Гурджиев и гитлер. Гурджиев и сталин

Водитель на крутом повороте не справился с управлением и со всего маха врезался в дерево. Учитель мистических танцев – а именно он был за рулем – был обнаружен без сознания.

Что стало причиной катастрофы? Недавно прошедший дождь, замешательство водителя и специально подстроенная авария?.. Многие склонялись к последней версии – у Георгия Гурджиева оказалось достаточно врагов, желавших свести с ним счеты.

Гурджиева сравнивали с Блаватской и тибетскими мудрецами. Говорили, что это он помог Гитлеру выбрать свастику в качестве партийной эмблемы национал-социалистов. Полагали, что Сталин заимствовал у него метод переделки человека.

А еще Гурджиев отличался редкой «всеядностью». Они искал (и находил) единомышленников в любых слоях общества. Бедный или богатый, еврей или антисемит, коммунист или нацист – ему было все равно.

В общем, Георгий Иванович Гурджиев был личностью неординарной. О себе он рассказывал, что родился он в 1872 году в г. Карст на границе с Турцией. Отец его был выходцем из греческой семьи и спасался там от турков. Потом семья переехали в Александрополь; здесь прошло детство и отрочество мальчика.

Одному из своих последователей, Петру Успенскому, Гурджиев поведал, что как-то ему довелось наблюдать за группой сатанистов и огнепоклонников. И он видел своими глазами, как мальчик-огнепоклонник не мог выйти из круга, очерченного вокруг него на земле другим мальчиком – сатанистом.

Другой раз он слышал, как кто-то бил в набат, крича, что некий дух вышел из могилы. И людям понадобились немалые усилия, чтобы обуздать ожившего покойника и снова зарыть его в землю.

В своей книге «В поисках сверхъестественного» Успенский утверждает, что, наблюдая вокруг себя такие проявления сверхъестественного, Гурджиев постепенно пришел к полной уверенности в «существовании особого знания, особых сил и возможностей, находящихся за пределами возможностей человека, а также существовании людей, обладающих даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями». И сам захотел обладать таким знанием.

Будучи еще подростком, он начал путешествовать с твердым намерением найти учителей, которые бы могли обучить его таким сверхумениям. Успенский и другие ученики Гурджиева были уверены, что Георгий Иванович в конце концов добился своего, но как и где – оставалось для всех тайной.

Даже в разговоре с Успенским он говорил загадками, упоминая в своих рассказах «тибетские монастыри, Читрал, Монт-Атос – священную гору Афон, школы Суфи в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане; он также упоминал дервишей различных орденов, но обо всем этом он говорил очень неопределенно».

Джон Бенне в своей книге «Гурджиев: Великая Загадка» упоминает о том, что Гурджиев, будучи уроженцем Кавказа, пребывал в уверенности, что это место до сих пор является хранилищем древней потаенной мудрости, уходящей своими корнями на 4000 лет назад.

Так или иначе, он пустился в поиски эзотерического знания, продолжавшиеся более 20 лет, в результате которых он якобы обнаружил «практические, действенные методы, с помощью которых человек смог бы контролировать высокую материю», что необходимо для его духовных и физических изменений.

В 1912 году Гурджиев вернулся в Россию и поселился в Москве. Он решил организовать школу восточных танцев, намекая, что обучился этому искусству у дервишей.

В основу своего учения он взял также кое-что из буддизма и христианства. Но на 90 процентов его учение основывалось на его личной философии. «Впечатление от общения с Гуржиевым было очень сильным, – вспоминали очевидцы. – Это был гипноз невероятной силы и власти…»

Странными были и танцы, которые он ставил со своими учениками. Он наряжал их в белые костюмы, заставлял делать движения с жестами, отдаленно напоминающими индийские танцы.

Несмотря на знакомство с князем Бебутовым и поддержку двоюродного брата, дела Гурджиева в Москве и в Петербурге шли ни шатко ни валко. А когда начались революционные беспорядки, ученики и вообще стали разбегаться.

Тогда Гурджиев решил податься в Закавказье.
В 20-е годы ХХ века Гурджиев вместе с частью учеников перебрался в Константинополь, а затем и во Францию, где организовал Институт гармонического развития под Парижем. Говорят, денег на это ему дал один богатый англичанин. У него среди учеников и в самом деле были и англичане, как, впрочем, и представители многих других национальностей. И на всех он смотрел как на своих рабов, если не сказать хуже.

