Классный час деньги в нашей жизни. Классный час «Деньги в жизни человека»

Цель : усвоение детьми основных экономических понятий.

Ход викторины

I. Организационный момент.

Дети делятся на команды - «фирмы», дают своей «фирме» название. За правильный ответ на вопрос игры участники получают один «фунтик». Победу в игре одерживает та команда, которая имеет больше «фунтиков».

II. Конкурсы.

«Получение лицензии».

Для участия в игре вашей «фирме» необходимо получить разрешение - лицензию. Отгадайте загадки или ответьте на вопросы.

Чтобы врач купил пирог,

Заплати скорей... (налог).

Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца,

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется... (цена).

Мишка коммерсантом стал,

У лисы кредит он взял.

Через год он разорился

Ив... (банкрота) превратился.

Он в Америке родился,

Путешествовать пустился,

С тех пор по странам гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют,

Как его все называют? (Доллар)

В магазине побывали, куклу Барби увидали.

Стали покупать - не хватает рублей пять.

Через день зашли - и на! Уже новая цена.

Что за хищница такая, даже деток обижает? (Инфляция)

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто... (товар).

Здесь акация стояла,

Из середины слова «а» вдруг потеряла,

Надоело ей стоять,

Пошла ценную бумагу покупать. (Акция)

«Товар или услуга».

Напишите букву «Т», если это товар, или букву «У», если это услуга.

научить - у

вылечить -у

мороженое - т

картина - т

помочь сделать уроки -у

постричь — у

посуда - т

огурцы - т

потушить пожар - у

защитить от преступников - у

перевезти на машине -у

телевизор - т

мебель - т

Ведущий вручает лицензии.

«Презентация фирм».

Команды представляют свои «фирмы», обосновывают название, рассказывают о виде деятельности.

Разгадывание ребуса.

Ведущий. Ребята, как вы считаете, что означает термин «экономика»? (Дети отвечают. Ведущий делает вывод) В наше время экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Однако первоначально это слово означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Разгадав ребус, вы узнаете, кто придумал это слово.

Ответ: Аристотель.

Конкурс пословиц.

Необходимо дать экономический комментарий к пословицам.

Копейка рубль бережет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Деньги любят счет.

Без денег в город - сам себе ворог.

Волков бояться - в лес не ходить.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Скупой платит дважды.

Продай хоть ржи, а долгу не держи.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Для того чтобы ваше дело было успешным, чтобы у вас было много клиентов, покупателей или хорошо шла торговля товаром, вашей фирме, товарам или услугам, которые вы оказываете, нужна достойная реклама. Сейчас мы проверим, умеете ли вы рекламировать товар, чем хорош ваш товар и почему его нужно покупать именно у вас. Командам необходимо интересно прорекламировать школьные предметы: пенал, фломастеры, ластик и т. д.

«Рассчитайте».

В России раньше существовали такие деньги: деньга, полушка, копейка, грош, алтын.

Определите значение этих денежных единиц:

1 деньга = 2 полушки;

1 копейка = 2 деньги = ... (4) полушки;

1 грош = 2 копейки = ... (4) деньги = ... (8) полушек;

1 алтын = 3 копейки = ... (6) деньги = ... (12) полушек;

1 пятиалтынный = 15 копеек = ... (5) алтын = ... (30) деньги = ... (60) полушек.

1 гривенник = 10 копеек = ... (20) деньги = ... (40) полушек;

1 двугривенный = 20 копеек = ... (40) деньги = ... (8) полушек.

Экономические задачи.

1. Из незакрытого до конца крана с водой за час выливается капля за каплей 10 литров воды. Сколько воды выльется за сутки?

Ответ: 10 - 24 = 240 литров.

2. Туристы не затушили костер, начался пожар, в результате которого сгорело 15 гектаров леса. На каждом гектаре росло 200 деревьев. Сколько всего сгорело деревьев?

Ответ: 200 · 15 = 3000 деревьев.

