Характеристика основных частей речи. Самостоятельные части речи

В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи .

Части речи являются категориями наиболее общего характера. Именам существительным присуще общее значение предметности, прилагательным - качества, глаголу - действия и т.д. Все эти значения (предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно лексические значения слов различны, причем одна и та же основа может стать источником образования разных по грамматическим признакам слов, т.е. разных частей речи. Например, от основ, имеющих общее значение предметности - камен-, дерев- , можно образовать и имена существительныекамень, дерево , и имена прилагательные каменный, деревянный , и глаголы каменеть, деревенеть ; от основ, имеющих общее значение качества, - бел-, глух- , могут быть образованы не только прилагательные белый, глухой или глаголы белеть, оглушить , но и существительные белизна, глухота . Лексические значения основ даже в пределах одной части речи могут быть разными и заметно отличаться от грамматических значений. Например, прилагательные наряду со значением качества - белый, худой могут быть связаны со значением предметности - золотой, кирпичный , процесса действия - уклончивый, сыпучий и т.д. Однако эти значения (предметность или действие) в прилагательных не являются ведущими, какими они выступают в существительных или в глаголах. Имена прилагательные выражают предметность и процесс действия не отвлеченно, а лишь как признак какого-либо предмета или явления действительности (золотой браслет, кирпичный дом, уклончивый ответ, сыпучий материал ), как принадлежность предмета или явления, в то время как имена существительные, имеющие значения качества (белизна, глухота ) или действия (беготня, раскорчевка ), обозначают самостоятельные (независимые) понятия и могут иметь при себе определяющие их прилагательные: приятная белизна, тяжелая глухота, постоянная беготня, свежая раскорчевка и т.д.

Морфологические признаки разных частей речи различны. Например, имена существительные обладают категориями рода, падежа и числа. Именам прилагательным также присущи грамматические категории рода, числа и падежа. Но если род, число и падеж существительных - категории грамматически независимые, то у прилагательных они всецело зависят от существительного, к которому относится прилагательное. Глаголы имеют категорию лица, времени, наклонения, вида, залога, числа. При этом категории времени, наклонения, вида, залога присущи лишь глаголу. А категория числа охватывает разные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, глаголы), категория лица присуща и местоимениям.

Части речи различаются по характеру морфологических изменений: существительные изменяются по падежам и числам (склоняются), но не по родам; прилагательные изменяются не только по падежам и числам, но и по родам; глаголы - по лицам, числам, временам и наклонениям (спрягаются), а наречия и безлично-предикативные слова (категория состояния) отличаются неизменяемостью.

В некоторых изменяемых частях речи выделяются слова, не подвергающиеся морфологическим изменениям. Сюда относятся, например, имена существительные заимствованные (пальто, метро и др.), которые не изменяются ни по падежам, ни по числам; имена прилагательные заимствованные типа беж, бордо и др.

В зависимости от того, в роли каких членов предложения употребляется та или иная часть речи, а также от того, с какими словами она сочетается в предложении, определяются различные синтаксические функции частей речи.

Например, имена существительные, обладающие основным значением предметности, в предложении выступают чаще всего в роли подлежащего и дополнения. Прилагательные, имеющие значение качества, выполняют функции определения. Глаголы, обладая основным значением действия или состояния, выступают преимущественно в роли сказуемого.

По своей сочетаемости с другими словами части речи также различаются между собой: имя существительное сочетается с определяющим его прилагательным (серый плащ, ясный ум ), глагол сочетается чаще всего с наречием (косит хорошо, идет медленно ).

Часть речи - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные.

Частями речи называют группы слов, имеющие: одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков; одни и те же синтаксические функции. На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяют следующие части речи:

1. имя существительное знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, включающих в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения. В русском языке - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это - названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

2. имя прилагательное самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой?», «какая?», «какие?», «чей?». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

3. имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов при счёте. Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые (первый, второй, сотый). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

4. местоимение часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называющая предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывающая на них (на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.)).

5. глагол часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и,о)?.Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего. Глагол в русском языке выражается в формах вида,и лица, рода, числа, наклонения, времени,

6.наречие часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Наречия образуются в процессе адвербиализации

7. предлог служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания

8. союз служебная часть речи, оформляющая связь между частями предложений, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов разграничиваются сочинительные или подчинительные связи. Специфика союза как связующего средства по сравнению с предлогами и союзными словами заключается в том, что его контакт с синтаксической конструкцией не закреплён никакими формальными показателями. В этом смысле союз, будучи неотъемлемым элементом образуемой синтаксической конструкции, в то же время сохраняет формальную автономность, которая отличает его, с одной стороны, от союзных слов, имеющих формы словоизменения, и, с другой стороны, от предлогов, служебная функция которых осуществляется во взаимодействии с падежной флексией.

9. частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

10. междометие это часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения чувств (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их. Междометия тесно связаны со звукоподражанием и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.

Части речи выделяются на основе: а) обобщенного грамматического значения, б) морфологических признаков, в) основной синтаксической роли в предложении. Так, имя существительное имеет обобщенное грамматическое значение предметности. Предметность выражается в формах постоянного рода и способности изменяться по падежам и числам. Все слова этой части речи отвечают на вопрос кто? или что? В предложении имена существительные обычно выполняют роль подлежащего или дополнения.

В современном русском языке традиционно выделяются самостоятельные и служебные части речи.

