Как добраться тепе кермен крым. Тепе-Кермен — один из крупнейших пещерных городов Крыма

Тепе-Кермен – пещерный город в Крыму, расположенный на одноименной горе. Создавался он как оборонительное укрепление, поэтому и место для него выбиралось соответствующее. Подняться на гору можно было только с одной стороны, где построили надёжную стену. Со всех других боков крепость защищается 15-метровым обрывом.

Город лежит на высоте 540 метров над уровнем моря и 250 метров над уровнем близлежащих долин. По размерам он уступает соседним Мангуп-Кале и Чуфут-Кале. Площадь плато – 1,4 га.

Топоним Тепе-Кермен означает «вершина-крепость», передавая впечатление от ее внешнего облика. Как называли город его основатели, неведомо. Этот памятник изучен пока недостаточно хорошо. Археологи установили, что городище образовано приблизительно в VI веке. Началось все со строительства византийской крепости. Уже к XI–XII векам застройка становится плотной. К XIII ст. город достигает вершины процветания. Однако к XIV пустеет после набега татар и разорения золотоордынским темником Ногаем. Подобная участь постигла и соседние пещерные города.

Экскурсия в пещерный город Тепе-Кермен

Гора Тепе-Кермен буквально вся «изрезана» пещерами. Они встретятся вам еще по пути к самому плато. Поэтому скучной дорога точно не покажется. Единственное, запаситесь питьевой водой. Источников поблизости нигде нет, а дорога длинная.

Как написано в Википедии, подниматься на Тепе-Кермен лучше всего с северной стороны. На самом плато находится около 250 пещер искусственного происхождения. Они использовались как жилища, оборонительные и культовые сооружения, погребальные склепы, склады. Жилых помещений мало, поскольку люди в основном селились в долинах, в усадьбах. Пещеры же служили укрытием на случай набегов. К сожалению, селения под влиянием природным стихий и времени разрушились.

Сам город сохранился очень хорошо. Видно, что он имел несколько ярусов. На верхнем находились одноэтажные пещеры. Есть здесь и вырубленный в скале храм, как утверждают многие, с интересной энергетикой. Словами не объяснить. Лучше приходите и прочувствуйте ее сами.

Нижний ярус представлен двухэтажными пещерами. Виды из их окон открываются потрясающие. Если сделать фото с этого места Тепе-Кермен, в кадр попадет даже Кыз-Кермен.

В северо-восточной части городища, почти у самого края плато находится еще одна пещерная церковь со своеобразным интерьером, алтарем и крестильней VIII–IX веков. Помещение довольно большое – длиной 10,5 м и 5,4 м шириной. Вытянуто оно не как обычно, по оси к алтарю, а по оси с севера на юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть храма. Алтарь окружали шесть высеченных колонн, до наших дней сохранилось только три.

Отличить данный храм вы сможете по оконному проему неправильной формы. Долго объяснить эту метаморфозу никто не мог. Открытие удалось сделать случайно краеведам. Оказалось, что когда в праздник Пасхи восходит солнце, лучи его проникают через окна пещеры, и на противоположной стене появляется точная тень креста.

Как добраться до Тепе-Кермен на машине, автобусе?

На карте Тепе-Кермен расположен недалеко от Бахчисарая. На автовокзале садитесь на рейсовый автобус Бахчисарай – Синапное и езжайте до остановки «Кудрино». Пройдите через поле к сосновому лесу – на горизонте должна показаться туристическая стоянка. С нее и начинается дорога к плато.

Если вы путешествуете на автомобиле, выезжайте из Бахчисарая по Советской улице на автодорогу, проложенную через Качинскую долину. Двигайтесь в сторону села. Как проедете село Машино, сворачивайте с шоссе налево на грунтовую дорогу Синапное, она приведет вас прямо к подножию горы Тепе-Кермен. Машину оставляйте здесь и поднимайтесь наверх.

