Душа самоубийц: что происходит после смерти, догадки и предположения. Куда попадает самоубийца после смерти Как помочь душе самоубийцы убийцы

Наиболее характерным признаком повешения является странгуляционная борозда (след на коже шеи от сдавления петлей), которая прерывается в месте нахождения узла и расположена косо, т. е. поднимается к узлу. Признаками прижизненного возникновения странгуляционной борозды являются кровоизлияния в кожу и мягкие ткани шеи как в области борозды, так и по ее краям. Иногда обнаруживают переломы щитовидного хряща и рожков подъязычной кости.

К признакам смерти от задушения при повешении относят темные разлитые трупные пятна на ногах и кистях рук, если руки находились в вертикальном положении, прикусывание языка, непроизвольное выделение , мочи, у мужчин, множественные точечные кровоизлияния в слизистой оболочке век, на коже лица и других частей тела.

Судебно-медицинскому эксперту приходится решать вопрос, не было ли повешения, т. е. не был ли повешен в петле после убийства каким-либо другим способом для создания картины самоповешения. В этих случаях учитывают прижизненность странгуляционной борозды, материал, из которого изготовлена петля, способ завязывания узла и др. При осмотре места происшествия выясняют возможность наложения петли собственной рукой, оценивают обстановку, в которой находился пострадавший, наличие у него на теле повреждений и др.

Первая помощь : тело повесившегося надо приподнять, не нарушая узла, снять петлю; если пострадавший еще жив, ему делают искусственное дыхание (см.), вводят сердечные и возбуждающие дыхание средства (см. , Оживление организма). В дальнейшем могут наблюдаться значительные нарушения со стороны центральной нервной системы, нередко развивается отек или воспаление легких, от которого больной может умереть через несколько часов или дней, поэтому необходимо специальное лечение под наблюдением врача.

Повешение - это сдавление органов шеи петлей, затягивающейся под тяжестью тела. Повешение - вид механического задушения. При судебно-медицинской экспертизе повешения обращают внимание на петлю.

Различают петли неподвижные и скользящие, одиночные и множественные, по используемым материалам - жесткие, полужесткие, мягкие; особенности узлов петли могут указывать на профессию лица, завязавшего узел. Положение тела в петле при повешении обычно вертикальное. Однако повешение может быть в положении сидя, полулежа и даже лежа. От положения тела в петле зависит и ее расположение на шее - восходящее, косое или горизонтальное. При самоповешении могут встретиться необычные, «вычурные» позы.

Различают два вида расположения петли на шее: типичное - узел петли находится на задней поверхности шеи и атипичное - узел обнаруживают на передней или боковых поверхностях шеи. От этого (а также от материала петли) зависят степень сдавления шеи, быстрота наступления смерти и морфологические признаки повешения.

Патогенез смерти от повешения различен. При типичном расположении петли корень языка закрывает просвет носоглотки, препятствуя поступлению воздуха в легкие, и развивается картина асфиксии (см.). Сердечная деятельность продолжается еще некоторое время. Весь процесс задушения продолжается 5-6 минут, после чего наступает смерть. Смерть при повешении может наступить и очень быстро, рефлекторно, от остановки сердца вследствие раздражения блуждающих нервов и фибрилляции желудочков сердца. После сдавления шеи петлей немедленно возникают глубокие расстройства функций коры головного мозга. Сознание теряется в течете первых секунд (отсюда беспомощность повесившегося). Наблюдается сдавление петлей артерий и вен шеи. При атипичном положении петли дыхательные пути могут полностью не закрываться. Артерии сдавливаются частично, и кровь продолжает поступать в мозг. Это приводит к полнокровию сосудов головы и возникновению цианоза и одутловатости лица, экхимозов в коже лица и склерах.