Во всяком случае, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в парижском кафе и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого своего ученика, Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев сначала тихо слушал, а затем, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?
Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам тренировал неопытных в танцах учеников, а затем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Кроме того, он старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Г.И. Гурждиева во Франции. И тут выяснилось, что некоторые моменты в учении Гурджиева весьма устраивают Гитлера и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – считал, что причиной апокалипсиса может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить могут только самые достойные…»

И Гурджиев находил, что человек всецело находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и имеет огромное влияние на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Более того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов Третьего рейха – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во всяком случае, известен такой эпизод. Гурджиев как-то подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист лишь расхохотался: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся с ним обниматься.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Однако после краха Третьего рейха у него начались осложнения. Многие стали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев мог предсказывать будущее. Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые из предсказаний, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Троцкого. Последнее, видимо, обеспокоило И.В. Сталина, который и был главным организатором покушения на Льва Давидовича. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начат наш рассказ. Автомобиль Гурджиева на большой скорости вдруг потерял управление и врезался в дерево. Впрочем, у аварии могли быть и вполне обыденные причины: все знали, что Гурджиев был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Георгий Иванович после аварии отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. И 29 октября 1949 года он скончался в американском госпитале под Парижем.

Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела несколько дней, и К.С. Нотт отметил в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».

А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Его учением интересовались Сталин и Гитлер. Его называли магом и пророком. Сам же Георгий Иванович Гурджиев скромно называл себя учителем восточных танцев. Ну а кто же он был на самом деле?

Георгий Гурджиев


…Летом 1948 года в Фонтебло, близ Парижа, произошла авария. Водитель на крутом повороте не справился с управлением и со всего маха врезался в дерево. Учитель мистических танцев – а именно он был за рулем – был обнаружен без сознания.

Что стало причиной катастрофы? Недавно прошедший дождь, замешательство водителя и специально подстроенная авария?.. Многие склонялись к последней версии – у Георгия Гурджиева оказалось достаточно врагов, желавших свести с ним счеты.

Гурджиева сравнивали с Блаватской и тибетскими мудрецами. Говорили, что это он помог Гитлеру выбрать свастику в качестве партийной эмблемы национал-социалистов. Полагали, что Сталин заимствовал у него метод переделки человека.

А еще Гурджиев отличался редкой «всеядностью». Они искал (и находил) единомышленников в любых слоях общества. Бедный или богатый, еврей или антисемит, коммунист или нацист – ему было все равно.

В общем, Георгий Иванович Гурджиев был личностью неординарной. О себе он рассказывал, что родился он в 1872 году в г. Карст на границе с Турцией. Отец его был выходцем из греческой семьи и спасался там от турков. Потом семья переехали в Александрополь; здесь прошло детство и отрочество мальчика.

Одному из своих последователей, Петру Успенскому, Гурджиев поведал, что как-то ему довелось наблюдать за группой сатанистов и огнепоклонников. И он видел своими глазами, как мальчик-огнепоклонник не мог выйти из круга, очерченного вокруг него на земле другим мальчиком – сатанистом.

Другой раз он слышал, как кто-то бил в набат, крича, что некий дух вышел из могилы. И людям понадобились немалые усилия, чтобы обуздать ожившего покойника и снова зарыть его в землю.

В своей книге «В поисках сверхъестественного» Успенский утверждает, что, наблюдая вокруг себя такие проявления сверхъестественного, Гурджиев постепенно пришел к полной уверенности в «существовании особого знания, особых сил и возможностей, находящихся за пределами возможностей человека, а также существовании людей, обладающих даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями». И сам захотел обладать таким знанием.

Будучи еще подростком, он начал путешествовать с твердым намерением найти учителей, которые бы могли обучить его таким сверхумениям. Успенский и другие ученики Гурджиева были уверены, что Георгий Иванович в конце концов добился своего, но как и где – оставалось для всех тайной.

Даже в разговоре с Успенским он говорил загадками, упоминая в своих рассказах «тибетские монастыри, Читрал, Монт-Атос – священную гору Афон, школы Суфи в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане; он также упоминал дервишей различных орденов, но обо всем этом он говорил очень неопределенно».

Джон Бенне в своей книге «Гурджиев: Великая Загадка» упоминает о том, что Гурджиев, будучи уроженцем Кавказа, пребывал в уверенности, что это место до сих пор является хранилищем древней потаенной мудрости, уходящей своими корнями на 4000 лет назад.


Так или иначе, он пустился в поиски эзотерического знания, продолжавшиеся более 20 лет, в результате которых он якобы обнаружил «практические, действенные методы, с помощью которых человек смог бы контролировать высокую материю», что необходимо для его духовных и физических изменений.

В 1912 году Гурджиев вернулся в Россию и поселился в Москве. Он решил организовать школу восточных танцев, намекая, что обучился этому искусству у дервишей.

