Азиатские мифические существа. Китайская мифология


СУЩЕСТВА

Фэнхуан

Фэнхуан, в китайской мифологии чудесная царь-птица; в западноевропейской литературе она трактуется как птица феникс. Существует предположение, что в древности слово "фэн" обозначало божество ветра, которое являлось посланцем богов.

Китайцы верили, что у фэнхуан, птицы с разноцветными перьями, клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, рыбий хвост, спереди она как лебедь, сзади как единорог цилинь, а спина черепашья. Появление фэнхуан обещало мир и процветание Китая. Есть основания предполагать, что эта птица с огромными глазами и своеобразным гребнем на голове, напоминающая павлина, имеет солярную природу, то есть близка стихии огня и солнца.

Жо Шуй

Жо, в древнекитайской мифологии священное дерево, растущее за Южным морем, между реками Хэйшуй ("Черной") и Циншуй ("Зеленой") на крайнем западе у горы Куньлунь. Листья его темно-зеленые, цветы красные, напоминающие лотосы, свет их освещает землю. Согласно мифу, на верхушку Жо садились десять солнц, завершив свой путь по небосводу. Жо - западный эквивалент солнечного (восходного) древа фусан, находящегося на крайнем востоке. Образ Жо неоднократно использовался в китайской поэзии (Цюй-Юань - IV столетие до нашей эры, Ли Бо - VIII век нашей эры).

Жо Шуй ("слабая вода"), в древнекитайской мифологии река под горой Куньлунь, где жила обладательница снадобья бессмертия, правительница западного рая бессмертных Си Ванму ("Владычица Запада"). Вода в этой реке не держала на поверхности даже легкого лебединого перышка. Можно предположить, что Жо Шуй рассматривалась как особая река, разделявшая царство живых и мертвых. Жо Шуй - типичный скользящий топоним, этим именем назывались и реальные реки в различных окраинных и сопредельных Китаю землях.

Лунван
Царь драконов


Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры.

Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.

В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.


Чжун Куй

Чжун Куй, в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Образ Чжун Куя возник, приблизительно, в 6 столетии до нашей эры и первоначально ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть. В средние века его заменил антропоморфный образ предводителя бесов.

Слово Чжун Куй в буквальном переводе означает "палица демонов". В китайский обычай вошло рисовать красной краской Чжун Куя, ловившего бесов, и вывешивать это его изображение с магическими целями. Обыкновенно китайцы такой ритуал проводили в праздник дуаньян, то есть пятого числа пятой луны. На народных лубках Чжун Куй изображался, как правило, в костюме чиновника, в позе, угрожающей бесам. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей. Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Исторические сведения. Чжун, в древней истории Китая известная маньчжурская княжеская фамилия, принадлежащая к числу тех восьми семей, родоначальники коих оказали особенно важные заслуги маньчжурским государям при покорении ими Китая. Представитель этой фамилии являлся одним из главных руководителей общества Большого кулака или так называемого движения боксеров, старавшегося сохранить угасавшее влияние династии китайских императоров, за что, по требованию иностранных держав, был казнен в 1901 году, а княжеский титул был передан не его сыну, а другому лицу.

Чжан Тяньши

Чжан Тяньши (буквально, Чжан небесный наставник), в китайской, даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. В основе образа мифического Чжан Тяньши лежит представление о главе даосской религии Чжан Дао-лине, жившим в третьем столетии нашей эры, которому был присвоен в пятом веке почетный титул Тяньши.

В древние времена, когда в Китае господствовало шаманство, Тянь (небо), или хуан-тянь (царственное небо) являлось главным объектом почитания: оно и доныне играет выдающуюся роль в религиозных представлениях народа. Небо, в китайской народной мифологии, это внешнее проявление силы распорядителя судеб мира, или Шанди, с которым оно постоянно смешивается народом; это промысел, судьба, поддерживающая ненарушимость вечных законов, на которых зиждется порядок во вселенной. Представителем неба на земле является богдохан, носящий в этой своей роли наименование Сына неба (Тянь-цзы); он единственный посредник между людьми и небом, ответственный перед последним за благоденствие своих подданных; он один от лица всего народа имеет право совершать жертвоприношение небу, для чего в Пекине устроен особый жертвенник Тянь-тан.

Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где занялся изготовлением лекарства бессмертия. Когда лекарство было готово, он принял его и, хотя Чжан Дао-лину было в то время шестьдесят лет, он превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайны сочинения и приобрел могущество, благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней, а также проник в тайны превращений. После этого Чжан Дао-лин вознесся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч. По другой версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным под именем Чжан Тяньши.

От имени Чжан Тяньши веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране. Как начальнику над всеми хтоническими силами Чжан Тяньши приписывалась власть над обитающими в земле животными, которые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно "специальностью" Чжан Тяньши считалась и борьба с ядоносами, то есть скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и прочей нечистью. Считалось, что Чжан Тяньши подчинены также пять громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Чжан Тяньши рисовались пять огнедышащих барабанов - символов этих громов. Поскольку функции Чжан Тяньши близки функциям начальника над бесами Чжун Куя, то их изображения и атрибуты нередко смешивались.


Яньван
Владыка мертвых

Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации.

Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ. Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле, перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.

Чойджины

Чойджины или сахиусы, в буддийской мифологии тибетских и монгольских народов, являют собой разряд грозных божеств, входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. Слово Чойджин в тибетской речи означает "хранитель учения", в монгольском языке сахиус значит "охранитель", соответствие этого понятия в санскрите - дхармапала. В тибетской мифологии число чойджинов пополняется за счет местных духов. У тибетцев особо чтимым чойджином является Джамсаран, имеющий эпитет "Красный хранитель", точное название этого божества у монголов Улан сахиус.

Его отцом является свирепый дух, медноволосый якшас (yakshas), который живет в кровавом море на медной горе или на кладбище; в одной руке у него медный меч, в другой - легкие и сердце врага. По происхождению Джамсаран - добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся с Пехаром. В северном буддизме Джамсаран - один из восьми докшитов; ассоциируется с Куберой и с Гесером, который иногда считается одним из его воплощений. В эпосе хоринцев Джамсаран выступает врагом Гесера.

Особенно почитается монголами группа "пять чойджинов", которых в монгольских сказаниях называют "пять великих государей" или табун хаган, то есть защитников храма. Их культ тесно переплетается с культом Падмасамбхавы, которому они дали обет охранять религию. Их перерождением считается настоятель Лхасского храма, выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как воплощение Пехара. В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии представления о чойджинах трансформируются. Чойджины воспринимаются как свирепые воинственные охранительные духи, побеждающие демонов и болезни.

(из Китайской мифологии)

В мифах Древнего Китая мировая гармония основывается на энергетике Инь и Янь. Мужской дух в мифах Китая имеет особое положение и представлен в виде энергии Янь, воплощенной в небесных и огненных созданиях. Даже представители энергий водных и земных стихий являются мужчинами, что напрямую указывает на превосходство мужского начала над женским на Востоке.

Мужской дух в легендах Востока

Согласно мифологии древнего Китая, мир был создан из яйца, существа называемого Хуньдунь. Чудище описывается как существо, не имеющее глазниц, рта и носовых полостей, с 3 руками и 4 крыльями. Имея добродушный нрав, оно принимало в гостях всех духов преисподней, которые решили отблагодарить хозяина необычным даром, заключающимся в ощущении материального.

Дар оказался слишком сильным для Хуньдуня, что привело к его гибели. После себя он оставил яйцо, в середине которого зародились энергии Инь и Янь. Когда скорлупа растрескалась, потоки энергии вырвались наружу и создали мир, где Инь - символ женщины, темноты и холода, а Янь - мужчины, света и мужества. Представителями энергии Янь являются птица Феникс и Дракон.

Китайские демоны

Демоны в китайской мифологии, имеющие мужское начало, являются слугами богов.

Виды демонов, имеющих женское начало, считались вредоносными и пагубными. Наиболее известных из числа мужских духов в легендах Востока всего семь.

