давно себе представляете: красивыми и притягательными, надежными, приносящими благополучие и здоровье.

Удачи! До новых встреч.

P.S. Если у Вас получилось сделать бусы с помощью моей статьи или Вы просто хотите показать знакомым, как можно сделать бусы, собрать колье или изготовить ожерелье – воспользуйтесь ниже расположенными кнопками и покажите статью друзьям в своих социальных сетях.

Как впоследствии оказалось, на все времена. Он назывался «История кавалера де Гриё и Манон Леско». В нем рассказывалось о любви легкомысленной ветреной красавицы и преданного ей всем сердцем достойного молодого человека. Подробности были скандальными, и роман запретили. Но его читали в списках. А после переработки, когда автор убрал пикантные детали, его через двадцать лет напечатали.

Рассказ ведется от имени несчастного де Гриё. Он молод и неопытен, но во время учебы приобретает верного друга, которого зовут Тиберж. Этот благонравный и бедный молодой человек после учебы принял духовный сан. Сам де Гриё собирается после обучения вернуться к родителям и жить, как положено его высокому происхождению. Но он встречает юную красавицу, которую родители желают отправить в монастырь. Молодые люди моментально влюбляются друг в друга, уезжают в Париж и, не обвенчавшись, живут вместе. Так мы начинаем излагать краткое содержание «Манон Леско».

Первая измена

Де Гриё совсем потерял голову от любви к девушке и забыл о любящих его родителях. Но как-то раз, вернувшись к своей красавице, он находит ее в обществе известного состоятельного откупщика. Измена ошеломила семнадцатилетнего юношу. Это - продолжение этой истории (краткое содержание «Манон Леско»). А тут подоспели лакеи его отца и увезли его домой. Полгода он, тоскуя, мучается от любви и ревности, то веря, что Манон его любит, то думая, что она его забыла. Приезжает Тиберж и уговаривает кавалера начать занятия богословием. Так де Гриё снова попадает в Париж. Он усердно учится в Сорбонне и почти забывает пленительный образ.

Возвращение Манон

Ей уже 18 лет, и она стала еще красивее, чем была. Девушка умоляет простить ее, ибо она безмерно любит и жить без де Гриё не может. Конечно, кавалер забывает богословие и все благие планы и уезжает со своей прелестницей в маленькую деревеньку под Парижем.

Мы продолжаем излагать краткое содержание. Манон Леско привезла деньги. Она их собирала два года. Но случился пожар, и все сгорело. Плутовка знакомит де Гриё со своими братом, и тот приводит юношу в игорный дом. Выигрыши превышают ожидания, и пара вновь начинает жизнь в Париже на широкую ногу. Но тут их ограбили слуги.

Новая измена

Брат Манон знакомит ее с состоятельным господином, готовым взять ее на содержание. Но в головке красавицы рождается другой план, который в итоге приводит несчастного кавалера в тюрьму, а Манон - в приют для продажных женщин.

Окончание истории

После ряда измен и перипетий мадемуазель отправляют как падшую женщину в Америку. Верный и преданный кавалер следует за ней. В Новом Орлеане они собираются обвенчаться. Но на нее обратил внимание сын губернатора. Де Гриё убивает его на поединке. Влюбленные бегут, однако Манон заболела и умирает. Перед смертью она говорит, что никого никогда не любила, кроме де Гриё. Молодой человек совершенно убит смертью любимой и сам близок к аналогичному концу. Но тут приезжает верный Тиберж и увозит несчастного во Францию. У него умер отец, и он встречает только одну родную душу - брата. На этом мы заканчиваем очень краткое содержание «Манон Леско».

Опера Дж. Пуччини

Два года работы над либретто и год над оперой - и композитор ставит свой шедевр в Турине в 1893 году. «Манон Леско», опера Пуччини, сразу была признана публикой и критикой. Автору было 35 лет, и с этого времени всего его произведения вызывают восторги.

Ниже будет представлено либретто оперы «Манон Леско». Краткое содержание из четырех действий покажет, что сюжет оперы в деталях отличается от романа аббата Прево.