К самостоятельным частям речи относятся: 1) имя существительное, 2) имя прилагательное, 3) имя числительное, 4) местоимение, 5) глагол, 6) наречие. Самостоятельные части речи называют предметы (страна, фонд. предприятие), их признаки и количество (большой, жилищный, передовой; первая,сто сорок), действия и состояния (построить, бодрствовать), признаки действий и состояний (вдруг,накануне, очень). Только местоимения не называют предметов и признаков, а лишь указывают на них (он,такой, мой, каждый, кто-нибудь).

Все самостоятельные части речи, кроме наречий,изменяются: именные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) склоняются, т. е. изменяются по падежам, а глаголы спрягаются - изменяются по лицам. В предложении самостоятельные части речи выполняют роль главных и второстепенных членов.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы. Служебные части речи не называют предметов, признаков, действий, не изменяются и не являются членами предложения. Они служат для выражения различных отношений между самостоятельными частями речи (проститься с домом, вдали от дома), для связи членов предложения и частей сложного предложения (День выдался теплый и ясный, и падал мягкий снежок), для сообщения различных оттенков высказыванию (Вот об этом-то даже и не мечталось).

Особое место в системе частей речи занимает междометие. Оно служит для выражения различных чувств говорящего, но не называет их и членом предложения обычно не является: Ах, какие мы невечные и непрочные создания! (Алиг.) Ах, да когда же всё это кончится! (Бун.). Ах, как мила моя княжна! (П.). Ах, как вкусно ты яблоко ешь вместе с самой его сердцевиной.(Матус.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

При разборе существительных, несмотря на кажущуюся его простоту, студент может столкнуться с рядом трудностей. Так, они нередко возникают при определении одушевленности/неодушевленности. Реальное содержание живого/неживого предмета не всегда бывает надежным критерием распознавания данной категории, необходимо учитывать ее формальное выражение: у одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных -- с формой именительного (ср.: любить детей и любить цветы). Допускаются ошибки при определении рода существительных общего рода, заимствованных неизменяемых и сложносокращенных слов. Необходимо также помнить, что у имен существительных, употребляющихся только во множественном числе, категория рода отсутствует. При изучении числа особого внимания требуют существительные с «невыраженным значением реального числа» типа пальто, кенгуру, такси, брюки, ворота, хотя они «не чужды идее счета». Форма этих существительных не указывает на количество предметов, которое может быть определено только в контексте, аналитически, ср.: новое пальто, новые пальто, трое саней, двое брюк, одни брюки.

В вузе и в школе выделяются три типа склонения имен существительных. Вне этих типов стоит склонение субстантивированных прилагательных и причастий (ученый, столовая, мороженое). Иногда его называют адъективным склонением. Среди имен существительных имеется довольно многочисленная группа неизменяемых существительных, стоящих вне системы склонения. Трудно бывает определить тип склонения у имен существительных, имеющих форму только множественного числа, так как в дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех склонений наблюдается совпадение окончаний. Лишь различия во флексиях именительного и родительного падежей позволяют отнести такие существительные к тому или иному типу склонения, например: 1-е склонение: столы -- столов; по этому же типу низы -- низов; 2-е склонение: парты -- парт; по этому же типу оковы -- оков.

Порядок разбора имен существительных

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора имен существительных

В передней было темно, и в человеке , который вошел, можно было различить только... рост, белое кашне ... (К. Чуковский.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

При изучении имен прилагательных прежде всего нужно обратить внимание на разряды, семантические и грамматические свойства. При этом надо помнить, что перечисляемый набор грамматических признаков качественных прилагательных (полная/краткая форма, степени сравнения, сочетаемость с наречиями степени, возможность образования наречий на -о(-е) и т. д.) часто бывает у отдельных прилагательных неполным или вовсе отсутствует (ср.: вороной, обложной), поэтому в затруднительных случаях предпочтение следует отдавать семантике. Необходимо обращать внимание и на переходные явления в разрядах прилагательных (ср.: железный прут - железный человек).

К относительным прилагательным в ряде вузовских пособий причислены и порядковые числительные.

Выделяют три типа склонения:

1) качественные и относительные прилагательные на -ый(-ий), -ой;

2) притяжательно-относительные прилагательные с суффиксом -ий (типа лисий);

3) собственно притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -ов (папин, отцов).

Надо четко представлять различие между этими склонениями. В 1-м, основном типе склонения выделяются подтипы (варианты): мягкий, твердый и смешанный -- в зависимости от характера основ.

Особняком стоит группа несклоняемых прилагательных типа беж, хаки. В школьном учебнике такой классификации склонений прилагательных нет, а падежные окончания изучаются в основном с точки зрения орфографии.

По главным же пунктам схемы разбора прилагательных в вузе и в школе совпадают, только в вузовской практике при анализе рекомендуется указывать все имеющиеся словоформы в той или иной лексеме.

Порядок разбора имен прилагательных

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора имен прилагательных

Давно не стриженные русые прямые волосы покрывали его голову, как соломенная крыша украинскую хату. (Б. Полевой.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Для разбора имен числительных надо прежде всего хорошо изучить морфологические и синтаксические свойства данной части речи и на основании этих признаков отличать числительные от имен существительных со счетным значением, ср.: два -- двойка, семь -- семерка и др. Знакомясь с разрядом числительных (количественные, дробные, собирательные), следует обратить внимание на то, что в вузовских пособиях порядковые числительные относят к прилагательным. По-разному классифицируются слова сколько, столько, несколько, нисколько, сколько-то и др. Некоторые ученые на основании морфологических свойств и синтаксических связей относят эти слова к неопределенно-количественным числительным (у них нет категории рода, числа, изменяются, как собирательные числительные и др.), а другие, в том числе и авторы школьного учебника, с учетом семантики квалифицируют их как местоимения. Эта точка зрения отражена и в данном пособии.

