Петр Верзилов: «Гера готовит побег Надежды Толоконниковой из тюрьмы.

Мне до сих пор непонятно, почему не привлекли к ответственности главное действующее лицо вакханалии с "панк-молебном" Pussy Riot - Петра Верзилова. Известно, что этот бывший мелкий провокатор , изганный за предательство из скандальной арт-группы "Война" - идейный вдохновитель, огранизатор и соавтор (если не автор вообще) всех акций Pussy Riot. Он эту группу вместе с Толоконниковой организовал, он же вербовал туда т.н. "феменисток", он же раскручивал их провокации в СМИ.

В храме Христа Спасителя он побывал в числе сопровождающих девиц - нес ту самую гитару, которая появляется в ролике (пособничество, по меньшей мере). Впоследствии нагло врал, дескать его жены среди "пусей" на амвоне не было. Но когда правда вскрылась, круто поменял свое мнение. Его в числе подозреваемых арестовали, но почему-то отпустили. Почему?

Самое странное в этой ситуации - следствием было доподлинно установленно, что Петр Верзилов (к слову, гражданин Канады с 2005 года) имеет прямое отношение к т.н. панк-молебну. Из текста приговора:

Сейчас этот "продюсер" спокойно гуляет на свободе, занимаясь комерческими делами панков, такими как оформление товарного знака Pussy Riot, и раздает интервью забугорным CNN, где на идеальном (родном?) английском заявляет, что с радостью бы пошел в тюрьму вместо жены.

Допустим, статус политузника Верзилову не светит (размечтался!), но почему он, улыбающийся и цветущий стоит в день оглашения приговора по ту сторону аквариума? Не он ли один из первых как связующее звено и "главарь" всей этой шайки должен был предстать перед судом?

Издатель интернет-СМИ «Медиазона», до 2009 года один из наиболее активных участников арт-группы «Война», муж Надежды Толоконниковой.

«Биография»

Пётр Верзилов родился 25 октября 1987 года в Москве. Учился на философском факультете МГУ. В 2005 году в возрасте 18 лет получил гражданство Канады в порядке натурализации.

«Темы»

«Новости»

Петра Верзилова спецбортом доставили в Берлин

Участника Pussy Riot и издателя «Медиазоны» Петра Верзилова в субботу привезли спецбортом в Берлин. На этой неделе он попал в реанимацию с признаками отравления.

Петр Верзилов доставлен из Москвы в Берлин на лечение

Участник группы Pussy Riot и руководитель издания «Медиазона» Петр Верзилов доставлен для лечения в Берлин.

Петр Верзилов попал в реанимацию 11 сентября с ухудшением зрения, речи и моторики. Его близкие высказывали подозрения, что он подвергся отравлению медикаментами. Одни источники утверждали, что врачи не обнаружили у него в крови никаких подозрительных веществ и высказали предположение, что у больного «предынсультное состояние». Другие – что врачи диагностировали у него отравление холинолитическими средствами, которые блокируют нейромышечные передачи.

Участник Pussy Riot и издатель «Медиазоны» Петр Верзилов сегодня вечером будет доставлен на лечение в Берлин

Как заявила Интерфаксу еще одна участница группы, Мария Алёхина, по сведениям Би-би-си, спецборт организовал отец Верзилова. В Pussy Riot уверены, что причиной госпитализации Верзилова стало сильное отправление. Источники Интерфакса утверждают, что Верзилов попал на этой неделе в реанимацию в предынсультном состоянии. Точный диагноз поставят врачи в Германии.

«Добровольно лекарств не принимал»

Участник Pussy Riot и издатель «Медиазоны» Петр Верзилов 11 сентября попал в реанимацию. Накануне он и участница группы, его девушка Вероника Никульшина, вышли из Басманного суда, где рассматривалось административное дело против Никульшиной. После этого Верзилов проспал пару часов. Около восьми вечера Верзилов сообщил девушке, что теряет зрение. Постепенно у него стали пропадать речь и моторика, он перестал узнавать Никульшину. Верзилова по скорой доставили в токсикореанимационное отделение городской клинической больницы имени Бахрушиных в Сокольниках. Предполагаемый диагноз не сообщили ни гражданской жене, ни маме, которая пыталась увидеть сына.

Петр Верзилов попал в реанимацию в тяжелом состоянии

Издатель «Медиазоны» начал терять зрение, речь и способность двигаться, утверждает его спутница жизни, активистка Pussy Riot Вероника Никульшина. Близкие Верзилова считают, что его могли отравить.

16 октября вечером в эфир телеканала «Россия 1» вышла третья часть фильма «Провокаторы» о панк-группе Pussy Riot. Фильм показали в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент».
ссылка: http://www.vedomosti.ru/ politics/news/5090271/avtory_ tretego_filma_provokatory_ nazvali_organizatora

Участница Pussy Riot назвала своего мужа мошенником

Остающиеся в заключении участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова 11 октября отказались от услуг пиар-менеджера коллектива Петра Верзилова. В распоряжение «Эха Москвы» поступило письменное заявление участниц группы, обвинивших мужчину в мошенничестве.

«Я официально заявляю, что Петр Верзилов не является представителем или обладателем какой-либо роли в группе Pussy Riot», — написала Н.Толоконникова, состоящая в браке с человеком, о котором идет речь. По словам девушки, ее супруг систематически вводил в заблуждение СМИ, утверждая, что согласовывает с ней заявления, которые делает для прессы.
ссылка: http://top.rbc.ru/society/11/ 10/2012/673955.shtml

Pussy Riot отреклись от Петра Верзилова

Участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, заявили, что активист арт-группы «Война» Петр Верзилов, ранее делавший заявления от имени Pussy Riot, не был на это уполномочен. Свою позицию Алехина и Толоконникова выразили в письме, поступившем 11 октября в радиостанцию «Эхо Москвы».
ссылка: http://www.upmonitor.ru/news/ russia/1009865a/


Активист «Войны» Петр Верзилов претендует на место в КС оппозиции


ссылка: http://www.nr2.ru/moskow/ 404307.html

Группа Война: «Провокатор Петр Верзилов сдал в полицию анархов и антифа»

Напоминаем, что Петр Верзилов был изгнан из группы с позором еще в 2009 году за провокации и сдачу активистов группы в милицию (http://lj.rossia.org/users/ plucer/2010/01/02/). С тех пор он для прикрытия этого позорного факта пустил дезу о создании «московской фракции» группы, под прикрытием которой занимается плагиатом идей Олега Воротникова и дискредитацией протестного имиджа Войны.

