Глагольные окончания в русском языке. А16 Личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

Упражнение

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ_ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан_ т, а тут, – точно как будто заслыш_ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн_ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича_ шь, зна_ те, буд_ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе_ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид_ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ_ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл_ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском... (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход_ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_ шь, и хорошо, что ед_ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда_ т, и мучают, и порт_ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет_ т, птички чирикают, воздух дыш_ т весенними ароматами, и вся природа оживля_ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_ те Бога, и что вы ненавид_ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить все исключения из правила.

Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1.

Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы.

Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?).

Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?).

Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах: «Правописание суффиксов глаголов»).

Ты клеишь (клеить, 2 спряжение).

Ты сеешь (сеять, 1 спряжение).

Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы?

Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.)

Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.)

Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву:
что делать? – несовершенный вид;
что сделать? – совершенный вид.

Заставишь (сов.в.) - заставить (сов.в.), а не заставлять (несов.в.).

Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы.

Гонишь (образовано от глагола гнать).

Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть).

Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся?

Они прогон…т.

Они бре…тся.

Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол 2 спряжения).

Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол 1 спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол 2 спряжения).

Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол 1 спряжения).

Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения?

Кричать - крич-ишь.

Молчать - молч-ишь.

Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять.

Можно допустить ошибку в написании окончаний глаголов с приставкой вы- , например: выбеж…шь, вылет…шь .

Приставка вы- обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован.
выбежишь - бежишь;
выбежите - бежите;
вылетишь – летишь.

Список №1

Глагол-исключение

Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?)

Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?)

Ты бре-ешь

Они бре-ют

Зависеть

Ненавидеть

Смотреть

Правописание суффиксов причастий.

Возможные трудности

Добрые советы

Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени.

Лаять (? спряжение) - ла…щий.

Стелить (? спряжение) - стел…щий.

Вернитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Добрые советы». Особое внимание обратите на глаголы-исключения.

Обратите внимание на слово движимый.

Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить.

Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании страдательных причастий.

Зате…ть - зате…нный.

Обратитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», загляните в справочные материалы.

Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано.

Замеч…нный (от замечать или от заметить?).

Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?).

Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида).

ЗамечЕнный (от заметить - сов.в.).

НагружЕнный (от нагрузить - сов.в.).

Запомните также:

замешенное тесто (замесить тесто);

замешанный в преступлении (замешать в преступлении);

выкаченная бочка (выкатить);

выкачанная вода (выкачать).

Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:

1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );

2) определите по таблице тип его спряжения;

3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) - клеИМ

Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) - слышИШЬ

Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) - борЮТся

Обратите внимание!

Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).

Такие суффиксы следует запоминать см.: Правoписание суффиксoв глагoлов.

При постановке глагола в неопределенную форму определите его вид. Это постоянный признак, так что в инфинитиве он не должен измениться.

Заставишь (сов. в.) - заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п., образованные с помощью приставок от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол II спряжения).

Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п., образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.

Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол II спряжения).

Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол I спряжения).

уффиксы причастий

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

Дремлющая природа - образовано от дремать, I спр.

Верящий в себя - образовано от верить, II спр.

Стелющийся кустарник - образовано от стелить, I спр.

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

Неслышимый - образовано от слышать, II спр.

Открываемый - образовано от открывать, I спр.

Рисуемый - образовано от рисовать, I спр.

Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Растаявший - растаять.

Поверивший - поверить.

Посеявший - посеять.

Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.