В основу своего учения он взял также кое-что из буддизма и христианства. Но на 90 процентов его учение основывалось на его личной философии. «Впечатление от общения с Гуржиевым было очень сильным, – вспоминали очевидцы. – Это был гипноз невероятной силы и власти…»

Странными были и танцы, которые он ставил со своими учениками. Он наряжал их в белые костюмы, заставлял делать движения с жестами, отдаленно напоминающими индийские танцы.


Несмотря на знакомство с князем Бебутовым и поддержку двоюродного брата, дела Гурджиева в Москве и в Петербурге шли ни шатко ни валко. А когда начались революционные беспорядки, ученики и вообще стали разбегаться.

Тогда Гурджиев решил податься в Закавказье.

В 20-е годы ХХ века Гурджиев вместе с частью учеников перебрался в Константинополь, а затем и во Францию, где организовал Институт гармонического развития под Парижем. Говорят, денег на это ему дал один богатый англичанин. У него среди учеников и в самом деле были и англичане, как, впрочем, и представители многих других национальностей. И на всех он смотрел как на своих рабов, если не сказать хуже.

Во всяком случае, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в парижском кафе и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого своего ученика, Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев сначала тихо слушал, а затем, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?

Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам тренировал неопытных в танцах учеников, а затем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Кроме того, он старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Г.И. Гурждиева во Франции. И тут выяснилось, что некоторые моменты в учении Гурджиева весьма устраивают Гитлера и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – считал, что причиной апокалипсиса может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить могут только самые достойные…»

И Гурджиев находил, что человек всецело находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и имеет огромное влияние на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Более того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов Третьего рейха – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во всяком случае, известен такой эпизод. Гурджиев как-то подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист лишь расхохотался: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся с ним обниматься.


В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Однако после краха Третьего рейха у него начались осложнения. Многие стали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев мог предсказывать будущее. Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые из предсказаний, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Троцкого. Последнее, видимо, обеспокоило И.В. Сталина, который и был главным организатором покушения на Льва Давидовича. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начат наш рассказ. Автомобиль Гурджиева на большой скорости вдруг потерял управление и врезался в дерево. Впрочем, у аварии могли быть и вполне обыденные причины: все знали, что Гурджиев был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Георгий Иванович после аварии отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. И 29 октября 1949 года он скончался в американском госпитале под Парижем.

Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела несколько дней, и К.С. Нотт отметил в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».

А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.


| |

Гурджиев был одним из главных мистических учителей XX века. Многие эзотерики наших дней уверяют, что он влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов. Однако методы, которыми Гурджиев при этом пользовался (например, его знаменитые сакральные танцы), так и остались до конца не изучены и не поняты даже его последователями.

Явление

Весной 1915 года в Москве, в небольшом неуютном кафе пили кофе и разговаривали двое. При взгляде на одного из них возникало скребущее ощущение. Чувство чего-то подозрительного и в то же время привлекательного. Его восточная смуглость, черные усы и пронзительные глаза совсем не вязались с центром Москвы начала XX века.

Вот что позже скажет собеседник странного господина - журналист и писатель Петр Успенский: «Он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он - не тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы это не замечали».

Вскоре Успенский станет самым преданным и понимающим учеником Георгия Гурджиева (именно им был восточный человек). А пока они пьют кофе и разговаривают о путешествиях и наркотиках и их роли в постижении природы мистических явлений. Обоим есть что сказать, оба имеют большой практический опыт, но Гурджиев гораздо более искушен. Успенский внимательно слушает.

Битва магов

О Гурджиеве Успенский узнал примерно за год до этой встречи. В газете сообщили о балете «Битва магов», который ставит некий индус. Наведя справки, Успенский узнал, что этот «индус» - Гурджиев, кавказский мистик, недавно приехавший в Россию.

Впоследствии Гурджиев признается, что сам заказал статью о балете. Специально, чтобы привлечь внимание Успенского. Такая тактика была для Гурджиева типична: он любыми путями привлекал тех, кого считал полезным и нужным для достижения своих целей, и быстро завоевывал их доверие. В журналисте Успенском он сразу разглядел идеального проводника. К тому времени тот был автором нескольких книг, недавно вернулся из странствий по Египту, Цейлону и Индии, предпринятых ради поисков высшей истины, и имел большой авторитет в кругах московской и петербургской эзотерически настроенной интеллектуальной элиты. Гурджиеву такой человек был необходим - чтобы через него привлечь других нужных для работы людей.

