Философский взгляд на проблемы управления. Философия социального управления как научная дисциплина Управленческая система общества философия

Философия изучает деятельность как всеобщий способ существования человека и, соответственно, человек определяется как действующее существо. Человеческая деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью являегся работа мысли в такой же мере, как и работа руки; процесс познания в такой же мере как человеческое поведение . В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Специалисты каждой науки, достигнувшей определенного уровня гносеологической зрелости, осуществляют «рефлексию», формулируя общие законы и закономерности этой отрасли знания, то есть создают соответствующую метанауку. С другой стороны, любая

«зрелая» наука становится предметом философских исследований. Например, именно таким образом на стыке XIX и XX веков появилась философия физики и затем и системного анализа . Кибернетика, в свою очередь, очень быстро стала предметом философских исследований - см., например, как самих «отцов» кибернетики, гак и профессиональных философов.

Активно развивавшийся на протяжении XX века менеджмент ), причем авторами этих работ являются, как правило 15 , профессиональные философы. В целом же, можно констатировать, что назрела необходимость более легкого взаимного позиционирования философии и управления. .

Рассмотрим Рис. 12, на котором представлены различные связи между категориями философия и управление, трактуемыми максимально широко, то есть, включая в философию онтологию, гносеологию, логику, аксиологию, этику, эстегику и т.д.; а управление рассматривая и как науку, и как вид практической деятельности. Ключевыми представляются три затененные на Рис. 12 области.

Философия управления (как раздел философии). С исторической точки зрения до определенного периода времени исследование проблем управления (впрочем, как и предметов большинства других современных наук) было прерогативой философии. Действительно, по словам Р. Декарта "вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола - все прочие науки".

  • 14 Науку управления ниже иногда будем называть, следуя устоявшейся в ней традиции, теорией управления (осознавая, что название уже предмета).
  • 15 Есть и немногочисленные исключения - например, блестящая работа .

Прав Р.А. Мирзоян, считающий, что историко-философский анализ дает основание заключить, что первыми георегиками управления были именно философы . Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А.А. Богданов - все эти и многие другие философы создали основу для появления современной науки управления, для развития и совершенствования управленческой практики.

Рис. 12.

На сегодняшний день конкрегные проблемы управления уже перестали быть предметом собственно философского анализа, гак как философия, как "форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления" , изучает ОБЩИЕ проблемы и закономерности, выделенные специалистами тех или иных конкрегных наук.

Как считает В.С. Диев, философия управления - "система обобщающих суждений философского характера о предмете и методах управления, месте управления среди других наук и в системе научного знания в целом, его познавательной и социальной роли в современном обществе" . То есть, "философия управления" может определяться как наука о смысле управления.

По аналогии с приводимыми в определениями терминов "философия истории", "философия культуры", "философия права" и т.п. можно определять философию управления как раздел философии, связанный с осмыслением, интерпретацией управленческих процессов и управленческого познания; исследующий сущность и значение управления. Эго значение термина "философия управления" (см. верхнюю половину Рис. 12, обведенную пунктирной линией) имеет свою богатую внутреннюю структуру и включает гносеологические исследования науки об управлении, изучение логических, онтологических, этических и других оснований, как науки об управлении, гак и управленческой практики.

Основными целями исследований в философии управления представляются:

  • 1. Выявление содержания управления как отрасли науки и как вида практической деятельности, анализ их предмета и места в системе научного знания;
  • 2. Осуществление мировоззренческого, методологического и логико-гносеологического анализа основных идей, понятий, результатов, методов, функций и теорий в науке об управлении;
  • 3. Трансляция законов философии для обогащения содержания законов управления;
  • 4. Использование достижений теории и практики управления для обогащения содержания категорий и законов философии;
  • 5. Обоснование возможности и условий использования единых походов к проблемам управления системами различной природы, создания единой теории управления;
  • 6. Методологический анализ управления в приложении к различным областям человеческой деятельности и различным классам объектов управления;
  • 7. Философское обоснование основных направлений управленческой теории и практики.
  • 8. Систематизация и классификация учений об управлении;
  • 9. Выявление и систематизация аксиологических доминант в науке и практике управления;
  • 10. Формирование интегративного понятийного аппарата науки управления, включающего терминологию всех ее теорий.