«Манон Леско», Дж. Пуччини: краткое содержание

Первое действие начинается в Амьене, на шумной, полной веселого народа площади. Появляется молодой, знатный, но бедный юноша Де Грие. Его сопровождает приятель Эдмонд, который поет легкомысленный мадригал о радостях любви и молодости. Над Де Грие, который еще ни разу не был влюблен, подшучивают друзья. Но вот на площади появляется карета, из которой выходит очаровательная пятнадцатилетняя Манон в сопровождении подростка-брата и старого откупщика Геронта. За время совместного путешествия он решил выкрасть юную красавицу и готовит для этого экипаж. Тем временем Де Грие, который оробел, увидев Манон, все же подходит к ней познакомиться. Молодые люди договариваются встретиться. Де Грие влюблен не на шутку. Его ария, полная восторгов, рассказывает о прелести Манон: «Право, она прелестна» (эту арию часто можно услышать в концертном исполнении).

Эдмон рассказывает Де Грие о планах старого Геронта. Когда молодые люди встречаются, то девушка исполняет арию «Вы видите, я верна слову»; молодой человек быстро сажает ее в экипаж, который заказал Геронт, и увозит в Париж. Брат, с увлечением играющий в карты, спокойно и цинично говорит откупщику, что нищий Де Грие скоро надоест сестре, которая любит наряды и развлечения.

Действие второе

Поднимается занавес, и мы оказываемся в богатом будуаре Манон. Она окружена служанками, которые ей помогают одеваться и причесываться. Мадемуазель Леско не выдержала нищей жизни с Де Грие, и теперь ее содержит богатый старик Геронт. Приходит брат и любуется роскошью, которая окружает его сестру. В своей арии он прославляет эту богатую жизнь, которой восхищается. Но в ответ Манон говорит в ми-бемоль мажоре о своей тоске по Де Грие. Ее не радует стилизация пасторали), который сочинил для нее ненавистный старик. К ней входит Геронт с друзьями и учителем танцев. Все очарованы ею, а она мило напевает мотив менуэта. Наконец все уходят, и появляется Де Грие. «Ты, любимый, ты», - не верит своим глазам Манон. Они упрекают друг друга, но и пылко заверяют, что их любовь вечна. И тут является Геронт.

Сначала он ироничен, но потом, когда красотка в зеркале показывает ему его старое мерзкое лицо, Геронт, полный злобы, решает отомстить. А влюбленные договариваются бежать. Приходит брат и говорит, что им надо торопиться, так как Геронт ведет сюда стражу, чтобы арестовать Манон за распутную жизнь. Она слишком долго собирается, и приходит стража. Ее арестовывают и уводят, несмотря на все отчаяние Де Грие.

Перед вами - краткий пересказ содержания «Манон Леско».

Действие третье

Оно начинается с короткого и пугающего драма - путь в Гавр. Занавес поднимается. На площади ранним утром стоят брат Манон и Де Грие. Они думают, как вызволить девушку из пересыльной тюрьмы. Брат предлагает подкупить охранников. У окна из-за решетки выглядывает несчастная Манон. Она вместе с другими падшими женщинами готовится к отправке на корабле в Америку. Все ее надежды связаны с Де Грие: «Любимый, ты спасешь меня». Но всех женщин, закованных в цепи, выводят на площадь. Тем временем читают список тех, кого сейчас отправят за океан. Толпа на площади обсуждает это, кому-то она сочувствует, кого-то осуждает. Манон должны посадить на корабль. Она трогательно прощается с любимым и просит его возвратиться домой. Де Грие умоляет капитана взять его с собой, чтобы быть рядом со своей возлюбленной. В его голосе звучит надрыв. Капитан тронут его мольбами и позволяет подняться. Бегом взбегает Де Грие по трапу и попадает в объятия ненаглядной. Композитор мастерски переплел все музыкальные линии, и они превратились в единую сцену, наполненную динамикой.

