Заявление в школу не по прописке. Первоклассник, закрепленный законодательно: как попасть в нужную школу

Каждый родитель, собирающийся отдавать своего ребенка в первый класс, сталкивается со множеством проблем в виде правильного выбора школы, сбора необходимых документов и многого другого.

Поэтому в данной статье мы расскажем, как ребенку попасть в школу и что для этого нужно.

Как выбрать школу для ребенка

Для начала родителям следует определиться с выбором школы, а лишь потом начинать готовить своего ребенка в соответствии с ее требованиями и начинать собирать нужные документы и справки. Естественно, каждый нормальный родитель желает, чтобы его дети учились в хорошей школе, однако данное понятие воспринимается у разных людей по-разному. Для кого-то важен престиж школы, для другого - то, чему научится ребенок, для третьего - размер оплаты за обучение и т. д.

Но есть и общие критерии, на которые следует обратить внимание родителям перед выбором школы для будущего первоклассника.

  • Прежде всего вам будет необходимо определиться со специализацией школы для ребенка. Это может быть заведение с физико-математическим, спортивным, языковым или художественным уклоном. Большинство родителей предпочитает отдавать своих детей в специализированные школы, где большое внимание уделяется изучению языков. Но учтите, что ваш ребенок, возможно, не имеет склонности к ним, в связи с чем его учеба может превратиться в настоящее мучение.
  • Постарайтесь взвесить способности ребенка и учебную нагрузку, которую предлагает конкретная школа. К тому же ребенку с плохим здоровьем, например, и со слабыми способностями будет трудно в так называемой “сильной школе”.
  • Количество учеников в классе - тоже немаловажный фактор. Многие родители желают, чтобы их чаду был обеспечен индивидуальный подход. В больших классах это практически невозможно, поэтому классы в пять-семь человек в частных школах - вполне приемлемый вариант.
  • Оплата за учебу ребенка - естественно, выбирается согласно финансовым возможностям родителей. С одной стороны, государственные школы бесплатные, но это относительно: ежемесячно с родителей собираются определенные суммы на различные нужды. Конечно, в частной школе обучение стоит недешево, но если подход к ребенку, нагрузка и специализация устраивают, лучше сделать выбор в пользу такой школы.
  • Немаловажно, чтобы школа находилась в удобном месте. К примеру, на пути к рабочему месту одного из родителей или близко к дому. Если подобное заведение выбрать не удалось, выбирайте лучшую школу, даже если она находится дальше, чем вам хотелось бы.
  • Личный фактор - предполагает знакомство родителей с первым учителем, завучем и директором.

Необходимые документы

Когда родители определились с выбором школы, им следует подготовить необходимые документы для зачисления туда ребенка. Как правило, требуются следующие документы:

  • паспорт одного из родителей ребенка;
  • заявление родителей, которое следует заполнить при подаче документов;
  • страховой медицинский полис;
  • свидетельство о рождении ребенка с его ксерокопией;
  • медицинская карта ребенка (форма 026/у);
  • карта прививок (форма № 063/у);
  • справка о регистрации ребенка (в отдельных школах не является обязательной);
  • вкладыш о гражданстве ребенка (в некоторых школах не требуется).

Где взять документы

Медицинскую карту для ребенка родители могут оформить в каждом учреждении, имеющем лицензию на ее выдачу. Для этого ребенок должен пройти некоторые обследования, результаты которых будут заполняться в карте. Обычно обязательными для посещения являются следующие специалисты:

  • невролог;
  • логопед;
  • дерматолог;
  • отоларинголог;
  • офтальмолог;
  • хирург.

Кроме того, ребенок сдает общие анализы крови и мочи, а также соскоб на яйца гельминтов и энтеробиоз. Сдавать анализы следует не в середине августа, как делают многие родители, а подготовить все документы заранее, чтобы не возникло проблем с поступлением.

В случаях определенных проблем со здоровьем врач должен указать их в карте, рекомендуя конкретные условия для процесса учебы, к примеру, более легкий режим для физкультурных занятий и т. д.

Карту прививок открывают при прохождении ребенком первой вакцинации. В нее заносится информация и обо всех последующих прививках. Копию карты родители могут получить в самом учреждении, но она должна быть завизирована уполномоченным лицом.

Для получения справки о регистрации следует обратиться в паспортный стол по месту проживания с паспортом одного из родителей и свидетельством о рождении ребенка.

