Мужчина-мастер и мужчина-воин: в чем их предназначение? Социальные типы мужчин.

"Мужчина должен создаваться в трудностях, формировать характер. Не сидя за Интернетом, не играя в какие-то компьютерные игры, а в ЖИЗНИ проявлять героизм свой, по-настоящему, в деле находится. И жизнь научит преодолевать опасности, терпеть трудности, находить в себе больше сил для исполнения целей. То есть нужно формироваться, развиваться, совершенствоваться мужчине.
Нельзя сидеть дома за Интернетом и думать как же бороться с ленью. Это невозможно.

Нужно выйти и сделать что-то. Создать что-то. Пообещать кому-то что-то, выполнить обещание. Если вы не выполняете обещания, то вы не мужчина вообще! Если вы не можете отстоять справедливые вещи, то вас назовут трусом. Пройдите такую школу, чтобы не быть трусом, чтобы быть мужчиной, чтобы иметь мужество, характер. Но для этого нужно жить!

А не сидеть, глядя на экран. Я по-мужски вам отвечаю. Станьте настоящим мужчиной! Выключайте Интернет, идите занимайтесь делом! Принимайте на себя обязанности, достигайте чего-то. Вот тогда вы получите хорошее развитие и станете человеком с сильным характером. Человеком с большой буквы!" А.Хакимов

"Мужчина - это Воин! Мужчина всегда развивается только в экстремальных ситуациях, ему нужны военно-полевые условия для того, чтобы понять что делать.

Мужчина должен стать мужчиной. Это означает, что он должен стать сильнее себя, он должен учиться заставлять себя, принуждать себя, бороться с собой. Для того, чтобы что-то иметь в жизни мужчина должен добиваться - в этом заключается мужская природа. У мужчины психика динамичная, соткана из устремлений, (а у женщины - стабильная, неизменная), потому мужчина вносит изменения в жизнь, все в ней меняет.

Долг мужчины - стать человеком сильным и возвышенным. Он во всем должен проявлять свою волю (которая в 6 раз сильнее,чем у женщины), и он должен добиться в обществе определенного положения.

Это нужно не для того, чтобы показать себя, а чтобы стать самим собой. Мужчина должен сражаться со своей судьбой каждую секунду своей жизни.

Он не должен расслабляться, он все время должен сражаться. Отдохнул - опять в бой.

У мужчины так психика работает: он или подвиги в жизни совершает или думает о сексе.

Знаете,что является самым главным и первым признаком мужественности? Это - способность не думать о сексе.

Для мужчины главное - это развитие себя как личности, работа над собой, достижения и победы в жизни, в социуме". О.Торсунов



Есть такая теория, когда всех мужчин делят на два типа, воинов и мастеров. Считается, что в древности женщины практически всегда рожали детей от мастеров, которые были домашними мужчинами, занимались ремеслами, не уходили на войну, а от воинов, которые сражались за отчизну, детей не рожали. Они были расходным материалом. Свои гены никому не передавали, предпочитая вести безбрачный образ жизни.

В итоге, в старину рожали детей от мастеров, которые заботились о них, передавали знания, указывали дорогу в жизни. Если же ребенок вырастал неполноценным, озлобленным, глупым, не мог научиться никакой профессии, то он становился воином, расходным материалом. Его отправляли геройствовать на поле боя и частенько домой он не возвращался. Воин не заводил детей, а поэтому свои злобные представления о мире им не передавал. У женщин старины был выбор. Мужчин было достаточно, и они всегда выбирали тех, кто о них заботился и был с ними до старости, обходя стороной неблагонадежных, беззаботных эгоистов, которые ничего не могли им дать.

Современность все изменила. Войны забрали многих мужчин, и женщинам ничего не осталось, как рожать не только от мастеров, но и от воинов. В СМИ начал пропагандироваться образ жестокого мужчины, который зациклен на себе, якобы мужественен, накачан, агрессивен. Ведется пропаганда секса без обязательств, любви к спиртному и оружию. Дети больше не стремятся стать мастерами, они хотят быть воинами и ведут себя соответственно. Все это скажется на следующих поколениях, которые недополучат любви и знаний, которые обязан был дать им отец.

