Успение пресвятой богородицы у западных христиан. Успение пресвятой богородицы у западных христиан Какой католический праздник 15 августа

Как великое торжество. Окончание земной жизни Пресвятой Девы – светлый праздник, подтверждающий власть и силу Бога, ведь он вознес её душу и тело на небеса, уподобив своему Сыну. Богородица перед своим успением обещала быть помощницей и заступницей во всех делах верующих, служить утешительницей обратившимся с молитвой.

Принципы католического вероучения не признают официально естественную смерть Богородицы. Сам факт тления тела, ковчега Божия как его именуют христиане, считался невозможным на протяжении веков, но только в ноябре 1950 года папой Пием XII был оформлен в виде особого положения вероучения, признанного единственно истинным. Этот глава западных христиан был даже прозван «Папа Марии» за приверженность матери Божией и вклад в мариологию (раздел догматического богословия о святой Деве Марии), который он сделал во времена своего понтификата.

Убеждения о нетленности очень важны для католических постулатов, ведь они логически связаны с ещё одним значимым событием – Непорочным зачатием, подтверждая отсутствие первородного греха, а значит обычной смерти и последующих процессов.

В Священном Писании о закате жизни Богородицы не упоминается, а другие первоисточники вряд ли могут пролить истину, ведь они датируются IV – V веком. Противоречивы данные и о том, в каком году покинула она этот мир - середина I века н. э. довольно неточная дата. Например, Евсевий Кесарийский, римский богослов и историк, полагал, что она покинула мир в 48 году н.э.

Но для истинно верующих это не столь важно. Первостепенным является факт чудесного богоизъявления, сопровождающее последние дни земного существования Марии. Для такой неординарной личности и окончание пути - тоже особенное, доказывающее восторжествование над смертью. По преданиям, с небес во время молитвы спустился архангел Гавриил, который уже являлся к ней ранее, сообщивший о переселении на небо через 3 дня. Он вручил особую пальмовую ветвь, сияющую светом. Мария была рада этому, так как сама уже давно стремилась на небеса к Богу.

Она пожелала видеть апостолов и учеников своего Сына перед смертью, и они были собраны у смертного одра, перенесшись в светлом облаке. В назначенный час явился сам Иисус Христос с небес и принял её душу. Тело было пронесено по Иерусалиму к месту погребения – Гефсиманской пещере, где покоились родители Марии и обрученник Иосиф.

Еще одним феноменальным обстоятельством считается проявление силы Божией, которая не допустила никаких злодеяний в отношении погребения Богородицы. В те времена в Иерусалиме сохранялись жесткие гонения на учение Христово, а торжественные почести, воздаваемые Пресвятой Деве, были неугодны правящей власти. Приказ о разгоне шествия и сжигании тела Девы Марии остался невыполненным, так как стена света оградила верующих от нападения.

Вознесение не только души, но и останков, подтверждается преданием о том, что вместо тела Девы Марии обнаружены только погребальные одежды. Это произошло благодаря апостолу Фоме, который единственный не прибыл вовремя. Он не поверил, что Мария умерла, и другие апостолы разрешили проститься ему с Богородицей, вскрыв пещеру. Это ещё один Божий промысел, целью которого было явить вознесение Богоматери. Благодаря этой личности потомки получили еще одно иносказательное наречение – «Фома неверующий», которое активно используется в современном обиходе.

До 5-го века праздник не был установлен: только с возникновением еретических течений, оскорбляющих чувства христиан, появилась необходимость превознесения земного пути Девы Марии. По некоторым источникам, император Маврикий ввёл в 582 году всеобщее прославление в честь победы над иноверцами.

Сегодня Успение в западных литургических обрядах имеет статус торжества в иерархии праздников, в некоторых странах даже являясь официальным выходным днем (Австрия, Португалия, Франция). Проходят религиозные шествия, величественные и красивые, со скульптурами Пресвятой Девы. Сохранилась древняя традиция приносить цветы и плоды нового урожая среди прихожан.

И хотя есть определенные догматические различия между христианскими учениями, в этот светлый праздник Успения католическая церковь, так же как и православная, еще раз подчеркивает, что смерть – это переход от земли на небо, путь к вечному бессмертию. Пресвятая Дева – образец веры, а почитание дня отхода её в небесную славу является не просто обязательным, а искренне любимым праздником для всех католиков.

Стоит отметить, что православная церковь отмечает праздник

Киев, 15 августа - АиФ-Украина. 15 августа — 227-й день года в григорианском календаре. До конца года остается 138 дней.

Международный праздник

Несмотря на то, что история Дня археолога не связана с какими-либо событиями и открытиями, и сам праздник не является ни государственным, ни национальным, археологи, Украины, Белоруссии, Казахстана и России отмечают свой профессиональный праздник 15 августа. В Украине он получил статус государственного в 2008 году.