  1. Тимиморе - демоны, живущие в диких лесах и горных массивах, часто встречаются в реках. Существа употребляют в пищу человеческие и животные полуразложившиеся тела, а живых созданий не тревожат.
  2. Чжункуй - является управителем мира мертвых, решает, куда отправить душу умершего - в рай или ад.
  3. Бочи - является морским обитателем и прислужником властелинам водной стихии Гун-гуна, имеет телосложение домашнего барана, у которого на спине имеются вторые глаза.
  4. Яогуай - это ожесточенные души умерших животных, которых убили или мучили при жизни. После смерти они становятся демонами смерти, прислужниками божеств, которые взамен на услужение дают возможность наказывать своих мучителей.
  5. Даолао - демоны, населяющие горную местность, стреляющие в путников из лука стрелами с отравой.
  6. Ню Мован - является князем демонов, человекоподобного телосложения с бычьей головой.
  7. Фу-ю - является слугой Гун-гуна и символизирует гнев. Лицо Фу-ю как у мужчины, а тело медвежье.

Боги Древнего Востока

Божества в мифах древнего Востока являются представителями мужской знати - это связано с патриархальным устройством общества, обожествлением правителей Китая. В мифологии китайское божество нередко является исторической личностью, т. к. принадлежащих к династии императоров обожествляли.

Божества древнего Китая являются покровителями лесов, морей, небес. Великие представители энергии Янь сотворили мир и жизнь в нем.

Гун-гун

Китайское божество Гун-гун является покровителем водной стихии и управляет потоками воды. Разгневавшись, дух направляет воды рек на человеческие жилища и пастбища, создавая потоп.

Миф о повелителе воды гласит, что молодой Гун-гун некогда бросил вызов своему родителю Чжу-чжуню, управляющему стихией огня, и, переоценив свои силы, проиграл, после чего в ярости ударился о высокую гору и ее осколками сотворил великий потоп.

Гун-гуна описывают как:

  • человекоподобное существо в верхней части тела;
  • вместо нижних конечностей у него хвост змея;
  • глаза бога всегда красные.

Китайское божество Шеньнун, благодетель флоры и землепашцев, он научил человека отличать травы по лекарственному составу, открыл для него вкус и целебные свойства зеленого чая.

Шеньнун по телосложению напоминает человека, тело его покрыто кожей змея и имеет зеленый оттенок. Вместо человеческого лица, божество имеет бычью морду и тигриный нос.

Чжу-жун

Является покровителем огненной стихии и управляет светом, его сын - управитель водных стихий Гун-гун. Между ними всегда идет битва за власть и силу. Дух обладает силой, мускулистым, звероподобным телосложением, с головой змеи и глазами насекомого.

Ган-ди

Олицетворением военного дела, богатства и отбора людей по статусу был бог Ган-ди. Покровитель военачальников и китайской знати.

Божество имело необычайную силу и сноровку в военном деле, образ божества - военачальник, живший во 2 в до н.э.

Фенбо

Божество, покровительствующее ветру, называется Фенбо. Выглядит повелитель ветра, как быстроногая лань, облаченная в шкуру леопарда, имеющая хвост рептилии и оленьи рога. Фенбо был слугой Дракона, который, наказывая людей, поджигал поля, а бог ветра раздувал пожар.

По легендам, верховное божество Юйди является покровителем космических энергий. В его подчинении находятся все божества и демоны. Бог восседает на огромном троне, сделанном из нефрита. и с высоты небес наблюдает за каждым жителем земли. Все проступки людей Юйди описывает на своей нефритовой доске.

Если человек проживает достойную жизнь, верховное божество поощрит его даром, но богоотступники, преступники попадают в немилость бога, который в ответ на злобу, жадность и лесть насылает на человека демонов.

Дух засухи

Китайская цивилизация считается самой древней, легенды ее берут начало еще до н. э. Издавна повелось, что великие божества Китая - мужского пола. Дух засухи в китайской мифологии - отнюдь не мужчина. Согласно легенде, это женщина по имени Ба, дочь великого правителя Хуан-ди.

В мифологии богиня представляет собой высокое, человекоподобное существо, имеющее глаза в верхней части спины. Ба всегда ходит нагая, она обладает огромной силой, способна наслать засуху на очень большой площади земли, тем самым обрекая людей на голодную смерть.

