Русская фразеология. Сопоставительное изучение русской фразеологии и фразеологий других языков


Фразеология (от греч. phrasis - выражение и logos - слово, учение) - раздел языкознания, изучающий фразеологические единицы (фразеологизмы и идиомы). В русском языке устойчивых выражений довольно много (несколько тысяч), они образуют второй параллельный лексический состав. Устойчивые выражения, или фразеологизмы, постоянны по своему значению, качеству, воспроизводятся они из целостных готовых единиц, т. е. в отличие от свободных слов сочетаются с одними и теми же словами. Например, след простыл, скатертью дорога, спустя рукава, медвежья услуга и др.
Употребление фразеологизма в функции какого-то члена предложения целиком зависит от его соотнесенности с определенной частью речи, т. е. от его лексико-грамматического значения. Например, фразеологизмы к шапочному разбору (слишком поздно), раз плюнуть (легко), рукой подать (близко), хоть отбавляй (много) по своему лексико-грамматическому значению аналогичны наречиям и поэтому в предложении являются обстоятельствами. Задавать храповицкого (спать), кривить душой (лгать), действовать на нервы (раздражать) соотносительны с глаголами и поэтому в предложении выступают в качестве сказуемого.
Одни фразеологические обороты (фразеологический оборот - это воспроизводимая единица языка из двух или более ударных компонентов, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре) всегда выступают в одном лексико-грамматическом составе (ирония судьбы, по образу и подобию, лечь в основу и др.), другие функционируют в виде нескольких (обычно двух) равноправных вариантов.
Варианты фразеологического оборота - это его лексико-грамматические разновидности, тождественные по своему значению и степени семантической слитности, например: бросить камень - бросить камнем (форма существительного); что есть силы - что было силы (время глагола).
От вариантов фразеологического оборота следует отграничить синонимические фразеологические обороты, имеющие в своем составе общие члены. Такие фразеологизмы-синонимы можно назвать дублетными {от всего сердца - от всей души; молоть вздор - молоть ерунду; гонять лодыря - гонять собак; стать на дороге - стать на пути; набитый дурак - круглый дурак). Фразеологизмы могут вступать в синонимические и антонимические связи: сломя голову - с быстротою молнии - посылать за смертью; попасть в точку - попасть в яблочко - пальцем в небо; родиться в сорочке - родиться под счастливой звездой - дети понедельника.
Большинство фразеологизмов характеризуется однозначностью: они имеют лишь одно значение, их семантическая структура достаточно монолитна, неразложима: камень преткновения (препятствие), витать в облаках (предаваться бесплодным мечтам), на первый взгляд (по первому впечатлению), ставить в тупик (приводить в крайнее затруднение, замешательство) и т. д. Но есть фразеологизмы, обладающие несколькими значениями, т. е. многозначные. Например, фразеологизм мокрая курица может означать: 1) безвольный, бесхитростный человек, размазня; 2) человек, имеющий жалкий вид, подавленный; расстроенный чем-либо; валять дурака - 1) ничего не делать; 2) вести себя несерьезно, дурачиться; 3) делать глупости. Многозначность возникает обычно у фразеологизмов, сохранивших в языке частичную мотивированность значений. Например, фразеологизм боевое крещение, означавший первоначально ‘первое участие в бою’, стал употребляться в более широком значении, указывая на ‘первое серьезное испытание в каком-либо деле’. Причем многозначность легче развивается у фразеологизмов, которые имеют целостное значение и по своей структуре соотносительны со словосочетаниями. Для современного русского языка характерно развитие образного, фразеологического значения у терминологических сочетаний: удельный вес, центр тяжести, точка опоры, родимое пятно, привести к одному знаменателю и т. п.
Омонимические отношения фразеологизмов возникают тогда, когда одинаковые по составу фразеологизмы выступают в совершенно разных значениях: брать слово1 - ‘по собственной инициативе выступать на собрании’ и брать слово2 (с кого-либо) - ‘получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чем-либо’. Омонимические фразеологизмы могут появляться в языке, если в основе образных выражений оказываются разные признаки одного и того же понятия. Например, фразеологизм пускать петуха в значении ‘устраивать пожар, поджигать что-либо’ восходит к образу огненно-рыжего петуха, напоминающего по цвету и форме хвоста пламя (вариант фразеологизма - пускать красного петуха); фразеологизм же пускать (давать) петуха в значении ‘издавать фальшивые звуки’ создан на основе сходства голоса певца, сорвавшегося на высокой ноте, с «пением» петуха. Такая омонимия является результатом случайного совпадения компонентов, образующих фразеологические обороты. В иных случаях источником фразеологических омонимов становится окончательный разрыв значений многозначных фразеологизмов. Например, значение фразеологизма ходить на цыпочках (ходить на кончиках пальцев ног) послужило основой для появления его образного омонима ходить на цыпочках (заискивать, всячески угождать кому-либо). В подобных случаях трудно провести границу между явлением многозначности фразеологизма и омонимией двух фразеологических единиц.
Особо следует сказать о так называемой «внешней омонимии» фразеологизмов и свободных словосочетаний. Например, фразеологизм намылить шею означает ‘проучить (кого-либо), наказать’, а семантика свободного сочетания намылить шею полностью мотивирована значениями входящих в него слов: Нужно хорошенько намылить шею ребенку, чтобы отмыть всю грязь. В таких случаях контекст подсказывает, как следует понимать то или иное выражение - как фразеологизм или как свободное сочетание слов, выступающих в своем обычном лексическом значении. Например: Тяжелая и сильная рыба бросилась... под берег. Я начал выводить ее на чистую воду (К. Паустовский). Здесь выделенные слова употребляются в их прямом значении, хотя в языке закрепилось и метафорическое использование этого же словосочетания - фразеологизм выводить на чистую воду (обличить, раскрыть темные дела кого-либо). Однако, поскольку свободные словосочетания принципиально отличаются от фразеологизмов, говорить об омонимии таких выражений в точном значении термина нет оснований: это случайное совпадение языковых единиц разного порядка. Таким образом, смысл многих фразеологизмов не вытекает из значения составляющих их слов: чем свет, как пить дать, себе на уме.
Предисловие к пятому изданию (Т. А. Боброва)
От автора
Введение во фразеологию русского языка
§ 1. Предмет и задачи фразеологии русского языка
§ 2. Формирование фразеологии как лингвистической дисциплины
§ 3. Фразеологические словари
Фразеологический оборот как языковая единица
§ 4. Понятие "фразеологический оборот"
§ 5. Структура фразеологического оборота
§ 6. Значение фразеологического оборота
§ 7. Состав фразеологического оборота
§ 8. Многозначность в сфере фразеологической системы
§ 9. Понятия семантически опорного и грамматически стержневого слова фразеологического оборота
§ 10. Фразеологический оборот в его отношении к части речи
§ 11. Морфологические свойства фразеологического оборот
§ 12. Варианты фразеологического оборота
§ 13. Фразеологические обороты синонимического характер
§ 14. О фразеологических гнездах
Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности
§ 15. Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности
§ 16. Фразеологические сращения
§ 17. Фразеологические единства
§ 18. Фразеологические сочетания
§ 19. Фразеологические выражения
§ 20. Определение степени семантической слитности фразеологического оборота
§ 21. Вопрос о месте фразеологизмов терминологического характера
Фразеологические обороты с точки зрения их лексического состава
§ 22. Классификация фразеологизмов русского языка по их лексическому составу
§ 23. Фразеологические обороты из слов свободного употребления
§ 24. Фразеологические обороты с лексико-семантическими особенностями
§ 25. Фразеологические обороты со словами, известными лишь в их составе
§ 26. Фразеологические обороты со словами устаревшей или диалектной семантики
§ 27. Соотношение семантической слитности фразеологического оборота и его лексического состава
Фразеологические обороты с точки зрения их структуры
§ 28. Структурные типы фразеологических оборотов в русском языке
§ 29. Фразеологические обороты, структурно-равнозначные предложению
§ 30. Классификация фразеологических оборотов, представляющих собой сочетания слов
§ 31. Фразеологические обороты модели "прилагательное + существительное"
§ 32. Фразеологические обороты модели "существительное + родительный падеж существительного"
§ 33. Фразеологические обороты модели "существительное + предложно-падежная форма существительного"
§ 34. Фразеологические обороты модели "предлог + прилагательное + существительное"
§ 35. Фразеологические обороты модели "предложно-падежная форма существительного + родительный падеж существительного"
§ 36. Фразеологические обороты модели "предложно-падежная форма существительного +предложно-падежная форма существительного"
§ 37. Фразеологические обороты модели "глагол + существительное (с предлогом и без предлога)"
§ 38. Фразеологические обороты модели "глагол + наречие"
§ 39. Фразеологические обороты модели "деепричастие + существительное"
§ 40. Фразеологические обороты, представляющие собой конструкции с сочинительными союзами
§ 41. Фразеологические обороты, представляющие собой конструкции с подчинительными союзами
§ 42. Фразеологические обороты, представляющие собой конструкции с отрицанием не
§ 43. Нерегулярные модели фразеологических оборотов
§ 44. Фразеологические обороты с особенностями художественно-поэтического характера
Фразеологические обороты современного русского литературного языка с точки зрения их происхождения
§ 45. Классификация фразеологических оборотов по их происхождению
§ 46. Исконно русский фразеологический оборот как языковая единица
§ 47. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты
§ 48. Исконно русские фразеологические обороты, образованные по модели
§ 49. Понятие "заимствованный фразеологический оборот"
§ 50. Фразеологические обороты, заимствованные из старославянского языка
§ 51. Фразеологические обороты без перевода из западно-европейских языков
§ 52. Понятие "фразеологическая калька"
§ 53. Точные и неточные фразеологические кальки
§ 54. Источники фразеологических калек в русском языке
§ 55. Фразеологические полукальки
§ 56. Фразеологическое калькирование и степень семантической слитности фразеологических оборотов языка-источника
§ 57. Фразеологические обороты с точки зрения сферы их первоначального употребления
Изменения в семантике, структуре и составе фразеологических оборотов
§ 58. Исторический характер современного вида фразеологических оборотов
§ 59. Изменения в степени семантической слитности фразеологических оборотов
§ 60. Изменения в семантике фразеологических оборотов
§ 61. Изменения в лексическом составе фразеологических оборотов
§ 62. Изменения в структуре фразеологических оборотов
§ 63. Этимологический анализ фразеологических оборотов
Фразеология и словообразование
§ 64. Фразеологический оборот и синонимичное ему слово
§ 65. Способы деривации слов на базе фразеологических оборотов
§ 66. Слова, образованные на базе фразеологических оборотов
§ 67. "Разложение" слов и возникновение фразеологических оборотов
Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств
§ 68. Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств
§ 69. Межстилевые фразеологические обороты
§ 70. Фразеологические обороты разговорно-бытового характера
§ 71. Фразеологизмы книжного характера
§ 72. Фразеологические архаизмы и историзмы
Стилистическое использование фразеологических оборотов
§ 73. Виды использования фразеологизмов в стилистических целях
§ 74. Стилистическое использование фразеологических оборотов в их общенародной форме
§ 75. Стилистическое использование фразеологических оборотов в авторской обработке
§ 76. Разные вариации одного и того же фразеологического оборота
§ 77. Мнимая переделка фразеологического оборота
Литература по фразеологии
Алфавитный указатель фразеологических оборотов, объясняемых в книге с точки зрения происхождения
Дополнения к пятому изданию
Русские национально маркированные фразеологические обороты
Евангельский текст и фразеология русского языка
Список трудов Н. М. Шанского по фразеологии