Распознать мастера

Мастер человек умный и уравновешенный. Он умело занимается своим делом, профессионален, держится за семью, заботится о детях. Типичное движение мастера рядом с детьми – подбрасывание их вверх, после чего нежно ловит малышей. Так он говорит, что хочет, чтобы они расправили свои крылья, полетели высоко в небо, а он даст им достойный старт.

В древности мастер давал «путевку в жизнь» своим детям, передавая свои умения, а теперь он просто дает им знания, напутствие в будущей жизни, учит, как вести себя в мире, вкладывает важные ценности. Отец-мастер необходим, чтобы детям было не так страшно уйти от мамы, которая, как наседка, хочет привязать их к себе. Он показывает своим детям, что в мире нечего бояться, что он их поддержит в трудную минуту.

Мастер очень добр и дети его любят. Он их тоже обожает и никогда не станет ревновать к жене, не будет бороться с ними за ее любовь. Он понимает, что день принадлежит детям, заботе о них, а ночью эта женщина полностью в его распоряжении.

Распознать воина

Из воина получается неудачный отец. Он не учит своих детей ничему, ему не интересно проводить с ними время. Он жаждет другого. Ему интересна конкуренция, и если нет войны, то он будет бороться на своей работе, будет воевать со своими сослуживцами, получать «ордена» от начальников. Будет бороться не на жизнь, а на смерть на своей работе. В итоге, будет уставать и приходить домой злым, обиженным на всех. Ему наплевать на семью, он не считает времяпровождение с ней своей главной обязанность, ведь цель его жизни в войне, а не в мирном сосуществовании.

Он соперничает с детьми за свою жену, боится, что не успеет осуществить свой супружеский долг до следующего сражения, поэтому отталкивает детей и хочет занять в жизни женщины первое место. Из-за конкуренции за маму постоянно возникают ссоры и скандалы, напряжение в семье растет.

Дети чувствуют себя ненужными, заброшенными, часто уходят из дома, бунтуют, устраивают юношеские протесты, ведут разгульный образ жизни, чтобы заглушить свою обиду на отца. Они вырастают задерганными и запуганными, или откровенными хамами. Если же мать решается уйти от мужа-воина, то сыновья оказываются к ней сильно привязанными, а дочки не верят в мужчин, становятся стервозными и властными. От собственной семьи они ничего не ждут и часто боятся вступать в брак.

В общем, проблема в том, что современное общество ведет пропаганду жизни воина, выставляя мастеров жалкими, покладистыми, скучными мужчинами, которых лучше обходить стороной. Но если бы женщины выбирали их, семейных мужчин, готовых заботиться о своем семействе, то и ранних разводов было бы меньше и счастливых семей стало бы намного больше.

Ева Весельницкая в своей книге «Женщина в мужском мире» делит всех мужчин и всех женщин на четыре основных социальных типа. При этом важно помнить, что каждый человек на протяжении всей жизни в большей или меньшей степени проявляется во всех вариантах.

Социальные типы мужчин: ХОЗЯИН , ВОИН , ПОДАРОК и АВАНТЮРИСТ .