Действие четвертое

Америка. Манон и Де Грие в пустыне. Они убежали из города, потому что сын начальника колонии решил овладеть юной красавицей, и Де Грие убил насильника. Спускается вечер, надвигается ночь. Они оба бредут из последних сил. Вокруг нет ни жилья, ни еды, ни питья. Манон может идти, только пока ее поддерживает Де Грие. Но вскоре она падает в обморок Де Грие, плача от страха за нее, пытается привести Манон в чувство. Когда она приходит в себя и видит возлюбленного в слезах, то говорит, что его слезы сжигают ее сердце. Она просит пить. Де Грие, поколебавшись, уходит на поиск воды. У него тяжело на душе: как там выдержит одиночество Манон? А несчасная девушка, оставшись одна, начинает бредить. Она посылает проклятия своей красоте, которая довела их обоих до такого кошмара. Манон боится смерти, она слабеет и слабеет. Вернулся Де Грие. Он ничего не нашел.

Манон просит, чтобы он обнял ее. Она хочет, если ей доведется умереть, то лишь в его объятиях. Девушка снова говорит кавалеру, что любит его, и эта любовь никогда не умрет. Де Грие, рыдая, держит в руках умершую подругу. На этом заканчивается «Манон Леско». Опера Пуччини довольно сильно отличается от литературного оригинала и оперы Массне.

Музыкальные средства автора

Во-первых, либреттисты по требованию автора сократили оригинальный текст, сделав фабулу напряженной пружиной. Часть эпизодов оперы наполнена эмоциональным подъемом и мелодической яркостью. Это напряжение души перемежается с более спокойным развитием музыки. В его опере дуэты, наполненные чувством, сменяются страстными ариозо кавалера Де Грие и проникающими в душу жалобами Манон. Четвертый акт весь построен как один большой дуэт.

Первая признанная опера Дж. Пуччини - это опера «Манон Леско», краткое содержание которой нами рассмотрено.

Судя по запросам посетителей сайта и обсуждениям в Рунете в головах большинства людей существует большая путаница в отношении того, что такое бусы, ожерелье, колье. Часто говорят или пишут одно, а имеют в виду совсем другое. В этой небольшой статье, нисколько не претендуя на истину в последней инстанции, мы постарались дать авторские определения, основываясь только на исследовании истинных значений слов и собственного опыта изготовления украшений.

1. БУСЫ (BEADS)

1) Этимология слова «бусы» туманна. Некоторые объясняют происхождение этого слова от арабского «бусра» или «бусур» (откуда также происходит наше слово бисер». Но более вероятно, что и наше и арабское слово происходят от древнеиндийского «басура» — блестящий, поскольку бисер на Руси был известен и до арабов). Другие — от слова «пусы», т.е. пустоты. На наш взгляд, обе этимологии весьма спорны.

Как бы то ни было, из самого слова, имеющего грамматическую форму множественного числа, следует, что бусы — это любое более или менее упорядоченное собрание из бусин без оправы , снизанных или соединенных между собой иным способом (например, проволочными петельками) на одной или нескольких нитях в прямую линию, с замком или без оного (см. пример на фото). На фото хорошо видно, что различные камни упорядочены по размеру и цвету, в украшении присутствуют металлические бусины, но при этом камни не оправлены в металл. Обычно любительницы просто бус выражают свои эстетические предпочтения в следующих выражениях: «не люблю, когда много металла», «люблю, когда много камня», «люблю что по проще» и т.п.

Собственно говоря, такие бусы можно назвать украшением достаточно условно, как самую простую его разновидность, поскольку они становятся украшением (i) либо благодаря тому, что собраны в некую последовательность, (ii) либо благодаря красоте самих бусин, которые и сами по себе являются украшениями и могут быть безумно красивыми, как например, бусины из драгоценных камней , венецианского стекла, лэмпворк и пр. Это как низки бус, которые европейские торговцы привозили в Африку для обмена с туземцами, а те уже надевали их на себя так, как им подсказывала фантазия и местные обычаи (мода), или использовали для изготовления более сложных украшений. Мы называем такого рода украшения "просто бусы» (just beads).

2) Реже под бусами также понимаются сами бусины — мелкие украшения разной геометрической формы из камня, жемчуга, кости, металла, стекла и т.п. со сквозными отверстиями для нанизывания на нить (пронизи). Если использовать слово в этом значении, то будут правомерны такие словосочетания (термины), как «украшение из бус» (beaded adornment), «ожерелье из бус » (beaded necklace), «колье из бус », «браслет из бус» (https://bogemma.ru/braceletes.html), «серьги из бус » (beaded earrings) и т.д.