Со 2 июня начинается прием документов для поступления в первые классы. Если желаемая школа находится в районе проживания, то никаких трудностей у родителей будущих первоклассников не ожидается. Но если по какой-то причине в «свою» школу идти не хочется, то появляется вопрос, как на законных основаниях попасть в школу, к которой не относишься

Источник фото: dailymail.co.uk

В редакцию Ребенок.BY обратилась Елена, мама будущего первоклассника.

Мы бы хотели пойти в школу не по месту регистрации. Так вышло, что в школе, к которой мы относимся, не получилось найти подходящего моему ребенку учителя. А вот в соседней он есть. Выходит, что и школа близко, и учитель отличный.

Я пошла на прием к директору, где мне сказали, что на данный момент в школе есть несколько свободных мест. Но кто и на каких условиях на них может претендовать, не пояснили. Хотя раньше принимали тех детей, родители которых первыми принесли заявление.

А сейчас директор говорит, что от подобной практики школа отказалась, и мониторить наличие мест родителям нужно все лето.

Приходите в течение лета, если места останутся, будем решать, кого на них принимать.

Ближе к лету для некоторых белорусских родителей вопрос, как и кого принимают на свободные места в школах и гимназиях, приобретает особую актуальность.

Родители, мечтающие видеть своих детей гимназистами, и вовсе могут составлять списки и занимать очереди, чтобы попасть в определенную гимназию.

Ребенок. BY узнал о правилах приема в первые классы у Каржовой Е.В., заместителя начальника управления общего среднего образования Министерства образования.

В соответствии с законодательством в 1 класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 6 лет, либо в более позднем возрасте. По заявлению родителей может быть принят ребенок, которому 6 лет исполняется с 1 по 30 сентября.

За каждой школой закреплен свой микрорайон. Ребенок принимается в школу не по месту регистрации, а по месту фактического официального проживания. Есть такие ситуации, когда семья проживает у бабушки, но не зарегистрирована в этой квартире либо снимает квартиру официально. Тогда родители подают документы в школу, к которой относится микрорайон их проживания.

Прием документов осуществляется со 2 июня. Порядок приема детей из других микрорайонов определяет конкретное учреждение образования. На уровне Министерства этот порядок никак не установлен.

Решает, кого принять в первый класс, директор школы.



Источник фото: pixabay.com

На условиях анонимности директор одной из школ Заводского района Минска рассказал, кто в приоритете при приеме в первый класс не по месту проживания. Директор школы может выбрать ученика по наличию каких-либо талантов и способностей.

К примеру, если школа планирует в будущем открыть музыкальную или танцевальную студию, то возьмут ученика, который умеет петь и танцевать.

Если в школе учатся старшие дети из семьи, то вероятность младшему ребенку попасть в эту же школу высока .

Хотя некоторые директора не предъявляют никаких требований к будущему первокласснику и берут тех, кто первый подал заявление.

Но на законодательном уровне это никак не закреплено и решение в этом вопросе всегда остается за руководством школы.

Как вы считаете, нужны ли законодательные акты, регламентирующие прием в первые классы?

Дошкольное детство почти позади, считанные месяцы — и повзрослевшее чадо отправится в первый класс. Разумеется, это повод для радости и гордости, но также причина многих волнений и суеты. Чтоб ничто не помешало вам проводить нарядного первоклассника в желанную школу, нужно тщательно подготовиться и учесть все нюансы.

С чего начать?

Итак, право на начальное образование в нашей стране имеют дети, достигшие возраста шести лет и шести месяцев. Если вы считаете, что дитя созрело уже в шесть или наоборот хотите продлить ребенку детство, вам придется решать этот вопрос с директором выбранного вами учебного заведения.

Первым делом надо выбрать школу. Это очень сложная задача, поскольку сейчас существует несколько образовательных программ, не каждая из которых может подойти ребенку. Обычно, программа, по которой будет учиться тот или иной первый класс, публикуется на сайте школы, также ее можно уточнить у директора. Как правило, у родителей есть возможность выбрать для своего ребёнка учителя из набирающих первые классы. Но сделать это можно не всегда, так как все же окончательное формирование первых классов зависит от администрации конкретной школы.

Прием заявлений в первые классы общеобразовательных учреждений начался уже 1 февраля 2014 года и закончится 30 июня. Но это касается только детей, проживающих на территории района, за которым закреплена школа. То есть, если вы присмотрели для ребенку школу Выборгского района и живете там (пусть даже в пяти трамвайных остановках), вы уже смело можете отправляться в районный МФЦ или подать заявление на сайте гос. услуг. Так как закон об образовании принят совсем недавно, стоит все же сходить непосредственно к директору школы и узнать все нюансы приема в первый класс.


