Последний день помпеи где хранится. Описание картины К

Почти 2000 лет назад извержение вулкана Везувий разрушило несколько древнеримских поселений, в числе которых были города Помпеи и Геркуланум. «Футурист» представляет хронику событий 24-25 августа 79 года н.э.

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. В течение последующих двух суток погибло 16 тысяч жителей римских поселений Помпеи, Геркуланум и Стабии: их тела были погребены под слоем пепла, камней и пемзы, выброшенными разбушевавшимся вулканом Везувием.

Cлепки тел, найденных при раскопках, сейчас выставлены внутри термы Стабиана на археологическом участке в Помпеях

С тех пор интерес к Помпеям не угасает: современные исследователи рисуют цифровые карты разрушенного города и отправляются в археологические экспедиции, чтобы показать нам повседневную жизнь людей, павших у подножия вулкана.

Письма Плиния Младшего к историку Тациту, результаты раскопок и вулканологические доказательства позволяют ученым реконструировать график извержения.

Руины Помпей на фоне Везувия

12:02 Мать Плиния говорит его дяде Плинию Старшему, о странном облаке, возникшем над Везувием. До этого несколько дней город сотрясали подземные толчки, хотя для области Кампанья это было нехарактерно. Плиний Младший позднее опишет это явление так:

«огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие»…

Ветра переносят большую часть пепла на юго-восток. Начинается «плинианская фаза» извержения.

13:00 К востоку от вулкана пепел начинает падать. Помпеи находится всего в шести милях от Везувия.

14:00 На Помпеи обрушивается сначала пепел, а затем белая пемза. Слой вулканических осадков, покрывший землю, прирастает со скоростью 10-15 см в час. В конечном итоге толщина слоя пемзы будет составлять 280 см.

Последний день Помпеи, картина Карла Павловича Брюллова, написанная в 1830—1833 годах.

17:00 Под массой вулканических осадков в Помпеях обрушиваются крыши. Камни размером с кулак сыплются на город со скоростью 50 м/c. Солнце заволокло пепельной пеленой, и люди ищут убежище в кромешной тьме. Многие спешат к гавани Помпей. Вечером приходит черед серой пемзы.

23:15 Начинается «пелейское извержение», первая волна которого ударила по Геркулануму, Боскореале и Оплонтису.

00:00 14-километровый столб пепла вырос до 33 км. Пемза и пепел входят в стратосферу. В течение следующих семи часов шесть пирокластических волн (насыщенный газами поток пепла, пемзы и лавы) поразят район. Людей повсюду настигает смерть. Вот как описывает эту ночь вулканолог Джузеппе Мастролоренцо для National Geographic:

«Температура на улице и в помещении выросла до 300 °C. Этого более чем достаточно, чтобы убить сотни людей за доли секунды. Когда пирокластическая волна захлестнула Помпеи, люди не успевали задохнуться. Искаженные позы тел жертв — это не следствие длительной агонии, это спазм от теплового шока изогнул уже мертвые конечности»

После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком,
после чего художника стали называли «Карл Великий»
Фрагмент картины Карла Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи» (1830-1833)

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет. О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.



Перед тем, как начать смотреть фотографии, которые сын сделал в Помпеях, стоит разобраться, как дело было.
Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей.
Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Картина эта запоминается, эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей




В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: « Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности: « Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.
Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.
Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: « Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины,построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы, изображенной на полотне».
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть «эффект присутствия».
Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому, а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей. Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет.
Брюллов делает много эскизов и собирает материал.



1/2

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено. К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны».

Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла, у художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать, в романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.
Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.



Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок, именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи.



Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое — ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.



Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.



Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.




Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.



Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.
Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи, из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.
Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.




Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:
«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху».
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими».

Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си, или вкратце на такой вот инсталляции:



Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.



А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок..

http://www.livejournal.com/magazine/883019.html .

Оригинал записи и комментарии на

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры, уничтожившее цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи
холст масло 456 x 651 см

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

Карл Брюллов (1799-1852)

1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Людвиг ван Бетховен *Симфония №5 - си минор*

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. картина была готова. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения. Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слом судеб обнажает характеры. Заботливые сыновья выносят из ада немощного отца. Мать закрывает собой детей. Отчаявшийся юноша, собравшись с последними силами, не выпускает из рук драгоценный груз - невесту. А красавец на белом коне спешит прочь в одиночестве: скорее, скорее спасти себя, любимого. Везувий беспощадно демонстрирует людям не только свое нутро, но и их собственное. Тридцатилетний Карл Брюллов это отлично понял. И показал нам.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", - ликовал поэт Евгений Баратынский. Воистину так: картину триумфально встретили в Риме, где он ее писал, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической".

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И был успех. И картины, и мастера. А осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и триумф Карла Брюллова достиг своей высшей точки. Имя русского мастера сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.

Предположительно, основателями Помпей были оски, один из народов Древней Италии. Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпеи. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). По этой версии Помпеи были образованы как объединение пяти общин.

По мнению писавшего в I веке н. э. географа Страбона город основали оски. Позже контроль над ним захватили этруски, а затем после побед на этрусками — греки. Позже у греков город отобрали самниты, народ, родственный оскам. Это произошло в V веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно Помпеи на какое-то время были заброшены.

В IV веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. В IV веке до н. э. между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В ходе них в 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Римляне опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии. Позже жители сельской округи Помпей напали на возвращавшихся с награбленной добычей легионеров, отняли награбленное и загнали их на корабли.

Источник: wikipedia.com

Римляне победили и покорили своей власти самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были быть союзниками Рима, а также предоставлять вспомогательные войска.