2. ОЖЕРЕЛЬЕ (NECKLACE)

Любопытно, что Аль-Бируни в своем трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей» дает следующее определение: «Ожерелье (= "икд; связка, низка) — это бусы; если они [просверлены и] сделаны на гвоздиках, то называются сихаб». Древнерусское слово «ожерелие» происходит от общеславянского gerlo со значением «горло», т.е. передняя часть шеи от подбородка до ключевых костей (ср. диал. ого?рлие с тем же значением). Изменение начального «г» в «ж» связано с фонетическим процессом, происходившим в языке в общеславянский период, который принято называть первой палатализацией (смягчением согласного, вызванного влиянием находящегося после него гласного). Ожерельями в Древней Руси называли ошейники, воротники кольчуг,грудь и шею (т.е. горло) коровы или быка и, собственно, украшения из полудрагоценных камней , носимые на шее.


Исходя из этой этимологии, мы определяем ожерелье (см. пример на фото) как украшение для шеи и области декольте (т.е. собственно горла), носимое на шее, собранное из бус / бусин в оправе из драгоценных или недрагоценных металлов (декоративной фурнитуры, кастов).

В этом определении (см. также фото) важны все признаки: во-первых, это украшение или только для шеи, или одновременно для шеи и области декольте («горла»); во-вторых, носимое главным образом на шее, а не где попало (мы сказали «главным образом», поскольку здесь возможны исключения, как например, некоторые украшения-трансформеры, которые можно носить как браслеты; в третьих, собранное из бусин или камней в оправе (касте из благородных (золота, платины, серебра, бронзы, латуни) или неблагородных (меди, никелевых сплавов, алюминия, стали и т.п. металлов)). Только все вместе эти признаки образуют понятие «ожерелье».

3. КОЛЬЕ

Колье в переводе с французского означает по сути тоже самое, что и ожерелье . Но как это всегда у нас бывает, иноземное слово обрело в русском языке новое значение и стало использоваться для ожерелий определенного типа.


Наше определение таково: колье — это шейное украшение (чаще всего типа ожерелье) с выраженной центральной частью из вставок с камнями или различных дополнительных декоративных элементов (наподобие разного рода подвесок, привесок и т.п.), тем или иным образом интегрированных в общую структуру украшения. Т.е. первый признак колье — это украшение, в котором в качестве основы не используются бусины, но только камни в металлической оправе (касте). Это сразу делает колье на порядок дороже любого украшения из просверленных или надсверленных бусин, т.к. камни не имеют отверстий, их целостность не нарушена, а поэтому стоят больше. С древних времен в качестве центрального элемента украшения использовалась подвеска из камня или металла, которая играла роль амулета. Например, аль-Бируни описывает амулеты, отлитые «в виде столбика с шестью гранями, то есть, на концах [они] имели граненые конусы (пирамиды), примыкавшие к граням столбика». Подвешивался такой амулет так, что ось цилиндра располагалась горизонтально. Для этого в средней части цилиндра сверлились два отверстия под углом навстречу, через которые и продевалась нить. Эти амулеты из камня имитировали форму металлических трубочек-футлярчиков для хранения магических текстов или выписанных строк из Корана.