3. На рынке продают дыни. Дыня весом 5 кг стоит 15 руб., а дыня весом 2 кг стоит 8 рублей. Какую дыню выгоднее купить?

Ответ: дыню весом 5 кг.

15:5 = 3 рубля стоит 1 кг 8:2 = 4 рубля стоит 1 кг.

4. Заяц, Белка и Енот сшили 10 костюмов. Сорока обещала их продать, за это она хотела получить одну пятую часть от всей вырученной за костюмы суммы денег. Сорока продала костюмы по 100 рублей за каждый. Сколько денег досталось Сороке?

Ответ: 200 рублей.

100 · 10 = 1000 рублей - выручила за все костюмы.

1000: 5 = 200 рублей - получила Сорока.

5. Есть такая страна - Таиланд, а в ее столице - Бангкоке - один из крупнейших ресторанов мира. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу домов. В нем одновременно могут пообедать 3000 человек. Как вы думаете, сколько официантов работает в этом ресторане, если один официант может обслужить сразу трех клиентов?

Ответ: 3000: 3 = 1000 официантов.

Правильный ответ ты найдешь, если расшифруешь это «Меню».

Подсказка: поменяй местами столбики по порядку номеров, тогда по горизонтали прочтешь ответ.

Ответ: Директор и все работники ресторана лысые.

Конкурс капитанов.

Ваши капитаны - это главы ваших «фирм», или их главные менеджеры. А у менеджера должны быть твердые знания и хорошие практические навыки, что мы сейчас и собираемся проверить.

1. «Определение».

Первое задание - «определение». Нужно соединить линиями данные понятия с соответствующими им определениями. (Задание дается на карточках)

Определения

Общество

место, где есть условия для жизни и работы небольшой группы людей (микрорайон).

это процесс переработки исходных продуктов в товары (производство).

Конвейерное

производство

это группа взаимодействующих людей, объединенных общими условиями жизни (общество).

Производство

это что-то, сделанное плохо, неправильно (брак).

Микрорайон

это работа, выполняемая несколькими работниками, каждый из которых производит лишь одну операцию (конвейерное производство).

Правительство

это то, что человек или группа делает для другого человека (услуга).

это продукт труда, который продается и покупается (товар).

это организация, которая предоставляет обществу услуги, в которых нуждаются все его члены (правительство).

Торговля

это деньги, которые мы платим правительству в обмен на общественные услуги (налоги).

это временное пользование чем-либо за деньги (аренда).

это купля-продажа товара, при которой используются деньги (торговля).

это место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги (банк).

2. «Не открывая глаз».

Каждому игроку завязывают глаза и дают несколько монет разного достоинства: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек, 10 копеек, 5 копеек, 1 копейка.

Задача состоит в том, чтобы на ощупь определить достоинство каждой монеты.

3.«Что сколько стоит».

Ведущий берет несколько предметов школьных принадлежностей, например: авторучку, пенал, ластик, линейку, карандаш, клей, ножницы, фломастеры и т. д. - поочередно показывает каждому игроку один предмет (например, одному - тетрадь, другому - авторучку) и спрашивает, сколько он стоит. Игрок должен назвать его приблизительную стоимость. Но ведущий сам должен знать, сколько примерно стоит та или иная вещь, например, тетрадь - 2 рубля, авторучка - 5 рублей, ластик - 3 рубля, карандаш - 2 рубля, ножницы - 15 рублей, клей - 8 рублей, пенал - 50-100 рублей и т. д.

Если названная игроком цена сильно отличается от реальной, ответ считается не засчитанным, и право ответа на этот вопрос переходит к сопернику.

