.

Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка "ста прапорщиков" изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру. Композиция романа очень сложна. Главный герой и его жизнь предстают перед читателем с трех точек зрения. Композиционная сложность напрямую связана с психологической сложностью героя. Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Поэтому личность героя, его биография, внутренний мир, философские искания являются центром повествования. Этот духовный психологизм является следствием особенностей "нашего времени". "Наше время" - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать удовлетворение их порывам и общественно полезной деятельности.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым. В литературе это привело к появлению нового "героя". Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, но подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражением судеб его поколения.

Через поступки Печорина Лермонтов характеризует болезнь своего поколения - привлекательность зла. В своем журнале герой пишет: "Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого…" Действительно, зло привлекательно, и главный герой подтверждает это своими поступками. Его поступки злы, но их ждут от него, поэтому он их совершает. Именно в этом и заключается трагедия пробудившегося сознания. Печорину открылся свет во всей ничтожности и убогости. Его мучает вопрос о пределах свободы личности.

В рассказе "Фаталист" герой размышляет над тем, может ли человек сам решать свою судьбу или все в жизни определяется неведомой, неотвратимой силой? Следует отметить, что в постдекабристскую эпоху фатализм стал вопросом времени. Он освобождал человека от ответственности за судьбу мира, уводил от борьбы, сеял отступенческие настроения. Стоит ли жить, если в жизни неизменно торжествует зло? Не является ли торжество зла законом божьим? Пробуждается сознание героя, он как бы прозревает и сознает, что мир устроен несовершенно, хотя сам он стремится к идеалу. "Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.." Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что "не угадал своего назначения" и "утратил на веке пыл" благородных стремлений. "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает.

Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Печорин не может полно ощущать радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой непрекращающийся самоанализ мешает герою отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность, волевое начало. Не получив настоящего развития, эти качества постепенно угасли, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге". Итак, в романе Лермонтова показана трагедия пробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина была отражением судеб многих умных, одаренных и ярких людей, можно говорить о трагедии пробудившегося сознания целого поколения.

Время создания романа

Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.

Тема и идея романа

Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».

Роль композиции в понимании идеи романа

Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».

Зачем это автору, почему он ведет рассказ о Печорине, забегая вперед или возвращаясь в прошлое героя, или вообще сказав нам о его гибели уже во второй главе? Как у всех великих мастеров, у Лермонтова нет ничего случайного. И это сразу после выхода романа отметил Белинский: «Роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается».

Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».

Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем («Бэла»), потом видим («Максим Максимыч»), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию «истории души человеческой».

Печорин – герой своей эпохи.

Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути. Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями. Становится яснее суть и смысл произведения «Герой нашего времени».

История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. «… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни…» Эти слова произносит Печорин, исканиями, страданиями, сомнениями абсолютно принадлежащий своему времени. Эти слова мог бы произнести и сам Лермонтов, и его современники.

«В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все», – так считал В.Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.

Тест по произведению

Каково же значение романа "Герой нашего времени" в истории русской литературы и русской общественной мысли очень велико. В романе «Герой нашего времени», который Белинский назвал «грустной думой о нашем времени», широко отразилось общество того времени, показан и объяснен в образе Печорина характерный тип эпохи.

В предисловии к роману автор говорит, что в Печорине он дал «портрет, составленный из пороков» всего «нашего поколения», т.е. того поколения, которое осуждено в «Думе» Лермонтова. Но благодаря глубокому анализу этого образа в романе, особенно в повести «Княжна Мери», мы понимаем, что в «пороках» Печорина повинно общество и общественно-политический строй того времени.

Мы понимаем, что наше возмущение должно быть обращено, прежде всего, против тех общественных условий, которые не давали возможности одаренным людям найти применение своим «необъятным силам», заглушали их хорошие задатки, способствуя развитию дурных.

