Мозг и психика. Взаимосвязь психики и мозга

А.Р.Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Первый - блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций.

Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т.е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты в конечном счете подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения -антилокализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ц.н.с. нет достаточных оснований.



В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения - с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей больших полушарий и т.п. В связи с этим ни локализациониз-му, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

20. Проблема соотношения психики и мозга.

Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и физиологического. Системный подход к проблеме «мозг-психика».
Представим себе мозг живого человека: он выглядит как небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желатиноподобного вещества. Каким образом это тело (средний вес которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с мировой культурой: философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?
В этих вопросах в предельно заостренной метафорической форме можно выразить суть основной проблемы психофизиологии - проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического.



История проблемы и варианты решения. Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведение их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические традиции и прежде всего традиции европейского мышления, существенно отличающегося от многих восточных систем миросозерцания.
В европейской традиции термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать с научных позиций выдающийся философ и врач Рене Декарт, живший в XVII в. По Декарту, тело - это автомат, действующий по законам механики, и только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие). Душа, напротив, - особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания - "мыслей". Именно мысль представляет наиболее доступный объект самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: "Я мыслю, следовательно, я существую".
Итак, Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело в свою очередь способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия Декарт предположил, что в мозгу человека имеется специальный орган - шишковидная железа - посредник между душой и телом. Воздействие внешнего мира вначале передается нервной системой, а потом тем или иным способом "некто" (
гомункулус ) расшифровывает содержащуюся в нервной деятельности информацию.
Таким образом, Декарт, четко разделив тело и душу человека, впервые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения, получивший название психофизического и/или психофизиологического
параллелизма . Учение Декарта, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного, - получило название дуализма Декарта.
Сходных взглядов придерживались многие современники и последователи Декарта, например, выдающийся философ и математик Лейбниц. Согласно его представлениям, душа и тело действуют независимо и автоматически в силу своего внутреннего устройства, но действуют удивительно согласованно и гармонично, подобно паре точных часов, всегда показывающих одно и то же время.

Эволюция представлений о рефлексии. Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся физиолог И.М. Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.
Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов. Это рефлексы с усеченным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта.
Мысль, по Сеченову - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это
аффект , или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе - интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде.
Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.
Как пишет М.Г. Ярошевский (1996. С. 163): "Новая сравнительно с созданной Декартом, сеченовская модель рефлекса, воплотившая, взамен стиля механики, биологический стиль мышления, открывала перспективы построения новой системы знаний об отношениях между организмом и средой. Именно эта система получила имя поведение".
В дальнейшем, в работах И.П. Павлова и его школы исследования рефлекторных основ поведения получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие. Проблемы этого круга детально рассмотрены в учебниках Л.Г. Воронина, А.С. Батуева, Н.Н. Даниловой и А.Л. Крыловой и др.

Современные представления о соотношении психического и физиологического

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого в крайнем случае параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования, согласно их мнению, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Взаимосвязь психики и мозга. Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существует тесная и диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), "электрически" (с помощью вживленных электродов); анатомически, прооперировав мозг. В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.
Все вышесказанное неопровержимо доказывает прямое подчинение психики внешним физико-химическим воздействиям. Более того, в последнее время все больше и больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.
С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что горе или сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и наоборот, способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты, которые осуществляют йоги со своим организмом. Более того, такое психокультурное явление, как нарушение "табу", или колдовство у примитивных народов могут вызвать смерть даже у здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери, Святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно, в этой связи, что эффект плацебо, т.е. эффект нейтрального вещества, которое применяется вместо "ультрасовременного" лекарства, действенен для одной трети больных, независимо от их социального статуса, культурного уровня, вероисповедания или национальности.
В целом приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя - на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не "продуцирует дух", но "обнаруживает его". Получаемая органами чувств информация, "материализуется" в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является "носителем" духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний "дух" и т.д.
Наряду с такими "экстравагантными" решениями, новые подходы к изучению соотношения физиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественной науки.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

Психическое тождественно физиологическому , представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

Психическое - это особый (высший) класс или вид нервных процессов , обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг - психика" повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

Системный подход к проблеме "мозг - психика".

Несмотря на то, что исследования проблемы "мозг - психика" с позиций системного подхода стали реальностью во второй половине ХХ в., идеи о функциональном единстве мозга и его связи с поведением и психикой начали возникать более 100 лет назад.

История проблемы. Уже в конце прошлого века, в основном в русле клинической неврологии, стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга и связи этого единства с умственными возможностями человека. Так, например, Ф. Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее, во всех отделах мозга. Широкую известность получили проведенные в начале века эксперименты К. Лешли. Его концепция о структурной организации поведения основывалась на опытах, выполненных на крысах, в последние годы на обезьянах, а также на клинических наблюдениях. Он стойко придерживался взгляда, что в коре мозга нет такого поля, которое бы не принимало участия в осуществлении "интеллектуальных функций".
В отечественной науке одним из первых высказал идею системной организации мозга Л.С. Выготский. Еще в 1934 г. он писал:"...функция мозга как целого... представляет собой продукт интегральной деятельности расчлененных, дифференцированных и снова иерархически объединенных между собой функций отдельных участков мозга..." и далее: "специфическая функция каждой особой межцентральной системы заключается прежде всего в обеспечении совершенно новой продуктивной, а не только тормозящей возбуждающей деятельности низших центров, формы сознательной деятельности." .