Первые публикации Н. М. Шанского, освещающие проблемы фразеологической системы русского языка, начали появляться с 50-х гг. ХХ в. Так, в статье "Лексические и фразеологические кальки в русском языке" (РЯШ. 1955. N 3) рассмотрены фразеологизмы, возникшие в результате буквального перевода русскими словами иноязычного словосочетания, а в 1957 г. вышла небольшая книжка "Лексика и фразеология русского языка", в которой уже нашла отражение фразеологическая концепция Н. М. Шанского. Характеристика определяющих свойств фразеологизмов как значимых единиц языка и способы их использования в художественно-выразительных целях освещались в статье "Основные способы и приемы стилистического использования фразеологических оборотов" (РЯНШ. 1957. N 3). Специфические особенности соответствующих языковых явлений стали предметом внимания в статье "Фразеологические обороты с точки зрения их лексического состава" (РЯНШ. 1960. N 2). Новаторской можно назвать публикацию "О словах, возникших на базе фразеологических оборотов" (РЯНШ. 1960. N 6) и т. д.

Свое понимание фразеологии Н. М. Шанский излагал в лекциях по лексикологии, которые он с 1953 г. в течение многих лет читал на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Результаты его размышлений в этой области получили обобщение в книге "Фразеология современного русского языка", первое издание которой вышло в 1963 г. В дальнейшем книга, дополняясь и исправляясь, в том числе по замечаниям многочисленных отечественных и зарубежных рецензентов, неоднократно переиздавалась, находя своего читателя и почитателя. Надо сказать, что это было первое монографическое исследование по данной проблематике, "впервые в нашем языкознании (да и не только в нашем) предпринимается попытка изложить теорию русской и общей фразеологии в виде краткого очерка" (Ройзензон Л. И. Рец. // РЯШ. 1964. N 2. С. 113).

Рецензенты также отмечают, что содержание работы "значительно шире ее названия. В книге не только анализируются различные вопросы фразеологии современного русского языка, но и освещаются многие важнейшие общетеоретические проблемы", а "вторым большим достоинством книги Н. М. Шанского является то, что автор своей монографией создал одновременно программу по фразеологии современного русского языка" (Там же); его "серьезное исследование особенностей фразеологических оборотов русского языка <...> наталкивает на интересные мысли о специфике и своеобразии нашей фразеологической системы, создает необходимую основу для дальнейшего всестороннего изучения различных проблем русской фразеологии" (Попов Р. Н. Рец. // ФН. 1964. N 2. С. 198).

Надо сказать, что 60--70-е гг. прошлого столетия стали временем расцвета фразеологии как отдельного направления исследования номинативных систем разных языков. Проводились привлекающие к себе внимание многих исследователей научные конференции по общим и частным вопросам фразеологии. Так, в связи с появлением в 1967 г. "Фразеологического словаря русского языка" под редакцией А. И. Молоткова в Самарканде состоялась грандиозная конференция, где это капитальное издание подверглось нелицеприятному обсуждению. Н. М. Шанский принимал активное участие в этой бурной "фразеологической" жизни, выступал с докладами на многих форумах фразеологов, оппонировал целый ряд кандидатских и докторских диссертаций (в том числе самых известных теперь фразеологов), был научным руководителем молодых специалистов. В это время стали появляться монографические работы по фразеологии различных языков, и практически ни одно из них не обходилось без разбора фразеологической концепции Н. М. Шанского.

Н. М. Шанский понимал фразеологический фонд русского языка расширительно, считая, что "фразеологический оборот -- это воспроизводимая в готовом виде единица языка из двух или более ударных компонентов словного характера, фиксированная (т. е. постоянная) по своему значению, составу и структуре" (Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. С. 27). Рассматривая фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности, Н. М. Шанский, в общем следуя за В. В. Виноградовым, к выделяемым последним фразеологическим сращениям, фразеологическим единствам и фразеологическим сочетаниям добавляет фразеологические выражения, т. е. "такие устойчивые в своем составе и употреблении фразеологические обороты, которые не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями" (Там же. С. 84), включая таким образом в состав фразеологизмов пословицы и поговорки, крылатые слова, которые обладают коммуникативным характером, а также фразеологические выражения номинативного характера, отличающиеся от свободных сочетаний слов тем, что "в процессе общения они не образуются говорящим, а воспроизводятся как готовые единицы с постоянным составом и значением" (Там же. С. 84).

В монографии Н. М. Шанского рассматриваются разные аспекты фразеологической системы русского языка: с точки зрения лексического состава устойчивых оборотов, их морфологической и синтаксической структуры, а также с точки зрения их происхождения, классификации источников появления. Описывая фразеологию как часть развивающейся языковой системы, Н. М. Шанский описывает те изменения, которые произошли с течением времени в семантике, структуре и лексическом составе некоторых оборотов, намечает основы этимологического анализа фразеологизмов. Заметим, что в книге объясняется происхождение большого количества конкретных фразеологических единиц.

Крупный специалист в теории словообразования, Н. М. Шанский поднял вопрос о соотношении слов и фразеологических оборотов с точки зрения деривации тех и других, определив различные направления соответствующих процессов -- от фразеологизма к слову и от слова к фразеологизму. В 3-м и 4-м изданиях "Фразеологии современного русского языка" глава "Фразеология и словообразование" содержит новый параграф "Сходство и различие процессов образования слов и фразеологических оборотов". В дальнейшем он развил изучение этой проблематики в статье "Деривация слов и фразеологических оборотов (К вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования) // Русское и славянское языкознание. К 70-летию члена-кор. АН СССР Р. И. Аванесова. М.: Наука, 1972. С. 300--308; См. также: Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М.: URSS, 2005. С. 311--319).

В книге нашла отражение экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологических оборотов с точки зрения их распределения в разных стилях речи, а также -- особо -- виды их использования, в частности в художественном творчестве мастеров слова.

Изначально предназначенная для студентов-филологов "Фразеология современного русского языка" Н. М. Шанского дает общую характеристику развития фразеологии как науки, содержит краткий критический обзор работ предшественников, в которых затрагиваются фразеологические проблемы. Более детально ознакомиться с материалом читатель может самостоятельно, ориентируясь на список рекомендуемой литературы, а также на указанные в подстрочных примечаниях работы. В исходном издании библиография хронологически ограничивается 1969 г. В 3-м издании книги Н. М. Шанский добавляет абзац: "В последние десятилетия изучение фразеологического состава различных языков (и в первую очередь русского) стало особенно интенсивным и разнонаправленным. Помимо многочисленных работ по отдельным проблемам, начали появляться также и исследования общего характера. Здесь в первую очередь необходимо назвать книги А. С. Аксамитова ("Белорусская фразеология", 1978), В. Л. Архангельского ("Устойчивые фразы в современном русском языке", 1964). А. М. Бабкина ("Лексикографическая разработка русской фразеологии", 1964), С. Г. Гаврина ("Изучение фразеологии русского языка в школе"), А. Д. Григорьевой и Н. Н. Ивановой ("Поэтическая фразеология Пушкина", 1969), В. П. Жукова ("Семантика фразеологических оборотов", В. М. Мокиенко ("Славянская фразеология"), А. И. Молоткова ("Основы фразеологии русского языка", 1977), А. П. Мордвилко ("Очерки по русской фразеологии. Именные и глагольные фразеологические обороты", 1964), Р. Н. Попова ("Фразеологизмы современного русского языка с архаическими значениями и формами слов", 1976), М. Т. Тагиева ("Глагольная фразеология современного русского языка", 1966), В. Н. Телия ("Что такое фразеология", 1966), М. И. Фоминой ("Современный русский язык. Лексикология", 1983, раздел 2) и др." (Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. М., 1985. С. 9).