В первый же день знакомства Успенский был очарован. А еще через пару недель настолько подпал под влияние Гурджиева, что воспринимал его телепатические команды. По словам Гурджиева, это было частью начавшегося учения. Вскоре Успенский уже был убежден, что учитель «все знает и может сделать все».
Тогда же Гурджиев рассказал Успенскому кое-что о проекте балета «Битва магов»:

«Вообразите, что, изучая движение небесных тел, скажем, планет Солнечной системы, вы построили особый механизм, чтобы передать зрительное изображение законов этих движений и напомнить нам о них. В таком механизме каждая планета, изображаемая сферой соответствующих размеров, помещается на определенном расстоянии от центральной сферы, изображающей Солнце. Механизм приводится в движение, все сферы начинают вращаться и двигаться по заданным путям, воспроизводя в зрительной форме законы, управляющие движением планет. Этот механизм напоминает нам обо всем, что вы знаете о Солнечной системе. Нечто подобное содержится и в ритме некоторых танцев. В строго определенных движениях и сочетаниях танцующих в видимой форме воспроизведены определенные законы, понятные тем, кто их знает. Такие пляски называются "священными плясками". Во время моих странствий по Востоку я много раз был свидетелем того, как эти пляски исполнялись во время священнослужений в древних храмах».

В частности это можно истолковать так: посредством точного отражения небесных танцев на уровне микрокосма можно будет использовать эти небесные танцы в своих целях, вносить изменения в их макрокосмический сценарий, а значит и влиять на события, происходящие на земле.

Кто?

О том, кто такой Георгий Гурджиев и откуда он взялся, ходило множество разнообразных слухов. А он сам не только не опровергал их, но напротив, пользовался любым удобным случаем, чтобы подпустить еще больше тумана. При этом, в отличие от авантюристов всех времен и народов, он никогда не делал ставки на эти мистификации. Скорее, подобно Дону Хуану, просто практиковал стирание личной истории.

Рассказывали, что он родился в 70-х годах XIX века в Александрополе (ныне город Гюмри, Армения). Мать - армянка, отец - грек.

О своих детстве и юности Гурджиев рассказывает в книге «Встречи с замечательными людьми» . Но исследователи-гурджиеведы полагают, что к этому тексту нельзя относиться как к исторически достоверному источнику. Впрочем, остальные источники еще более недостоверны.

Подростком Гурджиев проявил интерес к сверхъестественным явлениям, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью он много читает, общается с христианскими священниками, а потом отправляется путешествовать.

С 1890 по 1910 годы объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминает: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно».

По разным сведениям, Гурджиев работал экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам, рабочим на железной дороге в Турции, продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами, торговал коврами. Всё, что зарабатывал, тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. - Напишет он позже. - Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека».

Во время этих странствий Гурджиев, гласит легенда, освоил множество приемов гипноза, телепатии и прочих сверхъестественных фокусов, а также получил значительные познания в области йогических и суфийских техник. После серьезной болезни, вызванной пулевым ранением (он часто попадал в зоны военных действий), Георгий Иванович принял решение «прекратить всякое применение исключительной силы».

Тогда-то он и прибыл в Россию. Чтобы «любой ценой разрушить в людях склонность к внушаемости, которая заставляет их легко подпадать под влияние массового гипноза».

Экзорцист

«Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел за ним последовать», - рассказывал один из его первых учеников.

Русское общество с начала Первой мировой войны было одержимо поисками объяснений тем нелепостям, что творились вокруг. Людям нужны были какие-то основания, почва, уверенность. Многие пытались найти их в поэтических безумствах и мистических движениях. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» (или, как он стал звать его позже, «Пути хитреца») явился вовремя.

По Гурджиеву, путь первый - это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами: сидит в одной позе, не ест, носит вериги. В общем, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь - путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь - путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем - использует достоинства остальных трех. Сравнивая, обобщая и работая сразу во всех направлениях.

«Единственный путь для развития - создать борьбу внутри себя, - учил Гурджиев. - Схватка, борьба - вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит - человек остаётся машиной». Хитрый человек пользуется любой возможностью оставаться духовно бодрствующим и не подвергаться усыпляющему воздействию механических стереотипов.

Основной метод Гурджиева в деле пробуждения учеников был таков: нужно спровоцировать у собеседника чувство внутреннего дискомфорта. Добиться отчетливо неприятного впечатления, столкнуть реальность и ожидания. «Наступать на самые чувствительные мозоли каждого, с кем я встречусь», - так он сформулировал свое кредо.

