Притчи иисуса христа в переложении для детей. Притчи иисуса Притчи иисуса христа про бисер

У христиан одна из любимых притч Иисуса Христа — о блудном сыне. А всё потому, что она дает надежду на прощение даже тем, кто сделал что-то совсем уж нехорошее.

Итак, у одного человека было два сына, и, как водится, братья были совершенно разные по характеру. Старший во всем помогал отцу и не смел его ослушаться. Младший же хотел лишь развлекаться и ни о чем не заботиться. Поэтому он попросил отца разделить наследство и выдать ему его часть.

Какая дерзость, можешь подумать ты, мой дорогой друг! И будешь совершенно прав. Но отец решил еще при жизни отдать часть того, чем владел, своему непутевому сыну, как тот и просил.

Что же из этого вышло? Конечно, молодой человек пустился в разгульную жизнь, ушел из родительского дома и совсем скоро потратил абсолютно всё. Кроме того, в стране, где он теперь остался без средств, наступил голод, и ему всё же пришлось начать работать. Взяли его пастухом свиней. Труд этот был тяжелый и для сына небедного человека совсем уж непривычный. Чтобы не умереть с голоду, он готов был даже питаться стручками рожкового дерева, которые обычно ели свиньи, но даже такой скудной пищи ему не хватало.

И только сейчас, когда вокруг не стало друзей, с которыми он когда-то тратил свое состояние, весело проводя время, блудный сын наконец-то осознал, что совершил огромную ошибку, уйдя из родительского дома. Он вдруг понял, как много горя причинил своему отцу. И тогда он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих!"».

Но когда юноша только подходил к дому, отец, заметив его, выбежал навстречу и крепко сжал в объятиях. Он велел слугам, чтобы те принесли лучшую одежду для вернувшегося сына, и даже устроил настоящий пир по такому радостному событию!

Однако старший сын, увидев, что его брат прощен, возмутился. Он с обидой сказал отцу, что не понимает, почему тот так радуется возвращению брата, который так нехорошо поступил в свое время и столько горя принес семье. Но отец объяснил, что его блудный сын согрешил, но теперь раскаялся, и именно этому следует радоваться...

Эта притча, мой дорогой друг, дает нам сразу два драгоценных урока. Первый — Бог всегда прощает грешника, даже если нам самим кажется, что простить нас невозможно. А второй — нужно радоваться, когда кто-то искренне кается, и не припоминать ему прошлые обиды, как это делал старший сын.

Рисунок Ирины Саврицкой

Учение Иисуса Христа было бы увековечено, даже если бы сохранились только Его притчи, эти бесценные сокровища, существующие вне времени.

Кратко о статье:

  • Предназначение притч
  • Как изучать притчи
  • Тематика притч
  • Жемчужины в притчах
  • Греческое значение

Притча это «земная история с небесным смыслом».

Предназначение притч

Притчи Иисуса имеют по меньшей мере четыре предназначения.

+ Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, в притче о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) преподается необходимость прощать других людей, как Бог простил нас.

+ Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).

+ Иногда притча помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).

+ Повествовательная форма притчи облегчала запоминание ее смысла.

Как изучать притчи

Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.

Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.

+ Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи. Это поможет разгадать ее правильное значение. Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.

+ Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины. В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК). Это важно, так как другого средства спасения не будет.

+ Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования. Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.

Тематика притч

Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.

+ Притчи о царстве . В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно …».

+ Притчи о грешниках . Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам; все три записаны в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».

+ Притчи о прощении . Некоторые притчи раскрывают тему прощения, например, «Ничего нестоящие рабы» (Лук. гл. 17), «Немилосердный раб» (Мат. гл. 18) и «Два должника » (Лук. гл. 7).

+ Притчи об управлении . Служение подразумевает признание того, что Бог это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имущества Господа.

Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. гл. 19) и «Богатый безумец» (Лук. гл. 12).