Н. М. Шанский дает краткую характеристику фразеологической литературы лексикографического характера. Она не устарела в той части, которая охватывает время издания книги, но, естественно, не отражает полностью состояния лексикографической практики фразеологов, в том числе и самого автора.

После выхода в свет "Фразеологии современного русского языка" Н. М. Шанский продолжал исследования в этой области, отразившиеся в последующих ее изданиях и в других книгах, статьях, в публичных научных выступлениях, а также во фразеологических словарях разного типа, созданных под его руководством в соавторстве с коллегами. В частности, Н. М. Шанским вместе с В. И. Зиминым и А. В. Филипповым был составлен этимологический словарь русской фразеологии, первое в ХХ веке произведение такого рода. Читатели сначала могли познакомиться с ним на страницах журнала "Русский язык в школе" в 1979 (N 1--6), 1980 (N 1--2), 1981 (N 4) гг. В 1981 г. в издательстве "Русский язык" вышел "Опыт этимологического словаря русской фразеологии", мгновенно разошедшийся в основном за рубежом. На его основе был подготовлен словарь, выпущенный под неточным названием "Школьный фразеологический словарь" (М., 1995), неоднократно переиздававшийся потом уже с подзаголовком "Значение и происхождение словосочетаний".

Работая директором Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (1970--1992), Н. М. Шанский в организованном им секторе учебной лексикографии возглавлял работу по выявлению фразеологического минимума русского языка, на базе которого им и его соратниками были созданы несколько фразеологических учебных словарей, а также целая серия двуязычных словарей "700 фразеологических оборотов русского языка" для изучающих русский язык в республиках СССР и зарубежных странах.

Просматривая оглавление книги, можно заметить, что названия многих глав и параграфов оказались в дальнейшем темами отдельных фразеологических исследований (разного формата) по фразеологии других авторов, что свидетельствует о разнообразии и широте охвата соответствующих проблем в монографии Н. М. Шанского "Фразеология современного русского языка".

Кандидат филологических наук

Николай Максимович ШАНСКИЙ (1922--2005)

Крупнейший специалист в области русского языкознания и лингводидактики, доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, автор более 500 публикаций, в числе которых научные исследования, учебники и учебные пособия для студентов и школьников, научно-популярные работы для учителей, учащихся и всех любителей российской словесности. Его многочисленные ученики и последователи успешно трудятся в вузах, школах, научно-исследовательских заведениях России и зарубежных стран.

Заметный след в науке о русском языке оставили классические труды Н.М.Шанского "Основы словообразовательного анализа", "Очерки по русскому словообразованию и лексикологии", "Лингвистический анализ художественного текста", "Фразеология современного русского языка", "Этимологический словарь русского языка" (при соавторстве, редактировании и общем научном руководстве Н.М.Шанского опубликованы выпуски от А до Л), а также "Лексикология современного русского языка", одно из первых монографических описаний номинативной системы русского языка, во многом определившее построение и содержание последующих учебных пособий других авторов, которые стали активно создаваться после выхода книг Н.М.Шанского по лексикологии и фразеологии. Кроме систематизированного описания лексики, представленного в монографиях, словарях и многочисленных статьях, посвященных отдельным лексикологическим проблемам, существует большое количество заметок, образцов анализа конкретных лексических единиц в синхронном и диахроническом аспекте, отражающих системные отношения в лексике, деривационные и семантические связи слов.


Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. Одобрено кафедрой русского языка Московского заочного педагогического института и ученым советом Научно-методического кабинета по заочному обучению учителей.

Для будущего учителя русского языка и литературы среди других лингвистических дисциплин курс современного русского литературного языка является наиболее важным. Изучая русский язык, средство общения великого русского народа, студент-заочник должен не только познать его систему, но и в совершенстве овладеть нормами литературной речи и выработать прочные навыки лингмн стического анализа. Все это возможно лишь при систематической работе над курсом.
В работе дается изложение всех важнейших вопросов лексики и фразеологии, отраженных в ныне действующей программе по современному русскому языку, и в качестве приложения проводится список соответствующей лингвистической литературы.
Автор будет благодарен читателям за все критические замечания, которые помогут ему улучшить предлагаемое учебное пособие.

1. ВВЕДЕНИЕ В ЛЕКСИКОЛОГИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

§ I. Предмет и задачи лексикологии русского языка
Лексикология представляет собой раздел науки о языке, изучающий словарный состав в его современном состоянии и историческом развитии. Отдел лексикологии в курсе современного русского языка освещает современную словарную систему пашен речи, историческая лексикология русского языка - ее формирование и обогащение в связи с историей русского парода.
Объектом изучения в лексикологии являются прежде всего слова. Слова, как известно, подвергаются изучению и в морфологии и словообразовании. Однако изучаются слова в морфологии и словообразовании совершенно по-разному и совсем с иными целями, чем в лексикологии. Если для морфологии и словообразования слова оказываются средством изучения грамматического строя и словообразовательных законов и правил языка, то в лексикологии с*пова изучаются для познания самих слов, словарного состава языка как такового.
Так, например, в слове вздор для морфологии будет важным то, что оно относится к разряду неодушевленных имен существительных, имеет грамматическую категорию падежа, является словом мужского рода, не обладает, как и все абстрактные существительные в их основном значении, множественным числом, способно определяться прилагательным, которое в таком случае будет согласовываться с ним в роде, числе и падеже, и т. д.
Для словообразования в этом слове будет важным тот факт, что оно является словом с непронзводной основой, образовано от глагола вздирать при помощи безаффиксного способа словообразования, в связи с изменением значения испытало процесс опрощения и т. д.
Что же касается лексикологии, то для нее в слове вздор будет важным, что это слово синонимично в определенной степени словам нелепость, чепуха, бессмыслица, бред, чушь, ахинея, и т. д., в стилистическом отношении является разговорно-фамильярным, по происхождению исконно русским, в процессе своего бытования расширило сферу своего употребления (первоначально оно было профессионализмом) и резко изменило свое значение (раньше оно обозначало «стружки, отходы, мусор») и т. д.
Если для морфологии в слове важным оказывается морфологический характер слова и его грамматические свойства, а для словообразования его словообразовательная структура и способ образования, то для лексикологии в слове важно лишь то, что характеризует его как лексический факт языка.
В лексикологии в соответствии с этим слова изучаются с точки зрения: 1) их смыслового значения, 2) места в обшей системе лексики, 3) происхождения, 4) употребляемости, 5) сферы применения в процессе общения и б) их экспрессиыю-стнлисгического характера.
С этих же точек зрения, а также с точки зрения степени слияния их частей и структуры в лексикологии подвергаются изучению и аналогичные словам но воспроизводимости в качестве готовых целостных единиц фразеологические обороты (поставить на ноги, нож острый, разбить на голову, как сыр в масле, остаться с носом, избиение младенцев и т. д.).
Так как лексика и фразеология в том или ином языке являются не простои суммой слов и фразеологических оборотов, а определенной системой соотносительных и взаимосвязанных фактов, лексикология предстает перед нами наукой не об отдельных словах и фразеологических оборотах, а о лексико-фразеологической системе языка в целом.
Знакомство с лексико-фразеологической системой русского языка позволяет нам глубоко проникнуть в сложную и разнообразную жизнь русских слов и фразеологических оборотов. Оно позволяет узнать основные типы лексических значений русских слов и структурно-семантические разряды фразеологических оборотов, иметь представление о наиболее важных стилистических пластах слов в устойчивых словосочетаний, узнать их происхождение и т. д.
Изучая словарный состав русского языка, мы узнаем, например, что слова находятся между собой в синонимических и антонимических отношениях (чудесный - очаровательный, везде - нигде), что многие ранее существовавшие в русском языке слова исчезли из него (сеть - гость, коварь - кузнец, бры - бровь, ср.: посетить, коварство, белобрысый), во многих из них изменилось значение (наглый обозначало раньше «внезапный», прозябать обозначало раньше «произрастать»), а также характер или сфера употребления (слово шуя раньше могло употребляться и как нарицательное в значении «левая», слово цапля раньше было диалектизмом), что среди употребляемых нами слов и фразеологических оборотов есть и исконно русские, и заимствованные, есть такие, которые являются межстилевыми, и такие, которые употребляются лишь в определенном стиле речи, и т. д.
Лексикология как раздел в курсе современного русского языка не только дает систематическое описание современного состояния лексики и фразеологии, но и помогает овладеть литературными нормами словоупотребления. Прочное овладение нормами литературного языка в области словоупотребления является совершенно необходимым для каждого изучающего современный русский язык, ибо без этого в его речи всегда будут ошибки, снижающие ее выразительные качества.
В качестве примеров нарушения норм литературной речи можно привести несколько отрывков из произведений наших поэтов. В одной из песен Дебедсва-Кумяча находим: «Приходи вечор, любимый», хотя слово вечор имеет значение «вчера вечером». В поэме Яковлева «Петрушка» (см. журн. «Юность», 1955, № 5) читаем:
«Древко (sic!) 1 могучее он сжал
И поднял выше знамя»,
1 Правильное произношение: дрёвко, а не древко.
хотя прилагательное могучий как синоним слонам мощный, сильный, могущественный определять слово древко не может.
В первом случае наблюдается нарушение семантических норм (слову вечор приписывается значение «вечером», которого оно не имеет), во втором - перед нами ошибка лексико-синтаксического характера (слово дреоко сочетается с таким словом, которое с ним соединяться не может).
Ошибки в словоупотреблении возникают не только иа базе незнания значений слова и фразеологического оборота или их связей с другими словами, но и в силу того, что не учитываются их экспрессивно-стилистическпе качества, сфера применения, речевой контекст и т. п.
Так, является ошибкой употребление варианта осьмнадцати вместо восемнадцатый и поэме «Зоя» М. Алигер: «Травы просыпались ото сна. Все шумнее делалась погода, И стояла позлила весна Твоего осьмиадцатого года». Лексико-фонетический арчаилм осьмнадцати как устаревший факт пе может в настоящее время употребляться вне каких-либо стилистических целен. Его употребление возможно сейчас лишь как явления, играющего определенную экспрессивно-выризительную роль (об этом см. § 24).
Отклонением от нофм литературной речи (ведущим к непониманию читателем высказываемого) является также безразличное употребление С. Прокофьевым слова погода в диалектном значении «непогода, ненастье, дождь»: «Что весной иа родине? Погода. Волны неумолчно в берег бьюг» (Стихотворения, 1950, стр. 119).
Теоретическое изучение в лексикологии современной русской словарной системы позволяет познать ее законы и правила и дает одновременно возможность усвоить основные нормы литературного употребления слои и фразеологических оборотов, что пграсг большую роль в повышении общей культуры речи.