В Китайской Республике расположен храм, где преподаются боевые искусства, именуемый Шаолинь. Монахи издревле исповедовали там даосизм, верование в сложную иерархию божеств. Видов легендарных духов, олицетворявших мужское начало в древних учениях Китая, всего 7.

  1. Синь-тян - безголовое чудовище-великан, символ мужества. Ротовая полость чудища располагалась на животе, а глаза на грудной клетке.
  2. Дракон, именуемый Фейи, считался предвестником долгой засухи.
  3. Пулао - дракон маленьких размеров, любящий звон колокольчика. Несмотря на малые размеры, рычание Пулао очень громкое.
  4. Чжулун является драконом мрачного подземелья Ада.
  5. Хаечи - демон, имеющий тело льва и медвежий хвост.
  6. Фенхуан - огромная огненная птица с 2-метровым хвостом.
  7. Яюй является обитателем озер, питается человеческой плотью, излавливая путников, заблудших в лесной чаще.

Заключение

Мужское начало в китайских легендах обозначено огненной и небесной стихиями. Представители императорской династии по мужской линии представлены в виде божеств, а в их подчинении находятся демоны, выполняющие их приказы.

Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли (примерно 0.5 км) в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках н.э. Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая. В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.

Фэнхуан, в китайской мифологии чудесная царь-птица; в западноевропейской литературе она трактуется как птица феникс. Существует предположение, что в древности слово "фэн" обозначало божество ветра, которое являлось посланцем богов. Китайцы верили, что у фэнхуан, птицы с разноцветными перьями, клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, рыбий хвост, спереди она как лебедь, сзади как единорог цилинь, а спина черепашья. Появление фэнхуан обещало мир и процветание Китая. Есть основания предполагать, что эта птица с огромными глазами и своеобразным гребнем на голове, напоминающая павлина, имеет солярную природу, т. е. близка стихии огня и солнца.

г. Далянь (Китай)

Животное как персонаж китайской мифологии

В китайском видении мира животные несут определенную традицией смысловую нагрузку и могут быть адекватно восприняты только подготовленным сознанием, усвоившим самые разнообразные сведения из национальной истории, фольклора, эстетики и языка.

Признанный царь китайского бестиария – это Лун (дракон), самое любимое животное в Китае. Известно, что лун как животное никогда не существовал – это лишь своеобразное порождение китайской мифологии. Он выступает как повелитель дождя и воплощение мужской сущности. В китайских картинах луна всегда можно видеть парящим среди облаков или плывущим среди волн и в то же время объятым языками пламени, исходящими из его плеч и бедер. Происхождение образа луна не выявлено во всей полноте, но ясно, что оно теряется в глубочайшей древности и корнями уходит в тотемический культ. Образ луна так описал Ли-ши-чжэно () в своей книге «Бэньцао Ганму» («Основные положения фармакологии»): «голова, как у верблюда , рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи живот, как у морского животного «шэнь», чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, ладони, как у тигра... ». В словаре «Шовэнь» (1 век н. э.) написано: «лун – длинное из чешуйчатых существ, может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным, может быть то коротким, то длинным. В день весеннего равноденствия взлетает в небо, в день осеннего равноденствия ныряет в бездну». В древнем Китае количество лунов на парчовых одеждах генералов было точно регламентировано, и девять лунов могло быть только на императорском одеянии. Со времени династии Хан (206 до н. э. – 220 н. э.) зеленовато-голубой лун считается символом императора, родины, покровителем пятого знака китайского зодиака и символом востока, восхода солнца и весеннего дождя. А белый лун, напротив, правит западом и смертью.

Традиционно в китайском языке рядом со словом «лун» стоит слово «феникс» (фэнхуан). Фэн хуан – это волшебная птица, в её облике преобладает женский характер. В древнем Китае образ фэнхуана часто вышивали на женских платьях, в том числе на платьях императрицы. Золотая фэнхуан считается символом императрицы, невесты, красоты и луны. По традиции лун и фэнхуан часто выступают парой, поэтому в народе при рождении говорят: «у меня родился маленький лун, а у меня родилась красивая фэн». На свадьбе выражаются следующим образом: «Лун и фэн соединяются».

