Презентация деятельность пмпк образовательной организации. Виды пмпк в школе


Подписи к слайдам:

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Председатель ПМПкМКОУ Михайловской СОШЕйбауэр Елена Николаевна2011-20102учебный год
Проблемы обучающихся
- отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения; - выявленная неготовность младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению;- низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка обучающихся.
Психолого-медико-педагогический консилиум
школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
Задачи Консилиума
1. Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
2. Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы. 3. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций).
4. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания. 5. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.
6. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам. 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом.
Заседания ПМПк проводятся:
по результатам обследования (психологической диагностики); - по запросу учителя; - по запросу педагога - психолога; - по запросу родителей; - по запросу социального педагога.
Заседания ПМПк
Проводятся не реже 2 раза в полугодие
Плановые
Внеплановые
Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннееобсуждение проблем детей с отклонениямив развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА ПМПкФамилия, имя ребенка _________________________________________ Школа ______________________________________________________Общие впечатления о ребенке __________________________________Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка _________Сведения о семье _____________________________________________Знания и представления об окружающем мире _____________________Сформированность учебных навыков ____________________________Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)Математика _________________________________________________ Характер ошибок ____________________________________________Чтение _____________________________________________________Характер ошибок ____________________________________________и т.д.Подпись учителя __________________
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМАФ.И. ученика _______________________________ Возраст _________________________Школа ______________________________________ класс ___________________________Жалобы родителей ____________________________________________________________________ Жалобы педагогов ____________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки и интересы _____________________________________Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________________Моторная ловкость _____________________Ведущая: рука _____________ нога ________________ ухо _______________ глаз ________________Характеристики деятельности: мотивация ____________________________________________________________________________критичность __________________________________________________________________________работоспособность _____________________________________________________________________темп деятельности ______________________________________________________________________Особенности внимания _________________________________________________________________Особенности памяти ____________________________________________________________________Качественная характеристика речи _________________________________________________________Характеристики интеллектуального развития ________________________________________________Педагог - психолог ____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМАФ.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения_________________Школа ______________________________________________________________ Класс __________Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________Артикуляционный аппарат ______________________________________________________________Устная речь: Общее звучание речи ___________________________________________________________________Понимание речи _______________________________________________________________________Активный словарь ______________________________________________________________________Грамматический строй речи ______________________________________________________________Слоговая структура речи _________________________________________________________________Звукопроизношение ____________________________________________________________________Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез _________________________________________Связная речь ___________________________________________________________________________Темп и плавность речи __________________________________________________________________Чтение ________________________________________________________________________________Письмо _______________________________________________________________________________Заключение и рекомендации: ____________________________________________________________Дата обследования ____________ Подпись логопеда ____________
Карта динамического наблюдения и рекомендацийФамилия, имя __________________________________________Дата _________________ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: Педагог - психолог: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Логопед: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Педагог: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: __________________________________________________(заполняется 1 раз в полугодие)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМАФамилия, имя ребенка ____________________________________________________________________Дата рождения ___________________________________________________________________________Дата обследования _______________________________________________________________________Школа _________________________________________________ Класс _________________________Домашний адрес ________________________________________________________________________Телефон _______________________________________________________________________________Причины напрваления на ПМПК: жалобы родителей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ мнение учителя__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Документы представленные на консилиум: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение консилиума ___________________________________________________________________Председатель ПМПк: ______________________ Е.Н.ЕйбауэрЧлены ПМПк (специальность, подпись)________________________________
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ?
Педагог-психолог приносит на консилиум: - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.
Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Индивидуальные особенности психической жизни школьника. Адекватные формы помощи данному ученику.
Классный руководитель предоставляет на консилиум: - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.
Классный руководитель фиксирует: (ведёт «Дневник наблюдения)- трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; - особенности индивидуальных черт его обучения; - особенности обучения; - самочувствие, настроение.
Показатели для характеристики1. Качественные характеристики учебной деятельности. 2. Количественные показатели учебной деятельности. 3. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях). 4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Заместитель директора по УМР- собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение; - разрабатывает схему проведения Консилиума.
Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом: - помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; - решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.
Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Разработка стратегии помощи конкретному ученику.
Перечень документации специалистов Консилиума: - План и график работы ПМПк- Индивидуальная комплексная учебно-коррекционная программа на каждого ребенка с особенностями в развитии. - Журнал регистрации проведения диагностики, консультаций.- Индивидуальные планы работы с обучающимися, с семьей (социальный педагог);- Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (педагог-психолог, учитель-логопед).- Аналитический отчет о работе за год.- Диагностический паспорт класса. - Протоколы заседаний Консилиумов.
«Дневник индивидуального сопровождения»сведения социального характера;запись педагогических наблюдений; сведения о работе с родителями;характеристики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогического консилиума и педагогов образовательного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР на базе МБОУ «Средняя школа №23 г.Йошкар-Олы» Педагог-психолог Л.И.Дегтерева

2 слайд

Описание слайда:

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся сопровождением процессов развития, обучения и адаптации обучающихся по разным направлениям.