«Московская фракция» в отношении канадца Верзилова и норильской девушки Нади звучит забавно, особенно если учесть тот факт, что в «питерскую фракцию» он лживо записал московского художника Алексея Плуцера-Сарно, московского политического активиста, бывшего члена политсовета московской Солидарности Леонида Николаева, московского философа Олега Воротникова и преподавателя физики Моск. университета Наталью Сокол.

Именно эти москвичи, которых провокатор «прописал» в Питер, и были авторами всех ранних московских акций группы Война 2006-2009 годов. Заезжий мошенник Петр Верзилов назвал себя «московской фракцией» и тем самым сплагиатил все ранние московские акции Олега Воротникова, Натальи Сокол и Алексея Плуцера-Сарно.
ссылка: http://plucer.livejournal.com/ 470786.html


Арт-активист Петр Верзилов – о творчестве Pussy Riot

На эти вопросы обозревателя Радио Свобода ответил муж Надежды Толоконниковой, активист московской фракции художественной группы «Война» Петр Верзилов.

– Ни в коем случае нельзя меня называть идеологом данной группы. Во-первых, это достаточно оскорбительно для тех девушек, которые называют себя феминистками и стоят за этой идеологией. По сути, вся разработка, замысел и облик этой группы целиком принадлежат им самим и достаточно большому коллективу до сих пор еще анонимных девушек. Это коллектив, поднимающий в традициях позднего российского акционизма политические вопросы в достаточно яркой, провокативной, художественной форме и добивающийся того, чтобы общество думало и отвечало.
ссылка: http://www.svobodanews.ru/ content/article/24620946.html

«Все бабушки знают, что такое Pussy Riot» Петр Верзилов о российском суде и настоящем панке

Бывший участник арт-группы «Война» и муж Надежды Толоконниковой из Pussy Riot последние полгода объясняет журналистам смысл акции в ХХС, общается с иностранными звездами, а также ведет фейсбук своей жены. Накануне вынесения приговора Илья Азар поговорил с Верзиловым.
ссылка: http://www.afisha.ru/article/ 12360/

Петр Верзилов: «Семьей рискует больше тот, кто ругает Путина на кухне»

Несмотря на кампанию поддержки активисток группы Pussy Riot, Мосгорсуд сегодня оставил в силе решение содержать под стражей Надежду Толоконникову и Марию Алехину. По статье «Хулиганство» им может грозить до 7 лет лишения свободы за импровизированное выступление на амвоне храма Христа Спасителя. Slon поговорил с мужем Толоконниковой Петром Верзиловым, активистом арт-группы «Война».
ссылка: http://slon.ru/russia/petr

Активист «Войны» Петр Верзилов претендует на место в КС оппозиции

Гражданский муж осужденной Надежды Толоконниковой Петр Верзилов баллотируется в Координационный совет оппозиции. Его данные размещены среди других кандидатов.
ссылка: http://vybor-naroda.or

Pussy Riot обвинили Петра Верзилова в «захвате группы»

Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова выступили с открытым письмом, в котором осудили деятельность Петра Верзилова во время судебного процесса. Они считают, что активист арт-группы «Война» узурпировал полномочия по представлению их интересов в СМИ. Девушки убеждены, что он не имел права делать какие-либо заявления от имени Pussy Riot.

«Петр Верзилов не является представителем или обладателем какой-либо должности в группе Pussy Riot… Верзилов неоднократно нарушал важнейшую для Pussy Riot идею анонимности группы. А именно: встречался с журналистами и занимался публичной деятельностью, не имея на то, в рамках Pussy Riot, никакого права», - сказано в письме, текст которого опубликован на сайте «Эха Москвы».
ссылка: http://www.ridus.ru/news/ 48129/

Сотрудники полиции и ФСБ повезли активиста Петра Верзилова в военкомат

20 декабря в общежитие «Дом студента на Кравченко» (ДСК МГУ) в комнату активиста московской фракции группы «Война» Петра Верзилова пришли сотрудник центра по противодействию экстремизму Алексей Окопный и около 10 его коллег. Как сообщил Верзилов в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «Агора», цель визита - «некие призывные мероприятия, представление документов и постановления об административном деле».
— Сейчас выйду к ним в коридор пообщаться, а то начнут ломать дверь, а в общежитии они сами понимаете какие, — успел сообщить Петр Верзилов правозащитникам перед тем, как открыть дверь оперативным работникам.
ссылка: http://www.hro.org/node/12765


Pussy Riot: “Петр Верзилов — мошенник, а его интервью — провокации и вранье!”

“Я официально заявляю, что Петр Верзилов не является представителем или обладателем какой-либо роли в группе Pussy Riot. Более того, Петр Верзилов неоднократно нарушал важнейшую для Pussy Riot идею анонимности группы. А именно: встречался с журналистами и занимался публичной деятельностью не имея на то, в рамках Pussy Riot никакого права. Pussy Riot - это девушка в балаклаве и никак иначе. Все представления Петром Верзиловым группы в прессе - нелегитимны, т.к. во-первых не согласованы с нами, как равноправными участниками, во-вторых даны с открытым лицом, что нарушает идею анонимности.
ссылка:

Детство и юность Петра Верзилова

Петр Верзилов родился 25 октября 1987 года в столице России, Москве. Информация о ранних годах Верзилова отрывочна и немногочисленна. Вместе с родителями переехал в раннем возрасте в Японию, затем в Канаду. Учился в школе в Японии, Канаде.

Когда семья вернулась в Россию, окончил московскую среднюю школу. После школы поступил на факультет философии Московского Государственного Университета, где познакомился со своей будущей женой – Надеждой Толоконниковой .

Петр Верзилов и группа «Война»

Петр Верзилов стал известен благодаря участию в создании арт-группы «Война». Верзилов стоял у основания коллектива политических активистов и реакционистов в 2007 году. Появление анархистской группы леворадикальных художников, ориентированных на массовые акции, стало ключевым событием развития русского протестного искусства.