Также весьма любопытно описание Бируни о том как делали колье из жемчуга. Он писал: «Подбор жемчужин для ожерелья начинается с выбора самой крупной, занимающей центральное место в снизке. Эта жемчужина называлась «Фарид» (Единственная), а сама снизка называлась «килада» (ожерелье, колье). Реже срединная жемчужина называлась «Йатима» (Сирота). «Но чаще еа называют «Единственной», так как название «Сирота» относится специально к знаменитой крупной жемчужине». В грузинских описаниях драгоценностей в уборах царей крупная жемчужина также называется «Сиротой» (Оболи). Камни, выделяющиеся своими размерами и игрой в колье, браслете или в других ювелирных изделиях, европейские ювелиры обычно называют «Солитером», то есть «Единственным», что является переводом арабского «фарид». Далее, когда выбрана срединная, самая крупная жемчужина, подбираются еще две одинаковые, достаточно крупные жемчужины, но меньшие, чем «Единственная». Они располагаются по обе стороны «Единственной». «Фарид — это жемчужина, которая [в колье] помещается посередине, вслед за ней жемчужины «ахват» (сестры), а вслед за ними более [мелкие] жемчужины (дурр), которые нанизываются попарно по сторонам». Жемчуг «нанизывают попарно в ожерелье и надевают на руку в два ряда, которые называются «акрас», то есть «ряды». Если [две одинаковые жемчужины] нанизывают около средней жемчужины одну против другой, то в таком случае она теряет название «Сироты» в смысле непарности, поскольку она получила сестер. И расположение [жемчужин] рядами одна против другой называется «таккарус». Описанное здесь попарное расположение жемчужин одинаковых размеров рядами одна против другой около средней крупной становится понятным, если представить себе связку жемчужин сложенной вдвое. От крупной жемчужины или камня, занимающего нижнее (среднее) место в колье, по обе стороны идут два ряда, убывающих по размеру бусин.

4. ЧОКЕР (CHOKER)

Чокер — это ошейник, т.е. короткие бусы (ожерелье , колье) в два и более рядов, с центральным элементом или без оного, плотно облегающие шею (это и понятно, ибо назначение ошейника — крепко держать на привязи животное или раба).

Известную фразу о том, что настоящую красоту лучше всего подчеркивает отсутствие украшений, мы все, конечно, знаем. Но женская любовь к украшениям непреодолима, она находится где-то на подсознательном уровне. Поэтому женщины всех времен и народов всегда стремились украсить себя - если не самыми дорогими колье и сергами, то хотя бы украшениями, изготовленными вручную. Украшения менялись, подчиняясь законам моды, но неизменно сопровождали прекрасную половину человечества. Неизменной также остается любовь женщин к бриллиантам и драгоценным камням. И каждая из нас хотя бы раз, хотя бы только в фантазиях, но надевала на шею необыкновенно красивое и, бесспорно, очень дорогое бриллиантовое колье.

Виды колье и ожерелий

Эти два названия шейных украшений - колье и ожерелье - часто путают. Поэтому для начала давайте разберемся с терминами. Если обратиться к происхождению этих слов, то мы найдем причину путаницы в названиях. Дело в том, что слово «ожерелье» в принципе обозначает то же самое, что и слово «колье». Слово «ожерелье» произошло от старославянского «gerlo», что означало переднюю часть шеи - «горло» . То есть, в прямом смысле «ожерелье» - это то, что вокруг горла. В Древней Руси ожерельем называли ошейник и воротник кольчуги, а также шею коровы или быка. И уже позже этим словом стали называть разные украшения, которые носили на шее. Слово же «колье» - (англ. collier), пришло к нам из Франции и в переводе означает «ошейник» или «надетый на шею». Сегодня слово «колье» в русском языке используется для названия шейного украшения определенного типа.

Чем же отличаются колье и ожерелье?

Ожерелье - это шейное украшение, которое изготовлено в виде обруча или цепочки со вставками, выполненными из драгоценных камней или бусин в оправе. В качестве оправы используется декоративная фурнитура и касты из драгоценных или недрагоценных металлов. Есть разные виды ожерелий: с гибким или с жестким обручем, есть сплошные и есть звеньями. В ожерельях есть разнообразные вставки - бриллиантовые, жемчужные, из драгоценных или полудрагоценных камней. Но главное отличие ожерелья от колье - вставки в этом украшении или одинаковые, или близки по размеру. (продолжение в конце поста)



Collen (1798-1879) Victoria, Duchess of Kent (1786-1861)


Эдуардо де Мойра (1817-87) Принцесса Алиса (1843-1878) позже Великая княгиня Гессен 1860.



Koppay_József_Árpád.Tsarina Alexandra Fyodorovna of Russia (1872-1918)



Королева Елизавета II


John Lavery Lady Lavery (1880-1935).