Сформулируем ряд "вопросов", определяющих перспективные направления исследований в философии управления (то есть, вопросы, которые с точки зрения специалистов в науке управления лежат в плоскости философии управления).

  • Что законы философии и изучаемые ею общие закономерности могут дать для управленческой теории и практики? Какие из современных направлений философских исследований могут найти и/или уже нашли применение в науке управления (структурализм, ност- стурктурализм, герменевтика и др.)? В чем и как сказывается общенаучная значимость и взаимообусловленность используемой терминологии?
  • В чем заключаегся гносеологическая специфика науки об управлении? Существуют ли общие подходы к постановке и решению управленческих задач? Каково позиционирование наук об управлении в системе наук? Каков эпистемологический статус позиции исследователя в системе теория/ирактика управления?
  • Как такие базовые категории философии, как язык, обыденное сознание, мораль (этика), право, философия, наука, искусство, религия, политическая идеология и др. соотносятся с категориями управление, деятельность, организация, принятие решений? Как последняя группа категорий соотносится с категориями человек, природа, общество, производство.
  • Какие закономерности (особенности) в становлении меганауки об управлении можно выделить в исторической регроспективе и на современном этапе ее развития? Каково взаимоотношение управленческой теории и практики (в исторической регроспективе и в перспективе)?
  • Как философия как "квинтэссенция культуры" влияег на формирование "организационной культуры" в теории и практике управления? Каким образом общие, универсальные принципы, закономерности и особенности развития отдельно взятых организационных, социальных, культурных образований соотносятся в науке/практике управления?

Кибернетика (как раздел науки об управлении, исследующий наиболее общие его теоретические закономерности). Как отмечает В.С. Диев, "...для большинства академических дисциплин существует крут вопросов, которые относят к их основаниям и традиционно обозначают как философию соответствующей науки, управление не является исключением в этом ряду" . К основаниям науки об управлении можно добавить и общие закономерности эффективного управления, являющиеся предметом исследований в кибернетике.

Мнение Р.А. Мирзояна о том, что «Кибернетика, как научная дисциплина, разумеется, осталась, но исчезли ее претензии на роль некой всеобъемлющей науки управления» отчасти справедливо. Дело в том, что в середине 40-х годов XX века кибернетика зародилась как наука об «управлении и связи в животном и машине» (см. название пионерской монографии ), можно даже сказать - как наука об ОБЩИХ законах управления. Триумфальные успехи кибернетики в 50-60-е годы XX века - появление технической, экономической, биологической и других кибернетик, их тесные связи с исследованием операций, математической теорией управления, а также интенсивное внедрение результатов при создании новых и модернизации существующих технических и информационных систем - все это создавало иллюзию универсальности кибернетики и неизбежности дальнейшего столь же быстрого ее прогресса. Но в начале 70-х годов развитие затормозилось, целостный поток разветвился на множество частных и, наконец, «потерялся в деталях»: число научных направлений росло, каждое из них продолжало развиваться, а общих закономерностей почти не выявлялось и не систематизировалось. В этих условиях носителями канонических кибернетических традиций оставались, как ни странно, философы, а специалисты по теории управления утратили веру в могущество кибернетики.

Но так продолжаться до бесконечности не может. С одной стороны, философам жизненно необходимы знания о предмете, причем знания уже обобщенные. Действительно, как отмечает В.В. Ильин, «Философия есть рефлексия второго порядка; она является георети- зацией иных способов духовного производства. Эмпирический базис философии - специфические отражения различных типов сознания;

философия темагизирует не в себе и саму по себе реальность, а обработки и проработки реальности в образных и категориальнологических формах» }