Основным признаком повешения является наличие странгуляционной борозды - следа от сдавления шеи петлей. При повешении она обычно не замкнутая в области расположения узла. Борозды в зависимости от материала петли бывают мягкими или плотными, бурыми или бледными. Эксперту приходится решать вопрос о прижизненном происхождении борозды. Признаком, указывающим на ее прижизненность, является наличие кровоизлияний в самой борозде или по ее краям. Изредка обнаруживают кровоизлияния в мышцах шеи соответственно борозде или у мест прикрепления мышц к костям, переломы щитовидного хряща, рожков подъязычной кости с кровоизлияниями в окружающие ткани. Микроскопически в борозде прижизненного происхождения находят повреждение эпидермиса, уплотнение и базофилию дермы, полнокровие сосудов, отек и мелкие кровоизлияния в дерме.

У трупов, извлеченных из петли, как правило, хорошо выражены трупные пятна, расположение которых имеет большое судебно-медицинское значение, указывая на положение и длительность нахождения трупа в петле. Кончик языка может иногда выступать изо рта и ущемляться зубами. На теле можно найти следы мочи, спермы и каловых масс как следствие непроизвольного мочеиспускания, семяизвержения и дефекации в судорожном периоде задушения. Иногда обнаруживают различные механические повреждения. Одни из них (ссадины, кровоподтеки) возникают в судорожной стадии от ударов тела о какие-либо окружающие предметы, другие (например, резаные раны на запястьях, шее) указывают на попытки до повешения самоубийства другим способом. Посмертные повреждения могут возникнуть от небрежного обращения с трупом, причиняться грызунами и др.

При внутреннем исследовании трупа находят картину быстрой смерти: темную и жидкую кровь в сосудах и полостях сердца, полнокровие внутренних органов, мозговых оболочек, рассеянные мелкоточечные кровоизлияния под серозные и слизистые оболочки. В головном мозге в 70% случаев повешения можно обнаружить микрогеморрагии.

Повешение, как правило,- самоубийство, редко убийство. Известны и случайные повешения (например, зажатие шеи ребенка между прутьями кровати). Встречаются симуляция повешения - подвешивание трупа человека, убитого каким-либо другим способом. При оценке случая повешения наряду с результатами вскрытия трупа большое значение придается осмотру места происшествия и решению вопроса о возможности наложения петли собственной рукой в данной обстановке.

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство - это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может быть и речи об ином. Конечно, существуют исключения, но они достаточно редки и подтверждены документально (подробнее об этом будет написано ниже).

Следует заметить, что в современном мире в некоторых странах практикуется добровольный уход из жизни смертельно больных и тех, кто "превращается в овоща". Этот способ называется эвтаназия. Считается, что это личное дело каждого, "жить растением" или умереть. Однако следует помнить, что Господь никогда не дает человеку ношу, которая ему не по силам. Нужно только правильно расставить свои приоритеты и пересмотреть жизнь, решить, куда двигаться. Может, следует обратиться к Господу?

Да и сами врачи, помогая совершиться эвтаназии, понимают, что это банальное убийство. Каждая жизнь ценна для Господа, и он сам знает, когда забрать ее. Следует только положиться на него в своих бедах и печалях.

Отношение православных к самоубийцам

Как было сказано выше, самоубийство - это грех. Это действие приравнивается к нарушению одной из десяти заповедей. Ведь происходит убийство, пусть и своего, но тела. Также это свидетельствует о том, человек не верит в то, что он сможет справиться с ситуацией, обратившись к Господу. Он дерзает решать сам свою судьбу, совершенно не пытаясь пройти испытания, закалить свой дух. обречена на то, чтобы вечно скитаться и мытарствовать.

Следует заметить, что этот грех не может быть отпущен церковью. Все это ведь предполагает покаяние, совершившего это недостойное деяние. Помимо не отпущения греха, церковь не совершает молитвы за душу того, кто добровольно покинул этот мир. Поэтому и не существует традиционного церковного поминовения для него. Также нельзя подавать записочки с именем за упокой.

Самое страшное это то, очень трудно помочь в загробной жизни. Если у родственников возникает вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, то им следует знать, что в церкви это действо запрещено. В порядке исключения отпевание проводится при наличии специального разрешения.

Что говорят христианские писания и каноны по поводу самоубийц?