Третьим благодатным мифическим животным был тигр. Тигр – царь зверей в представлении китайцев (знавших о льве только понаслышке). Тигр почитался, в первую очередь, как гроза демонов: почти все великие маги, устрашители демонов изображались сидящими на тигре. На лбу тигра часто записывался иероглиф «ванн» (царь). Кроме того, тигр считался грозой демонов болезней и, следовательно, в какой-то мере хранителем здоровья.

Заметное место в китайском фольклоре отводится лисе – воплощению хитрости. Так как лисы часто имеют норы возле могил, древнее поверье связывает и с душами умерших и наделяет способностью превращаться в соблазнительных женщин. По этой причине в Китае, особенно на севере, повсюду имелись кумирни, посвященные лисам. Нередко женщины оставляли у лисьей норы туфельки, чтобы помочь демону превратиться в девушку и заодно отвратить его от собственной семьи. Кроме того, лис получал от крестьян подношения и как покровитель вредных насекомых. Служащие люди чтили лиса как покровителя канцелярского делопроизводства. В народе верили, что по достижении тысячелетнего возраста лис обзаводится девятью хвостами и золотистой шкурой, после чего возносится на небо.

Другим популярным персонажем китайского пантеона из числа зверей была обезьяна. В последние четыре столетия культ обезьяны принял вид поклонений обезьяньему царю Суно Укуну – герою авантюрно-мистической эпопеи «Путешествие на Запад».

Из домашних животных китайцы выделяли петуха, чьи кровь и крик отпугивали злых духов, а также собаку, которая вместе с лошадью была неизменным спутником бога очага и бога богатства. В обожествленном виде Небесного пса (тянь гоу) собака слыла своенравным и даже злобным существом, которое может прогнать даже злого дракона, но способна проглотить солнце, вызвав солнечное затмение, или забрать у матери младенца.

Китайские крестьяне по вполне понятным причинам относились с особенной почтительностью к крысам. В крестьянских домах старого Китая 19-го числа 1-го месяца повсюду отмечали «крысиную свадьбу». Все домочадцы справлялись спать пораньше, оставив на полу угощенье для грызунов. Если в доме заводилась крупная крыса, с ней обращались как с почетным гостем и называли «денежной крысой». Ещё один популярный персонаж китайского фольклора – заяц, который для китайцев неразрывно связан с луной: в узорах пятен на поверхности луны им чудился заяц, толкущий в ступе порошок бессмертия . Из морских тварей более всего почитали черепаху – символ долголетия, силы и выносливости. Считалось, что черепаха живёт тысячу лет.

Китайцы считали, что все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы приближения и удаления, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений послужили движения солнца и луны и смена времен года, воспринятые китайским народом как проявление вселенской закономерности. В древности в Китае существовало несколько систем лунно-солнечных календарей. Из них с астрологией был связан так называемый циклический календарь. Годы 12-летнего цикла, соответствующего одной «небесной ветви», носили имена животных, которые являлись одновременно и знаками китайского зодиака. Двенадцать знаков зодиака носят названия животных 12-летнего «животного» цикла: крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака и свинья. «Животный» календарный цикл служил в Китае, с одной стороны, средством вычисления времени, а с другой - гороскопом, предсказывающим судьбу народов и стран. Существует предание, по которому Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати. А в награду они получили право раз в 12 лет владеть временем и судьбами людей. Все, что пребывало под Луной на земле, испытывало их влияние. Каждого ребенка, родившегося в год того или иного животного, судьба награждала его свойствами и качествами. В год козы, например, у ребенка были её свойства и качества: непокорный живой нрав, любопытств, находчивость, стремление к горным высотам, отсутствие чрезмерного честолюбия. При выборе жених или невесты узнавались не только обстоятельства жизни их семей, но и их гороскопы. Так, брак не мог состояться, если жених и невеста принадлежали «враждующим» знакам зодиака. Жених, родившийся в год тигра, не мог, например, взять в жены «козу», а «крыса» не могла выйти замуж за «змею».

Многовековая символизация животных в мифологии находит своё применение и в современных сферах жизнедеятельности китайского народа: от образов искусства до обиходно-бытовых традиций.