II. ТИПЫ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ И СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ СЛОВАМИ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

§ 2. Основные типы лексических значений русских слов

Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения является языком слов. Из слов, выступающих отдельно или в качестве целых выражении, формируется при помощи грамматических правил и законов предложение, словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются человеческие эмоции и ощущения.
Тем самым в любом языке слово выступает в качестве основной его единицы. Несмотря па несомненную реальность слова как отдельного языкового явления, несмотря на яркие признаки, ему присущие, оно очень трудно поддается определению. Это объясняется многообразием слов со структурно-грамматической точки зрения (ср.: стол, доброжелательность, писать, черный; при, так как, лишь, вероятно; брысь! ох! и т. п.). Именно поэтому прежде всего в лингвистике до сих пор ист исчерпывающего определения слова. Учитывая специфические свойства слова в ряду других языковых единиц, его можно определить как фонетически и структурно-грамматически оформленную единицу речи, соотносительную с отдельным предметом мысли или чувства; в отличие от морфемы слово выступает как элемент предложения (морфема существует лишь в слове); в отличие от фразеологического оборота, семантически эквивалентного слову, слово имеет, если оно не является безударным, одно основное ударение.
Наиболее многочисленную группу слов в лексике русского языка, как и всякого другого, образуют такие слова, которые представляют собой обозначения различных явлений объективной действительности (предметы, действия, признаки и т. д.). Их обычно называют самостоятельными или полнозначнымн словами. С грамматической точки зрения это существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, слова категории состояния и местоимения. Основной, наиболее важной и яркой чертой таких слов является их номинативная функция. Эти слова характеризуются тем, что, выступая в качестве лексической единицы, они всегда называют то или иное явление объективной действительности. Так, словом героизм называется способность к совершению подвига, словом карий - темно-коричневый цвет, словом мужать - процесс становления зрелости, и т. д. У местоимений, занимающих среди других полнозиачных слов особое место, назывная функция имеет специфический характер: они являются собственно не обозначениями, а лишь их указательными заменителями. Самостоятельные слова, таким образом, предстают перед нами всегда как слова, соотнесенные с тем или иным явлением. Эту соотнесенность слова с каким-либо явлением объективной действительности, исторически закрепленную в сознании говорящих, и называют обычно л е к с и ч е с к и м значением с л о в а.
Таким лексическим значением обладают, однако, не все слова. Междометия, служебные и модальные слова, не связанные непосредственно с явлениями объективной действительности и лишенные предметной отнесенности, его не имеют. Их значения носят совершенно иной характер. Именно поэтому прежде всего они изучаются обычно не в лексикологии, а в грамматике. Лексикологией, как правило, изучаются лишь полнозначпые слова.
Вопрос об основных типах лексических значении слов нельзя разбирать, предварительно не коснувшись природы названия. Предметы и явления называются по тому признаку, который оказывается достаточно характерным для того, чтобы отличить их от других предметов и явлений. Таким бросающимся в глаза признаком, по которому предмет или явление получает свое название, может быть форма, цвет, функция, размер, сходство с чем-либо и другие внешние и внутренние свойства. Кольцо получило, например, свое название по форме (коло - круг), кукуиг-
ка - по характерному для нее крику, смородина - по свойственному для нее запаху (смрад, древ.-русск. смород - сильный запах), ишло - по функции (от глагола шить), яровые - по времени посева (древ.-русск. яро - весна) и т. д.
Признак, положенный в основу названия, и оформляющие его в слово служебные морфемы не равнозначны, однако, значению, характерному для того или иного слова.
Во-первых, они составляют лишь основу т"то значения, которое иолучасг потом слово в результате употребления. Признак, положенный в основу названия данного предмета, может характеризовать не только его, но и другие явления объективного мира. Кроме того, он всегда является недостаточно определенным. Реальное же значение слова, напротив, конкретно. Поэтому очень часто ясного представления о действительном значении слова признак, положенный в основу названия, не дает. Например, знание признака, положенного в основу болгарских слов черница, ветрило, птичка (черный, ветер, птица), не дает нам знания их фактического значения (черница - тутовое дерево, ягода этого дерева, ветрило - веер, бумажный змей, птичка - воробей; в русском языке черница - в диалектах «черника*, ветрило - парус, птичка - уменыинтельно-ласкатсльное к птица). Ясное представление образа в русских диалектных словах голпнка и зеленец (голый, зеленый) не дает все же возможности твердо сказать, не зная соответствующего говора, что они называют (голянка - особого тина рукавица, зеленец в разных диалектах - свежий веник, незрелая ягода, островок, поросший камышом пли ивняком, и т. д.).
Во-вторых, слово, имея то или иное лексическое значение, может быть абсолютно условным названием соответствующих явлений объективной действительности. Признак. положенный в основу многих слов, в настоящее время уже в них не чувствуется, но от этого они не перестали быть значимыми единицами языка. Например, сейчас уже неясно, почему такое помещение, как комната, названо словом комнита, такое насекомое, как жук, названо словом жук. такой инструмент, как долото, назван словом долото. однако каждый говорящий на русском языке четко представляет себе лексические значения слов комната, жук, долото.
Таким образом, в русском языке бывают два рода полнозначных слов: 1) немотивированные названия типа долото (то, чем долбят, из dolbto), жук (по звуку), комната (первоначально - помещение с камином, латинск.саminata); 2) мотивированные названия типа ледокол, вишневый, синить. Однако и те и другие обязательно имеют какое-либо лексическое значение. Это лексическое значение может быть в слове единственным (слова с такой семантикой называются однозначными: ветла, грач, шея, серчать, рдеть, типичный, чреватый и т. д.). По оно может быть в слове наряду с другим или с другими лексическими значениями (слова с такой семантикой называются многозначными): знать, голова, отбить, глухой, води и т. д. В гаком случае одно лексическое значение выступает как основное, исходное значение, а другое пли другие как вторичные, производные. Например, в многозначном слове идти можно отметить значении: двигаться ступая («Смотрю, а брат уже идет»), падать («Дождь идет с самого утра»), распространяться («Молва идет, чго я тебя оставил»), продаваться («Товар идет хороню»), вступать в брак («За меня она идти согласна»), показываться («Этот фильм идет в кинотеатре «Луч»), расти («Свекла идет в ботву») н т. д. Значение «двигаться ступая» в глаголе идти является основным, исходным значением, все остальные - вторичными, возникшими на базе основного, исходного. Следовательно, различный характер слов с семантической точки зрения проявляется прежде всего в том, чго наряду с однозначными словами существуют и многозначные, имеющие не одно, а несколько значений.
Многозначность, или полисемия, представляющая одш из основ яркости и выразительности русской лексики является принадлежностью многих полнозначных сл Такое свойство, как многозначность, определяет большое значение для слова контекста: вне контекста слово в своем значении определимо лишь приблизительно.
Многозначность слова, выступающая как «способность слова синхронически одновременно обладать разными значениями» (В. В. Виноградов), появляется в силу mro, что слово наряду с обозначением какого-либо явления может служить в качестве названия также и другого явления объективной действительности, если последнее имеет какие-либо общие с названным явлением признаки или свойства. Явление полисемии слов представляет собой, таким образом, следствие переноса наименования с одного предмета действительности на другой. Такие переносы наименований происходят, во-первых, иа основе сходства (по форме, цвету, внутренним свойствам и качествам и т. д.): рукав (рваный) - рукав (реки), гнет (положить гворог под гнет) - гнет (капиталистический гнет), крепкая (веревка) - крепкая (дружба) и т. п.; во-вторых, но смежности (временной, пространственной, логической и т. д.): класс (светлый класс) - класс (способный класс), тенор (у пего лирический тенор) - тенор (выступал известный тенор) и т. д.; в-третьих, по функции: перо (гусиное) - перо (авторучки), крыло (птицы) - крыло (самолета) и т. д.
Значительно реже новые значения в словах возникают по сближению эмоционального характера (ср.: глубокая пропасть и пропасть дел и т. п.) и по сближению звучания слов (ср.: сальная свеча и сильный анекдот и др.).


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА УЧЕБНИКА

ФРАЗЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВАРНЫЕ СОЧЕТАНИЯ

Слова в языке сочетаются друг с другом и образуют словосочетания. Свободными сочетаниями слов в предложении занимается синтаксис, раздел грамматики. Однако есть и такие сочетания слов, которыми интересуется лексикология, это не свободные сочетания слов, а лексикализованные, т.е. как бы стремящиеся стать одним словом, одной лексемой, хотя и не потерявшие еще формы словосочетания.