По поводу тех, кто добровольно лишает себя жизни, в христианских канонах есть особое упоминание. Впервые это случилось в 385 году, когда Александрийским патриархом Тимофеем был записан четырнадцатый канон в виде вопросов и ответов. В нем упоминалось о том, можно ли поминать самоубиенных. Согласно канону, это возможно в том случае, если человек был вне себя, причем в этом необходимо дополдинно удостовериться.

В 452 году на очередном церковном соборе было установлено, что самоубийство случается от дьявольской злобы, отчего считается преступлением. А в 563 году на очередном собрании запретили отпевать тех, кто добровольно уходил из жизни. Также его не погребали по церковным обычаям, не шли за его телом до могилы, а позже еще и перестали хоронить на освященной земле.

Как происходит захоронение тех, кто добровольно ушел из жизни?

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, следует знать, как хоронят самоубиенных. В ранние времена захоронение происходило на неосвященной земле (чаще всего у дороги), сейчас всех хоронят на общем кладбище. Однако самоубийц не принято отпевать и проводить панихиды.

Помимо этого, в существуют и другие ограничения. Так, на могиле самоубийцы не ставят крест, который является Доброволньо ушедший из жизни, по мнентю церкви, от нее отказался. Помимо этого, отсутствуют и другие традиционные вещи. К примеру, не кладется в гроб венчик, который является символом посланных Богом испытаний (так как он их не прошел). Также не используется для укрывания тела церковного покрывала, которое является символом покровительства (что в данной ситуации невозможно).

Как видим, в вопросе того, как хоронят самоубиенных, церковь довольно категорична и имеет свод правил, которым неукоснительно следует.

Традиционное поминовение самоубийц в православии

Итак, теперь мы рассмотрим вопрос о том, как поминают самоубиенных в православии. Как было сказано выше, для них не существует традиционного поминовения. О тех, кто ушел самовольно из жизни, нельзя возносить церковную молитву, по ним не служат панихиды. Помните, что молитва св. мч. Уару возносится только за некрещенных, но ни в коем случае не за самоубийц.

Однако есть особые дни - Вселенские родительские субботы (день перед святой Троицей), когда поминают всех умерших. Конечно, во время богослужения происходит всеобщее поминовение, но и от этого самоубийцам может стать легче. Ведь молитва возносится общая, повсеместно за все души, которые находятся в аду. Этим-то и отличается Поэтому если у вас среди родственников есть те, кто покинул жизнь добровольно, то в этот день молиться нужно с особым усердием.

Однако родственником самоубиенных следует помнить, что нельзя скрывать такое деяние. Бывали случаи, когда просьба помолится за упокой такой души, не приносила должного эффекта. Господь не принимал молитву. Это был знак, что, возможно, человек умер по собственной воле.

Радоница - особый православный праздник

Теперь рассмотрим поподробнее, что такое такое Радоница. Она выпадает на вторник второй недели после Пасхи. Поэтому нельзя точно сказать, какого числа Радоница, так как этот день будет зависеть от того, когда будет Светлое Воскресенье. Этот день еще называют родительским. Он, естественно, отличается от того, который случается перед Великой Троицей.

Если обратиться к далекому прошлому, то этот праздник восходит еще к языческим временам. Только тогда он именовался Навьим днем, Могилками, Тризнами. В этот день было принято радоваться тому, что души умерших обрели второе рождение. По древним поверьям считается, что в этот день истончается граница между миром живых и мертвых. И тот человек, который добровольно ушел из жизни, может оказаться ближе, чем вам кажется. Поэтому, когда на Радоницу поминают самоубиенных, то делают это очень осторожно, обязательно после благословления священника. Однако польза от этого действа несомненна. Хотя, конечно, если вы желаете помочь своему родственнику, умершему таким образом, то следует выполнить ряд совокупных действий, которые описаны выше.

Следует также заметить, что в этот день происходит поминовение тех, кто утонул и умер некрещенным. Итак, теперь вы знаете, какого числа Радоница, на какой день после Пасхи она выпадает.