Следует подчеркнуть, что эти идеи были высказаны в то время, когда в исследованиях мозга безраздельно царила павловская физиология, сосредоточенная на изучении функциональных единиц поведения - рефлексов и их мозговой организации. Значительно преуспев в познании относительно элементарных процессов и функций, господствовавшая физиология столкнулась, однако, с чрезвычайными трудностями, обратившись к сложным формам поведения. Тем не менее аспект целостности функционирования мозга "отпугивал" большинство физиологов своим якобы "сверхъестественным" содержанием, навязанным идеями гештальтизма. В результате, как отмечает Н.Ю. Беленков (1980) целостность мозга как предмет исследования надолго ушла из поля зрения физиологии.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики
В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ. Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением. Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”. Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать). Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами. “Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект. Субъективныйаспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость субъективного аспекта не имеет. Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке. Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока. В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта. 1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма. 2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции. А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его. Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде. Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития. Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных. “Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие: 1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения.

22. Понятие отражения и психики

Особенности психического отражения
Характеристика психики как отражение человеком окружающей действительности определяется следующим 1. Психика – это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс “Отражение природы и мысли человека” (В. Ленин). 2. Психика –это такое отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие (объективное) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через психическое состояние, которое имеется у человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. Например: 1) процесс обучения и воспитания детей; 2) все дети смотрят одну и ту же картину, но одно и то же внешнее воздействие вызывает различное субъективное отражение. Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от возраста, уровня знаний, степени активности, сформировавшегося мировоззрения. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (образы объективного мира). Образы возникают в зависимости от прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения, поэтому отражение субъективно. Всё это даёт право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира, или психическое отражение. Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Образами материального мираявляются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий. Психическое отражение –это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира. 3. Психика –это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой.

Особенности психического отражения.

Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых матери­альных тел приводит к их взаимным изменениям.

Чем же характеризуется психика как отражение?

К особенностям психического отражения относятся:

Это активный процесс (носит характер взаимодействия)

Любое воздействие преломляется через внутреннее состояние того, кто отражает;

Психическое отражение носит опережающий характер;

Основными функциями психики человека являются:

Отражение действительности;

Сохранение целостности организма;

Регуляция поведения

Все эти функции в целом способствуют адаптации.

Органическими предпосылками развития личности является дос­таточный уровень развития центральной нервной системы и включе­нность человека в систему социальных отношений (Маугли и т.п.).

Необходимо отметить, что в настоящее время доказано, что особенности деятельности коры головного мозга накладывает су­щественный отпечаток на проявления психики.

Так, в настоящее время известен такой феномен, как ассимет­рия полушарий. Левое полушарие в своей работе выступает как ве­дущее в в осуществлении речевых и других связанных с речью функ­ций (чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логичес­кого мышления, произвольной речевой регуляции психических про­цессов и состояний). Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Правое полушарие отвечает з целостное восприятие объекта и выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие функционирует на основе аналитического под­хода, осуществляя отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.

Необходимо отметить, что в восприятии внешнего мира задейс­тсвованы оба полушария. Нарушение работы любого из них может привести к потере контакта человека с окружающей действитель­ностью.

23. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.

Чтобы лучше понять строение психических процессов человека и законов их протекания, следует прежде всего ознакомиться с тем, как построен основной орган психической деятельности - человеческий мозг и как относятся к нему психические процессы.

Проблема отношения психических процессов и мозга

Вопрос о том, как относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности, в разные периоды развития науки решался по-разному. Характер решения этого вопроса во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.

Еще в Средние века в философии и связанной с нею психологии сложилось представление, согласно которому

психические процессы являются специальными формами существования духа или «способностями», которые несводимы к каким-нибудь более элементарным составным частям.

Установилось мнение, что можно выделить по крайней мере три основные «способности»:

1) способность восприятия или воображения;

2) способность рассуждения;

3) способность памяти.

Мыслители, искавшие их материальную основу, высказали предположение, что эти три «способности» локализованы в жидкости, заполняющей три «мозговых желудочка», и считали, что в переднем желудочке помещена «способность восприятия или воображения», в среднем - «способность рассуждения», а в заднем - «способность памяти».

Мысль о том, что психические процессы, являющиеся далее неделимыми «способностями», могут быть

непосредственно «локализованы» в определенных образованиях мозга, сохранилась на многие столетия и осталась принципиально неизменной даже после того, как ученые перестали считать субстратом психики жидкость, заполняющую «мозговые желудочки», и пришли к мнению, что основу имеет только что описанное строение, то существуют языки (например китайский), в которых письмо является процессом перевода единиц звуковой речи (фонем) в соответствующие буквы (графемы), но в которых пишущий непосредственно изображает понятия определенными условными знаками (иероглифами). Естественно, что для такого письма первая фаза (звуковой анализ слова) оказывается ненужной, а сам процесс письма приобретает совсем другой характер.

Сказанное достаточно убедительно показывает, что сама мысль о том, чтобы столь сложный процесс был

«локализован» в определенном узко ограниченном участке мозга и выполнялся сравнительно незначительной группой клеток, должна быть отброшена. Поэтому задача «локализации» психологических функций в ограниченных участках мозга может быть заменена другой задачей - анализом той системы совместно работающих мозговых зон, которые осуществляют данную функциональную систему, иначе говоря, анализом того, как данная функциональная система размещена по аппаратам коры головного мозга по соответствующим мозговым структурам.

Только что сформулированный подход делает понятным и тот факт, что поражение определенного ограниченного участка мозга может привести к распаду целой функциональной системы, и при каждом ограниченном поражении мозга неизбежно будет страдать не одна «функция», но все функциональные системы, в осуществлении которых принимает участие данный пострадавший участок мозга. Становится понятным, что одно и то же поражение мозга может вызвать нарушение самых различных функциональных систем (если только в них входит известное общее звено или общий «фактор», работа которого непосредственно связана с пораженным участком), и что одна и та же функциональная система (например, акт письма или чтения) может пострадать при поражении различных участков мозга, которые обеспечивают те или иные звенья, входящие в состав данной функции.