Sir George Hayter (1792-1871) Princess Charlotte of Wales (1790-1817)


Марджори Мерриуэзер Пост

Примеры ожерелий:

В отличие от ожерелья, колье - это украшение более сложной конструкции. Оно имеет ярко выраженную центральную часть. По размерам она больше, чем остальные части колье, и выполнена в виде одного или нескольких декоративных элементов. Колье зачастую очень дорогое, высокохудожественное ювелирное изделие, изготовлено из драгоценных металлов и украшенное драгоценными камнями.

Примеры колье:


Центральный элемент колье может быть выполнен из бусин или камней, или это могут быть всякого рода подвески - кулоны, медальоны, амулеты, кисти и тому подобное. Застёжка - также обязательный элемент колье, она разрешает регулировать плотность прилегания украшения к шее.

Примеры центральных элементов декора колье:

Подведём итог. Разница между колье и ожерельем тем, что колье имеет явно выделенную центральную часть, а в ожерелье все элементы распределяются относительно равномерно по всей длине украшения.

Виды колье и ожерелий по длине

Колье и ожерелья бывают таких типов: коллар (30-35 см), чокер (35- 40 см), принцесса (42-48 см) и матинэ (50-60 см) (подробнее о видах шейных украшений по длине).

По типу коллар и чокер изготавливают как колье, так и ожерелья. А вот колье по типу принцесса изготовляется очень редко. Что же касается матинэ, то колье в этой длине не бывает, а ожерелья иногда изготавливаются.

Колье коллар — самое короткое украшение и оно очень плотно прилегает к шее. По сути, это плотно облегающий шею, часто в несколько рядов, «воротничок» (в переводе collar и есть воротник).

Нужно отметить, что есть мужское колье коллар, которое отличается от женского и по своей длине и по назначению. Мужской коллар свидетельствует о статусе.

Он, как правило, состоит из цепи с массивными звеньями и одной основной подвески, на которой обязательно есть какое- то символичное изображение, обозначающее статус. Именно отсюда произошли символические украшения-цепи, которые можно увидеть на мэрах городов и высокопоставленных аристократических персонах.

Колье чокер - в переводе с английского «choker» означает «душитель», это украшение достаточно плотно обхватывает шею. Чокеры регулируются по обхвату, благодаря различным регуляторам длины, а иногда такое украшение изготавливается по снятым меркам заказчика. Чокер является классическим шейным украшением, которое во все времена было символом элегантности и изящества - и в рыцарские времена, и в викторианскую эпоху. Сама королева Виктория обожала это украшение, а принцесса Уэльская благодаря чокерам-колье искусно скрывала свой шрам на шее. Ожерельям чокер отдавала предпочтение Коко Шанель, делая на них акцент в своих коллекциях.

Разновидности колье и ожерелий по внешнему виду

По своему внешнему виду эти украшения делятся на много видов. Самые распространенные виды колье: ривьера, фермуар, склаваж, пластрон.

Колье Ривьера (англ. Riviera collier, necklace)- разновидность колье, в котором одинаковые или однородные камни соединены таким образом, что вы не увидите мест скрепления, из-за чего создается иллюзия струящегося потока реки. Это исключительно красивое украшение уместно только с вечерним нарядом.



Фермуар (англ. fermoir, clasp collier, necklace) - колье, в котором застежка расположена впереди и является центральной частью украшения. Название произошло от французского fermoir - застежка.


Колье-фермуар из рубинов

Склаваж (англ. esclavage collier, necklace). Термин произошел от французского esclavage — рабство. Ожерелье- склаваж состоит из цепочек, образующих полосу, в которую закреплены вставки из драгоценных камней или бусин. А колье - склаваж состоит из полоски ткани, на которой закреплены драгоценные камни. Полоска с камнями достаточно плотно обхватывает шею, а в ложбинку ниспадает красивая подвеска.


Антикварное-колье-склаваж-из-Нормандии

Пластрон - от французского plastron - нагрудник. Колье-пластрон — это объемное украшение, закрывающее шею и большую часть груди.

А теперь попробуйте определить... где ожерелье, а где колье???