Сравним два словосочетания, где налицо определяемое существительное и согласованное с ним определение-прилагательное: железная скамья и железная дорога ; первое из них - свободное, это сочетание двух полнозначных слов, где ясно, действительно это скамья, и она железная; т. е. «сделанная из железа». В этом сочетании общее значение складывается из суммы значений отдельных слов; мы можем заменять их синонимами без потери смысла: металлическая скамья, железная лавка, металлическая лавка ; можем прилагательное заменить существительным с предлогом: скамья из железа ; можем заменить основное слово производным: железная скамейка, железная скамеечка ; можем изменить порядок слов: скамья железная (например, в перечне: скамьи деревянные, скамьи железные и т. п.) . Но, например, никак не можем сказать деревянная железная скамья , потому что она сделана из железа, а не из дерева. Совершенно иное дело железная дорога ; ни одной из перечисленных операций мы не можем произвести, получится бессмыслица, так как железная дорога - это не дорога, сделанная из железа, а единое понятие вида транспорта. Поэтому нельзя сказать ни металлическая дорога , ни железный путь , ни дорога из железа , ни железная дорожка , ни дорога железная . В стихотворении Некрасова «Железная дорога » (а не «Дорога железная ») есть строка: «Вынес и эту дорогу железную », где уже нет лексикализованного сочетания. Железная дорога - несвободное, лексикализованное сочетание, где дорога - не «дорога», а железная - не «железная», поэтому нас нисколько не смущает такое предложение: «Пионеры построили деревянную железную дорогу », так же как нас не смущают красные чернила, розовое белье, черная белка и т. п.

В предложении такие лексикализованные сочетания являются одним членом, например: «В Новогиреево можно проехать железной дорогой или трамваем », где и трамваем , и железной дорогой - одинаково обстоятельства; ср. также: «Он работает спустя рукава », «Помещики жили на широкую ногу », «Они сумели поговорить с глазу на глаз » и т. п., где все выделенные сочетания - обстоятельства.

Однако не все несвободные сочетания обладают одинаковой степенью лексикализации и неразложимости.

В. В. Виноградов намечает здесь три основных типа:

1) Фразеологические сращения - максимально застывшие лексикализованные сочетания, где понимание целого не зависит от непонятных слов («попасть впросак », «у черта на куличках », «точить лясы »), от непонятных грамматических форм («ничтоже сумняшеся », «еле можаху », «притча во языцех », «и вся недолга ») или же где слова и формы понятны, но смысл отдельных слов не разъясняет целого (заморить червячка , сидеть на бобах, как пить дать ), наконец, в тех случаях, когда данное сочетание требует особой интонации, передающей особую экспрессию (вот тебе раз! чего доброго! вот так клюква! поминай, как звали!)

2) Фразеологические единства , где имеются слабые признаки смысловой самостоятельности отдельных слов и наличие зависимости понимания целого от понимания составных частей (чем черт не шутит; и дешево и сердито; ни дна ни покрышки; слону дробинка; переливать из пустого в порожнее; делать, из мухи слона; держать камень за пазухой; выносить сор из избы ); в этих случаях возможны и частичные замены отдельных слов (иметь камень за пазухой; придумать из мухи слона; слону булочка ).

3) Фразеологические сочетания - наиболее «свободные» из несвободных сочетаний, где понимание значения отдельных слов обязательно для понимания целого и, как правило, возможны замены, но в известных лексических пределах, причем может меняться и значение целого: потупить взор (взгляд, глаза, голову), нашло раздумье (сомненье, вдохновенье), ужас берет (страх, тоска, досада, зависть) .

Так как лексикализованные сочетания по своему происхождению тесно связаны с условиями места и времени, с каким-либо данным случаем, то они в каждом языке индивидуальны и своеобразны и буквально не переводимы. Поэтому они называются идиомами, а совокупность идиом в языке называется идиоматикой.

Идиомами могут быть не только лексикализованные сочетания (но все лексикализованные сочетания идиоматичны), но и отдельные слова, употребляемые в переносных значениях; например, слово заяц в прямом значении не идиома и переводится на французский le lièvre, на немецкий der Hase, на английский the hare, и все эти переводы друг другу соответствуют, но заяц в значении «безбилетный пассажир » - идиома и переводится уже иначе: по-французски voyageure en contrebande - «контрабандный путешественник», по-английски stow away - «упаковывать» и away - «прочь». Английское сложное слово killjoy буквально значит «убей радость », но переводить его надо идиоматически как брюзга ; в прямом значении английское hand значит «рука », а идиоматически - «рабочий »; в русском слово рука не имеет такого идиоматического значения, зато есть другое: «покровительство », «поддержка », например «у него в главке рука », что нельзя перевести на английский словом hand .

То же самое и при переводах идиом - лексикализованных сочетаний, когда лексически далекий перевод как раз и является правильным. Так, русская идиома с глазу на глаз переводится по-английски face to face - «лицо к лицу ». Английская идиома, идущая из жаргона моряков, between devil and the deep sea (буквально: «между дьяволом и морской пучиной ») может быть передана или античной цитатой между Сциллой и Харибдой (из Гомера), или между молотом и наковальней (заглавие популярного в свое время романа немецкого писателя Шпильгагена).

Нелепость буквального пословного перевода (калькирования) идиом высмеял Пушкин в «Евгении Онегине»:

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки,

А почему не вижу я...

Французская идиома entre chien et loup (буквально: «между собакой и волком ») значит «сумерки ». Или известное английское выражение it rains cats and dogs буквально можно перевести: льются кошки и собаки , а на самом деле означает, что идёт сильный дождь.

К идиоматике многие исследователи относят поговорки, пословицы, ходячие языковые формулы, прибаутки; идиом очень много в речи балагуров, в профессиональных арго, откуда многое переходит и в общий язык.

Источниками идиоматики могут быть:

1) Фольклор : убить бобра, не до жиру, быть бы живу; снявши голову, по волосам не плачут; мели Емеля, твоя неделя и многие другие; часто в идиоме сохраняются лексические, грамматические фонетические признаки определенных диалектов, например: «И швец и жнец, и на дуде игрец»; «Лиха беда начало»; «Вынь да положь (вместо положи), «У голодной куме (род. п. вместо у кумы) все хлеб на уме», «Шутка (им. п. вместо шутку) сказать», и т. п.

2) Профессиональная речь ремесленников и рядовых профессионалов, богатая «местными» оборотами: тянуть канитель - из речи канительщиков, мастеров золотых нитей; попасть впросак - из речи крутильщиков веревок; без сучка, без задоринки и разделать под орех - из речи столяров; тянуть лямку - из речи бурлаков; ставить всякое лыко в строку - из речи лапотников; из речи музыкантов и певчих идут такие идиомы, как играть первую скрипку, вторить, быть чьим-нибудь подголоском ; из речи цирульников: наше вам с кисточкой, на большой палец, кругом шестнадцать ; из речи духовенства: до положения риз, раздувать кадило, куролесить ; из картежного жаргона: втирать очки, передергивать, примазаться, пасовать ; из воровского жаргона: задать лататы, тянуть волынку, по блату.

В литературном языке богатым источником идиоматики служат книжные цитаты.

3) Библеизмы (т. е. цитаты из религиозных книг): камня на камне не оставить, посыпать пеплом главу, беречь как зеницу ока, отделить плевелы от пшеницы, метать бисер пред свиньями, умыть руки, избиение младенцев.

4) «Гомеризмы » (т. е. цитаты из Гомера и из других античных авторов): между Сциллой и Харибдой, дойти до Геркулесовых столпов, разрубить гордиев узел, авгиевы конюшни, сизифов труд, нить Дриадны, перейти Рубикон, жребий брошен.

5) Собственно литературные цитаты ; таковы строки из басен Крылова: а ларчик просто открывался; а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь, или из «Горе от ума» Грибоедова: служить бы рад, прислуживаться тошно , из Козьмы Пруткова: Бди! Смотри в корень! Нельзя объять необъятное и др.

6) Цитаты из философских и публицистических трудов: факты - вещь упрямая; лучше меньше, да лучше; кто кого?, детская болезнь левизны и др.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Рассмотрим теперь общее понятие термина фразеологизмы. Произошёл термин от греческого phrásis, родительный падеж phráseōs - выражение и lógos - слово, понятие. Фразеологизмы – это устойчивые обороты данного языка, которые, подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи.

Н.М.Шанский даёт следующее определение фразеологизму: «Фразеологический обборот – это воспроизводимая в готовом виде языковая единица, состоящая из двух и более ударных компонентов словного характера, фиксированная (т.е. постоянная) по своему значению, составу и структуре.

Основным свойством фразеологического оборота, коренным образом отграничивающим его от свободного сочетания слов и в то же время сближающим его со словом, является воспроизводимость… Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а воспроизводятся, как готовые целостные единицы. Так, если свободные сочетания слов За девять лет он ни разу не простыл или Все свои вещи она решила взять обратно создаются из отдельных слов в процессе общения, то фразеологизмы за тридевять земель (далеко), след простыл (нет), взять свои слова обратно (отказаться) извлекаются из памяти целиком – точно так же, как отдельные слова».

Большая часть русских фразеологизмов исконно русского происхождения; таковы разговорные («в ногах правды нет ») и просторечные («с гулькин нос ») обороты. Последние, как правило, обладают яркой экспрессивностью («пустить козла в огород ») и эмоциональностью («мелкая сошка »- неодобрительное; «канцелярская крыса »- пренебрежительное).

Заимствованные фразеологизмы, в т. ч. и кальки («камень преткновения », «геркулесовы столбы », divide et impera - «разделяй и властвуй »), принадлежат к разновидностям книжного стиля.

