Жизнь пресных вод. Презентация на тему "жизнь пресного водоема" Надо ли охранять болота

1. Запиши, о каких животных рек и водоёмов говорится в загадках.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Ответ: Бобр

В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
Ответ: Рыба

В речке купается,
В тине копается:
Голову - в лужу,
Хвостик наружу.
Ответ: Утка

Подрастала - хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла - зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
Ответ: Лягушка

Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
Ответ: Рак

2. Соедини стрелками изображения растений мелководья с их названиями.

3. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для пресных вод.

Комар - Клопы-водомерки - Карась
Зелёные водоросли - Прудовик - Лещ
Головастики - Жук-плавунец - Утка-кряква

4. Закрась кружочки около рисунков растений, которые взяты человеком под охрану. Если сомневаешься, найди информацию об этих растениях в атласе-определителе.


5. Заполни таблицу.

6. Прочитай текст.

Улитки

Как передвигается улитка, если у неё нет ног? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную "ногу"! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения её передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизь, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Это её "нога" прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!
Улитки живут на суше или в пресной воде. Язык улитки напоминает напильник. На нём расположены сотни маленьких зубок, и улитка им срезает и переламывает пищу. (А. Ликум)

Что ты узнал из текста об улитке? Озаглавь текст. Напиши название.

Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай эти вопросы соседу по парте.

Как передвигается улитка?
Где живут улитки?
Что помогает скользить улитке по земле?
Есть ли у улитки зубки?

7. На дополнительном листе нарисуй экологические знаки, призывающие к охране животных и растений рек и водоёмов. Устройте в классе конкурс на лучший экологический знак.

8. Соедини стрелками изображения моллюсков с их названиями.


9. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

У многих растений рек и водоёмов корни прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой.
- Жук-плавунец хорошо бегает по поверхности воды.
- Двустворчатые моллюски питаются растениями.
+ Болота - хранилища воды.
+ Росянка - хищное растение.
+ Щука относится к хищным рыбам.
+ Бактерии перерабатывают мёртвые остатки растений и животных.
+ Зимой во льду рек и водоёмов надо делать лунки.
- Клюква хорошо растёт на берегах рек.
- Человек должен осушать все болота.

10. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном реки, водоёма. Расскажи о нём на уроке.

Жизнь пресного водоема

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

    ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

    развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

    учить детей понимать красоту пресного водоема;

    воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

Слайд № 1-6

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

А) жёлуди→мыши→совы

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

Исключите лишнюю иллюстрацию.

Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

А по составу воды? (пресные и соленые.)

Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

Условия игры:

    Класс поделим на три отдела.

    Каждый отдел получает карточку – задание.

    Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

    1 отдел работает по теме «Растения водоема»

    2 отдел работает по теме «Животные водоема»

    3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

Карта №2

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

Животные водоёма

Карта №3

Выяснить:

Человек

Физминутка

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

ПРОВЕРКА

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

ПРОВЕРКА

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

На выбор:

Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

Приложение

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

    Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма

    Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

    Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

    Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

    Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит, словно голубой шар. И это неудивительно, ведь 70% Земли занимает вода: в морях и океанах вода соленая, непригодная для питья. Наибольшую ценность для человека и большинства живых существ представляют пресные воды.

Источники пресной воды

Вода играет важнейшую роль, ведь благодаря ей возможна жизнь на нашей планете. Огромные территории земного шара занимают соленые воды морей и океанов, и лишь совсем немного, около 3% - пресные воды, но и их достаточно для поддержания жизнедеятельности.

Главное отличие пресной воды от морской - ее соленость. Концентрация соли в такой воде не должна превышать 0,1%.

Как известно, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).

Самый большой запас пресной воды - более 90% – сосредоточен в полярных льдах. Остальная часть сконцентрирована в ручьях, озерах и реках.

Рис. 1. Полярные льды.

Доказано, что самой чистой и полезной является талая вода. При замерзании вся грязь и иные посторонние примеси замерзают в самых верхних или нижних слоях, а в центре формируется кристальной чистый слой. Примечательно также, что соленая вода, превратившись в глыбу льда, вновь становится пресной.

Источники пресной воды на Земле являются возобновляемыми. Это стало возможным благодаря круговороту воды в природе:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • испаряясь с поверхности Мирового океана, вода в виде пара собирается в тучи и облака;
  • тучи, достигнув суши, посылают на землю осадки в виде дождя, снега, града;
  • происходит наполнение пресных водоемов, подземных вод, ледников.

Важнейшая особенность пресной воды - способность самоочищаться. Это происходит благодаря естественным биохимическим процессам и реакциям. У каждых источников пресной воды время на самоочищение разное: полярным льдам на это потребуется 8 тысяч лет, в озерах этот процесс происходит гораздо быстрее, а реки способны восстанавливать чистоту своих вод всего за 10-12 суток.

Рис. 2. Горная река.

Жизнь в пресных водах

В пресноводных водоемах всегда бурлит жизнь, а местная флора и фауна отличается большим разнообразием.

На мелководье и берегу растет камыш, рогоз, тростник, стрелолист. На глубине до одного метра растут очень красивые водные растения: кубышка желтая и кувшинка белая. Их корни крепятся на дне водоемов, а головки цветов покоятся на водной глади. Также на поверхности можно увидеть сальвинию - небольшой водяной папоротник, занесенный в Красную книгу.

Рис. 3. Кубышка желтая.