Плох тот порядок, дурно то общество, которое коверкает, делает «лишними», ненужными наиболее одаренных людей, - так говорит Лермонтов своим романом. Но и Печорин как представитель поколения, заклейменного в «Думе», также осужден в романе. Осуждая Печорина, поэт тем самым указывает, что для России нужны другие люди, люди цельные, здоровые духом, способные действовать, несмотря на тяжкие условия, которые им ставила жизнь.

В романе разоблачена и осмеяна - в образе Грушницкого - модная в то время игра в разочарованность.
Таким образом, в «Герое нашего времени» произнесен приговор порядкам современной поэту России, дворянскому обществу, его представителям.

Большое значение имело появление в романе образа Максима Максимыча. Этот «чисто русский тип» (по выражение Белинского) только намечался в русской литературе. Тщательная разработка этого образа у Лермонтова отражала углубление внимания к простым людям, означала усиление демократической струи в литературе.Образом Максима Максимыча Лермонтов утверждал: именно среди ничем не примечательных, незнатных, невидных, небогатых, простых есть люди духовно здоровые, цельные, достойные глубокого уважения.

«Герой нашего времени» был большим шагом вперед в развитии русской художественной прозы. В сокровищнице русской литературы ко времени его появления уже были такие произведения в прозе, как «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» Гоголя. Но ни у Пушкина, ни у Гоголя в прозаических произведениях мы не видим еще такого глубокого интереса к психологическому анализу, т.е. к анализу внутренних переживаний героя, какой мы находим в романе Лермонтова.

Высокую оценку дали «Герою нашего времени» замечательные русские писатели прошлого.Гоголь признавался, что до Лермонтова «никто еще не писал у нас такой правильною и благоуханною прозою».Не только художественное мастерство поэта привлекает наше внимание к роману, но и глубокое проникновение Лермонтова в действительность и его дерзновенный порыв в будущее. Именно поэтому значение романа "Герой нашего времени" для русской истории трудно переоценить.

Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I. Вступление

Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисло­вии к журналу Печорина.

II. Главная часть

  1. Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего вре­мени, либо лучший человек своего времени.
  2. Время Печорина, 30-е годы – особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пе­ресмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы но­вые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном не­удачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума».
  3. В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность – свобода, но без всякого представле­ния о том, к чему эту свободу применить. Для него не сущест­вует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему дос­тавляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонто­вым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.
  4. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на стра­ницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпа­тию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистиче­ские» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испыты­вает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, ста­раясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над сво­им высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным си­пам». Все это делает Печорина характером трагическим, неза­урядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.

III. Заключение

Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.

Здесь искали:

  • смысл названия герой нашего времени
  • смысл названия романа лермонтова герой нашего времени
  • смысл названия герой нашего времени сочинение

"Герой нашего времени" - один из самых знаменитых романов. По сей день он пользуется популярностью среди любителей русской классики. Если вы хотите узнать больше об этом произведении, прочитайте статью.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов - известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой. Причиной его смерти стала дуэль с Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом. Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Из истории создания романа "Герой нашего времени"

Михаил Лермонтов начал писать роман, когда его впервые отправили в ссылку на Кавказ. Именно тогда он вдохновился на написание отрывков, которые впоследствии стали глаавами литературного шедевра. Автор изначально даже не думал о том, что из этого получится что-то столь содержательное. Весь роман писался отрывками и публиковался в местной печати.

Роман "Герой нашего времени" состоит из пяти частей. В каждой из них описываются события, происходящие в определенное время и в определенном месте.

Первая часть - "Бэла". В этой части рассказывается о похищении и убийстве дочери горского князя. Во второй части - "Максим Максимыч" - рассказывается о задержании автора во Владикавказе и находке дневника Печорина. Третья часть, под названием "Тамань", повествует о трех контрабандистах и покушении на Печорина. Четвертая рассказывает о том, как Печорин, чтобы утешить свое самолюбие, влюбил в себя княжну Мэки. Это стало причиной ссоры с другом. Из пятой части ("Фаталист") читатель узнает о том, что судьбу невозможно перехитрить, и все то, что должно случиться, обязательно произойдет.

Что есть время?