Как экспрессивно-выразительное средство фразеологизмы используются в публицистическом стиле («холодная война », «черное золото »), а также в языке художественной литературы. Для усиления стилистического эффекта существуют разнообразные способы творческого, индивидуального обновления фразеологизмов: 1) обыгрывание прямого и переносного значения: «золотой теленок »- «златой телец »; 2) обновление фразеологизма путем его расширения или замены слова: «Сор из куреня нечего таскать » (М. А. Шолохов), «социально горбатых одна могила исправит » (М. Горький); 3) создание авторского фразеологизма по образцу общеязыкового: «Он прошел через пламя и воду, Он с пути не свернул своего... » (М. В. Исаковский) и др.

Слова и словосочетания, специфичные для речи разных групп населения, по классовому или профессиональному признаку, для литературного направления или отдельного автора, можно назвать фразеологией.

Так, для мещанских слоев дореволюционной России характерно обилие уменьшительных («выпить кружечку пивка », «закусить бутербродиком с колбаской »), народных этимологий (спинжак, полуклиника, крылос ), эвфемизмов (типа: в интересном положении , под мухой ), особых фразеологических идиоматизмов (типа: покрыть лачком , на большой палец, почем зря ), особых «формул вежливости (извините за выражение ) и вводных слов (вот и главное между прочим ) и т.п. |

Для аристократических жаргонов XIX в. типично было «пересыпание» речи иностранщиной, сначала французской (пардон, мерси , позднее - английской (ов коз, сенкью, бай-бай).

Для речи медиков типичны такие наречия, как кпереди , кзади , такие обороты, как лечь под нож , проделать психоз , банальная форма, летальный исход , латинизмы.

Шахматист никогда не скажет: съел королеву коньком , а взял ферзя конем , моряк вместо приехал на пароходе скажет пришел на судне ; охотник-гончатник скажет скололся, а не потерял след ; висит на хвосте по зрячему, а не гонит на близком расстоянии видимого зайца и т. п.

Можно изучать фразеологию романтизма, сентиментализма, натурализма, фразеологию Гоголя, Герцена, Чехова.

Так как при таком изучении не только описывается наличие тех или иных фактов, но ставится вопрос о выборе и использовании лексики, то тем самым изучение этого отходит в область стилистики.

Фразеологией русского языка ученые-филологи стали заниматься давно. В практике словарного дела фразеологические единицы русского языка обычно описываются в составе общих словарей, толковых и переводных. Можно сказать, что собственно история изучения фразеологии русского языка начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы русского языка стали включаться в словари и получать в них толкование. Еще в дореволюционное время в России стали собирать материалы по русской фразеологии и издавать сборники идиом, иносказаний, крылатых слов и подобных выражений.

У русистов нет единого мнения о том, что такое фразеологизм, или фразеологическая единица языка, - нет, следовательно, и единства взглядов на то, каков состав таких единиц в языке. Такое положение существует в русистике несмотря на то, что фразеологией русского языка ученые занимаются давно что написано много работ, в том числе и специальных, в которых решаются те или иные вопросы фразеологии русского языка.

Списки фразеологизмов русского языка, предлагаемые разными учеными, настолько отличаются друг от друга, что можно говорить о различных, часто прямо противоположных, даже исключающих друг друга, взглядах на фразеологизм, то есть на дифференциальные, или различительные, признаки фразеологизма и на состав фразеологизмов русского языка.

В состав фразеологизмов русского языка одни ученые относят все устойчивые сочетания слов, другие - ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определенной группой устойчивых словосочетаний. У одних ученых во фразеологию языка попадают пословицы, поговорки, присловья, крылатые слова, афоризмы, у других - не попадают. Сплошь и рядом в состав фразеологизмов русского языка включаются различные описательные и аналитические обороты речи, сложные союзы, сложные предлоги, составные термины и т.д. Отдельные ученые называют фразеологизмами словосочетания типа горбатый нос, толстый журнал, раннее утро, нервное лицо, гнетущая тоска, жмурить глаза, рыдать навзрыд, понурить голову и т. п., а также отдельные слова, например: галиматья, сумбур, абракадабра, чепуха, тарабарщина, ерундистика, чушь и т. п., именуемые „однословными идиомами".

ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМА

Фразеологизм имеет общие признаки со словом: у него есть лексическое значение и грамматические категории. Наличие у фразеологизма лексического значения практически доказывается не только тем, что он, как и слово, может быть истолкован, но и тем, что фразеологизм и слово могут быть соотнесены по их лексическому значению как синонимы, например: пустить в расход = расстрелять, дать дуба = умереть, кот наплакал = мало, на каждом шагу == повсюду, с головой == умный, заморить червячка == перекусить, прикусить язык = замолчать и т. д. Наличие у слова и фразеологизма грамматических категорий подтверждается отношениями и связями фразеологизма со словами в предложении, которые ничем не отличаются от отношений и связей между самими словами в составе предложения: фразеологизм может согласоваться со словом, управлять словом или быть управляемым, может примыкать к слову. Например:

«- Да ведь он же поднадзорный! - сказал ротмистр с упреком.- Слышал. Однако полагал, что человек исправляется.- Исправляется? - обрезал ротмистр начальственно.- Не слыхал, чтобы такие тёртые калачи , этакие стреляные воробьи исправлялись» (Федин, Первые радости).

«- Не надо бы нам на мелочи размениваться . У нас вон еще семенной материал не заготовлен, а мы за птицу взялись» (Шолохов, Поднятая целина).

Лексическое значение фразеологизма и его грамматические категории составляют содержание фразеологизма (в отличие от формы его), с которым связывается лексико-грамматическая характеристика фразеологизма, то есть отнесённость его к определенному разряду фразеологизмов:

именных : гусь лапчатый, чертова дюжина, синий чулок, медвежий угол,

глагольных : чесать язык, выходить сухим из воды, доводить до белого каления

адъективных : без царя в голове, на одну колодку, нечист на руку, с иголочки,

адвербиальных : за глаза, на авось, всеми фибрами души, до мозга костей,

глагольно-пропозициональных : В этот разряд фразеологизмов отнесены те из них, которые по своему значению выражают действие или состояние, структурно организованы как предложения (обычно двусоставные) и по своей синтаксической функции в предложении выполняют роль предиката: душа уходит в пятки (у кого), ветер свистит в карманах (чьих), кондрашка хватил (кого), руки не доходят (до кого, до чего);

междометных : Включение междометных выражений подобного типа в состав фразеологизмов языка так же условно, как условно отнесение собственно слов-междометий к лексическим единицам языка: вот так клюква! мать честная! наше вам с кисточкой! черт возьми! дуй тебя горой! фу-ты! как не так! знай наших! вот те на!

По отношению к словам в предложении фразеологизм выступает как единое целое, или, иными словами, в своих связях со словами он неделим на части. И в зависимости от своей лексико-грамматической характеристики, которая предопределяет синтаксическую функцию фразеологизма в предложении, именной фразеологизм может быть подлежащим, дополнением, именной частью составного сказуемого, глагольный - сказуемым, дополнением, адъективный - определением, адвербиальный - различными обстоятельствами и т. д. Например:

«Злые языки (подлежащее) поговаривали, что во время отъезда мадам Стоковской на курорты экономке приходилось значительно расширять круг своих обязанностей» (В. Попов, Сталь и шлак).

«Сергей Ильич мелким бесом рассыпался (сказуемое) перед ними [покупателями], низко кланяясь и улыбаясь» (К. Седых, Даурия).

«Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги (дополнение) молодого писателя.» (Телешов, . Записки писателя).

«В ту пору он [Шебуев] держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме (о п р ед е л е н и е).» (М. Горький, Мужик).

«[Гулин:] Для меня эти маневры - большой экзамен. Надо провести их на ять (обстоятельств о).» (Б. Ромашов, Бойцы).

ФРАЗЕОЛОГИЗМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Ни по одному из категориальных признаков фразеологизм не соотносится со словосочетанием (независимо от того, как понимается словосочетание - как часть предложения или как целое предложение): у фразеологизма нет общих признаков со словосочетанием. Всякое словосочетание представляет собой сочетание слов, в котором слова сохраняют все свои признаки, тогда как компоненты фразеологизма утрачивают все признаки слова (кроме его звукового облика): лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию и т. д. Связи и отношения между компонентами фразеологизма перестают быть связями между словами.

Фразеологизм может соотноситься со словосочетанием лишь генетически, то есть по своему происхождению, так как каждый фразеологизм - это то или иное переосмысленное конкретное словосочетание или предложение. О том, что фразеологизмы возникают и развиваются в языке путем переосмысления конкретных словосочетаний или конкретных предложений, свидетельствует наличие в современном русском языке для многих фразеологизмов их прототипов, то есть таких словосочетаний, к которым они генетически восходят, например: сматывать удочки, прикусить язык, убить бобра, отрезанный ломоть, руки чешутся, наклеивать ярлыки, вверх дном, держи карман шире, из-за угла, не за горами и т. п.

Исторически закономерны различные стадии переосмысления словосочетания или предложения во фразеологизм, с чем связано, естественно, наличие в языке в любое время его существования выражений, которые еще не приобрели всех признаков фразеологизма.

Очень редко фразеологизмы русского языка возникают по схемам и моделям словосочетаний или предложений, не имея своим непосредственным источником конкретных словосочетаний или предложений.

Примерами таких образований могут служить фразеологизмы типа без году неделя, вкручивать мозги кому, веревка плачет по ком, браться за ум и т. п., бессмысленные сами по себе как конкретные словосочетания или предложения.