Так, если произвольное движение включает в свой состав чувствительные (кинестетические), зрительнопространственные элементы, создающие «афферентную» основу движения и собственно эфферентные импульсы, то совершенно естественно, что оно может пострадать как при поражении чувствительных и зрительно-пространственных, так и при поражении собственно двигательных отделов коры. Если процесс письма включает в свой состав слуховой, кинестетический (артикулярный) анализ структуры буквы, осуществление соответствующей двигательной программы, естественно, будет нарушаться как при поражении слуховых, кинестетических или зрительных, так и при поражении двигательных отделов мозга, причем каждый раз он будет нарушаться по-разному. Анализ характера нарушений сложных функциональных систем при ограниченных локальных поражениях мозга составляет предмет специальной отрасли психологической науки - нейропсихологии. Данные этой науки имеют большое значение как для практической области неврологии - уточнения локальной (топической) диагностики мозговых поражений, так и для более глубокого понимания физиологического строения сложных психологических процессов. Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, нужно прежде всего четко представить современные данные о функциональной организации человеческого мозга.

24 Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Типологический подход.

 Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален,

Теофраст), позже оформившихся в физиогномику –

учение о необходимой связи между внешним обликом

человека и его характером.

 Именно с физиогномикой были связаны античные

теории о зависимости телесного и психического склада

индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте

Психогенетический подход.

 В психогенетических исследованиях рассматривается аспект

"генотипическое-средовое"; под генотипом понимается набор генов индивида, понятие "среда" включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.

 Психогенетика (в англоязычной литературе традиционно

используется название behavioral genetics - "генетика поведения")

сформировалась как междисциплинарная область знаний, в качестве предмета которой выступают наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе развития большинство психогенетических исследований нацелено как на определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-

психологических различий, так и на изучение возможных

механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на

формирование разноуровневых свойств психики.

Социобиология.

 Социобилогия - междисциплинарное научное направление

второй половины 20 в., сложившееся, в основном, в США в 1970-е.

 Основной целью социобиологии является введение в

общественные науки методов биологических наук, которые

позволили бы с точностью и определенностью получать и

прогнозировать результаты социального поведения людей,

используя данные генетики, этологии, эволюционной теории,

этнографии, социальной психологии и других наук о человеке.

 Первоначально в социобиологии изучалось поведение животных

и их сообществ, затем социобиология распространила область своих исследований и на анализ различных форм общественного поведения.

 Основоположником социобиологии считается американский

зоолог Э. Уилсон, который в своих работах "Социобиология:

новый синтез" (1975), "Биофилия" (1984) сформулировал основные

положения С. на основе данных естественных и гуманитарных

24. Механизмы адаптации.

адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Наиболее современным определением понятия психической адаптации нам представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям средыСоциально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

26 Функциональная организация психики. Психические процессы человека являются сложными

функциональными системами, не локализованы в узких,

ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии

сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов

 Лурия выделил три основных функциональных блока (или три

основных аппарата) мозга, участие которых необходимо для

осуществления любой психической деятельности.

 С некоторым приближением к истине их можно обозначить как:

1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;

2) блок получения, переработки и хранения информации,

поступающей из внешнего мира;

3) блок программирования, регуляции и контроля психической

деятельности.

Психические процессы человека, в частности различные виды

его сознательной деятельности, всегда протекают при участии всех

трех блоков, каждый из которых играет свою роль в обеспечении

27 Психическое как процесс.

ПСИХИЧЕСКОЕ КАК ПРОЦЕСС - концепция, разработанная С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.) в развитие теории И. М. Сеченова и раскрывающая основной способ существования психического. Психическое существует прежде всего как процесс - живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т. д.), П. к. п. не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т. д.) индивида с внешним миром, и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности, участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. Так, мышление - это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические, лингвистические и т. д.), к-рые мышление порождает, но к к-рым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности (с мотивацией, способностями и т. д.). На каждой данной стадии своего психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях мыслительного процесса. При этом мышление, восприятие и т. д. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно (см. Бессознательное), Однако на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и т. д. человек в значительной степени осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность П. к. п. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязи познавательного и аффективного компонентов любого психического акта. Концепция П. к. п. раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

28 Психофизическая проблема.

Психофизическая проблема. Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер.
Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:

психофизиологическая идентичность , которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма , при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень - желчь".

психофизиологическое взаимодействие , представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

a. Высшие психические функции

Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более простых. При рождении человек получает лишь задатки к их формированию, которое происходит только под влиянием социума. К высшим психическим функциям относятся мышление, речь, память, воля и т. д. Все эти функции обладают свойствами пластичности. Это дает возможность к переструктурированию сознания в случае нарушения какой-либо из функций. Например, нарушение интеллектуального развития может быть компенсировано улучшенным развитием памяти, нарушение воли – коррекцией эмоциональной сферы и т. п. Возможна замена выпавшего звена функционально новым. Именно на основе этой пластичности и взаимозаменяемости элементов построены современные методы медицинской психологии.

Л. С. Выготский показал, что человек об­ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе­мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, ло­гическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформули­ровать в виде двух тезисов. Первый - тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на жи­вотное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением че­ловека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий тру­да, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его соб­ственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение за­ключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заста­вить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо пред­мет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых пер­вобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психи­ческими процессами. Знаки были предметны, - «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными вида­ми трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Сле­довательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, со­держательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических ору­дий.