При анализе синтаксических свойств числительных следует рассмотреть особенности их синтаксических связей с существительными: в именительном-винительном падеже числительное выступает главным, подчиняющим компонентом несвободного словосочетания, а в остальных падежах -- зависимым, подчиненным (). Имена числительные отличаются и своеобразием типов склонения: склоняются все части у составных числительных (ср.: триста двадцать семь -- трехсот двадцати семи), а также обе части у сложных числительных (шестьюдесятью). Подробный анализ всех свойств числительных можно найти в любом из рекомендуемых выше учебных пособий.

Помимо отмеченных расхождений в трактовке отдельных групп числительных, общий порядок разбора числительных в вузе и в школе принципиально не различается.

Порядок разбора имен числительных

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора имен числительных .

В одну бригаду зачислили десять мужчин и двадцать три женщины.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МЕСТОИМЕНИЕ

Все местоимения с точки зрения их некоторой близости к именам делятся на три группы: 1) местоимения-существительные; 2) местоимения-прилагательные; 3) местоимения-числительные. Каждая группа обладает свойствами, типичными для названных имен. В школе эта соотносительность местоимений с другими частями речи изучается практически. Глубокое изучение лексико-грамматических разрядов местоимений является основой для их всесторонней характеристики при разборе. В вузе и в школе рассматриваются одни и те же разряды местоимений, их анализ отличается лишь объемом, глубиной характеристик.

Несмотря на свою малочисленность, местоимения обладают большим разнообразием типов склонения, особенно это касается местоимений-существительных (отсутствие ряда падежей, супплетивность основ). Некоторое своеобразие у местоимений-существительных наблюдается и в выражении категорий рода и числа (часто они выражаются не морфологически, а синтаксически). На все эти особенности местоимений как части речи следует обратить внимание при чтении рекомендуемой литературы.

Порядок разбора местоимений

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора местоимений .

В Петрозаводске я засел в архивах... и начал читать все , что относилось к Петровскому заводу. (К. Паустовский.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАГОЛ

Глагол представляет собой одну из сложнейших частей речи, которая в отличие от именных классов слов имеет множество грамматических категорий и многообразную систему форм и грамматических значений. Трудности в изучении данного разряда слов возникают еще и потому, что в трактовке отдельных глагольных категорий (вида, залога) нет единства мнений, нет общепринятых положений. Все это необходимо учитывать при изучении учебной и научной литературы. Прежде всего, следует четко определить, какие словоформы включаются в глагол как часть речи, т. е. решить вопрос о квалификации причастия и деепричастия как особых форм глагола или как самостоятельных частей речи.

Некоторые сложности возникают при изучении категории вида, особенно при подборе видовых пар. Вопрос о наличии или отсутствии видовой пары тесно связан с семантикой глагола. Видовую пару образуют глаголы, имеющие общее лексическое значение, ср.: писать -- написать, переписать -- переписывать. Но не образуют видовой пары глаголы писать -- переписать, так как приставка изменила не только вид, но и лексическое значение глагола. При изучении вида глаголов рекомендуем обратить внимание на способы образования видовых пар, одновидовые и двухвидовые глаголы. В характеристику вида глагола должно входить и определение оттенков видовых значений.

Трудности могут возникнуть и при определении залога глагола. Прежде всего необходимо запомнить, что не все глаголы могут выражать залоговые отношения: категория залога присуща лишь переходным глаголам и образованным от них с помощью -ся непереходным возвратным глаголам, ср.: поднимать -- подниматься, умывать -- умываться.

Выделяется три залога: действительный (к нему относятся все переходные глаголы), возвратно-средний (образуется от переходных глаголов с помощью -ся, когда субъектом действия является сам говорящий) и страдательный (образуется от переходных глаголов с помощью -ся или с помощью суффиксов страдательных причастий, когда субъект действия выражается (или подразумевается) формой творительного падежа). Сравним: умывать ребенка -- действительный залог; составляться (смета составляется бухгалтером; смета составлена бухгалтером) -- страдательный залог. Все остальные глаголы категории залога не имеют, например: спать -- непереходный, не имеет залога; улыбаться -- не имеет залога, так как без -ся не употребляется; краснеться -- не имеет залога, так как образован от непереходного глагола краснеть.

Залог часто может быть определен только с учетом семантики глагола, контекста и структуры предложения. Все это необходимо учитывать при разборе глагола.

Принципиальных расхождений между вузовским и школьным разбором глагола нет. Отличия наблюдаются лишь в наборе категориальных признаков глагольной лексемы, а также в объеме информации при анализе, которая в вузе должна быть более подробной и аргументированной.

При изучении причастия прежде всего следует разобраться в гибридной сущности этой глагольной словоформы, совмещающей признаки как глагола, так и прилагательного. С учетом этих особенностей и должен строиться морфологический разбор причастий. Две глагольные категории -- вид и переходность-непереходность -- влияют на их образование: действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов, страдательные -- только от переходных; формы настоящего времени невозможны от глаголов совершенного вида.