Разгадывание «Кроссворда»

По горизонтали:

1. Средство утоления жажды. (Вода)

2. Стоимость одной вещи при продаже, обмене. (Цена)

3. Деньги, уплачиваемые правительству в обмен на общественные услуги. (Налог)

4. Денежная единица России. (Рубль)

5. Слово, обозначающее желание человека. (Хочу)

6. Слово, обозначающее потребность человека. (Надо)

7. Самый главный потребитель денег в семье, на него больше всего тратится средств. (Ребенок)

8. Продукты труда, который продается и покупается. (Товар)

По вертикали:

1. То, что используют при оплате товаров и услуг. (Деньги)

2. Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги. (Банк)

3. Наука, знание которой позволяет нам жить лучше и богаче. (Экономика)

4. То, без чего не выловишь рыбку. (Труд)

5. Группа людей, взаимодействующих между собой и объединенных общими условиями жизни. (Общество)

III. Подведение итогов. Команды подсчитывают свои «фунтики» и таким образом определяется победитель.




Определение причин и последствий исчезновения мелочи из оборота. -изучить историю появления русской копейки; -выяснить, когда и почему копейки в России уже исчезали; -сравнить денежные единицы в разных странах мира; -определить экспериментальным путём, есть ли польза от копеек в наши дни.


1. На Руси широкое хождение имели монеты монгольского хана Кепека (Кебека), которые стали называть «Кепек динар». Русский князья стали называть мелкие монеты собственной чеканки – «копейка». 2. Владимир Даль в своём толковом словаре утверждает что копейка произошло от слова «копить» деньги. 3. На лицевой стороне копейки изображен всадник с копьём – «деньга копейная». 4 Откуда произошло слово «копейка»












10 Что можно было купить за копейки? ХХ век. Во времена Советского Союза на копейке (1924 год) изображен Герб Советского Союза. Медь заменяют сплавом бронзы, копейка начинает весить 1 грамм. Такой помнят копейку люди старшего поколения После 1961 года 1 копейку стоили: кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, два медиатора для гитары, коробок спичек.








За отмену: 1. Государство тратит на изготовление копеек больше чем их реальная стоимость. Против отмены: 1. Копейки уменьшают цену. 2. Пострадают малоимущие люди. Для торговли будет лучше если мелкие монеты исчезнут из оборота. В них сегодня просто нет необходимости, одна путаница. Несомненно, что отмена мелких монет вызовет рост цен и инфляции. Нужно ли отменять копейки Моё мнение, что нужно не отменять копейки, а сделать так, чтобы копейка стала опять важной денежной единицей государства.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Слайд

Ну, что сказать о первом слоге? Слайд
О нём известно, слава Богу,
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.
Второй же слог – спросите маму,
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана,
По имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 2, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какой вопрос задаёт Незнайка? (Что такое деньги?)

Ответ на этот вопрос и ещё многие другие, связанные с деньгами и умением с ними обращаться мы с вами искали в течение месяца. Для этого мы с вами разделились на группы и каждая группа провела небольшое исследование, нашла много интересного. А итогом нашей работы стала книга “Копейка рубль бережёт”

1 раздел нашей книги – введение.

Давайте послушаем ребят из 1 группы.

Итак, слово первой группе.

Мы искали ответ на вопрос:

– что такое деньги
– история создания денег
– валютный курс рубля.

Деньги – это мера стоимости товара или услуги при купле-продаже. С помощью денег происходит обмен, платежи, измерение стоимости и накопление капитала. Деньги бывают металлические и бумажные. Каждый из денежный знаков имеет свой номинал.

Ученик 1: Функции денег.

  • Средство обращения
  • Средство измерения
  • Средство сбережения
  • Средство платежа

Ученик 2: Слайд. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

Ученик 3: Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены - за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.

Ученик 4: Первые бумажные деньги появились в Китае в IX веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.

Слайд

Ученик 5: Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег - тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.

Деньги других государств называют валютой. В нашей коллекции представлены деньги…

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка.

Интересна история денег в России.

Ученик: Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Слайд

Ученик 2: Сейчас, например, в России используются монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей и купюры:, 50 рублей, 100 рублей, 1 000 рублей и 5 000 рублей. Купить машину проще имея купюры достоинством 5 000 рублей, а в магазин за молоком мы скорее пойдем имея в кармане 50 рублей.