+ Притчи о молитве . Есть три притчи (все в Евангелии от Луки), которые дают наставление о молитве: «Друг в полночь» (Лук. гл. 11), «Неправедный судья» (Лук. гл. 18) и «Фарисей и мытарь» (Лук. гл. 18).

+ Притча о помощи . Притча о добром самарянине (Лук. гл. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.

+ Притчи о готовности . В заключение, есть четыре притчи, в которых разными средствами подчеркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придется держать ответ за свои поступки, и поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.

Это притчи «Бесплодная смоковница » (Лук. гл. 13), «Неверный управитель» (Лук. гл. 16), «Брак сына царя» (Мат. гл. 22) и «Десять дев» (Мат. гл. 25).

Жемчужины в притчах

Мы уже отмечали, что, как правило, в притче присутствует один основной элемент истины, хотя в ней может быть несколько дополнительных ценных уроков. В данном разделе мы попробуем рассмотреть по одной притче из приведенных выше категорий.

+ Отношение. Притча о сеятеле (Мат. гл. 13) призвана показать различное отношение, с которым люди реагируют на знакомство с евангелием Христа.

  • Земля «при дороге », то есть, на обочине, это холодное сердце, непроявляющее никакого интереса к учению Иисуса.
  • Каменистая почва с очень тонким плодородным слоем символизирует поверхностного человека, который с готовностью принимает евангелие, но затем, когда начинаются гонения, быстро отступает от него.
  • Земля, на которой произрастает зерно и тернии, можно назвать «перенасыщенной» почвой. Ее плодородие заглушается эгоистичными интересами, которые становятся «более важными», чем евангелие. Вечное подчиняется преходящему.
  • Наконец, добрая земля символизирует честное и доброе сердце, которое с благодарностью принимает евангелие и производит плод в соответствии со своими способностями.

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).

+ Грешники . Вероятно, самая любимая притча о грешниках это притча о блудном сыне (Лук. гл. 15).

Неразумный сын потребовал свою долю в наследстве. Получив то, что ему причиталось, он отправился в дальнюю страну, где проводил время в развлечениях. Но за грех приходится платить очень высокую цену, и в конечном итоге юноша растратил все свои средства и превратился в неудачника.

В конечном итоге несостоявшаяся жизнь вернула его к реальности. Он подавил гордыню и вернулся домой. Любящий отец ждал его и великодушно принял к себе.

Конечно, все это показывает сострадание Господа Иисуса, отличное от неприязненного отношения фарисеев.

+ Прощение . «Прощение» это одно из самых удивительных слов в Писании. В ответ на ограниченное отношение Петра к прощению (Мат. 18:21) Христос рассказал притчу о немилосердном рабе (стихи 23-35).

Некий правитель обнаружил, что один человек задолжал ему огромную сумму денег, которую он никогда не смог бы выплатить самостоятельно. Если он получал среднюю плату наемного работника того времени (Мат. 20:2) и полностью отдавал ее в уплату долга, ему понадобилось бы 200000 лет, чтобы ликвидировать задолженность!

Конечно, это перед Богом по причине наших грехов.

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23)

Человек не может «заработать » свое спасение.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

Однако, вымолив прощение, этот человек разыскал своего товарища, который задолжал ему пустячную сумму. Он без сожаления заставлял его платить, не обращая внимания на просьбу потерпеть. Когда другие люди обратили внимание на это недостойное поведение, они сообщилио нем царю, который бросил этого «немилосердного раба» в темницу!

Господь дал четкое пояснение этой притчи. Если мы несогласны искренне прощать других людей, Бог откажет нам в помиловании.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)

+ Управление . Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Человек это всего лишь «управитель» (управляющий), который в конечном итоге должен держать ответ по итогам своей работы.

и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
(Лук.16:2)

От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
(1Кор.4:2)

Но алчные люди изо всех сил противятся этой концепции «управления», поэтому в Писании большое внимание уделяется опасностям, которые таит в себе материализм.

Один человек пожаловался Иисусу на своего брата, который, предположительно, обманывал его в вопросе разделения наследства. Господь увидел в этом человеке любостяжание и предостерег его от этого порока при помощи притчи о богатом безумце (Лук. гл. 12).

