Древние римские поэты. Поэзия и проза древнего рима

Римская литература возникла под греческим влиянием ещё в III веке до нашей эры. А прославил её величайший оратор, писатель и философ Цицерон. Стоит отметить, что он был не только выдающимся оратором и писателем, но и видным государственным деятелем. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н.э. Современниками Цицерона в то время были такие великие римские поэты как Лукреций и Катулл.


Лукреций был автором философской поэмы«О природе вещей», которая полностью раскрывала понятие теории эволюции. Полное имя поэта– Тит Лукреций Кар. Родился он в 98 году, но подробности его жизни не известны. Возвращаясь к поэме, хочется отметить, что она является не только философским трактатом, «приправленным» поэзией, но и подлинным художественным произведением, открывающим своим чётким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе.


1. Обращение к богине Венере «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судьбоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят» 2. Вселенная – безграничное пространство, по которому носятся атомы. …Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем…


3. Когда мы есть- смерти нет, и наоборот. …И потому вещество, состоя из плотного тела, Может быть вечным, хотя разлагается всё остальное. Далее, если б нигде никакой пустоты не встречалось, Плотным являлось бы всё; и напротив, коль тел бы известных Не было, чтобы заполнить места, что они занимают, Всё б оказалось тогда и пустым, и порожним пространством, Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство. 4. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. …Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.


5. О происхождении мира. 6. Объясняет явления природы Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери. Твердой рукою никто не работал изогнутым плугом, И не умели тогда ни возделывать поле железом, Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких Острым серпом отрезать отсохшие старые ветки. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает В силу того, что, летя высоко в пространствах эфира, Тучи сшибаются там под натиском ветров противных. Ведь не доносится звук из части безоблачной неба, Там же, где тучи, толпой собравшись, сплотятся, оттуда Чаще всего раздаются раскаты громовых ударов…


Гай Валерий Катулл- родился в 57 году, а умер примерно в 54 году. Родился поэт в Вероне. О жизни поэта также ничего не известно, но кое что можно узнать из его произведений. Например, он был любовником замужней женщины по имени Лесбия, по- крайнее мере так он называл её в своих лирических произведениях. Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей: 1)Большие произведения в «ученом» стиле; 2)Мелкие стихотворения, «шутки; 3)Стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии).


Стихи: лирическая сила; простота, простонародность; использовал ругательства; Искренность; сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям; обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах. Поэмы: хорошо знал литературу греков Был последователем Каллимаха, противником классического искусства


Альбий Тибулл (1-й век до н.э.) – считался одним из наиболее известных поэтов периода расцвета Римской литературы. О жизни поэта можно узнать из его художественных произведений. Исходя из описания деревенской жизни в его художественных произведениях, можно сделать вывод, что он родился в сельской местности. Семья поэта жила в достатке, но при распределении земли ветеранам ничего не получила. (41 г.до н.э.)


Большинство произведений Тибулла были на тему любви. Содержание этих произведений легче понять т.к. оно построено на чувствах, эмоциях и желаниях поэта. Некоторые из них посвящены девушке по имени Немезида, которую Альбий любил до самой смерти. Поэт ушёл из жизни совсем молодым, но его художественные произведения сохранились до наших дней и выпускаются под названием Элегии.


Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) Вергилий Марон Публий – был одним из самых значительных поэтов Древнего Рима, так как именно он открыл новый вид эпической поэмы. Родился поэт в небогатой семье. Уже с 16-ти летнего возраста он начал создавать маленькие стихотворения, наиболее достоверное из которых – Culet.


Гай Луцилий (родился около 180 г. до н. э) Луцилий Гай – римский поэт и сын крупного рабовладельца. Родился в области Кампань, недалеко от Неаполя. Любовь к поэзии появилась ещё с самых ранних лет. В своих произведениях Луцилий затрагивал тему религии, политики и философии. Умер поэт в 102 г. до н. э.


Гораций (65 8 до н. э.) Гораций Квинт Флакк в 42 году был поклонником Брута, ярого республиканца. Это побудило его войти в сражение при грандиозной филиппинской битве. После проигранного сражения он возвращается в Италию. Потеряв всё свое состояние и полностью разорившись, Гораций решает стать писателем. Его творчество начинается с «Сатиров» и «Эподов». Первая книга посвящена любимым философским беседам Горация. Вторая книга содержит занимательные письма в литературном жанре. Также Гораций писал лирические произведения, которые ещё называл одами. В некоторых поэт рассказывает о своих любовных романах, а в некоторых восхваляет Августа и его подвиги.


Петроний Арбитр (родился примерно в 14 году– умер в 66 г.) Петроний Арбитр - древнеримский писатель, а также автор романа «Сатирикон». Его имя «звучит» во всех частях романа. О нём отзывались и писали изречения многие деятели. Все эти отзывы подтверждали существование писателя, но не давали подробностей его жизни.



I

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII. Список литературы

I . Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae.

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". В XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных важнейших исторических событиях.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях--Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.

