Определить скорость обращения денег. Скорость обращения денежной массы

Интенсивный кругооборот денег в стране обусловлен изобилием сделок купли-продажи. Скорость обращения денег - показатель среднегодового количества денежных оборотов, обусловленных использованием средств на приобретение услуг, готовых товаров.

Скорость обращения денег: расчет

Скорость обращения денег (V) рассчитывается как отношение годового ВВП (Y) к среднегодовой массе денег (M): V=Y/M.

В краткосрочной перспективе показатель скорости является постоянным, в долгосрочном периоде - это изменчивая величина, которую можно регулировать. На скорость денежного обращения влияет:

  • банковская инфраструктура страны;
  • техническое оснащение учреждений, участвующих в денежных схемах;
  • экономическая активность.

Чем совершеннее спутниковые, компьютерные связи, техническое оснащение банковских структур, тем интенсивнее оборачиваются деньги и меньше их требуется для стабильного функционирования хозяйства.

Денежная масса, необходимая для платежных операций, зависит от востребованности денег, предложения банками.

Денежные обороты: изменение скорости обращения денег

Изменение скорости обращения денег обусловлено увеличением либо снижением объемов производства - при наращивании производства скорость растет, при сокращении - замедляется. Косвенно обращение денег зависит от фаз экономического цикла. Так, в кризис оборот денежной массы снижается.

При условии стабильности цен в стране может прослеживаться:

  • замедление денежных оборотов - признак снижения ВНП;
  • ускорение оборачиваемости денег - критерий подъема ВНП.

При ускорении инфляции денежные обороты равнозначно увеличиваются.

Существенное изменение показателя интенсификации движения денежной массы может быть вызвано качественным преобразованием системы обращения денег.

Скорость обращения денег: факторы движения

Для исчисления оборачиваемости денег в экономике используется показатель, определяющий скорость обращения денег. Факторы , влияющие на коэффициент скорости:

  1. Общеэкономические. Условия - циклическое развитие экономики, движения цен.
  2. Монетарные:
  • изменение структуры платежного кругооборота;
  • развитие кредитных сделок;
  • интенсивность взаимных расчетов;
  • уровень процентных ставок;
  • темпы развития производственных объемов;
  • экономическое положение в РФ.

Ускоряет денежный кругооборот развитие платежных, расчетных систем. Показатель интенсификации денежной массы отображает уровень инфляции.

При экономическом подъеме оборачиваемость денег будет снижаться.

Понятие денежного обращения

Производство товарного характера составляет основу денежного обращения. При этом товарный мир делится на товар и деньги. Многообразие товаров позволяет удовлетворить все разнообразие потребностей населения. Деньги сегодня являются всеобщим эквивалентом. Если денежное обращение будет нарушено, то возникнут резкие колебания в уровне производства и занятости населения, вырастут цены и инфляция.

Определение 1

Под денежным обращением понимают постоянный процесс перемещения денег как во внутреннем, так и внешнем обороте экономики государства.

Именно поэтому без участия денег нельзя представить нормальное существование работающего хозяйства.

Денежное обращение существовать в наличной и безналичной формах. Наличное и безналичное денежное обращение взаимосвязаны: деньги при переходе из одной сферы обращения в другую меняют форму своего существования из личных денег на средства на счетах в банках и наоборот.

Замечание 1

Количество денег, находящихся в обращении, находится во взаимосвязи общей стоимости общественного продукта и скорости денежного оборота . Весь объем денег условно делят на три части: одна из них обращается в производственной сфере, другая в торговой, третья вращается в сфере накопления.

Оценка скорости денежного оборота

Определение 2

В общем виде скорость обращения денег показывает, с какой частотой (оборотностью) каждая денежная единица наличной формы в среднем применяется при реализации товаров. Работ, услуг за конкретный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Зная уравнение обмена Фишера ($MV = PQ$), значение скорости обращения денег можно рассчитать как:

$V = (P Q) / M$, где:

  • $P$ – средняя цена на товар (работу, услугу)
  • $Q$ – объем продукции, реализованной за временной промежуток
  • $M$ – среднее значение денежной массы, находящейся в обращении в анализируемый период времени

Проанализировав формулу, можно утверждать, что скорость денежного обращения прямо пропорциональна номинальному объему производства продукции и обратно пропорциональна объему денежной массы, находящейся в обращении.

Величина скорости денежного обращения служит индикатором уровня деловой активности в экономике страны, поэтому этот показатель зависит от многих факторов. К наиболее значимым из них относят:

  • Периодичность и объем трансакций между хозяйствующими субъектами.
  • Общий уровень экономического развития государства.
  • Баланс между спросом и предложением на рынке.
  • Степень активности и развитости маркетинга.
  • Инфляция.

При изменении показателя скорости обращения денег экономические последствия могут иметь разную направленность. Возможно возрастание или, напротив, снижение предложения денег, находящихся в обращении, что в свою очередь влияет на платежеспособный спрос. Скорость обращения денег влияет также и на процессы регулирования денежного обращения - усложняет или облегчает его. Кроме того, этот показатель дает общую картину изменения активности и интенсивности протекающих экономических процессов в экономике, которые собственно и составляют основу денежного обращения.