Особые случаи в поминовении

Следует заметить, что существуют особые исключения, когда можно поминать самоубиенных в церкви. Священники могут отпевать некоторых из них. Однако для этого следует точно знать, что человек совершил этот грех, когда не мог себя контролировать из-за психического нездоровья или сильного умопомешательства из-за каких-либо событий. Конечно, все это нужно подтвердить надлежащими медицинскими документами.

Перед тем как выполнять отпевание, следует получить благословление архиерея, являющегося правящим на тот момент. Он должен дать его в письменном виде, и только после этого делать это действо. Если же решение было принято самостоятельно без вышестоящего разрешения, и священнослужитель отступил от правила, когда можно поминать самоубиенных, то он наказывается. Ему могут запретить исполнять свои обязанности некоторое время или вообще лишить сана.

Как родственники могут облегчить участь тех, кто добровольно ушел из жизни

Если в семье случилось так, что кто-то из родных ушел из жизни по своей воле, то родственникам следует знать, как поминают самоубиенных. Конечно, ни о каких церковных поминовениях и речи быть не может, так как это запрещено. Но сами родственники могут совершать за них утешительные молитвы. Их можно проводить в дни памяти. Священнослужители отдельно читают этот молебен в храме в присутствии скорбящих родных.

Однако следует помнить, что он не является панихидой. Его нельзя совершать возле гроба и панихидного стола. Это делается только для родственников в утешение. Он был специально утвержден для таких случаев лишь в 2011 году, так как количество людей, лишивших себя жизни, с каждым годом неумолимо увеличивается.

Помимо вышеописанного чина, существуют еще и другие правила того, как поминают самоубиенных. Так, есть особое келейное чтение молитвы пр. старца Льва Оптинского. Конечно, перед ее выполнением нужно обязательно получить благословление священника. Но самым действенным методом, который может помочь умершим по своей воле в загробной жизни, является милостыня и благочестивая жизнь всех родственников.

Еще можно совершать самостоятельные молитвы как дома, так и в храме. Можно ставить свечи в храме за упокой его души, просить Господа о милости.

Желательно также не устраивать общепринятые поминки по самоубийце на третий, девятый, сороковой день и на год со дня смерти. Этого не следует делать потому, что умерший в эти особые дни проходит определенные мытарства. Поэтому, чтобы облегчить ему эти деяния, следует усерднее молиться в эти дни (а не распивать ликеро-водочные напитки). Однако те, кто самовольно ушел из жизни, по церковным канонам сразу попадают в ад. Поэтому традиционные поминки не имеют смысла и могут даже навредить живым. Вот почему от них следует воздержаться.

Спорные случаи самоубийств

Когда можно поминать самоубиенных в церкви? За всю историю христианства были и довольно спорные случаи добровольных уходов из жизни. К примеру, мученица Домнина и ее дочери. Для того чтобы уберечь свою честь от поругания, не осквернить свою чистоту, они бросились в море и утонули. Если посмотреть на этот случай под другим углом, то они совершили самоубийство. Однако во имя чего они приняли добровольную смерть? И это, конечно, не было решением, которое обдумывалось заранее.

И таких примеров множество в жизни христианских мучеников. Многие приняли смерть во имя Господа. Конечно, может возникнуть вопрос о том, правильно ли это? Но тут нет верного ответа. Церковь не причисляет к самоубийствам тех, кто лишился жизни во имя ее или Бога, а также для спасения большой группы людей. Все это считается самопожертвованием. Однако где правда на самом деле? Нельзя судить все человеческими мерками, ведь истину знает только Господь.

Черная магия и могилы самоубиенных

Отдельно следует сказать про могилы самоубийц. Они пользуются особым спросом для черных ритуалов, которые проводят те, кто решил связать свою жизнь с колдовством. Почему именно они так приглянулись нечистым? Дело в том что, как уже было сказано выше, тела самоубийц не отпеваются, могилы зачастую не имеют крестов, что создает благодатную почву для создания различных ритуальных предметов. Для многих заговоров используется земля, взятая с такой могилы.