Мужчина-ХОЗЯИН сходен в своих проявлениях с Хозяйкой.
Союз Хозяина и Хозяйки можно назвать «мой дом — моя крепость». У них в доме обычно полно гостей, кто-нибудь ночует, всех принимают от души, всем рады.
Союз женщины-Воина и мужчины-Хозяина. Женщина активно занимается социальными вопросами, а мужчина прикрывает тыл. Наше общество считает подобную расстановку сил непрестижной — «что люди скажут?» И тогда он, который с радостью и умением занимался бы домом, хозяйством, пытается как-то достичь карьеры, а она воюет на территории собственной квартиры. И оба несчастливы потому, что все время занимаются не тем, чем хочется. Единственный выход из этого — противостоять давлению общества. Мужчина-ХОЗЯИН и Женщина-ВОИН неплохо уживаются, если муж не ревнует к успехам жены на общественном поприще, к тому, что она может зарабатывать больше его.
Мужчина-Хозяин и женщина-Приз. В идеале она — самая большая драгоценность в его хозяйстве. Если Хозяин добился согласия Приза, то она должна помнить, что хозяйство может разрастаться, а если она была Призом на уровне маленького хутора, то существует опасность перестать им быть на уровне царства. Может случиться и наоборот. Он завоевал Приз, а хозяйство сошло на нет. А она ничего для восстановления делать не будет — просто найдется другой футляр для этого Приза.
Возможен ли союз Музы и Хозяина ? Если Муза вообще способна на какой-то союз, то скорее всего это будет возлюбленная: появилась, осчастливила, ушла — все без каких-либо обязательств. Это трудный вариант для обоих, но возможный.

Мужчина-ВОИН
- это постоянный борец. Все зависит от того, что является предметом и целью этой борьбы. Если цели и успехи большие, это ВОИН-победитель, и жить с таким мужчиной престижно. Если цели мелкие - то это жалобщик, кляузник, зануда. К проигравшим женщины безжалостны, они не любят неудачников.
Женщина-ХОЗЯЙКА еще может пожалеть, успокоить. Женщина -ВОИН такого неудачника оставит. Если ВОИН нормально реализуется в жизни, то пара ХОЗЯЙКА-ВОИН вполне органична. Для этого только нужно, чтобы она осознала, что его невозможно привязать к хозяйству. Ему проще заработать деньги, а отдавая ей, сказать: "Вызови мастера", чем что-то чинить или делать. ХОЗЯЙКА - идеальная жена для мужчины-ВОИНА. Она прикроет тыл, создаст надежную опору. Для нее муж отчасти ребенок. Муж - самая ценная часть ее "хозяйства". Если мужа это устраивает, то можно за них только порадоваться. Улучшить отношения ХОЗЯЙКИ к мужу означает не вкуснее накормить, окружить уютом. Однако если этого мало для мужа, то ХОЗЯЙКЕ нужно подумать о привнесении элементов и других возможных реализаций - ВОИНА и ПРИЗА.
ВОИН и ПРИЗ. Это ситуация завоевания им ее. Если мужчина - "ГЕНЕРАЛ", то и ПРИЗ будет искать на олимпийском уровне. Если он "ЕФРЕЙТОР", то и ПРИЗ для него ефрейторский. Среди таких пар и относительно таких пар можно услышать: "Он (она) тебе не пара" - когда уровень притязания не соответствует реальности.
Союз двух ВОИНОВ. Это ситуация, когда хозяйство, дом - это блиндаж, обустройство его их не интересует. Это люди, встречи которых происходят на общей идее. Идея общая и по поводу хозяйства - спихнуть все на бабушек и дедушек - и вперед в бой. Обычно они единомышленники, то есть ВОИНЫ в одной сфере. Но если у них разные поля битв, то они сбегаются на отдых, делятся сообщениями о своих достижениях и разбегаются дальше. Каждый получает плюс от достижений другого. Им все равно, что у них дома нет хорошей мебели, что они носят купленную одежду, а не шитую и не вязаную. Счастье для них не в этом. У них нет времени и желания стоять в очередях и уделят вечера шитью. Они счастливы достижениями друг друга. И когда окружающие упрекают их в том, что у них нет семьи, нет дома, они не очень это понимают и спрашивают: "А что это такое?" Пусть они дома только варят по утрам кофе, белье сдают в стирку, а детей видят поздно вечером, питаются в столовке, не находят времени посидеть у телевизора или сходить в кино. Но! ИМ ХОРОШО! А когда людям хорошо, то и окружающим должно быть хорошо от того факта, что рядом живут люди довольные, бесконфликтные.
Союз мужчины-ВОИНА и женщины-МУЗЫ. Это "союз" в кавычках, короткий, импульсивный. Встретились, реализовались, она его на какие-то новые подвиги вдохновила и опять неизвестно куда улетела.