Причастия, как и спрягаемые формы глагола, обладают категорией залога, при определении которой также учитывается переходность-непереходность-возвратность глаголов. При этом действительные причастия могут быть действительного залога (читающий книгу), возвратно-среднего (умывающийся), страдательного (составляющаяся кем?) и внезалоговыми (спящий, улыбающийся); страдательные причастия всегда имеют страдательный залог (читаемый, обрадованный).

Причастия выражают абсолютное и относительное время: вне контекста, находясь в оппозиции друг другу, они имеют значение абсолютного времени, в предложении же, вступая в отношения с глаголом-сказуемым, они выражают относительное время.

Деепричастие является неизменяемой формой глагола, обладающей теми же постоянными признаками, что и другие глагольные формы. Время у деепричастия всегда относительное.

Порядок разбора личных глагольных форм

Размещено на http://www.allbest.ru/

часть речь разбор характеристика

Образцы разбора личных глагольных форм .

Мне хотелось бы книг, которые волновали бы и радовали , как чудесный Бальзак. (М. Горький.)

Он перевернулся на одной ноге и зашагал по гостиной. (А. Чехов.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Порядок разбора причастий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Порядок разбора деепричастия

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора неспрягаемых глагольных форм.

А вот, встревоженный вихрем и не понимая , в чем дело, из травы вылетел коростель. (А. Чехов.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

НАРЕЧИЕ

Это неизменяемая часть речи, не выражающая грамматических значений и не обладающая словоизменительными грамматическими категориями, поэтому разбор ее довольно прост. В вузе при разборе следует указывать разряд наречия по значению (определительные, обстоятельственные) и их разновидности. Разбор вузовский и школьный в основных пунктах совпадает.

Порядок разбора наречий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора наречий.

Солнце грело по-летнему, голубое небо ласково манило вдаль ... (А. Чехов.)

По морфологическому признаку (неизменяемость) категория состояния сближается с наречием, отличаясь от него прежде всего семантикой и синтаксической функцией (сказуемое в безличном предложении). Авторы, не выделяющие категорию состояния в самостоятельную часть речи, включают данный класс слов в наречия под названием предикативного наречия. В отличие от наречия категория состояния обладает формами времени, наклонения, которые передаются отвлеченной и полуотвлеченной связками.

При разборе могут возникнуть затруднения в разграничении омонимичных форм кратких прилагательных, наречий и категории состояния. В этом случае следует учитывать синтаксические связи данных словоформ: прилагательное относится к подлежащему-существительному (согласуемая словоформа), наречие примыкает к глаголу, а категория состояния употребляется в независимой позиции. Различаются они и по семантике, ср.: Все тихо кругом; говорит тихо; здесь тихо.

Порядок разбора слов категории состояния

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора слов категории состояния.

И горько мне за нас обоих было ... (А. Фет.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальные слова -- неизменяемая часть речи, выделяется только в вузе. В школе квалифицируются на основании синтаксической функции как вводные слова. Описание модальных слов дают по их образованию, значению (семантические разряды) и синтаксической функции. При разборе следует помнить, что модальные слова синтаксически не связаны с остальными словами в предложении и не являются его членом. В предложении выступают в функции вводных слов или употребляются как слова-предложения.

Порядок разбора модальных слов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора модальных слов.

Естественно , у него не было тогда жизненного опыта. (Из газеты.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРЕДЛОГИ

Выделяются два типа предлогов: непроизводные (первообразные) и производные (наречные, отыменные, деепричастные). Непроизводные предлоги довольно многозначны и в сочетании с падежной формой имени могут выражать самые разнообразные смысловые отношения Перечень выражаемых предлогами смысловых отношений дается во всех учебных пособиях. См. также в кн.: Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове).-- 2-е изд.-- М., 1972. . Это одно из затруднений, которое может возник путь при разборе предлогов. Кроме того, студенты, случается, допускают ошибки в определении падежей, с которыми употребляется тот или иной предлог.

При разборе производных предлогов надо научиться отличать их от омонимичных наречий, существительных, деепричастий. Требуется внимательное отношение к выделению из текста составных предлогов, представляющих сложные типы предложных сочетаний (в отношении к, невзирая на, в соответствии с) См.: Русская грамматика.-- Т. 1.-- С. 709. .

Порядок разбора предлогов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора предлогов.

В городе, несмотря на резкость его суждений и нервность, его любили и за глаза ласково называли Ваней. (А. Чехов.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОЮЗЫ

При изучении этой части речи особое внимание следует обратить на многозначность отдельных сочинительных и подчинительных союзов и на смысловые отношения, которые выражаются этими союзами. Из структурных типов союзов некоторую трудность при разборе могут вызвать составные (неоднословные) союзы, особенно правильное определение границ такого союза. Подробное описание различных структурных типов составных союзов дается в «Русской грамматике» (М., 1980).

В школьном учебнике довольно детально рассматриваются классификация союзов, их значения и роль в предложении.

Порядок разбора союзов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора союзов.

Я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. (М. Горький.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЧАСТИЦЫ

Частицы участвуют в образовании форм слов, выражают модальные характеристики отдельных частей предложения или предложения в целом. В соответствии с этими функциями дается и классификация этой категории. Довольно многообразен по своим значениям разряд модальных частиц. Определить конкретное значение частиц часто можно только в контексте. В школьном учебнике вводится понятие о модальных частицах и выделяются три разряда частиц (формообразующие, отрицательные и модальные).