3 слайд

Описание слайда:

В состав консилиума входят: руководитель консилиума педагог-психолог учитель-логопед социальный педагог медицинский работник учителя классные руководители

4 слайд

Описание слайда:

Заседания ПМПк ОУ проводятся: по результатам обследования (психологической диагностики); - по запросу учителя; - по запросу учителя-логопеда; - по запросу педагога-психолога; - по запросу социального педагога; - по запросу родителей.

5 слайд

Описание слайда:

Заседания ПМПк ОУ Проводятся не реже 2 раза в полугодие Плановые Внеплановые Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии.

6 слайд

Описание слайда:

Психологическое сопровождение процесса обучения включает: диагностику уровня развития детей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми психологическое консультирова- ние педагогов, родителей, обучающихся психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся психопрофилактика

7 слайд

Описание слайда:

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ?

8 слайд

Описание слайда:

Педагог-психолог приносит на консилиум: - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.

9 слайд

Описание слайда:

Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Индивидуальные особенности психической жизни школьника. Формы помощи данному ученику.

10 слайд

Описание слайда:

Классный руководитель предоставляет на консилиум: - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.

11 слайд

Описание слайда:

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом: - помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; - решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.

12 слайд

Описание слайда:

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: - Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. - Разработка стратегии помощи конкретному ученику.

13 слайд

Описание слайда:

Документация ПМПк ОУ - Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения - Положение о ПМПк образовательного учреждения (на основе городского положения о ПМПк) - График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

14 слайд

Описание слайда:

ЖУРНАЛЫ ПМПк ОУ - Журнал записи на ПМПк, записи заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк - Журнал движения документации ПМПк - Журнал регистрации архива ПМПк - Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк

15 слайд

Описание слайда:

Рабочая документация ПМПк ОУ. Журнал записи детей на ПМПк. № п/п Дата, время Ф.И. ребенка Дата рождения Пол Инициатор обращения Причинаобращения График Консультирования специалистов

16 слайд

Описание слайда:

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ. № п/п Дата проведенияконсультацииспециалиста илизаседания ПМПк Ф.И. ребенка Возраст Пол Проблема Заключениеспециалиста илизаключение ПМПк Рекомендации Специалистили состав ПМПк

17 слайд

Описание слайда:

Договор о порядке взаимодействия ПМПк ОУ с родителями (законными представителями) обучающегося. Руководитель образовательного учреждения Родители (законные представители)обучающегося, воспитанника (указать фамилию, имя, отчество) (указать фамилию, имя, отчество ребенкаи родителей (законных представителей),характерродственных отношений всоответствиис паспортными данными) ПодписьМ.П. ПодписьМ.П. Информирует родителей (законныхпредставителей) обучающегося, воспитанника обусловияхегопсихолого-медико-педагогическогообследования и сопровожденияспециалистамиПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия до­говор не подписывается) напсихолого-медико-педагогическоеобследование и сопровож­дение обучающегося, воспитанника всоответствии с показаниями, в рамках про­фессиональной компетенции и этики специа­листовПМПк.

18 слайд

Описание слайда:

Карта (папка) развития обучающегося. Основные блоки. 1. «Вкладыши»: выписка из медицинской карты; анкета по изучению развития ребенка; педагогическая характеристика; анкета социального педагога; анкета «Особенности адаптации ребенка к школе»; договор с родителями (законными представителями) или согласие родителей (законныхпредставителей) на обследование и коррекционную работу (лицевая сторона карты) При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке меди­цинская сестраПМПкнаправляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистовПМПк(согласно утвержденным формам): заключения специалистовПМПк; коллегиальное заключениеПМПкс распределением обязанностей между участникамиконсилиумапо ведению сопровождающей и консультативной работы с указанием примерных сроков выполнения; дневник динамического наблюдения с фиксацией: направлений коррекционной работы, проводимой различными специалистами; сведений о реализации и эффективности рекомендацийПМПк.