Предисловие. Вера в духов и демонов в Китае – это один из тех аспектов жизни, который невозможно выкинуть или изменить. Это огромный пласт культуры и мировоззрения китайцев. Как мы знаем, их мир состоит из двух начал: Инь и Ян. Эти начала как породили мир, так и наполнили его всем тем, что мы сейчас имеем. Ян соотносилась Небу и являлась главным управляющим над духами и демонами. Без разрешения Ян даже самый мелкий призрак не имел права пакостить человеку.

Ожившие неодушевленные предметы.
Не удивляйтесь, но предметы в Китае могут оживать, и для этого вовсе не нужна волшебная палочка или умысел темного мага.
У каждой китайского вещи есть душа, которая может покидать свой предмет и превращаться в человека или животное или вовсе «входить» в другой предмет и манипулировать им, например в картину или в статую. Такой предмет-призрак называют «Цзин», а их приход/явление «Цзин гуань». Обычно духи вещей проявляют себя негативно: предметы двигаются, скрипят, разваливаются, падают. Это своеобразный сигнал о наступающей беде, но не о какой-то неизвестной, а о беде, которая последует от этой вещи, если её не уничтожить. Беда может быть любой: болезнь человека, смерть, пропажа ребенка и прочее, до чего додумается сама вещь.
Древние книги рассказывают такую историю…
Однажды (а конкретно в 836-841 годах), в семью отличного лучника Ши Цзуна У пришла большая беда - неизвестная заразная болезнь одолела всех членов его семьи. Каждую ночь в дом приходил странный человек, от тела которого исходил свет. Больные люди, увидев его, тут же начинали кричать и плакать, будто это он причинял им боль. Вначале, Ши Цзун У обращался к врачам, но те не могли излечить больных. Тогда мужчина взял свой лук, и когда странный человек вновь зашел в дом – он выстрелил в него. Тут же стрела, попавшая в призрака, вспыхнула, и загоревший призрак разлетелся на мелкие кусочки. Когда Ши осмотрел то место, где погиб призрак, то он нашел старый подсвечник из камфорного дерева, которым пользовались в его семье уже много лет. Когда мужчина разрубил, сжег и выбросил в реку пепел предмета-призрака – все больные быстро пошли на поправку.
Вторая история еще хлеще. К некому Лю Сюаню в один прекрасный вечер явилось непонятное существо, одетое в черные штаны и черный плащ. Лю присмотрелся к существу и увидел, что у того нет «семи отверстий» на лице (как я поняла - 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот). Утром мужчина отправился к предсказателю, который, погадав на бамбуковых палках, сказал: «Эта вещь принадлежала твоим предкам; если она будет продолжать существовать, то станет демоном и начнет убивать людей. Но раз у неё нет глаз, ты можешь с ней справиться». В тот же вечер китаец накинулся на существо, связал его и начал бить мечом. Существо долго не сопротивлялось и «сдалось», превратившись в подушку, которая принадлежала еще деду Лю.
Можно привести еще массу историй про «ожившие» предметы. На всякий случай приведу несколько примеров и способов избавления. Если ночью на вас напала целая ватага призраков, не пугайтесь, возможно это всего то «ожившие» листья с деревьев. Летающая крышка гроба, избивающая до полусмерти? Не беда, если найдете сам гроб и сожжете его, то уверяю вас - крышка отстанет! Кажется, что по ночам кто-то тихо переговаривается в комнате? Тьфу, сжигайте каждую ночь один-два предмета из этой комнаты. Методом проб и ошибок вы обязательно вычислите предметы-призраки.
P.S. Совет – начинайте сожжение со старинных предметов, статуй и картин, потому что они входят в призрачную категорию риска.