Умение найти частицы в тексте, отграничить их от омонимичных наречии, модальных слов, союзов, местоимений -- главная трудность разбора частиц.

Порядок разбора частиц

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора частиц .

Пускай толпа растопчет мой венец... (М. Лермонтов.)

Ужель и ты не веселишься духом? (А. Пушкин.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

МЕЖДОМЕТИЯ

Междометие -- неизменяемая часть речи, стоящая вне знаменательных частей речи, характерна для устной речи. При разборе междометия нужно характеризовать с точки зрения образования и выражаемых ими значений. Членом предложения междометие не бывает, но может выступать словом-предложением. В школе междометия выделяются в особую часть речи, но при разборе развернутая характеристика им не дается. В разряд междометий могут включаться и звукоподражательные слова.

Порядок разбора междометий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образцы разбора междометий.

Подаю в отставку. Баста! (А. Чехов.)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Причастие как атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного. Знакомство с основными признаками прилагательного у причастия. Общая характеристика причастного оборота, рассмотрение особенностей.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Типология как наука. Основы типологического анализа частей речи. Типологические особенности взаимодействия частей речи в современном английском языке. Семантический, морфологический и функциональный анализ частей речи в современном английском языке.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Выделение частей речи в русском и китайском языках, основы грамматики. Общие признаки имени существительного как части речи. Грамматические категории имени существительного в русском и китайском языке (одушевленность/неодушевленность, род, число, падеж).

    дипломная работа , добавлен 03.12.2011

    Причастие - гибридная глагольно-адъективная форма. Глагольные признаки у причастий. Основные разряды причастий. Различие причастий и прилагательных. Деепричастие - особая глагольная форма, соединяющая признаки глагола и наречия.

    реферат , добавлен 06.02.2007

    Грамматическое деление всего лексического состава языка в основе вопроса о частях речи. Классификации частей речи в русском и английском языках, проведение их сравнительного анализа. Типологические критерии, существующие для сопоставления частей речи.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающая движение, его использование в качестве сказуемого. Серии глагольных форм, выполняющих другие функции. Описание деепричастия, причастия, инфинитива. Супин - одна из именных форм глагола в латинском языке.

    презентация , добавлен 23.02.2013

    Определение по грамматическим признакам, какой частью речи являются слова, оформленные окончанием-s. Функция данного окончания. Признак множественного числа существительного. Показатель притяжательного падежа имени существительного. Формы глагола.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Общие определения термина "слово". Слово как лексическая, грамматическая единица речи. Части речи в современном русском языке, характеристика. Морфологические признаки частей речи. Грамматическое значение слова. Служебные части речи в названиях магазинов.

Проблема установления и классификации ЧР является одной из наиболее старых проблем языкознания, но не перестает оставаться одной из самых дискуссионных. Последнее связано с трудностью определения ЧР и установления критериев объединения слов в ЧР. Споры о сущности ЧР как категории продолжаются до сих пор. В основе дискуссий лежат два диаметрально противоположных подхода - формальный и концептуальный. Поэтому кардинальные разногласия принято рассматривать как спор формалистов и концептуалистов. В зависимости от того, на каких позициях стоит исследователь, в конкретном языке выделяется разное количество ЧР. В русском языке разными исследователями в разное время выделялось разное количество ЧР: так, например, А.А. Шахматов устанавливал 14 частей речи, А.Н.Кудрявский - 4 части речи, а в «Академической грамматике русского языка» описаны 8 частей речи. Стоит сказать, что существует точка зрения, согласно которой ЧР - этофантом, некая исследовательская абстракция, онтологичеки языку не свойственная.

В чем трудность в выделении ЧР? Первая связана с определением критериев для частеречного деления лексического состава языка. Критерии могут быть разными. Во-первых, морфологический критерий , который называют формальным. По этому критерию слова объединяются в ЧР на основании общности грамматических форм. Примером выделения ЧР с формально-морфологической точки зрения может служить определение ЧР Ф.Ф. Фортунатовым. На основании логико-синтаксического критерия в одну ЧР объединяются слова, имеющие одинаковую синтаксическую функцию. По смысловому критерию слова объединяются в лексико-грамматические разряды по инвариантным смыслам: вещные слова - это существительные; слова, называющие процессуальные признаки, - это глаголы и т.д.

Споры формалистов и концептуалистов продолжаются до сих пор. Например, формалисты предлагают отказаться от поисков семантической основы для разграничения имен существительных и имен прилагательных. Действительно, нет никаких семантических оснований считать слово синь существ., так как оно, как и слово синий , обозначает признак, свойство вещи, а не саму вещь. Таких примеров много, что позволяет утверждать: граница между классами существительных и прилагательных условна.