Мужчина-ПОДАРОК . Ситуация его поведения очень схожа с женщиной-ПРИЗОМ. Эти мужчины не делают карьеру способом пробивания, они делают ее увеличением цены собственного подарка. То есть они увеличивают объем своих знаний, умений, то, что они представляют, и мир реагирует на это тем, что предоставляет им все больше места, все больше возможностей в социуме. Принять такой способ социализации довольно трудно для женщин. Но очень красиво смотрится пара мужчина-ПОДАРОК и женщина-ПРИЗ. Потрясающая пара. Жаль только, что эти пары быстро расстаются. У них под ногами ничего нет, они оба парят над землей. Но сколько же можно ТАМ быть? Необходимы новые стимулы. Призам надо, чтобы их кто-то постоянно завоевывал, берег, пыль сдувал. У них же способ поведения такой, что он не дает никакой работы в мире, они могут только вот так - демонстрироваться.
У женщины-ХОЗЯЙКИ ПОДАРОК, естественно, будет расцветать, искриться и пахнуть, опять-таки, если его ценность будет соответствовать хозяйству. Если это происходит, то ХОЗЯЙКА считает, что мужчина достоин того, чтобы о нем заботиться, несмотря на замечания и недовольство окружающих. И раз она считает, что это правильно, тогда все прекрасно. Это их личное дело, как им строить свои взаимоотношения. Конечно, от таких мужчин очень трудно требовать выполнения хозяйственных функций. У них даже срабатывают на это механизмы раздражения, если их втягивать в такие дела.
С женщиной-ВОИНОМ все очень просто: завоевала и пошла дальше. И если он спустя время все еще самый дорогой среди того, за что она воюет, то все нормально. А если вдруг на горизонте что-то более значимое появится, тут уж надо быть внимательным мужчине. Либо ему надо срочно увеличивать объем своей ценности, либо быть готовым к тому, чтобы перейти в другие руки. Такой тип мужчин обычно частенько переходит из одних рук в другие, довольно безболезненно для окружающих.
ПОДАРОК и МУЗА. Жизненный союз здесь вряд ли возможен, только чисто формальный.

Мужчина-АВАНТЮРИСТ . Для примера можно вспомнить фильм "Блеф". Вот где встретились два идеальных партнера. Встретились, учинили какой-то фейерверк и опят разбежались. То есть это мужчина, который редко попадает в поле зрения. То он где-то в лесу, изредка навещает родных, то скачет по полям на коне, то на щите, то со щитом, то с розами, то с ранами, и никогда не известно, когда его ожидать в следующий раз. Хозяйка будет его ждать, смотреть в окна, не едет ли. И как истинная хозяйка, будет всегда готова к встрече.
С женщиной-ВОИНОМ возможны кратковременные совместные битвы, так как у них нет совместных социальных идей для встреч.
Встреча МУЗЫ и АВАНТЮРИСТА - это и есть "блеф", какая-то суперяркая вспышка, суперлюбовь на три дня. Это красиво, и три дня - это ведь тоже немало.
Мужчин типа Авантюрист так же мало, как и женщин-МУЗ. Хотя мужчин все же больше, потому что общество поощряет такие профессии, призвания как искатель, испытатель. Нужно, чтобы кто-то искал Атлантиду, осваивал Антарктиду, реки вспять поворачивал, например. Кстати говоря, преступный мир тоже изобилует Авантюристами. Это те преступники, которых мы видим в американских фильмах и которым чуть-чуть импонируем. Нас прельщает их ум, талант, блеск, галантность с дамами. То есть, опять же, они дают нам импульс для роста. Хочется привстать на цыпочки и быть достойной такого мужчины. Как женщина-МУЗА вдохновляет мужчин на новые подвиги, так и мужчины-АВАНТЮРИСТЫ своим стремлением к риску, к эффектному жесту иногда и женщин толкают на неожиданные поступки. Вспомним, к примеру, незабвенного Остапа Бендера и гоняющуюся за ним мадам Грицацуеву.