Мозг и психика

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Психика есть свойство или функция головного мозга. А будучи свойством мозга и завися от качества нервной системы, психика сама в свою очередь выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики - отражение окружающего мира. При этом психическое отражение обладает рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер, ● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение - не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

2. С отражением связана вторая функция психики - регулятивная, суть которой в обеспечении той или иной целенаправленной и целесообразной деятельности и поведения.

Таким образом, психика – это отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

3. И, наконец, только человеческой психике (сознанию), свойственна еще одна функция - проективная (планирование деятельности, прогноз или предвидение результата). Эта функция приобретается в процессе жизни и развития в человеческом обществе. Предвидение результата в психологии получило название опережающего отражения , а образ предстоящего действия - акцептора действия.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Мир – сложная закономерно развивающаяся система, в которой прошлое, настоящее и будущее связаны.

2. В мире существуют свойства и отношения, доступные чувственному познанию (познанию с помощью органов чувств) и не доступные, которые отражаются в мышлении.

3. Для организации адаптивного приспособительного поведения требуется постоянная интеграция результатов отражения внешней среды и внутренних состояний.

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания – прислушивание, ощупывание, обнюхивание и т.п.).

5. Отражение избирательно, его результаты зависят от множества внешних и внутренних условий. Поэтому отражение одного и того же объекта в разных условиях и ситуациях может быть существенно различным, что обеспечивает адекватность отражения и поведения.

6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.

7. У человека отражение связано с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге субъекта картина его внешнего и внутреннего мира. А особенность психологии в том, что она изучает психику не как нечто непосредственно данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).


  1. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга
Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий. В связи с этим фактом учеными активно разрабатывается проблема локализации психических функций в коре. Решение этого вопроса имеет почти двухвековую историю.

1. Первая попытка представить локализацию психических способностей была предпринята в начале XIX века французским ученым Галлем. Его точка зрения сводилась к следующему: у каждой способности есть свой участок коры головного мозга, который разрастается при развитии этих способностей. Им была разработана специальная область науки - френология, в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе можно делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первым представлением о локализации психических функций в головном мозге.

Основу современного учения о локализации функций в коре головного мозга заложил французский исследователь Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи (3-я лобная извилина левого полушария). Позднее ученый Вернике открыл другой центр - речеслуховой - височная зона левого полушария. Так, начиная с 70-х годов XIX века клинические наблюдения показали, что поражение отдельных участков коры головного мозга приводят к нарушению определенных психических функций. В результате в 1934 году немецкий психиатр К.Клейст составил «локализационную карту», в которой даже самые сложные психические функции соотносились с определенными участками коры головного мозга.

2. Позднее оказалось, что прямая локализация сложных психических функций в определенных участках коры головного мозга - несостоятельная идея. Было установлено, что поражение органических участков коры головного мозга, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов. И как следствие появилась идея, в соответствии, с которой психические процессы являются функцией всего мозга в целом.

3. Последующие исследования, однако, показали несостоятельность и этой точки зрения. Было установлено, что кора головного мозга высоко дифференцированный аппарат. Так, затылочная область коры является зрительной зоной, обеспечивающей анализ и синтез зрительных раздражений; верхние отделы височной области - слуховая зона коры, осуществляющая анализ и синтез слуховых раздражений; передняя часть теменных отделов обеспечивает анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате. Вместе с тем работы Александра Романовича Лурия и Петра Кузьмича Анохина доказали, что чем сложнее психическая функция, тем меньше она локализирована . Иначе говоря, в случае более сложных психических процессов, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов. Например, такая сложная функциональная система как ходьба или чтение не может быть локализована.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов нужно знать принципы функциональной организации человеческого мозга. Эти принципы были разработаны А.Р.Лурия. Согласно его точки зрения головной мозг человека обеспечивает прием, переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением и всегда работает как единое целое. Нарушение функционирования любой части неизбежно сказывается на его работе.

3.Учение о блоках мозга А.Р.Лурия

В головном мозге А.Р.Лурия выделил 3 блока, согласованное функционирование которых приводит к успешной организации сознательной деятельности человека, регуляции его поведения.

Итак, мозг имеет вертикальную дифференциацию.

I блок мозга (образование древней коры: гипоталамус, ретикулярная формация) - блок тонуса коры, энергетический блок мозга. Он способствует сохранению напряжения (тонуса), необходимого для работы высших отделов; обеспечивает процессы обмена и избирательную активацию (усиление сигналов, которые важны в данный момент). Нарушения этого блока приводят к усталости, высокой утомляемости, сниженного внимания и работоспособности, а в крайних вариантах и к гибели организма.

II блок мозга (задние отделы обоих полушарий: теменные, височные, затылочные) - блок приема, переработки и хранения информации, поступающей через органы чувств. Структурно этот блок неоднороден: первичные зоны обеспечивают анализ раздражителей, вторичные зоны - синтез информации; третичные зоны - ее хранение. Нарушения этого блока приводят к искажению информации, ориентации в пространстве, отсутствию логики.

III блок мозга (передние отделы полушарий - лобные доли) - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он корректирует действия и поведение, сличая эффект выполнения с исходными намерениями. С ним связаны функции самоконтроля и саморегуляции посредством речи.

Поражение лобных долей не приводит ни к параличам, ни к нарушению движений и чувствительности. Наблюдения А.Р.Лурия показали, что двусторонние поражение лобных долей мозга приводит к тому, что теряется возможность удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам, у больных отсутствует возможность сличать результат и намерение, осознание ошибок.

4. Асимметрия мозга. Проблемы доминанты

Помимо дифференциации вертикальной мозг имеет и горизонтальную дифференциацию - межполушарную асимметрию. Известно, что кора головного мозга человека состоит из правого и левого полушария, сходных по анатомическому строению, но функционирующих по разному. Еще И.П.Павлов разделил всех людей на два типа: первосигнальных (художественный тип); второсигнальных (мыслительный тип).