У одного удачливого земледельца был хороший урожай зерна, который не могли вместить его «житницы» (амбары). Он не знал, что ему делать, но при этом не подумал о помощи другим людям, амбары которых были пусты. Он решил расширить свои хранилища и радовался тому, что его благосостояние было обеспечено на многие годы. Но Бог прервал его размышления, сказав, что той же ночью у него потребуют душу!

Он слишком поздно познал урок о том, что материальное богатство не дает никакой уверенности. Гораздо лучше «богатеть в Бога», чем иметь полные амбары!

+ Молитва. Молитва была важной составной частью жизни Христа, и Он знал, что Его ученики также должны ценить это средство сообщения с Богом. Поэтому Он преподавал уроки о молитве, одним из которых был рассказ о друге, пришедшем в полночь (Лук. гл. 11).

Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг постучали. К соседу пришел неожиданный гость, и ему для встречи друга понадобилась еда (три буханки хлеба). За помощью сосед пришел в этот дом. Человек, которого разбудили, был недоволен и вначале отказался открыть дверь, не желая, чтобы его беспокоили. Однако сосед продолжал стучать до тех пор, пока рассерженный друг не встал с постели, чтобы дать ему просимое.

Затем Спаситель сказал, что, даже если на упрямого соседа можно повлиять «неотступностью» (то есть, настойчивостью), то разве любящий Бог не проявит больший интерес к нуждам Своего народа?

+ Человечность . В одной из самых известных притч рассказывается о двух людях, которые, если можно так выразиться, были «естественными» врагами.

Один был иудеем, другой – презренным самарянином. Так исторически сложилось, что иудеи и самаряне не общались друг с другом (Иоан. 4:9). Между ними стояла толстая стена ненависти (см. Лук. 9:51-56). Когда же один законник цинично спросил: «Кто мой ближний? », пытаясь уйти от некоторых обязательств закона (ср. Лев. 19:18), Иисус рассказал эту памятную притчу о милосердном самарянине (Лук. гл. 10).

Иудей шел из Иерусалима в Иерихон (чуть меньше тридцати километров), когда на него напали разбойники, которые ограбили его и сильно ранили. В таком состоянии его увидели сначала священник, а затем левит, – оба были служителями иудейской религии, – но они прошли мимо, закрыв глаза на его страдания.

Наконец к месту происшествия пришел самарянин. Можно было бы подумать, что он, будучи врагом, тоже пройдет мимо, но нет, – он проявил сострадание к незнакомому человеку. Он сам оказал раненому необходимую помощь, а затем отвез его в гостиницу. Он дал хозяину гостиницы денег, которых, по подсчетам, хватило бы на три недели проживания, и обещал заплатить еще, если в этом возникнет необходимость.

Какой удивительный пример благожелательности и заботы – подлинная религия «второго поприща»!

Затем Иисус призвал законника, который задал вопрос о ближнем, следовать примеру самарянина.

Из этой притчи мы узнаем, что быть «ближним» не имеет ничего общего с национальными и расовыми предпочтениями. Быть ближним это черта характера, любовь ко всем людям, сотворенным по образу Божию.

+ Готовность. В Новом Завете много говорится о необходимости быть готовыми к возвращению Господа. Этой теме посвящено несколько притч Спасителя.

Например, всего за несколько дней до смерти Иисус призывал учеников готовиться к вечности и рассказал им притчу о десяти девах (Мат. гл. 25). Десять дев были приглашены на большой свадебный пир. Они пришли в дом жениха, захватив с собой «светильники» (масляные лампы), потому что жених мог прибыть в любой час дня или ночи.

Пять дев предусмотрительно запаслись маслом, на тот случай если прибытие жениха задержится. Наступила ночь, жених задержался, и девы уснули. Вдруг их разбудил крик о том, что жених уж рядом. Пять дев, названных «мудрыми», поднялись и добавили масла в свои светильники; другие пять дев, названных «неразумными», были вынуждены отправиться на поиски масла.