Призраки самоубийц.
Возвращаясь к мировоззрению Китая, душа человека, который умер не своей смертью (например повесился, утонул в реке, или его съел тигр) не может успокоится, и алчет найти новую жертву, которая обязана погибнуть такой же смертью, как и призрак. Именно по этой причине существует поверье о «цикличности» смертей в домах, где когда-то умер самоубийца. Однако, возвращаясь к тому же китайскому мировоззрению, можно узнать, как пресечь эту кровавую череду смертей. Помните духов, о которых я писала в Предисловии? У человека было их два, Шень и Гуй. После смерти, Шень человека возносился на Небо, а вот Гуй и По оставались. «По человека – это нечто похожее на пшеничные отруби, находящееся под повешенным. Если её немедленно выкопать, то её можно разрушить, но, если этим пренебречь, то она будет погружаться все глубже в землю, и, пока не будет уничтожена, самоубийства не прекратятся». Таким образом, если место под убийцей очистить (чем быстрей, тем лучше), то вполне можно избавиться и от духа самоубийцы. А вот если этого не сделать… Расскажу немного позднее.
Вернемся к призракам самоубийц. Этот вид призраков часто можно отличить по тем предметам, которые они носят с собой. Это может быть балка или веревка, на которой, собственно, и оборвалась жизнь несчастного.
Одному мужчине как-то не повезло идти через кладбище и заметить, как некто пытается перетащить балку через стену одного из домов. Думая, что это действует вор, мужчина незаметно прокрался в дом и предупредил о беде хозяев. Те обыскали весь дом, но ничего подозрительно не нашли, кроме того, что случайно наткнулись на женщину, которая уже готова была повеситься на стропилах крыши. Женщину спасли, а мужчину поблагодарили и отправили обратно восвояси. Довольный как пряник, мужчина вернулся к себе домой и все рассказал своей жене. Тут ему не повезло второй раз, так как жена у него оказалась дурой. Она тут же потребовала от мужа показать ей, как же вешалась женщина. Мужчине не повезло в третий и последний раз. Он залез на стул, обмотался шнурком, перекинул его через балку и… Добрый призрак выбил у него из-под ног стул. В этот момент все несчастья мужчины кончились, как и всё остальное.
Вот таким образом призрак все-таки добился чего хотел, кто-то все-таки умер его смертью, а значит эстафетная палочка передана и можно отдыхать. Хотя стойте, не палочка, а веревочка. Если эту веревочку или балку у призрака отобрать, то он станет беспомощен как младенец и скорее всего отстанет от вас. Ну или заставит вас повеситься на отобранной вещице.
В одну семью скоро должен был прийти гость, однако угощать его было нечем, поэтому хозяин дома втихую взял дорогую заколку жены и ушел на рынок, чтобы продать её и купить вина (угостить гостя). Когда жена обнаружила пропажу заколки, она сильно расстроилась и…
Вариант 1. Дух самоубийцы начал нашептывать ей всякие гадости. Мол, муж в игорный дом пошел, женщин ублажать (а не гостю подарки брать). А это такое горе, что лучше повеситься.
Вариант 2. Дух просто появился в доме и, накидывая на женщину свою призрачную веревку, спровоцировал ее на повешенье.
Что в первом, что во втором случае, призрак самоубийцы появился не просто так, он был приманен упадническим, депрессивным состоянием несчастной. Но это, как говорится, исключение. Обычно такие призраки не приманиваются, а ищут себе жертву наобум. Накидывая веревку на шею, они вызывают в человеке внезапно желание покончить жизнь самоубийством. Это своего рода помутнение, порыв, и если «будущего самоубийцу» не остановить, то он исполнит задуманное, даже не осознавая, что творит.
Когда уже женщина накинула на себя веревку и собиралась умереть, в комнату зашел гость. Он увидел призрака, отнял у него веревку и спас хозяйку дома.