Археология — (от греческого archaios — древний и logos — учение) — наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Это совершенно обособленная наука.

Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии. Письменных сообщений сохраняется крайне немного, а бытового материала — порой больше, чем это можно себе представить.

Религиозные праздники

Католические праздники

. Празднование Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса.

Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа.

Православные праздники

В Болгарии Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии также празднуют 15 августа. Это один из самых почитаемых в стране православных праздников. Он посвящен воспоминанию смерти (успения) Божией Матери и празднуется

В православной Греции 15 августа тоже отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.

Именинники

Василий, Иоанн (Иван), Кирилл (Кирил), Никодим, Роман, Стефан (Степан), Тарасий (Тарас), Роман, Феодор (Федор).

День в истории

778 — в битве с басками в ущелье Ронсеваль погиб участник похода Карла Великого в Испанию франкский маркграф Роланд, прикрывавший отход войск Карла Великого. Роланд стал героем эпоса «Песнь о Роланде».

1832 — Папа римский Григорий XVI издал буллу, осуждающую свободу печати.

1908 — в Пруссии женщинам разрешено поступать в вузы.

1932 — при раскопках в Ватикане обнаружена древнеримская «Триумфальная дорога».

1977 — в рамках проекта SETI был получен Сигнал «Wow!».

Родились

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) — французский император в период с 1804 года по 1815 год.

Вальтер Скотт (1771-1832) — шотландский писатель (романы «Айвенго», «Роб Рой», «Пертская красавица»).

Луи де Бройль (1892-1987) — французский физик, лауреат Нобелевской премии (1929) «за открытие волновой природы электронов».

Скончались

Рамакришна (1836-1886) — индийский религиозный лидер, мистик и проповедник.

Грация Деледда (1871-1936) — итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии (1926).

Рене Магрит (1898-1967) — бельгийский художник-сюрреалист (картина «Поцелуя»).

Народный календарь

По народному календарю сегодня наступил день Степана-сеновала.

Приметы и традиции

Каков Степан — таков сентябрь.

Степан — покровитель лошадей. Хозяева посвящали угоднику Степану овес и сено, а лошадей для красоты и силы поили через серебро, что также помогало от нечистого.

Фаза луны

Луна находится в фазе «растущая луна». Это 5 лунный день в лунном календаре.

В общественном мнении день 15 августа сейчас больше известен как просто выходной день, а не религиозный праздник Успения. Этот день представляет собой для большинства не церковное событие (хоть в этот вторник его отмечают 1,2 миллиарда католиков по всему миру), а пик отпускного сезона с переполненными пляжами, затишьем на политической сцене и близящейся перспективой осеннего возобновления работы…

Как бы то ни было, в католических приходах Франции 15 августа представляет собой столь же значимый религиозный праздник, что и Рождество, Пасха, День Святой Троицы и День всех святых. Это праздник Успения. В церкви стекаются верующие, а в посвященных Богородице храмах в Лурде, Ла-Салетт, Понтмене, Рокамадуре, на парижской улице Бак, и маленьких деревенских часовнях достают старинные хоругви для крестных ходов в честь Девы Марии, о чьей кончине вспоминает церковь…

В христианском священном писании мало сказано о том, как завершилась земная жизнь Богородицы, однако с первых веков церкви в Иерусалиме закрепилась традиция отмечать ее «успение» 15 августа. Это понятие означало, что она таинственном образом скончалась, отойдя ко сну, и вознеслась на небо душой и телом по христианской вере.

Контекст

Церковь как отдельная культура

First Things 21.07.2017

Министерство традиций

Yle 21.03.2017

Церковь и будущее

Радио Свобода 12.01.2016

Православие застряло в Темных веках

Bloomberg 16.06.2016

Что думают католики и мусульмане через год после убийства отца Амеля

Atlantico 26.07.2017 Сначала эта традиция утвердилась в православной вере, где она послужила источником вдохновения для множества икон и остается великим праздником. Затем она перешла в католическую церковь в ходе первого тысячелетия и была окончательно закреплена в качестве нормы папой Пием XII в 1950 году: «Пренепорочная Дева, предохраненная непричастной ко всякой скверне первородного греха, совершив путь земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему, Господу господствующих и Победителю греха и смерти».

Во Франции у Успения имеется четкое историческое значение, поскольку король Людовик XIII в благодарность за весть о рождении будущего Людовика XIV официально посвятил страну Деве Марии в 1638 году и ввел процессии 15 августа в национальный праздник.

Гораздо менее известна клятва, которую произнесла в Париже на Монмартре 15 августа 1534 года небольшая группа друзей-студентов, которые были увлечены фигурой Игнатия де Лойолы. Тем самым они положили начало ордену иезуитов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.