Что нужно?

  • Во-первых, заявление с просьбой о зачислении ребенка в образовательное учреждение.
  • Во-вторых, паспорт родителя (законного представителя).
  • В-третьих, свидетельство о рождении ребенка
  • И, наконец, самое главное, документ , подтверждающий, что ребенок проживает на территории, к которой относится выбранная школа.

Как действовать?

Обращаемся в желаемую школу с заявлением и нужными документами. Можно также пойти в районный МФЦ и подать документы там или оставить заявку в интернете на сайте гос. услуг . В случае, если вы решили действовать через интернет, не забудьте в течение семи дней донести необходимые документы в школу.

Имейте в виду, что в связи с ажиотажем вокруг конкретных школ и большим количеством первоклашек, сайт будет работать с перебоями, а перед школами выстроятся огромные очереди.

В случае, если ребенок попадает в первый класс, вы получаете уведомление о его зачислении и спокойно готовитесь к Первому сентября.

Имейте в виду, за школой остается право отказать вам в месте за партой. При этом вы должны получить официальный отказ . В этом случае родители вынуждены идти в РОНО и разговаривать о предоставлении ребенку места в другой школе района.

Если ваш ребенок достигает на первое сентября возраста 6 лет и 6 месяцев, не имеет противопоказаний для посещения образовательного учреждения и прикреплен к школе по месту жительства, отказать вам могут по большому счету только из-за отсутствия мест. Получив такой отказ, вы имеете право обжаловать решение администрации школы.

Если школа, которая вам нравится, находится в соседнем районе, или вы не зарегистрированы в Санкт-Петербурге, вы можете подать документы, начиная, с 1-го июля текущего года, но не позднее 5-го сентября. Однако вы должны быть готовы, что мест к тому времени может не остаться.


Внимание!

Спецшколы, лицеи и гимназии также набирают первоклассников согласно территориальному принципу. На конкурсной основе принимаются дети старшего возраста.

Если при школе работает детский сад или другое дошкольное учреждение, ребенок, посещавший его, переводится в первый класс данной школы без особых проблем. Если, конечно, родители не имеют ничего против.

Итак, учитывая количество детей, ажиотаж и отмену приписки, попасть в желаемый первый класс - не такое простое дело. Но если вы учтете все нюансы, у вас обязательно все получится. А мы, в свою очередь, будем следить за ситуацией распределения дошколят по первым классам. Как только станет известно, изменится ли схема поступления в школу для первоклашек 2015, Littleone сразу же даст вам знать. Следите за обновлениями.

Ирина Зубкова, РИА Новости.

Родители будущих первоклассников и год, и два, и пять лет назад весной думали об одном: в какую школу отдать ребенка. Во дворах школ с репутацией хороших, престижных собирались очереди, устраивались ночные дежурства с перекличками - ради того, чтобы 1 апреля в 7.30 в числе первых оказаться около кабинета директора и подать заявление. С 2012 года правила приема в первый класс изменились, и принцип «кто первый встал, того и тапки» уже не работает. Стало ли хорошее образование для детей более доступным, а принцип зачисления в школы более справедливым?

Елена работает переводчиком и на полставки преподает испанский язык в лингвистической гимназии. Там же во втором классе учится ее сын. Семилетняя дочка Ксюша с четырех лет читает на русском, с пяти - на английском языке, занимается испанским с мамой. Еще осенью Елена с детьми представляли себе, как через год на трамвае будут ездить по утрам в гимназию вместе, втроем. Но - сейчас неизвестно, суждено ли планам исполниться. В 2012 году вступили в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие территориальный приоритет при зачислении детей в первые классы общеобразовательных школ.

На практике это означает, что районный орган управления образованием закрепляет за школами так называемые микроучастки, и заявления на поступление ребенка в первый класс принимаются прежде всего у их жителей. Потом, если останутся свободные места в списках будущих первоклассников, примут заявления и у тех, кто живет в другом месте.

«Мы бы рады принять Ксюшу к себе, мы знаем, что она девочка способная, - объяснили Елене в школе. - Но - извините, ничего не можем обещать. Нас ведь прокуратура будет проверять. В законе не предусмотрено преимущественного права на зачисление ни для детей, чьи старшие братья и сестры учатся в данной школе, ни для детей штатных, а уж тем более внештатных сотрудников. Подождите 1 июня, тогда мы начнем принимать заявления и от тех, кто живет вне нашего микрорайона. А пока подайте заявление в школу у себя по месту жительства».