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Денежная масса представляет собой совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. В составе денежной массы различают активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличный и безналичный расчет, пассивные деньги обслуживают накопления, резервы и остатки на счетах. Пассивные деньги потенциально могут быть использованы для расчетов. Различают так называемые квазиденьги, к которым относятся денежные средства на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках и специальных кредитных учреждениях. Они являются подобием денег, так как их нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство. В странах с развитой рыночной экономикой квазиденьги являются основным и наиболее активным компонентом денежных агрегатов.

Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.

Для измерения количества денег используются специальные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

Денежный агрегат – специфическая группировка ликвидных активов, служащих измерителями денежной массы.

В разных странах используются различные денежные агрегаты – от самого узкого («денежная база») в Швейцарии до широкого показателя ликвидности в Великобритании и «всего объема кредита» в Италии. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Равновесие наступает при M 2 >M 1 , укрепляется при M 2 +M 3 >M 1 .

Состав денежных агрегатов разных странах неодинаков. Так, во Франции используется 2 денежных агрегата, в США – 4, в Японии и Германии 3, а в Англии пять денежных агрегатов.

В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Он включает агрегат М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в Банке России и средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России, таким образом, денежная база по существу приравнивается к агрегату М2.

Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота

Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативнее реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие корректирующие решения и воздействовать на экономическое развитие самым благоприятным образом. Эти правила обращения называются законами денежного обращения.

Закон денежного обращения

Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег:

Однако необходимо помнить, что указанная формула в большей степени справедлива для золотого обращения. Дело в том, что при обращении золота в качестве денег из-за ограниченности золотых запасов соотношение между количеством золота (монет) и товарами устанавливается стихийно, но относительно точно: избыток денег изымается из обращения и переходит в сферу накопления (сокровищ), а при недостатке монет их изъятая часть возвращается их сокровищ в обращение.

Когда появляются кредитные деньги, как указывалось выше, происходит практически необеспеченная эмиссия, т.е. количество денег может быть сколь угодно велико. В этом случае неизбежно появление инфляции, т.е. обесценения денег из-за их возросшего количества. В этом случае необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии. Указанное выше уравнение принимает следующий вид:

где КД – количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;

СЦ – сумма цен реализуемых товаров;

К – сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил;

П – сумма платежей по долговым обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашающихся платежей;

О – среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

,

где М – масса денег;

Р – цена товара;

Y – скорость обращения денег;

Q – количество товаров, представленных на рынке.

Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа и представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов.

Данный показатель трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В большинстве зарубежных стран обычно исчисляются два показателя:

      показатель скорости в кругообороте доходов: он рассчитывается как отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к агрегатам М1 или М2. динамика расчетной величины показывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

      показатель оборачиваемости денег в платежном обороте определяется как отношение суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель определяет скорость безналичных расчетов.

1.3 Скорость обращения денег

Денежные единицы можно использовать снова и снова в круговом потоке доходов. Чем чаще деньги используют для платежей в данный период - чем быстрее «оборачиваются» деньги - тем меньше требуемый объём денежной массы для данного объёма реального дохода при фиксированном уровне цен. Скорость оборота денежных запасов называется скоростью обращения денежных доходов, так как она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в пределах данного периода времени. Следовательно, скорость обращения денег – это показатель частоты, с которой средняя единица национальной валюты используется на выполнение операций в течение данного промежутка времени. Скорость обращения денег, в основном, зависит от принятых обычаев оплаты. В нашем обществе, например, рабочие получают оплату еженедельно, каждые две недели, или ежемесячно, а не ежедневно и не раз в год. Частота получения заработной платы и жалования оказывается влияет на количество денег, которые рабочие удерживают от одного дня оплаты до другого; их средние денежные накопления будут уменьшаться при увеличении частоты заработной платы и наоборот. Эта обратная зависимость между средними денежными накоплениями и частотой получек верна и для других источников дохода семей, а также для доходов предпринимательских фирм.