Весельницкая Е. Женщина в мужском мире - СПб.: Фонд "Лики культур", 2000. 160 с.

Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки – деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту – качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных – когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.

Мы видим других людей через призму собственного восприятия жизни, через то, как сами относимся к проблемам, через свои личные стремления и желания. И даже не замечаем этого. Нам кажется, что именно так и может быть, что наше личное восприятие единственно возможное и остальные, особенно близкие нам люди, относятся к жизни точно так же.

Самый распространённый пример – отношение к детям. Мы их любим, но не хотим понимать. Дочь страдает от первой неразделённой любви? «Ничего страшного, знаешь, сколько у тебя их ещё будет?» Сын хочет проводить время с друзьями вместо учёбы? «И как ты жить будешь таким неучем?» Знаете, что здесь самое главное, но не замечаемое нами? Будет и будешь. Дело в том, что мы не относимся к их жизни как к настоящей. Для нас она всего лишь подготовка к той жизни, которая «будет» когда-то. А знаете, когда? Тогда, когда им будет ровно столько же, сколько нам сейчас, в тот момент, когда мы это говорим. Мы подсознательно воспринимаем жизнь только в своём возрасте. И даже если думаем о том, какое семейное счастье ждёт наших детей, то пытаемся поставить их на своё место, в свой возраст.

А им ещё сложнее. Они ведь тоже живут в своём возрасте. Но если их годы мы хотя бы проходили, то для них самих возраста мам и пап просто не существует, невозможно ощутить себя таким «старым». И наши увещевания про «будет» могут не помочь, а, наоборот, помешать.

Собственно, почему я начал с этого разговор о характерах? Потому, что нам только кажется, что мы знаем тех, кого любим. В действительности мы их придумываем. И наделяем каким-то чертами характера, которые, как нам кажется, у них есть. Своими чертами. А для того, чтобы начать действительно понимать человека, надо его понять. И понять, почему он поступает так, а не иначе, почему делает одно, а не другое.

Собственно, пытаться всеобъемлюще описать мужские характеры – дело гиблое (признаюсь - женские сложнее в тысячу раз). К примеру, можно рассказать о том, что есть «маменькины сынки» или «казановы». Всё это типы характеров. Но ни один «сынок», равно как и ни один «казанова», не будет поступать одинаково. Кто-то из них будет меланхоликом, а кто-то флегматиком. Один будет циклотимиком, а другой шизотимиком (есть и такое разделение в психологии). И от этого будет зависеть манера поведения. А ещё ведь есть и психогеометрия, и соционика, и те же самые знаки зодиака. И все это будет накладывать свой отпечаток.

Но есть типы характеров, разделяющие мужчин по неким социальным группам, которые было бы полезно знать. У представителей каждой из групп различное восприятие, разные мотивации и устремления. Они получают удовольствие от совершенно разных вещей. Но, самое главное, они и себя воспринимают совсем по-разному. А понимание того, как человек относится сам к себе, может объяснить очень многое в его поведении.
Итак, четыре группы.