Не случайно раньше хоронили тех, кто умер добровольно, по своему желанию, не на общем кладбище. И даже не стоял вопрос о том, поминают ли самоубиенных, так как этого обычно не делалось. Вот такая нечистая могила и привлекала раньше (да и сейчас тоже) тех, кто служит Дьяволу.

Заключение

Вот и подошла в концу наша статья, которая рассказала о том, можно ли поминать самоубийц. Конечно, это страшная трагедия, когда человек по каким-либо причинам не может вынести груз своих забот и найти выход из сложившегося положения. Таким образом, самоубийца отказывается от заступничества Господа, не проходит свой жизненный путь до конца, каким бы сложным он ни был. Конечно, бывает трудно, порой кажется, что выхода нет, но это не так. Обращение к Богу, чистая и искренная молитва помогут найти покой и успокоить душу. Прежде чем сделать опрометчивый шаг и уйти из жизни добровольно, вспомните о Всемогущем, о том, как он любит вас. Не забывайте, что назад дороги не будет, а вашим родственникам предстоит пройти через страдания, на которые вы обречете их своими собственными руками. Берегите себя и своих близких! Будьте сильными!

Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий. Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.

Я уверен - человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни - как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).

К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.

И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми - нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва - это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия - лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.

Конечно, могут быть какие-то установки - традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия - которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.

Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.

Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, - это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.

Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.

Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.

Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок. Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц - это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.

Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже - но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть - это таинство. Один Господь будет судить душу человека.

Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…

Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат. «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». - «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.

Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством - как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.

Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…

В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.

Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.

Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать - тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.

А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?

Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим - значит, нам это не нужно.

Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот - случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие - не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.

В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что - душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.

А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.

Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.

Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.

Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц - это значит, возможно, повредить себе. Это миф?

Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека - это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае - воспаление легких, а в худшем - мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную - пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей - кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то - забудьте и не думайте, берегите здоровье.

Что такое молитва? Прежде всего - разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?

Навлечь на себя что-то…

Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя - это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, - и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».

Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.

Каковы были причины ухода - давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.

У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда - без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.

Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу - веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?

Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…

Единственно правильный ответ на все, что происходит, - такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом - «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.

Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего - с доверием.

Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.

А что значит «не доверяем»?

Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.

Доверять - не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил», - и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.

А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее - и скорби, и радости - твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.

Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?

Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину - это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть - это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.

Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы - те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку - это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь, заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.

Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи - если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот - если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.

Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.

Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?

Безусловно - добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше - любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма - мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.

К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.

Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.

Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.

Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего - у Бога свои счета. Видишь нуждающегося - вынь и дай.

Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?

Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.

Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, - такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.

Не зря в наших городах - у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро - такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных. Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.

Решиться на такой отчаянный шаг, как самоубийство, может не каждый. Чаще всего такие мысли посещают человека после пережитого горя, но не каждый осознает этот великий грех. Большинство таких людей считают, что, таким образом, они избавятся от всех печалей и забот, но что будет с душами самоубийц известно не многим.

Насмотревшись на страдания своих братьев и сестер, увидев муки горящих и мучающихся людей, самоубийцы начинают ценить каждый момент, каждую секунду, прожитую на этой земле. Ведь жизнь прожить, не поле перейти. Нужно проживать все до самого конца, и не отдавать свою душу на вечные муки и страдания.

Многим известно, что душа самоубийцы попадает в ад. В нем есть особенное место для тех, кто прервал себе жизнь. На сегодняшний день, психологи доказали, что 99% людей, которых удалось спасти, пожалели о сделанном поступке. Ведь суицид это самое простое, что может сделать человек для решения проблем. Вместо того, что бы жить и наслаждаться жизнью, люди обрекают свои души на вечные муки в аду. То, что происходит с душами самоубийц в аду - очень страшные вещи, которым не пожелаешь никому. Душа, отсоединившись от тела, сразу же отправляется в ад. Те моменты страдания, ужаса и страха она будет теперь переживать каждый день. Находясь в том особенном месте ада, душа будет бессмертно страдать в изнеможении.