Следует обсудить еще один спорный момент в выделении ЧР. Дело в том, что традиционное определение ЧР включает в себя разные классификационные основания. Еще со времен Ф.И. Буслаева в описании ЧР господствовало убеждение в том, что их следует рассматривать в «двояком отношении», т.е. по отношению к словарному составу и по отношению к грамматике. В.В. Виноградов позднее писал, что деление на ЧР обусловлено различием синтаксических функций слов, морфологического строя языка, ЛЗ и способов отражения действительности в слове. Ученый предлагает совмещение нескольких оснований для классификации и определения ЧР. Попытки уйти от совмещения признаков привели к тому, что некоторые ученые отказались от дефиниций ЧР. Так, в некоторых учебниках не дается определений вообще, например, в учебнике под ред. В.А. Белошапковой, в разделе «Морфология», написанным Игорем Григорьевичем Милославским, существ. идентифицируется по чисто формальному основанию: «Имена существительные – все без исключения – обладают одним синтаксическим свойством – могут иметь согласованное определение ». Милославским назван один признак, но относящийся ко всем русским существ. то есть позволяющий отграничить этот класс от всех остальных. Разумеется, в сужении оснований для выделения ЧР есть свой резон: так можно избавиться от противоречивых определений, не покрывающих весь объем лингвистической категории. Но, с другой стороны, эти трактовки не вскрывают специфики ЧР как грамматической категории и природы этой лингвистической категории. Открывая главу, посвященную описанию глагола, Милославский пишет: «В глагол как ЧР объединяют словоформы с весьма различным набором морфологических характеристик ». Это верно, если включить в глагольную лексему причастие, то будет наблюдаться четкая оппозиция признаков. Но сейчас важно отметить именно отсутствие дефиниции.


Между тем с позиций когнитивной лингвистики в настоящее время обосновывается необходимость учета разных параметров в характеристике частей речи. Е.С.Кубрякова пишет по этому поводу: «…деление слов на ЧР обусловлено их отношением к лексике (словарю), грамматике (выражаемым ими морфологическим и деривационным категориям) и, главное, их отношением к речевой деятельности, дискурсу и их коммуникативным целям ». Как видим, с когнитивных позиций оказывается востребованным тезис В.В. Виноградова о том, что в морфологии нет ничего, чего бы первоначально не было в синтаксисе. ЧР формируются в языке под воздействием речевой практики. Не случайно многие исследователи языка сходятся во мнении, что существительное является самой древней из ЧР, так как слово возникает из потребности поименовать вещный состав мира. Таким образом, нельзя не учитывать дискурсивные функции ЧР.

С языковым мышлением и потребностями коммуникации связывал выделение грамматических категорий А.Ф.Лосев. В работе «О коммуникативном значении грамматических категорий» он предложил логический аспект рассмотрения грамматических категорий дополнить коммуникативным аспектом; он подчеркивал, что логически такие слова, как доброта и добрый обозначают качества, то есть с точки зрения логики представляют одну категорию, однако с точки зрения языка они различаются «не логически, а исключительно как акты понимания одного и того же явления ». Интерпретация качества как субстанции обусловлена, по-видимому, потребностями коммуникации - говорящий может описывать доброту как субстанцию, приписывать этой субстанции определенные предикативные признаки и т.д. Таким образом, тенденция рассматривать ЧР как многоаспектное явление прослеживается в истории русского языкознания.

Итак, проблема выделения и описания ЧР является одной из актуальных проблем грамматики. Она до конца не исследована. Одно бесспорно: природа ЧР универсальна для всех языков, как универсальны пути развития человеческого мышления, хотя способы выражения общих и частных грамматических категорий могут быть уникальны в разных языках, так же как и распределение ГЗ по категориям.

Хотя ЧР и выделяются с учетом совокупности признаков, но сами эти совокупности в разных случаях представлены по-разному: у одних слов весь набор признаков, у других он представлен частично.

ЧР называют 1)грамматическими классами, грамматическими категориями (и даже основными морфологическими категориями), так как они выделяются с учетом грамматической оформленности слова; 2)лексико-грамматическими классами, когда хотят подчеркнуть, что в ЧР на основе грамматического сходства объединяются слова, а не формы слов; 3)наконец, семантико-грамматическими классами, если акцент делается на наличии у ЧР категориального значения. Названные определения не исключают, а дополняют друг друга, и каждое из них выделяет признак, релевантный (существенный, значимый) для ЧР.

ЧР имеют существенные различия, но имеют и общее, им может быть дана общая характеристика, что отмечено многими лингвистами и прежде всего Л. В. Щербой (в статье «О частях речи в русском языке»). Наиболее существенные положения этой характеристики сводятся к следующему:

1)ЧР выделены самим языком, являются результатом естественной классификации лексики. Человек узнает ЧР на основе речевого опыта, распределяя слова по существующим в языке категориям (Л.В.Щерба - вслед за Есперсеном - говорил: человек узнает ЧР так, как он узнает корову или кошку). Представление о ЧР получено эмпирическим путем. Выделение ЧР - результат осознания языкового опыта.

2)Поскольку ЧР речи являются естественными группировками слов, для их выделения важную роль играет частотность представленного в ЧР языкового явления: чем больше слов определенного типа, тем легче выделить соответствующую ЧР, и наоборот, чем слов меньше, тем труднее. ЧР не может состоять из нескольких слов, тем более она не может состоять из одного слова. ЧР - это типы, образцы слов.

3)Слова, входящие в одну и ту же ЧР, должны иметь общие признаки. Эти признаки могут относиться к разным сторонам слова: к значению, форме, словообразовательной структуре, синтаксическим ролям, и чем их больше, тем рельефнее определяются контуры ЧР. При этом собственно морфологический признак (изменяемая форма) оказывается строго обязательным только для глаголов: неизменяемых глаголов в русском языке нет. Существительные и прилагательные могут быть несклоняемыми. Не имеют форм словоизменения (кроме степеней сравнения) наречия, а также все несамостоятельные слова. И хотя у большинства самостоятельных ЧР есть морфологические признаки, ЧР не являются морфологическими классами, т. е. в целом не могут быть получены только на основе формообразования.