Поскольку Гурджиев обладал при этом сильнейшей харизмой, ученики далеко не всегда бежали от этих дискомфортных ощущений. Напротив, они впадали от учителя в психологическую зависимость и иногда - в состояние просветленного экстаза.
«Вы приехали сюда, - говорил Гурджиев, принимая учеников, - бороться с собой и только с собой». И устраивал им ситуации борьбы. Сталкивал членов группы друг с другом и провоцировал в учениках внутренние конфликты. Например, человек, боявшийся крови, получал от Гурджиева задание резать животных для еды. Многие ученики от этого были просто в истерике… И тут-то Гурджиев их и «переводил на новый уровень».

В принципе, то, что делал Гурджиев с учениками, это универсальный метод лечения болезней (социальных, психических и любых других). А именно - создание управляемого кризиса. Этим средством пользуется, например, экзорцист: изгоняя беса, для начала вызывает его, провоцирует его проявление в пациенте. После того, как «бес» вызван, пациента начинает ломать. И вот в этот момент с ним (с «бесом», с болезнью) уже можно работать, изгонять его. Так было в Средние века, и, по сути, тем же методом пользуются современные психоаналитики: искусственно провоцируют психическое обострение, в ходе которого анализируют проблемы пациента, и в условиях этого управляемого кризиса пытаются перестроить больную психику.

Точно так же можно вызывать и . И Гурджиев, набрав достаточно последователей, уже вскоре начнет этим заниматься (хотя и на значительно более тонком уровне, чем это описано по ссылке).

А пока он готовится: окружает себя состоятельными и интеллигентными учениками, от которых требует постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения. В частности, строжайший распорядок дня, задающий всему происходящему четкий ритм, а главное - специальные и очень сложные движения. Те самые, которые вскоре лягут в основу балета «Битва магов».

Ученикам Гурджиев объясняет, что эти практики преследуют одну цель: включение самонаблюдения и самосознания ради того, чтобы пробудиться от сна механической жизни и понять свою истинную сущность.

Лесные философы

Во время Гражданской войны Гурджиев искусно балансировал между Белыми и Красными. Например, получил от большевиков разрешение на археологическую экспедицию и необходимое финансирование. А по пути, когда экспедиция сталкивалась с Белыми, Гурджиев просто переворачивал «плакаты, на двух сторонах которых были размещены прямо противоположные лозунги, приветствующие обе враждующие стороны». Однако ему быстро надоели эти детские игры. У него были более серьезные задачи, и для их решения требовалась сосредоточенная работа в каком-нибудь тихом спокойном месте.

Гурджиев перебирается за границу и с помощью Успенского и других учеников постепенно собирает деньги. Летом 1922 года на эти деньги он приобретает поместье Приоре под Парижем и открывает там Институт Гармонического Развития Человека.

Поместье 250 акров, замок XVII века и старый авиационный ангар, переоборудованный в студию танцев. На стене ангара - надпись: «Энергия, производимая сознательной работой, немедленно преобразуется для нового употребления. Энергия, производимая механически, теряется навсегда».

В Приоре съехались несколько десятков лучших учеников Гурджиева. Сюда же тянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, и русские эмигранты.

Своим провокационным методам Гурджиев не изменил. Напротив, усугубил их: «Делай невозможное, затем сделай это дважды или занимайся сразу двумя несовместимыми занятиями». Экзальтированные дамы чистили морковку в темноте и мыли посуду в холодной воде, одновременно производя в голове сложные математические вычисления, а прославленные хирурги и психологи копали глубокие ямы, чтобы потом закапывать их и выкапывать вновь.

Но главной практикой стали физические упражнения под музыку . Определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме.

Смысл этих упражнений Гурджиев объяснял просто: выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, изучат себя, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.

Но сам Гурджиев явно преследовал другие цели. «Несомненно, у меня есть своя цель, - однажды сказал он Успенскому, - однако позвольте мне не говорить о ней. В данный момент моя цель не имеет для вас никакого значения, поскольку вам важно определить свою собственную цель. Учение само по себе не преследует никакой цели. Оно лишь может показать человеку наилучший путь для достижения любых целей, которые он захочет поставить для себя».

Надо ли понимать эти слова как признание того, что, помогая ученикам самосовершенствоваться, учитель использовал их для осуществления своих собственных, неизвестных ученикам планов? Но если так, то что это были за планы?

Эффективность символов

В декабре 1923 года на Елисейских Полях состоялось неслыханное представление. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета. Особенно шокировал публику эпизод, во время которого группа учеников разворачивалась лицом к сцене, резко бросалась к рампе и, перемахнув через оркестровую яму, хаотично валилась в первые ряды партера. Казалось, все они должны были покалечиться. Однако воцарялась полная тишина и неподвижность, а когда ученики по команде Гурджиева поднимались, на них не было ни царапины.