19 слайд

Описание слайда:

Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика Фамилия, имя_____________________ Дата рождения________ Класс____ Домашний адрес_____________________________ РЕБЕНОК учитель врач Социальный педагог педагог-психолог учитель-логопед родитель

20 слайд

Описание слайда:

Статистический отчет деятельности ПМПк ОУ. Отчетная ведомость составляется один раз в год. Отчет включает: - данные по обеспеченности школьного консилиума специалистами; - количество детей, прошедших консилиум за отчетный период; - основные выявленные проблемы детей; - основные рекомендации специалистов; - сведения о направлении детей в другие инстанции; - анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.

21 слайд

Описание слайда:

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы Дата заполнения «____»_______________20__г. Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________ Образовательное учреждение______________________________________________________________ Класс/группа (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________________________ История дошкольного развития: а) посещал/не посещал ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа)_________________________________________ б) поступил в _____класс в______________месяце_________года. Был оставлен на повторный год обучения (да, нет, в каких классах)_______________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________________________________ Телефон________________________________________________________________________________ Общее впечатление о ребенке: (характеристика общей осведомленности и социально бытовой ориентировки: (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)__________________________________________________________________ Характеристика особенностей психофизического развития: (работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственная ориентация, зрительное и слуховое восприятие, особенности внимания и памяти_________________________________________________________

22 слайд

Описание слайда:

Степень развития учебных навыков (общая оценка состояния учебных навыков, соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)______________________________________ Математика (устный счет, характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений)________________________________________________________________________ Чтение (тип, темп, осознанность, характерные ошибки в чтении)______________________________ Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)______________________________________________________________________________ Характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)____________________________________________________________________________ Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)___________________________________________ Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)_____________________________________ Индивидуальные особенности обучения (несколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)________________________ Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями)_________________________________________________ Заключение психолога_________________________________________________________________ Заключение логопеда__________________________________________________________________ Медицинское заключение______________________________________________________________ Выводы педагога: (усваивает или не усваивает ученик предложенную программу)____________ Председатель ПМПк школы_________________________________________________ Директор школы______________________________________________________________________ Специалисты__________________________________________________________________________


19%




Формы учета деятельности специалистов ПМПк Журнал записи детей на ПМПк. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. п/пДата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) ПолИнициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами


Основные блоки 1. «Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке врач ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): заключение специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; мер, предпринятых для обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


Задачи ПМПк: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и (или) состоянии декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.


ПМПк Родители разъяснительная и консультативная работа; разработка конкретных рекомендаций. Обучающиеся наблюдение; диагностика; коррекция; определение образовательной траектории. Учитель диагностика педагогических затруднений; планирование самообразовательной деятельности; направление на курсы; планирование коррекционно- развивающей работы; разработка конкретных рекомендаций. Администрация создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; создание благоприятной воспитывающей среды; организация 100% занятости во внеурочное время.


Учебный план для классов выравнивания Общеобразовательные областиОбразовательные компоненты 2 «В»3 «В»4 «В» Филология Русский язык444 Литературное чтение444 Математика 555 Естествознание Природоведение-22 Искусство Музыка111 ИЗО111 Физическая культура 222 Трудовая подготовка Технология222 Коррекционная подготовка: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 1 11 Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 12 Обязательные занятия по выбору: Русский язык 111 Литература 111 Математика 111 ИТОГО:

Территориальная
психолого-медикопедагогическая комиссия
Городской округ город
Выкса
Руководитель ТПМПК
Ледяева Е.П.

Деятельность ТПМПК регламентируется
нормативно-правовой документацией:
Конвенция «О правах ребенка» (от 02.09.1990г.)
Закон РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при её оказании»
(№ 3185-1 от 02.07.1992г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124ФЗ от 24.06.1998г.)

Положение о ПМПК. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 29.06.2009 г. №14145
Письмо Министерства образования РФ от
27.03.2000 №27/901-6 о психого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения.

Цель деятельности ТПМПК
Выявление детей с ОВЗ или
отклонениями в поведении,
выработка рекомендаций по
оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и
организации их обучения и
воспитания.

ТПМПК создана распоряжением
администрации городского округа
город Выкса. Персональный и
количественный состав комиссии
утверждается ежегодно.