4)Эмпирическая природа ЧР предопределяет полевой принцип в их организации: в каждой ЧР есть слова или словоформы, образующие центр и находящиеся на периферии. Например, в центре существ. находятся слова, называющие предметы, но к существ. относятся и слова, по ЛЗ не противопоставленные прилагательным и глаголам, т.е. называющие признаки: темнота, синева, сушь, пение, переход, пробег. Ядро существительных образуют изменяемые слова, но кроме этого в ЧР входят и неизменяемые лексемы: кофе, виски, мадам, буржуа, до, ре, ми и т. п., у которых, естественно, нет полного набора признаков существ.. Полевую структуру ЧР важно учитывать при описании грамматических категорий.

5)Эмпирический характер ЧР и их полевая организация приводят к тому, что границы ЧР четко определяются не всегда: у слов одной ЧР могут быть признаки другой ЧР. Л. В. Щерба полагал, что одно и то же слово может входить в разные ЧР. И так действительно бывает, например, слово тысяча употребляется как существительное (Тысячи людей вышли на площадь) и числительное (заплатил тысячу сто двадцать рублей), слово один употребляется как местоимение (один философ = какой-то философ), числительное (одна копейка) , частица (одни неприятности = только неприятности). Ср. также мальчики вроде Пети (вроде - предлог) и вроде стучат (вроде - частица). Куда он едет? (куда - наречие) и Куда ему жениться! (куда - частица). В связи с этим в языке выделяются отдельные лексемы, классы лексем и классы словоформ, частеречный статус которых определяется по-разному. Таковы порядковые числительные, неопределенно-количественные слова (много книг, столько вопросов), причастия, деепричастия, категория состояния, глагольно-междометные слова (прыг, скок), звукоподражания (мяу, гае), модальные слова.

6)В связи с тем, что для ЧР не существует единого классификационного признака, отношения между ЧР в целом нельзя представить как иерархически организованные (хотя, очевидно, можно говорить об иерархической организации грамматической семантики внутри изменяемых ЧР: грамматическое значение ® грамматическая категория ® частеречное значение). Классификация ЧР оказывается многоступенчатой.

Итак, будем придерживаться следующего определения: ЧР - самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся: 1)обобщенным грамматическим значение, абстрагированным и от лексического значения, и от категориально-грамматического значения; 2)определенным составом морфологических категорий и общностью парадигматики; 3)общностью основных синтаксических свойств и дискурсивных функций. Такой подход снимает противоречия одностороннего формального рассмотрения грамматических классов слов и позволяет выделять ЧР на семантико-грамматическом основании.

Итак, в зависимости от ЛЗ, морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи.

Самостоятельные ЧР служат для обозначения существующих в объективной действительности предметов, признаков, процессов, состояний и т. п. Они предназначены для идентификации, предикации и модификации. Самостоятельные слова 1)выражают понятия, 2)морфемно оформлены (имеют модели словоизменения и морфологические способы образования), 3)являются членами предложения и образуют синтаксические связи, 4)самостоятельные слова в принципе не могут быть даны закрытыми списками.

В СРЛЯ противопоставлено семь самостоятельных ЧР: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, категория состояния (безлично-предикативные слова), наречие.

Служебные слова. К служебным ЧР относятся частицы, предлоги и союзы. Противопоставление самостоятельных и служебных ЧР составляет основу категории частеречности. 1)не выражают понятий. Их значение формируется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой функции. Например, предлог с имеет значение пространственного отношения, если сочетается с Р. п. (с горы), сопоставительное значение, если сочетается с В. п. (с орех), значение совместности - с Т. п. (с родителями); союз чтобы имеет значение цели, когда присоединяет целевое придаточное предложение, и не имеет этого значения, если присоединяет придаточное изъяснительное (просил, чтобы пришел); 2)не имеют морфологических форм и не образуются морфологическими способами; 3)не бывают членами предложения и не образуют синтаксических связей, хотя и используются в качестве языкового средства выражения синтаксических отношений; 4)служебные слова могут быть даны закрытыми списками.

Выделенные в особую группу модальные слова , как и служебные ЧР, не обладают номинативный функцией. Они выражают оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности (безусловно, к сожалению и др.).

Модальные слова по признакам, обозначенным цифрами 2, 3, 4, похожи на служебные части речи (В.В.Виноградов отмечал близость модальных слов к некоторым модальным частицам), но они отличаются от служебных слов характером лексического значения. «Модальные слова , - писал В.В.Виноградов, - определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на выбор и функции отдельных выражений в составе речи ». В связи с этим можно отметить, что особенностью семантики большинства модальных слов является то, что они представляют собой свернутые предложения модусного характера: по-моему = я думаю, полагаю, считаю, может быть = я допускаю, кажется = я предполагаю и т. д.

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями чувств (ох! чу! фу! увы! ) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! айда! ). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно не являются членами предложения, хотя интонационно связаны с предложением, к которому примыкают.

Звукоподражательные слова являются по звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков: кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь . По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений. Междометия являются знаками эмоций, а звукоподражательные слова имитируют звуки.