В последние секунды жизни, у человека перед глазами пробегают абсолютно все моменты его существования, начиная от маленьких радостей и улыбок, и, заканчивая печалью или малейшей грустью. Это последнее, что запомнит человек, а вот те эмоции, когда смерть уже совсем близко – это именно то, что завещает он своей душе.

Православная церковь не имеет даже права отслужить покойника – самоубийцу как положено у православных христиан. Ведь это величайший грех! Бог наградил человека таким большим сокровищем – жизнью, и только сам Бог может его отобрать.

В прошлом веке труп самоубийцы считался ничем, его всячески пытались изуродовать, забивали в сердце гвоздь, или же накладывали в рот камни или песок. Предки верили, что, таким образом, душа останется вместе с телом, и не будет страдать.

А вот сегодня, специалисты интересуются вопросом, куда попадает душа самоубийцы? Пообщавшись с людьми, которые смогли спастись и выжить, но, побывав одной ногой на том свете, выводы очень интересны и загадочны. Большинство без проблем описывают те места, где им удалось побывать на том свете. Люди как будто бы рассказывают выученную на память историю. Иногда эти места различаются только лишь местом, но ощущения и эмоции люди испытывают одинаковые.

На первый взгляд – самоубийство поможет во всех проблемах, но думать нужно не только о себе.

Но вот если так уже произошло, и выхода уже нет, стоит задуматься, как помочь душе самоубийцы. Теперь все только в силах родственников и близких. Не стоит винить себя во всех грехах покойника. Первое, что нужно сделать – это сходить в церковь и посоветоваться с батюшкой. Для того, чтобы душа покойника-самоубийцы хоть как-то могла себя успокоить в аду, нужно читать Псалтырь. Эта Священная Книга приносит очень много пользы и надежд. Следует верить в Бога, никогда не отчаиваться и читать ее каждый день. Кроме этого, есть специальные акафисты за упокоение души. Они тоже очень помогают людскому горю.

Можно разделить чтение этих двух книг на вечер и утро. Но читать необходимо обязательно. Что касается церкви, то это единое место, откуда можно черпать надежду и покой. Многие считают, что с покойниками проще всего говорить на кладбище. На их взгляд, таким образом, они сближаются с его душой, и разговор идет сам по себе. Но это не так. Вряд ли человеческая душа будет ждать кого-то на таком угрюмом месте. Церковь – это именно то место, куда она примчится.

А вот как спасти душу самоубийцы никому не известно. Ведь самоубийство – это такой грех, который церковь не может оправдать. Как спасать душу человека, который сам, добровольно пришёл к выводу навсегда закрыть свою душу от Бога. За самоубийцу не имеют права, молится священники, за таких людей нельзя даже свечку ставить, не говоря уже о подаче записки. Как правило, возле гроба людей, которые умерли своей смертью, читается молитва. За него молится священник. А вот, что касается самоубийц, это абсолютно запрещено. Никакой священнослужитель не согласиться на такой поступок. Единственное, что остается бедным родственникам – это читать молитву возле гроба покойника самостоятельно. Иногда бывали даже такие случаи, когда читатель просто сходил сума, не закончив чтение молитвы до конца.

Находясь возле трупа самоубийцы, человек может ощутить все те эмоции, которые ощущал этот покойник во время смерти. Да и то место, где был совершен суицид, тоже, как правило, овеяно мистикой и страхом. Ведь и правда, мало кто выдержит такой психологический напор.

В заключение можно сказать, что сами не понимая и не желая, люди все равно ощущают всю боль и страдания пережитой смерти. Лучше прожить жизнь до конца, перебороть все проблемы пережить угрюмые дни, чем отдать свою душу на вечные страдания в руки ада.

Существует множество народных примет, которые известны с давних времён. Многие из них связаны с поведением птиц. Синичка считается хорошей и доброй птичкой, поэтому и приметы, связанные с ней сулят бл...