Позднее ученые, установили, что одно полушарие (левое) считается главным (доминантным) в отношении важнейших психических функций (мышление, память, воля, речь, письмо, чтение, счет). Другое полушарие (правое) - вспомогательным (субдоминантным). Такое разделение получило название межполушарной асимметрии мозга.

Правое полушарие - чувственное, принцип его деятельности - чувственное отражение мира. Оно отвечает за восприятие своего тела (положение в пространстве) и в целом за ориентацию в пространстве и времени, за узнавание лиц, за ритмико-музыкальные способности. Это база конкретно-образного мышления, его работа связана с отрицательными эмоциональными состояниями. Левое полушарие - аналитическое, действует на основании анализа, подчиненного законам логики. Оно связано с деятельностью абстрактно-логического мышления, с понятиями, а также с положительными эмоциональными состояниями.

Вместе с тем применительно к каждому конкретному человеку можно говорить о трех видах мозговой доминанты: правополушарный тип; левополушарный тип; смешанный тип (амбидекстрия - отсутствие доминанты). При этом обнаружено, что с мозговой доминантой связана доминанта телесная (ведущий глаз, ведущая рука, ведущая нога). И эта связь носит перекрестный характер (к примеру, при доминировании правого полушария, ведущей рукой является левая).

Считается, что левополушарные люди в большей степени живут будущим, тогда как правополушарные – в основном ориентированы на прошлое.

В целом на сегодняшний день гораздо лучше изучен мозг мужчин, поскольку мозг женщин стали изучать сравнительно недавно. При этом установлено, что у мальчиков и мужчин гораздо ярче выражена межполушарная асимметрия, тогда как мозг девочек и женщин более пластичен и, следовательно, сохранен, поскольку у них существует большая взаимозаменяемость полушарий. Это связано с тем, что в женском мозге лучше развито мозолистое тело (пучок нервных волос, соединяющий полушария друг с другом), поэтому информация легче поступает из одного полушария в другое, а в случае нарушения одного из полушарий, его функции легче берет на себя другое. Иными словами, мозговая асимметрия больше выражена у мужчин, их мозговая доминанта более стойкая, тогда как у женщин доминанта переходная и наблюдается более гибкое использование мозга.

Однако эти данные не общепризнанные, поскольку в ряде исследований различия не обнаружены. Кроме того, есть данные о перестройке мозговой функциональной асимметрии в процессе индивидуального развития человека, под влиянием его деятельности.

Спросите медицинского специалиста об организме человека, и он досконально расскажет вам о строении и работе любого органа, кроме . Содержимое нашей черепной коробки до сих пор задает немало загадок даже современным ученым, имеющим в своем распоряжении новейшее оборудование. Уверены они только в одном, что мозг и психика человека находятся в тесном взаимодействии. А вот конкретные особенности до сих пор являются предметом споров.

Изучение работы мозга: немного истории

Впервые заговорил о наличии таких связей Алкмеон Кротонский, живший в 4 веке до н. э.. После эту идею поддержал Гиппократ, а Гален даже постарался доказать это, проводя опыты над животными. Казалось бы, что за более чем 2000 лет, прошедших с тех пор, психику и мозг человека можно было изучить досконально. Но по многим причинам развитие медицины застопорилось на долгие годы, поэтому подробно изучать эту тему стали сравнительно недавно. Огромный вклад в создание рефлекторной теории психики внесли Сеченов и Павлов. Именно их исследования привели к мысли, что деятельность мозга человека и психика, как его функция, должны рассматриваться и в психологии, а не только в физиологическом плане. Конечно, знак равенства между этими категориями никто не ставил, но понимание их взаимосвязанности дало толчок к новым открытиям в этой области.

Психика, как функция мозга

Накопленный опыт позволил довольно четко сформировать понятие психики, под которой подразумевают способность мозга отображать реальность в отдельных образах. Эти процессы и регулируют жизнедеятельность организма. Строением мозга интересуются многие современные дисциплины – от медицины до нейрокибернетики, но его способность отображать действительность для формирования взаимодействия человека с внешним миром изучает психология.

Базовым понятием этой дисциплины является психический образ, некая модель, которой пользуется человек и животные для взаимодействия с внешней средой. Применение этих конструкций позволяет достичь определенных целей. Свойств и функций у психических образов может быть много, но объединяющими являются: регулирование жизнедеятельности и соответствие существующим обстоятельствам. Нужно понимать, что эти образы не одинаковы для всех людей, их содержание обусловлено личным опытом, интересами, знаниями и даже текущим .

Благодаря наличию сознания, признанного высшей формой психической деятельности, человек имеет возможность регулировать свое поведение, а не быть рабом рефлексов. Также эта функция позволяет исследовать связи между явлениями. Конечно, полученный образ не будет общим для всех, даже наличие какого-то увлечения может полностью сместить восприятия того или иного события. То есть психика является субъективным отражением окружающей действительности. Это не означает дефектности нашего сознания, просто у каждого формируется свое мнение, которое может корректироваться при помощи личной практики или изучения исторических фактов.

Всеми этими процессами руководит мозг, поэтому-то психику и называют продуктом его деятельности. Также по этой причине при возникновении психических нарушений, специалисты начинают искать поражения мозга, так как его неправильное функционирование может привести к искривлению способности отображать действительность.

Материальным субстратом протекания психических процес­сов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы - организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, кото­рый представляет собой скопление тел нервных клеток, соединенных между со­бой особыми отростками - аксонами и дендритами. Наиболее важной особен­ностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней сре­ды, а также способность сохранять следы этих воздействий.