Подобные представление давали и в самом Приоре. Каждую субботу сюда съезжались сливки парижского общества, а европейские газеты пестрели сенсационными статьями о «лесных философах», новом культе и черном маге, который поработил уважаемых людей и довел их до состояния «натренированных зомби или цирковых животных». Автоматизм и точность - вот два слова, составлявших основу зрительских впечатлений. Очевидно, этого и добивался Гурджиев: для осуществления задуманных им планов танцоры «Битвы магов» должны были выполнять свои движения с математической точностью…

Гурджиев до мелочей понимал природу движений, которые использовал в своем балете. Это были движения из глубокой древности, из времен, когда появились «первые начала вселенной», первые мифы, архетипы. Некоторые из этих древних, архетипических движений («эффективных символов») Гурджиев обнаружил в Тибете, кое-что - взял у дервишей ордена Мевлеви , а до остального дошел сам.

Последняя битва на земле

В 2007 году по российскому телевидению показали фильм о Гурджиеве под броским названием «Гитлер, Сталин и Гурджиев» . В нем предпринята попытка доказать, что между Гурджиевом и двумя диктаторами существовала связь. Создатели фильма намекают, что и Сталин, и Гитлер в разное время были учениками Гурджиева и что в их деяниях можно усмотреть следы гурджиевской воли.

Это, конечно, ерунда. Даже если Гурджиев и был знаком со Сталиным и Гитлером, никаких свидетельств того, что они у него обучались, нет. Говоря о связи между Гурджиевом и событиями Второй мировой войны, нужно, скорее, иметь в виду гурджиевские танцы.

Ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и осознанно шевелил определенные макрокосмические пласты, или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы. И это метафизическое шевеление не замедлило выразиться в материальном мире. С помощью балета «Битва магов» Гурджиев провел провокацию, столкнул на тонком уровне некие силы. По всей видимости, исключительно во врачебных целях. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнил роль метафизического , экзорциста, изгоняющего бесов. Раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться (а человечество было, по Гурджиеву, абсолютно больным, напрочь загипнотизированным и неосознающим себя).

Столкновение, изображенное Гурджиевым в балете «Битва магов» в 1924 году (или же - спровоцированное этим балетом), вскоре нашло свое отражение в материальном мире. В этом смысле, возможно, намеки создателей фильма «Гитлер, Сталин и Гурджиев» на решающую роль Гурджиева в событиях Второй мировой войны, оправданны. Хотя и остаются фантазиями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Разжалованный маг

В 1924 году главный ученик Гурджиева, знакомый нам Успенский порвал все связи с учителем. У них и до того не все было гладко, но теперь Успенский был решителен, как никогда. На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев - человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть... Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно... Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».

Вскоре после этого Гурджиев попал в автомобильную катастрофу. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево. Это официальная версия. Но вокруг нее до сих пор витает множество легенд. Никто не верил, что с «Великим магом Гурджиевом» мог произойти несчастный случай.

После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись с того света и постепенно оправившись от катастрофы, он из практикующего мага превращается в писателя. Подобно тому, как много лет назад, придя в себя после пулевого ранения, он отказывается от непосредственного «применения исключительной силы», теперь он совсем отходит от дел. Точнее, переходит на другую ступень в и начинает писать книги.

Решив «посвятить все функции своего внутреннего мира одной цели - как бы то ни было, суметь изложить саму суть всего того материала, на который пролил свет для блага человечества, в какой-либо описательной форме», он пытается дать последовательное и систематическое изложение своего учения, но получается довольно бледно. Может быть, все дело в том, что учение было лишь средством, инструментом?

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация «путей» даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь - объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии - не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ - это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид - это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце» заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года - паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил"солдатскую выправку».

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал: «Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.»

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?»

У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний. Точка первая. Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Могу лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет. Точка вторая. В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, на мой взгляд, вероятна. Третья точка еще менее реальна. Она похожа на историю про тайный приезд Beatles в Москву. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев считал, что человек является"механической куклой", лишенной души:"У обычного человека нет души… Ребенок никогда не рождается с душой. Душу можно приобрести в течение жизни: но и тогда она является роскошью, доступной лишь немногим. В большинстве своем люди всю свою жизнь живут без души, без хозяина; для обыденной жизни душа совершенно не нужна". Подобные идеи можно найти в буддизме, но их нет в христианстве. Священное Писание говорит о даровании Богом души человеку:"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7). О трехсоставности человека, имеющего дух, душу и тело, пишет ап. Павел:"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23). О существовании души человека свидетельствуют и следующие слова Христа:"…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16:26), причем эти слова относятся ко всем людям, а не к привилегированной группе "избранных тайноведцев":"… Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего" (Ин.18:20). Как видим, христианское учение о душе не имеет к учению Гурджиева никакого отношения, зато, как мы уже заметили, много общего имеет с буддизмом, но он, как известно, принципиально отрицает существование Бога, что тоже никак не согласуется с христианством.