«Школа по месту жительства - это физико-математический лицей, а у дочки нет ни малейших склонностей к математике, - комментирует ситуацию Елена. - Да и как я буду водить утром двоих младших школьников в разные места? Мне все равно рано или поздно придется переводить дочь в гимназию, где работаю сама. Новый класс, новые учителя, новая обстановка вызовет стресс у ребенка. Зачем ему подвергают нашу и другие семьи?»

Как попасть в 20%

На основе закона в регионах были разработаны правила приема в первый класс.

«В зачислении по территориальному принципу нет ничего принципиально нового, - объяснила журналистам директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ирина Тарасова. - Он действовал в стране еще в 60-х годах прошлого века. При определении закрепляемых за школами территорий мы брали в расчет расположение образовательного учреждения и жилых домов, количество детей школьного возраста, проживающих в них, а также проектную мощность школ. За лицеями и гимназиями тоже закреплены участки, но в эти учебные заведения после 1 июня смогут подать заявления на свободные места и те, кто живет в других местах; предполагается, что их число составит до 20% от общего числа первоклассников. Провели большую подготовительную работу: опираясь на данные детских поликлиник, выверили списки первоклассников по микроучасткам. Кроме того, представители школ приходили к родителям будущих первоклассников на дом осенью прошлого и в январе этого года. Так что многие родители уже знают, в какую школу пойдет их ребенок».

Анастасия, мама будущего первоклассника, действительно знает, в какую школу осенью пойдет Никита: в тот самый лицей, куда он уже второй год ходит в «Школу для дошколят». Обучение далеко не бесплатное. Немалые для семейного бюджета суммы и в прошлом, и в этом учебном году семья платила вовсе не ради того, чтобы как следует подготовить ребенка к учебе, - с Никитой много занимаются в семье, психолог в детском саду хорошо оценивает уровень его интеллектуального и эмоционально-психического развития, он уже давно верно выполняет задания на сравнение, выделение, исключение лишнего, пишет буквы и их фрагменты, ориентируется в тетради, так что не очень нуждается в «подготовительных курсах». Однако выпускникам подготовительной школы, как многократно подчеркивала замдиректора лицея, было обещано преимущество при зачислении в первый класс - ради этого и возили родители туда ребенка дважды в неделю.

«Да, нам объявили сейчас о том, что теперь территориальный принцип, что мы не с того участка, - говорит Анастасия. - Но мой сын будет учиться именно в этом лицее, чего бы нам это ни стоило. Видимо, придется вкладывать средства в ремонт школы, еще какую-то так называемую помощь оказывать. Я вот только не понимаю, ради чего был принят новый закон, чего добились с его помощью. Справедливости? Так ее нет. Снижения коррупции? Но она теперь может, наоборот, резко вырасти. Те родители, которым было всё равно, в какой школе ребенок учится, лишь бы к дому поближе, могли и раньше отдать сына или дочь в школу в соседнем дворе, в этом не было проблем. А те, кому хотелось бы более высокого уровня образования для ребенка, чем тот, что дают по соседству, пойдут если не на все, то на многое».

Дорогой ценой

Ради зачисления ребенка в выбранную школу родители и в самом деле готовы даже на серьезные перемены в собственной жизни.

«Нашу систему образования я знаю, что называется, изнутри, - рассказывает директор Томского регионального центра обработки информации Борис Илюхин. - Моя дочь в сентябре пойдет в первый класс, но в ту школу, на участке которой мы живем, я ребенка не очень хочу отдавать. Не вижу иного решения проблемы, кроме как продать квартиру и купить другую, в соседнем микрорайоне».

«Как показывают данные опроса Мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ, 50% семей отмечают, что при поступлении детей в первый класс были те или иные виды состязаний, конкурсов или процедур тестирования. По выборочным исследованиям нам известно о достаточном распространении платных взносов в бюджет школы, оплаты дополнительных услуг по подготовке к школе и даже прямых взяток как условия поступления в „престижную“ школу, - говорит директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ-ВШЭ Сергей Косарецкий. - Закрепленный недавно законодательно принцип преимущественного права зачисления в школу по месту жительства задумывался как мера для повышения доступности качественного образования. Но, работая на расширение возможностей для детей преимущественно из семей с низким социальным капиталом, он сужает возможности выбора образовательного учреждения детям из семей, предъявляющих высокие запросы к качеству образования своих детей».

В Хельсинки или в Чикаго?