Я не говорю о самоубийцах, которые играют на публику и прилюдно, в качестве протеста к чему-либо, сами себя убивают. Хотя то, что я ниже напишу – будет относиться и к ним.

Так вот. Психологи, которые общались с теми, кого смогли спасти в последний момент, доказали что: более 99% самоубийц, в последний момент сознания (так например повешенные, когда начинают задыхаться из-за отсутствия возможности дышать, ищут ногами стул, чтобы встать и прекратить свое дело – это и есть последний момент осознания) не хотят умирать и понимают, какую глупость они совершают. То же самое, говорят многие Медиумы и Спиритисты при вызове Души самоубийцы (хотя это достаточно опасная практика, но иногда ее проводим). У большинства самоубийц, обостряется желание жить в последний момент. Но по каким-то причинам, они не могут остановить начатый процесс и покидают наш мир. Секундные муки, которые они испытывают в этот момент самосознания – мало с чем могут быть сравнены. Выброс энергий и адреналина – просто зашкаливает. То, что переживает суицидник в последние секунды – не пожелаешь даже врагу. Мягко сказать, что они вспоминают всю свою жизни – они ее не просто переживают, а даже чувствуют некоторые воспоминания (первый поцелуй, первый сексуальный опыт, подарок любимой вещи, падение или перелом руки \ ноги и т.д.) все, что вызвало у них большую радость, впечатление, счастье или боль – все это они переживают и даже чувствуют в последние секунды. Все это, заставляет Душу остаться. Душа не может покинуть места, в котором человек прекратил свое физическое существование. Из-за сильных эмоций, возникших в последний момент, повышенного адреналина и большого выброса энергии – душа привязывается к месту, в котором все это произошло. Как сейчас модно говорить – создается «якорь», который и удерживает Душу на одном месте. Но так как Душа покинула тело, а сам человек, в последний момент пожелал выжить – под воздействием энергий и эмоций, создается замкнутый круг. Круг от момента начала самоубийства и до его завершения. Вот это и есть «особое место в Аду» - Душа самоубийцы, будет каждый день, вновь и вновь переживать свое убийство. Она обречена на очень долгое время пребывания в этом «их собственном Аду». Это касается практически всех самоубийц. Но среди них, есть и те, кто не пожелал остаться в живых в последний момент. Но что происходит с ними – не известно ни кому. Только Богам.

Грусть, боль, страх, обида, ужас и отчаянье - на долго остаются в месте, где было совершено самоубийство. Практически все люди, чувствуют эти места. Придя в такое место, у людей, за частую, появляются такие же чувству - необъяснимая грусть, опасение - страх, боль на сердце , страх до мурашек по спине и отчаянье. Самоубийцы, за частую, подпитываются за счет ваших страхов - эмоций. Эти эмоции возникают спонтанно и вами не контролируются из-за самого главного инстинкта - инстинкт самосохранения. И если энергия от ваших эмоций очень сильна - то иногда человек может даже видеть фрагменты из самоубийства кого-то как на Яву, так и во сне. Хотя самое распространенно - слышать этот процесс. Если Душа самоубийцы увидит или почувствует, что Вы вошли в контакт с ней (не важно какой) она начнет воздействовать на Вас. По сему, сюжеты некоторых фильмов ужасов - являются частичной правдой. Но. Душа самоубийцы, ни когда не может покинуть своего "Ада" - посему, чтобы все прекратить - Вам достаточно переехать. Но если у Вас нет возможности переехать или желания - нужно проводить работы по ее успокоению и отправлению в иное место. В какое - решат Ангелы которых нужно призвать.

Для изгнания Души самоубийцы, воспользуйтесь услугами Экзорциста - САМИ НЕ ПРОБУЙТЕ. Можете сделать еще хуже.

Теперь Вы знаете - что такое Ад для самоубийцы. У суицидников еще есть желание сделать самую великую и долгую тупость в своей жизни? Искренне надеюсь - что НЕТ!

Удачи Вам и мира в Душе.