Интереснее всего путешествовать на велосипеде. Так вы не будете привязаны к дороге, а сможете заехать в соседние пещерные города Чуфут-Кале, Кыз-Кермен и даже в Бахчисарайский дворец.

) мы посмотрели за предыдущие два дня. А на сегодня запланировали объекты поменьше (вечером нужно ещё и на поезд успеть!), но они оказались не менее эффектными.

Расположен совсем недалеко от Бахчисарая. Например, от Чуфут-Кале есть пешеходная тропа, соединяющая эти два пещерных города. Но поскольку мы на машине, то едем вдоль долины реки Кача по дороге на Верхоречье. Вот слева навис над нами корабль Качи-Кальона. Но сюда мы вернёмся на обратном пути. Проезжаем Машино, и вскоре сворачиваем на грунтовку, уходящую между полей влево. Проехав несколько минут, уже видим его - величественный Тепе-Кермен.

Поворот за поворотом, всё ближе и ближе, и вот мы уже въехали в лесок у подножия горы. Отсюда, по её северному склону идёт единственная дорога, ведущая на вершину. Оставив нашего четырехколёсного друга в тенёчке под сосной, по хорошо утоптанной (даже укатанной) дороге, вдыхая утренний аромат леса, начинаем подъём на Тепе-Кермен. Краски осенних пейзажей настраивают на созерцательное восхищение этим миром…

Но минут через пятнадцать ходьбы следы от автомобилей уходят в сторону, и дорога превращается в тропинку, резко идущую на подъём. И вот тут-то наши ноги вдруг стали каменными - крепатура! Они нам напоминали, что вчера уже точно так же штурмовали Мангуп. Следующие минут двадцать показались вечностью: «недалеко до хати, та не можна допхати!»

Но вот тропинка упирается в первые пещеры.

Всего пещер на Тепе-Кермене насчитали около 250. Много больших пещер, в два этажа. Они расположены в нескольких ярусах по периметру плато. Назначение пещер, в основном, хозяйственное: хлева для скота, помещения для утвари и продуктов, немного пещер оборонного характера и несколько - культового.

Тепе-Кермен, в отличие от Мангупа и Эски-Кермена, изучен мало. Определено, что люди здесь жили примерно с VI по XIII век. Но всё-таки многое об этом месте говорится со знаком вопроса. Входил ли Тепе-Кермен в систему византийских укреплений? Было ли это военное укрепление или только жилое поселение? Как тут жили люди, если воды на горе нет, а колодец пока не найден? Почему здесь прекратилась активная жизнь - тоже остаётся только в предположениях…

Ну, а мы начинаем обходить плато, постепенно поднимаясь по спирали на его вершину. Поскольку площадь Тепе-Кермена в несколько раз меньше Эски-Кермена, и тем более, Мангуп-Кале, то наш осмотр города занял не более часа.
Вот очень красивая пещера, многокомнатная со ступеньками на второй этаж.


Поднявшись на вершину плато, наслаждаемся пространством.

Вот ещё одна достопримечательность Тепе-Кермена - так называемая пещерная «церковь с баптистерием». В ней хорошо сохранилась алтарная часть, поддерживаемая несколькими колоннами.

Уникальность этой церкви ещё и в поперечном расположении нефа.

В помещении есть также купель для крещения и несколько костниц. Размеры встречающихся здесь в большом количестве костниц очень невелики - метр-полтора. Похоронить в них человека невозможно. Гид нам рассказал, что согласно традициям того времени, хоронили усопших в традиционных могилах, а через время их останки переносили в вырубленные в камнях костницы.
А недалеко от пещерной церкви стоит камень с крестом. Возможно, он отсюда же.

На вершине найдены фундаменты большой усадьбы (возможно, местного феодала - средневекового хозяина Тепе-Кермена). Но сейчас всё плато заросло колючими кустами терновника. Наконец-то, мы узнали, какой он, терновый куст, куда так не хотел попадать Братец Кролик. Ягоды терна съедобные, немного кисло-тёрпкие, с большой косточкой.