Словосочетание состоит из лексических единиц - слов - с их конкретными лексическими значениями, но в целом оно не образует единицы с лексическим значением. Фразеологизм, наоборот, не состоит из лексических единиц - слов, но сам по себе является самостоятельной единицей языка с конкретным лексическим значением. Ср., например: «Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило и я прикусил язык » (Добролюбов, Внутреннее обозрение) и «Кто-то из молодежи, сославшись на традицию, предложил „обмыть" нового токаря, но мастер посмотрел на, знатока традиций так, что тот сразу прикусил язык » (И. Соловьев, Будни милиции).

ФОРМА ФРАЗЕОЛОГИЗМА

Фразеологизмы русского языка могут состоять из двух и более компонентов, независимо от того, восходят ли компоненты генетически к знаменательным словам или к служебным: в ажуре, под мухой, гадать на бобах, чужими руками жар загребать, и т. д. Определение количественного состава компонентов фразеологизма имеет прямое отношение к определению самого фразеологизма.

Фразеологизм в предложении выделяется функционально-семантически, то есть по лексическому значению и синтаксической функции. Так, например, в предложении «Он держал всех членов семейства без различия в ежовых рукавицах - потачки никому не давал» (Григорович, Рыбаки) есть фразеологизм в ежовых рукавицах . Он имеет лексическое значение „в большой строгости " и выполняет в предложении функцию обстоятельства. Фразеологизм в ежовых рукавицах находится в тесной связи со словом держать, которое, однако, не входит в состав фразеологизма, ибо сохраняет все признаки слова, в том числе и свое лексическое значение и свою самостоятельную синтаксическую функцию,- таким образом фразеологизм в ежовых рукавицах включает в свой состав только три компонента.

При определении компонентного состава фразеологизма следует, в частности, учитывать, что фразеологизм может быть разорван на части словами контекста, когда отдельные компоненты его стоят не рядом, а в разных местах предложения, например: «- Да, Филипп Иванович, кишка у тебя еще тонка . Не годишься для настоящего дела» (А. Степанов, Семья Звонаревых).

Определение количества компонентов фразеологизма имеет значение и для различения фразеологизмов, в составе которых имеются одинаковые компоненты, ср. бросаться в глаза „привлекать чье-либо внимание, быть особенно заметным" (трехкомпонентный глагольный фразеологизм), например: «- Он вошел в свою комнату. Письмо на столе бросилось ему в глаза » (Тургенев, Дым) и говорить, смеяться и т. п. в глаза „открыто, в присутствии кого-либо или прямо обращаясь к кому-либо" (двухкомпонентный адвербиальный фразеологизм), например: «В роте рыжебородого унтера и в глаза и за глаза называли Алексеичем» (И. Кремлев, Большевики);

Фразеологизм возникает из словосочетания или предложения. Анализ структур фразеологизмов русского языка позволяет установить, что фразеологизмы, за небольшим исключением (кроме тех структур фразеологизмов, которые претерпели деформацию), сохраняют синтаксическую модель того словосочетания (реже синтаксическую модель предложения), из которого они образовались. Разнообразие структурных типов фразеологизмов очевидный факт. Интересно отметить, что фразеологизмы, образованные из предложений, обычно имеют структуру простого двусоставного предложения, например: душа уходит в пятки , денег куры не клюют, мурашки бегают по спине, глаза на лоб лезут и т. п.

1. Фразеологические единицы, их основные признаки.

2. Основные типы фразеологических единиц.

3. Источники русской фразеологии.

4. Стилистическая дифференциация фразеологизмов.

Термин фразеология происходит от греческих слов phrasis - «выражение» и logos - «слово, учение».

В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах:

1) совокупность устойчивых идиоматических выражений, таких, например, как (работать ) спустя рукава, съесть собаку (в каком-нибудь деле), зайти в тупик, точить лясы и под.;

2) раздел языкознания, который изучает подобные выражения (они называются фразеологическими единицами или фразеологизмами).

1. Фразеологические единицы, их основные признаки .

Фразеологическая единица, или фразеологизм, - это семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. Фразеологические единицы служат в языке для названий разных явлений действительности: птица высокого полёта - «знаменитость»; кровь с молоком - «цветущий»; сломя голову - «быстро»; закрывать глаза на что-либо - «намеренно не замечать».

Фразеологизм как особая единица языка обладает рядом признаков: семантическая целостность, воспроизводимость, расчлененность структуры и др.

Под семантической целостностью понимается невыводимость значения фразеологической единицы из значения ее компонентов (слов). Например, значение фразеологизма стреляный воробей - «бывалый, очень опытный человек» не мотивируется ни значением слова стреляный , ни значением слова воробей . Тем самым смысл фразеологизма отличается от смысла свободного словосочетания, которое имеет расчленённое значение. Ср. «Пойманная силками, «давленая дичь... лучше стреляной , потому что дольше сохраняется» (М. Пришвин) и «Стреляный воробей этот бывший полицейский!» (А. Сабуров).

Выражение собаку съесть значит «быть мастером в каком-нибудь деле»; значения слов «съесть (употребить в пищу) и собака (домашнее животное) здесь никакой роли не играют.

Под воспроизводимостью фразеологизма понимается неизменность той формы, в которой фразеологизм каждый раз употребляется в речи. В отличие от свободных сочетаний слов, которые в процессе речи создаются заново - в зависимости от того, какой смысл мы хотим выразить (ср. съесть пирог, конфету, тарелку супа и т. д.), фразеологические единицы воспроизводятся в речи в неизменном, постоянном их виде, с сохранением всех компонентов, a нередко и порядка этих компонентов, например: «Одевайтесь, матушка, а то к шапочному разбору придете» (Н. Лесков); «Я почти не воевал, к шапочному разбору , можно сказать, явился» (Ю. Герман); «Красный свет стал опадать - пожар кончался. И так как Павел Петрович не сел на трамвай, a идти было далеко, то он прибыл на место происшествия, так сказать, к шапочному разбору » (В. Панова).


Семантическая целостность и воспроизводимость - признаки, которые сближают фразеологизм со словом. Однако между словом и фразеологической единицей есть существенные различия. Во-первых, фразеологизм сложнее, богаче по своему смыслу; ср. стреляный воробей - «бывалый, опытный». По сравнению с синонимичными словами фразеологизм содержит и указание на лицо - носитель данного признака, и на высокую степень опытности, и, наконец, значение «привыкший к трудностям».

Во-вторых, в отличие от слова фразеологизм обладает рaсчлененной структурой : он состоит из двух или более слов-компонентов, каждое из которых имеет свое ударение, свою грамматическую оформленность. Так, фразеологизм выносить сор из избы - «разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми» - имеет три словесных ударения и построен по той же модели, что и свободное словосочетание (выносить мебель из комнаты ): глагол + существительное в винительном падеже + существительное в родительном падеже с предлогом из .

Фразеологические единицы по своей семантике могут соотноситься с различными частями речи, а именно: с именем существительным (березовая каша - «розги», чернильная душа - «бюрократ», голубая кровь - «аристократ» и др.); с именем прилагательным (видал виды - «опытный, бывалый», точно из-за угла мешком прибитый - «придурковатый, со странностями»); с глаголом (класть зубы на полку - «голодать», бить баклуши - «бездельничать»); с наречием (камня на камне не оставлять - «абсолютно ничего», как свои пять пальцев (знать) - «досконально, основательно»).

Однако лексико-грамматическое значение господствующего компонента не всегда совпадает с общим грамматическим значением фразеологизма. Например, фразеологизм с гулькин нос - «мало, очень мало» соотносится по значению с наречием, хотя структурно представлен формами имени прилагательного и существительного.

Фразеологизмы, как и слова, выступают в предложении в качестве главных или второстепенных членов предложения. Например, «Керенский между двумя жерновами, - не тот, так другой его сотрёт… Он - калиф на час » (М. Шолохов) - выделенный оборот калиф на час выступает в роли сказуемого; «Марья Никитична вдруг подняла взгляд, встретилась глазами с Сильвестром Петровичем, вспыхнула до корней волос » (Ю. Герман) - подчеркнутый фразеологизм в этом предложении - обстоятельство.

Слова, входящие в состав фразеологических единиц, могут изменяться. Например, во фразеологизме без ножа зарезать - «ставить в очень трудное, безвыходное положение» глагол зарезать может принимать форму прошедшего времени: «Офимья Васильевна! Ведь без ножа вы меня зарезали ... За три месяца не заплатили» (Ф. Гладков).

Формальное варьирование других фразеологизмов ограничено: так, оборот съесть собаку употребляется преимущественно в форме прошедшего времени и только в совершенном виде глагола (съел или съели собаку в чем-нибудь или на чем-нибудь, но нельзя сказать «Он съест (или съедает) в этом деле собаку»). Есть и такие фразеологизмы, которые не могут изменяться ни в одном из своих компонентов и всегда сохраняют определённый порядок их следования: паче чаяния, ничтоже сумняшеся и нек. др.

2. Основные типы фразеологических единиц .

В основу классификации фразеологических единиц положен признак семантической слитности компонентов , меньшей или большей мотивированности значения фразеологизма. Вслед за академиком В. В. Виноградовым принято выделять три основных типа: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания .

Фразеологические сращения - это неразложимые по смыслу фразеологические единицы, их целостнее значение абсолютно не мотивировано значениями слов-компонентов, например: бить баклуши, попасть впросак, точить лясы, турусы на колесах, сломя голову и т. п. В составе фразеологических сращений нередко бывают слова, которые самостоятельно в современном русском языке не употребляются: впросак (попасть впросак), баклуши (бить баклуши), турусы (турусы на колесах). Только специальные исследования могут установить, что просаком в старину называли станок для кручения веревок, баклушами - чурки для выделки мелких деревянных изделий (например, ложек); словом тyрyсы в древнерусском языке называли дощатые башни с отверстиями по бокам, которые ставили на колеса и использовали для штурма вражеских крепостей. В составе фразеологических сращений слова просак, баклуши, турусы не имеют этих значений.