Мужчина-Хозяин

Название говорит само за себя. Для такого человека важно ощущение «своего». И он будет стараться приумножать, улучшать то, что имеет. Обычно эти люди стремятся все делать самостоятельно или, как минимум, руководить процессом. Не может настоящий хозяин отдать свой дом в чужие руки. Ему необходимо ощущение своего «дома», хотя, вполне возможно, этим домом может стать работа или любое другое место, где он себя хозяином и ощущает. Так, если муж-хозяин не будет чувствовать себя таковым в настоящем доме, в семье, он обязательно найдет замену: гараж, клуб по интересам, место в интернете, в конце концов, в котором будет распоряжаться. Но если направить такие стремления на «мирные цели», то ваш дом может стать полной чашей. Не обязательно в смысле достатка, но порядок в нём будет гарантирован: краны не текут, полки не отваливаются, а двери не скрипят. Надо только дать понять, что всё, что касается семьи – его. Кстати, это можно перенести и на отношения к женщине. Если она «его женщина», то и у неё должно быть все хорошо.
Если это открытый, добрый человек, то обычно в его доме всегда приятно и уютно. Но есть опасность превращения такого дома в жилище Плюшкина. И не обязательно по отношению к вещам. Когда мужчина-хозяин замыкается на себе, окружающий мир он начинает воспринимать как враждебный, тот, который может разрушить созданное. В принципе, для женщины, которая воспринимает себя через дом, в этом нет ничего страшного. Даже наоборот, «дружелюбный» вариант может доставить больше хлопот, потому что в доме постоянно будут приниматься друзья-товарищи, перед которыми необходимо продемонстрировать собственное достояние.
Дело в том, что «хозяева» оценивают себя через что-то созданное самостоятельно, через свои умения. И ему очень важно, чтобы ценили в нем именно это. Если такой оценки человек не получает от близких, он будет искать ее у других. Кстати, вас, дорогие женщины, «хозяин» тоже оценивает по этой же шкале.

Мужчина- Воин

Этому нужно постоянно с чем-то бороться, преодолевать и менять. Обычно такие мужчины на виду. Но то, что получается из такого стремления, зависит от успешности человека. А успешность - от целей, которые он перед собой ставит. Если они мелкие, то получается зануда, кляузник и жалобщик. Наверное, все знают тип людей, вечно всем недовольных и вечно со всем борющихся? Есть те, кто борется со вообще со всеми: с системой, с соседями, с собственными детьми, с жёнами. Для них важен процесс, а не результат. И удовольствие они находят в такой борьбе. Обычно так ведут себя люди, не достигшие результатов в каком-то конкретном деле, не имеющие такого любимого дела.

Жизнь с мужчиной-воином зависит от того, то ли это воин-победитель, то ли воин, проигравший битву. Женщины, подсознательно выбирающие такой тип мужчин, к проигравшим безжалостны. И если такой борец, выбранный в качестве будущего победителя, проиграет, он вполне может восприниматься как неудачник. И часто зря. Потому что бороться он все равно не перестанет, просто найдет более мелкие объекты. И лучше поддержать, помочь направить усилия в нужном направлении, чем позже ощущать результаты этой борьбы на себе.
Кстати, борьба никак не означает того, что человек не стремится достигнуть определенного положения. Наоборот – это может быть и борьбой за лучшее место под солнцем.

Если женщина осознает, что ее мужчина относится к такому типу, это очень облегчит взаимоотношения. Надо понимать, что привязать воина к хозяйству практически невозможно. Самый лучший вариант, который он найдет – заработать деньги, которые передаст вам же со словами: «Вызови кого надо, пусть сделают».

Не думаю, что это плохо, все зависит от того, к какому социальному типы вы сами относитесь (у женщин тоже есть подобное разделение). Нельзя ожидать от человека, что он может быть лучшим во всем. А вот рассмотреть, в чем его сила и помочь, или хотя бы не мешать, реализоваться можно. Мне кажется, именно об этом фраза о том, что «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