Самым популярным растением всех пресноводных водоемов является ряска - крошечное водяное растение, которое служит кормом для многих речных и озерных животных. В толще воды в большом количестве обитают одноклеточные водоросли.

Фауна водоемов представлена многочисленными беспозвоночными, насекомыми, микроскопическими организмами. Широко распространены различные виды лягушек, ужи, гадюки, черепахи. В реках и озерах много пресноводной рыбы: щука, судак, сазан, плотва, сом, окунь и другие.

Такое обилие различных растений и мелких животных привлекает к пресноводным водоемам много птиц и более крупных животных, которые живут и охотятся в прибрежной зоне: ондатра, выдра, бобр.

1. Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста

Сходство:

  • Все три растения являются водными растениями.
  • Цветы кувшинок и кубышек похожи по форме и размеру.

Отличие:

  • У стрелолиста листья более вытянутые, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки розовые или белые, а цветы кубышки — жёлтые.
  • Цветы стрелолиста более мелкие, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки и кубышки растут по одному на стебле, а у стрелолиста на одном стебле распускается сразу несколько цветов.

Сравнение рогоза, камыша и тростника

Сходство:

  • Все три растения — это растения водных семейств.

Отличие:

  • Соцветия рогоза выглядят как длинные коричневые свечи, соцветия камыша напоминают красноватые зонтики, а соцветие тростника напоминает метёлку из мелких зёрнышек.
  • Высота стеблей рогоза не превышает 2 метров, высота стеблей камыша примерно 2 — 2,5 метра, а высота стеблей тростника достигает 5 метров.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно)

Не рви кувшинки и кубышки

Не лови стрекоз

Не лови раков и моллюсков

Не разрушай жилища бобров

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

Экологические связи бобров

  1. Бобры и деревья — новая поросль вместо старых деревьев
  2. Бобры и травоядные — столовая для косуль и зайцев
  3. Бобры и обитатели водоемов — незамерзающее пространство водоёмов
  4. Бобры и обитатели леса — водопой в удобном месте
  5. Бобры и защита от пожаров в лесу — каналы на страже леса

Бобры — строители

  1. Бобры — профессиональные строители
  2. Хатки — жилища бобров
  3. Плотины, построенные бобрами
  4. Бобровые каналы.

Важная информация для сообщения :

Примеры экологических связей бобров с окружающей средой (примеры из главы «Семь чудес короля грызунов» в книге «Зелёные страницы»)

Бобры подгрызают и сваливают деревья используя для этого свои удивительные зубы. Листья и кору сваленных деревьев бобры используют в пищу, а оставшиеся ветви и стволы — как строительный материал. Обычно бобры подгрызают мягкую осину, тополь или иву, но по зубам бобрам приходится и дуб. После бобровой обработки деревья дают богатую корневую систему и лес быстро восстанавливается.

Места бобрового лесоповала — это замечательная столовая для самых разных животных. Косули, лоси, зайцы и другие животные с удовольствием поедают оставленную бобрами кору деревьев и молодые веточки свежих побегов. Особенно важна роль такой столовой в зимний период, когда животным сложно найти доступные запасы еды.

Бобры умеют строить плотины из поваленных ими деревьев. Плотиной животные перекрывают реку и поднимают уровень воды, делая неглубокие места глубокими. В результате водоем становиться такой глубины, чтобы зимой вода не промерзала до дна. Не замерзшая подо льдом вода помогает выжить в суровую зиму не только самому бобру, но и многим животным и растениям живущим в этом водоёме.

Бобры также строят каналы, отходящие от реки или ручья в котором поселился зверёк. Каналы наполняются водой из водоёма и несут эту воду в самые дальние уголки леса. Естественно удобными каналами пользуются не только построившие их бобры, но и другие обитатели леса: животные приходят на водопой, растения получают дополнительную воду, а рыбы и водоплавающие птицы — место для обитания.

Во время лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню, спасая лес от выгорания, а лесных животных от страшной гибели в огне.

Бобры — строители

Бобры — удивительные животные. Их с лёгкостью можно назвать профессиональными строителями. Строят они самые разные сооружения: хатки — жилища, плотины и каналы.

Хатка бобра — это самый настоящий дом высотой 2 — 3 метра. Снаружи хатка напоминает кучу веток и хвороста, но на само деле это очень прочный дом, стены которого плотно скреплены илом и глиной. Вход в хатку бобра всегда располагается под водой. Это защищает зверьков от незваных гостей. Внутри хатки всегда сухо и тепло. Бобры держат свой дом в чистоте и часто ремонтируют и надстраивают хатки. Некоторые старые постройки достигают 6 метров в высоты, кроме того исследователям встречались также хатки высотой 13 метров.

Плотины на реках и ручьях бобры также строят из поваленных деревьев. Они скрепляют ветки и стволы деревьев илом и глиной, чтобы плотина была прочной и не разрушилась под напором воды. Высота плотины может быть самой различной. Обычно бобры добиваются чтобы уровень воды в водоеме поднялся настолько, чтобы зимой вода не промерзала до дна. И зимой, и летом, бобры бдительно следят за целостностью плотины и очень быстро устраняют любую течь или разрушение своей постройки.

Каналы, построенные бобрами, могут простираться на длину до 100 метров. Они расходятся в разные стороны от водоёма и имеют целую сеть разветвлений. Бобриные каналы достаточно широки и глубоки для того, чтобы по ним можно было сплавлять древесину, а также спасаться в случае опасности для мохнатых строителей.

Источник информации: книга «Зелёные страницы» .