Когда жених прибыл, всех собравшихся пригласили на пир, а затем заперли дверь. Когда неразумные девы через некоторое время пришли к дому, их не пустили внутрь, потому что они не подготовились должным образом, и в этом отразилось их неподобающее отношение к хозяину пира.

    Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед Евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь. Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора… …

    ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ - жанр ряда раннехрист. апокрифических текстов, основное содержание к рых составляют беседы Воскресшего Господа Иисуса Христа с учениками. В целом историческая достоверность этих текстов отвергается как Церковью, так и совр. наукой (однако в… … Православная энциклопедия

    Соль и свет метафоры, используемые Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может… … Википедия

    Притчи - духовные наставления, данные на примерах из окружающей природы и обыденной жизни. Первые образцы притчей мы встречаем еще в Ветхом Завете. Это притча Иофама о деревьях, возжелавших избрать себе царя (Книга Судей, 9, 7 20), притча пророка… … Православная энциклопедия

    - (Мат.13:3 ,23, Мар.4:2 ,11, Лук.8:4 ,18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ПРИТЧИ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ - краткие повествования, с помощью к–рых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в евангельских П. цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозав. П. (евр. МАШАЛ), представляющих собой афоризмы. *Жанр нарративных П. возник в ветхозав. время… … Библиологический словарь

    О евангельских событиях искушения Христа в пустыне см. статью Искушение Христа Последнее искушение Христа The Last Temptation Of Christ … Википедия

    Страстная седмица. Последние дни земной жизни Христа - В понедельник начинается Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    - «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Книги

  • Притчи Иисуса Христа в 2-х томах. Подарочное издание , Владимир Бутромеев. Притчи Бога нашего Иисуса Христа. Страниц: 304 Притча - короткий рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение. Притча проста, но…
  • Притчи Иисуса Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа , Снодграсс К.. Это очень полезная и вдохновляющая книга, написанная для пасторов, ученых, студентов и вообще для всех, кто изучает Библию профессионально или для личного ознакомления с учением Иисуса. В ней…


Притча - это рассказ, словесный образ обычного случая. Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.
В Ветхом Завете было предсказано, что Иисус будет учить притчами (Пс.77,2 и Мат.13,34).

Иисус Сам объяснил, почему Он учит притчами: чтобы дать понимание истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит (Мат.13,10-17; Мар.4,10-12).
Притчи иллюстрируют истину, а не порождают ее. Обычно притчи иллюстрируют одну из истин. Поэтому следует придерживаться простого толкования и уделять основное внимание первичной цели притчи и подтексту учения.

Притча о благородном самарянине

(от Луки 10:25-37).
Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его:
"Учитель, какая наибольшая заповедь в законе"?
Иисус Христос ответил ему:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Другой законник о второй заповеди спросил Его:
"А кто мой ближний"?
Иисус же Христос в ответ сказал ему такую притчу:
Один иудей шел из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шел священник посмотрел на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними тем же путем проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: "Позаботься о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника:
"Как думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам»?
«Оказавший ему милость», - ответил законник.
Тогда Иисус Христос сказал ему:
"Иди, и ты поступай так же!"

Притча о богаче и Лазаре

(от Луки 16:19-31)


Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово, умер и богатый, и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил:
"Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени". Но Авраам сказал:
"Чадо, вспомни, что получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят".
Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю и предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам ответил:
"У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их".
"Нет, отче Аврааме!" - возразил богач, - "но если кто из мертвых придет к ним, то покаются".
На это Авраам ответил:
"Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят".