ЧР - категории общего характера. Именам сущ. присуще значение предметности, прилагательным - качества, глаголу - действия и т.д. Эти значения относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно ЛЗ слов различны, причем одна и та же основа может стать источником образования разных по грамматическим признакам слов. Так, от основ, имеющих значение предмета - камен-, дерев-, можно образовать и имена существ. камень, дерево , и имена прилаг. каменный, деревянный , и глаголы каменеть, деревенеть ; от основ, имеющих общее значение качества,- бел- глух- , могут быть образованы не только прилаг. белый, глухой или глаголы белеть, оглушить , но и существ. белизна, глухота . ЛЗ основ даже в пределах одной ЧР могут быть разными и заметно отличаться от грамматических значений. Например, прилаг. наряду со значением качества - белый, глухой могут быть связаны со значением предметности - золотой, кирпичный , процесса действия - уклончивый, сыпучий и т.д. Однако эти значения (предметность или действие) в прилаг. не являются ведущими, какими они выступают в существ. или в глаголах. Имена прилаг. выражают предметность и процесс действия не отвлеченно, а лишь как признак предмета или явления действительности (золотой браслет, кирпичный дом, уклончивый ответ, сыпучий материал ), как принадлежность предмета или явления, в то время как имена существ., имеющие значения качества (белизна, глухота ) или действия (беготня, раскорчевка ), обозначают самостоятельные понятия и могут иметь при себе определяющие их прилаг.: приятная белизна, постоянная беготня, свежая выпечка и т.д.

Морфологические признаки разных ЧР различны. Так, имена существ. обладают категориями рода, падежа и числа. Именам прилаг. также присущи категории рода, числа и падежа, но они всецело зависят от существ. Глаголы имеют категорию лица, времени, наклонения, вида, залога, числа. При этом категории времени, наклонения, вида, залога присущи лишь глаголу. А категория числа охватывает разные ЧР, категория лица присуща и местоимениям. Категория числа проявляется во всех частях речи по-разному. У имени существительного - это категория независимая (несинтаксическая), у прилагательных и глаголов - зависимая (синтаксическая).

ЧР различаются по характеру морфологических изменений: существительные изменяются по падежам и числам; прилагательные изменяются не только по падежам и числам, но и по родам; глаголы - по лицам, числам, временам и наклонениям (спрягаются), а наречия и СКС отличаются неизменяемостью. В некоторых изменяемых ЧР выделяются слова, не подвергающиеся морфологическим изменениям: имена существительные заимствованные (пальто, метро и др.), имена прилагательные заимствованные типа беж, бордо и др.

В зависимости от того, в роли каких членов предложения употребляется ЧР, а также от того, с какими словами она сочетается в предложении, определяются различные синтаксические функции ЧР. Например, имена существ., обладающие значением предметности, в предложении выступают чаще всего в роли подлежащего и дополнения. Прилагательные, имеющие значение качества, выполняют функции определения. Глаголы, обладая основным значением действия или состояния, выступают преимущественно в роли сказуемого.

По сочетаемости с другими словами ЧР также различаются: имя существ. сочетается с определяющим его прилаг. (серый плащ), глагол сочетается чаще всего с наречием (косит хорошо, идет медленно).

Переходные явления в области частей речи

В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую. Если слово, принадлежащее к определенной ЧР, утрачивает (или изменяет) ЛЗ и морфологические признаки, оно приобретает черты другой ЧР, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным.- Рабочий занял место у станка, где в зависимости от принадлежности к разным ЧР изменяется и роль слова в предложении. В первом слово рабочий обозначает признак предмета и является прилагательным, выступая в роли определения. Во втором оно получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию существ., при нем возможно определение (старый рабочий, подсобный рабочий ), оно употреблено в функции подлежащего.

Синкретические явления в ЧР - это совмещение в словах признаков разных категориальных классов. Внутричастеречный синкретизм объясняется разными причинами. Условно их можно свести к трем типам.

Во-первых, он связан с переходом слов из одной части речи в другую и возникновением функциональных омонимов. Переход слов из одной части речи в другую осуществляется на основе синтаксической функции. Употребление слова в несвойственной части речи синтаксической роли может привести к изменению его грамматических признаков.

В русском языке наблюдается 1) переход слов из одной знаменательной части речи в другую: субстантивация прилагательных и причастий, адъективация причастий (изысканные кушанья, блестящая победа) , адвербиализация существительных и деепричастий; прономенализация (существительные могут приобретать значение местоимений: Вскоре начались регулярные занятия. Дело [т.е. это] было в сентябре. );

2) переход знаменательных слов в служебные и модальные слова, а также междометия, Нередко существительные участвуют в образовании предлогов, союзов, частиц: в течение года, в целях улучшения; в то время как, с тех пор как; шутка ли; то ли дело и др. Наречия могут переходить в предлоги, например: около, вокруг; деепричастия - в наречия и в предлоги, например: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на и т.д.

3)взаимодействие между служебными словами.

Функциональные омонимы усложняют деление словарного состава на семантико-грамматические разряды. Они же частично объясняют полевую структуру частей речи в целом.

Синкретические явления на границах частей речи в литературе описаны далеко не достаточно. Но и имеющиеся сведения позволяют делать вывод о том, что известная стабильность системы частей речи базируется на типичных единицах каждого класса, единицах, обладающих всем набором признаков, по которым одна часть речи отличается от других.

Что же касается синкретических единиц, то они не столько подрывают эту стабильность, сколько свидетельствуют о том, что в традиционно выделяемые части речи включаются лексемы и словоформы, подводимые под общие определения лишь частично.