«Война» создала новый тип уличного активизма и перформансов. Деятельность коллектива эпатировала и продолжает эпатировать русское общество.

Ряд акций привели к задержанию и тюремному заключению художников. «Днем рождения» «Войны» можно считать первое мая 2007 года. Тогда начальный состав «Войны» во главе с Петром Верзиловым (Воротников, Толоконникова, Сокол) присоединились к московскому арт-коллективу «Бомбилы» и провели в Москве несколько громких акций, приуроченных к Первомаю. По задумке «Бомбил», акции должны были привлечь внимание москвичей к уличному искусству.

По словам активистов обеих арт-групп, уличное искусство в их понимании – альтернатива галерейному, стандартному. Кроме того, говорит Верзилов, «Война» понимает уличные акции еще и как новую форму радикального политического протестного движения. По замыслу Верзилова, такая форма активности должна была стать гораздо более эффективным методом политической борьбы в сравнении с митингами и пикетами.

«Бомбилы» и «Война» устроили акцию «Мордовский час». Перформанс спроходил в ресторане «Макдоналдс» на Серпуховской площади Москвы. Во время инсталляции художники забросали прилавки фаст-фуда живыми бездомными кошками с криком «Свободная касса!».

Интервью Петра Верзилова с дочерью на CNN

По словам активистов, это символизировало «подарки низкооплачиваемой рабочей силе, лишенной в день праздника возможности отдохнуть». Кошки призваны были принести работникам заведения удовольствие от «наслаждения современным радикальным искусством». Многие зарубежные культурные издания, упоминая акцию, сравнили ее с протестами западных антиглобалистов, считающих сеть ресторанов «Макдональдс» одним из символов глобализации мирового сообщества. Отечественная газета «Re: акция» признала «Мордовский час» наиболее хулиганским перформансом года в России.

Отношения Петра Верзилова с правоохранительными органами

После «Мордовского часа» арт-группа Петра Верзилова не раз оказывалась в центре общественных и политических скандалов. Первое задержание активиста произошло 23 февраля 2008 года. В тот день во время митинга общественного движения «Молодая Гвардия», финансируемого «Единой Россией», участники «Войны» развернули огромный плакат с надписью «Е**сь за наследника Медвежонка!». Все участники перформанса были задержаны и доставлены в отделение милиции. Верзилову было предъявлено обвинение по статье «мелкое хулиганство».

Война е*ется за наследника Медвежонка (рен-тв). Петр Верзилов. Осторожно, ненормативная лексика

Еще одна акция, обернувшаяся задержанием Верзилова, состоялась 11 июня 2009 года. «Война» по приглашению Андрея Ерофеева приняла участие в выставке «Русский леттризм» в Центральном Доме Художника. В день открытия экспозиции директор Дома Художника Василий Бычков распорядился убрать из здания инсталляцию арт-группы. Активисты отказались покидать помещение. На место конфликта была вызвана милиция. Петр Верзилов оказал сопротивление при принудительном освобождении помещения, за что ему снова было инкриминировано мелкое хулиганство.

В мае 2011 года Петр и его жена Надежда Толоконникова были арестованы и доставлены в ОВД Якиманки за исполнение на маевке движения «Солидарность» перформанса «Медвежонок, в очко берешь?». Перформанс критиковал деятельность Дмитрия Медведева .

Пятого декабря 2011 года Петр Верзилов принял участие в митинге на Чистых прудах. После митинга участник «Войны» был задержан во время несанкционированного шествия. Несколько дней Петр провел под стражей на Симферопольском бульваре.

Московская фракция «Войны» и «Pussy Riot»

Через два года после основания «Войны» в арт-группе произошел раскол. Коллектив разделился на две так называемые фракции – московскую и питерскую. Питерцы обвинили Верзилова в предательстве идеалов коллектива и заявили, что он не имеет никакого отношения ко всем акциям «Войны».

С тех пор Петр Верзилов вместе с Екатериной Самуцевич и Надеждой Толоконниковой создали московскую фракцию. Акционистский вектор московской «Войны» претерпел сильные изменения по сравнению с питерским костяком группы. Москвичи стали уделять больше внимания политическим акциям, не несущим по своей сути инновационной художественной ценности.


В 2010 году Петр Верзилов выступил в качестве главного организатора концерта на Пушкинской площади Москвы в защиту леса в Химках, страдающего от вырубки в результате строительства трассы Москва – Санкт-Петербург. Концерт стал первым массовым мероприятием «Войны» с момента раскола группы в 2009 году. В 2011 году Петр Верзилов организовал скандально известные политические форумы «Последняя осень» и «Антиселигер».

Личная жизнь Верзилова, брак с Надеждой Толоконниковой

Петр Верзилов женат, его супруга – участница известной по всему миру панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. Помимо Pussy Riot,Толоконникова известна также участием во многих акциях московской части арт-группы «Война», в состав которой Надежда входит со времени основания акционистского коллектива. После ареста супруги в марте 2012 года основным направлением деятельности Верзилова стали общественные кампании в защиту политических заключенных России.

У Петра и Надежды есть дочь Гера. После того, как Толоконникова была арестована, воспитанием дочери занимается в основном бабушка, мать Надежды.

Муж скандальной участницы панк-группы Pussy Riot дал откровенное интервью корреспонденту «Вечерней Москвы ».

Через два дня после того как Хамовнический суд приговорил троих участниц скандальной группы Pussy Riot к двум годам заключения, корреспонденты «Вечерней Москвы » встретились с мужем Надежды Толоконниковой Петром Верзиловым. Молодой человек ждал нас в модном и недешевом ресторанчике в центре Москвы, был на удивление словоохотлив и улыбчив.

- Петр, какова была реакция девушек на приговор?

Когда приговор стал известен, девушки рассмеялись. Я считаю, что на такой приговор это самая лучшая реакция – смех. Это свидетельствует о невозмутимости Pussy Riot, и о том, что они готовы бороться до конца, и, признаться, что их нисколько не беспокоит происходящее. Они дико храбро, мощно вели себя эти три недели суда, и последние пять месяцев заключения, что всем стало ясно: группа настоящие политические активистки, преодолеть все происходящее было для них не слишком сложно.

- Что испытали вы?

Я ожидал, что им дадут реальный тюремный срок.

- Как отреагировала на решение суда ваша с Надеждой Толоконниковой дочь Гера?

Гера всем говорит, что маму посадили в тюрьму. Она часто рисует планы, чтобы при помощи троллейбусов, тракторов, разных технических приспособлений вытащить Надю из СИЗО. В мечтах взрывает стены, чтобы освободить мать из крепости, закладывает коридоры кирпичами, чтобы охрана не напала на след… И очень надеется, что сбежать Надежде все же удастся.

- Как Надежда живет в СИЗО? Какие у нее сложились отношения с сокамерницами?

У Нади хорошие отношения с сокамерницами, так как тюрьма – спокойное место в нашем суетном мире, где ты можешь спокойно, часами обсуждать, убеждать, говорить с человеком. Доказывать ему свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды. Изначально, возникало непонимание с, так сказать, фанатично религиозными сокамерницами. Они в резкой форме выражали неприятие Наде, возмущенные акцией Pussy Riot в храме. Но потом, после долгой беседы, буквально все они переходили на сторону девушек. Некоторые даже высказывали готовность вступить в группу (смеется). Надя очень харизматичный человек, и ей не составило особого труда донести до людей принципы, которые исповедуют девушки. В общем, очень многие кардинально изменили свою позицию и убеждения. Те сообщения в прессе, будто бы девушек буквально «загнобили» – не соответствуют истине. Были рядовые эпизоды, и, чаще всего, они были подстроены тюремной администрацией, чтобы оказать давление на группу.

- Что Надежда и другие осужденные девушки говорят о возможной отправке в колонию?

Они готовы к этому. Власти заставляют платить их такую цену за свободу слова в России, за их яркие политические акции. Они говорили, что не будут просить помилования, и, с упрямым героизмом, примут несправедливое наказание.

- Девушки не сожалеют о проведенной акции? Не слишком ли большая цена за нее заплачена?

Нет, они не сожалеют. Вообще, мы не сожалеем ни об одной из проведенных акций, в том числе и в Биологическом музее.

- Какие действия предпринимают адвокаты девушек?

Защитники готовят жалобу на приговор. Обычно она готовится в течение 10 дней, после этого, через 2 – 3 недели в Мосгорсуде состоится кассация. Возможно, что она как-то изменит вынесенный судьей Сыровой приговор. Мы считаем, что изменение будет существенным, но надеемся, что срок будет хотя бы уменьшен. Все-таки это резонансный процесс, тут важен такой, как бы, милостивый жест.

- После панк-молебна в храме Христа Спасителя, у Pussy Riot появилось множество последователей. Были сделаны попытки, или проведены подобные акции в других церквях. Скажите, эта тенденция продолжится?

- Такие акции безусловно продолжатся. И обязательно будет взрыв. Последователи у группы есть во всем мире, в том числе и суперзвезды. Кстати, вчера на концерте в Цюрихе Мадонна устроила прямо-таки 15-минутнай митинг, толпа скандировала «Pussy Riot », а в самом конце певица показала свои руки, на которых был написан призыв освободить девушек.

- Расскажите о конфликте московской и питерской фракцией арт-группы «Война ». Одно время вы и Надежда Толоконникова значились на их сайте как «враги Войны».

У нас действительно крайне плохие отношения с питерской фракцией, они сохраняются до сих пор. Раньше мы проводили совместные акции, плодотворно и много работали. Так продолжалось в период с 2007 по 2009 год. Потом случился раскол. Это произошло по той причине, что за эти годы возникла масса неразрешимых творческих и личных противоречий. Мы поняли, что функционировать в дальнейшем как единый творческий коллектив просто невозможно. В результате фракция Северной столицы заняла такую лицемерную позицию, они стали распространять о нас лживую информацию, которой ни один нормальный человек не верит. Возникли вопросы, которые, в сущности, не играли важной или главенствующей роли: когда была основана «Война », кто ее основатель, кто занимался подготовкой тех или иных акций…Нельзя сказать, что у нас плохие отношения, у нас просто нет никаких отношений, мы не контактируем друг с другом. Они не оказали никакой помощи девушкам, ни финансовой, ни моральной.

- Расскажите немного о Наде и других девушках не как о борцах, а как о людях.

Все девушки очень разные. У Маши более литературный склад, она пишет стихи, училась в литературном ВУЗе, она участник разных экологических движений, очень волновалась за природу. Она, кстати, также состояла в какой-то религиозной организации. Самуцевич более практично настроенный человек. По первому образованию она технарь, и даже участвовала в создании программного обеспечения подводной лодки «Нерпа ». Надя – достаточно академический человек, она практик, организатор. В то же время, ее очень увлекает теоретический коммунизм. Она все время думала, как теорию совместить с практикой.

Как ни странно, но похоже Верзилов не очень-то и расстроен тем, что его жену посадили на два года. Напротив, Петр выглядит совершенно счастливым, словно выиграл миллион в лотерею. С аппетитом ест в дорогих ресторанах, раздает интервью. Когда мы прощались, он по-английски поприветствовал следующих журналистов – иностранных журналистов. Да и супруга его на суде выглядела так, словно в ее жизни наступил "звездный час". И только их маленькая дочь Гера не разделяет восторга родителей, очень скучает по маме, и готовит для нее один план побега за другим…

4 июля состоится заседание Таганского суда, на котором судя по всему будет объявлено окончательное решение по делу Pussy Riot.

Накануне суда мы побеседовали с человеком, которым имеет непосредственное отношение к делу.

Из разговора с Петром следует несколько невероятных, но достоверных выводов.

Вывод первый . Дело курируется кремлевской администрацией, а, возможно, аппаратом Путина.

Вывод второй . Следователи настаивают на существовании разветвленного заговора с участием Pussy Riot. По их представлениях все в оппозиции связаны: панки, леваки, Навальный, Троицкий, "Война", PR, оккупайцы, завсегдатаи "Жан-Жака" - вообще все. Ищут организацию.

Вывод третий . Pussy Riot, несмотря на всю свою радикальность, вовсе не отрицают опыта предыдущих поколений. Они считают себя наследниками московской концептуальной школы и советского диссидентства.

И наконец, вывод четвертый . Главные революционеры сидят в Кремле. У оппозиции нет никакого плана действий, она просто реагирует на все более странные и абсурдные шаги власти. Никакие самые актуальные акционисты не способны выдумать и поставить тот грандиозный перфоманс, который идет в России вот уже почти год. «Это не политика, это драка за свою душу со своим страхом». (Михаил Борзыкин).

И какой бы приговор ни вынесли девушкам из Pussy Riot в среду, драка будет продолжаться. Шансов договориться, к сожалению, уже нет.

Ян Шенкман

Начало разговора с Петром Верзиловым смотрите

Расшифровка полной версии интервью

Андрей Архангельский: Петр Верзилов за последние год-полтора общественной активности приобрел особый вес. Он отвечает за свои слова. Художник, акционист и муж Надежды Толоконниковой, одной из участниц группы PussyRiot, которая сидит в камере предварительного заключения уже четвертый месяц. Скажите, как девушки себя чувствуют? На суде — это все заметили — они выглядели прекрасно.

Петр Верзилов: Любой занимающийся подобной деятельностью в России допускает, что может случиться всякое, поэтому такие условия не являются неожиданностью и надо уметь извлекать из них максимальную выгоду: организовать наиболее полноценный образ жизни, позволяющий развиваться, чувствовать себя хорошо. Все девушки имеют четкий политический бэкграунд, их поступки абсолютно осознанные. Произошедшее не было для них таким эмоциональным шоком, какой иногда случается у бизнесменов, когда в один прекрасный день к ним заявляются маски-шоу, берут их, и через два часа они уже дают показания.

А. А.: Власти знают, что страшнее тюрьмы для наших граждан нет ничего. Девушек давно бы выпустили, если б они покаялись, на это власти и рассчитывали. Но девушки не покаялись.

П. В.: Да, действовал классический чекистский расчет, когда ставится задача провести самую важную работу в первые три-пять дней после ареста. Собственно, поэтому и арестовывают неожиданно, помещают в тяжелые условия, не пускают адвоката, запугивают, грозят чудовищным сроком. Наши органы до сих пор действуют по схеме Вышинского, где «признание — царица доказательств», и, конечно, они надеялись, что в первую неделю девушки сломаются: откажутся от этой мантры «Богородица, Путина прогони!», попросят прощения. В принципе такого результата и добивались органы, тогда дело Pussy Riot можно было бы закрыть, выпустить их, проявив милосердие. Но оказалось, что девушек невозможно сломать, они готовы отвечать за свои слова, и следствие зашло в тупик.

А. А.: На сайте «Эха Москвы» уже двадцать пять тысяч человек подписали так называемое письмо интеллигенции в защиту девушек. Федор Бондарчук, Алексей Девотченко, Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова… Ради освобождения PussyRiotобъединились совершенно разные люди — для вас это положительный момент или скорее свидетельство беспринципности общества, когда оно реагирует только на какие-то крайние проявления ужаса власти? Они проявляют милосердие к девушкам, которые страдают, но не поддерживают их протест идеологически. Милосердие и поддержка протеста — все-таки разные вещи.

П. В.: По сути письмо является сильным выпадом против власти. Оно объединило тех, кто был доверенным лицом Путина, и тех, кто организовывал протесты и играл активную роль в декабрьских, апрельских и майских событиях: Акунин, Шевчук, Лев Семенович Рубинштейн и многие другие. Признание девчонок узницами совести AmnestyInternational, конечно, имело огромнейшее значение, но это международный фактор. У нас решение «Международной амнистии» лишь подзадорило внутрикремлевские и околовластные СМИ и структуры: «Мы знаем, кто за этим стоит — еще та закулиса!». А вот негативно отозваться о Бондарчуке, Евгении Миронове, Эммануиле Виторгане, поставивших подписи под письмом, крайне сложно. Главный политический негатив этой истории — очень много говорилось, что акция девушек в ХХС расколола общество на две или даже больше частей. Спустя четыре месяца после беспрецедентной реакции власти на акцию Pussy Riot, наоборот, возник абсолютно невозможный прежде фронт людей, которые действительно возмущены поведением власти и не хотят повторения подобного. Виторган, Миронов, Бондарчук подписывали документ искренне; они готовы простить преследование Ходорковского, аресты якобы совершавших беспорядки на Болотной — что угодно. А вот когда влезают в их вотчину и сажают за «культурный жест», по мнению Хаматовой и остальных… Причем они явно не враги власти. Чулпан Хаматова действительно выступила в очень важной роли катализатора всего дела, потому что без ее примера все они вряд ли подписались бы.

Ян Шенкман: PussyRiotсидят уже четыре месяца. Все понимают, что их не отпустят, по крайней мере скоро. Что им реально светит, какие перспективы?

П. В.: Прогнозы разные, начиная с условного срока или наказания, не связанного с лишением свободы, и заканчивая реальным тюремным сроком. Поступают сигналы, что делом Pussy Riot занимается лично Владимир Владимирович Путин. В администрации президента говорят, что там всем очень не нравится эта ситуация, что этим занимается исключительно аппарат Путина, они не имеют к этому никакого отношения. Видимо, только Путин и знает, каким будет приговор.

Я. Ш.: Я правильно понимаю, что если бы не Путин Владимир Владимирович лично, девочек давно бы отпустили?

П. В.: Скорее всего, потому что особенного смысла в содержании девчонок под арестом не видит никто. Конечно, есть те, даже среди оппозиции, кто разделяет безумные конспирологические теории, что их держат под стражей для создания раскола в обществе, для отвлечения внимания от других проблем, но это не выдерживает критики, поскольку очевидно, что и внутри страны, и за рубежом тем более ситуация служит источником колоссальной напряженности.

Я. Ш.: У нашего президента к ним то есть что-то личное, да?

П. В.: Считается, что Путина задело, как это было сделано, что это были не оскорбления, высказанные на больших мирных или немирных демонстрациях злой толпой. Есть классическое криминогенное сознание, понятийная структура. Имеющие связи с преступными группировками, силовики и некоторые другие разделяют «понятия», а разного рода религиозные жесты там действительно очень много значат.

А. А.: А здесь и отсылка к религии, и оскорбление, затрагивающее именно, условно говоря, силовое сознание. Это то, что он простить не может.

П. В.: По сути не было никакого оскорбления, была действительно достаточно искренняя просьба, которая показалась им за гранью добра и зла, чем-то, на что не отреагировать нельзя. Это можно назвать именно боязнью высказываний такого рода. «Там» [во власти] знают, как взаимодействовать с большими протестными митингами… Но здесь протест прозвучал от лица юных девушек, именно в форме молитвы, в такой перформативно-акционистской манере, которая привлекает очень много внимания… Религиозный фактор оказал сильное влияние. Когда Путину показали ролик, видимо, это его очень сильно затронуло лично.

Я. Ш.: Скажите, Петр, как сейчас строится ваше общение с Надеждой? У вас какие-то встречи, свидания?

П. В.: Был забавный эпизод. В начале марта, спустя где-то неделю после ареста, глава следственной группы вызвал меня, чтобы вручить официальное разрешение на посещение Нади в тюрьме. Когда я пришел, он был крайне взбудоражен и сказал: «Представляете, Петр Юрьевич, я стал окончательно подтверждать разрешение вам навестить супругу, а начальство доложило наверх, а мне уже позвонили из аппарата Колокольцева и сказали, что Колокольцев видел какие-то ваши интервью с упоминанием Путина и сказал, что Верзилов свидания с женой не получит!» С тех пор я получил пять формальных отказов в свидании с Надей.

Я. Ш.: Значит, у вас так и не было свидания?

П. В.: Нет. Мы виделись на первом и втором арестном суде по продлению ареста. Отказ в свидании — личное решение Колокольцева, по крайней мере со слов следователя и работников следственного управления. Колокольцев, видимо, получил очень жесткие приказы насчет девушек, ну и сам тоже оказался как-то травмирован всей этой историей.

Я. Ш.: Может, не стоит вам давать резкие интервью и переть на рожон? Жена все-таки важнее.

П. В.: Они только этого и ждут. Любой наезд, обыск, арест, задержание на пятнадцать суток имеют единственную цель — смягчение риторики. Они ожидают, что стоит немножко надавить — и все будут более осторожными, аккуратными, будут молчать, не будут ходить на уличные акции… Безусловно, это делать нельзя. Нужно продолжать говорить то, что думаешь, бороться, действовать в том же русле, если считаешь его правильным. В конце концов в этом заключается смысл политической борьбы и деятельности художника, если он искренне занимается своим делом.

А. А.: Петр, все-таки это сложный, практически неразрешимый вопрос, а вы человек идейный. Ваша жена находится в заключении четвертый месяц, и вы не то что виновны в том, но вы участник того, вы тоже отчасти это спровоцировали. Как вы решаете для себя этот вопрос? В моральной плоскости? Можете ли вы встать только на позицию идеологическую или только на, условно говоря, семейную? Возможно ли их объединение?

Я. Ш.: Наверняка вам приходилось слышать упреки: «Вот, он в акциях участвует, смелый такой, интервью дает, а жена расплачивается — в тюрьме сидит». Упрекали вас так?

П. В.: Разное доносится, в том числе и такое. Когда к жене относишься как к лучшему другу, когда у вас тесные рабочие отношения, когда вы вместе делаете различные политические и художественные вещи, разделять семью и политику невозможно. Вы несете ответственность и за быт, и за политическую борьбу, и за взгляды.

А. А.: Сейчас вы занимаетесь общественным активизмом. Это уже не искусство, это политика, просто несколько эстетизированная. Почему искусство переходит в прямое действие? Такой переход предполагался? Группа «Война» — это был скрытый призыв к протесту или же вы не думали, что искусство перейдет к прямому действию до такой степени?

П. В.: Наш друг-активист Денис Мустафин сказал замечательную фразу, которую мы часто повторяем: искусство — это закамуфлированная подготовка к восстанию. Должно быть, по крайней мере. Настоящее, хорошее искусство. А разделять в нашем случае искусство и политику, политическое действо, в принципе вредно и нельзя. Можно ли назвать самые острые произведения Гоголя, или Салтыкова-Щедрина, или Толстого публицистическим памфлетом, имеющим отношение к борьбе, к поднятию революционного духа и так далее? Нельзя. Когда художник создает произведение на политическую тему, искусство и политика оказываются накрепко спаяны и разделению не подлежат.

А. А.: Как всякий революционер, вы непрошибаемы. Разглядеть личное у вас нельзя. Возможно, вы его отключили. Скажите, на каком этапе жизни вы поняли, что эстетика бунта вам близка? Откуда она вообще появилась?

П. В.: На самом деле эстетика бунта является самой банальной и мейнстримовой темой европейской культуры последних трехсот лет. Поскольку я сын европейской и американской культуры второй половины ХХ века, 60-80-х, я впитывал это с любой книгой, музыкой, с любым произведением современного искусства, я критически переосмыслял реальность и так далее. Как? Можно заниматься формальными поисками и не отвечать на социальные и политические вопросы, так многие делают. Мне же всегда казалось, что перед художником стоит цель говорить с обществом, с той средой, с которой у него есть возможность говорить. Допустим, у московских концептуалистов 70-80-х была возможность говорить с достаточно узким культурным пластом из нескольких сот человек, которые были способны прийти в мастерскую к художнику, посмотреть работы, скажем, Ильи Кабакова, обсудить их с ним, а потом донести это до кого-то еще. А с начала нулевых, с развитием интернета и других средств коммуникации, уже влияющих на общественное мнение и формирующих его помимо СМИ, как и на мнение самих СМИ, оказалось, что есть очень мощный канал для диалога. Когда мы выбирали художественные механизмы и средства, нам казалось, что это очень важный и новый путь, который нам нужно исследовать как художникам и с ним работать.

Я. Ш.: Раз речь зашла об информационном обществе, всякого рода работе с масс-медиа.… Согласитесь, PussyRiotсделали достаточно экстремальную акцию. После чего сели. Представьте, что власть их проигнорировала. Значит, акция провалилась бы. На что-то похожее в принципе был расчет? Невозможно ведь играть с масс-медиа, вести провокативную деятельность, если тебя не замечают. Мы уже были свидетелями похожих историй с группой «Война», а до них Тер-Оганьян иконы рубил. Можно обсуждать, этично это или нет, но когда после такой акции следует жесткая реакция — ничего удивительного. Мне даже кажется, что это входило в замысел.

П. В.: В самом панк-молебне «Богородица, Путина прогони!» ничего экстремального нет. Сравните чисто юридическую сторону вопроса с тем, что, например, сделал Филипп Киркоров в апреле, когда крестил свою дочку. В маленькой старой церкви прямо напротив Храма Христа Спасителя собралась достаточно гламурная публика. После окончания крестин Киркоров взошел на амвон, немножко так подвинул батюшку и обратился с веселой речью ко всей публике, собравшейся в храме. Людям застилают глаза те медиа-приемы, которые выбирает художник. Не было бы записано видео, никто не увидел бы ролик и не услышал бы слов песни — и реакции на это действо не было бы никакой. Потому что и охранники, и прихожане вопреки их признаниям в материалах дела на происходящее вообще не отреагировали. Ну зашли какие-то девочки на амвон, что-то там сделали, что-то непонятное, потом опустились на колени, перекрестились… Собственно, в этот момент к ним уже подошли, попросили на амвоне не стоять. Они встали и вышли. Действо абсолютно не экстремальное. Можно привести три тысячи примеров гораздо более брутальных действий со схожим подтекстом. Экстремальной в этой ситуации явилась реакция власти: в Прощеное воскресенье они открыли уголовное дело, произвели арест с использованием тридцати сотрудников ФСБ в дорогих костюмах, с оружием, с криками «Работает ФСБ!». Потом открыли уголовное дело со следственной группой из пятнадцати следователей. Потом Путин, извиняющийся перед журналистками за это действо… Представить, что Путин за какое-то действие стал бы извиняться, невозможно! Путин не извинялся ни за Беслан, ни за подлодку «Курск», ни за какие другие чудовищные промахи, которые в его президентство случались. Но он извинился за то, что в сети появился ролик с названием «Богородица, Путина прогони!».

<…> Вы можете представить, чтобы спустя два месяца после этого события власть сознательно добивалась бы такой ситуации, кто мог бы предугадать, что домохозяйка из-под Ливерпуля со слов британских журналистов и из того, что она знает о России… Она, допустим, не знала Медведева, но знает Путина и PussyRiot. Вот два образа современной России, которые доходят до женщины, смотрящей телевидение и иногда читающей газеты в провинциальной Англии. Я не думаю, чтобы у нас или у власти настолько далеко шла фантазия. Ни та, ни другая сторона не может просчитать последствия до конца.

А. А.: Вы обещали рассказать, из какой среды вы вышли. Какой был первый опыт свободы или несвободы, что было толчком?

П. В.: Я из типичной интеллигентской, научно-учительской среды. Родители — классические представители позднесоветской демократической, по-хорошему демократической, интеллигенции. Мама — учитель детской драмы, детского театра в школе. Папа — физик. Действительно, с малых лет они жили плодами поздней демократической советской культуры и достаточно очевидными вещами: Высоцким, поэзией Серебряного века, бардами. У меня было необычное детство: я рано оказался за рубежом, потому что были родственники в Канаде. Несколько лет позднего отрочества я провел у них, меня туда отправили учиться после того, как я стал склоняться к каким-то хулиганским формам деятельности. И когда меня в шестом классе переместили в иную реальность, это позволило понять, что мир бывает очень разным и на другом конце земного шара есть люди, которые мыслят, живут и взаимодействуют совершенно иначе. Для шестиклассника это достаточно странно, потому что в этом возрасте дети стремятся влиться в социум, а тут выясняется, что социум бывает очень разный! Один из опытов ранней юности, который послужил толчком к свободе, к поиску разных опытов критического осмысления реальности, у меня был в возрасте шестнадцати-восемнадцати лет. Был достаточно долгий период, когда мне удавалось практически без денег очень радикальным образом путешествовать по Северной Африке, Ближнему Востоку, Судану, египетско-ливийской границе… Я увлекался радикальными путешествиями, поглощавшими очень много сил и времени: собирал рюкзак, палатку и ехал не в Европу и не на юг России, а брал самый дешевый билет в какую-нибудь африканскую страну. Можно было очень дешево слетать в Египет, допустим, а оттуда углубиться в какие-то абсолютно чудовищные области, где нет закона, государства, где живут по собственному укладу, формировавшемуся столетиями; где можно остановить машину с бедуинами, которые направляют на тебя автоматы и спрашивают, из какой ты страны. Если ты неправильно ответишь, тебя изрешетят на месте. Поскольку я отвечал, что я из России, — а, как известно, в тех краях тогда Россию любили все — меня приглашали в машину и несколько дней показывали бедуинские лагеря, где они действительно живут наперекор всему в параллельной реальности. Это дало толчок к тому, что, когда пришлось овладевать какими-то художественными средствами и знакомиться с нашим классическим современным искусством, было всегда ощущение, что нужно брать традицию и очень сильно менять, работать с ней и выжимать из нее все что только можно.

А. А.: Всех удивила позиция отца Нади Толоконниковой: он полностью разделяет и поддерживает позицию дочери. Для постсоветского общества это неожиданная реакция, хотя для западного — вполне вероятная. Родители разделяют ваши убеждения? Испытываете ли вы солидарность не только со своим кругом, арт-тусовкой и общественным активизмом, но и со старой интеллигенцией 70-х? Ощущаете ли родство, преемственность?

П. В.: Родители, безусловно, разделяют мои взгляды, они тоже критически настроены по отношению к происходящему вокруг, как и любой здравомыслящий человек. Они не всегда разделяют формальные приемы, но стремятся к диалогу, стремятся понять, почему это делается так, почему не так. Поскольку мы разговариваем, есть шанс. Я рад, что мои родители способны меня услышать. До них удается донести причины, по которым выбираются те, а не иные методы, и какое-то внимание, безусловно, возникает, что, конечно, очень радостно. Преемственность со стороны художников-интеллигентов и всей традиции предыдущих поколений, безусловно, есть, и она огромная — нашими учителями были московские концептуалисты. Пригов, Кабаков, плеяда мастеров концептуального искусства, которые на эстетической основе кухонного диссидентства создали очень мощную традицию, давшую колоссальный критический толчок всей советской реальности. Едва ли не больший, чем классическая диссидентская мысль. Нам даже те, кто в своих мастерских занимался, с точки зрения диссидентов, чисто формальными опытами, гораздо ближе, нежели круг Валерии Новодворской, где выходили на площади, поднимали флаги, сидели в тюрьмах и так далее. Собственно, мы солидарны и с теми, и с теми, мы развиваем и продолжаем традиции. В принципе мы занимаемся чем-то похожим.

Я. Ш.: С точки зрения власти, все происходящее сейчас, начиная с акции PussyRiotи заканчивая маршами, Навальным, Собчак, Артемием Троицким, группой «Война», укладывается в одно и со стороны выглядит как некий заговор против них, такая хорошо организованная инспирированная деятельность. В самом деле, сейчас все знакомы со всеми. Есть некое протестное поле. И есть ощущение, что готовится большой процесс наподобие троцкистско-бухаринского. Для этого надо всех со всеми связать, показать, что существует реальная враждебная власти и простым людям организация. Понятно, ее нет. А что есть?

П. В.: Не нужно испытывать иллюзий по поводу искренности власти в ее конспирологических построениях. Там достаточно адекватных. Они прекрасно понимают, кто есть кто, у кого какие интересы, кто чем занимается и кто в каких отношениях друг с другом. Когда им нужно срочно выдать на-гора для медиа и общества какую-то картинку, они начинают ваять безумные троцкистско-бухаринские заговоры, врагов народа и бешеных собак, которых нужно немедленно расстрелять. Они воспитаны в этой традиции, и за восемьдесят лет ничего нового придумать не удалось, работать более тонко они не умеют. Главная проблема власти — она безумно бездарная, она не может бороться с оппозицией, диссидентами, которые, напротив, талантливы. Отсюда «Наши», Василий Якеменко, «Молодая гвардия», все эти структуры, бесконечные убогие чиновники, их высказывания. Власть не хочет учиться новому. По сути, они прекрасно понимают, что многим не нравится их отношение к стране как к личному приусадебному участку, на котором работают бесправные гастарбайтеры. Из года в год разворовываются сотни миллионов, миллиарды средств, и они понимают, что есть те, кто попытается бороться с хищениями. Они очень трезво относятся к происходящему. А что происходит? Появляется все больше тех, кому невероятно тошно жить в этой реальности, и они, в меру своих сил и возможностей, поодиночке и вместе, находят пути для борьбы. Движение их будет расти.

Я. Ш.: Ну это общая ситуация. Наверняка вас спрашивали те же следователи или кто-то подобный им: «Вы же все не сами придумали, скажите, кто вас подстрекал, чье влияние»…

П. В.: Следователи привыкли, что если есть преступное сообщество, значит, есть тот, кто все организует и финансирует. Дико комично и трогательно. Спрашивали, когда был первый допрос после ареста девочек, когда меня задержали вместе с Надей: я шел на встречу с ней, из-за гаражей выскочили около тридцати сотрудников ФСБ в костюмах, с оружием наизготовку, с криками, положили на асфальт, отвели в какие-то дорогие иномарки, доставили в одно управление, в другое. В два часа ночи начался допрос, и первые тридцать вопросов действительно так и были построены. Спрашивали, кто директор группы PussyRiot, кто менеджер, помощник саунд-продюсера, начальник службы безопасности… В сознании следователя, раз явление вызывает большой резонанс, значит, есть штат из трехсот человек, интеллектуальные центры за рубежом и так далее. Конечно, даже среди этих следователей есть адекватные. Но им нужно рисовать какую-то картину, поэтому они волей-неволей стремятся к этим схемам.

Я. Ш.: Все, кроме власти, понимают: если началось, то не остановить. Вы имеете философское образование, прекрасно знаете ситуацию изнутри, сделайте прогноз. Прошел, предположим, год. Какие формы приобретет протест и вообще, какая атмосфера будет в стране по поводу протеста, Путина, актуального искусства?

П. В.: Безумно сложно заглядывать даже в ближайшее будущее, потому что наш главный революционный герой и катализатор протестов — это власть и только власть. Не будь декабрьские выборы проведены столь бездарно, с такими чудовищными фальсификациями, так нагло и с таким нахрапом — не было бы декабрьских протестов. Не будь наглых заявлений Путина в конце декабря — не было бы ста двадцати тысяч на проспекте Сахарова. Если бы ОМОН не стал избивать демонстрантов и перекрывать часть площади 6 мая — не возникли бы «Оккупай Абай» и все остальные события во второй половине мая, придавшие всему политдвижению совершенно иной окрас и вовлекшие в него очень большое количество людей новыми средствами. Не будь обысков, арестов, в том числе девушек после панк-молебна, Россия не стала бы ассоциироваться с полуфундаменталистским государством третьего мира, не возникло бы совершенно невозможной коалиции в рамках одного письма между доверенными лицами Путина и фактическими организаторами протестов. Власть всегда опережает оппозицию на несколько шагов, не дает опомниться. Пока оппозиция придумывает ответ, власть успевает наделать такое количество глупостей, что остается просто тупо им следовать, и протест ширится сам собой. Все больше тех, кто понимает, насколько безумна и чудовищна эта система, и нужно вовлекаться в борьбу с ней и придумывать методы ее нейтрализации, чтобы донести до как можно большего количества граждан, что она пагубно влияет на будущее страны и обычную жизнь. Конечно, хочется надеяться, что на следующий год произойдет какой-то новый рывок. В декабре, феврале, мае сто тысяч и больше человек вышли на площадь и открыто заявили, что недовольны ситуацией в стране. Хотелось бы, чтобы через год об этом заявили миллионы. Необязательно выходить на площадь, нужны активные миллионы, как в 1990-1991 году. Тогда режиму придет конец в считаные дни и месяцы. Он физически не сможет существовать в атмосфере тотальной ненависти и недоверия.