Мужчина- Подарок

Знаете мужчин, которые всегда бывают душой компании? Он может развеселить, создает вокруг себя отличное настроение и, естественно, постоянно окружен женским вниманием. Часто девушки именно за такие «подарки» воюют. Только после того, как одна из них добилась расположения и получила его в собственное распоряжение, оказывается, что таким, к которому все привыкли, он может быть где угодно, только не дома. И начинается примерно такой диалог: «Пока не поженились, он таким веселым был, песни пел. Теперь дома ничего делать не хочет, скучно ему…» А ему действительно хорошо, когда он на виду, когда его высоко оценивают. Причем ценят не что-то сделанное, а его самого. А семья – это не то место, где он может раскрывать свой творческий потенциал. И в ответ жена может услышать: «Я тебе нравился в компаниях? Так и пойдём к кому-то. Или пригласим к нам» - «Сколько можно веселиться? Дети растут, денег нет…» А он не веселья жаждет, а оценки. Мужчине-подарку очень важно внимание к себе, как к личности. Именно в этом он себя и оценивает: чем больше внимания, тем он «дороже». Причем не оцененный «подарок» все равно считает себя лучшим, а окружающих – не желающих замечать этих достоинств. Зато после реальной похвалы он стремится «нарастить цену», чтобы вновь ощутить восхищение. Именно так мужчина-подарок подтверждает своё «подорожание».

Как пример можно привести мужчин-актеров или любых других творческих профессий. Без постороннего одобрения они действительно чахнут и считают жизнь прожитой зря. Хотя профессия здесь не так важна. Человек может быть и, например, удачливым продавцом любого ранга. Тогда каждую успешную продажу он будет относить и к себе лично.

Выполнения хозяйственных функций от них добиться практически невозможно. Срабатывает механизм раздражения: подарок нельзя использовать не по прямому назначению.

Конечно, я описал утрированную картину (которая всё равно встречается). А вообще такие мужчины вполне способны сделать очень неплохую карьеру. Чем выше по служебной лестнице, тем дороже себя можно оценить. Они могут увеличивать объем знаний и умений для того, чтобы занять как можно больше места в социуме. А вообще степень социализации «подарка» напрямую зависит от того, насколько он умён, то есть от возможности адекватной оценки. Оценки себя самого. Но это можно отнести и к любым другим типам.

Тем, с кем рядом такой «подарок» можно посоветовать одно – переждать. Этот тип может меняться и постепенно реализовываться как воин или хозяин. Но терпения придется приложить не мало.

Мужчина-Авантюрист

Самый лучший социальный тип. Почему? Об этом чуть позже. И тип довольно редкий. Мужчина-авантюрист не любит делать что-то так, как делали много раз до него. Ему интересно новое, его можно назвать «собирателем ощущений». В зависимости от окружающих условий, воспитания и т.д. он может стать и путешественником, и изобретателем, и преступником. Это один из любимых «киношных» персонажей. Челентано в ролях обаятельных мошенников, Ди Каприо в «Поймай меня, если сможешь» - представители авантюрного типа. Далеко не обязательно это асоциальные личности. Все генераторы идей – авантюристы, которым не просто скучно делать что-то рутинное, они просто не в состоянии с этим справиться. Хотя авантюрист может быть примерным семьянином, выполняющим домашнюю работу. Но только если он сам придумает стоящую мотивацию.

Еще одно свойство – умение убеждать, уговаривать, заставлять верить в то, что они придумали. Иногда это действительно что-то стоящее, иногда – прожекты, которые лучше не пробовать воплотить.

Почему мне нравится этот тип? Потому что я сам именно к нему и отношусь. И с точки зрения мужчины-авантюриста могу дать совет женщинам. Такие мужчины готовы сделать для любимой женщины очень многое. В том числе и превращать (хотя бы иногда) её жизнь в праздник. Но есть обязательное условие нормальной жизни с таким человеком. Он не может делать то, что делать «надо», то, что делать его пытаются заставить. Но с удовольствием сделает что угодно, если будет считать, что это его личная инициатива, его желание. А вот как этого добиться, уже вам решать, тут подсказать не могу – я же не женщина.

А в итоге хочется сказать о том, что, конечно же, не бывает строго определенных типов, в каждом из нас может присутствовать часть хозяина и часть воина. Иногда мы ощущаем себя подарком, иногда на время становимся авантюристами. Но какой-то один тип преобладает всегда. И если вы воспользуетесь тем, что будете понимать, к какому типу относится ваш мужчина, то сможете не только направить его в то русло, которое вам подходит, но и сумеете получить действительно понимающую, крепкую и счастливую семью. Думаю, оно того стоит?