Женщина стремится выглядеть на 100% в любой ситуации. Будь то прогулка, учёба, работа или торжественное событие – выпускной, свадьба, светский приём. Часто дамы начинают планировать свой образ за месяц, а то и два до особого мероприятия. Они подбирают платье, обувь, причёску и макияж. Не обходят стороной и важный для завершения образа атрибут – аксессуары.

Если выбор между сумочкой и клатчем понятен, то определиться: «колье или ожерелье» уже сложнее. А всё потому, что многие путают эти украшения не до конца понимая:

  • в чём между ними разница;
  • для каких мероприятий каждый из них подходит.

Вот мы и попробуем в этом разобраться, чтобы вам было проще сделать выбор.

То, что разница между этими шейными украшениями есть, понятно с того, что разные ювелирные магазины предлагают купить то или иное изделие и называют их по-разному. Часто они очень похожи даже внешне, но, если знать на что обращать внимание, вы раз и навсегда научитесь отличать данные изделия друг от друга.

СПРАВКА! В английском языке эти украшения называются одним словом «necklace» (neck – шея; lace – кружево). Переводится как «ожерелье», но обозначает разные шейные украшения.

Конечно в английском языке есть и другие слова для определения бус и бисера, кулона и подвески, но к ожерелью и колье применяют только «necklace».

Описание двух видов

Чтобы понять в чём отличия между украшениями, стоит знать какую технику и материалы применяют для их изготовления.

Ожерелье . Отличительная черта – декоративные элементы размещаются на основе в специальных креплениях из металла, или пластика. Ещё они бывают на тканевой основе, тогда декоративные элементы пришиваются или приклеиваются к ткани. Камни и бусины имеют одинаковый или похожий размер и размещаются по всей длине изделия.

ИНТЕРЕСНО! Ожерелье сравнивается с кольцом, и символизирует совершенство и бесконечность. Поэтому легко запомнить – если камни размещены по всей длине изделия, и образовывают кольцо – это ожерелье.

Название пошло от старославянского слова «gerlo», что значит горло. Раньше ожерельями называли ошейники, грудь и шею крупного рогатого скота, воротник от кольчуги и украшения из драгоценных камней, которые носили на шее.

Но не стоит путать его с бусами. Дело в том, что и то и другое украшение имеет одинаковый размер камней или бусин, размещённых по всей длине изделия. Отличительной чертой служит способ закрепления декора. Бусы – это нитка, цепочка или шнурок, на который нанизаны бусины из различных материалов. А для ожерелья камни или бусины закрепляют в металлических оправах.

ВАЖНО! Бусы нанизывают, ожерелье закрепляют или приклеивают.

Колье . От латинского «шея», а в переводе с французского звучит как «ошейник, хомут, кольцо». На колье декоративные детали не одинакового размера – центральная часть выделяется или по объёму камней, или по длине подвесок.

СПРАВКА! Разновидность колье – фермуар. Застёжка в нем размещается спереди и служит центральной частью изделия.

Выделяющаяся часть спереди сужается к задней части, и обычно заканчивается простой цепочкой. Колье – это изысканное украшение, выполняется из драгоценных или полудрагоценных камней, закреплённых на дорогих металлах.

ВАЖНО! Колье – украшение из драгоценных материалов, с ярко выраженной центральной частью.

Принципиальная разница

Итак, принципиальными отличиями между ожерельем и колье являются:

  1. Стоимость материалов. Ожерелье может быть выполнено из пластиковых бус, дерева, бисера и дорогих минералов. Основой может служить драгметалл, ткань или кожа. Может сделать любая рукодельница дома из подручных материалов.Колье – дорогое украшение во всех смыслах, сложное по конструкции, изготовляется ювелирами.
  2. Строение. Ожерелье равномерно по всей длине, у колье ярко выражена центральная часть.


Назначение обоих украшений

Колье – служит дополнением только вечерних нарядов.

Ожерелье можно надеть даже на прогулку или учёбу. Оно часто выполняется в виде воротников, обшитых бисером или камнями. Им можно дополнить платье с лодочками, и рубашку с джинсами. Поэтому ожерелье можно назвать повседневным украшением, но и вечерние наряды оно может дополнить, если выбрать благородные материалы.