Идея о связи психических явлений с деятельностью головного мозга вы­сказывалась очень давно, еще в античные времена. Так, Алкмеон из Кротоны (VI в. до н. э.) в результате наблюдений и хирургических операций пришел к вы­воду, что мозг есть орган души. Он обнаружил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Он утверждал, что мозг достав­ляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представлений, достигших непо­колебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности» (Ярошевский М. Г., 1985).

Не всегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В част­ности, живший намного позже Алкмеона великий античный философ Аристо­тель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, но считал его железой. Римский врач Гален (II в. н. э.) связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмо­ции - в сердце, а вожделения (в современной терминологии - мотивацию) - в печени.

С накоплением сведений о строении организма и функциях отдельных орга­нов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в организме превратилась в про­блему локализации в органе (в средние века психическую жизнь связывали с желудочками мозга), а затем вместе с процессом дифференциации психических явлений - в проблему локализации отдельных психических феноменов в отде­лах мозга. В конце XVIII в. австрийский врач и анатом Ф. Галль, впервые опи­сав серое и белое вещество мозга, также впервые попытался разместить все «ум­ственные силы» и качества человека в коре больших полушарий головного моз­га. С этого времени именно кора стала рассматриваться в качестве субстрата психической деятельности. Рассуждения Галля были, однако, слишком прямо­линейными: составив список из 27 основных «способностей», он каждую из них связал с определенным участком коры. Далее он рассуждал: если у человека раз­вита данная способность, то соответственно развит и соответствующий участок коры, который, оказывая давление на находящийся над ним участок черепа, приводит к образованию в данном месте «шишек» и «бугров» способностей. Со­ставив карту способностей человека, Галль получил, как ему казалось, инстру­мент для их диагностики. Учение Галля о локализации «способностей» - фре­нология - приобрело широкую популярность, на десятилетия овладев умами его современников.


Только спустя приблизительно полтораста лет стало отчетливо ясно, в чем заключалась ошибка Галля. Он в качестве единичных способностей рассматри­вал психические образования, в формировании которых принимает участие ог­ромное количество более частных психических функций, которые, в свою оче­редь, формируются при участии еще более простых психических операций. Не­которые из перечисленных им «способностей», например речь, арифметический счет, рассматриваются в настоящее время как высшие психические функции чело­века, осуществление которых возможно при выполнении множества частных операций. Вот эти частные операции локализованы в определенных участках коры. Они (например, различение фонем) могут входить составной частью в различные целостные психические акты, образуя на время их совершения функциональную систему, соответствующую высшей психической функции более высокого порядка, например письму.

Для того чтобы показать связь между элементарными и высшими психиче­скими функциями, кратко опишем процесс письма, отдельные его функциональные компоненты и их локализацию в коре головного мозга по современным данным.

1. Чтобы написать слово, нужно вначале проговорить его, а для этого - рас­членить его на фонемы (отдельные звуки). Процесс различения фонем лока­лизован в левой височной области коры. Поражение этой зоны приводит к тяжелым расстройствам письма у европейцев, а, скажем, у китайцев - нет, так как иероглиф связан не с отдельной фонемой, а с целым понятием.

2. В процессе написания слова в скрытой форме участвует и собственно арти­куляция (проговаривание), управление которой локализовано в нижних от­делах двигательной области коры. При их поражении человек не может пра­вильно сформировать слово (вместо халат - хадат, стол - слот).

3. Далее, чтобы изобразить букву, необходимо ее себе представить, т.д. «пере­кодировать» фонему в графему, что и осуществляется в затылочных и теменно-затылочных отделах коры, при поражении которых человек не может отыскать нужную букву (оптическая аграфия).

4. Написание слова требует также обеспечения плавности тончайших движе­ний и размещения букв в определенной последовательности, за что отвеча­ют нижние отделы премоторной зоны.

5. И, наконец, написание слова или буквы редко бывает самоцелью, обычно с их помощью мы записываем свои мысли, поэтому письмо - это разновид­ность речи, что в свою очередь означает, что фактором, направляющим пись­мо и сохраняющим свой контроль на протяжении всего акта письма, являет­ся замысел или намерение. Замысел и контроль любой целенаправленной деятельности связаны со сложнейшей по своей структуре активностью лоб­ных отделов коры. Одна больная с поражением лобных отделов в своем письме выдающемуся нейрохирургу Н.Н. Бурденко написала: «Дорогой профессор, я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать, что я хочу вам ска­зать...» и т.д. на четырех листках писчей бумаги (Лурия А.Р., 1970). Итак, для осуществления какой-то целенаправленной деятельности, разные отделы мозга, отвечающие за выполнение элементарных психических функций, на время ее выполнения объединяются. После ее осуществления они же могут участвовать в деятельности иных функциональных систем.

Другие выделенные Ф. Галлем «способности» и вовсе являются результатом деятельности всего мозга как целого, например «алчность», «хитрость», «воров­ство», «дружба».

Таким образом, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систе­му, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и дея­тельность всего организма в целом.

Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельно­сти всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших по­лушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувству­ющие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление пси­хической деятельности.

Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятель­ности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению це­лого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.

Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствую­щими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и мор­фологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележа­щих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежне­му владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается органи­зованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь - он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании прояв­ляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность ко­торых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфич­ностью: в теменных отделах - кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного распо­ложения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость движений); в затылочных отделах - нарушается зрение при сохранении осяза­ния и слуха; в височных долях - страдает слух при сохранном зрении и осяза­нии. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность стро­ить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.

Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхнос­ти коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствитель­ности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.

Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что выявлен­ные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем вы­деленным нами в начале основным компонентам психики, составляющим це­лостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта - активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и действие.