В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Среди вопросов его ведения было, в частности, строительство. Непосредственное наблюдение за строительными работами и их оплату осуществлял квайстур (латинский вариант — квестор), должностное лицо, отвечавшее за городскую казну. Верховная власть в городе принадлежала должностному лицу с названием «meddissa tuvtiksa», что переводят как «градоправитель».

Присоединение к Риму дало толчок развитию города в III веке до н. э. В конце столетия выросло население Помпей. Во II веке до н. э. появились новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появляются роскошные особняки. Среди них знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.

Парадоксально, но стимул развитию Помпей придала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.

Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце III века до н. э.

Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во II веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи попадают восточные пряности. Фрески в Доме Фавна говорят о художественном вкусе и интересе его владельца к истории.

Союзническая война: Помпеи против Суллы

В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) восстал против Рима. Этот конфликт вошел в историю как Союзническая война. Восставшие против Рима союзники добивались равного с римлянами статуса в государстве. После трех лет войны римляне разгромили мятежных союзников. Но после этого они дали им права римского гражданства.

В 89 году до н. э. в ходе войны Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду Помпей. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.

Помпеи не были разрушены и получили римское гражданство. Через 10 лет Сулла, одержавший победу над своими противниками и ставший диктатором, основал в городе колонию своих ветеранов. Отныне Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство в городе переносится на латинский язык. И в последний век города сокращается число записей на оскском.

Город римского времени: Помпеи при империи

В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий стояли статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи, рассказывающие об Энее и Ромуле, были и на римском форуме.

Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.


Источник: wikipedia.com

В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боев, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, затем взялись за камни, а затем — и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.

Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге сенат запретил Помпеям 10 лет проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.

Интересно, что Ливиней Регул несколькими годами ранее был лишен звания сенатора. То есть, опальный представитель правящего класса мог найти убежище в Помпеях и стать благодетелем горожан.

Помпеи располагались в 240 километрах от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, еще в эпоху Республики такую виллу приобрел Цицерон.


Источник: wikipedia.com

Высшими должностными лицами в Помпеях были два его избираемых правителя — дуумвиры. Они собирали городской совет и председательствовали в нем. Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила, которая открывала ее исполнителю дорогу в городской совет. Члены городского совета носили это звание пожизненно. Эдилы отвечали за городское благоустройство — снабжение хлебом, содержание улиц и бань, занимались организацией зрелищ.

В гражданских делах с небольшой исковой суммой дуумвиры были председателями. Уголовные дела и более сложные гражданские рассматривались в Риме. Также дуумвиры отвечали городскую казну.


Источник: wikipedia.com

Раз в пять лет избранные дуумвиры назывались квинквенналами (пятигодниками). Они обновляли списки городского совета — вносили новых людей, вычеркивали умерших и тех, кто потерял право на членство в совете за преступления. Также они составляли списки граждан города.

Члены совета принимали отчеты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами. Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьезный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.

В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 000 сестерциев.

Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счет празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада (видимо, местная знаменитость). Второй раз кроме игр на форуме он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчеркивал, что провел гладиаторские бои без траты общественных средств.

Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан Помпей, желающего стать дуумвиром или эдилом. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.

В Помпеях жило около 12 тысяч человек, и около 24 тысяч — в сельской округе. Половина из них была рабами. Большую часть оставшихся составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2500 жителей города и 5000 — в сельской округе.

Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитационная надпись могла быть адресована конкретному гражданину Помпей. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию.

Образец карикатуры на стене в Помпеях. (wikipedia.com)

Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодежь», в который входили молодые люди из знатных семей.

Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчеркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата, потому что «выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».

Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.

Выборы в Помпеях напоминали выборы в других городах Римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата.

Выборы проходили в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей. Помпейцы могли становиться дуумвирами повторно, но не два года подряд.

Извержение вулкана Везувий: гибель города

Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.

Вулкан заявил о своем пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.

Свидетельство о катастрофе оставил ее современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 километров от Помпей). В Мизене была база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.

24 августа люди увидели, как над вулканом поднимается облако. Плиний Старший повел свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что ученым двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходят в облаке.

Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.

Большинство жителей бежали из города в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

Фраза «Последний день Помпеи» известна каждому. Потому что гибель этого античного города когда-то изобразил Карл Брюллов (1799-1852 гг.)

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Люди толпами ходили посмотреть на картину и днём, и ночью. Брюллов удостоился личной аудиенции у Николая I. За ним прочно закрепилось прозвище “Карл Великий”.

Осмелился критиковать “Помпеи” лишь Александр Бенуа, известный историк искусства 19-20 веков. Причём критиковал он очень злобно: “Эффектничание…Живопись в расчёте на все вкусы…Театральная крикливость…Трескучие эффекты…”

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Брюллов-документалист

Несмотря на всю “театральность”, о которой говорит Бенуа, в картине Брюллова много правды.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

“Правильно” рушатся и здания на картине. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил землетрясение в 8 баллов. Причём очень достоверно. Именно так и разваливаются строения при подземных толчках такой силы.

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коны. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

Личное в “Последнем дне Помпеи”

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Их отношения были свободными: то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Подведем итог. Почему “Последний день Помпеи” – шедевр

“Последний день Помпеи” монументален во всех отношениях. Огромное полотно – 3 на 6 метров. Десятки персонажей. Множество деталей, по которым можно изучать древне-римскую культуру.

“Последний день Помпеи” – это история о катастрофе, рассказанная очень красиво и эффектно. Герои самозабвенно сыграли свои роли. Спецэффекты – на высшем уровне. Свет поставлен феноменально. Это театр, но очень профессиональный театр.

В русской живописи больше никто не смог так написать катастрофу. В западной живописи “Помпеи” можно сравнить только с “Плотом медузы” Жерико.

Вконтакте