Притча о благоразумном домостроителе

(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.
Эта притча говорит что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

Притча о десяти девах

(от Матфея 25:1-13)
Царствие небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять неразумны. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: «Се жених грядет, выходите навстречу ему! »Тогда встали все девы те, и приготовили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам нашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но мудрые отвечали им: «Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же они пошли покупать, пришел жених, готовые вошли с ним на брак и двери затворились. Через несколько времени приходят прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам»! Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». «Итак, бдите, потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Притча о злых виноградарях

(от Матфея 21:33-46; от Марка 12:1-12; от Луки 20:9-20)
Однажды, беседуя в храме, Господь, обличая в лицо врагов - первосвященников и старейшин народа, сказал им такую притчу: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, передав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал рабов Своих к делателям винограда, принять плоды его. Но виноградари, схватив рабов Его, того избили, иного убили, а иного камнями побили. Еще послал Он иных рабов, больше прежнего; а те с ними поступали также.
Наконец, послал Он к ним Сына Своего, говоря: «Постыдятся они Сына Моего». Однако, виноградари, увидев Сына, стали говорить между собою: «Это наследник, давайте, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, взяв Его, вывели виноградника вон, и убили».
Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «Когда вернется Хозяин виноградника - что сделает Он с этими делателями его»? Они ответили Ему «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои». Господь это и подтвердил им, сказав: "Отнимается от вас царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его".
Объясняется эта притча так. Виноградник - это Церковь Божия на земле. До Христа Спасителя она поручена была ветхозаветным виноградарям - еврейским первосвященникам и другим вождям. Ограда виноградника - закон Моисеев; башня - храм Иерусалимский; точило куда стекал красный сок винограда, - ветхозаветный жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса Христа. Все те, кто стоял во главе еврейской церкви и народа, оказались пророкоубийцами, а после и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнята была у них Церковь Божия, и отдана народу иному, составившемуся из язычников.

О Милосердном царе и безжалостном займодавце

(от Матфея 18:21-35; от Луки 17:3-4).
Один человек был должен царю десять тысяч талантов. Так как ему нечем было заплатить, то царь велел продать его жену и детей и все его имения. Но должник упал на колени перед царем и стал просить его:
"Потерпи на мне, я все заплачу тебе».
Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего друга, который должен был ему только сто динариев схватил его и начал душить, говоря:
"Отдай мне что должен".
Друг упал на колени и стал просить:
"Потерпи немного и все отдам тебе".
Но тот не хотел ждать и посадил его в тюрьму. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого должника, которого недавно простил, и сказал ему:
"Злой раб, я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не нужно ли было бы и тебе простить своего друга"? Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму, пока он не выплатит весь свой долг.
Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

Притча о мытаре и фарисее

(от Луки 18:9-14).
Предупреждая нас, чтобы мы не гордились и не хвалили себя, а смиренно признавали себя грешными, Господь сказал такую притчу.
Два человека пришли в храм помолиться, один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал в храме впереди и молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь - пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: "Боже милостив буди мне грешному"!
Сказываю вам, прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится". В Церкви эта притча читается в третье воскресенье перед Великим Постом и поэтому она называется Неделя мытаря и фарисея. Эта притча нас учит не гордится и не хвастаться, а быть смиренными и признавать свои грехи.

Притча о сеятеле

(от Матфея 13:1-23; от Марка 4:1-20; от Луки 8:4-15).
Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильные плоды.
Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

Притча о талантах

(от Матфея 25:13-30; от Луки 19:11-28)
И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности.
Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять талантов, другому два таланта, третьему - один талант, приказав каждому приобретать на них, кто сколько может.
Когда он вернулся, то потребовал у каждого отчета, кто что сделал.
И пришел первый и говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов, - вот другие пять которые я приобрел на них». Также и тот который получил два, принес еще два приобретенные на них. Обоим им их хозяин сказал: «Хорошо, добрый и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим я тебя поставлю. Ты меня обрадовал».
Потом подошел и получивший один талант, по лени своей ничего не приобретавший на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин, я знал, что ты человек жестокий. Оттого я убежал и зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин рассердился и сказал ему в ответ: «Лукавый слуга и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью. Отдайте же его талант тому который имеет 10 талантов, а этого плохого слугу накажите».