Роль времени в романе "Герой нашего времени" имеет огромное значение. Прочитав данный роман, можно понять, что в жизни человека иногда очень важны те несколько минут, которые могли бы полностью исправить ситуацию. Или же, например, что никогда не стоит торопиться и делать Это можно понять, проанализировав отношенияя Печорина и Бэлы.

Печорин думал, что с Бэлой ему не будет скучно, ведь он был так сильно в нее влюблен. Но девушка была к нему исключительно холодна. Печорин решил, во что бы то ни стало растопить лед в сердце девушки и добиться взаимной любви, но все попытки Печорина влюбить в себя Бэлу оказались напрасными. Он понял, что она ему наскучила и он испытывает к ней тяготение. Мимолетное влечение Печорина к Бэле стоило жизни несчастной девушке. Какова роль времени в романе "Герой нашего времени"? В пороках главного героя виновен не только он сам, но и общество, в котором он вращался. Во времена, в которые жил Печорин, да и сам автор книги, царили законы, в условиях которых одаренные люди не находили выхода своей энергии. А это способствовало развитию дурных задатков.

Какой смысл несет в себе роман?

У каждого человека своя точка зрения, а значит и смысл романа для всех разный. Для кого-то смысл в том, что не следует торопиться с выводами, для других смысл в том, что судьбу нельзя перехитрить. Смысл названия "Герой нашего времени" не может быть единым для всех. Кто-то не проникнется симпатией к главному герою романа. А кому-то этот персонаж будет близок.

Каков смысл названия "Герой нашего времени"? В романе рассказывается о сложной личности, о человеке, в руках которого судьба целой эпохи. В произведении изображена непростая судьба героя, которому пришлось пережить многое. Но даже после всего того, что он смог пройти, он остается сильным и несломленным. Размышляя о том, в чем смысл названия "Герой нашего времени" несложно понять, что значение названия романа полностью совпадает со смыслом. Данный роман сможет понять не каждый, ведь в нем очень много тем для размышлений.

Проблема романа

В романе автор поднимает актуальную проблему среди всего человечества - поспешность действий. Проблема романа "Герой нашего времени" и его персонажей в том, что они поддавались своим первичным инстинктам и не всегда обдумывали то, что планировали совершить. Вследствие этого происходили ужасные вещи, например, смерть Бэлы. Печорин должен был подумать, прежде чем похищать девушку, о том, взаимна ли любовь. Таким образом, из-за халатности Печорина погибла невинная девушка. Но вот со смертью Вулича все иначе. Здесь главной причиной смерти стала судьба, и это никто не мог предугадать и предотвратить. Мы не всегда можем предотвратить что-то ужасное, что-то, что но мы можем предотвратить то, что в наших руках, то, что зависит только от нас самих.

Что послужило темой для романа?

Тема романа также несколько связана с проблемой, как и смысл названия "Герой нашего времени". Темой романа служило раскрытие всех прекрасных сторон героя. Задача автора была представлена в том, чтобы в течении всех происходящих действий раскрыть всю сущность главного персонажа, представить с совершенно другой стороны. Именно в этом заключалась тема романа "Герой нашего времени". Читатель в процессе чтения должен был постепенно знакомиться с героем, узнавать его с совершенно новых сторон и знакомиться с его лучшими качествами.

В чем же суть?

Суть романа "Герой нашего времени" была несколько иной. Читатель смог понять, что главный герой романа не такой уж и "неправильный", а вполне разумный и положительный персонаж.

Михаил Юрьевич Лермонтов не написал ни единой записки или заметки о том, что именно подтолкнуло мысль написать роман, который и по сей день популярен не только среди старших, но и среди молодежи и даже за рубежом. Конечно же, данный роман может показаться сложным и запутанным, но этот шедевр стоит того, чтобы уделить ему свое драгоценное время. Стоит помнить, что значение названия романа "Герой нашего времени" созвучно с главной идеей. Прочитав этот роман, вы многое осознаете и, возможно, измените свое мировоззрение. Этот роман будет полезен представителям как старшего поколения, так и младшего.