Помимо перечисленных функциональных различий между отделами мозга можно указать еще на функциональные различия между двумя полушариями. Большие полушария головного мозга - парный орган, однако в отличие от дру­гих парных органов в организме они не обладают характером взаимозаменяемо­сти. Каждое из полушарий выполняет собственные функции в организации пси­хической деятельности. В самой общей форме можно сказать, что в левом полу­шарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, которая является результатом дискретных, т.е. связанных с использованием знаков (слов), аналитических, в форме последовательных операций, процессов. В правом полушарии происходит одномоментное «схватывание» воспринимае­мых свойств и связей, т.е. с известными оговорками - интуитивное постижение окружающего. В левом полушарии происходит процесс категоризации и обоб­щения с использованием знаков, в правом - формирование и опознание высо­коиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций. Совмест­ная их работа дает всестороннюю, логически упорядоченную и в то же время целостную картину мира.

Мозг и сознание. Вопрос о взаимоотношениях мозга и сознания в силу его чрезвычайной сложности нельзя рассмотреть в небольшом разделе. Здесь мож­но будет только набросать общую перспективу, содержащую в себе данную про­блему и тот круг вопросов, с которыми она соприкасается, для того чтобы сде­лать более понятными место и роль в сознательной деятельности человека опи­сываемых далее отдельных психических процессов.

Каждому хорошо известно, что значит осознанно воспринимать, осознанно припоминать, осознанно что-то делать и что значит что-то воспринимать, при­поминать или делать неосознанно. Человек, например, может идти по улице, осознанно обдумывая какую-то проблему, и при этом неосознанно, автомати­чески, переставлять ноги, обходить препятствия и даже выполнять более слож­ные действия, при этом у него помимо его осознанных намерений могут автома­тически всплывать в памяти какие-то события. Правда, если он захочет, некото­рые из этих процессов он сможет контролировать сознательно. В этом примере отчетливо проявляются два плана проблемы сознания. Во-первых, сознание представляется чем-то вроде сцены, на которой разворачиваются личные пере­живания, при этом то, что находится в центре этой сцены, «видится» лучше, чем то, что на периферии. Во-вторых, осознание любых явлений неотделимо от чув­ства «Я», некоей самости, которая наделена волей, является конечной инстанцией, которая воспринимает, решает, припоминает, делает. Таким образом, вопрос о сознании и его локализации в мозге тесно связан с вопросом о существовании и локализации того субъекта, который, обладая качеством произвольности, вызывает на психическую сцену нужные ему явления или же наблюдает на ней вещи, возникающие там помимо его воли.

Если сознание рассматривать как сцену, освещенную с той или иной степе­нью яркости, то вопрос о сознании превратится в вопрос о так называемом «уровне бодрствования». Здесь мы получим градации сознания, которые учиты­ваются в медицине: от ясного сознания до комы. Уровень бодрствования регу­лируется точно определенными мозговыми структурами, располагающимися в стволе головного мозга, основной из которых является так называемая ретику­лярная формация.

Гораздо более сложным является ответ на вопрос о происхождении сознания как качества конечной инстанции - субъекта и его локализации в мозге. Ответ на него во многом зависит от исходной философской позиции.

Именно в этом пункте анализа появляются бестелесные субстанции, выпол­няющие роль этого субъекта - дух, гомункулус, сознание как часть мирового сознания, - которые таинственным образом проникают в мозг, поселяются там, например в эпифизе (Р. Декарт), и оттуда, пользуясь восприятием, мышлением и остальным психическим хозяйством, управляют внутренней жизнью че­ловека.

В диалектико-материалистически ориентированной философии и психоло­гии вопрос о субъекте и сознании решается на основе принципов, перечислен­ных выше: системности, детерминизма и развития.

Вопрос о субъекте человеческой деятельности нельзя решить, если при этом оставаться в пределах самого субъекта, так же как нельзя решить вопрос о при­роде психических явлений, если при этом не выходить за пределы организма и не учитывать его связей со средой. Только рассматривая развитие субъекта и его сознания как причинно обусловленный процесс взаимодействия психики инди­вида с его социальным окружением, можно понять сущность сознания как смыс­лового и системного психического образования (см. главу о сознании). Если же учитывать смысловое и системное строение сознания, то, как убедительно пока­зывает в своих работах А.Р. Лурия, необходимо будет признать, что качество сознания зависит от деятельности всего мозга в целом, но в особенности оно свя­зано с деятельностью лобных отделов мозга, отвечающих за произвольное плани­рование и контроль деятельности, в основе чего лежит социально обусловлен­ное мышление, реализуемое речевыми средствами. «Коррелятом сознания» (Л.С. Выготский) является слово с его значением и смыслом, а формой его су­ществования - диалог. Совмещение сцены (или, по А.Н. Леонтьеву, чувствен­ной ткани) с происходящим на ней диалогом (где главным действующим лицом является значение слова, понятие), в рамках которого осуществляется приказ и контроль за собственными действиями, воспроизводит полное качество челове­ческого сознания.

Сформулированное Л.С. Выготским положение о смысловом и системном строении сознания, а так же идея о его постепенном и непрерывном развитии заключается в том, что именно общение, осуществляемое при главенствующей роли языка, приводит к формированию у ребенка речи, которая осуществляет коренную перестройку структуры всех его психических процессов. Овладевая речью взрослых и на этой основе формируя собственную речь, ребенок начинает по-новому анализировать и систематизировать впечатления, получаемые при его взаимодействии с внешним миром. Категоризация объектов и поименование этих категорий, осуществляемые на речевой основе, приводят к формированию опосредованного речью восприятия, произвольной, организованной на смысло­вой, логической основе памяти, произвольного внимания, качественно иных форм эмоционального переживания. На основе речи формируются новые слож­ные формы регуляции собственной деятельности. И, наконец, благодаря ре­чевой классификации индивидуальных качеств людей и оценке с их помощью своего собственного поведения и переживаний, формируется представление о самом себе - самосознание (Я-концепция), тот самый субъект, который наблю­дает за событиями, разворачивающимися на сцене сознания и, по мере своих возможностей, управляет ими.