На одном из выступов завис в ожидании свободного полёта ещё один валун. Похоже, что здесь тоже раньше стояла церковь.

На вершине хорошо, но нас ещё ждёт

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

Как добраться

Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

Из Симферополя

Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

Из Севастополя

Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

Так же есть и другой вариант:

Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

План городища. Достопримечательности

Тепе-Кермен - церкви городища

Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - другие церкви

"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Окрестности

В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в

Бахчисарайском районе Крыма ,

в 7 км юго-восточнее Бахчисарая. Высота 544 м

Общие сведения о Тепе-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымско-татарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe - холм, вершина, kermen - крепость). Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам - монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Площадь пещерного города около 1 га.

Фактически городом он не являлся, а был, скорее, крепостью-замком, на территории которого население округи укрывалось от войск неприятеля, что и объясняет отсутствие источников воды.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер - более 230-ти. Есть пещерная церковь XII-IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

До сих пор не ясно, из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен , с тюркского означает Вершина-Крепость , видна издалека..

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вот-вот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан.

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

В отличие от Чуфут-Кале, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермен . Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермен остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами…

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

(Бахчисарайский р-н, с.Машино)

Совершим еще одно путешествие по долине реки Качи. Позади остались грандиозные скалы Качи-Кальона. За селом Машино сворачиваем влево и по наезженной дороге поднимаемся к подножию горы. Далее по крутой тропинке среди разросшихся кустарников и деревьев, поднимаемся к вершине Тепе-Кермена.

Последние метры подъема по крутой тропе - самые трудные. Но когда, задыхаясь, выходишь из зарослей, неожиданно открывается впечатляющая картина, своеобразная награда за настойчивость. Нависающей стеной возвышается отвесная скала, изрытая в два яруса пещерами, уходящими куда-то вдаль по склону. Это главный вход в пещерный город. Пещеры здесь невысокие, обработка стен грубая, характерная для раннего этапа пещерного строительства. Во многих пещерах сохранились каплевидные углубления - круглые ямки с боковой канавкой - остатки очагов.

У большинства пещер отсутствуют передние стены, часть скалы в древние времена обвалилась. Скорее всего, в этой стене были окна и двери, вдоль нее тянулись навесы и террасы, украшавшие фасад двухъярусного комплекса. Сохранившаяся лесенка могла быть внутренней и не такой узкой. Сейчас во многих пещерах можно видеть кормушки, ванны и углубления под глиняные сосуды – это следы хозяйственного использования помещения. Здесь после обвала стены содержались домашние животные.

Храмы у входа характерны для многих пещерных городов. Стены одной из пещер обработаны тщательнее, чем у остальных. В них пробиты три полукруглые ниши, явно культового назначения. В стенах остались вертикальные пазы от деревянной перегородки, разделявшей комнату. На скальном выступе, ведущем в соседнюю пещеру, вырублены четыре гробницы. Три из них позднее были углублены и, вероятно, использовались как резервуары.

Повернув вправо, продолжаем свой путь на плато. Важно не пропустить еще один придорожный храм XIII века - церковь с ризницей. Она находится на верхнем ярусе и забраться на ее площадку не так просто. Небольшое по объему помещение отличается хорошо обработанными стенами и какой-то неуловимой гармонией размеров и пропорций. Ориентированная строго на восток подковообразная апсида отделялась в прошлом алтарной преградой, пазы от которой сохранились в стенах. Вдоль западной и южной стен вырублена сплошная скамья, в полу и боковой нише - три гробницы с выборкой под крышку. В северной стене устроены небольшие ниши.

По вырубленной в скале лестнице, поднимаемся на плато. Его высота над уровнем моря чуть больше 540 метров, и на 250 метров он возвышается над окружающими долинами. С его вершины открывается изумительный вид на долину реки Кача.