Практическая работа

Учитель: У вас на столе российские монета 5 рублей. Что на ней изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты? (Высказывания детей)

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт".

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Ребята, посмотрите на края монеты. Какие они? Почему они ребристые нам сейчас расскажет Катя.

Ученик: А вы знаете, Почему у монет ребристые края? Всё дело в том, что изначально достоинство монеты было основано на количестве содержащегося в ней золота или серебра. То есть в золотой монете 10$ содержалось золота на эту сумму. Но мошенники обрезали монеты по краю, чтобы впоследствии пустить эти обрезки на переплавку. Нанесение бороздок позволило это предотвратить, их отсутствие говорило о том, что монета была обрезана. Сегодня, монеты производят не из серебра и золота, тем не менее, при их производстве продолжают наносить насечки на края монет.

Отчёт о валютном курсе рубля.

Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Мы изучили валютный курс рубля. Для того, чтобы определить самую дорогую денежную единицу, мы составили таблицу, где наглядно можно увидеть, что по данным центрального банка на 18 марта 2011 года самая дорогая денежная единица – ….

Фунт стерлингов – официальная валюта Великобритании, одна из самых известных мировых валют. Фунт стерлингов можно назвать предшественником доллара – ведь Америка когда-то была колонией Англии. Фунт долгое время выполнял функции мировой валюты, пока не был вытеснен с рынка.

Скажите, а как называется европейская валюта? А валюта США?

А теперь откройте рабочие тетради и выполните упражнение …., для этого у вас на партах лежат конверты.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Я по полю нынче шла
И нашла, нашла, нашла
Денежку, денежку, денежку большую,
Никуда не денешься, на базар схожу я
За вареньем и печеньем,
И за прочим угощеньем.
А когда начну я торг,
Продавец придет в восторг.
Будет снижена цена,
Денежка – всего одна.
Всем привыкла нравиться
Муха-раскрасавица.

Продавец:

Подходите, подходите,
Мой товар скорей купите.
Вот и ложечки резные,
Самовары расписные,
Вот и пряники печатные,
Вот и сушки ароматные.

Самовар и угощенье,
Я справляю день рожденья.

Продавец: Вам с доставкой али как?

Муха: Уложусь ли я в пятак?

Продавец:

Здесь хоть и простая лавка,
Но бесплатная доставка!

Я думаю, что все ребята в классе знают:
Покупка – это обмен товара на деньги.

Следующий раздел нашей книги называется “Учимся экономить” За него отвечала 2 группа. Давайте послушаем отчёт этой группы по этой теме.

Нужные товары люди покупают в магазинах. Мы ходили на экскурсию и исследовали разные виды торговых точек

Торговая точка на рынке

магазин “…”,
магазин “…”,

Мы делали контрольную закупку –шоколадку “Алёнка”. Её цена была разной.

Слайд, Слайд, Слайд

В результате этого исследования мы сделали вывод.

Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это магазин “……”, но цена товара там выше. … магазин продают шоколадку по самой низкой цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки.

В магазине

В магазине интересно, глазки разбегаются.
За прилавком дяди, тёти мило улыбаются
В кошельке у мамы деньги, маму попрошу,
Чтобы денежку достала: “Дай я подержу!”.
Что купить? Не знаю прямо! Хочется всего!
И игрушку, шоколадку, и с совком ведро!
Что мне делать, я гадаю! Что же мне нужней?
И кому отдать, не знаю, денежки скорей.
Мама смотрит, улыбаясь, сверху на меня:
“Ну, сынок, давай быстрее, выбирай, дитя!”.
Нет, игрушек не хочу – их надо убирать,
Книжечку себе куплю – буквы изучать!

Физкультминутка

Следующий раздел – “Расходы семей 3 “Б” класса”

А теперь слово дадим третьей группе. Давайте послушаем, что интересного они для нас приготовили.