Структура ТПМПК
Руководитель ТПМПК
Члены ТПМПК (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учительлогопед,психиатр)
Секретарь ТПМПК (педагогический
работник)

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПМПК
Врач психиатр изучает анамнез ребенка, исследует
психическую сферу, состояние продуктивной
симптоматики, клинику заболевания. Определяет
неврологическое состояние, проявления отклонений и
чем они вызваны.
Педагог-психолог исследует психологическое
состояние и изучает память, мышление,
восприятие, эмоционально-волевую сферу и
поведение ребенка.
Учитель-логопед во время обследования
наблюдает за сформированностью речевых
процессов ребенка и их отклонениями.
Дефектолог изучает способность ребенка к
обучению, умения воспринимать помощь,
наблюдать, анализировать, синтезировать, делать
выводы.

Организация деятельности
ТПМПК
На ТПМПК обследуются дети в возрасте от 0 до 18
лет, проживающие на территории Фроловского
района.
Направление детей на ТПМПК осуществляется по
инициативе:
родителя (законного представителя) ребенка;
учреждений образования, здравоохранения,
социальной защиты с согласия родителя (законного
представителя) ребенка.

Первичное обследование в рамках
ПМПк
Дети, направленные на обследование в
ТПМПК по инициативе
образовательных учреждений с
согласия родителей (законных
представителей), проходят первичное
психолого-медико-педагогическое
обследование в рамках ПМПк ОУ.

Документы,
предоставляемые на ТПМПК
В ТПМПК обследование детей проводится по
предварительной записи с предъявлением следующих
документов:
свидетельство о рождении ребенка (копия);
документ, удостоверяющий личность родителей (законных
представителей);
Карта ребенка (подробная выписка из истории развития
ребенка с заключениями врачей-специалистов детской
поликлиники по месту жительства: психиатра, педиатра,
невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, врачаортопеда (для детей с нарушением функции опорнодвигательного аппарата))
характеристики учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
психолога

педагогическая характеристика, подписанная
руководителем учреждения;
выписка текущих оценок, заверенная
директором;
тетради контрольных работ по русскому
языку, математике;
творческие работы ребенка;
копии коллегиального заключения ПМПк ОУ.

Порядок обследования детей на
ТПМПК
Обследование ребенка осуществляется только в
присутствии родителей (законных представителей).
В ходе обследования ребенка ведется протокол.
На основании данных обследования
специалистами ТПМПК принимается решение о
форме обучения ребенка с учетом психофизических
особенностей развития.
Копия заключения ТПМПК выдается родителям
под роспись. В другие учреждения и организации
коллегиальное
заключение
ТПМПК
может
направляться только по официальному запросу.
В случае несогласия с коллегиальным заключением
ТПМПК родители (законные представители) имеют
право обратиться в ЦПМПК.

Порядок взаимодействия ТПМПК
и ПМПк
ТПМПК является головной по отношению
к ПМПк.
Взаимоотношения между ТПМПК и ПМПк
оформляются договором о сотрудничестве.
ТПМПК оказывает консультативную,
организационную и методическую помощь
в работе ПМПк через систему
консультаций, семинаров, практикумов.

Регламентирует деятельность ПМПк
Письмо Министерства
образования Российской
Федерации от 27.03.2000
№ 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного
учреждения».

Цель ПМПк создание системы психологомедико-педагогического
сопровождения детей с
психофизическими
нарушениями в условиях
общеобразовательного
класса

Задачи ПМПк
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в
развитии и/или состояний декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и
эффективности специальной (коррекционной) помощи в
рамках имеющихся в данном образовательном
учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей
актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,
уровень школьной успешности.

По данным обследования каждым
специалистом составляется
заключение и разрабатываются
рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются
результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется
коллегиальное заключение ПМПк.

Методические рекомендации по
написанию характеристик
Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она
является результатом всестороннего предварительного изучения
ребенка, которое следует проводить в естественных условиях
воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на
проявление свойств личности, познавательной активности, но и
стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий,
причины его высокого (достаточного, низкого) уровня
интеллектуального развития.
Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за
поведением, разными видами его деятельности (игровой,
бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со
сверстниками и взрослыми.

Всестороннее познание ребенка требует применения
специалистом и других методов обследования – бесед,
анализа продуктивных видов детской деятельности,
стандартизированных методик обследования и т.д.
В характеристике необходимо указать, какие
проводились коррекционно-педагогические
мероприятия, их эффективность, результативность.
В характеристике отмечаются условия семейного
воспитания, характер взаимоотношений ребенка и
взрослого, ребенка и его сверстников. При написании
характеристики следует использовать материалы,
относящиеся к истории развития ребенка, полученные
из бесед с родителями, медицинскими работниками.
Характеристика – это итог продуманного
систематического наблюдения в течение определенного
периода.