Тепе-Кермен («Холм-крепость») с южной и западной стороны по существу недоступен: высота обрывов здесь достигает 12 метров. Особенностью этого городища является то, что на небольшой площади до одного гектара обнаружено почти 300 искусственных пещер. Часть из них расположена в несколько ярусов, есть целые комплексы от двух до четырех помещений. На западной стороне большая часть пещер составляет оборонительный комплекс. Вырубленные в них отверстия предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней.

В северо-восточной части городища находится высеченный в скале храм весьма оригинальной архитектуры, необычной для средневековой Таврики. В значительно большей степени он схож с пещерными храмами Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Такие храмы появлялись в период иконоборчества. По мнению ряда исследователей, этот храм в VIII-IX вв. устроили иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие от преследования из Византии и осевшие на нашем полуострове.

Его размеры достаточно большие: в длину до 11 метров и в ширину от 4,2 до 5,4 м, причем внутреннее пространство вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. Молящиеся размещались полукругом перед выступающим внутрь церкви алтарем, окруженным шестью грубо высеченными из цельного камня колоннами. В нижней части алтаря высечены кресты, а под окном находится углубление для жертвенника. Сохранились свидетельства XIX в. о том, что на стене с правой стороны можно было различить контуры изображения Христа. Рядом с храмом в скале вырублен могильник из нескольких могил.

Тепе-Кермен труднодоступен, здесь нет источника воды, поэтому археологические исследования затруднены и городище мало изучено. Однако по всему городищу хорошо видны следы многочисленных застроек. Из-за небольшой площади плато усадьбы были тесными, большинство жилых построек имели второй этаж. Рядом с домами помещались хозяйственные постройки и навесы. Многие пещеры, очевидно, использовались как загоны для скота, в них неплохо сохранились вырубленные в скале кормушки, в верхних краях которых имеются отверстия для привязи животных. В целом ряде пещер в каменном потолке высечены «полукольца» для светильников.

Значительная часть вещей, найденных в результате археологических раскопок, фрагменты амфор, пифосов, поливных тарелок и мисок, кровельных черепиц - датируются в основном ХII-ХIV вв. Вместе с тем часть находок относится к \/-VI вв., в это время начинает обживаться Тепе-Кермен. С вершины Тепе-Кермена прекрасно просматривается по существу все плато соседнего городища Кыз-Кермена («Девичья Крепость»): их разделяет только глубокое ущелье.

Две рядом стоящие крепости, разделенные глубоким ущельем, на склонах которого разбросаны гигантские валуны, - такая картина просто не может обойтись без красивой и трагической легенды.

    «Давно это было... Тогда Кыз-Кермен был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала удивительной красоты дочь. Однако князь соседнего Тепе-Кермена со своей воинственной дружиной никому не давал покоя, и Кыз-Кермену они непрестанно чинили обиды, разбойничали в окрестных долинах, грабили торговые караваны и во что бы то ни стало хотели покорить жителей города.
    Поселилась вражда между соседями, а она порождает смерть, горькие слезы, гибнут поля, нет торговли. «Необходим мир, надо растить хлеб и детей, пусть восторжествует любовь», - так думали мудрые старейшины. И решили они поженить дочь князя наследника замка Тепе-Кермена. Молодые согласились, но перед самой свадьбой затеяли спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако красавица была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Что делать? Порешили на том, что через ущелье,разделяющее Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, надо соорудить мост. Пусть молодые встретятся его середине, чтобы никому не было обидно. Как решили, так и сделали. Настал день свадьбы. Нарядные и красивые молодые в сопровождении свиты вступили на мост и направились навстречу друг другу. Но что будешь делать! Дойдя до середины моста, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. От меча дружинника князя погибла и девушка... Вновь разгорелась вражда между соседями. Возведенный ими мост рухнул. Посмотри, огромные камни, из которых его возводили, и сейчас лежат по всему ущелья, разделяющего оба города».

октябрь 2006 г.

  • Доступность: 2