Сыновья Владимира учатся в первом и в четвертом классе школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла. И год, и четыре года назад в ночь с 31 марта на 1 апреля - день начала приема заявлений - Владимир, как и многие другие родители, прихватив термос с кофе и бутерброды, с вечера дежурил у школьного крыльца. Участвовал в перекличках организованной еще за неделю до этого очереди, отмечался, чередуясь с женой и тестем, и следил, чтобы в списках не появились посторонние фамилии из альтернативной очереди, образовавшейся на сутки позже, чем «правильная».

«Это было похоже на покупку мебельной стенки или пылесоса лет тридцать назад: номерки шариковой ручкой на руках, переклички, - вспоминает Владимир. - Но это был хоть какой-то способ отдать ребенка туда, куда родители считают нужным. А сейчас нет и этой возможности. Право поступить в престижные школы получили те, кто живет рядом с ними, независимо от того, нужен ли им этот высокий уровень и это углубленное изучение физики и биологии».

«Прикрепление детей к профилированным школам - это полный нонсенс, - считает директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович. - И самое неприятное, что может произойти с такими школами, - это если к ним кого-то припишут, включая тех, кому вовсе не нужен этот профиль. Более того: мне кажется, это беда не только для школы, а и для тех, кого к этой школе припишут таким образом».

Эксперты отмечают, что в обществе разные образовательные потребности, отсюда и дифференциация школ. Есть родители, которым школа нужна поближе к дому, чтобы просто ребенок был под присмотром, а есть те, кто готов смириться и с долгими поездками ребенка на учебу, и с повышенной нагрузкой, лишь бы результаты были высокие. Они полагают, что для этих групп должны быть разные школы и разные подходы к приему в них. Попытки все унифицировать - только по месту жительства и только в порядке общей очереди, запрет прокуратуры на любые формы отбора - не повышают, а понижают доступность: люди не могут получить того, в чем испытывают потребность. В итоге можно получить не финский вариант, когда все школы одинаково хороши, а вариант чикагский, когда ребенок вынужден врать, будто живет с бабушкой, а не с родителями, чтобы иметь право ходить в школу в том муниципалитете, на той улице, где живет бабушка. Если же выяснится, что он живет все-таки с родителями, то попечительский совет его отчислит из школы, говорят специалисты.

Где же выход?

«Давайте внимательно прочитаем формулировку в законе, - предлагает заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной думы РФ Алексей Майоров. - Там сказано, что соответствующие органы самоуправления должны закрепить территориальные участки за школами, - но где написано, что эти микроучастки должны быть закреплены за всеми школами? Муниципалитет вполне может оставить какую-то школу, лицей, гимназию общегородской, без закрепленного за ней микрорайона, препятствий для этого в законе нет. Смотрим дальше: обеспечить прием детей, которые «проживают на территории». А что значит «проживают»? Разве в законе сказано «прописаны» или «зарегистрированы»? У нас много семей, которые зарегистрированы в одном районе или городе, а живут в другом. А как быть с детьми мигрантов? Что же теперь, их в школе не учить? В Америке говорят, что лучше за счет государства учить детей даже нелегальных мигрантов, чем потом их судить и содержать за счет государства».

Российская система образования, отмечает Майоров, в течение длительного времени поддерживала диверсификацию, то есть многообразие школ, начиная с первого закона об образовании и заканчивая президентской инициативой «Наша новая школа». Однако если правоприменение, в частности, региональные и муниципальные подзаконные акты, вернет жесткое закрепление, то конфликтов не избежать, считает эксперт. «Если я как родитель хочу, чтобы моего сына выучили математике и физике, и я сторонник жесткого подхода в воспитании, а вы как родитель требуете от школы комфортных условий и художественного развития, а наши дети оказываются в одном классе, то кому-то не понравится. Так что вариативность должна остаться, и - подчеркну - это в меньшей степени проблема закона, а в большей - проблема подзаконных актов», - говорит он.

Главная же проблема, по мнению Майорова, заключена еще в одной формулировке: «имеют право на получение общего образования». «Ни в одном законе или подзаконном акте не прописано, кто именно имеет право на получение образования на той или иной территории: граждане России, обладатели постоянной или временной регистрации, все, кто ощущает в этом потребность, все, кто в состоянии освоить стандартную программу или вообще все желающие? - объясняет заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию. - Остается надеяться, что кардинальный вопрос о реализации конституционного права на образование в ближайшее время будет решен - причем так, чтобы каждый ребенок мог учиться в соответствии со своими потребностями».