V век до н. э.-- время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера--нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

Другое имя римской поэзии - Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254--184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Поэты и писатели древней Греции и Рима

Эзоп – древнегреческий баснописец VI века до н. э.

Эсхил – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Леонид, Тарентский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукиан – древнегреческий поэт II века до н. э.

Софокл – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Еврипид – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Менандр – древнегреческий поэт IV века до н. э.

Феокрит – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Вергилий, Марон Публий – римский поэт I века до н. э.

Каллимах – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукреций – римский поэт и философ I века до н. э.

Аполлоний, Родосский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Аристофан – древнегреческий поэт V века до н. э.

Асклепиад – древнегреческий поэт конца II – начала I веков до н. э.

Гиппонакт – древнегреческий поэт VI века до н. э.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Писатели и поэты XVII века 3 Вио, Теофиль де – французский поэт.4 Вега, Карпьо Лопе де – испанский драматург.Мело, Франсиско Мануэл де – португальский поэт.Опиц, Мартин – немецкий поэт.5 Барро, Жак Валле де – французский поэт.Буало, Никола – французский поэт.Бэкон, Френсис –

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Писатели и поэты XVIII века 4 Гете, Иоган Вольфганг – немецкий писатель.Дефо, Даниель – английский писатель.5 Бернс, Роберт – шотландский поэт.Дидро, Дени – французский писатель, философ.Лакло, Пьер де – французский писатель.Лесаж, Ален Рене – французский писатель.Руссо,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Писатели и поэты XIX века 2 По, Эдгар – американский писатель.4 Блок, Александр Александрович – русский поэт.Верн, Жюль – французский писатель.Гюго, Виктор – французский писатель.Дюма, Александр – французский писатель.Золя, Эмиль – французский писатель.Прус, Болеслав –

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Писатели и поэты XX века 3 Жид, Андре – французский писатель.Шоу, Джордж Бернард – английский писатель.4 Блез, Сандрар – французский писатель.Грин, Александр Степанович – русский писатель.Грин, Грэм – английский писатель.Дойл, Артур Конан – английский писатель.Ильф, Илья

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

Политические учения Древней Греции и Рима Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку? По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней мертвых через

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Боги Древней Греции Олимпийские боги Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги второго поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Олимп (Olumpoz) - гора в Фессалии, на которой,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Знаменитые писатели и поэты Абэ Кобо (1924–1993) - японский писатель, поэт, сценарист, режиссер. Романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта» и др.Амаду Жоржи (1912–2001) - бразильский писатель, общественный и политический деятель. Его романы («Бескрайние земли»,

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Поэты и писатели Самоубийство пользуется популярностью среди творческой элиты во всем мире. Так, в XX в. добровольно ушли из жизни русские поэты В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, немецкий поэт и драматург Эрнст Толлер, писатель С. Цвейг (Австрия), Э. Хемингуэй (США), Ю.

Из книги автора

Мифология Древней Греции Боги АидАнтейАполлонАресАсклепийБорейВакх (одно из имен Диониса)Гелиос (Гелий)ГермесГефестГипносДионис (Вакх)ЗагрейЗевсЗефирИакхКроносМомМорфейНерейНотОкеанПанПлутонПлутосПонтПосейдонПротейТанатосТитаныТифонТритонХаосЦиклопыЭвр

Из книги автора

Из книги автора

Искусство древней Греции и древнего Рима Афродита. I–II века Аттический курос Около 600 до н. э. Мрамор. Высота 193,4Куросы - распространенные в архаическом искусстве Греции статуи юношей-атлетов или молодых воинов. Они устанавливались в честь победителей, а также на

Римская культура основывалась на древнегреческой. Многие древнеримские поэты просто подражали грекам. Но спустя какое-то время ситуация в Риме изменилась. Появились яркие самобытные поэты, такие как:

Гай Валерий Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) Родился в Вероне, городе Цизальпинской Галлии. Так уж получилось, что в годы жизни поэта Рим был охвачен гражданской войной. Правил в те времена Гай Юлий Цезарь. Против его политики выступали республиканцы. Именно к ним и присоединился молодой поэт. Он писал в адрес своих противников едкие и острые на язык стихи и эпиграммы. В своем творчестве поэт попробовал себя и в «ученой поэзии», посвященной мифам и мотивам произведений. Но подобного рода произведения были интересны лишь определенной малочисленной группе людей. Поэт прославил своё имя, благодаря любовной лирике, посвященной Лесбии. Это его лучшие творения. Ибо они пропитаны искренней любовью к женщине. Вдохновение поэт черпал в своих глубоких чувствах к некой римской матроне Клодии Пульхре, к которой в стихах обращался по имени Лесбия. Этот псевдоним был взят не случайно. Ибо родиной великих древнегреческих поэтов Алкея и Сапфо был остров с красивым названием Лесбос. Катулл в своих стихах воспевал красоту любимой и её обаятельность. Рассказывал читателям о своей пылкой страсти к красавице. В его стихах чувство любви описано наиболее полно: зарождение и восторженность, счастье от разделенной любви и наслаждение эмоциями, боль измены и бесконечные страдания по этому поводу. Знатная римлянка Клодия, прославившая своё имя любовными похождениями, по началу ответила поэту взаимностью, но вскоре он ей надоел и она нашла отраду в другом своем поклоннике. Катулл страдал. Его стихи отражали эмоциональную силу горечи и разочарования. Позже в поэте зародилось новое чувство — чувство презрения к изменнице. В своих стихах Катулл писал: «А ты, Катулл, терпи! Пребудь, Катулл, твердым!» Возможно, мир узнал бы из произведений этого древнеримского поэта и о других человеческих чувствах, но поэт умер, не дожив и до 30 лет. были увлечены творчеством Катуллы. Его стихи переводил А.С.Пушкин, его творчество изучал А.Блок.

Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.) Родился в Венузии, очень стареньком городишке на юге Италии. Отец поэта мечтал о хорошей жизни для сына и сделал всё возможное, чтобы Гораций попал в привилегированное общество Рима. Он скопил небольшое состояние и дал сыну прекрасное образование на литературном и философском поприще в Афинах. В годы жизни поэта Римом правил Октавиан Август. Когда в империи вспыхнула гражданская война в 44 г., поэт примкнул к республиканцам, которые потерпели поражение. Гораций был арестован. Но попав под амнистию, вернулся на родину и приступил к своему творчеству. Все началось с того, что эпический ввёл Горация в литературный кружок богача Мецената. Меценат всячески поддерживал поэта и оказывал ему своё покровительство. Гораций в своих произведениях призывал жить скромно, держась «золотой середины» (Впоследствии это выражение стало крылатой фразой), он был противником всякой роскоши и богатой излишне сытой жизни. Он держался подальше от императорского двора и писал сатирические произведения, обнажая человеческие пороки: жадность, зависть, властолюбие, расточительство. При этом Горацио старался не касаться острых политических тем, похвальные псалмы в адрес императора писал сдержанно и редко. А вот гимны вину и любви, сатирические насмешки над человеческими пороками — это любимые темы Горация. Творчество Горация составляют сборники од и сатир, «Посланий», одним из которых является знаменитая «Наука поэзии» Именно здесь поэт делится своими взглядами на литературу. А знаменитая ода Горация «К Мельпомене» , известная также под названием «Памятник», переводилась различными поэтами Европы и России в разное время. Например, нам хорошо знакомое со школьной скамьи стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Горацио был одним из самых популярных и востребованных поэтов древности. Он чаще других изучался и имел огромное влияние на европейскую лирику. Это влияние мы можем наблюдать и в творчестве русских поэтов. Например, оно ощутимо в произведениях Ломоносова, Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и т.д.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.) Величайший поэт, познавший немилость императора. В годы жизни поэта правил Октавиан Август, блюститель порядка и нравов. Ему не понравилось творчество Овидия, в котором поэт воспевал удовольствия и утонченную роскошь городской жизни. Овидий прославился «Любовными элегиями» и знаменитой поэмой «Наука любви» . В этой поэме Овидий очень точно, талантливо и, в ряде случаев, иронично описывает любовные переживания. Август сослал поэта в возрасте 50 лет (8 г.н.э.) в город Томы (Констанца), расположенного на побережье Чёрного моря. Овидий очень страдал и тосковал по родине. Он писал жалостливые стихи, пытаясь смягчить черствое сердце императора и получить разрешение вернуться домой. Но Августа не тронули пронзительные строки страдающего поэта. 10 лет провел Овидий на чужбине и там умер. Если говорить обобщенно, то творчество Овидия условно можно разделить на три основных направления: любовная поэзия (Сборник «Любовные стихотворения» , «Наука любви» ), мифологическая поэзия («Фасты» , «Метаморфозы» ) и творчество на чужбине («Песни скорби» , «Послания с Понта» ) Мировую славу Овидию принесла поэма «Метаморфозы» , состоящая из 15 книг, где поэт подробно и детально обработал множество мифологических сюжетов и преданий. Начинается поэма с сотворения мира и заканчивается превращением императора Юлия Цезаря в комету. От начала и до конца поэмы происходит множество событий с участием богов, которые делятся на сильных и служивших им плебеев. Боги живут на небе, но их жизнь очень сильно напоминает жизнь римского общества. Сильные, т.е. патриции, плетут интриги и принимают участие в любовных приключениях. В целом творчество Овидия оказало очень сильное влияние на поэтов всех времен и европейских народов. Многие сюжеты поэм Овидия послужили образцом и основой для создания других художественных произведений: стихов, балетов, опер и т.д. Во время ссылки А.С.Пушкин часто сравнивал свою судьбу с судьбой великого Овидия. А знаменитые Ромео и Джульетта были созданы Шеспиром под влиянием 4 книги Метаморфоз о Пираме и Фисбе.

В заключение хочу предложить мультфильм, созданный по мотивам сюжета об Аполлоне и Дафне поэмы «Метаморфозы» Овидия.