Материальные призраки.
Да-да, есть еще и такие. В Китае представляли призраков не как бесформенный полупрозрачный сгусток, а наоборот, старались придать им форму и наделить способностями влиять на людей и предметы материально. Особенно интересны те призраки, которые появились после смерти человека, но не уходили далеко от тела и костей умершего. Такие призраки были особенно опасны. Во-первых, обретенное тело (не обязательно целое; это может быть только один палец или кости нижней челюсти) давало подпитку злым силам, а во-вторых, оно служило материальным «оружием».
Вот теперь я вам расскажу обещанную историю.
В году Юнтаи, недалеко от монастыря Сяо-ганьсы, жил человек по фамилии Ван. Однажды ночью он сильно напился, и когда лег на кровать и заснул, его рука свесилась на пол. Обеспокоенная жена Вана хотела поднять его руку, как внезапно из земли появилась другая рука, и, схватив мужчину, стащила с кровати. Испуганная жена кинулась к Вану и попыталась поднять мужа, но того начало засасывать в пол, будто в зыбучий песок. Кое- как, всей семьей, Вана умудрились вытащить из поглощающего пола и уложить обратно на кровать. На следующий день дырку в полу начали раскапывать и на глубине двух чжанов нашли скелет, возраст которого был более двух столетий.
Вот что оказывается может случится, если вовремя не избавиться от вредного По.
Расскажу вам вторую историю, ради которой я и просила вас не кушать перед прочтением.
Жил некий Сунь Цзюнь, и был этот Сунь противным человеком с омерзительным характером. Он не чтил добрых духов, терпеть не мог злых, и вообще «крыша» наверное его покинула. Однажды он прогуливался по горам, и приспичило ему по большой нужде. Не долго думая, сел он возле старой могилы и (пардон) испражнился на лежавший возле могилы череп. Мало того, ему хватило ума сказать «Ешь, разве это не вкусно?». Но череп был не так прост, как казался на первый взгляд, и ответил: «Да, очень». Перепуганный Сунь вскочил и, толком не успев одеть портки, помчался домой. Всю дорогу за ним катился череп, пока парень не добежал до моста. Череп не смог закатиться на мост и покатился обратно на могилу, а Цзюнь побрел домой, где сразу же заболел. Он подносил ко рту свои испражнения и пожирал их, говоря: «Ешь, разве это не вкусно?» После чего опорожнялся и вновь поедал их. Через три дня китаец не выдержал и умер.

Демоны-мертвецы.
Демоны–мертвецы или Цзян Ши по-китайски - это демоны, родившиеся от лунного или солнечного света, который попал на гроб с находящимся в нем телом. Особенно часто мертвые становятся Цзян Ши, если их долго не погребают, ведь это означает небрежность к покойному, а значит - вызывает гнев духов.
Не смотря на то, что Цзян Ши питаются людьми и пьют кровь, вампирами их назвать сложно. Ведь эти демоны не могут превращаться в летучих мышей, да и с отрубленными руками они прекрасно могут удержать свою жертву. Также Цзян не боятся чеснока и осинового кола, взамен остерегаясь плодов жужуба, вбитых себе в хребет, и огня (как и любые китайские призраки/демоны).
Для того, чтобы уничтожить вампира Цзяна, надо:
- Спереть или уничтожить крышку гроба, чтобы останки тела окончательно сгнили и утратили свою силу.
- Разбросать вокруг пустого гроба (пока мертвец вышел погулять) рис, красный горох и кусочки железа. Вернувшись, демон не сможет лечь в гроб и, побродив возле него, должен навсегда «откинуться». Главное не забыть его потом сжечь, так, на всякий случай.
Обращаясь опять к китайскому мировоззрению, хочу добавить, что в призраках-мертвецах находятся две души. «По» – грубая и неразумная сила земли, и «хунь» - светлая душа. Иногда эта светлая душа берет вверх, и демон может кого-то спасти или просто помочь, однако обольщаться не стоит. Демон - он и в Африке демон. Секундная заминка или рассеянность может стоит вам жизни.
В деревне Вэйнани жила женщина с ребенком. В одну из ночей ребенок долго не мог заснуть, маялся, чего-то боялся. Когда пробили третью стражу (вероятно, три ночи), дверь дома открылась, и зашел старик в белой одежде с двумя клыками во рту. Старик накинулся на лежавшую в соседней кровати служанку и в мгновение ока обглодал ее, оставив лишь скелет. Когда старик поднял скелет, чтобы высосать все внутренности, ребенок женщины заплакал, и старик исчез. Правда, служанка так и осталась лежать обглоданным скелетом.
В заключение мне хотелось бы рассказать такую интересную вещь. Пожирание для китайский духов, это не только не убавление пищи, но порой и прибавление ее. То есть если в ритуальной миске для духов еды не убавляется – то все нормально. Правда, нельзя сказать тоже самое про тела усопших.
У одного парня умерла девушка. Почти всю ночь он сидел рядом с трупом, а когда взошла луна, появились три демона. Парень спрятался за занавеску и увидел, что демоны пожирают его любимую. На утро тело было таким, как и прежде, правда потолок был весь в крови и непонятных следах.