Мы обрабатывали материалы анкет, считали средний балл в таблице расходов семьи. Вот какие результаты у нас получились…

В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание – 24.
На втором месте – одежда, обувь –15.
На третьем месте – жильё – 14
Минимальный расход – транспорт и медицинское обслуживание – 6

А ещё третья группа нашла очень много пословиц, поговорок, сказок, загадок, связанных с деньгами. Некоторые из них они нам сейчас и загадают.

  • Он в Америке родился,
    Путешествовать пустился.
    С тех пор по миру он гуляет,
    Везде цену себе знает.
    С ним торгуют, управляют…
    Как его все называют? (Доллар)
  • Чтоб продукты потреблять,
    В платьях модных щеголять,
    Чтобы вкусно есть и пить,
    Нужно всё это …(купить)
  • Угадай, как то зовётся,
    Что за деньги продаётся.
    Это не чудесный дар,
    А просто-напросто…(товар)
  • Чтобы врач купил пирог
    Заплати скорей …(налог)
  • Та сумма, что заплатит покупатель,
    Та сумма, что устроит продавца;
    Как мера для обмена всех товаров,
    На рынке называется…(цена)

При работе над проектом мы узнали много нового, вот некоторые интересные факты о деньгах

Знаете ли вы … – Что Иена – это денежная единица Японии.

– Что фальшивомонетчик – это человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.

– Что национальная денежная единица в России появилась во времена царствования Ивана III.

– Что первые бумажные деньги в России появились во времена царствования Екатерины II.

– Что в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.

– Что Китай – страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.

– Что коллекционирование монет называется нумизматика.

– Что денежная единица какой-либо страны называется валюта.

– Что товар – это продукт, предназначенный для обмена.

– Что деньги – это средство платежа.

– Что наука, о разумном ведении хозяйства называется экономика.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили данную тему. Я вам предлагаю поиграть в “Занимательный лабиринт” (у каждой группы лист с заданием.)

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам

Итак, сегодня мы с вами завершаем работу над проектом. Мы узнали много нового и интересного. Давайте посмотрим на пословицы, которые нашли ребята из 3 группы. После того, как мы с вами проделали такую работу, можете ли вы объяснить смысл пословицы, которая послужила названием нашего проекта “Копейка рубль бережёт”. (Пословица используется как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту.)

На уроке не скучали: ценность денег изучали
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар, знай, что деньги – твой товар.
Все мы вдумчиво считали; что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с экономикой дружить.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка

(МАОУ «СОШ» с.Летка)

Внеклассное мероприятие на тему "Деньги"

Попова Валентина Николаевна , учитель экономики

Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.

Задачи:

    познавательные: проверить и обобщить полученные знания о деньгах; познакомить с новым терминами, понятиями;

    развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;

    воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Оборудование: Презентация по теме, карточки для работы в парах.

Ход классного часа

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: У нас сегодня в гостях Гномом Экономом и Вас приглашает совершить путешествие вместе с ним. А как Вы думаете куда?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Гном Эконом хочет задать вам свой вопрос…

ГНОМ: Без чего мы не можем прожить в жизни?

(Ответы детей)

ГНОМ: А для чего нужны деньги?

(Ответы детей)

ГНОМ: А как Вы думаете всегда ли существовали деньги?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.

СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.

ГНОМ: А потом появилось товарное хозяйство.

Товарное хозяйство - хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.

Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.

Молочница предлагала всем молочные продукты.

Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.

Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.

Все были довольны: каждый занимался любимым делом.

Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.

- Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?

Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).

ИГРА: «Обмен»

- Выбираем 9 человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.

Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.

Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.

Сапожник: Мне надо новую рубаху.

Швея: Мне нужен новый стул.

Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт: Мне нужны яблоки.

Садовник: Мне нужна рыба.

Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.

Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.

УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).

ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР)

УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.

ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги - ПРОДАЖИ.

ДЛЯ обмена денег на товары или услуги - ПОКУПКИ.

Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.

Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.

УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

- Что можно купить за деньги соедините стрелками.