Психологическая характеристика
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________________
Сведения о родителях: _________________________________________________________
Школа, класс________________________________________
Сроки пребывания в школе (когда поступил, откуда поступил, оценка
адаптации в школе)
Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность;
эмоционально-поведенческие особенности).

себе, о своей семье, ближайшем окружении, уровень актуального
развития).
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой
моторики; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем;
избирательность; распределение; переключаемость).
Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и
воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции
анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения,
моделирования, сформированность теоретических понятий, умение
устанавливать причинно-следственные связи).

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Особенности личности (личностная активность, направленность,
самооценка, самосознание, мотивационные предпочтения, уровень
притязаний).
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности,
работоспособность).
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон,
эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения,
распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль).
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с
родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе,
поведение в конфликтной ситуации).
Особенности учебной деятельности (организация деятельности,
степень сформированности учебных навыков)
Предварительное заключение.
Педагог-психолог _____________________________ подпись
Руководитель _________________________________ подпись
Печать

Педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________
Дата рождения______________________________________________
Адрес______________________________________________________
Образовательное учреждение__________________________________
Класс (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________
История обучения (до поступления в школу посещал (не посещал) группу
компенсирующей направленности; дата поступления в первый класс;
оставался ли на второй год; в каких классах).
Общее впечатление о ребенке (контактность; взаимодействие со
сверстниками, взрослыми; период адаптации; эмоциональноповеденческие особенности).
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о
себе; о своей семье; ближайшем социальном окружении; уровень
актуального развития с учетом сформированности временных
представлений).
Особенности психофизического развития (работоспособность; состояние
крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации,
зрительного и слухового восприятия; особенности внимания, памяти;
проявления левшества).

Сформированность учебных навыков (какие предметы
предпочитает; почему; степень активности на уроках).
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и
навыков требованиям программы):
Математика: счетные навыки, их автоматизация, понимание
программного материала, характер трудностей в геометрических
построениях, при решении примеров, задач.
Чтение: тип, темп, пересказ, характерные ошибки чтения.
Письмо: особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка,
особенности оформления работ, характер ошибок письменной речи
при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах.7.
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые
понятия, способы действия при минимальной помощи педагога,
других учащихся).
Степень усвоения школьной программы.
Выводы.
Учитель __________________________ подпись
Руководитель _____________________ подпись
Печать

Логопедическая характеристика
Фамилия, имя, отчество
ребенка__________________________________
Дата рождения________________________________________________
Адрес_______________________________________________________
1. Особенности строения артикуляционного аппарата (губы, зубы,
прикус, твердое небо, язык, подъязычная связка).
2. Устная речь:
общее звучание речи;
состояние звукопроизношения;
фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез, представление;
активный словарь;
грамматический строй речи;
слоговая структура слова;
связная речь;
языковой анализ.

Письменная речь:
чтение:
темп чтения, вид чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами;
ошибки: пропуски, угадывание, замены, перестановки;
понимание прочитанного;
пересказ: самостоятельно, по наводящим вопросам, краткий, полный;
письмо:
ошибки фонетического характера;
искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных, слогов,
перестановки слогов;
раздельное, слитное написание слов;
грамматический строй: словоизменение, словообразование, синтаксис (типы
построения предложений, виды связи слов в предложении: управление,
согласование, примыкание);
списывание, диктант, творческие работы,
Предварительное заключение.
Учитель-логопед __________________________ подпись
Руководитель _____________________________ подпись
Печать

При отсутствии в данном образовательном
учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а
также при необходимости углубленной
диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорных вопросов
специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям)
обратиться в территориальную психологомедико-педагогическую комиссию
(ТПМПК).

Трехуровневая система работы
ПМПК
3 уровень – региональный:
Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ЦПМПК г.Волгоград)
2 уровень - муниципальный
Территориальные психолого-медикопедагогические комиссии (ТПМПК)
1 уровень
психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк) образовательных учреждений

Основные принципы обследования
детей на ПМПК
Одним из важнейших условий приема ребенка на
ПМПК является соблюдение этических норм,
которые соответствуют основным принципам,
одобренных обществом исследования детей
(Society for Research in Child Development, 1990):
«Не навреди!»
Добровольное согласие
Конфиденциальность
Знакомство с результатами