Фразеологические единства - это такие фразеологические единицы, целостное значение которых мотивировано значениями их компонентов. Примеры единств: тянуть лямку, мелко плавать, зарыть талант в землю, высосать из пальца, водить за нос и т. П. Один из характерных признаков фразеологических единств - их образность. Так, говорящему понятно, почему о безвольном человеке можно сказать мокрая курица : вид мокрой, побывавшей в воде курицы жалок. Наличие образности отличает фразеологические единства от омонимичных им свободных сочетаний слав. Так, в предложении Мальчик намылил себе голову туалетным мылом сочетание намылил голову - свободное, оно имеет прямой смысл и лишено какой-либо образности; в предложении Боюсь, как бы начальник не намылил ему голову за опоздание сочетание намылил голову употреблено образно и представляет собой фразеологическое единство.

Фразеологические сочетания - это такие фразеологические единицы, целостный смысл которых складывается из значения компонентов и при этом один из компонентов имеет так называемое связанное употребление. Чтобы понять, что такое связанное употребление, рассмотрим обороты страх берет, зависть берет, злость берет . Используемый в этих оборотах глагол брать сочетается не со всяким названием чувств, а лишь с некоторыми, например: нельзя сказать «радость берет», «удовольствие берет» . Такое употребление глагола называется связанным (или фразеологически связанным). Связанным является употребление слова щекотливый в оборотах щекотливый вопрос, щекотливое дело ; с другими существительными, даже близкими по смыслу к словам вопрос и дело , прилагательное щекотливый не сочетается.

Как и во фразеологических сращениях, многие слова, входящие в состав фразеологических сочетаний, вообще не имеют свободных значений и существуют в языке лишь в составе фразеологических единиц. Например, слова потупить, кромешный в современном русском языке функционируют только в составе фразеологических сочетаний: потупить взор, потупить глаза, кромешный ад, кромешная тьма .

Такого рода обороты, в которых слово употребляется в несвободном, фразеологически связанном значении, и называются фразеологическими сочетаниями . Большая свобода в сочетаемости компонентов (по сравнению с фразеологическими сращениями и единствами) делает возможной во многих случаях синонимическую замену этих компонентов: потупить глаза - опустить глаза , кромешная тьма - непроглядная тьма и т. п.

3. Источники русской фразеологии .

Фразеологические единицы русского языка по своему происхождению разнообразны. Большая часть из них возникла в самом русском языке, они исконно русские: в чем мать родила. гол как сокол, тёртый калач, повесить нос, на одну колодку; брать за живое и мн. др.

Исконно русские фразеологизмы генетически могут быть связаны с профессиональной речью: тянуть канитель (ткачество), снять стружку , разделать под орех (столярное дело), играть первую скрипку (музыкальное искусство), дать задний ход (транспорт).

Некоторое количество исконно русских фразеологизмов возникло в диалектной или жаргонной речи и стало достоянием общенародного языка. Например, дым коромыслом, топорная работа , дело - табак, тянуть лямку, пиковое положение и др.

Фразеологизмы русского языка могут быть и заимствованными. В этом случае они представляют собой результат переосмысления на русской почве словосочетаний из старославянского и других языков.

Старославянскими по происхождению являются такие фразеологизмы, как второе пришествие - «время, которое неизвестно когда наступит», запретный плод - «что-либо заманчивое, но не дозволенное», аредовы веки - «очень долго, о долголетии кого- либо», темна вода во облацех - «непонятно, неясно», во время оно - «очень давно» и др.

Много фразеологизмов пришло к нам через разные источники из античной мифологии. Они интернациональны, так как распространены во всех европейских языках: дамоклов меч - «постоянно угрожающая кому-либо опасность»; муки тантала - «страдания, вызываемые созерцанием желаемой цели и сознанием невозможности: ее достигнуть», яблоко
раздора
- «повод, причина ссоры, споров, серьезных разногласий», кануть в Лeту - «быть забытым, бесследно исчезнуть», колосс на глиняных ногах - «что-либо с виду величественное, а по существу своему слабое, легко разрушающееся» и др.

Среди заимствованных фразеологизмов встречаются фразеологические кальки, т. е. буквальные переводы иноязычного оборота по частям. Например, синий чулок - blue stocking из анrлийского, на широкую ногу - auf grobem Fub - из немецкого, быть не в своей тарелке - ne pas etre dans son assiette из французского языка.

Фразеологические выражения (Крылатые слова. Пословицы и поговорки).

Н.М. Шанский, в отличие от В.В. Виноградова, среди ФО выделяет ещё и фразеологические выражения. По характеру связей слов и общему значению фразеологические выражения ничем не отличаются от свободных словосочетаний. Они не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями (Любви все возрасты покорны; оптом и в розницу; всерьёз и надолго; Волков бояться - в лес не ходить; Не всё то золото, что блестит и т.д.).

Основная специфическая черта, отграничивающая фразеологические выражения от свободных сочетаний слов, заключается в том, что в процессе общения они не образуются говорящим, а воспроизводятся как готовые единицы с постоянным составом и значением.

Употребление фразеологического выражения Любви все возрасты покорны отличается от употребления, например, предложения тем, что оно извлекается говорящим из памяти целиком, так же, как отдельные слова и фразеологические обороты, равнозначные слову, в то время как предложение Стихи покоряли читателя своей искренностью и свежестью создаётся говорящим по законам русской грамматики из отдельных слов в самом процессе общения. К фразеологическим выражениям многие исследователи относят крылатые слова, пословицы и поговорки.

Крылатые слова - это образные выражения из произведений русских и зарубежных писателей, которые часто употребляют говорящие в устной и письменной речи: Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов «Горе от ума»; Сильнее кошки зверя нет; А воз и ныне там (И. Крылов); Любви все возрасты покорны (А. С. Пушкин); Пошла писать губерния; Видимый смех сквозь невидимые миру слезы (Н. Гоголь); Рожденный ползать - летать не может (М. Горький).

Пословицы и поговорки - это образные выражения, созданные народом и передаваемые из поколения в поколение в устной форме. Пословица выражает законченное суждение, поучение, применимое к множеству сходных ситуаций. Каждая пословица обычно имеет глубокий иносказательный смысл. Например, пословица Любишь кататься - люби и саночки возить , помимо своего буквального значения, имеет гораздо более важный переносный, иносказательный смысл. Пословица Цыплят по осени считают в образной форме передает смысл «о результатах какого-либо дела следует судить по его окончании».

Поговорка , в отличие от пословицы, не представляет собой законченного суждения: это обычно образное сравнение, к тому же эмоционально окрашенное, выразительное. Например: как пить дать - «непременно, обязательно»; не из храброго десятка - о трусливом человеке, когда рак на горе свистнет - «никогда», у черта на куличиках - «очень далеко» и т. п.

В пословицах и поговорках отражается ум и наблюдательность русского народца, его любовь к родине, отношение к жизни, труду, к основным нравственным понятиям. Вот несколько примеров: Береги платье снову, а честь смолоду; Труд человека кормит, а лень портит; Нe спеши языком, торопись делом; Дело мастера боится; На чужой стороне и весна не красна, Дома и стены помогают; Своя земля и в горсти мила и т. п.

В художественной литературе, в повседневном общении пословицы, поговорки и крылатые слова служат выразительности речи, ее образности и живости.

4. Стилистическая дифференциация фразеологизмов .

Фразеологические единицы русского языка характеризуются большой образностью, выразительностью. Именно поэтому они широко используются как в устной, так и в письменной речи.

Не нужно обладать особым чутьем языка, чтобы понять разницу в выразительности таких высказываний: Он работает кое-как. - Он работает спустя рукава; Тебе бы только разговаривать. - Тебе бы только лясы точить; Его ничем не переубедишь. - Ему хоть кол на голове теши и т. п.

Большая часть фразеологизмов русского языка стилистически окрашена . Одни из них имеют книжный характер и употребительны преимущественно в книжных стилях письменной речи. Так, пометой «книжн.» во фразеологических словарях русского языка отмечают, например, фразеологические единицы глас вопиющего в пустыне - «напрасный призыв»; повергать в прах - «уничтожать совершенно, до основания»; притча во языцех - «предмет всеобщих разговоров, пересудов»; ящик Пандоры - «источник несчастий, бедствий», двуликий Янус - «двуличный человек» и др.

Книжные фразеологизмы составляют сравнительно немногочисленную группу фразеологических единиц. Гораздо более обширна группа фразеологизмов, которые имеют сниженную - разговорную или разговорно-просторечную - стилистическую окраску. Они свойственны прежде всего речи обиходной, а также употребляются в художественной литературе и в публицистике для усиления выразительности, для живости и образности высказывания.

Таковы, например, обороты без царя в голове - «недaлек, глуп»; при царе Горохе - «очень давно»; лежать на боку - «бездельничать»; семь пятниц на неделе (о том, кто часто и легко меняет свои решения); мутить воду - «умышленно вносить неразбериху во что-либо», водить занос - «обманывать»; лезть в бутылку - «раздражаться по пустякам»; на одну колодку - «одинаковы, похожи» и др. Стилистически нейтральных фразеологизмов немного, к тому же они большей частью напоминают составные наименования: точка зрения, поднять уровень, раздвигать рамки, восходящая звезда, заговор молчания и др.