ПИЩА

ОДЕЖДА

ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДРУЖБА

ДЕНЬГИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЗДУХ

УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УСЛУГИ

СЧАСТЬЕ

Проверка: - что же можно, а что нельзя купить за деньги?

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли - продажи и определения цены товара).

УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает продолжить путешествие.

ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.

УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…

Выполните задание:

- Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

УЧИТЕЛЬ: - Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).

УЧИТЕЛЬ: - Кто из вас хотел бы работать скотником?

А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, что это были за деньги?

ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.

УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?

Меховые деньги

Ракушки каури.

Металлические деньги.

Безмонетное время.

Рубль.

Копейка.

УЧИТЕЛЬ: Как Вы думаете, что изображено на деньгах?

(Ответы детей)

5 рублей — На аверсе монеты изображены:

    в центре — рельефное изображение двуглавого орла, вверху над ним — надпись по окружности: «БАНК РОССИИ»;

    справа внизу, под левой лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в нижней части диска, под орлом — буквенное обозначение номинала в одну строку: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ», подчеркнутое горизонтальной линией, разделенной посередине точкой;

    внизу под линией — год чеканки.

    в центре (ближе к левому краю) — обозначение номинала монеты: цифра 5, под ней — слово «РУБЛЕЙ», расположенное горизонтально;

    внизу вдоль канта и в правой части диска — стилизованный растительный орнамент в виде изогнутой ветви с переплетающимися стеблями.

10 рублей На аверсе монеты изображены:

    в центре — эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ»;

    справа под лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в верхней части по окружности — обозначение номинала: «ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ»;

    в нижней части — две горизонтальные линии, разделенные точкой, под ними — год чеканки.

На реверсе монеты изображены:

    в центре (со смещением к левому краю на фоне поля из вертикальных линий) - обозначение номинала монеты: число «10», под числом — слово «РУБЛЕЙ»;

    вдоль канта — слева, внизу и в правой части диска — растительный орнамент в виде ветви с переплетающимися стеблями;

    внутри цифры «0» имеются «скрытые» изображения, видимые поочередно при изменении угла зрения: число «10» и надпись «руб»

На бумажных 10 рублей На аверсе монеты изображены:

На бумажных 10 рублей — основным изображением на лицевой стороне является мост через реку Енисей и часовня в Красноярске. На обратной стороне изображена плотина Красноярской ГЭС;

50 рублей — основное изображение лицевой стороны — скульптура в основании Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости. Основные изображения оборотной стороны — здание Биржи и Ростральная колонна в С-Петербурге;

100 рублей — основное изображение лицевой стороны — квадрига на портике здания Большого театра. Основное изображение оборотной стороны — здание Большого театра в Москве;

500 рублей — основное изображение лицевой стороны — памятник Петру I на фоне парусника в порту Архангельска. Основное изображение оборотной стороны — Соловецкий монастырь;

1000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля. Основные изображения оборотной стороны — колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле;

5000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, набережная в г. Хабаровске. Основное изображение оборотной стороны — мост через р. Амур в г. Хабаровске.

УЧИТЕЛЬ: А какие Вы знаете пословицы о деньгах?

ГНОМ: задание объясни значение пословиц о деньгах

Гном: Вспомните сказки где говорится о деньгах ( К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; Золотая Антилопа)

УЧИТЕЛЬ: Игра «Деньги - это хорошо, деньги - это плохо». (Класс делится на 2 команды, одна команда говорит, когда от денег бывает хорошо, а другая, когда от денег бывает плохо)

III. ИТОГ УРОКА:

- Так, что же такое деньги?

(ответы детей)

Рефлексия: Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на слайде:
На уроке я вспомнил… На уроке я узнал… На уроке я научился

Копейка рубль бережет.