Как и все оккультисты Гурджиев восхваляет магию:"С давних времен люди знали как использовать … законы природы. Такое использование механических законов, осуществляемое человеком, называется магией; оно включает в себя не только преобразование веществ в желаемом направлении, но и противодействие или сопротивление определенным механическим влияниям.

Люди, которые знают эти универсальные законы и умеют ими пользоваться, называются магами. Существуют белая магия и черная магия. Белая магия использует свои знания для блага, черная – для зла, для собственных эгоистических целей". Гурджиев в своем отношении к магии вторит Е.П. Блаватской: "Белая Магия. Так называемая"Благотворная Магия", есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти и направленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои паранормальные силы для удовлетворения своего я превращает эти способности в колдовство и черную магию". Итак, истинный оккультист, по мнению Блаватской, это белый маг, но далее Блаватская добавляет:"Но для истинного исследователя Оккультного Учения Белая или Божественная Магия может существовать в Природе без своего противоположения Черной Магии не более, чем день без ночи…". Кстати, чернокнижник Папюс тесно сотрудничал с теософами, и их, судя по всему, ничуть не смущало то обстоятельство, что он занимается черной магией:"Жерар Анкосс /Папюс/…В 1887 году в контакте с французскими теософами – приверженцами учения Е.П.Блаватской, …подготовил и опубликовал трактат "Современный оккультизм" – своеобразный манифест нового поколения мистиков конца XIX века". Как видим, мнение о магии у теософов и Гурджиева фактически совпадают, но полностью противоречат христианскому отношению к магии. Согласно Священному Писанию, магия есть мерзость пред Богом (Втор.18:9-12), которая, к тому же, ничем не может помочь магу (Ис.47:9).

Учение Гурджиева о Христе также не имеет никакого отношения к христианскому:"Христос был магом, человеком Знания, Он не был Богом, вернее, он был Богом, но на определенном уровне". Комментировать здесь что-либо излишне, так как отрицание божественности Христа разделяют все оккультисты.

Оккультный источник гурджиизма явственно виден и из его отношения к астрологии:"Все существа, рожденные на Земле, окрашены светом, преобладавшим на Земле в момент их рождения; и они сохраняют этот цвет в течение всей жизни. Как ни одно следствие не может существовать без причины, так и ни одна причина не может оставаться без последствия. Действительно, планеты оказывают огромное влияние как на жизнь человечества вообще, так и на жизнь отдельного индивида. Большая ошибка современной науки состоит в том, что она не признает этого влияния: с другой стороны, влияние планет не так велико, как в этом хотят нас уверить современные"астрологи". Как можно понять, себя Гурджиев"астрологом" не считал, что вполне понятно: есть"посвященные", а есть"особо посвященные", к которым Георгий Иванович, прежде всего, относил себя, впрочем, о мании величия, которой он страдал, ниже мы еще скажем несколько слов. Глубина познания Гурджиевым астрологии позволяла ему одарить человечество такими откровениями, как:"Луна питается органической жизнью, питается человечеством. Человечество – это часть органической жизни; следовательно, человечество представляет собой пищу для Луны. Если бы все люди стали слишком разумны, они не захотели бы, чтобы их поедала Луна". Откровение, несомненно, глубокое и достойно такого великого оккультного учителя, каким был Гурджиев. Благодаря астрологическим изысканиям этого автора мы теперь знаем, что война есть следствие влияния планет, что люди – всего лишь пешки, подчиненные их влиянию.

Гурджиев верил в существование так называемых тонких тел, во что верят, впрочем, все оккультисты:"Человек обладает двумя субстанциями: субстанцией активных элементов физического тела и субстанцией активных элементов астрального тела".

Разберем теперь более подробно отношение Гурджиева к оккультизму. Изучая его книги, можно узнать, что в оккультных кругах его признавали за своего:"… я имел, в соответствии с особыми условиями моей жизни, возможность доступа в так называемые "святая святых" почти всех герметических организаций, таких как религиозные, философские, оккультные, политические и мистические общества, конгрегации, партии, объединения и т.д., которые недоступны обычному человеку, и обсуждения и обмена взглядами с многочисленными людьми, которые по сравнению с другими, являются истинными авторитетами". Среди"истинных авторитетов" Гурджиев также приобрел определенный авторитет благодаря тому, что однажды он принял "…решение применить мое исключительное для современного человека знание так называемых"сверхъестественных наук", равно как и искусство исполнения различных"трюков" в этих псевдонаучных областях, и объявить себя"профессором инструктором"… . Главной причиной этого решения было понимание того факта, что в то время среди людей был распространен специфический психоз, который, как было давно установлено, периодически достигает высокой степени и проявляется в отдаче себя всевозможным"проклятым" идеям в области ложно-человеческого знания, которое в разные эпохи носило разные названия, а в наши дни называется и т.д. … я заслужил среди членов вышеупомянутых"кругов" и их семейств репутацию великого"маэстро" во всем, что связано со сверхъестественным знанием.