Эволюционные предпосылки человеческой психики. Человеческая психика отличается от психики животных тем, что все ее процессы модифицируются и организуются языком. Способность к использованию языка привела к каче­ственному скачку в процессе эволюции - появлению сознания. С другой сторо­ны, в психике человека нет ничего, что в той или иной форме нельзя было бы об­наружить в психике животных.

Наблюдая за поведением животного, можно видеть, как его поведение направляется и интенсифицируется потреб­ностью, а также изменяется в

5. МОЗГ И ПСИХИКА

Материальной основой психики является нервная система.

Нервная система человека – важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Нервная система состоит из нервных клеток – нейронов. Человеческий мозг насчитывает 10 видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов. В нейроне выделяют тело, отростки и окончания. В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов:

Афферентные - способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг;

Центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам;

Эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган.

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. Большой мозг представлен двумя полушариями - правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом.

Наружная часть большого мозга покрыта плащом, который в физиологии обозначается как кора больших полушарий. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальной основой высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. Она делится на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.п. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Рис. 7. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга.


Каждый орган имеет в мозгу свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка (Рис. 7). Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в деятельности и общении.

Современные представления о механизмах работы головного мозга, обеспечивающих высшие психические функции человека, базируются на концепции А.Р.Лурия, согласно которой психика обеспечивается согласованной работой трех функциональных блоков (Рис. 8): регуляции тонуса и бодрствования (1); приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации (2); программирования и контроля психической деятельности (3). Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения; однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.

Если болезненный процесс (опухоль или кровоизлияние) выведет из нормальной работы первый блок - образования верхних отделов ствола мозга, то у больного не возникает нарушения ни зрительного, ни слухового восприятия или каких-либо других дефектов чувствительной сферы; его движения, речь остаются сохранными, он по-прежнему продолжает владеть всеми знаниями, которые получил в прежнем опыте. Однако заболевание приводит в этом случае к снижению тонуса коры головного мозга, что проявляется в очень своеобразной картине нарушения: внимание больного становится неустойчивым, он проявляет патологически повышенную истощаемость, быстро впадает в сон. Его эмоциональная жизнь изменяется - он может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным; страдает способность запоминать; нарушается организованное течение мыслей.

Нарушение работы второго блока проявляется совсем в иных чертах. Больной, у которого ранение, кровоизлияние или опухоль привели к частичному разрушению теменных, височных или затылочных отделов коры, не испытывает никаких явлений нарушения общего психического тонуса или эмоций; его сознание полностью сохраняется, его внимание продолжает концентрироваться с той же легкостью, как и раньше; однако нормальный приток поступающей информации и нормальная ее переработка и хранение могут глубоко нарушаться. Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной или кинестетической чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а поэтому теряется четкость движений. Если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух. Если нарушение располагается в пределах затылочной области, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений.

Нарушения, возникающие при поражении третьего блока (в состав которого входят все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины) не вызывают ни нарушений бодрствования, ни дефектов приема информации; у такого больного может сохраниться и речь. Существенные нарушения проявляются в этих случаях в сфере движений, действий и деятельности больного. Если такое поражение расположено в передней центральной извилине, у больного могут нарушаться произвольные движения рук или ног; если оно располагается в отделах коры, примыкающих к центральной извилине, мышечная сила в конечностях сохраняется, но движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. Наконец, если поражение выводит из работы лобную область коры, протекание движений может оставаться относительно сохранным, но действия человека перестают подчиняться заданной цели, сознательное поведение, направленное на выполнение определенной задачи заменяется бессмысленными повторениями движений. При поражении лобных долей мозга больной перестает критически относиться к результатам своих действий и контролировать свою деятельность.

Физиологической основой психических процессов является сложная деятельность различных отделов головного мозга.

Таблица 7

Физиологические механизмы психических процессов

Психические процессы

Физиологическая основа

Ощущения Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).
Восприятие Согласованная деятельность системы анализаторов + центры речи в коре мозга.
Внимание

Доминанта – возбужденный участок коры головного мозга (очаг, господствующий

(доминирующий) над остальными участками коры, в результате чего осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Память Ассоциации - следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга в результате пластичности нервной системы.
Воображение Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.
Мышление Объединение нейронов мозга, отвечающих за конкретные мыслительные операции, в системы – нейронные коды.
Речь Вторая сигнальная система – анализ и синтез речи. Образование временных условных связей между центрами речи вызываются специфическим раздражителем – словом – в 4 формах: видимое (чтение - зрительный центр речи в затылочной доле), слышимое (понимание - слуховой центр речи Вернике в левой височной извилине), произносимое (произношение - двигательный центр речи Брока в верхней лобной извилине), записываемое (письмо - центр в средней лобной извилине).
Эмоции Возбуждение подкорковых центров и вегетативной (симпатичекой) нервной системы (изменяются кровообращение, дыхание, пищеварение, функции ВНД).
Чувства Возбуждение лобных долей (которое тормозит подкоркрвые центры, тем самым регулируя проявление эмоций) + 2 сигнальная система – слово (это сигнал для возникновения эмоций; основа для формирования высших чувств).
Воля Процессы в лобных долях – сравнение результата с целью (поражение лобных долей вызывает абулию). Если результат не совпадает с целью – в коре возникает очаг оптимальной возбудимости, который помогает достичь цель.