Бежал как-то Заяц мимо дома Медведя-инвестора, а Медведь занятия в школе для зверей проводил. И как раз в тот момент, когда Заяц пробегал, Потапыч на доске очень важный закон записывал. Заяц, хоть он и косой, но одним глазом увидел, что на доске медведь пишет: «Копейка рубль бережёт!»
«Глупость это!» - подумал Заяц и помчался дальше.
А навстречу ему Белка. Заяц к ней подбежал и говорит: «Белка, Белка, представляешь, Медведь выдумал, что копейка рубль бережет! Ха-ха-ха!» – и покатился со смеху.
– Умные вещи Медведь говорит, – продумала Белка и дальше поскакала, ничего не ответив Зайцу.
Бежит Заяц по дороге, хохочет, а навстречу ему Мышонок. Интересно Мышонку, что так косого развеселило, спрашивает его. Заяц, давясь от смеха, рассказывает: «Наш Медведь считать разучился, говорит, что копейка рубль бережет!»
Забрался Мышонок Зайцу на голову, постучал своей лапкой между ушами: «Тук-тук-тук».
– Ты чего это, Мышонок! – возмутился Косой.
А Мышонок ему отвечает: «Хоть ты, Заяц, и больше меня, да мозгов-то в голове меньше. Ты сам посуди. Один рубль состоит из ста копеек. Один рубль равен ста монетам по одной копейке или двадцать монет по пять копеек, или десять монет по десять копеек, или две монеты по пятьдесят копеек. Если у тебя маленький кошелек, то все копеечки могут не поместиться. А если в магазине у тебя нужной копеечки не хватает, то тебе ничего не продадут», – продолжал объяснять Зайцу Мышонок.
Но Заяц, в ответ только головой махал: «Пойдем, лучше, Мышонок, с тобой на качелях качаться. Волк для всех желающих парк аттракционов открыл. Но сначала я тебя мороженым угощу». И друзья побежали.
Бежит Заяц, а на боку у него сумочка болтается, в которую он четыре рубля разными монетками положил. Мышонок бежит рядом. Заяц посмотрит на Мышонка, улыбнется и быстрей бежать наперегонки. Устал мышонок за Зайцем гнаться, уцепился зубами за сумочку. А зубки-то у мышонка острые были, вот он и порвал её, дырку сделал. А из той дырки монетка выпала. Никто этого и не заметил, ни Заяц, ни Мышонок. Только Муха-Цокотуха.
Прибежали Мышонок с Зайцем в Волчий парк аттракционов. Лиса тут как тут, мороженое продает. Заяц подошёл к Лисе говорит: «Нам с Мышонком два мороженых на палочке! Да чтобы с шоколадом для меня, а для Мышонка с орехами. Я его сегодня угощаю! Он глупостям Медведя про копейку верит».

Лиса хвостиком повиляла: «С вас два рубля».
Достал Заяц две монеты по пятьдесят копеек и десять монет по десять копеек и подал их Лисе. Лиса выдала два мороженых эскимо. Одно с орехами внутри, другое только шоколадом облитое.
Заходят друзья в парк, а Волк на входе билеты продает. Подает Заяц двадцать монет по пять копеек, чтоб другу купить билет. Мышонок взял билет и побежал на горке кататься, а Заяц высыпал прямо из кошелька все оставшиеся деньги Волку в лапы. Волк пересчитал их и говорит: «Билет стоит один рубль, а здесь девяносто девять копеек. Копейки не хватает, билета нет!»
Заяц начал возмущаться, бунтовать: «Подумаешь, одной копейки не хватает!»
А Волк щелкнул зубами и отвечает: «Нет, не подумаешь! Копейка рубль бережёт! Одного Зайца без билета пропустишь, много других зайцев набежит. Вон вас, сколько в лесу бегает, целая сотня!»
Вот сидит Заяц смотрит, как Мышонок то на горке, то на качелях качается, а сам думает: «Была бы у меня ещё одна копейка! Я бы эту копейку к девяноста девяти, которые у меня в кошельке лежат, добавил, и стало бы сто копеек. А сто копеек – это уже целый рубль. Сейчас же у меня нет рубля. Поэтому на билет в парк денег не хватает. Выходит, прав был Медведь: «Копейка – рубль бережёт».