Таким образом, для данного уровня дохода, чем меньше средние денежные накопления разных хозяйственных единиц экономики, тем больше будет скорость накопления денег и наоборот. Среднюю сумму денежных накоплений, а, следовательно, и скорость оборота денежных запасов определяет, главным образом, общепринятая схема получек и платежей. Правда, некоторые другие экономические переменные тоже оказывают на среднюю сумму наличных денег в семьях и у предпринимательских фирм неоспоримое влияние. Доходы и благосостояние хозяйственных единиц оказывают следующее влияние: запасы наличных денег обладают тенденцией к увеличению при увеличении дохода и общего благосостояния. Процентные ставки тоже оказывают влияние на денежные запасы (и, следовательно, на скорость денежного обращения). Чем выше процентные ставки, тем больше образуется неиспользованных наличных денег, и наоборот. Таким образом, можем ожидать, что скорость обращения будет возрастать (средние накопления наличных денег будут сокращаться) при возрастании процентных ставок и сокращаться при снижении процентных ставок. Однако, величина так называемой эластичности спроса на деньги по проценту (степени чувствительности желаемого размера средних денежных накоплений на изменения процентных ставок)- носит проблематичный характер. Другим значительным фактором, имеющим отношение к выбору населения сколько наличных денег держать на руках, являются ожидания предстоящих экономических событий. Например, если ожидается высокая инфляция, население держит меньше наличных денег, т.к. их покупательская способность снижается с повышением цен. С другой стороны, ожидания снижения цен и/или занятости приводит к стремлению увеличить денежные накопления. Ожидания, связанные с предстоящими процентными ставками, тоже могут оказать влияние на запас наличных денег. Когда ожидают, что процентные ставки возрастут, население может воздержаться от вкладов до тех пор, пока не будут объявлены более высокие ставки и, поэтому держит больше наличных денег.

Деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Все денежное обращение стран подчиняется этой формуле, также известной как уравнение обмена. Из этого уравнения выражается скорость оборота денег:

M*V = P*Q V = (P*Q)/M

V – скорость оборота денег

М – количество денег

P – цены

Q – величина всех товаров

Скорость оборота денег характеризует скорость, с которой деньги циркулируют в экономике, т.е. сколько раз за определенный промежуток времени рубль переходит из рук в руки.

Предположим, например, что в данном году 60 батонов хлеба продаются по цене 5 рублей за батон. Тогда Q равняется 60 батонов в год, а Р - 5 рублям. Общее число рублей, участвовавших в сделках, равно:

РQ = 5 рублей/за батон * 60 батонов/в год = 300 рублей в год.

Расчет правой стороны уравнения количественной теории денег позволяет получить денежное выражение суммы всех совершенных за год сделок, равной 300 рублям в год.

Предположим теперь, что всего в экономике обращается 100 рублей. В этом случае мы можем рассчитать скорость обращения денег так:

V = (Р*Q)/М = (300 рублей в год)/(100 рублей) = 3 раза в год.

Это означает, что для того, чтобы в экономике, где обращается 100 рублей, за год были совершены сделки на сумму 300 рублей, необходимо, чтобы каждый рубль за год трижды перешел из рук в руки.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. (безналичный оборот денег). Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения (лежащие у потребителей дома деньги не могут обслуживать оборот) и накопления и т.д.

Рассмотрим пример зависимости скорости оборота денег от частоты (периодичности) выплаты доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли): если заработная плата, например, в 100 рублей в месяц выплачивается работникам раз в месяц, то для обслуживания этой сделки необходимо 100 рублей. Если же выплачивать ее два раза в месяц (то есть в два приема) по 50 рублей, то для этого может понадобиться только 50 рублей - заплатить в начале месяца, а затем этими же 50 рублями (которые работник за месяц израсходует) - в середине месяца. Таким образом, чем чаще платится заработная плата, тем меньшее количество денег может требоваться для обеспечения этой сделки.

Или, например, от темпа экономического роста. Чем он выше, тем меньше требуется денег в количественном отношении. Предположим, что в месяц вам необходимо постепенно потратить 1000 руб. Пусть траты будут производиться дважды в месяц и скорость обращения денежной единицы будет равна также месяцу. Таким образом, потратив в начале месяца 500 единиц, вам потребуется еще 500 единиц в середине месяца, чтобы произвести следующие расходы, поскольку потраченные ранее 500 единиц возвратятся только в следующем месяце. Таким образом, вам необходимо наличие 1000 единиц. Теперь представим, что скорость обращения денежных средств в экономике возросла и составляет полмесяца. Теперь, потратив 500 единиц в начале месяца, вы к середине месяца снова получаете 500 единиц, которые успели обернуться и вернулись в вашу систему. Вы можете произвести вторые запланированные вами расходы на те же 500 единиц, с помощью которых осуществляли операцию в начале месяца. Таким образом, вам на то же количество расходов требуется уже не 1000, а только 500 единиц.

Глава 2. Понятие денежной массы

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Денежная масса представляет собой совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

Состав и структура денежной массы:

Для измерения количества денег используются специальные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

Денежный агрегат – специфическая группировка ликвидных активов, служащих измерителями денежной массы.

В разных странах используются различные денежные агрегаты – от самого узкого («денежная база») в Швейцарии до широкого показателя ликвидности в Великобритании и «всего объема кредита» в Италии. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Равновесие наступает при M 2 >M 1 , укрепляется при M 2 +M 3 >M 1 .

Состав денежных агрегатов разных странах неодинаков. Так, во Франции используется 2 денежных агрегата, в США – 4, в Японии и Германии 3, а в Англии пять денежных агрегатов.

В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Он включает агрегат М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в Банке России и средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России, таким образом, денежная база по существу приравнивается к агрегату М2.

Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота

Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативнее реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие корректирующие решения и воздействовать на экономическое развитие самым благоприятным образом. Эти правила обращения называются законами денежного обращения.

Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег.

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …