Что такое афазия речи. Методы диагностики заболевания

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств. Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (), при , опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания. Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей. Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста: такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга. Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей). Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков. В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» - «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля). В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями. Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим». Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы. При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия. Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия


При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике. При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными. Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков. Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?». Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях. Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее). Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости. Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают». Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.


Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.


Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:


Афазия - частичная или полная утрата способности разговаривать нормально. Возникает при повреждении частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Это бывает при травме головы или инсульте. Может постепенно развиться на фоне деменции, опухоли мозга или инфекции. Нарушения затрагивают лишь уже сформированную речь. Это самая сложная речевая патология, поражающая детей и пожилых людей.

Детские афазии встречаются значительно реже. Симптомы сходны с симптоматикой афазии у взрослых. У детей хорошо развита наблюдательность, но общение с окружающими людьми затруднено.

Больной ребенок не может много говорить, а иногда и отказывается от разговора. Словарный запас его не увеличивается. На вопросы дает однозначный ответ (да или нет).

Некоторые дети имеют тягу к общению и страдают от длительного потока слов. Произносят длинные предложения, не имеющие смыла. Фразы очень запутаны. Невозможно понять, что хочет ребенок сказать.

Причины

Наиболее частыми причинами афазии считаются:

  • геморрагический инсульт;
  • ишемический инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • хирургическое вмешательство в черепную коробку;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера и Пика).

Причины заболевания, его локализация и обширность оказывают влияние на его течение. При кровоизлиянии в мозг тяжесть болезни будет значительно выше, чем при атеросклерозе.

Симптомы

Различают 4 формы афазии, связанные с поражением отдельных частей коры головного мозга:

  1. Моторная афазия. Поврежден задний отдел лобной доли.
  2. Сенсорная афазия. Повреждена височная доля.
  3. Семантическая афазия. Повреждена теменная область.
  4. Амнестическая афазия. Поврежден внутренний отдел височной доли.

Обычно в клинической картине наблюдается сочетание двух афазий: моторной и сенсорной.

По уровню выраженности выделяются 2 разновидности заболевания:

  1. Частичная афазия (чередование нормальной и нарушенной речи).
  2. Тотальная (полное нарушение речи).

Характер афазии зависит от зоны поражения коры головного мозга. Нарушение функции речи - общий симптом афазии.

Для всех форм болезни характерны следующие признаки:

  • немотивированные длинные паузы;
  • переход на шепот во время разговора;
  • нарушение письменной речи;
  • произношение невнятных звуков;
  • сбой ритма и темпа при разговоре;
  • нарушение счета;
  • машинальное повторение чужого высказывания;
  • забывание названий предметов.

Диагностика

С жалобами на афазию надо обращаться к врачу-неврологу.

Он проведет неврологический осмотр (асимметрия лица, неполное закрывание глаз, опущение уголков рта, слабость в конечностях).

Даст направление на следующие процедуры:

  1. Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  2. МРТ головного мозга.
  3. Магнито-резонансную ангиографию.
  4. Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи.
  5. Люмбальную (извлечение спинномозговой жидкости) пункцию.
  6. Анализ крови.

К обследованию пациентов подключаются логопеды. Они при помощи тестов определяют умение пациента понимать речь и выражать свои мысли. Тесты могут включать:

  • оценку речи;
  • состояние речевых мышц;
  • тесты на понимание вопросов;
  • оценку написания и чтения.

Лечение

Лечением заболевания занимается врач-логопед, специализирующийся на афазии. Процесс восстановления речи может занимать длительный период времени. Работа проводится по всем направлениям речи: письменной, устной. Выбор методик лечения опирается на поставленный диагноз и форму афазии.

Дополнительно психологом проводится профилактика сопутствующих заболеваний:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • пассивное отношение к лечению.

Может быть назначен прием медикаментов, очень редко - хирургическое вмешательство.

Для улучшения и восстановления речевых способностей больного афазией в восстановительной терапии используются компьютеры. Человек выполняет упражнения для понимания фонем, произношения звуков.

Помощь родственников

Близкие люди также могут помочь лечению, придерживаясь следующих правил при общении с больным:

  1. Говорить простыми и очень короткими предложениями.
  2. Повторять при необходимости ключевые слова предложения.
  3. Сохранять обычный стиль общения (не как с ребенком или слабоумным).
  4. Чаще привлекать для беседы больного.
  5. Не поправлять произношение человека с афазией.
  6. Терпеливо ждать, когда будет построено предложение.
  7. Постоянно общаться и привлекать к диалогу больного.

Народные средства

Сегодня есть только один способ лечения - занятия с логопедом. Народных рецептов нет. Наиболее прогрессивными методами считается дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошади) и фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Осложнения

При отсутствии корректного лечения патология приводит к следующим последствиям:

  1. Развитие необратимых дефектов речи.
  2. Проблемы с адаптацией в обществе. Человек становится изгоем.
  3. Летальный исход.

Профилактика

Профилактика афазии заключается в своевременном выявлении поражений мозга, предупреждении сосудистых катастроф и черепно-мозговых травм.

В целях профилактики заболевания следует:

  • избегать травм головы;
  • поддерживать в норме артериальное давление;
  • избавиться от негативных привычек;
  • составить сбалансированный рацион;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Чем раньше начать коррекционную работу, тем значительных результатов можно добиться.

Афазия — патология, возникающая мгновенно и вызывающая поражение разных отделов головного мозга, а процесс их лечения тянется долгие годы, связана с расстройством аппарата формирования и понимания человеческой речи.

Сложное неврологическое расстройство — афазия представляет из себя частичную или полную утрату способности говорить и воспринимать речь. При этом функциональность самого речевого аппарата не повреждёна. Изменения при таком заболевании сосредотачиваются в определённых областях коры ГМ. В медицине принято различать дизартрию и афазию. У первого заболевания происходит поражение именно речевого аппарата и означает затруднение в способности выразительно и внятно произносить слова вследствие нарушения подвижности органов речи.

Основные причины развития афазии

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
  • Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

  • Сосудистые болезни головного ГМ.
  • Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

  • Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
  • В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

  • Эпилепсия.
  • Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  • Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

  • Отравления.
  • Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

  • Дегенеративные болезни.
  • Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

Виды афазии

Неврологи различают такие формы:

  • Сенсорная — в основе повреждение тканей височных извилин.
  • Семантическая — развивается при поражении теменного участка.
  • Моторная — поражения развиваются в задних участках лобных извилин.
  • Амнестическая — патология во внутренних отделах височных и теменных участках.

Обычно на практике редко диагностируются афазии в чистом виде, часто бывает сочетание разных форм патологий по типу сенсорно-моторной.

Сенсорная афазия

Данный вид недуга медики ещё называют «словесной глухотой». Поражение развивается в задних верхних отделах височных извилин коры ГМ (обычно в левом полушарии) или проводящих структурах, которые соединяют эту область мозга с другими долями.

СА условно различают по типам:

  • Афазия Вернике.
  • Семантическая.
  • Акустико-гностическая.

Афазия Вернике

Клиническая картина:

  • В неспособности человека понимать смысл сказанного. Больной слышит, что ему говорят, но орган слуха искаженно обрабатывает информацию, и потому не понимает смысл услышанного.
  • Нарушается понимание письменной речи. Пациент не в состоянии сопоставить букву с соответствующим ей звуком.
  • В зависимости от степени повреждения и при сильно выраженном нарушении, расстройство выражается не только не в непонимании обращенной речи, а и своей собственной. Из-за поражения контроля произношения часто наблюдается парафазия речи — это приводит к тому, что речь больного человека становится совершенно непонятной для окружающих, человек общается набором слов («речевая окрошка» или»словарный салат»), фактически не связанных между собой.
  • Возникает замена слов схожих за звучанием и артикуляцией.
  • Наблюдается нарушение способности читать вслух. Пациент не в состоянии соотносить прочитанные буквы со звуками воссоздаваемыми в памяти. По началу происходит утрата способности читать,позже затруднения проявляются и в контроле других ситуаций.
  • Нет нарушений артикуляция, отсутствуют паузы в речи.
  • Данный вид афазии встречается у людей с болезнью Альцгеймера на развернутых стадиях.

Семантическая афазия

Заболевание развивается после нарушений в височно-теменно-затылочном участке левого полушария.

Симптомы проявляются в виде:

  • У человека отсутствует понимание речевой формулировки, у него происходит нарушение логико-грамматического понятия.
  • Наблюдается расстройство понимания построения порядка слов в предложениях.
    — Сложность восприятия речи других людей, из-за затруднения осознавать смысл услышанного. Для понимания воспринимаются односложные предложения. Человек с таким расстройством испытывает трудности в понимании и построении логических конструкций.
  • Повторение сложных фраз получается довольно легко, потому что человек не задумывается над их взаимосвязью.
  • Сохраняется артикуляция некоторых слов, больной хорошо помнит название предметов.

Акустико-гностическая афазия


Заболевание проявляется при сосредоточении очага в задней доли верхне-височной извилины.

Основной дефекта, сопровождающего процесс развития заболевания служит нарушение способности различать звуки, анализировать и воспринимать части речи, в результате происходит утрата понимания адресованной к человеку речи.

Моторная афазия

МА или (афазия Брока) отличается тяжелыми нарушениями в области речевых центров в нижних отделах левой лобной доле участка мозга (зоны Брока), пациент не может контролировать собственную устную речь, хотя понимает собеседника.

В соответствии с локализацией очага поражения и характера возникающих нарушений речи при МА условно отличают:

  • Афферентную моторную;
  • Эфферентную моторную;
  • Динамическую афазию;

Афферентная моторная афазия

В основе развития недуга — поражение нижних участков постцентральной извилины ГМ, прилегающей к роландовой борозде.

Характерные симптомы:

  • Больной понимает обращённую к нему речь, полностью осознает её смысл, однако ему не удаётся правильно сформулировать ответ или эмоциональную реакцию.
  • Собственные слова плохо поддаются артикуляции.
  • Иногда одни выражения заменяют созвучными, которые полностью не подходят по смыслу.
  • Наблюдается повторение чужих слов или из собственной речи. Данный симптом — базовый для этого вида расстройства речи.
  • Грамматически правильное построение предложения, нет длинных и немотивированных пауз.

Эфферентная моторная афазия

Заболевание выражается повреждением речедвигательного центра в лобном участке коры ГМ (обычно левом полушарии) или проводящих путей, соединяющих этот участок мозга с другими областями.

Характерные симптомы:

  • Проблема связана с образованием спонтанной речи. Человек понимает всё услышанное, и слова, которые он произносит, однако ему не удаётся сформулировать сущность того, что пытается сказать.
  • Чаще происходит нарушение артикуляции, не получается правильно построить предложения. Пациент часто пропускает некоторые слова для соединения, переставляет их местами, потому речь лишается всякого логического смысла.
  • Речь строится из набора обыкновенных слов, совершенно не связаных между собой.
  • Случается человек останавливается на продолжительную паузу, а затем продолжает разговор совершенно в ином направлении.

Динамическая (моторная) афазия

Особенности возникновения и развития процесса болезни связаны с повреждением задних отделов лобных участков ГМ.

Характерные симптомы:

  • Неспособность выстроить внутреннюю программу высказывания и реализовать её во внешнюю речь, то есть наблюдается расстройство коммуникативной функции речи.
  • Трудности в произношении слов. Больные могут проговаривать лишь несложные предложения, при этом пропуская определённые слова и предлоги.
  • Сохраняется способность понимания обращенной к человеку речи и произносить отдельные звуки.
  • Человек понимает свой дефект и старается меньше разговаривать.

Амнестическая афазия


Такое отклонение характеризуется поражением нижней доли в височном участке доминирующего полушария. Человеку сложно вспоминать название объекта, но он хорошо понимает его предназначение. Если больной получает подсказку, он может назвать слово, хотя в дальнейшем не сможет повторить — снова забывает. В речевых конструкциях нет числительных, зато в избытке глаголов. Сохраняется прежняя способность читать и писать. Часто причинами АА становятся инсульты, злокачественные новообразования, органические поражения головного мозга.

Условно АА разделяют на два типа:

  • Акустико-мнестическую.
  • Оптико-мнестическую,

Акустико-мнестическая афазия

Данный тип нарушения — следствие локального повреждения средне-височного участка ГМ в районе сильвиевой извилины.

Характерные симптомамы:

  • В результате повышенной заторможенности слуховых рецепторов поражается слухоречевая память, случается – зрительное представление о предмете.
  • Возникает в следствии первичного повреждения импрессивной речи. Сохраняется понимание отдельных звуков.
  • Больной не в состоянии синтезировать фонемы в слова.
  • В основном страдает распознавание существительных и понимание их смысла. В собственной речи мало существительных, которые, как правило, подменяются местоимениями.
  • Больной понимает, что ему говоря, но не понимает прочитанный текст.
  • Характерно неправильное употребление определённых букв, звуков или слов устной речи и письменной.
  • Темп речи обычно, не страдает, однако при попытке «вспомнить» необходимое слово могут возникать паузы в разговоре.
  • Отсутствуют нарушения при повторении слов за врачом, а также артикуляции и восприятии предложений (аграмматизм).
  • Иногда этот вид афазии меняет сенсорную при развитии регресса речевых поражений.

Оптико-мнестическая афазия


Патология возникает при нарушениях в смежных отделах височном и затылочном участках отвечающих за речь полушариях мозга.

Основными характерными признаками данной афазии служат:

  • Больной при указывании кем-то на определённые объекты не может их назвать. Своим поведением он демонстрирует, что знает этот предмет и даже может рассказать о его предназначении, но ему трудно вспомнить его название.
  • Как правило, положительный эффект оказывает подсказка из первых фонем этого слова или набор созвучных фраз, помогая восстановить в памяти то, что необходимо.
  • В отличие от зрительнопредметной агнозии, при которой литеральные подсказки неэффективны и больной не может описать предметы, в данной ситуации симптомы поддаются успешной корректировке.
  • Речь остаётся без изменений.
  • Сохраняется артикуляция и правильный порядок построения слов в предложении.
  • Больные с таким нарушением узнают на слух существительные.
  • Темп речи и качество разговора существенно не страдают. Из-за этого такой тип афазии редко диагностируют на начальных стадиях.

Смешанная афазия

В практике неврологии часто встречаются пациенты со смешанными видами патологий. Симптомокомплекс МА может накладываться на признаки СА, затрудняя диагностику патологии.


К смешанным формам относят:

  • Эфферентно-моторную с сенсорной.
  • Афферентно-моторную с сенсорной.
  • Сенсо-моторную афазию.
  • Тотальную.

Сенсо-моторная афазия

Данное отклонение считается тяжелым заболеванием и сочетает в себе механизм сенсорной и моторной формы патологии — пациент не может понимать, что ему говорят и контролировать свою речь. Так, больной с СА разговаривает отрывистыми фразами, которые совершенно не взаимосвязаны между собой, у больного с сенсомоторной формой наблюдается затруднение речи или полное её отсутствие. Часто подобное повреждение встречается после инфаркта с сосредоточением патологического процесса в области средней левосторонней мозговой артерии, а в случае полного нарушения речи его ещё называют тотальным.

Тотальная афазия

Последняя форма недуга — самая тяжёлая, у больного наблюдается полное разрушение речевого аппарата. Такое можно происходить в случае обширного инсульта. Человеку трудно воспринимать чужую речь, не может произносить собственные слова, имеются сложности при чтении и написании текста.

Диагностика афазии

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов — афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи — чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия — динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний - алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.
По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Особенности лечения афазии



Тактика лечения недуга зависит от причины, которой было спровоцировано это расстройство. Терапевтическая помощь направлена на воздействие специфических состояний, которые вызвали дефект речи и складывается из медикаментозной терапии. При этом также обращается внимание на корректирование артикуляции и помощь квалифицированного логопеда. Эти мероприятия имеют прямое влияние на аппарат речи, несут целенаправленное воздействие, позволяют ускорить процесс развития речи и устраняют приобретённые нарушения. Активная реабилитация включает в себя — лечебную физкультуру (ЛФК), комплекс восстановительных упражнений при помощи спецсредств (механотерапия), физиотерапевтические процедуры, массаж.

Медикаментозная терапия

Лечение основной причины, вызвавшей заболевание, проводится под контролем невропатолога или нейрохирурга, ведь они специализируются на лечении инсультов, травм головы и других повреждениях, связанных с ГМ. В случае, если дефекты речи спровоцировали новообразования, тогда ликвидацией симптомов будет заниматься также и онколог.

В медикаментозной терапии назначают медпрепараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции крови и метаболизма в тканях коры мозга. Эффективным также применение ноотропных средств, которые хорошо улучшают когнитивные функции мозга, а также возможность говорить и правильно воспринимать обращённую к человеку речь.

Все фармакологические лекарства, которые назначают при лечении данного недуга, тщательно подбирают на предмет побочных осложнений и взаимодействия с другими препаратами, что принимает больной. Нельзя самостоятельно заниматься лечением с помощью медпрепаратов. Это может причинить серьёзный вред пациенту.

В случае крайней необходимости, для устранения серьёзных симптомов, вызывающих афазию назначается хирургическое вмешательство.

Логопедическая помощь


Как правило эффективной оказывается логопедическая помощь, курсовые занятия которой позволяют корректировать функциональные расстройства речевого аппарата без приёма медикаментов.

Основная цель логопеда — формирование отчетливых установок, чтобы пациент сосредоточенно мог работать над собой и вырабатывал новые схемы для развития нормальной речи. Лечебно-коррекционные мероприятия охватывают все виды речи — устную (диалог и монолог) и письменную. Человек учится слушать обращённую к нему речь, анализирует услышанное, самостоятельно составляет из слов предложения и затем усложняет их.

Конечным результатом логопедического лечения становится выработка грамматически правильно поставленной речи, которая пациент быстро составляет. Однако, работать над этим придётся довольно длительный период. В зависимости от степени расстройства и конкретного случая, эффективность лечения у специалиста-дефектолога достигает за два-три года.

Начинать лечебно-коррекционные терапевтические мероприятия следует сразу, как только миновал острый период болезни или начали появляться симптомы. Своевременное начатое лечение позволяет ускорить устранение приобретённые нарушения и предупредить вторичные изменения, обусловленные расстройствами речи.

Лечение иппотерапией

Методика коррекции речи посредством лечебной езды верхом на лошади. Занимаясь реабилитацией в специализированных центрах под руководством опытных тренеров и квалифицированных врачей, улучшение в состоянии пациента наступает уже к концу первого месяца регулярных тренировок.
Постоянные общения с лошадьми оказывает успокоительное воздействие на ЦНС, что является более положительным фактором в отличие от логопедических занятий, которые порой вызывают у пациента волнения, тормозя таким образом процесс лечения.

Положительные эмоции активизируют процессы в гипоталамусе (центр мозга), который в свой черёд побуждает иммунную систему настроиться на восстановление пострадавших клеток. Замечено, что на занятиях иппотерапии больной полностью забывает о своих недостатках, начинает нормально разговорить, понимает практически все команды тренера, а в другой обстановке его проблема не даёт про себя забыть. По ходу лечения больной начинает постоянно чётко разговарить и правильно воспринимать речь, независимо от окружающей обстановки.

Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные способности пациента, развивает моторику тела, а это положительно влияет на восстановление клеток ГМ. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.

Заболевание полностью отступает и человек возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Во многих случаях афазия является приобретенным следствием органического повреждения речевых центров в коре ГМ, которое через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются.

И именно в этот непродолжительный период, важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с нарушениями речи или расстройством артикуляционного аппарата. Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря этому будет происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление:

  • Упростить речь.
  • Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.

  • Повторять сказанное.
  • Для улучшения понимания нужно повторять некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставлять важные приоритетные значения.

  • Общаться на привычном уровнен.
  • Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Необходимо сохранить обычные взаимоотношения и знакомый уровень общения, это облегчит пострадавшему адаптацию.

  • Запастись терпением.
  • Предоставлять человеку достаточно времени на выражение мнения и построения предложений. Больному трудно быстро говорить, поэтому нужно с пониманием относиться к этому.

  • Язык жестов.
  • Помимо разговоров, имеются и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно нужно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.

  • Проявлять активность.
  • Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что даётся с большим трудном. Ошибочно распространённое мнение, будто-то интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при выговаривании слов способствует развитию аутизации, замкнутости в себе, и человек просто перестаёт совсем говорить, потому что не верит в свои способности.

  • Исправление.
  • Также не надо поправлять пациента и указывать, как говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.

Правила профилактики афазии

В основном профилактические мероприятия по предупреждению развития данной патологии направлены на предотвращение механического травмирования головы (ЧМТ) и нарушений кровообращения с кислородным голоданием и повреждением мозговой ткани (ишемические повреждения), своевременном обнаружении опухолей в ГМ.

Профилактика включает:

При появлении симптомов заболевания необходимо немедленно обратиться к врачу, только специалист знает, как правильно лечить патологию. Именно своевременно оказанная медпомощь напрямую влияет на скорость реабилитационного процесса заболевания.

Афазия поражает детей и взрослых, вследствие чего у человека появляется речевое расстройство. Причиной служит поражение области коры головного мозга, которая отвечает за понимание и воспроизведение слов.

Афазия - это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX - начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Если вы не хотите смотреть все три видео выше, то вот краткая выдержка по данным видам нарушения (аналогичное видео ниже рассказывает о трёх следующих формах):

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия - ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания - сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

  • Новообразования в голове (опухоли).
  • Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Наличие абсцесса в головном мозге.
  • Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
  • Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
  • Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
  • Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

  • Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
  • Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
  • Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
  • Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

  • «Похожи ли по смыслу слова брать - хватать, молодой - пожилой, старый?»;
  • Придумать предложения со словами «умный - глупый», «холодно - жарко»;
  • Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
  • Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

  • Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
  • Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
  • Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
  • Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
  • Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».

При лечении любых речевых нарушений окружающим больного людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, четко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы - короткими.

Особенности детской афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии - родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Вконтакте

Одноклассники

Это системное неврологическое нарушение уже сформировавшейся речи, то есть потеря способности говорить вследствие органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов , воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. Но сохраняется способность воспринимать звуки, а речь звучит как неизвестный сигнал, чужой язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Иногда встречается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов.

Существуют различные классификации афазий, в рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Симптомы афазии

Нарушения речи могут принимать разные формы. Их разнообразие отражает сложную природу речи. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). При аномии одни люди вообще не могут вспомнить нужное слово, а у других оно остается в памяти, но они не способны сказать его.

В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более легких она затруднена: речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются перестановки и замена букв в слове, логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но другим по смыслу), персеверации – это когда человек застревает на отдельных словах.

При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь – это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.

Афазию необходимо отличать от дизартрии – неспособности четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата. А также от алалии – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые
степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Причины афазии

С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или инфекционного поражения, по крайней мере частично, но нарушает функцию речи.

Повреждение левых как височной, так и лобной долей первоначально может привести к почти полной потере речи. В процессе выздоровления после такой полной (глобальной) афазии у человека отмечаются расстройства речи (дисфазия), письма (аграфия или дисграфия) и понимания устной речи.

Факторы, которые повышают вероятность возникновения афазии:

  • Возраст (ближе к пожилому);
  • Семейный анамнез;
  • Наличие в прошлом транзиторной ишемической атаки (ТИА).

Диагностика афазии

Для выявления афазии используется изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь – числа, месяцы, стихи), учитывается желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй, наличие парафазий и персевераций. А также анализ письменной речи (списывание, диктант, пересказ), понимание устной речи, то есть слов, фраз, заведомо нелепых инструкций.

Мероприятия диагностики также включают обычное чтение, чтобы понять возможности чтения и понимания прочитанного у пациента.

Оценивается спонтанная речь пациента, по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики). В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта , геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования
проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Лечение и прогноз при афазии

Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Эффективность лечения достоверно не установлена, но полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, врачи-логопеды могут помочь больному.
Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека.

Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Поэтому степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента.

Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года. В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются.

Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Упрощать речь, строя простые, короткие предложения.
  2. При необходимости повторять ключевые слова предложения.
  3. Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным).
  4. Привлекать больного к участию в беседе.
  5. Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов.
  6. Как можно реже поправлять человека с афазией
  7. Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений.

Профилактика афазии

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его вероятность необходимо:

  • Регулярно делать физические упражнения;
  • Есть много фруктов и овощей;
  • Ограничить потребление соли и жира;
  • Бросить курить;
  • Умеренно потреблять спиртное;
  • Поддерживать здоровый вес;
  • Следить за артериальным давлением;
  • Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;

Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта!

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!