Тайны Иосифа Сталина начинаются с дня рождения.Официальной датой рождения Сталина считается девятое декабря 1879 года по юлианскому календарю. На самом деле датой рождения Иосифа Сталина является шестое декабря 1878 года по юлианскому календарю. Сталин, изменив дату рождения, хотел скрыть своего настоящего отца. Настоящим отцом Иосифа Джугашвили был Николай Михайлович Пржевальский, знаменитый русский путешественник. Зимой начала 1878 года Пржевальский лечился в Гори и встречался с матерью Сталина Екатериной Георгиевной Джугашвили. Результатом их встреч стал ребенок Иосиф. Сталин по материнской линии является грузином, а по отцовской линии имеет польских и русских предков.
Сталин во время учебы в семинарии вместе с марксисткой литературой познакомился, с литературой мистической и оккультной тематики. Внешне показывая себя материалистом, в дальнейшем он всегда интересовался мистикой. Изучал Сталин мистические практики под наставничеством мистиков буддистов во время ссылки в Туруханском крае в 1913 – 1916 годах. Именно тогда он приобрел способности к гипнотическому внушению и особой технике взгляда. Многие современники Сталина, включая маршала Жукова, отмечали, что не могли выдержать взгляд Сталина. Им становилось неуютно, и хотелось рассказать все секреты.
Сталин всегда сам писал свои речи и статьи. В своих речах Сталин использовал специальные приемы, для массового гипноза аудитории. Приемы внушения Сталин с успехом использовал во внутрипартийной борьбе.

Предположительно, с будущим «отцом народов» Гурджиев познакомился сразу по возвращению домой из своего первого странствования. Тогда, учась в духовной семинарии Тифлиса, Иосиф Джугашвили писал романтические стихи, а Гурджиев образовал кружок гармоничного развития, в котором стал завсегдатаем и семинарист Джугашвили. Он, блестяще закончив учёбу, забросил стихи и неожиданно горячо увлёкся политикой. Гурджиев, очаровал Иосифа своей независимостью и идеями о развитии нового человека, однако, считал, что Джугашвили никогда не достичь высот на политическом поприще.

Общались ли после революции давние приятели – остаётся тайной, хранимой, по сей день в архивах Лубянки под грифом совершенно секретно.

Ещё один из его методов заключался в том, что он заставлял своих подопечных до изнеможения трудиться на грубой примитивной работе, что бы те, как бегуны-марафонцы открывали «второе дыхание». По Гурджиеву, когда машина сломана, управление берет на себя некий центр, о котором в нормальной жизни мы не подозреваем.

Гурджиев это один из ведущих мистиков XX века, создавший учение о четвертом пути жизни. Он воспитал не менее серьезных мистиков, таких как Алистер Кроули (его называли «зверем апокалипсиса»), который создал Общество восточных тамплиеров.

Интересно, что тему отношений Гурджиева и Сталина скрывает пелена загадок и вымыслов. Очевидно, что они знали друг о друге. Если встреч в реальном мире было немного, то в мистическом смысле они могли вести постоянный диалог. Надо учитывать и то, что Сталин обращал внимание на оккультные стороны реальности.
В книге Гурджиева "Рассказы Вельзевула своему внуку" есть рассказ о Лентрохамсанине, великом властителе, которого высшие силы отправили навечно на необитаемую планету, за то, что тот корыстно использовал тайные познания во зло своему народу.
Его имя Гурджиев составил от первых 3-х букв фамилий Ленина, Троцкого и Хаммера.

Псевдоним – хоть и ложное, но имя, и это имя оказывает влияние на человека, иногда на всю последующую жизнь. Или наоборот, псевдоним, в силу выбора его человеком, должен нести в себе скрытую характеристику хозяина.

У Сталина было около тридцати псевдонимов. Включая Салин или Солин. Очень схоже с Саниным.

Библиография

1. Гурджиев Г. Взгляд из реального мира // Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.64.

2. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.92-93.

3. Краткая биография приводится по книге: Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С. 164-180.

4. Успенский П.Д. В поисках чудесного // Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.142.

5. Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.175.